0 – нет знаний; 1 – частичные; 2 - достаточные; 3 – полные, наиболее самостоятельно справляется с заданиями в рамках своего возраста
Список литературы:
1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
2. Программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С. и др.
Образовательная область «Социализация»
Пояснительная записка
Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
· развитие игровой деятельности детей,
· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным),
· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В данную область входит ознакомление с явлениями общественной жизни, развитие игровой деятельности детей и воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Решение этой задачи осуществляется как в быту, так и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, причем основная работа проводится именно в совместной деятельности воспитателя с детьми, а на занятия выносится лишь наиболее сложный материал. Одними из главных методов ознакомления детей с социальным миром являются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Одной из воспитательно-образовательных задач в группе детей от 4 до 5 лет является ознакомление детей с обществом, в котором они живут. Ознакомление с явлениями общественно жизни проходит в процессе игр-занятий, бесед и совместной деятельности педагога с детьми. Данные задачи решаются в ходе игр-занятий по ознакомлению с окружающим и формированию целостной картины мира, в процессе организации игровой деятельности детей, проведения бесед, дидактических игр, чтения художественной литературы. Воспитание культуры поведения осуществляется в различных режимных моментах.
Содержание раздела «Явления общественной жизни»
№ блока
Название блока
Содержание блока
Образ Я
Формировать представление о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем (я был маленький, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, в природе. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, девочки женственные). Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Семья
Дать детям представление о том, что такое семья - это все, кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
Детский сад
Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (приглашать их на чаепитие). Вместе с педагогами поздравлять хорошо знакомых детям работников детского сада с днем рождения. Привлекать детей к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Приучать звонить и писать письма заболевшим товарищам и взрослым. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил культуры поведения.
Родная страна
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют наш Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т. п.).
Перспективно-тематический план по разделу «Явления общественной жизни»
Дата
(месяц)
Неделя
№ блока
Программное содержание
Совместная деятельность
Примечание
Тема
Содержание занятия
Сентябрь
Семья. Наш город
Уточнить знания детей о родственных связях; названии города, в котором живем. Вспомнить, где побывали всей семьей летом. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения; развивать речь
Рассматривание фото, иллюстраций о семье. Беседа о проведенном лете. Беседа о родном городе. Рассматривание фотографий.
Осмотр группы и помещений детского сада.
Здравствуй мир, стр.97
Знакомство с профессией врача
Познакомить детей с мед кабинетом, его оснащением, оборудованием (ростомер, весы). Дать представления о работе врача и медсестры, воспитывать уважение к их труду
Экскурсия в медицинский кабинет
Беседа о работе врача с показом иллюстраций. Беседа «Кто дома ухаживает за детьми»
Д-игра «Если зайчик заболел», «Расскажем Мишке как лечится у врача»
Камратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное развитие детей в средней группе. С. 22
Труд шофера
Познакомить с профессией шофера, воспитывать уважение к труду взрослых
Рассматривание иллюстраций о профессии шофера
Наблюдение за работой шофера, привозящего продукты для столовой
Октябрь
Беседа о труде родителей, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Декабрь
Чтение произведений художественной литературы о значении труда взрослых; показ примеров, как важно ценить и уважать труд людей.
Февраль
Знакомство с профессиями сотрудников детского сада
Уточнить и расширить представления детей о профессиях сотрудников детского сада (прачки и повара: воспитывать уважение к людям любых профессий
Рассматривание иллюстраций о профессии повара, прачки, беседа по ним. Наблюдение за трудовыми операциями повара и кухонного работника. Беседа «Кто работает в детском саду»
Вахрушев А.А. Здравствуй мир стр.138
Наша Армия
Познакомить с воинами, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики)
Беседа о родной армии, родах войск. Рассматривание иллюстраций
Март
Моя мама. Беседа
Дать представление детям о семье, об особой роли мамы. Вызвать желание помогать маме и внимательно относиться к родным людям
Рассматривание серии картин «Мамы всякие важны»
Петрова, Стульник. Этические беседы с детьми стр. 20
Знакомство с профессией продавца.
Экскурсия в продовольственный магазин.
Рассматривание иллюстраций
Апрель
Наша Родина – Россия. Москва – столица России
Дать знания о том, что все мы живем в России. Познакомить детей с главным городом нашей страны
Рассматривание иллюстраций фотографий с изображением Москвы
Знакомство с профессией почтальона
Познакомить детей с работой почтальона, воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь сказочному герою.
Рассматривание иллюстраций о работе почтальона. Написание письма Незнайке о лете
С/и «Почта»
Чтение С.Михалкова «Почтальон»
Май
День Победы.
Беседа с детьми о героических защитниках Родины.
Расширять знания детей о Дне Победы. Познакомить с подвигами российской армии, закрепить рода войск. Воспитывать уважительное отношение к заслугам ветеранов
Рассматривание иллюстраций, фото, книг о войне, картин с изображением солдат различных родов войск
Рассказ-беседа о Дне Победы (Алешина Н.Вй й бывали дети летом. живем. оведения в природе человеку;
а улице, знать их назначение;
и;
в котором они живут. стр.215, Гербова В.В. стр. 148
Наша Родина (символы)
Познакомить детей с флагом и гербом России. Воспитывать гордость за свою Родину