Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры практического использования аналитических зависимостей




Если на основании имеющихся наблюдений или анализа механизма возникно­вения отказов можно предположить о реализации определенного теоретического закона распределения СВ, то соответствующие показатели можно рассчитать ана­литически.

Так, для нормального закона при расчетах часто пользуются понятием норми­рованной функции O(z), для которой принимается новая случайная величина

Для нормированной функции составлены таблицы, облегчающие расчеты (приложение 5).

Пример 1. Определить вероятность первой замены детали при наработке автомобиля с начала эксплуатации 70 тыс. км. Распределение наработки до первого отказа подчиняется нормальному закону с параметрами: х = 95 тыс. км; о" = 30 тыс. км.

Используя понятие нормированной функции, определим нормированное отклонение

По приложению 5 находим Ф(-0,83) = 0,20.

Таким образом, примерно 20% автомобилей потребуют замены деталей при пробеге с начала эксплуатации до 70 тыс. км.

Вероятность отказа в интервале пробега х\ - дг2 определяется разностью Р(х2) - Р(х\) =

= Ф(22)-Ф(21).

Пример 2. Определить вероятность отказа той же детали в интервале пробега от х\ = 70 тыс. км до х2 = 125 тыс. км. Определяем: zj = -0,83; z2 = (125 - 95)/30 = 1. По при­ложению 5 находим Ф(-0,83) = 0,20; Ф(1) = 0,84. Таким образом, вероятность отказа детали в интервале пробега 70-125 тыс. км составляет 0,64, т.е. у 64% автомобилей в этом интервале пробега ожидается отказ детали и потребуется ее замена или ремонт.

Аналогичные таблицы и "вероятностные бумаги", облегчающие расчеты, имеются для экспоненциального и ряда других законов распределения.

Таким образом, умение оценивать случайные величины позволяет в реальной эксплуатации:

во-первых, перейти от ожидания стихийного появления событий (отказы изделия, требования на услуги ТО и ремонт, заправку и др.) к инструмен­тальному описанию и объективному предвидению их реализаций с определенной

 
 

 


При увеличении А/ (сокращении /то) растут безопасность работы механизма и одновременно затраты на саму профилактику, которую приходится проводить чаще. Увеличение периодичности ТО (/то) сокращает затраты на техническое обслуживание (производится реже), но одновременно увеличивает риск отказа, т.е. наступления события Y > Yn и связанные с ним затраты (дорожно-транспортное происшествие, нарушение транспортного процесса, компенсация ущерба и др.). Поэтому важнейшим в поддержании работоспособности изделия является опреде­ление рациональной периодичности /то.

Если известна интенсивность изменения параметра технического состояния а (из наблюдений, опыта, технической документации), то среднюю величину ресурса /р или периодичности ТО /то можно рассчитать по формуле

Подобная схема типична для изделий и материалов с монотонным изменением параметров технического состояния (см. рис. 2.6, 2.7). Такие изделия или элементы называются стареющими.

При каждом цикле профилактики происходит полная (А) или частичная (А') компенсация износа сопряженных деталей, фактические размеры (например, толщина тормозного диска) которых все больше отклоняются от номинальных. В конце концов наступает новое предельное состояние изделия, при котором работо­способность не может быть обеспечена профилактическими методами. Требуется восстановление утраченной работоспособности, которое осуществляется ремонтом или заменой (II стратегия). В рассматриваемом примере - это замена тормозных накладок и колодок в сборе (или раздельно) с тормозными барабанами (дисками) в зависимости от технического состояния последних. Наработка до этого состояния называется ресурсом до ремонта LP или полным ресурсом до замены La.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, имеющим целью предупреждение и отдаление момента достижения автомобилем и его элементами предельного состояния, т.е. отказов и неисправностей.

Основные задачи ТО:

1) предупреждение (профилактика) отказов и неисправностей (метод: возвра­
щение системы в начальное или близкое к нему техническое состояние

2) отдаление момента достижения системой предельного состояния Ylv т.е.
увеличение ресурса (метод: сокращение интенсивности изменения параметров
технического состояния изделия - применение более качественных материалов,
соблюдение правил эксплуатации, качественное обслуживание и др.);

3) поддержание санитарно-гигиенического состояния и удовлетворительного
внешнего вида автомобиля, а также создание условий для эффективного проведе­
ния работ ТО и Р (метод: уборка, мойка, санитарная обработка, очистка, окраска).

Характерные работы ТО: контрольно-диагностические, электротехнические, заправочные, крепежные, смазочные, регулировочные, моечные, уборочные и др. Особенность работ ТО:

1) поддержание технического состояния в заданных пределах Ун ^ У, ^ Ynn (см.
рис. 2.1,2.12);

2) регулярность и плановость - выполнение с определенной, заранее заданной
наработкой, называемой периодичностью ТО - /то;

3) значительное влияние на безотказность, долговечность, экономичность и
экологичность;

4) выполнение, как правило, без разборки или с минимальной разборкой;

5) сравнительно малая трудоемкость и продолжительность операций ТО;

6) сравнительно малая наработка (периодичность /то = 3 + 25 тыс. км);

7) выполнение операций, как правило, группами, называемыми видами (ступе­нями) ТО. Например, в России: ежедневное обслуживание (ЕО); ТО-1, ТО-2 и др. -периодическое обслуживание; сезонное обслуживание (СО) и др. В зарубежной практике виды ТО: А, В, С, D и др.

ТО выполняется владельцами транспортных средств своими силами или на спе­циализированных предприятиях: станциях технического обслуживания, в мастер­ских и др.

РЕМОНТ

Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособ­ности изделия и его элементов, а также устранения отказов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

Характерные ремонтные работы: контрольно-диагностические и дефекто-вочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, кузовные, малярные и др.

Особенности ремонтных работ:

1) выполняются, как правило, по достижении предельного состояния, т.е. по потребности;

2) наработка до ремонта обычно превышает периодичность ТО; 3) необходима частичная или полная разборка агрегата, автомобиля; 4) имеют значительную трудоемкость и стоимость; 5) необходимо применение достаточно сложного специального и универсаль­ного оборудования (станочное, сварочное, окрасочное и др.);

 

6) объектом ремонта может быть весь автомобиль, агрегат, сборочная единица или деталь.

Различают следующие виды ремонта.

Капитальный ремонт автомобиля или агрегата, целью которого является регламентирование восстановления работоспособности изделия до нормативного уровня, близкого к новому изделию (ресурс 80% и более). КР выполняется, как правило, на специализированных авторемонтных предприятиях.

Восстановительный ремонт деталей (ВРД) имеет целью восстановление номинального уровня работоспособности, соответствующего показателям новых деталей. Проводится на специализированных предприятиях, а в ряде стран - заво­дами-изготовителями или их дочерними компаниями. В зарубежной практике это называется ремонтом, выполняемым в соответствии со спецификациями изгото­вителей.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения возникающих в процессе эксплуатации автомобилей отказов и неисправностей, а также для обеспечения установленных нормативов ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремонта или списания. ТР, как правило, выполняется на автотранспортных пред­приятиях между или одновременно с ТО, в специализированных ремонтных мастерских и на СТО.

4. ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЕ И РЕМОНТИРУЕМЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Если при достижении предельного состояния изделие конструктивно может быть восстановлено, то оно называется восстанавливаемым. Примеры: автомо­биль, агрегат, система, ряд деталей. У восстанавливаемого изделия полный ресурс значительно превосходит наработки на отказы.

Если изделие конструктивно не допускает восстановления (лампы, ремни, прокладки, накладки, провода, свечи и др.), то оно называется невосстанавли-ваемым. Наработка до отказа и полный ресурс таких изделий совпадают.

Если в конкретных экономических и технических условиях (ресурсы, цены новых и отремонтированных изделий и др.) ремонт изделия является целе­сообразным, то оно называется ремонтируемым. В противном случае - неремонти-руемым.

Проводя профилактику, нельзя полностью исключить возникновение отказов и неисправностей, так как они возникают под действием многочисленных, иногда неизвестных факторов. А наработка на отказ или неисправность является случай­ной величиной, нижнее значение которой практически приближается к нулю.

Поэтому на практике реальной принимается III стратегия, являющаяся комбинацией I стратегии поддержания (ТО) и II стратегии восстановления (Р) работоспособности (см. табл. 2.5).

Эта комбинация составляет основу системы технического обслуживания и ремонта, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Причем техническое обслужи­вание и ремонт выступают в виде "сообщающихся сосудов". Чем эффективнее обслуживание (оптимальные периодичность и состав профилактических работ), тем реже возникают отказы и неисправности и меньше затраты на ремонт.

Поэтому одним из показателей эффективности технической эксплуатации (см. гл. 1), ее целевой функцией U являются суммарные затраты на ТО (С\) и ремонт (Сц), которые при удовлетворении прочих условий должны быть минимизированы:

Отсюда можно сделать ряд практических выводов.

 

 

Во-первых, изменяя содержание технического обслуживания (состав работ, периодичность), можно влиять на одну из целевых функций технической эксплуатации U^, т.е. управлять ею.

Во-вторых, очевидно прямое влияние технического обслуживания на ремонт.

В-третьих, частота, содержание и объемы ремонтных работ при прочих равных условиях (конструкция автомобиля, условия эксплуатации и др.) являются одним из показателей качества технического обслуживания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...