Примеры практического использования аналитических зависимостей
Если на основании имеющихся наблюдений или анализа механизма возникновения отказов можно предположить о реализации определенного теоретического закона распределения СВ, то соответствующие показатели можно рассчитать аналитически. Так, для нормального закона при расчетах часто пользуются понятием нормированной функции O(z), для которой принимается новая случайная величина Для нормированной функции составлены таблицы, облегчающие расчеты (приложение 5). Пример 1. Определить вероятность первой замены детали при наработке автомобиля с начала эксплуатации 70 тыс. км. Распределение наработки до первого отказа подчиняется нормальному закону с параметрами: х = 95 тыс. км; о" = 30 тыс. км. Используя понятие нормированной функции, определим нормированное отклонение По приложению 5 находим Ф(-0,83) = 0,20. Таким образом, примерно 20% автомобилей потребуют замены деталей при пробеге с начала эксплуатации до 70 тыс. км. Вероятность отказа в интервале пробега х\ - дг2 определяется разностью Р(х2) - Р(х\) = = Ф(22)-Ф(21). Пример 2. Определить вероятность отказа той же детали в интервале пробега от х\ = 70 тыс. км до х2 = 125 тыс. км. Определяем: zj = -0,83; z2 = (125 - 95)/30 = 1. По приложению 5 находим Ф(-0,83) = 0,20; Ф(1) = 0,84. Таким образом, вероятность отказа детали в интервале пробега 70-125 тыс. км составляет 0,64, т.е. у 64% автомобилей в этом интервале пробега ожидается отказ детали и потребуется ее замена или ремонт. Аналогичные таблицы и "вероятностные бумаги", облегчающие расчеты, имеются для экспоненциального и ряда других законов распределения. Таким образом, умение оценивать случайные величины позволяет в реальной эксплуатации: во-первых, перейти от ожидания стихийного появления событий (отказы изделия, требования на услуги ТО и ремонт, заправку и др.) к инструментальному описанию и объективному предвидению их реализаций с определенной
При увеличении А/ (сокращении /то) растут безопасность работы механизма и одновременно затраты на саму профилактику, которую приходится проводить чаще. Увеличение периодичности ТО (/то) сокращает затраты на техническое обслуживание (производится реже), но одновременно увеличивает риск отказа, т.е. наступления события Y > Yn и связанные с ним затраты (дорожно-транспортное происшествие, нарушение транспортного процесса, компенсация ущерба и др.). Поэтому важнейшим в поддержании работоспособности изделия является определение рациональной периодичности /то. Если известна интенсивность изменения параметра технического состояния а (из наблюдений, опыта, технической документации), то среднюю величину ресурса /р или периодичности ТО /то можно рассчитать по формуле Подобная схема типична для изделий и материалов с монотонным изменением параметров технического состояния (см. рис. 2.6, 2.7). Такие изделия или элементы называются стареющими. При каждом цикле профилактики происходит полная (А) или частичная (А') компенсация износа сопряженных деталей, фактические размеры (например, толщина тормозного диска) которых все больше отклоняются от номинальных. В конце концов наступает новое предельное состояние изделия, при котором работоспособность не может быть обеспечена профилактическими методами. Требуется восстановление утраченной работоспособности, которое осуществляется ремонтом или заменой (II стратегия). В рассматриваемом примере - это замена тормозных накладок и колодок в сборе (или раздельно) с тормозными барабанами (дисками) в зависимости от технического состояния последних. Наработка до этого состояния называется ресурсом до ремонта LP или полным ресурсом до замены La.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, имеющим целью предупреждение и отдаление момента достижения автомобилем и его элементами предельного состояния, т.е. отказов и неисправностей. Основные задачи ТО: 1) предупреждение (профилактика) отказов и неисправностей (метод: возвра 2) отдаление момента достижения системой предельного состояния Ylv т.е. 3) поддержание санитарно-гигиенического состояния и удовлетворительного Характерные работы ТО: контрольно-диагностические, электротехнические, заправочные, крепежные, смазочные, регулировочные, моечные, уборочные и др. Особенность работ ТО: 1) поддержание технического состояния в заданных пределах Ун ^ У, ^ Ynn (см. 2) регулярность и плановость - выполнение с определенной, заранее заданной 3) значительное влияние на безотказность, долговечность, экономичность и 4) выполнение, как правило, без разборки или с минимальной разборкой; 5) сравнительно малая трудоемкость и продолжительность операций ТО; 6) сравнительно малая наработка (периодичность /то = 3 + 25 тыс. км); 7) выполнение операций, как правило, группами, называемыми видами (ступенями) ТО. Например, в России: ежедневное обслуживание (ЕО); ТО-1, ТО-2 и др. -периодическое обслуживание; сезонное обслуживание (СО) и др. В зарубежной практике виды ТО: А, В, С, D и др. ТО выполняется владельцами транспортных средств своими силами или на специализированных предприятиях: станциях технического обслуживания, в мастерских и др. РЕМОНТ Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности изделия и его элементов, а также устранения отказов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.
Характерные ремонтные работы: контрольно-диагностические и дефекто-вочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, кузовные, малярные и др. Особенности ремонтных работ: 1) выполняются, как правило, по достижении предельного состояния, т.е. по потребности; 2) наработка до ремонта обычно превышает периодичность ТО; 3) необходима частичная или полная разборка агрегата, автомобиля; 4) имеют значительную трудоемкость и стоимость; 5) необходимо применение достаточно сложного специального и универсального оборудования (станочное, сварочное, окрасочное и др.);
6) объектом ремонта может быть весь автомобиль, агрегат, сборочная единица или деталь. Различают следующие виды ремонта. Капитальный ремонт автомобиля или агрегата, целью которого является регламентирование восстановления работоспособности изделия до нормативного уровня, близкого к новому изделию (ресурс 80% и более). КР выполняется, как правило, на специализированных авторемонтных предприятиях. Восстановительный ремонт деталей (ВРД) имеет целью восстановление номинального уровня работоспособности, соответствующего показателям новых деталей. Проводится на специализированных предприятиях, а в ряде стран - заводами-изготовителями или их дочерними компаниями. В зарубежной практике это называется ремонтом, выполняемым в соответствии со спецификациями изготовителей. Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения возникающих в процессе эксплуатации автомобилей отказов и неисправностей, а также для обеспечения установленных нормативов ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремонта или списания. ТР, как правило, выполняется на автотранспортных предприятиях между или одновременно с ТО, в специализированных ремонтных мастерских и на СТО. 4. ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЕ И РЕМОНТИРУЕМЫЕ ИЗДЕЛИЯ Если при достижении предельного состояния изделие конструктивно может быть восстановлено, то оно называется восстанавливаемым. Примеры: автомобиль, агрегат, система, ряд деталей. У восстанавливаемого изделия полный ресурс значительно превосходит наработки на отказы.
Если изделие конструктивно не допускает восстановления (лампы, ремни, прокладки, накладки, провода, свечи и др.), то оно называется невосстанавли-ваемым. Наработка до отказа и полный ресурс таких изделий совпадают. Если в конкретных экономических и технических условиях (ресурсы, цены новых и отремонтированных изделий и др.) ремонт изделия является целесообразным, то оно называется ремонтируемым. В противном случае - неремонти-руемым. Проводя профилактику, нельзя полностью исключить возникновение отказов и неисправностей, так как они возникают под действием многочисленных, иногда неизвестных факторов. А наработка на отказ или неисправность является случайной величиной, нижнее значение которой практически приближается к нулю. Поэтому на практике реальной принимается III стратегия, являющаяся комбинацией I стратегии поддержания (ТО) и II стратегии восстановления (Р) работоспособности (см. табл. 2.5). Эта комбинация составляет основу системы технического обслуживания и ремонта, которая будет рассмотрена в дальнейшем. Причем техническое обслуживание и ремонт выступают в виде "сообщающихся сосудов". Чем эффективнее обслуживание (оптимальные периодичность и состав профилактических работ), тем реже возникают отказы и неисправности и меньше затраты на ремонт. Поэтому одним из показателей эффективности технической эксплуатации (см. гл. 1), ее целевой функцией U являются суммарные затраты на ТО (С\) и ремонт (Сц), которые при удовлетворении прочих условий должны быть минимизированы: Отсюда можно сделать ряд практических выводов.
Во-первых, изменяя содержание технического обслуживания (состав работ, периодичность), можно влиять на одну из целевых функций технической эксплуатации U^, т.е. управлять ею. Во-вторых, очевидно прямое влияние технического обслуживания на ремонт. В-третьих, частота, содержание и объемы ремонтных работ при прочих равных условиях (конструкция автомобиля, условия эксплуатации и др.) являются одним из показателей качества технического обслуживания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|