Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПЕРСОНАЛ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Состав персонала.Персонал инженерно-технической службы состоит из руко­водителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответст­венных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в кото­рых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естест­венно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно.

По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятель­ность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженчес-кую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн чел., в том числе 86% - кадры массо­вых профессий, 8,5% - специалисты и руководители, 5,5% - обслуживающий и вспомогательный персонал.

Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональ­ные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности авто­транспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологи­ческой безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, серти-

 

фикационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные.

Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выпол­няют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функцио­нальные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передают­ся в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещаю­щие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональ­ными обязанностями.

Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, про­ведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т.д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях, а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке.

Кадры массовых профессий включают две основные группы работников:

• водители, имеющие право на управление транспортными средствами катего­рий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов;

• ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо- и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т.д. В зависи­мости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители.

В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29%, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте - до 37% персонала автомобильного транспорта (табл. 14.1).

В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям: 150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 -

 

 

организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслужи­вание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям), а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям: 1705 -техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном).

Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает "автомобильные" или близкие им дисциплины (двигатели внут­реннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): "Автомо­биле- и тракторостроение", "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Ма­шины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др.

Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуще­ствляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, произ­водственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспече­нием перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движе­ния, и, в ряде случаев, финансово-экономической.

Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18% имеют высшее и 31% - среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28% не имеют специального образования, соответ­ствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалифика­ционную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к катего­рии "практики" и до 23% - специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.

Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50% лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70-80%) среди ответственных за транспортную деятельность неавтотранспортных предприятий и фирм.

Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правиль­ное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна.

Определение потребности в специалистахможет проводиться на уровнях пред­приятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2-4 года) и долговременным (на 5-10 лет) по схеме: темпы изменения валового внутреннего продукта —> объема транспортной работы —> потребности в персонале —» потреб­ности в специалистах. В табл. 14.2 приведены результаты подобного прогноза, выполненного МАДИ.

Таким образом, для автотранспортных предприятий потребность в специалис­тах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы, годо­вой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалис­тов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов дея­тельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта,

 

автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы, - по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка.

При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показа­тели технологической и дополнительной потребности. Технологическая потреб­ность - это численность специалистов, которая способна обеспечить эффектив­ную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требо­ваний, безопасности движения. Дополнительная потребность - это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потреб­ность составляет от 5 до 15% от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.

При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов.

Подготовка персонала.Обеспечение автомобильного транспорта специалис­тами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образова­ния, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса.

Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобиль­ного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно инсти­туты, университеты, академии, техникумы и колледжи. Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществля­ют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения.

Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний, уме­ний и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение

 

отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовку осуще­ствляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профес­сиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласо­ванию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом госу­дарственного образца.

Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имею­щие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.

Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профес­сиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т.д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций.

Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комби­натов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5-5 тыс. специалистов с высшим обра­зованием и более 10 тыс. - со средним техническим образованием автотранс­портного профиля.

Глава 15

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7