Персонал инженерно-технической службы
Состав персонала. Персонал инженерно-технической службы состоит из руководителей; специалистов; кадров массовых профессий (рабочие кадры); ответственных за транспортную деятельность предприятий, организаций и фирм, в которых транспортная работа является вспомогательной, и предпринимателей. Естественно, что в малых предприятиях и у предпринимателей это деление условно. По состоянию на конец 1998 г. на предприятиях автомобильного транспорта всех форм собственности, в автотранспортных подразделениях нетранспортных организаций, а также у физических лиц, осуществляющих ту или иную деятельность на автомобильном транспорте, включая автосервис и торгово-снабженчес-кую, согласно оценкам, работали до 6,5 млн чел., в том числе 86% - кадры массовых профессий, 8,5% - специалисты и руководители, 5,5% - обслуживающий и вспомогательный персонал. Специалисты на автомобильном транспорте имеют различные функциональные обязанности, связанные с организацией и выполнением перевозок грузов и пассажиров, обеспечением технической исправности и работоспособности автотранспортных средств, организацией финансово-экономической деятельности предприятий, обеспечением работы по безопасности движения, организацией и выполнением работ в области автосервиса, организацией и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса, контрольно-инспекторской, серти-
фикационной, лицензионной и торгово-снабженческой деятельностью. В ряде случаев эти функциональные обязанности объединяются или, наоборот, дробятся на более конкретные. Ответственные за транспортную деятельность в большинстве случаев выполняют в различных комбинациях указанные функции; иногда отдельные функциональные обязанности (финансово-экономическая, экологическая и др.) передаются в другие подразделения фирмы, напрямую не связанные с транспортом. В эту группу входят как специалисты с высшим и средним специальным образованием автотранспортного профиля, так и лица без специального образования, совмещающие работу по организации автотранспортной деятельности с иными функциональными обязанностями.
Предприниматели также выполняют все эти функциональные задачи, только в значительно сокращенных объемах, совмещая их с вождением автомобиля, проведением некоторых работ ТО и ТР (водители-операторы) и т.д. В эту группу входят лица со специальным образованием автотранспортного профиля, водители с большим опытом работы на крупных предприятиях, а также лица, пришедшие из других отраслей и нуждающиеся в серьезной профессиональной подготовке. Кадры массовых профессий включают две основные группы работников: • водители, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С, Д, Е и на перевозку опасных грузов; • ремонтные рабочие: автослесарь (разборочно-сборочные, регулировочные работы); слесарь-автоэлектрик, аккумуляторщик, вулканизаторщик; газо- и электросварщик, маляр, автослесарь по топливной аппаратуре и т.д. В зависимости от квалификации им присваивается соответствующий разряд. В ряде случаев в ТО и ремонте участвуют водители. В подотрасли "Автомобильный транспорт" на инженерно-техническую службу приходится до 29%, а с учетом водителей, участвующих в ТО и ремонте - до 37% персонала автомобильного транспорта (табл. 14.1). В соответствии с действующей классификацией на автомобильном транспорте могут работать специалисты с высшим образованием автотранспортного профиля по специальностям: 150200 - автомобили и автомобильное хозяйство, 240100 -
организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 240400 - организация и безопасность движения, 230100 - эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям), 072000 - стандартизация и сертификация, 330200 - инженерная защита окружающей среды, 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям), а также специалисты со средним специальным образованием автотранспортного профиля по специальностям: 1705 -техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 2401 - организация перевозок и управление движением на транспорте (автомобильном). Кроме указанных, на автомобильном транспорте могут работать специалисты, получившие высшее образование по родственным специальностям, обучение по которым включает "автомобильные" или близкие им дисциплины (двигатели внутреннего сгорания, конструкция и расчет автомобилей, ТО и ремонт и др.): "Автомобиле- и тракторостроение", "Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование", "Сельскохозяйственные машины и оборудование", "Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды" и др. Произошедшее за последние годы резкое увеличение числа субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, при уменьшении их мощности (размер парка, численность персонала, число постов обслуживания и ремонта, производственные площади) обусловило существенное изменение функциональных обязанностей специалистов. Для малых предприятий транспорта и предприятий, в которых автотранспортная деятельность является вспомогательной, характерно совмещение функциональных обязанностей, связанных с организацией и обеспечением перевозочной деятельности, технического обеспечения, безопасности движения, и, в ряде случаев, финансово-экономической. Кроме того, произошло снижение уровня специальной и общей подготовки. Среди специалистов 18% имеют высшее и 31% - среднее специальное образование автотранспортного профиля, 28% не имеют специального образования, соответствующего выполняемым функциональным обязанностям, но прошли квалификационную подготовку на автомобильном транспорте и условно относятся к категории "практики" и до 23% - специалисты, имеющие образование, включающее только основы автомобильной подготовки.
Таким образом, на должностях специалистов предприятий автомобильного транспорта работает до 50% лиц, не имеющих профильного высшего и среднего специального образования. Особенно эта доля велика (доходит до 70-80%) среди ответственных за транспортную деятельность неавтотранспортных предприятий и фирм. Поэтому необходимо расширение и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и персонала, а также правильное определение текущей и будущей потребности, так как система подготовки персонала, особенно специалистов, достаточно инерционна. Определение потребности в специалистах может проводиться на уровнях предприятие-регион-отрасль. Прогноз может быть краткосрочным (на 2-4 года) и долговременным (на 5-10 лет) по схеме: темпы изменения валового внутреннего продукта —> объема транспортной работы —> потребности в персонале —» потребности в специалистах. В табл. 14.2 приведены результаты подобного прогноза, выполненного МАДИ. Таким образом, для автотранспортных предприятий потребность в специалистах определяется исходя из прогнозируемых объемов транспортной работы, годовой производительности работающего в данной отрасли, удельного веса специалистов среди работающих, соотношения между специалистами с высшим и средним специальным образованием, потребности в специалистах различных видов деятельности: для обслуживания индивидуального легкового и грузового транспорта,
автомобилей предприятий, не имеющих собственной производственно-технической базы, - по числу работающих, необходимых на 1 тыс. автомобилей парка. При оценке потребности в специалистах, как правило, применяются показатели технологической и дополнительной потребности. Технологическая потребность - это численность специалистов, которая способна обеспечить эффективную автотранспортную деятельность с учетом социальных, экономических требований, безопасности движения. Дополнительная потребность - это численность специалистов, которая необходима при приросте объема работ, компенсации естественного выбытия и движения, замене практиков. Дополнительная потребность составляет от 5 до 15% от общей технологической потребности и зависит от темпов развития отрасли, движения специалистов и др.
При прогнозировании потребности в специалистах на уровне предприятий и регионов указанные соотношения между службами могут изменяться с учетом особенностей регионов и предприятий, темпов их развития и других факторов. Подготовка персонала. Обеспечение автомобильного транспорта специалистами и кадрами массовых профессий в необходимом количестве и требуемой квалификации реализуется действующей системой профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов автотранспортного комплекса. Подготовку кадров водителей и ремонтных рабочих основных специальностей автомобильного профиля осуществляют учебно-курсовые комбинаты автомобильного транспорта и отраслевые профессиональные училища. Аттестация и частично обучение проводится на автотранспортных предприятиях. Подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием ведут соответственно институты, университеты, академии, техникумы и колледжи. Подготовку ответственных за автотранспортную деятельность лиц и предпринимателей, не имеющих высшего или среднего специального образования автотранспортного профиля, осуществляют учебные заведения, в том числе высшие, средние и специальные, в соответствии с лицензией и аккредитацией на данный вид обучения. Переподготовка проводится с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение
отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Переподготовку осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком (предприятием) по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации, проведение обучения подтверждается соответствующим удостоверением или дипломом государственного образца. Повышение квалификации осуществляется для обновления теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями к специалистам. Повышение квалификации проводят высшие и средние специальные учебные заведения, имеющие в своем составе институты (факультеты) и курсы повышения квалификации согласно лицензии по основным направлениям подготовки специалистов. Обучение осуществляется по программам, определяемым заказчиком и учебным заведением.
Стажировка имеет целью формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировки проводятся на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях и т.д. Программа и сроки стажировки определяются руководством направляющей и принимающей организаций. Подготовкой специалистов для автомобильного транспорта занято около 50 вузов и более 200 техникумов и колледжей. Более 4000 учебно-курсовых комбинатов и автошкол осуществляют подготовку водителей и ремонтных рабочих. Учебные заведения ежегодно выпускают 4,5-5 тыс. специалистов с высшим образованием и более 10 тыс. - со средним техническим образованием автотранспортного профиля. Глава 15 МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|