Аграрный вопрос перед Октябрьской революцией
Развитие революционного движения в России накануне Февральской революции и в ее ходе существенно обострило аграрный вопрос. Широкое участие в революции крестьянских масс, необходимость их привлечения на сторону пролетариата обусловили его важность для перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В России, являющейся аграрной страной, где сельское население составляло более 80%, земельный вопрос был одним из главных, от решения которого зависела судьба государства. Крестьянский вопрос занимал важное место в программах всех политических партий, окончательно оформившихся во время революционных событий 1905-1907 гг. Центральной в его решении была земельная проблема. Не лишним будет вспомнить знаменитую ленинскую фразу: “Земельный вопрос - гвоздь русской революции”. На протяжении двух первых десятилетий XX в. основными вопросами, связанными с землей, были сущность и принципы земельной политики, тенденции трансформации земельных отношений, формы собственности, способы, пути и условия решения земельного вопроса, основные мероприятия земельной реформы, вопрос об органах земельных преобразований. Все они нашли отражение в программах политических партий. Существовало значительное число вариантов разрешения аграрного вопроса, которые предлагали политические партии России в начале века - от леворадикальных до правых. Однако ведущую роль довелось сыграть РСДРП (фракции большевиков и меньшевиков), эсерам (социалистам-революционерам), энесам (народно-социалистической партии), крестьянской общественности (“Трудовой группе” в Государственной Думе), кадетам (“партии народной свободы”) и октябристам (“Союзу 17 октября”). Аграрные программы этих партий в той или иной мере были альтернативой государственному курсу преобразований. В каждой партии существовали различные мнения по аграрному вопросу, велись внутрипартийные дискуссии.
Только программа большевиков была поистине революционной и в наибольшей степени соответствовала интересам трудящегося крестьянства. Это было блестяще подтверждено всем ходом первой русской революции, обсуждением аграрных проектов в Государственной думе, лозунгами крестьянства в революции 1917 г. В связи с переходом от первого этапа революции, закрепившего власть за буржуазией, ко второму ее этапу, который должен был передать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства, аграрная программа партии получила в решениях Апрельской конференции новую направленность и содержание. Осуществление аграрной программы предполагало одновременное решение трех основных задач: 1) ликвидацию пережитков крепостничества в земельных отношениях и устранение всех перегородок во владении и пользовании землей (буржуазно-демократическая задача); 2) укрепление союза пролетариата с беднейшим крестьянством с одновременной организацией сельского пролетариата в самостоятельную классовую силу; 3) начало социалистического преобразования сельского хозяйства путем упразднения частной собственности на землю и создания крупных общественных хозяйств. Эсеры, меньшевики, кадеты и другие соглашательские и буржуазные партии призывали крестьян ждать для решения земельного вопроса созыва Учредительного собрания, большевики решительно отвергали саму идею каких-либо соглашений с помещиками. Идея национализации земли находила все большую поддержку среди крестьянства. На опыте капиталистического развития сельского хозяйства в России, особенно в период столыпинской реформы, крестьяне прекрасно понимали, какой вред частная собственность на землю приносит крестьянству и всей стране в целом. Росшие год от года платежи за землю и вся хозяйственная практика организации производства в таких условиях убедили крестьян, что земельный вопрос можно решить только на основе полного, революционного изменения земельных отношений. Их требования соответствовали программе, выдвинутой большевиками. Национализация земли была призвана укрепить союз рабочего класса и крестьянства, поскольку она удовлетворяла интересы обоих классов, должна была способствовать укреплению связей города и деревни, развивать новые социальные и экономические условия в России. Аграрная программа большевиков не ограничивалась национализацией земли и передачей ее в пользование крестьян. Эта мера сама по себе еще не могла решить в полной мере земельный вопрос и гарантировать крестьянству освобождение от любых форм эксплуатации, угнетения и нищеты.
После Февральской революции в деревне резко возросла политическая активность. Представители различных партий развернули здесь широкую пропагандистскую и агитаторскую работу. Активно работали в деревне десятки и сотни посланцев большевиков. В апреле и мае 1917 г. в большинстве уездов и волостей было закончено формирование земельных комитетов. Одновременно происходило формирование Советов крестьянских депутатов. К июлю 1917 г. земельные комитеты в большинстве губерний практически вышли из повиновения Временному правительству и проводили на местах, не дожидаясь решений сверху, конфискацию и захват помещичьих земель. Аграрное движение росло и ширилось. Увеличивалось число крестьянских восстаний. Если в марте их было 11, то в июне уже 855, причем это аграрное движение крестьянства все больше сливалось с революционной борьбой рабочего класса. Опасаясь дальнейшего развития этого движения, Временное правительство приняло в июле закон, которым запрещалась деятельность Советов и земельных комитетов, а малейшее покушение на частную земельную собственность объявлялось тягчайшим преступлением перед государством. Начались массовые репрессии, большинство крестьянских волостных земельных комитетов было разгромлено, их члены арестованы. По деревням и селам разъезжали казачьи карательные отряды. Но это уже не могло остановить крестьянское движение, в новых условиях оно приобрело лишь иные формы.
В сентябре и октябре большинство губерний европейской части России были охвачены крестьянскими волнениями, переходящими в открытую вооруженную борьбу против помещиков и представителей власти Временного правительства. В деревнях резко возросла политическая активность, назрел революционный кризис. В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) в Зимнем дворце было свергнуто Временное правительство. Победила пролетарская социалистическая революция, открывшая новую эру в развитии земельных отношений в России.
Декрет о земле
Принят Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г. 1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и неживым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания. 3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч. 4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией “Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов” и опубликованный в номере 88 этих “Известий” (Петроград, № 88,19 августа 1917 г.).
5. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Основополагающим принципом Декрета о земле стал принцип национализации всей земли, ее недр, лесов и вод как важнейших природных богатств, составляющих естественную основу общественного социалистического производства. Свое выражение национализация земли, согласно Декрету о земле, нашла в ликвидации частной собственности на землю, в обращении ее во всенародное достояние и в учреждении исключительной собственности на землю государства, в создании единого земельного фонда страны и государственного управления им. В декрете отмечалось, что формы пользования землей должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, в зависимости от того, как будет решен этот вопрос в отдельных селениях и поселках. Исключение составляли земельные участки, не подлежащие распределению (рассадники племенного скота, опытные и показательные поля, питомники, конные заводы, семенные хозяйства, хозяйства, производящие технические культуры, промысловые хозяйства), которые должны были поступить в пользование государственных хозяйств. Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную (артельную) и единоличную (в различных ее разновидностях). Отсюда вытекает следующий принцип декрета - принцип свободы выбора форм землепользования. Инструкцией по регулированию земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений от 4 декабря 1917 г. были определены преимущества артельных хозяйств при распределении земли. Однако это не отменяло принцип свободы выбора форм землепользования, а создавало лишь определенный стимул организации коллективных объединений крестьян. Согласно Декрету о земле были запрещены сдача земли в аренду и применение наемного труда. Следовательно, одним из принципов декрета является принцип трудового землепользования. Его сущность заключается в том, что каждый, кому государство выделяет в пользование землю, обязан обрабатывать ее своим трудом и трудом членов своей семьи без найма дополнительной рабочей силы. Это требование распространялось и на единоличные, и на коллективные хозяйства. Поскольку аренда и субаренда земли являются источником нетрудовых доходов землепользователей, они также категорически запрещались. Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распределяется в пользование трудящимися по потребительской или трудовой норме. Выше уже отмечалось, что этот принцип не совпадал с позициями большевиков по земельному вопросу, но соответствовал требованиям большинства крестьянства. В существовавших тогда условиях такое решение было единственно правильным. Крестьяне должны были сами убедиться, что их надежды на уравнительное распределение земли как на единственно правильный путь спасения от помещичьей и кулацкой кабалы являются иллюзией, что никакая уравнительная дележка не предотвратит имущественного и классового расслоения крестьянства, что только замена мелкого производства крупным общественным создаст условия для ликвидации нищеты и эксплуатации.
Для появления такой убежденности понадобилось немного времени, уже к 1928 г. основные массы крестьянства поняли всю порочность уравнительного землепользования и единоличного ведения хозяйства. Этот принцип распространялся только на ту часть земель, которая подлежала распределению. Сюда не входили земли несельскохозяйственного назначения, государственные хозяйства и другие земли, не подлежащие распределению. Осуществление этого принципа сыграло определенную положительную роль в переходный период, но с проведением коллективизации он утратил свое значение и в дальнейшем развитии земельных отношений не применялся. Впервые в истории развития общества в качестве государственного требования в законодательном документе провозглашался в Декрете о земле принцип рационального использования земли в интересах всего общества. На первом этапе построения социализма этот принцип еще не содержал в себе всего многообразия факторов, которые вкладываются в понятие рационального использования земель в настоящее время. Но уже тогда установление государственной собственности на землю, ликвидация феодально-крепостнических пережитков в землепользовании, стремление обеспечить использование земель в интересах всего народа обусловило важность реализации этого принципа. Одним из его проявлений уже в первые месяцы Советской власти явилось сохранение и превращение в образцы рационального использования земель крупных высококультурных хозяйств. Важнейшим принципом Декрета о земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли из частной собственности. Его осуществление практически ликвидировало все возможности реставрации частного землепользования. Из этого же принципа вытекает принцип бесплатного землепользования, который был установлен сразу же после принятия Декрета о земле. Изъятие земель без всякого выкупа имело громадное политическое и экономическое значение. Оно стало основой для ликвидации любых эксплуататорских классов в деревне и позволило получить землю беднейшему крестьянству и сельскому пролетариату. Все земли, объявленные декретом всенародным достоянием, поступали в бесплатное пользование всех граждан Советского государства без различия пола и национальности, желающих обрабатывать их своим трудом, с помощью своей семьи или в товариществе. Сразу же после принятия и издания Декрета о земле в центре и на местах широко развернулась работа по его осуществлению. Нужно было провести огромную агитационную и разъяснительную работу среди крестьян, довести до них суть и содержание декрета, включить их в активную борьбу за его осуществление. Уже 14 ноября Совет народных комиссаров по предложению В. И. Ленина принял постановление «Об эмиссарах по земельным делам», которым предусматривалось направление в деревню посланцев Советской власти для оказания конкретной помощи крестьянству в проведении аграрной реформы. В качестве эмиссаров в деревню направлялись закаленные в революционной борьбе рабочие, солдаты, матросы. Только Петроградский военно-революционный комитет за один месяц послал в разные районы страны 643 человека. Центробалт направил 333 агитатора-моряка. Всего в деревню было направлено около 50 тыс. человек. Посланцы партии в короткие сроки донесли ленинские идеи и решения Советской власти по земельному вопросу до самых глухих уголков страны. В первые же недели Советской власти в деревне началась ломка старых земельных отношений, конфискация земель частного владения и перераспределение их в соответствии с Декретом о земле. В уездах и волостях прошли съезды Советов. Деревенская беднота видела в посланцах большевистской партии защитников своих интересов, всемерно поддерживала их на местах. Удовлетворяя насущные потребности в земле бедняцкой массы, партия создавала основу для единого революционного фронта борьбы трудящихся против буржуазии в городе и деревне. Осуществление Декрета о земле имело огромное политическое и экономическое значение. Советская власть передала крестьянам более 150 млн га удельных, помещичьих и церковных земель. Около 95% их поступило в единоличное пользование крестьян, остальные были отведены под коллективные хозяйства и оставлены в государственном фонде. Помещичий инвентарь, переданный в пользование крестьянам, оценивался в 300-350 млн рублей. Деревня была освобождена от арендных платежей помещикам и от расходов на покупку земли в сумме свыше 700 млн рублей золотом ежегодно и от различных налогов на крестьянские наделы, составлявших в 1913 г. почти 200 млн рублей. Кроме того, были отменены долги крестьян земельному банку, достигшие почти 3 млрд руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|