Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Столыпинская аграрная реформа

 

Начиная разговор о Столыпинской реформе, нельзя не отметить, что ни одно преобразование до этого времени не встречало столько сопротивления. Земельные отношения в деревне вступили в противоречие с развитием капитализма в сельском хозяйстве. Назрела объективная необходимость коренной ломки старого помещичьего и надельного крестьянского землевладения. Аграрный кризис, малоземелье крестьян, вызванные реформой 1861 г., а также их обнищание определило новый поворот в земельной политике самодержавия. Ярким примером такой политики было назначение в 1906 году на пост председателя совета министров - Петра Аркадьевича Столыпина (1862 - 1911 гг.).

Выходец из старинного дворянского рода, владелец огромных поместий, Столыпин Петр Аркадьевич родился 2 (14) апреля 1862 года в Москве. Детство провел в подмосковном имении Серениково. Отец – генерал, мать – княжна Н. М. Горчакова. Двоюродная бабушка – Елизавета Алексеевна (урожденная Столыпина) была бабушкой Михаила Лермонтова.

В 1884 году Петр Столыпин окончил естественный факультет Петербургского университета, поступил на службу в МВД.

В 1886 году переведен в Министерство земледелия и государственных имуществ. В 1887 году он становится предводителем дворянства Ковенского уезда. В 1889 г. - председатель дворянства и одновременно почетный мировой судья. В 1890 г. П. А. Столыпин назначен гродненским губернатором, а в 1893 г. - саратовским губернатором.

В 1906 г. Совет Министров во главе с Витте ушел в отставку и Столыпину был предложен пост Министра внутренних дел. А 8-го июня 1906 года последовал высочайший Указ, согласно которому 44-летний Петр Столыпин становится премьер-министром России, совмещая этот пост с полученным ранее. Главным делом П. А. Столыпина, давшим ему известность, но стоившим жизни, стала земельная реформа, известная как Столыпинская аграрная реформа. Основным документом Столыпинской реформы стал Именной Высочайший указ Николая II, данный Сенату 9 ноября 1906 г. (“О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования).

Суть этого указа заключалась в следующем: отменялся закон 1863 года о неприкосновенности общины. Все общины разделились на две категории. В первую входили те, в которых за годы после реформы 1861 года не происходило переделов земли, то есть беспередельные общины. Во вторую категорию были включены те общины, где за эти годы периодически происходило перераспределение наделов, поэтому они назывались передельными общинами. Крестьяне беспередельных общин сразу объявлялись собственниками земли, независимо от их желания. Для передельных общин (а их было 75% от общего количества) надо было заручиться желанием двух третей крестьянских дворов за выход из общины, после чего происходила ее ликвидация, а домохозяева становились частными собственниками земли. Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную собственность домохозяина (главы семьи), а не “двора” (семьи) в целом. Прежний семейный принцип общинного землевладения заменялся личным наследственным правом собственности на землю (см. схему 6).

К этому времени в стране насчитывалось примерно 12,8 млн крестьянских дворов. Из них 2,8 млн уже с 1861 года находились в подворном землевладении. Помимо этого, к 1906 году 0,8 млн зажиточных хозяев вышли из общинного надела и стали подворными собственниками, что и подтверждалось указом от 9 ноября 1906 года.



Действие же данного указа касалось прежде всего оставшихся 9,2 млн дворов, которые все еще находились в мирском наделе.

Столыпин поддерживал различные формы землепользования и землевладения. Выступая в Думе 10 мая 1907 года, он заявил: “Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная”. Насильственные меры предлагались лишь там, где община выступала против выхода крестьян, подавших заявления, а такие случаи были распространены.

Несмотря на то, что данный указ еще следовало провести через Государственную Думу, он стал воплощаться в жизнь сразу же после его опубликования. Как уже отмечалось, II Дума, вследствие ее чрезвычайно “левого” состава, отказалась даже обсуждать проект реформы, хотя сам Столыпин неоднократно выступал перед депутатами. Он пытался убедить их в необходимости аграрных преобразований, но поддержки среди депутатов не нашел. Он произнес знаменитые слова, ставшие девизом всей его деятельности: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия”. Окончательное одобрение Указа состоялось уже III Думой и Государственным Советом 14 июня 1910 года, после чего Николай II подписал закон, и он полностью вступил в силу.

Содержание землеустройства как основного механизма осуществления земельной реформы, выбранного правительством, определялось “Законом о землеустройстве” от 29 мая 1911 г., а также “Положением о землеустройстве”, по которому в стране проводилось создание отрубного и хуторского хозяйства путем ликвидации чересполосицы. С согласия пятой части домохозяев деревни можно было взять вместо разрозненных полос в разных полях и угодьях равноценный им участок в одном месте при сохранении двора в деревне. Такой участок назывался отрубом. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то это землевладение называлось хутором (см. рис. 4).

Правом выхода из общины воспользовались, в основном, две категории крестьян: бедняки и зажиточные, причем удельный вес бедняков в этом процессе был преобладающим. Они, как правило, продавали свой надел и уходили в город или переселялись на новые земли за Урал. В целом ими было продано свыше 3,4 млн десятин земли. Их наделы покупали не только кулаки, но и середняки, а также сама община (“мирской котел”).

Рис. 4. Проект разверстания общинной земли на хуторские и отрубные участки

 

Заметную роль в проведении аграрной реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, которому было дано право самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам.

Помещики предложили на продажу более 15 млн десятин угодий, так что правительству пришлось даже искусственно сдерживать цены на землю для их стабилизации.

Всего помещики продали около 11 млн десятин земли, тем самым сократилось помещичье землевладение без всяких революций и экспроприаций. Таким образом, шел активный естественный процесс экономического вытеснения помещиков из сельскохозяйственного производства. К 1917 году Крестьянский банк располагал собственным земельным фондом в 6,7 млн десятин, из которого почти 5 млн десятин составляли земли, купленные у помещиков.

Продажа земли осуществлялась только через Крестьянский банк, который финансировал этот процесс. На эти цели крестьянам выдавали ссуды под незначительные проценты сроком на 55,5 лет. С июля 1912 года была разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земельных участков. В стране получили распространение различные виды кредита: агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного. Всего за годы реформы Крестьянский поземельный банк выдал ссуд более чем на 1 млрд золотых руб. Кроме помещичьих земель, было продано около 4 млн десятин казенных и удельных земель. При этом существовало ограничение в таких сделках: запрещалась продажа угодий не крестьянам и иностранным гражданам.

Особое место в Столыпинской аграрной реформе занимала переселенческая политика. Чтобы снять социальную напряженность и не допустить разорения среди малоземельных крестьян, правительство содействовало переселению более трех миллионов человек “избыточного населения” на “свободные земли” Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Средней Азии, где они получили более 31 млн десятин земли. Переселенцы внесли большой вклад в освоение этих огромных малонаселенных пространств. Для них правительство устанавливало большие льготы при переезде и обустройстве на новом месте: погашение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на пять лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 руб. на крестьянское хозяйство. В пути им оказывали продовольственную и медицинскую помощь. С помощью государства было проложено в новых районах почти 13 тыс. верст дорог, построено более 13 тыс. колодцев и более 160 тыс. водохранилищ. Только с 1906 по 1912 годы правительственные ассигнования на эти цели выросли с 4,5 до 26,3 млн рублей.

Конечно же, переселенцы сталкивались с огромными трудностями. Сказывалась недостаточная финансовая поддержка государства, отсутствие дорог, отдаленность территории. Переезд по железным дорогам был организован плохо, нередко люди погибали в пути. Не все смогли приспособиться к суровым сибирским условиям. Существовали бытовые конфликты с местным населением. Более полумиллиона людей вернулось назад, в центральную Россию.

Анализ и сопоставление данных разных исследователей показывают, что в России в результате Столыпинской реформы стало преобладать подворное крестьянское землевладение. Главное внимание правительства было сосредоточено на организацию хуторов и отрубов. Объемы группового землеустройства во все годы были ниже объемов единоличного землеустройства (за исключением 1915 г.). А между тем деревня нуждалась не только в хуторском и отрубном землеустройстве, но и в групповом, которое уничтожало межселенную и внутриселенную чересполосицу, общность землепользования, дальноземелье и др. недостатки.

Таким образом, процесс реализации крестьянской реформы, начатый Столыпиным П. А. в 1906-1907 годах сопровождался глубокими переменами в жизни российской деревни. Однако замысел реформы удалось реализовать лишь частично. И эффект оказался намного ниже, чем думалось поначалу.

Данные, характеризующие эффективность использования земли в России в начале столетия, урожайность и поголовье скота на 100 десятин отражают как в зеркале хроническое отставание российского сельского хозяйства от наиболее развитых стран Европы (табл. 7).

Трудности в проведении крестьянской реформы, ее медленные темпы и относительно невысокие результаты можно объяснить тремя главными причинами: первая - недооценка реформаторами инерции деревни; вторая - для осуществления реформы не хватило времени. Ее авторы рассчитывали, что для сформирования индивидуальных крестьянских хозяйств как завершенной системы, потребуется примерно 20 лет. Фактическое развитие событий отпустило им только одно пятилетие. Убийство Столыпина 1 сентября 1911 г. по существу сорвало реформу. После начался резкий спад выхода крестьян из общины и переселения во вновь осваиваемые районы; третья причина - недостаток денежных средств у государства для финансовой поддержки реформы. Однако не краткость периода и не смерть автора реформы были причиной краха всего предприятия. Главные цели - далеко не были выполнены.

Введение частной подворной собственности на землю вместо общины удалось ввести только у четверти общинников:

- не удалось и территориально оторвать от “мира” зажиточных хозяев, так как на “хуторских” участках поселялись менее половины кулаков;

- переселение на окраины так и не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре;

- недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение;

- плохая организация землеустроительных работ;

- подъем рабочего движения в 1910-1914 гг.

Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной реформы. Столыпинская реформа и землеустройство не были в состоянии решить земельный вопрос. Реформа еще больше обострила классовые противоречия в деревне.

После некоторого спада выступлений крестьян (1907-1908 гг.) в 1909г. снова начинает усиливаться классовая борьба, приведшая к массовым волнениям и краху самодержавия.


Таблица 7

Поголовье скота на 100 жителей и 100 десятин земли (голов)

 

На 100 десятин земли

На 100 чел. населения

1900 г. 1905 г. 1910 г. 1900 г. 1905 г. 1910 г.
Крупный рогатый скот            
Россия 2 2 3 33 34 31
Германия 38 39 42 36 32 33
Англия 40 41 41 28 27 26
Франция 30 29 30 37 37 37
Овцы            
Россия 4 5 4 53 63 48
Германия 20 16 16 17 13 12
Англия 108 101 108 76 68 70
Франция 41 36 35 52 45 44
Свиньи            
Россия 1 1 1 11 10 8
Германия 35 38 45 30 31 32
Англия 13 13 12 9 8 18
Франция 14 15 14 17 18 18
Лошади            
Россия 1 2 2 - - -
Германия 9 9 9 - - -
Англия 7 7 7 - - -
Франция 6 7 7 - - -

 

Мелкие владельцы, казаки и крестьяне после межевания остались с тем же трехпольным севооборотом и с общей толокой, получив лишь несколько увеличенные размеры полос своих наделов. Таким образом, это межевание, как и все поземельное устройство 60-х годов, проводилось прежде всего в интересах крупных помещиков. При таких условиях оно неизбежно сопровождалось столкновением интересов мелких и крупных землевладельцев. Местным властям Черниговской и Полтавской губерний приходилось даже прибегать к помощи войск, чтобы подавить сопротивление, которое оказывалось межеванию крестьянскими массами. Военная экзекуция над крестьянами оказалась одним из необходимых средств “землеустройства” капиталистически развивающихся помещичьих хозяйств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...