Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование российского чиновничества в XIII-XIX веках




К середине XVI века в России завершилась государственно-политическая централизация. Огромное государство, территория которого за 125 лет централизации увеличилась более чем в 10 раз, не могло выполнять свои функции без достаточно налаженной системы деятельности центральных и местных учреждений и достаточно организованного и устойчивого управленческого аппарата.

К концу XV - к началу XVI вв. зарождается приказная система управления. Впервые слово «приказы» встречается в документах 1512 года. Большинство приказов размещалось в Кремле на Ивановской площади. Во главе приказа обычно был боярин и должность называлась судья. Образовалась особая прослойка «приказных людей», важнейшими звеньями которой были дьяки и подьячие. Существовали определенные требования к «приказным». При назначении на службу воеводы, судьи, дьяки и другие чины принимали присяги, они брали на себя обязательства ответственно и добросовестно относиться к «государеву делу», подходить к выполнению своих функций с позиций государственной пользы, не допускать казнокрадства и взяточничества, готовить документы на основе установленных правил и без «подделки», хранить государственную тайну.1

«Приказные», как правило, были из духовенства или купечества. Дворяне - аристократы относились к ним с пренебрежением, потому что почетом пользовались «войны», а не «писари». В то же время, влияние приказных людей было очень велико. Начальники центральных учреждений и правители на местах часто менялись и были мало осведомлены в системе делопроизводства, приказные же люди были более прочно связаны со своими должностями. Воеводы более занимались делами политическими, дьяки же осуществляли каждодневное, конкретное руководство, с уклоном в хозяйственные вопросы, и ведали всей документацией.

Судьям и дьякам подчинялись подьячие - старшие, средние и молодые. Старшие вместе с дьяками составляли документ; средние готовили тексты, наводили справки; младшие - осуществляли техническую работу по переписке набело. Труд младших в основном не оплачивался, и они жили главным образом за счет приношений. Тексты документов писались чернилами, гусиными перьями, на полосе бумаги 16-18 см, оборотная сторона предназначалась для адреса и рукоприкладства, документ выглядел в виде столбца. Место склейки листов скреплялось подписью дьяка, разделенной на слоги. Затем документ сворачивался в трубку, то есть свиток, который мог составлять несколько метров. К примеру, Соборное Уложение 1649 года составляло 309 метров.

Постепенно приказные люди становились землевладельцами, роднились со знатью.

Подьячие, как мы уже указывали, еще подразделялись на старых, средней статьи и молодых. Они получали жалование. Разница в жаловании была от 40 до 2 рублей. К окладам присоединялись добавочные раздачи поместий. На рубль оклада - 5 четвертей земли. В итоге боярин окольничий, как правило, это был руководитель приказа, получал до 1000 четвертей, дьяки - 250-400 четвертей. Если земля была не очень плодородной, то добавляли еще четверть. Если приказной отказывался от земли, то ему добавляли ½ оклада.1

Но жалование платилось крайне неравномерно. К примеру, подьячий Петербургского провинциального суда Алексей Федоров оказался плохим работником: пьянствовал, допускал дерзости, не приходил на службу. В наказание его били батогами и присудили вычесть из жалования 56 рублей, 12 алтын. Но судебный исполнитель доносил, что исполнить штрафные санкции никак невозможно, потому что он не получал денежного жалования два года.

Кроме того, в приказах существовала система официальных подношений - это почесть (предлагалась заранее для успешного продвижения дела; поминки - за конкретную работу, с целью ее ускорения. Не отказывали себе приказные и во взятках - посулах. Очевидно, это было распространено, потому что в правовых документах того периода появляются статьи уголовного права, наказывающие за посул. (Псковская судная грамота, ст. 48, Судебники 1497, 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года).

У дьяков и подьячих различного рода подношения иногда в 10 раз превышали их годовые денежные оклады.

Но они традиционно жаловались: «А человеченко я скудной. И на дворишке хоромишки нужные ветхие, в которых и прожить немочно; а также и погребишка нет, а мазанку строить за скудностью нечем».

Постепенно в среде чиновников происходила группировка по отраслям управления - делопроизводство, финансы, дипломатия и т.п.

Разветвление государственного аппарата влекло за собой увеличение количества служащих. Вместо 8-10 человек в XVI в. средними по размеру во второй половине XVII в. стали приказы со штатами в 30-40 человек. Шел активный количественный рост служащих управленческих учреждений, которые стали базой для возникновения в начале XVIII в. нового типа государственных служащих - чиновничества.[7]

От приказного строя характерны так же определенные взаимосвязи и иерархия административных учреждений и должностных лиц.

Издание в 1722 году закона, вводившего «Табель о рангах» положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ.

Табель гражданскихчинов (мы не касаемся здесь военного, морского и придворного) устанавливал 14 рангов, cooтвeтствовавших определенным должностям.

С введением Табеля занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данной лицо не являлось чиновником.

Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших «техническую» роль - канцеляристов, подканцеляристов, копистов и т.д., создавался институт канцелярских служителей.[8]

Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую проходила основная масса будущих чиновников. Продолжительность пребывания в ней определяло происхождение.

В целом же поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний.

По праву происхождения вступать на гражданскую службу разрешалось детям потомственных и личных дворян, детям священников и купцов I гильдии, детям чиновников и придворных служителей. Такое право существовало в XVIII веке, начиная с Петра I. Таким образом, слой чиновничества создавался как корпоративное сообщество между феодальной знатью и народом. А больше всего напрашивается вывод, что в лице чиновников был создан буфер между высшей властью и народом.

В XIX веке, в связи с быстрые ростом государственного аппарата численность чиновников за 50 лет (с 1796 г. по 1847 г.) возросла в 4 раза, а за 60 лет (1796-1857) - почти в 6 раз. Численность населения за этот период выросла в 2 раза. То есть, государственный аппарат в 1-ой половине XIX века рос почти в 3 раза быстрее, чем население. Императору Александру I пришлось расширять рамки поступающих на службу. Стали принимать также детей купцов II - III гильдий и разночинцев. Но, при этом, все имевшие право поступления на государственную службу начинали ее с должности канцеляриста (кроме тех, кто имел высшее образование) и они подразделялись на 4 разряда:

1- дети потомственных дворян;

2 - личных дворян, купцов 1 гильдии и духовенства;

3 - дети чиновников и купцов II - III гильдий;

4 – дeти «мeщaн» (разночинцы).

И для того, чтобы получить первый классный чин (XIV ранг) надо было прослужить: 1 категория - 2 года; 2-я - 4 года; 3-я - 5 лет; 4-я - 12 лет.

Затем для производства в чины из XIV ранга в XII, из XII в Х и из Х в IX устанавливалась выслуга по 3 года.

Производство из IX в VIII ранг для дворян осуществлялось через 4 года, для не дворян - через 12 лет. Переход на последующие ранги до VI требовал по 5 лет выслуги, а переход на V ранг, который в XIX веке давал право на потомственное дворянство, требовал особых условий:

а) чиновник должен иметь стаж не менее 10 лет, причем 2 года он замещал должность V ранга (статский советник);

б) требовался отзыв начальства, где указывались «личные заслуги» чиновника.1

Для производства в высшиечины никакого срока выслуги не устанавливалось, а «пожалование в оное зависело от высочайшего соизволения».

Таким образом, через выше указанные преобразования Александр I сумел расширить источник поступающих на государственную службу и оградить дворянство от «размывания» низшими по происхождению, так как по срокам выслуги представитель разночинства не мог дослужиться до V ранга физически.

Итак, в Табеле о рангах Петр I определил основные принципы, в соответствии с которыми осуществлялось служебное продвижение чиновников. В послепетровское время появился ряд принципов, которые стимулировали продвижение по службе, что соответственно отражалось и на уровне социального и материального содержания. Так, в качестве основания для производства в чины устанавливались:

- «усердие и похвальное отправление службы»;

- отличия, выразившиеся в подвигах и делах в интересах государства и освидетельствование об «особенных трудах и достоинствах чиновника».

Особенность порядка производства в чины за отличия состояла главным образом в сокращении срока службы в рамках соответствующих классов. К примеру, если общий порядок прохождения службы с 14 до 9 класса был 3 года, то при особых заслугах - 2 года.2

Следующее условие поступления на службу - это уровень знаний. До начала XIX века в России не было системы низшего, среднего и высшего образования. Основным видом образования было домашнее, в большинстве своем сводящееся к знанию грамматики и правил арифметики.

Конечно, когда все делопроизводству в государстве было письменным, уровень грамотности чиновников был намного выше всех других категорий населения, но назначение на должность зависело не от образования, а от сословного происхождения, опыта службы и близости к трону или к вышестоящему начальнику.

С 1804 г. в России создается системаучебных учреждений всех уровней. 6 августа 1809 г. издается Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры (VIII ранг) и статские советники (V ранг)».1

По этому Указу, чтобы получить вышеуказанный чин, служащий должен был представить свидетельство из университетов, что он успешно сдал пять экзаменов особой комиссии, состоящей из ректора университета и трех профессоров, по «Наукам словесным», «Правоведению», «Наукам историческим», «Наукам математическим и физическим».2

Указ 6 августа 1809 г. вызвал ужас у чиновников и ненависть к М.М.Сперанскому, инициатору данного Указа.

В обществе и среди чиновников разгорелись большие споры об этом Указе. К примеру, Н.М. Карамзин в одной из статей писал: «Непонятно, зачем секретарю Сената знать свойство оксилена и всех других газов; вице-губернатору - пифагорову фигуру, а надзирателю в доме умалишенных - римское право».

Кроме того, представители дворянства стали часто покупать свидетельства за деньги, а профессора брать взятки.

В 1834 году Указ 1809 года был отменен, и было опубликовано «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три разряда:

а) лиц с высшимобразованием;

б) со средним образование;

в) лиц, окончивших низшие учебные заведения, либо получивших образование на дому. «Но последние могли приобрести права» разрядов «а» и «б», сдав соответствующие экзамены. Для каждой категории устанавливались различные сроки производства в чины.[9]

Уровень образования мы также можем рассматривать как косвенный аспект социальных гарантий. В Положении о порядке производства в чины по гражданской службе (1834 г.) все чиновники подразделялись на лиц с высшим, средними, домашним образованием. Для каждого разряда устанавливались различные сроки производства в чины. К примеру, чиновники первого разряда (т.е. с высшим образованием) производились из 9 ранга в 8-й через 4 года, а не имевшие высшего образования через 10 лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения (гимназии, реальные училища и духовные семинарии) с золотыми и серебряными медалями, при поступлении на службу сразу зачислялись в 14 ранг.

Согласно Университетского устава 1884 года, студенты, получившие на выпускных экзаменах диплом первой степени, при поступлении на службу утверждались в чине 10 ранга, второй степени - 12 ранга. Выпускники Александровского лицея могли начать службу в 9 ранге.[10]

Особенно благоприятные служебные условия создавались для лиц, получивших в университетах ученые степени. По уставу о гражданской службе кандидаты наук становились чиновниками Х ранга, а со степенью доктора становилисьчиновниками высокого VIII ранга и приобретали права потомственного дворянства. Таким образом, мы можем отметить, что время пребывания в каждом классном чине было поставлено в зависимость от уровня образования, а это значит и уровень социальных гарантий.

Не обходилось и без исключений. К примеру, С.Ю. Витте имел чин 9 класса и работал в частной компании, однако это не помешало назначить его директорам департамента Министерства финансов и безо всякой выслуги присвоить 4 класс.

Несмотря на такой подход, общеобразовательный уровень чиновников был невысок. Из 4334 человек, определенных на государственную службу с 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г., 32% имели высшее образование, 15% - среднее и 52,5% обучались в уездных училищах или получили домашнее образование.[11]

Еще труднее было определить качество образования. К примеру, общественно-политический журнал «Гражданин» в 1895 году давал далеко не лестную характеристику будущих чиновников, получивших специальное образование: «Познания их очень разнообразны: они знают каждого директора департамента по имени и отчеству, знают, кто из делопроизводителей имеет влияние, а кто не имеет; знают, за кем надо ухаживать, а кого можно в грош не ставить; знают, где есть расчет на движение и повышение, а где нет; знают весь чиновный мир сплетен и интриг.

В то же время серьезных знаний оказалось мало. Знаний русского государства и русской жизни - никаких; мышления об идеалах - ни намека, зато много самоуверенности и самодовольства. И они правы. Немного усердия и много медного лба, немного внимания и много ухаживания за начальством, и Россия получит из этих блестящих молодых людей начальников отделений, вице-директоров, директоров и т.д.»[12].

Как тут не вспомнить гоголевского Чичикова, которому отец говорил: «Коли будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не преуспеешь, и таланту бог не дал, все пойдет в ход и всех опередишь[13].

Поэтому на протяжении XIX века - начала XX века различные комиссии по вопросам государственной службы неоднократно ставили вопрос о необходимости повышения образовательного уровня чиновников, но, как правило, все предложения оставались на бумаге[14].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что государственная власть была заинтересована в том, чтобы чиновники имели высокий уровень образования, но реально эффективных мер по повышению этого уровня не существовало, также не было создано и системы повышения квалификации чиновников, не было специальных вузов, готовящих чиновников и т.д.

Становится очевидным, что главным критерием продвижения по службе оставалось происхождение, выслуга лет и протекционизм.

Соответственно и карьера чиновника так же зависела от этих аспектов и среди них, прежде всего, от протекционизма. Власть предержащие свято верили в свое, исключительное право продвигать подчиненных вверх по служебной лестнице, согласно собственному усмотрению. А те, кто стоял ниже в служебной иерархии, были убеждены, что для того, чтобы сделать карьеру, нужно понравиться начальнику.

В итоге, личная инициатива, способности, знания и умение государственного служащего мобилизовались не на совершенствовании своей профессиональной деятельности, а, в первую очередь, на угодничество и приспособленчество.

Начало действительной службы считалось с 16 лет. Лицо, поступающее на службу, должно быть поданным Российской империи. Иностранцы не допускались, за исключением ведомств народного просвещения, горного и почтово-телеграфного. Различия вероисповеданий и национальности не играли существенного значения. Исключением являлось недопущение на статскую службу евреев, не имеющих высшего образования. Чиновники, уволенные со службы по распоряжению государя за предосудительные поступки, не могли вновь поступить на службу без его разрешения. Чиновники, уволенные за «дурное поведение», могли быть восстановлены на ней не менее чем через два года и не иначе как по предъявлению свидетельств о добропорядочном поведении. Такие свидетельства для дворян подписывал губернский предводитель дворянства, для чиновников не из дворян - начальник местной полиции. Существовали временные ограничения для лиц, вышедших или исключенных из духовного звания (для священников - на двадцать лет, для дьяконов - на двенадцать). С введением в 1874 году всесословной воинской повинности, поступление на государственную службу оговаривалось предварительной службой в вооруженных силах.[15]

В соответствии со статьей 156 Устава о службе[16] «на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях, где места предоставляются по назначению начальства и по выборам, воспрещается прием женщин». Исключение было сделано для учебных, медицинских учреждений, почт и телеграфа, местных учреждений Государственного контроля, некоторых должностей в управлениях казенных железных дорог. Тем не менее, к концу 19 века на государственной службе находилось более 38 тысяч женщин.[17]

Статья 705 Устава о службе перечисляла качества каждого лица, претендующего на должность: «1) здравый рассудок, 2) добрая воля в отправлении порученного, 3) человеколюбие, 4) верность к службе Его Императорского Величества, 5) усердие к общему добру, 6) радение о должности, 7) честность, бескорыстие и воздержание от взяток, 8) правый и равный суд всякому состоянию и 9) покровительство невинному и скорбящему».[18]

Чиновники первых трех классов (должности членов Государственного Совета, сенаторы, члены Святейшего Синода, министры и главноуправляющие, равно как и их товарищи (заместители), члены комитета и совета министров, генерал-губернаторы и т.п.) назначались лично императором. Чиновники 4 класса (директора департаментов министерств, обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат, губернаторы) и некоторые чиновники 5 ранга (вице-губернаторы, управляющие казенными палатами и т.п.) назначались императором по представлению министров. Император утверждал городских голов Петербурга и Москвы, губернских предводителей дворянства и академиков, хотя они на эти должности избирались. Основную массу чиновников 5 и 6 рангов назначал министр соответствующего ведомства. Назначения на прочие должности от 7 до 14 рангов производились соответствующими начальниками.

При первом поступлении на службу чиновники обязаны были принести присягу главе государства. Также существовали специальные присяги отдельных ведомств.[19]

Обязанности служащего сводились в основном к добровольному исполнению должности, верности монарху и подчинении начальству, соблюдение достоинства, не только в служебных отношениях, но и в частной жизни. В понятие верности монарху включалась охрана чиновниками его власти и прав, а также хранение вверенных ему на службе тайн.

Государственная служба сопрягалась с рядом ограничений. Например, запрещалось брать прямо или косвенно подряды на поставки в тех местах, где чиновник служит. Запрещалось состоять членами присутственных мест родственникам чинов присутствия.

Бездействие должностных лиц, равно как и превышение власти подвергались наказанию. Уголовному преследованию подлежали небрежное обращение с казенным имуществом, растрата или присвоение денежных сумм или имущества, служебные подлоги, взяточничество и вымогательство.

Проанализировав в целом основные тенденции формирования кадрового состава российских чиновников и мотивацию их служебного продвижения, нас, прежде всего, интересует вопрос о механизме их деятельности, как представителей власти, и эффективности их работы. При этом наш главный вопрос: «В чем причины негативного отношения общества к чиновничеству в дореволюционный период? В чем причины бюрократизации государственной службы?».

Первый всеобщий и лежащий в природе бюрократии недостаток тот, что чиновник - работник наемный. Он исполнял чуждую ему работу и почти всегда служил, чтобы снискать себе пропитание, он не был заинтересован в результатах работы, ибо получал зарплату независимо от ее успеха. К примеру, донесение анонимных агентов о работе некоторых губернаторов в середине XIX века. «Астраханский губернатор буквально не имел времени заниматься делами, так как утро посвящал молитве, обед в 12 часов и затем отдых до пяти; в 9 часов всегда ужин и потом покой». «Невоздержанность в употреблении хмельного отнимают у Саратовского губернатора способ для многого надзора за порядком в городе и для наблюдения за чинами, отчего вкрались многие злоупотребления». «Тамбовский губернатор Булгаков выстроил для себя в 30 верстах от города богатую дачу, учредил там обширный конный завод и водворился на постоянное жительство».1

Чиновник не был связан с народом, потому что не общался с ним и не от него получал власть и жалованье. Вопросы, которыми чиновник занимался, редко захватывали его, потому что он не избирал их предметом своих занятий, не от него зависела их постановка и их направление.

Проверить плоды своей деятельности чиновник не мог, потому что никогда их не видел, таккак управление жизнью происходило из глубины присутствий и канцелярий из столицы. А если и видели результаты своего труда, то редко испытывали на себе его последствия.

Слабая инициативность, небрежное отношение к делу, бумаготворчество процветало среди российского чиновничества так же из-за мощной иерархии службы. Чиновник подчинялся своему начальнику и порой проводил в исполнение проекты, неясность которые была очевидна. Среди чиновничества сложился определенный кодекс поведения:

- «заучите выражение: ваше превосходительство и ваше сиятельство, с этих слов начинайте, этими словами кончайте фразу, когда вы обращаетесь к начальству»;

- «кланяйтесь начальству вашему тем ниже, чем выше стоит чиноначалия»;

- «не надейтесь только на способности свои, сколько на протекцию»;

- «никогда не делайте того, что нужно делать, а делайте то, что желает высшее начальство»;

- «откажитесь от собственного взгляда на вещи, усвойте себе взгляд начальников ваших, развивайте мысли начальников и постарайтесь даже почерк ваш сделать похожим на их почерк»;

- «если у вас есть предложение по усовершенствованию закона, - не старайтесь привести его в исполнение. Вы прослывете беспокойным и неудобным человеком».[20]

Конечно, такие «нормы» порождали угодничество, превращали в традицию богатые именинные и юбилейные дары от подчиненных, вынуждали чиновников постоянно искать протекции. А также, что имело еще более опасные последствия, это в отчетах выдавать желаемое за действительное, показывать несуществующие достижения», утверждалась обстановка лжи, лицемерия и подхалимства. При этом государство активно поддерживало и закрепляло систему иерархии. К примеру, при Николае I каждый чиновник, в зависимости от ранга и ведомства, должен был носить свой особый выходной и парадный костюм, вводились особые обращения к чиновникам высшего ранга, специальные ордена. Так, к чиновникам V ранга должны были обращаться «ваше высокородие», к IV-III - «ваше превосходительство», к I-II рангам - «ваше высокопревосходительство».[21]

Кроме того, расслоение чиновничества было еще и по территориальному принципу: столичная обособилась от провинциальной. Провинциал, безусловно, стоял ближе к жизни. Но местный чиновник не мог шагу ступить, не спросив разрешения центра. Государственные служащие, которые жили в провинции, «в глуши», для столичной бюрократии были лишь исполнителями. При этом широта взгляда, оригинальность идей, дальновидность считались привилегией столичной бюрократии, тогда как на самом деле подлинные сведения, статистические данные, правки и т.д. были в руках провинциальных чиновников.

Большую силу представляло и то, что финансы, кредиты были в руках центральных органов. Властный в своих губернских учреждениях губернатор бегал по столичным канцеляриям и кланялся, чтобы ему дали кредиты. Поэтому бюрократ из центра не только не слышал поперечного слова от провинциального коллеги, но и правды.

Итак, главный недостаток системы был в том, что государственные служащие были только слугой верховной власти. Отсюда полная беспринципность, отсутствие сознания долга перед народом и возможность укрыться за чужой спиной от ответа за свои деяния.

Но общество развивалось, и управлять страной становилось все труднее. Это приводило к росту влияния бюрократии, а таккаккорпорация государственных служащих была, прежде всего, озабочена только собственными интересами, то возникали такие моменты, когда интересы бюрократии расходились с интересами государства. В этом случае государственный аппарат выступал как крайне консервативная сила.

К примеру, правительство пыталось изменить политику в отношении государственных крестьян в 1837 году, и на местах создавались специальные управления со штатом чиновников, то чиновничество стало осуществлять такое «попечительство» над государственными крестьянами, что в Московской, Пермской, Волжской губерниях прошли бунты.

Увеличение штата чиновников привело к росту налогообложения, усилилось взяточничество и другие поборы. Таким образом, чиновнический аппарат извратил содержание реформы и загубил ее. Примерно также и по тем же причинам потерпела поражение аграрная реформа П.А.Столыпина и многие другие передовые начинания.

Важной особенностью государственной службы является также то, что чиновник не только «слуга власти», но и, занимая определенный пост, сам становился носителем власти. Он мог ускорить подготовку нужного документа, или, наоборот, его задержать, он мог дать разрешение, а мог его не дать. Все это приводило к большим злоупотреблениям.

Приведем лишь некоторые наиболее яркие примеры. Когда Николай I собрал сведения, кто из губернаторов не берет взяток, то оказалось только двое; Киевский губернатор И.И. Фундуклей и Ковенский, А.А.Радищев. На это Николай I заметил: «Фундуклей не берет взяток, потому что он очень богат, ну, а если не берет их Радищев, значит, он чересчур честен».1

Взятки брали почти все. Брали с лиц, находившихся в прямом подчинении (к примеру, губернаторы брали с исправников, полицмейстеров, городничих и т.д.), низшие чины брали взятки непосредственно с населения.

Широко была развита система казнокрадства. К примеру, председатель нижегородской казенной палаты П.В.Прутченко ежегодно в период весеннего половодья топил баржу с солью и соленые склады, но до этого соль уже давно была вывезена и продана.2

В 2003 году были опубликованы ведомости расходов на подкуп чиновников Пермского края с мая 1804 года по май 1853 года, которые велись по указанию князя Сергея Михайловича Голицына - предствителя древнего княжеского рода, члена Государственного совета. «Ударный труд чиновников» заключался в «расположении при взыскании межи», «полезное решение по жалобе», «полезное составление справки». При этом, если в начале 19 века преобладали подарки натурой. Так, генерал-губернатор Пермской губернии был известным сладкоежкой, поэтому ему дарили малиновое и смородиновое варенье, пастилу, лимоны, сахар. Его заместители брали все подряд: масло, муку, овес, сено. В денежном выражении за 1804-1805 годы было потрачено чуть более 3 тысяч рублей, но уже к середине века аппетиты чиновников значительно выросли и главным образом в денежном выражении. Так за 1840 год было выдано более 73 тысяч рублей. 40% взяток тратилось на судебных чиновников, за ними следовали землемеры и чиновники Пермского горного управления. «Пособия» князя Голицына были серьезным привеском к жалованию пермских чиновников. К примеру, к годовому окладу в 300 рублей уездный судья получал «на лапу» от 600 до 1000 рублей.3

А чиновники Саратовской губернии поступали намного проще: один из них обратился к директору винного завода со словами: «Удружите к предстоящему празднику ящик вина и я, при случае, не откажу».[22]

В конце XIX века, с развитием капиталистических отношений, чиновники стали активно брать взятки с предпринимателей. Часто это было в форме участия представителей бюрократии в деятельности капиталистических предприятий, в получении большого числа акций, и т.д. 3 декабря 1884 года Александр III утвердил решение Комитета министров, запрещавшее участие руководящих чинов I-III рангов в руководящих органах капиталистического типа. Но этот закон легко обходили через участие подставных лиц.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите предпосылки реформирования государственной службы Петром I.

2. Каково значение «Табели о рангах…» в развитии государственной службы России?

3. Раскройте роль Екатерины II в организации государственной службы в период «просвещенного абсолютизма».

4. Как проходила административная реформа М.М.Сперанского 1801-1811 гг. и каковы ее результаты?

5. Раскройте специфику государственной службы в России во второй половине XIX века.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...