Государственная служба как профессиональная служебная деятельность и профессия
Как известно, наукой о профессиональной деятельности является праксеология. Впервые понятие «праксеология» было использовано французским философом и историком Л. Эспинасом в конце XIX в. Именно он предложил идею создания отдельной научно дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий. В одной из статей, датированной 1890 г., Л. Эспинас писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово практика порождает термин «праксеология» для определения науки о подобных фактах, рассматривая их в единстве; науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ»1. Полвека спустя, в 1949 г., австрийский экономист Л. Мизес в работе «Человеческое действие» использовал понятие «праксеология» для обозначения науки о человеческом поведении. В середине ХХ в. польский философ и логик Т. Котарбинский опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе»2. Название очень точно отразило желание автора проанализировать фундаментальную природу обозначенного им феномена и наметить наиболее общие пути превращения любой работы в действительно хорошую. Этот трактат стал для европейской науки отправной точкой в понимании целесообразности и рациональности деятельности, а также основание формирования праксеологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой практики. Термин «праксеология» восходит к греческому praxis (действие, практика) и латинскому praxeus (действие, деяние). В буквальном переводе праксеология - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т.е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается (ср. с технологией как знанием об искусстве технике «делания»). Изучение практической реализации и последствий действия чрезвычайно важно как для преобразования практики, так и для профессионального развития тех, кто этим занимается.
Возникнув как общая философия и теория практического действия на рубеже ХХ и ХХI вв., праксеология стала приобретать различные дисциплинарные «оттенки» применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. В современных научных источниках можно встретить такие понятия, как политическая праксеология, юридическая праксеология, социальная праксеология и др. Необходимость и возможность обособления в структуре науки специального раздела, направления или отрасли возникает в период, когда обостряется потребность практики в реальном изменении качества человеческой деятельности. Это стимулирует поиски и оформление новой системы знаний, способной удовлетворить такую потребность. Но предварительно в науке должен сложиться предпосылочный пласт информации. Профессиональность предполагает целесообразность действий как соответствие цели деятельности природе человека, тому или иному контексту культуры, месту, времени и ситуации. Перед любым сообществом специалистов рано или поздно встает задача сохранения профессионального качества (бытийного начала) своей деятельности, недопущения ее снижения до эмпирического (бытового) уровня. Особенно велик соблазн «опрощения» относительно деятельностей, имеющих онтологическую природу, т.е. объективно связанных с сущностью человека. В полной мере к ним относится и деятельность государственного служащего. Деятельностная сторона государственной службы - очень важная сущностная характеристика административной власти, раскрывающая ее профессионально-деятельностный потенциал. Не случайно данной проблеме в теории и практике государственной службы уделяется повышенное внимание.
Именно профессиональная деятельность как черта государственной службы была официально закреплена в Российской Федерации законодательно еще в 1995 г. в первом Федеральном законе о государственной службе. Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от всех других видов практической и духовной деятельности человека. Государственная служба профессиональна по целям и качеству выполняемых действий, по эффективности исполнения своих функций. В то же время она имеет политико-административный характер по результатам своей деятельности и правовой характер по своей сути. В современном законодательстве России, в частности в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1, п. 1), государственная служба определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: 1)Российской Федерации; 2)федеральных органов государственной власти; 3)лиц, замещающих должности Российской Федерации; 4)субъектов Российской Федерации; 5)органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 6)лиц, замещающих государственные должности субъектов Не умаляя значения государственной службы как системы, как института, как публично-правового отношения, законодатель акцентирует внимание на профессионально-деятельностной стороне этого явления. Поэтому все аспекты регулирования государственной службы, связанные с ее профессионально-служебным характером, в рамках данной темы особенно актуальны. До 1995 г. понятие «государственная служба» использовалось, как правило, в широком смысле - как любая профессиональная умственная и организаторская деятельность человека (работника) в любой государственной организации - в органе государственной власти, в государственном учреждении, на государственном предприятии. В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти. Именно такой подход был взят за основу нашими законодателями в 1995 г., когда разрабатывались и законодательно закреплялись правовые и организационные основы новой государственной службы России, когда формировалась новая модель отечественной государственной службы.
Опорными терминами официальной формулировки государственной службы являются: «деятельность», «профессиональная служебная деятельность», «деятельность по обеспечению исполнения полномочий». Но ключевым словом все-таки является «деятельность». Под деятельностью социология управления понимает способ существования и развития социальной действительности, проявление общественно-трудовой активности. Деятельность имеет такие черты, как сознательность, целеполагание, результативность, продуктивность, контрпродукгивность, общественный характер. Профессиональная деятельность человека классифицируется по очень многим параметрам. Так, она может быть практической и духовной. B зависимости от объекта она бывает политической, административной, социальной, экономической и т.д. По отношению к системам ценностей она может быть моральной и аморальной, законной и противоправной. По своему внутреннему характеру деятельность человека, социальной группы классифицируется на государственную, частную, акционерную, кооперативную, смешанную и т.д. При внимательном рассмотрении в данной типологии мы находим черты такого важнейшего вида профессиональной деятельности, как государственная служба. В структуре любой деятельности ученые выделяют цель, средства, По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, Политическими, организационными, правовыми, идеологическими и др. Социальные цели государственной службы, как уже отмечалось, обусловлены социальным характером государства и предназначением государственной службы как социального института. Политические цели государственной службы направлены на решение общегосударственных задач управления, практическое исполнение полномочий и функций государства, укрепление правового социального государства, организационно-административное обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с гражданским обществом и политической элитой.
Экономические цели государственной службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управлением государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата. Организационные цели - это организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, профессионализация государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государства и государственной службы. Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации государственными служащими законодательства страны. Это прежде всего правоприменение, обеспечение соблюдения законности в обществе, а также разработка специального законодательства о государственной службе, создающего правовые основы функционирования государственного аппарата, повышения правового статуса государственных служащих. К средствам деятельности государственных служащих относятся административные (технологии управления), а также материальные (ЭВМ, множительная техника, информация) и интеллектуально-духовные средства (идеи, традиции, правила). Процесс деятельности государственных служащих представляет собой исполнение служебных обязанностей согласно должностному регламенту. Существуют значительные трудности с определением и оценкой результатов деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Трудность заключается в критериях оценки результативности труда чиновников и государственного аппарата в целом. Результаты нельзя оценивать по числу принятых управленческих решений, разработанных проектов и аналитических записок, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т.д. Результат деятельности государственных служащих - это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально-экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа, авторитет и престиж государственной службы среди населения. Профессиональная деятельность применительно к государственной службе. Чтобы определить это понятие, следует обратиться к интерпретации терминов «профессионализм», «профессионал» и посмотреть, как они соотносятся с государственной службой.
Государственная служба - это профессия, требующая специальных знаний, умений и навыков, опыта работы. Следовательно, государственный служащий должен и обязан быть профессионалом - работником высшего класса, специалистом своего дела. К признакам профессионализма относят (Миллерсон, 1964): 1) занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании; 2) специальное образование; 3) особую компетентность, гарантированную сданными экзаменами; 4) наличие определенного кодекса поведения; 5) членство в профессиональном союзе; 6) высокий социальный статус; 7) высокий уровень заработной платы. Основными чертами профессионализма и профессионала являются: - успешное выполнение должностных обязанностей; - профессия как форма жизни; - цели, нормы, условия социальной профессиональной среды как - выработка корпоративного личностного типа и своего стиля деятельности. В соответствии со сказанным профессионализм государственных служащих означает высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе выполнения чиновником своих служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных управленческих задач. Изучение проблемы показывает, что становление личности госслужащего-профессионала идет по трем направлениям: 1) изменяется вся система деятельности человека и на этой основе формируется профессиональное мастерство; 2) трансформируется личность, что проявляется в формировании у служащего элементов профессионального сознания (появляется профессиональное мировоззрение); 3) изменяются установки управляющего субъекта (государственного служащего) к объекту деятельности, что проявляется в повышении уровня информированности об объекте, степени осознания своей ответственности за результаты административного управления. Для государственных служащих профессионализм играет особо важную роль. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность принципиально отличается от других видов профессиональной деятельности, существующих в госбюджетной сфере или в негосударственном секторе. Отличительные признаки государственной службы как профессиональной деятельности следующие: 1. Государственная гражданская служба выполняет прежде всего Следовательно, управленческая деятельность гражданских служащих представляет собой совокупность мер, выполняемых органами государственной власти и управления, а также организационных форм и методов работы государственных гражданских служащих. 2. Государственный служащий является не просто наемным работником, а лицом, представляющим государство, выступающим от 3. Государственная служба и государственные служащие наделены особым правовым статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию. Законодательство достаточно четко определяет правовые основы государственной службы и правовой статус государственных служащих - их права, обязанности, правоограничения, гарантии и т.д. В отличие от других работников государственные служащие подпадают под нормы прежде всего служебного, а потом уже трудового права. Федеральные законы о государственной службе, служебный контракт и должностной регламент в основном регулируют государственно-служебные отношения на гражданской службе. 4. На государственной службе существуют правоограничения и В качестве компенсации государственным служащим и членам их семей по закону положены и предоставляются особые основные и дополнительные государственные гарантии - по медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, по государственным пенсиям и т.д. Таких гарантий нет у других работников. 5. Государственная служба строго субординирована и ранжирована. Вследствие этого чиновники находятся на должностях, ран Вид деятельности государственных служащих указывает на то общее, что имеется в деятельности ряда государственных органов, объединенных по какому-либо существенному признаку. Один из таких признаков - государственное управление определенной сферой общественной жизни и определенными социальными процессами. Этот критерий типологии управления является основным содержанием государственной гражданской службы Российской Федерации. Со времен петровской «Табели о рангах» 1722 г. в России было принято деление государственных должностей на три вида деятельности - воинские, статские и придворные должности. Действующее законодательство РФ выделяет следующие виды государственной службы: гражданскую, военную и правоохранительную. Определение государственной гражданской, военной и правоохранительной службы дано в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 5-7). Основные критерии разделения государственной службы на виды - это выполняемые функции того или иного вида государственной службы. Государственные должности государственной гражданской службы подразделяются на категории. Соответственно этому подразделяется и профессиональная служебная деятельность чиновников: - руководящая деятельность («руководители») - деятельность, - вспомогательная деятельность («помощники-советники»), - деятельность организационно-административного характера («специалисты»), в ходе которой осуществляется профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций, проявляются организаторские и административные способности, реализуются полномочия руководителей, оперативно решаются вопросы, поставленные высшими звеньями управления, достигаются конечные результаты; - обеспечивающая деятельность («обеспечивающие специалисты»), связанная с организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим, хозяйственным и иным обеспечением деятельности государственных органов, с решением вопросов социально-бытового характера, как для самих государственных служащих, так и по отношению к населению, обществу. Эта типология управленческой деятельности соответствует классификации должностей государственной службы, закрепленной в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 9). Каждый из видов профессиональной государственной службы можно условно подразделить на отрасли, определяемые специализацией содержания профессиональной служебной деятельности и полномочиями конкретных государственных органов. Например, в рамках гражданской службы можно выделить: - управление экономическими процессами (Министерство - управление финансово-бюджетной сферой (Министерство финансов); - управление военной сферой (Министерство обороны); - управление внешнеполитической деятельностью (Министерство иностранных дел); - управление социальной сферой (Министерство здравоохранения и социального развития); - управление образованием и процессами в сфере культуры Круг лиц, профессиональная деятельность которых считается государственной службой, составляют лица, замещающие государственные должности государственной службы, которые внесены в Реестр. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ к государственным гражданским служащим относятся лица, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники-советники», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Действующим законодательством определено, что государственные служащие непосредственно не «исполняют», а «обеспечивают исполнение» полномочий государства, государственных органов и должностных лиц. Исполняют эти полномочия политики, т.е. лица, замещающие государственные должности (бывшая категория «А»). Под обеспечением исполнения полномочий государственных органов понимается прежде всего профессиональное обеспечение - прогностическое, аналитическое, интеллектуальное, организационное, распорядительное, кадровое, информационное, координационное, контрольное, материальное. Хозяйственное и техническое обеспечение - это, как правило, не государственная служба, поскольку работники этого профиля, находясь в штате государственного органа на хозяйственной должности (водители, повара, уборщицы и т.д.), не занимают должность государственной службы, занесенную в Реестр. Но в персонал государственного органа они входят.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|