Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика Стандарта




ПРОЕКТ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оглавление

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ....................................................................... 4

 

1.1. Общая характеристика Стандарта.............................................................. 4

 

1.2. Назначение Стандарта.................................................................................... 5

 

2. ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ..................................................................................................10

 

2.1. Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся............................................................................................15

 

2.2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант А)........................20

 

Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

для глухих обучающихся (вариант А)..........................................................20

 

Требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

(вариант А).........................................................................................................23

 

2.3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант В).......................28

 

2.3.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы начального общего образования для глухих (вариант В)..28

 

Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования

для глухих обучающихся (вариант В)..........................................................44


2.4. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С)........................55

 

2.4.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С).........................................................................................................55

 

Требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования

для глухих обучающихся (вариант С).................................................................70

 

Адаптированная основная образовательная программа

 

для глухих обучающихся (вариант D)..............................................................77

 

2.5.1. Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы для глухих обучающихся (вариант D)...........................................77

 

Требования к возможным результатам освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования

для глухих обучающихся (вариант D)...........................................................88

 

2.6. Общие и дифференцированные требования к условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (варианты А, В, С, D)....101

 

2.6.1. Общие и дифференцированные требования к кадровым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования..................................................................101

 

2.6.2. Общие и дифференцированные требования к финансовым условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования..................................................................105

 

Общие и дифференцированные требования к материально- техническим условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования..106


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

 

Общая характеристика Стандарта

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования глухих обучающихся 1(далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

2. Стандарт включает в себя требования к 2:

 

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

 

3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

4. Стандарт учитывает особые образовательные потребности глухих обучающихся.

5. Стандарт является основой объективной оценки качества начального общего образования глухих обучающихся и соответствия образовательной

деятельности образовательной организации установленным требованиям.

 

 

глда1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

 

2 Часть 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об


6. Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей разных групп глухих обучающихся составляет 4-5(6) лет.

7. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

8. В настоящем Стандарте используются следующие сокращения:

 

ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

НОО – начальное общее образование;

 

ООП – основная образовательная программа;

 

АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа;

АООП НОО – адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

 

 

Назначение Стандарта

 

1. Стандарт начального общего образования обеспечивает формирование личности глухого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.

2. Стандарт направлен на обеспечение:

 

равных возможностей получения глухими обучающимися качественного начального общего образования;

единства образовательного пространства Российской Федерации;3

 

максимального расширения охвата глухих обучающихся младшего школьного возраста образованием, отвечающим их возможностям и особым


образовательным потребностям;

 

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования глухих обучающихся;

государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения4;

вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5;

духовно-нравственного развития глухих обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

демократизации системы образования и деятельности образовательных организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды образовательной организации;

разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися

 

адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего

 

4 Пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

3. В основу Стандарта для глухих обучающихся положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание обучения как основного средства достижения цели всестороннего развития личности обучающихся, их речевой и познавательной активности, овладения метапредметными, предметными и жизненными компетенциями, наиболее полной социальной адаптации;

признание того, что развитие личности глухих обучающихся зависит от организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

развитие личности глухих обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;

разработку содержания и технологий начального общего образования глухих обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие глухого обучающегося составляет цель и основной результат начального общего образования;

реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями6;

разнообразие организационных форм образовательного процесса и


индивидуального развития каждого глухого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

4. Стандарт является основой для:

 

разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся;

разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся7;

определения требований к условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся, в том числе адаптированной основной образовательной программы, разработанной на основе индивидуального учебного плана;

определения требований к результатам освоения глухими обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

определения нормативов финансового обеспечения реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих детей (в том числе на основе индивидуального учебного плана);

формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;

объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей


направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.8;

подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных

организаций, осуществляющих образование глухих обучающихся.

 

8 Часть 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской

 

Федерации» N 273-ФЗ.


ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

К категории глухих относятся дети cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью) глухоте естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным; без специальной систематической психолого – педагогической помощи весь дальнейший путь психофизического развития становится весьма своеобразным, существенно ограничивается социальная адаптация. Наиболее полноценное развитие глухих детей достигается при раннем (с первых месяцев жизни) выявлении нарушений слуха и комплексном медико – психолого – педагогическом сопровождении сразу после установления диагноза, обеспечении качественного образования на всех его ступенях с учетом структуры нарушения, уровня общего и речевого развития, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Глухие школьники - это неоднородная по составу группа обучающихся: обучающиеся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует ранняя комплексная медико – психолого – педагогическая помощь и качественное дошкольное образование, имеют положительный опыта общения со слышащими сверстниками, могут при специальной психолого – педагогической помощи получать образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки; обучающиеся, которые могут получать образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих нормально развивающихся детей, но в более пролонгированные календарные сроки, обучаясь по адаптированной образовательной программе; обучающиеся с дополнительными ограничениями здоровья (с умственной отсталостью, в отдельных случаях с задержкой психического развития церебрально-


органического происхождения и др.), а также обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития, включая выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, текущие психические заболевания и др.

В последние десятилетия в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Выбор оптимальных условий получения образования детьми с кохлеарными имплантами зависит от их актуального социально-психологического статуса, уровня общего и речевого развития.

Различие структуры нарушения, разный уровень общего и речевого развития у глухих обучающихся определяют необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, требуют дифференциации стандарта – разработку вариантов, обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям, включая обеспечение специальной помощи глухим детям, обучающимся совместно со слышащими сверстниками; преодоление ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников.

Федеральный государственный образовательный стандарт для глухих обучающихся учитывает современные тенденции в изменении состава этой группы детей и выступает инструментом решения возникших на практике проблем.

Особые образовательные потребности различаются у глухих детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения, уровнем общего и речевого развития, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.


Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:

· специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

· требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

· необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности, специальные (коррекционные) занятия;

· необходима индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

· следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

· необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации;

· следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью реализации единых подходов в решении образовательно – коррекционных задач, специальную психолого – педагогическую поддержку семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей глухих детей. Требуются:

· увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, предусмотрение подготовительного класса для обучающихся, не имевших дошкольной подготовки;


· условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

· постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

· учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;

· преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;

· специальная помощь обучающимся в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;

· целенаправленное и систематическое обучение словесной речи (в устной и письменной формах), развитие умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.) в условиях специально педагогически


созданной слухоречевой среды при постоянном использовании различных типов звукоусиливающей аппаратуры; применение в образовательно – коррекционном процессе в качестве вспомогательных средств жестовой речи и дактилологии при соотношении разных видов речи – словесной (в письменной и устной формах), дактильной и жестовой, с учетом их необходимости для качественного образования разных категорий глухих детей, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;

· использование обучающимися вербальных и невербальных средств коммуникации в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей с учетом ситуации и задач общения, а также средств коммуникации, которыми владеют партеры по общению и др.;

· систематическая специальная (коррекционная) работа по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарными иплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;

Важнейшим основанием для разработки стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со слышащими нормально развивающимися сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и специфичных для глухих обучающихся. Только удовлетворяя особые образовательные потребности каждого ребёнка, можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию.

Неоднородность состава глухих обучающихся и диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает необходимость разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор


вариантов, который обеспечивает на практике максимальный охват глухих обучающихся, гарантию удовлетворения как их общих, так и особых образовательных потребностей, преодоление зависимости получения образования от места проживания, вида образовательной организации, тяжести нарушения психического развития, реализацию способности к освоению уровня образования, предусмотренного для слышащих нормально развивающихся сверстников («цензового» образования) при обязательном учете возможностей и особенностей развития каждого обучающегося.

- АООП НОО для глухих обучающихся (вариант А). Нормативный срок обучения 4 года (I-IV классы);

- АООП НОО для глухих обучающихся (вариант В). Нормативный срок обучения составляет 5 лет (I-V классы);

- АООП НОО для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вариант С). Нормативный срок обучения 6 лет (I-VI классы).

- АООП для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант D). Нормативный срок обучения 6 лет (I-VI классы).

Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счёт введения подготовительного класса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...