Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и дифференцированные требования к материально-техническим условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования




 

Материально-технические условия – общие характеристики инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды образовательной организации. Материально-техническое обеспечение школьного образования глухих обучающихся должно отвечать их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально- технического обеспечения процесса образования глухих обучающихся должна быть отражена специфика к:

· организации пространства, в котором обучается обучающийся;

 

· организации временного режима обучения;

 

· техническим средствам комфортного доступа глухого ребёнка к образованию;

· техническим средствам обучения глухих обучающихся, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные

на удовлетворение особых образовательных потребностей;

 

19 Часть 2 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской

 

Федерации» N 273-ФЗ.


· обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) глухих обучающихся;

· специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением слуха.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на глухих обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью дифференциации и индивидуализации процесса образования обучающихся с нарушением слуха. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с нарушением слуха.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) глухого обучающегося. В случае необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Ин формаци он но е о беспечен и е включает необходимую нормативно- правовую базу образования глухих обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных


технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флеш- тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

планирование образовательного процесса;

 

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее


использующих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации20.

Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования21.

При реализации общеобразовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся22.

Для глухих детей предусматриваются определенные формы социальной и образовательной интеграции, учитывающие особенности и возможности обучающихся. Это требует координации действий, обязательного, регулярного

и качественного взаимодействия специалистов, работающих как с глухими

 

 

20 Статьи 29, 97 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст.

3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства

Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451).

21 Часть 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

22 Часть 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


обучающимися, так и с их сверстниками с нормальным слухом. Для тех и других специалистов предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Тр ебо ван и я к орган и заци и пр остран ства. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся;

2) соблюдение:

 

санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.

д.);

 

санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

пожарной и электробезопасности;

 

требований охраны труда;

 

своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.


3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения23.

Материально-техническая база реализации АООП НОО для глухих обучающихся должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

· участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование);

· зданию образовательной организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);

· помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);

· актовому и спортивному залу, залу для проведения музыкально-

 

ритмических занятий, лечебной физкультуре;

 

· помещениям для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процессов: классам, кабинетам для индивидуальных занятий, кабинету педагога-психолога и др. специалистов, структура которых должна обеспечивать возможность для организации разных форм урочной и

внеурочной деятельности;

 

 

23 Статьи 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от

 

24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.


· трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);

· помещениям для медицинского персонала;

 

· мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;

 

· помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

· туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям;

 

· расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой информации).

Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

- получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе специфических (научной, учебно-методической, справочно-информационной и

художественной литературы для образовательных организаций и библиотек) 24;

 

 

24 Статья 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября

 

1995 г. № 181-ФЗ


- проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

- наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

 

- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

- проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

 

- планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов;

- размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации;

- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

 

организации отдыха и питания.

 

Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:

- наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с


учетом размеров помещения);

 

При обучении по АООП НОО (вариант А) предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок с нарушением слуха. Общая численность класса не должна превышать 25 детей, из них 1-2 ребенка с нарушенным слухом, остальные обучающиеся – нормально слышащие сверстники.

При обучении по АООП НОО (вариант В) глухие школьники обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 6 обучающихся. Наполняемость класса, в котором обучаются глухие обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты С и D) не может превышать 5 человек.

Для глухих обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса, предусматривается подготовительный класс. Специальный класс организуется при образовательной организации, реализующей АООП НОО для глухих обучающихся, или другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения, приведенных в данном варианте Стандарте.

Глухим обучающимся должна быть предоставлена возможность интернатного проживания в случае удаленности от образовательной организации от места жительства ребенка.

Образовательная организация должна содержать оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, музыкально –ритмических занятий, кабинеты психологов, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты и др.


Необходимо продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).

Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, для музыкально – ритмических занятий, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся; в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры.

В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.

В классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM –систем, зарядных устройств, батареек и др.

Ор гани зац и я временн о го р ежи ма об учен и я. Временной режим образования глухих обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Обучение глухих обучающихся организуется в первую смену. Продолжительность урока: 1(подготовительный) класс от 35мин. до 45

мин.; 2-4 классы от 40мин. до 45мин.

 

В середине каждого урока проводится физкультурная минутка (проводимые физкультурные минутки направлены на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся, кроме того включаются обязательные упражнения для снятия зрительного напряжения и активизации зрительной системы). Психолого-медико-педагогическое сопровождение глухих обучающихся в процессе освоения АООП НОО


(варианты А, В, С, D) реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется следующими специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками (врач-педиатр, врач- сурдолог, медицинская сестра).

В режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулки (1час.) на свежем воздухе, во второй половине дня;

Во второй половине дня согласно режима образовательной организации проводятся занятия в рамках дополнительного образования.

Ор гани зац ии рабо чего места. Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.

Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое

 

положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На парте ребенка предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса.

В образовательных организациях, реализующих АООП НОО (вариант В, С, D), обязательным условием к организации рабочего места обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом.


К техн ически м ср ед ствам обучен и я глухих обучающихся, ориентированных на их особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая стационарная проводная аппаратура коллективного и индивидуального пользования (с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами), беспроводная аппаратура, например, FM - система; индивидуальные слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; специальные визуальные приборы, способствующие работе над произносительной стороной речи; специальные компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор» и

др.).

 

Тр ебо ван и я к сп еци альны м учеб ни кам, сп ец и альны м р абочи м тетр ад ям,

 

сп ец и альны м ди дакти чески м матери алам, сп ец и альны м ко мп ьютерным

 

и н стр умен там об учен ия. Реализация АООП НОО для глухих обучающихся (вариант А) предусматривает использование базовых учебников для сверстников с нормальным слухом, к которым с учётом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях. При реализации программы коррекционной работы используются специальные учебники по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению и др.

Освоение АООП НОО (вариант В, С, D) осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерному инструменту, предназначенным для образовательных организаций, обучающих глухих школьников. Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Образовательная организация должна также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к


электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию адаптированной образовательной программы.

При реализации АООП НОО для глухих обучающихся используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные

образовательные технологии, электронное обучение25.

 

 

25 Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской

 

Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...