Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования
для глухих обучающихся (вариант В)
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Личностные результаты освоения АООП начального общего образования включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
13 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS-сообщение и др.); 3) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности);
4) владение навыками коммуникации и социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий (умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели; умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения и др); 5) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации (расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы; умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе и др); 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения АООП начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение обобщенными способами деятельности. Метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне её, в том числе при использовании словесной речи; 2) способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнении; 3) владение репродуктивными и продуктивными способами решения учебных и жизненных задач, в том числе с применением элементов творчества;
4) владение элементарными знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схемами решения учебных и практических задач; 5) умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности; 6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 7) владение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему текстов художественного и научно-популярного характера; 8) владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, на основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей; 9) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10) владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) владение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты должны отражать: Филология (Язык и речевая практика). Владение грамотой. Знание основных речевых форм и правил их применения. Умение выбрать адекватные средства вербальной и невербальной коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, слабослышащий, глухой), владения разными средствами общения. Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию на основе словесной речи (в устной и письменной формах) как средство достижения цели, использование в речевом общении устно– дактильной формы речи как вспомогательной. Расширение круга ситуаций, в которых глухой обучающийся может использовать коммуникацию, в том числе устную, как средство достижения цели. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Умение получать и уточнять информацию от собеседника в ходе коммуникации на основе словесной речи на знакомые ребенку темы, извлекать значимую информацию из общения, соотносить его цель и результат. Стремление выражать свои мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, предложить помощь и т. д. Стремление извлекать общий смысл и значимую информацию из текста, умение замечать его
неполноту и сложность, умение уточнять непонятое в ходе коммуникации со взрослыми и сверстниками. Проявление интереса к чтению доступных произведений детской литературы, наличие положительного читательского опыта и личных читательских предпочтений. Умение использовать письменную коммуникацию для решения актуальных жизненных задач, включая коммуникацию в сети Интернет. Математика и информатика. Математика: использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры; умение использовать полученные математические знания (в том числе о различии и многообразии форм и размеров предметов, мерах массы, объёма, времени), для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам;
Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Окружающий мир: овладение представлением об окружающем мире; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности; установление и выявление причинно-следственные связи в окружающем мире; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики: формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Искусство. Изобразительное искусство: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; потребность в художественном творчестве; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) Технология. Технология (материальные и компьютерные): получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о профессиях; приобретение первоначальных навыков использования доступных компьютерных технологий в индивидуальной и совместной деятельности; владение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов; приобретение представлений о свойствах материалов; усвоение правил техники безопасности при обработке различных материалов Физическая культура. Физическая культура: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития; формирование умения следить за своим физическим состоянием, осанкой; понимание простых инструкций в ходе игр и при выполнении физических упражнений; овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности. Результаты освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной образовательной программы начального общего образования:
Специальный (коррекционный) предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия): Слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно – делового характера; различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания; реализация умений вероятностного прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементов речи, речевой и внеречевой контекст. Воспроизведение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи. Реализация навыков речевого поведения; желание и умения участвовать в устной коммуникации. Специальный (коррекционный) предмет «Музыкально-ритмические занятия». Приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкальным искусством. Развитие эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, в аудиозаписи и видеозаписи), умений в словесной форме определять характер, жанр, доступные средства музыкальной выразительности в прослушиваемых произведениях классической и современной музыки; понимание выразительной и изобразительной функций музыки; знание названий прослушиваемых произведений, фамилий композиторов, названия музыкальных инструментов. Эмоциональное, выразительное, правильное и ритмичное исполнение под музыку несложных композиций народных, современных и бальных танцев, овладение элементами музыкально – пластической импровизации. Эмоциональная, выразительная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Эмоциональное, выразительное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем. Проявление творческих способностей в музыкально – ритмической деятельности. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Владение тематической и терминологической лексикой, связанной с музыкально –ритмической деятельностью, в том числе, ее восприятием и достаточно внятным и естественным воспроизведением при реализации произносительных возможностей. В различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками, реализация сформированных умений. Специальный (коррекционный) предмет «Развитие слухового восприятия и техника речи». Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания. Восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности. Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др., шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. (с использованием звучаний музыкальных инструментов /игрушек). Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми. Специальный (коррекционный) предмет «Социально – бытовая ориентировка». Владение информацией о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении. Становление гражданской идентичности, развитие патриотических чувств. Овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация в различных видах деятельности. Развитие самостоятельности при решении задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе самообслуживанием, обслуживанием близких, овладение необходимыми элементарными умениями ведения домашнего хозяйства, основами гигиены и здорового образа жизни, поведением в экстремальных ситуациях, знание и применение элементарных и необходимых правил техники безопасности. Осознание собственных возможностей и ограничений жизнедеятельности в связи с нарушениями слуха. Накопление элементарного опыта социального поведения, необходимого для реализации задач жизнедеятельности, в том числе коммуникации в среде лиц с нормальным и нарушенным слухом. Саморегуляция поведения. Овладение элементарными нормами речевого этикета. Осуществление взаимодействия с детьми и взрослыми на основе толерантности, взаимного уважения. Наличие элементарных представлений о профессиях, включая профессии родителей, производстве; владение основами элементарных экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся, умениями их применять в жизни. Овладение речевым поведением, коммуникативной культурой, в том числе культурой устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности. Накопление информации об истории лиц с нарушениями слуха, овладение представлениями об их социокультурном развитии, включая особенности и возможности коммуникации, реализация сформированных представлений в процессе жизнедеятельности и общения с лицами, имеющими нарушения слуха. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования, и обязательно дополняется группой личностных результатов (специальных требований к развитию жизненной компетенции учащихся). Предметные результаты освоения АООП НОО оцениваются с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные предметы, полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО для глухих обучающихся. Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП НОО требуют учёта особых образовательных потребностей глухих обучающихся: 1) адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно- оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); 2) специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Результаты итоговой оценки освоения АООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. Не овладение обучающимся предполагаемыми результатами по отдельным образовательным областям или АООП в целом не является препятствием к продолжению образования.14 Достижение планируемых результатов коррекционно-развивающей работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, слухового восприятия неречевых звучаний, овладения навыками музыкально – ритмической деятельности определяется на основе анализа данных контрольных проверок периодического учета (по специальным методикам), обобщается в отчетах учителей, которые составляются в конце каждой четверти. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого ученика, в которой представляются данные о достижении им планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов в данном направлении образовательно – коррекционной работы. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей). Достижение планируемых результатов коррекционно-развивающей работы по коррекционно –развивающему курсу «Социально – бытовая ориентировка» определяется по результатам контрольных проверочных работ, а также в ходе мониторинговых исследований, в том числе, на основе экспертной оценки; полученные данные обобщаются в отчетах учителей, которые составляются в конце каждой четверти. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не
подлежащим итоговой оценке качества освоения АООП НОО, относятся
14 Части 7,8,9 статьи 58 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). личностные результаты обучения. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, а также для оценки продвижения ребёнка в личностных результатах используется метод экспертной группы. Образовательная организация имеет право вносить изменения, дополнять, расширять критерии оценки с учётом особенностей развития контингента обучающихся каждого класса.
2.4. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С)
2.4.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С)
Данный вариант стандарта адресован глухим обучающимся с дополнительными ограничениями здоровья. К числу таких обучающихся относятся глухие дети с умственной отсталостью, а в отдельных случаях глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы. Кроме того, эти обучающиеся могут иметь и другие дополнительные нарушения в развитии. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант С) включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП НОО для глухих обучающихся составляет – 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесс – 30% от общего объема адаптированной основной программы. АООП НОО для глухих обучающихся реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. АООП НОО для глухих обучающихся должна иметь коррекционную направленность всего образовательного процесса и учитывать общие и особые образовательные потребности глухих с интеллектуальной недостаточностью. АООП НОО для глухих обучающихся должна содержать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения АООП НОО; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО; учебный план; программы отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития; программу коррекционной работы; программу формирования универсальных учебных действий; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности (включая коррек ционно- развивающие занятия); систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. 1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; 2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся;
3) описание особых образовательных потребностей обучающихся;
2. Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП начального общего образования; 2) являться основой для разработки АООП начального общего образования образовательных организаций; 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП НОО должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся. Освоение АООП НОО обеспечивает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся. Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально-личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки. Достижения личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельностью; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. Предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. Предметные результаты глухих с интеллектуальной недостаточностью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас- сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. 3. Учебный план общего образования глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), а также внеурочную деятельность. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями. В учебный план входит внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательно - коррекционного процесса в образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность (недельная нагрузка – 10 часов на каждого обучающегося), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной образовательной программы. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям, способствующим всестороннему развитию обучающихся. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения обучающимися содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление. АООП для обучающихся может включать как один, так и несколько учебных планов. Программой предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных глухих обучающихся. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе АООП. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного медико-психолого- педагогического обследования. В этом случае ребенок может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи. Основой формирования жизненной компетенции этих детей является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО для обучающихся определяет образовательная организация. В содержании образовательно -коррекционного процесса учитываются особые образовательные потребности данной категории обучающихся, включая обеспечение формирования жизненных компетенций, способствующих получению ими образования и социальной адаптации, повышение уровня общего развития, коррекция и развитие познавательной деятельности с широкой опорой на предметно-практическое обучение, формирование и развитие словесной речи (в устной и письменной форме) при широком использовании в качестве вспомогательных средств общения и обучения дактильной и жестовой речи. В содержание образовательно–коррекционного процесса включаются специальные учебные предметы образовательной области «Филология (Язык и речевая практика)», учитывающие особые образовательные потребности обучающихся, направленные на развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц, развитие коммуникативных способностей обучающихся. На ступени начального образования предметная область «Филология (Язык и речевая практика)» представлена учебными предметами «Русский язык и литературное чтение», «Предметно практическое обучение». Комплексный учебный предмет «Русский язык и литературное чтение» представляет определенный набор предметов: развитие речи; чтение и развитие речи; письмо. В предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет «Предметно-практическое обучение», который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - филологии и технологии, направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно – практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание школьников. Предмет «Предметно-практическое обучение» предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением разговорной и монологической (устной и письменной) речи. В содержание образовательно –коррекционного процесса включаются обязательные коррекционно-развивающие занятия: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия); музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия); развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи (фронтальные занятия), развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия); социально – бытовая ориентировка (фронтальные занятия). Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования15 возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Обязательные образовательные области и основные задачи реализации содержания образовательных областей Образовательная область «Филология». Учебные предметы: «Русский язык» (Обучение грамоте, формирование грамматического строя речи), «Развитие речи», «Чтение», Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие возможностей слухозрительного восприятия устной речи и ее произносительной стороны, умений их использования в коммуникации. Образовательная область «Математика и информатика». Учебный предмет: «Математика». Основные задачи реализации содержания: Овладение фрагментарными математическими представлениями (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.), необходимых для бытового применения и решения учебно-практических задач. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах социально - бытовой практической деятельности). Выполнение арифметических действий с числами и числовыми выражениями, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур.
15 Законодательство российской федерации в области образования включает в себя: Конституцию РФ, федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 федерального закона РФ «Об образовании в российской федерации») Образовательная область «Обществознание и естествознание». Учебный предмет: «Окружающий мир». Основные задачи реализации содержания: Овладение основными представлениями об окружающем мире. Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях и др.). Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей, способности решать соответствующие возрасту зад
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|