Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И основные задачи реализации содержания образовательных областей




 

Образовательная область «Филология» (Язык и речевая практика)

 

представлена учебными предметами «Русский язык и литературное чтение» и

 

«Предметно-практическое обучение». Учебный предмет «Русский язык и литературное чтение» включает комплекс предметов: в подготовительном классе – обучение дактилологии; обучение устной речи; обучение грамоте; в 1-

3 классах - развитие речи; чтение и развитие речи; письмо (в первом классе); в 4

 

-5 классах - развитие речи; чтение и развитие речи; сведения по грамматике. Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной

коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение

 

 

12 Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»)


способностью пользоваться письменной и устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие практических речевых навыков построения и грамматического оформления речевых единиц. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Формирование умений работать с текстом, понимать его содержание. Формирование умения выражать свои мысли. Развитие у обучающихся слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны, использование сформированных умений в процессе устной коммуникации.

Предмет «Предметно-практическое обучение» сочетает в себе компетенции двух предметных областей - филологии и технологии; в процессе обучения реализуется принцип связи речевого развития с предметно- практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением устной и письменной речи. Основные задачи реализации содержания: Формирование житейских понятий у обучающихся, развитие их мышления, развитие устной и письменной речи, совершенствование предметно – практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание школьников. Реализация содержания предмета способствует созданию основы для развития речевой деятельности обучающихся, для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.

Образовательная область «Математика и информатика». Учебный предмет: «Математика». Основные задачи реализации содержания: Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.). Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,


температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться «карманными» деньгами и т.д.). Развитие у обучающихся пространственных и количественных представлений, усвоение

«житейских понятий» в тесной связи с предметно-практической деятельностью. Выполнение математических действий и решение текстовых задач, распознавание и изображение геометрических фигур. Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета.

Образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Учебный предмет: «Окружающий мир (человек, природа, общество)». Основные задачи реализации содержания: Овладение основными представлениями об окружающем мире. Формирование умений использовать знания об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Формирование знаний о человеке. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством обогащения предметной деятельности глухого ребенка, организации практического ознакомления и целенаправленных наблюдений; воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира природы, в том числе звуков окружающего мира; актуализация, расширение и интегрирование знаний об окружающем мире в условиях целенаправленного

развития вербальных средств коммуникации и словесно-логического мышления глухого обучающегося. Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета.


Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный предмет: «Основы религиозных культур и светской этики». Основные задачи реализации содержания: Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Образовательная область «Искусство». Учебный предмет:

 

«Изобразительное искусство». Основные задачи реализации содержания:

 

Накопление обучающимися первоначальных впечатлений от произведений искусства, формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты, потребности в художественном творчестве. Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека. Развитие опыта восприятия, анализа и оценки произведений искусства, способности получать удовольствие от произведений искусства, умений выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, реализуя формирующиеся коммуникативные умения, в том числе слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики. Получение доступного опыта художественного творчества, самовыражения в художественной деятельности, стремления к самостоятельной деятельности, связанной с искусством. Приобщение к культурной среде, формирование стремления и привычки посещения музеев, театров и др.

Образовательная область «Физическая культура». Учебный предмет:

 

«Физическая культура». Основные задачи реализации содержания: Овладение обучающимися основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях


компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Развитие практики здорового образа жизни, стремления к занятиям физической культурой и спортом. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование навыков контроля за собственными движениями, включая пластику, координацию и походку. Овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного предмета, в том числе ее восприятием и воспроизведением. Обеспечение участия обучающихся в спортивных школьных и внешкольных мероприятиях, расширяющих сферу их коммуникации, в том числе со слышащими сверстниками.

Образовательная область «Технология». Учебный предмет:

 

«Технология». Основные задачи реализации содержания: Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий. Усвоение правил техники безопасности. Овладение умением адекватно применять доступные предметные и компьютерные технологии для решения задач коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Развитие способности обучающихся к самообслуживанию; воспитание трудолюбия; усвоение «житейских понятий»; обучение использованию технических средств, информационных технологий. Развитие способностей и интересов обучающихся к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного и естественного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.


В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: 1) учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: компьютерные технологии, деловое и творческое письмо и др.); 2) учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например, история и культура родного края и др.).

4. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, общеинтеллектуальное, спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное) в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные практики и т. д.

Коррекционно-развивающая область (направление) является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку.

Содержание коррекционно – развивающей области (направления) представлено следующими обязательными предметами: формирование речевого слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия), музыкально – ритмические занятия (фронтальные занятия), развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия), социально – бытовая ориентировка (фронтальные занятия). Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций медико-психолого-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации обучающихся.

Специальный (коррекционный) предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия). Основные задачи реализации содержания: Формирование речевого слуха, создание и


развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи. Формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к естественной, умений осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации. Формирование навыков пользования слуховыми аппаратами. Развитие мотивации овладения устной коммуникацией, речевого поведения.

Специальный (коррекционный) предмет «Музыкально-ритмические занятия». Основные задачи реализации содержания: Эстетическое воспитание, развитие творческих возможностей личности, обогащение общего и речевого развития, расширение кругозора. Развитие восприятия музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи: ее характера и доступных средств музыкальной выразительности. Формирование правильных, координированных, выразительных и ритмичных движений под музыку, правильной осанки, умений исполнять под музыку несложные композиции народных, бальных и современных танцев, импровизировать движения под музыку. Развитие навыков декламации песен под музыку в ансамбле при точном воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Формирование умений эмоционально, выразительно и ритмично исполнять музыкальные пьесы на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле под аккомпанемент учителя. Закрепление произносительных умений при широком использовании фонетической ритмики и музыки. Развитие у обучающихся стремления и умений применять приобретенный опыт в музыкально-ритмической деятельности во внеурочное время, в том числе при реализации совместных проектов со слышащими сверстниками.

Специальный (коррекционный) предмет «Развитие слухового восприятия и техника речи». Основные задачи реализации содержания:


Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов /игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и др.) - наличие стойкой условной двигательной реакции на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания; использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов/игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др., шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.

Специальный (коррекционный) предмет «Социально – бытовая ориентировка». Основные задачи реализации содержания: Практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе. Становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств. Накопление опыта социального поведения. Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности. Социально-эмоциональное воспитание и развитие. Формирование культуры поведения, его саморегуляции. Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в


условиях активизации речевой деятельности. Формирование представлений об особенностях культуры и специфических средствах коммуникации лиц с нарушениями слуха. Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми, включая лиц, имеющих нарушения слуха и слышащими людьми, на основе толерантности, взаимного уважения. Формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни. Развитие навыков обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства. Формирование основ знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни. Формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве, знакомство с трудом родителей и других взрослых. Формирование основ экономических и правовых знаний, необходимых для жизнедеятельности обучающихся.

Содержание внеурочной деятельности по направлениям - духовно- нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, определяется образовательной организацией, исходя из образовательных потребностей и интересов обучающихся, желания родителей (законных представителей), рекомендаций педагогов с учетом задач всестороннего развития личности, достижения планируемых результатов начального основного образования глухих детей, их социальной адаптации и интеграции в общество.

5. Программа формирования универсальных учебных действий у глухих обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; решение задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Сформированность универсальных учебных действий у глухих обучающихся должна быть определена на этапе завершения обучения.

6. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для


глухих обучающихся. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО для глухих детей и программы формирования универсальных учебных действий. Программа учебного предмета (курса) должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета (курса); описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); содержание учебного предмета (курса); тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

7. Программа духовно-нравственного развития (воспитания) глухих обучающихся на ступени НОО должна быть направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Программа должна обеспечивать: организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику. Программа должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся), формы организации работы.


8. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; соблюдение правил здорового образа жизни; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; здоровьесберегающий характер учебной деятельности и коммуникации, соблюдение режима дня; формирование познавательного интереса к природе и бережного отношения к ней; организацию оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учётом их возрастных, психофизических особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

9. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей глухих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом их особенностей психофизического развития и


индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-

 

медико-педагогической комиссии); возможность освоения АООП НОО.

 

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию образовательной организацией коррекционно-развивающей области через: 1) обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса - общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с нарушением слуха повысить свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;

2) введение специальных (коррекционных) предметов, способствующих освоению специальных умений и навыков, связанных с формированием восприятия и воспроизведения устной речи, возможностей устной коммуникации, развитием слухового восприятия неречевых звучаний, музыкально – ритмической деятельности, социально – бытовой ориентировки с целью более полноценного развития обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в обществе; 3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особенности развития, требующие проведения специальных занятий; 4) взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с нарушением слуха.

Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, основные направления, планируемые результаты освоения коррекционно- развивающей области, механизмы реализации программы, перечень мероприятий.

10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

 

АООП НОО глухих обучающихся должна:

 

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;


2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных его результатов;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;13

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабовидящих обучающихся;

В процессе оценки достижений планируемых результатов обучающихся, должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...