Требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для глухих обучающихся (вариант С)
Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, освоивших АООП НОО.
Описание результатов овладения глухими обучающимися с интеллектуальной недостаточностью результатов освоения АООП НОО имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты). Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально- личностные качества, специальные требований к развитию жизненной и социальной компетенции и ценностные установки. Личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) понимание основ своей гражданской принадлежности;
2) сформированность мотивации к обучению; 3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами
16 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н “Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов” и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости SMS-сообщение и др.); 4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др);
5) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Филология (Язык и речевая практика): формирование интереса к изучению родного (русского) языка; овладение обучающимися посильными коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их словесной речи устного и письменного общения; осознанное, сознательное чтение, понимание смысла доступных текстов; умение выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий); умение использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь. Математика и информатика: Математика: овладение начальными математическими знаниями о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах, элементарными навыками измерения, пересчета, записи и выполнения несложных математический действий; применение элементарных математических знаний для решения учебно-практических и житейских задач. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Окружающий мир: формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы; освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам; формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и др.; формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций. Искусство. Изобразительное искусство: развитие элементарных эстетических чувств, овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декаративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.); овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства и оценочными суждениями при выполнении собственных работ «аккуратно», «неаккуратно».
Физическая культура. Физическая культура: формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития; овладение умениями правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.); формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок соразмерно собственным индивидуальным особенностям здоровья, связанными с синдромальными нарушениями, при которых необходим «щадящий» спортивный режим или только подвижные игры без элементов состязательности. Технологии. Технология (материальные технологии): формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом, используя ножницы, иглы, молоток и т. п.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.); использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач. Результаты освоения коррекционно-развивающей области адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: Специальный (коррекционный) предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия): Слухозрительное восприятие (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) знакомого значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно – делового характера; различение, опознавание и распознавание на слух знакомого по значению и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные коммуникативные ситуации в учебной и внеурочной деятельности, опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий. При затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания. Произнесение речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе или темпе, приближающемся к нормальному, достаточно внятно, реализуя сформированные умения воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (мимики лица, позы, пластики и т.п.); применение отработанных приемов самоконтроля произносительной стороны речи; соблюдение орфоэпических правил (по знаку, образцу учителя, самостоятельно). Реализация умений использовать устную речь в общении в различных видах учебной и внеурочной деятельности.
Специальный (коррекционный) предмет «Музыкально-ритмические занятия». Приобщение к эстетической деятельности, связанной с музыкой. Развитие восприятия музыки – ее характера, средств музыкальной выразительности. Овладение элементарной тематической и терминологической лексикой, связанной с развитием восприятия музыки, различными видами музыкально – исполнительской деятельности обучающихся. Эмоциональное, правильное и ритмичное исполнение под музыку отдельных движений, несложных танцевальных композиций. Эмоциональная декламация песен под музыку в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя при передаче в достаточно внятной речи (при реализации произносительных возможностей) темпоритмической структуры мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков. Эмоциональное и ритмичное исполнение на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле сопровождения к музыкальной пьесе или песне, исполняемой учителем. Закрепление произносительных умений при использовании фонетической ритмики и музыки. Реализация сформированных умений в различных видах внеурочной художественной деятельности, в том числе совместной со слышащими сверстниками.
Специальный (коррекционный) предмет «Развитие слухового восприятия и техника речи». Наличие условной двигательной реакции на доступные неречевые звучания. Различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов (игрушек); определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания. Восприятие слухозрительно и на слух отработанного на занятиях речевого материала (фраз, слов, словосочетаний, коротких текстов, прежде всего, диалогического характера). Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико- интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.); соблюдение орфоэпических правил в отработанных словах; реализация сформированных навыков самоконтроля произносительной стороны речи. Восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов связанных с явлениями природы и др., различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса. Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми. Специальный (коррекционный) предмет «Развитие познавательной деятельности»: Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей; активизация познавательной деятельности обучающихся. Специальный (коррекционный) курс «Социально – бытовая ориентировка». Подготовка обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности с учетом их возраста, возможностей и особенностей развития. Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира в процессе практической социально – бытовой деятельности. Развитие жизненных компетенций, необходимых для социальной адаптации, получения образования.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО осуществляется образовательным учреждением. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО является достижение предметных результатов, необходимых для продолжения допрофессионального образования, и обязательно дополняется группой личностных результатов (специальных требований к развитию жизненной компетенции учащихся). Предметные результаты освоения АООП НОО оцениваются с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные предметы, полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП НОО требуют учёта особых образовательных потребностей глухих и кохлеарно имплантированных обучающихся с интеллектуальной недостаточностью: 1) адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование письменных инструкций), так и по сути (подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); 2) специальную психолого- педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Результаты итоговой оценки освоения АООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. Не овладение обучающимся предполагаемыми результатами по отдельным образовательным областям или АООП в целом не является препятствием к продолжению образования.17 Результаты коррекционно-развивающей работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны анализируются в отчетах учителей индивидуальных занятий, которые составляются в конце каждой четверти. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого ученика, в которой обобщаются данные о достижении им планируемых метапредметных и предметных результатов. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей). К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения АООП НОО личностные результаты обучения. Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, а также для оценки продвижения ребёнка в личностных результатах используется метод экспертной группы.
17 Части 7,8,9 статьи 58 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). Образовательная организация имеет право вносить изменения, дополнять, расширять критерии оценки с учётом особенностей развития контингента обучающихся каждого класса
2.5. Адаптированная основная образовательная программа для глухих обучающихся (вариант D)
2.5.1. Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы для глухих обучающихся (вариант D)
Вариант «D» стандарта для глухих обучающихся предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Уровень психофизического развития обучающихся данной группы не соотносится с возрастными нормами и уровнем развития глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений. Для обучающихся данной группы оказывается недоступным овладение требованиями других вариантов образования глухих учащихся (B, С). Учет специфических образовательных потребностей глухих обучающихся (вариант «D») обеспечивается специальной индивидуальной образовательной программой, составленной на основе АООП (вариант D). В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта «С» АООП по различным образовательным областям и предметам, то в СИОП могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта «С» АООП. Адаптированная основная образовательная программа для глухих обучающихся (вариант D) содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. АООП должна учитывать общие и особые образовательные потребности глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями и иметь коррекционную направленность всего образовательного процесса. АООП для глухих обучающихся (вариант D) реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также другими нормативно-правовыми документами. АООП для глухих обучающихся (вариант D) должна содержать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения АООП; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП; учебный план; программы учебных предметов и коррекционных занятий; программу формирования базовых учебных действий; программу нравственного воспитания; программу коррекционной работы; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП адаптированной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. 1. Пояснительная записка должна раскрывать:
· цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися АООП; · психолого-педагогическую характеристику глухих обучающихся
(вариант D)
· описание особых образовательных потребностей глухих обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. · структуру и общую характеристику специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП), разрабатываемой на основе варианта D АООП; Структура СИОП должна включать:
· общие сведения о ребёнке; · характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и выводы; · условия ухода и присмотра;
· основные задачи воспитания и обучения ребёнка;
· условия выполнения программы (общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.); · перечень необходимых технических средств, условий их использования; · список специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП;
· индивидуальный учебный план;
· содержание образования в условиях образовательной организации;
· содержание воспитания и обучения в семье;
· перечень возможных задач и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; · средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, программа может иметь различные приложения, включающие задания и рекомендации для персонала образовательного учреждения, волонтеров, учителей дополнительного образования, организации досуговой деятельности детей. 2. Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны: · обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным
процессом и системой оценки результатов освоения АООП;
· являться основой для разработки АООП образовательных учреждений;
· являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы (вариант D) в соответствии с требованиями Стандарта. · рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП (вариант D) должны адекватно отражать требования Стандарта, соответствовать возможностям обучающихся, передавать специфику образовательного процесса, в частности, приоритетную направленность обучения на развитие жизненной компетенции глухих обучающихся, включать специфику изучения отдельных учебных предметов). 3. Учебный план образования глухих обучающихся (вариант D) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), а также внеурочную деятельность. АООП для глухих обучающихся (вариант D) может включать как один, так и несколько учебных планов. Некоторые дети, которые в силу тяжести нарушений не могут обучаться в классе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Программой предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей глухих обучающихся. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе результатов психолого- педагогического обследования глухих обучающихся и АООП (вариант D), с учетом необходимой формы образования. В соответствии с индивидуальным планом каждый обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. Основное содержание образования направлено на развитие жизненной компетенции глухих обучающихся (вариант D), связанной с формированием практических навыков, необходимых для нормализации жизни в семье, развитием доступных коммуникативных умений, реализуемых с помощью вербальных и невербальных средств, адаптации в окружающей социальной среде. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП для глухих обучающихся (вариант D) определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования18 возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Обязательные образовательные области и основные задачи реализации содержания образовательных областей Образовательная область «Язык и речевая практика » ( Речь и альтернативная коммуникация). Учебные предметы: «Жестовый язык», «Русский язык» (развитие речи, обучение грамоте, чтение). Основные задачи реализации содержания: Формирование лингвистической компетенции ребенка, реализуемой в устной, письменной, жестовой речи, а также других общепризнанных системах, замещающих естественный язык. Овладение жестовой речью как средством межличностного взаимодействия. Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие речи как средства общения в тесной связи с личным опытом ребенка. Формирование навыка эффективного использования речи в зависимости от социального контекста, умение участвовать в диалоге. Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных ребенку
18 Законодательство российской федерации в области образования включает в себя: Конституцию РФ, федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 федерального закона РФ «Об образовании в российской федерации») пределах, развитие способности к осмысленному чтению, формирование навыка понимания прочитанного. Формирование интереса к чтению, работе с книгой. Образовательная область «Математика». Учебный предмет
«Математические представления». Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных математических представлений: о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Развитие умения самостоятельно пользоваться математическими представлениями и умениями при решении элементарных житейских задач. Образовательная область «Естествознание». Учебный предмет
«Окружающий природный мир». Основные задачи реализации содержания: Овладение элементарными представлениями о неживой природе. Практическое взаимодействие с окружающим, развитие ориентации в ближайшем окружении. Формирование доступных представлений о животном и растительном мире. Усвоение правил безопасного для мира природы поведения человека. Развитие активности, интереса к явлениям и объектам неживой и живой природы. Образовательная область «Человек и общество». Учебные предметы
«Человек», «Самообслуживание», «Домоводство», «Окружающий социальный мир». Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных представлений о себе, своих физических возможностях, возможностях сверстников и других людей. Формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье, обязанностях членов семьи и ребенка. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование представлений о правилах безопасного жизнеобеспечения, способах безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Формирование умения выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов. Формирование первоначальных представлений об окружающих объектах: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика. Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование представлений об окружающем социальном мире. Образовательная область «Искусство». Учебный предмет
«Изобразительная деятельность» (лепка, рисование, аппликация). Основные задачи реализации содержания: Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни ребёнка и их использование в быту, во время праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства, освоение элементарных форм художественного ремесла. Образовательная область «Физическая культура ». Учебный предмет
«Адаптивная физкультура». Основные задачи реализации содержания: Обучение выполнению доступных видов движений на уроках физкультуры и вне их. Формирование умения включаться в доступные ребёнку подвижные игры и занятия, адекватно дозировать физическую нагрузку. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости). Образовательная область «Технологии». Учебные предметы «Предметно-
практические действия». « Профильный труд». Основные задачи реализации содержания: Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Умение выполнять простые действия с предметами и материалами; умение соблюдать очередность при выполнении трудовых операций и др. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью содержания АООП. Содержание этой области представлено следующими обязательными предметами: развитие слухового восприятия и обучение произношению (индивидуальные занятия), музыкально –ритмические занятия (фронтальные занятия), коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия). Кроме того, образовательной организацией могут быть введены дополнительные коррекционно–развивающие предметы (индивидуальные, групповые или фронтальные занятия), исходя из психофизических особенностей обучающихся. Специальный (коррекционный) курс «Развитие слухового восприятия и обучение произношению». Основные задачи реализации курса: Формирование навыков пользования слуховыми аппаратами. Формирование устойчивой условной двигательной реакции на неречевые и речевые стимулы разной частоты и интенсивности. Развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов/игрушек (с учетом возможностей обучающихся), неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; звучаний в природе и др. Развитие возможностей полисенсорного восприятия речи и навыков их использования в коммуникации. Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны (с учетом возможностей обучающихся). Формирование навыков произношения как основы речевой коммуникации. Формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучение использованию сформированных умений в повседневной коммуникации. Специальный (коррекционный) курс «Музыкально-ритмические занятия». Основные задачи реализации курса: приобщение детей к различным видам деятельности, связанным с музыкой, развитие их слухового восприятия, двигательной и эмоционально – волевой сфер, психических функций, произносительной стороны речи. Формирование интереса к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Формирование умения действовать вместе с другими детьми, в нужном темпе, выполнять инструкции педагога, выполнять деятельность до конца. Специальный (коррекционный) курс «Коррекционно-развивающие занятия». Основные задачи реализации курса: Совершенствование сенсомоторного развития. Развитие различных видов восприятия (зрительного, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятия запаха и вкуса) как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти). Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, расширение представлений об окружающей действительности. Формирование социально приемлемых форм поведения. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся по варианту D АООП должна включать задачи формирования интереса и мотивации к учению; подготовки ребенка к пребыванию и взаимодействию в среде сверстников; формирования умение воспринимать задания, данные в доступной форме (жестовая, устно-дактильная, устная инструкции), ориентироваться на заданную систему требований, выполнять инструкции учителя, выполнять действия по подражанию и самостоятельно, выполнять задания в течение определенного периода времени, выполнять задание от начала до конца, самостоятельно действовать в соответствии с планом, алгоритмом действий; пользоваться звукоусиливающей аппаратурой (стационарной и индивидуальной), использовать по назначению учебные материалы (книги, тетради и т.д.). Программы отдельных учебных предметов и коррекционных занятий должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП для глухих обучающихся (вариант D). Программы предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП для глухих обучающихся (вариант Д). Программа учебного предмета (курса) должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); общую характеристику учебного предмета (курса); описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); содержание учебного предмета (курса); описание материально-технического обеспечения обра- зовательного процесса. 10. Программа нравственного воспитания глухих обучающихся (вариант D) должна быть направлена на обеспечение доступного им уровня нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств и поведения. Программа должна обеспечивать: организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Программа должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников), формы организации работы. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: · формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; · пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; · формирование установок на использование здорового питания;
· развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
· формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, несоблюдение санитарно- гигиенических норм, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); · формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм. 5. Программа внеурочной деятельности направлена на социально- эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся со сверстниками и взаимодействие с разными людьми. Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестив
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|