Молодежная экономика и карманные деньги
Термином «молодежная экономика» обозначают участие детей, 1 подростков и юношей во взрослой экономике. Это участие может 1 См.: Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 141—150. принимать самые разные формы, как иметь и самые разные последствия — не только позитивные, но и негативные. Все большее число российских подростков после школы, а иногда и вместо нее, подрабатывают на жизнь. Масштабы подросткового труда, по сравнению с прошлым, возросли в несколько раз. Большинство из них работают неполный рабочий день. Чаще всего они заняты в сфере услуг или розничной торговли. Подростки продают в переходах метро газеты, разгружают товары в коммерческих киосках, моют окна машин на перекрестках городов, меняют валюту, спекулируют вещами, общаются и набираются опыта. У них нет твердо установленных часов работы, время работы часто зависит от того, когда подросток свободен. Увеличению объемов подросткового труда способствовало несколько причин: снятие прежних ограничений и запретов, переход от планового к рыночному труду, снижение материального уровня жизни родителей, расширение возможностей тратить деньги. Желание иметь деньги, чтобы их потратить, — главный стимул к работе у учащихся. Очень небольшой процент подростков отдают деньги родителям, делятся с ними заработком, чтобы поддержать материальное благополучие семьи. Некоторое время назад взрослые, видя, как подростки моют стекла машин, стоящих под светофором, умилялись: дети трудятся, домой копейку несут. Скоро эйфория прошла, выяснилось, что дети делают это за счет посещения школы или приготовления уроков, а деньги, иногда немалые, вовсе не обязательно несут в семью. Выяснилось также, что не всегда они работают сами по себе, что и здесь, в детском бизнесе, существует свой рэкет и наем. Но пожалуй, самая большая опасность — это повышенный интерес к деньгам, который переструктурирует всю систему ценностей. Деньги приносят блага «здесь и сейчас», они могут все, с ними можно удовлетворить любую потребность, не дожидаясь, пока станешь взрослым, выучишься, накопишь средства повседневным трудом и т.д.1
Типичные приработки в большом городе — это разноска почты, продажа газет, торговля «дефицитом», а для малого города распространенной оказалась продажа овощей с огорода. Школьники редко подрабатывают на производстве, на предприятиях города. Чуть чаще заняты в строительстве, где больше временных работ и труда, не требующего квалификации. Еще в 70-е годы отмечалось тяготение молодежи к сфере услуг — теперь эти формы особенно развились: работа в ларьках, поездки за товарами и т.д. Специфическая форма молодежного труда — досуговое самообслуживание. В дискотеках ребята работают музыкантами в само- 1 См.: Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 141 — 150. ^ деятельных или полупрофессиональных оркестрах, диск-жокеями, барменами и т. д., в спорте — руководят молодежными секциями в качестве оплачиваемых тренеров и участвуют в соревнованиях за деньги (что означает вхождение в профессиональный спорт). Часть молодежи стремится работать служащими в организациях и учреждениях, т.е. в сфере управленческих услуг. Как выяснилось в результате анонимного анкетирования учеников 8-х и 10-х классов одной из петербургских школ, многие из них уже самостоятельно зарабатывают деньги. Около 6 % восьмиклассников не получают от родителей денег на карманные расходы — семье едва хватает средств на самое необходимое. И ребята понимают, как нелегко приходится родителям. Примерно четверть опрошенных школьников готовы поддержать родных в случае финансового кризиса — не только покупать самим себе одежду, обувь и жвачку, но и вносить свою лепту в семейный бюджет; 18% отдают (или готовы отдавать) деньги родителям, оставляя себе не больше половины заработанного.
Для большинства ребят самый простой способ добыть деньги — продавать у метро газеты или мыть машины у светофоров (заработок примерно такой же, но менее стабильный, зависит от количества мойщиков в одном месте, погоды, настроения водителей; зато иногда платят долларами). Кстати, для 12% школьников эти два способа заработать равнозначны, и торговлю газетами, в отличие, скажем, от перепродажи сигарет, они не считают спекуляцией. 4,5 % «везунчиков», не испытывая в общем-то потребности в деньгах, не отказываются от заработков, предлагаемых взрослыми. За прогулку с соседской собакой, к примеру, можно получить 1000 руб. или даже больше — в зависимости от продолжительности «сеанса». 57% подрабатывающих восьмиклассников получают деньги за «истинную», по их мнению, работу: по договору с различными организациями они расклеивают объявления на улицах, собирают платы для электронной техники, набивают и отлаживают компьютерные программы, работают секретарями на телефоне, телефонными посредниками по продаже оптовых партий различных товаров, шьют на продажу (вместе с друзьями) мягкие игрушки, занимаются разведением и продажей хомяков, летом пропалывают соседские огороды (1 сорняк — 1,5 рубля), работают помощниками воспитателей в детском саду... 37% зарабатывают перепродажей различной мелочевки, 6% продают нечто, сделанное своими руками. Взрослые относятся к детским заработкам неоднозначно. Кое-кто считает, что их чада еще не доросли до права на собственные трудовые рубли. Некоторых не устраивают «торгашеские» наклонности детей. Третьим в принципе не нравится, что подработка «мешает учебе». Однако есть и такие, кто весьма доволен еще одним семейным источником дохода: «Отец говорит, лишь бы работал, а учеба подождет. Я так не считаю», — написал в анкете один восьмиклассник. А некоторые родители привлекают детей к собственному бизнесу: «У мамы есть связи, она приносит товар — одежду, косметику. И мы с братом едем на место торговли».
Однако помимо «легализованных» способов зарабатывания денег (сбор бутылок и пр.) дети прибегают к воровству, грабежам, игре в карты, нередко занимаются ростовщичеством (под высокие проценты), продажей сочинений и решений задач, отметок родителям. Некоторые исследователи пишут о распространении профессионального нищенства и даже продажи оружия на детском черном рынке. Представительное исследование, проведенное в старших (9, 10, 11-х) классах средних школ европейской части России и Урала в 1996 г., охватившее 1750 учеников, выявило, что в свободное от учебы время школьники: заняты куплей-продажей — 13,2%; разносят почту — 8,7%; моют машины — 8,3%; торгуют — 7,8%; работают автослесарями — 6,6%; разгружают машины — 5,8%; заняты в сфере обслуживания — 5,8 %; работают переводчиками — 3,7 %; работают служащими на бензозаправочных станциях — 2,9 %; торгуют билетами — 2,9%; работают операторами ЭВМ — 2,1 %; работают в деревне на току — 2,1 %; работают в ремонтной мастерской — 1,7%; работают лаборантами в школах — 1,7%; работают на раскопках — 1,7%; заправляют машины — 1,7%; работают с компьютерами — 1,7%; работают в спортивных клубах — 1,7%; работают художниками (рисуют) — 1,2%; работают звукооператорами на радиостанциях — 0,8%; работают манекенщицами — 0,8 %; ведут кружки — 0,8 %; работают медсестрами — 0,8 %; заняты посредничеством — 0,8%; работают в оранжерее — 0,8%; помогают отцу делать мебель — 0,8 %; работают уборщицами — 0,8 %; делают декоративную роспись по дереву — 0,4%; работают оформителями — 0,4%; работают на стройке — 0,4%; работают строителями — 0,4%; работают с матерью дворником —- 0,4%; выполняют столярные работы — 0,4%; помогают матери-уборщице — 0,4%; сдают металлолом — 0,4%; помогают отцу отделывать квартиры — 0,4%; делают компьютерный набор — 0,4%; работают швеями — 0,4%; дрессируют собак — 0,4%; помогают матерям в торговой деятельности — 0,4%; работают водителями — 0,4%; помогают отцу ремонтировать машины — 0,4%; сидят с детьми — 0,4%; переносят ящики знакомым отца — 0,4%; работают на дому — 0,4%; проводят дискотеки — 0,4%; работают курьерами — 0,4%; работают на заводе — 0,4%'.
К каким методам воспитания должны прибегать взрослые, чтобы сформировать у 14-летнего подростка представление о ценности денег? Один из методов, по мнению Дж.Добсона, состоит в предоставлении в распоряжение ребенка определенной суммы наличных денег, достаточной для его повседневных нужд. При этом надо позволить ему самому ими распоряжаться. Можно начать с выдачи денег сразу на всю неделю — для оплаты еды в школе. Если он растранжирит их за день-два, то на третий день окажется перед выбором: или как-то заработать деньги на еду, или же несколько дней походить голодным. Это и есть та жесткая реальность, с которой ему, возможно, придется сталкиваться позже в своей жизни. Однако известно, что такой способ может привести к неожиданным результатам. Дж.Добсон рассказывает о знакомом враче, у которого было четыре дочери. Начиная с двенадцати лет он выдавал каждой деньги на год вперед. В обязанности девочек входило распределение денег на покупку вещей, которые им потребуются в течение всего года. Но когда младшая из дочерей достигла этого возраста, то оказалось, что она совсем не готова справиться с таким делом. Она отпраздновала свое 12-летие покупкой очень дорогого пальто. Эта вещь поглотила большую часть денег, которыми она располагала. К следующей весне она полностью исчерпала свои фонды, и ей пришлось ходить последние 3 месяца года в рваных колготках и в обтрепанных платьях. Родителям было трудно удержаться от невмешательства в ситуацию, но им хватило мужества и стойкости дать дочери возможность получить ценный урок по распределению своих денежных средств1. Как правило, подростки еще не знают цену деньгам, потому что они достаются им слишком легко. Все, что человек получает в изобилии, обычно очень скоро для него обесценивается. Можно ограничиться небольшой суммой, выдаваемой на короткое время, усилить ответственность ребенка за их использование и помогать планировать их трату.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|