Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодежная экономика и карманные деньги




Термином «молодежная экономика» обозначают участие детей, 1 подростков и юношей во взрослой экономике. Это участие может

1 См.: Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Со­циологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 141—150.


принимать самые разные формы, как иметь и самые разные по­следствия — не только позитивные, но и негативные.

Все большее число российских подростков после школы, а иногда и вместо нее, подрабатывают на жизнь. Масштабы под­росткового труда, по сравнению с прошлым, возросли в несколь­ко раз. Большинство из них работают неполный рабочий день. Чаще всего они заняты в сфере услуг или розничной торговли. Подрост­ки продают в переходах метро газеты, разгружают товары в ком­мерческих киосках, моют окна машин на перекрестках городов, меняют валюту, спекулируют вещами, общаются и набираются опыта. У них нет твердо установленных часов работы, время рабо­ты часто зависит от того, когда подросток свободен.

Увеличению объемов подросткового труда способствовало не­сколько причин: снятие прежних ограничений и запретов, пере­ход от планового к рыночному труду, снижение материального уровня жизни родителей, расширение возможностей тратить деньги. Желание иметь деньги, чтобы их потратить, — главный стимул к работе у учащихся. Очень небольшой процент подростков отдают деньги родителям, делятся с ними заработком, чтобы поддержать материальное благополучие семьи.

Некоторое время назад взрослые, видя, как подростки моют стекла машин, стоящих под светофором, умилялись: дети трудят­ся, домой копейку несут. Скоро эйфория прошла, выяснилось, что дети делают это за счет посещения школы или приготовления уроков, а деньги, иногда немалые, вовсе не обязательно несут в семью. Выяснилось также, что не всегда они работают сами по себе, что и здесь, в детском бизнесе, существует свой рэкет и наем. Но пожалуй, самая большая опасность — это повышенный интерес к деньгам, который переструктурирует всю систему цен­ностей. Деньги приносят блага «здесь и сейчас», они могут все, с ними можно удовлетворить любую потребность, не дожидаясь, пока станешь взрослым, выучишься, накопишь средства повсе­дневным трудом и т.д.1

Типичные приработки в большом городе — это разноска по­чты, продажа газет, торговля «дефицитом», а для малого города распространенной оказалась продажа овощей с огорода. Школь­ники редко подрабатывают на производстве, на предприятиях города. Чуть чаще заняты в строительстве, где больше временных работ и труда, не требующего квалификации. Еще в 70-е годы отмечалось тяготение молодежи к сфере услуг — теперь эти формы особенно развились: работа в ларьках, поездки за товарами и т.д.

Специфическая форма молодежного труда — досуговое само­обслуживание. В дискотеках ребята работают музыкантами в само-

1 См.: Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Со­циологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 141 — 150.


^


деятельных или полупрофессиональных оркестрах, диск-жокея­ми, барменами и т. д., в спорте — руководят молодежными сек­циями в качестве оплачиваемых тренеров и участвуют в соревно­ваниях за деньги (что означает вхождение в профессиональный спорт). Часть молодежи стремится работать служащими в органи­зациях и учреждениях, т.е. в сфере управленческих услуг.

Как выяснилось в результате анонимного анкетирования уче­ников 8-х и 10-х классов одной из петербургских школ, многие из них уже самостоятельно зарабатывают деньги. Около 6 % восьми­классников не получают от родителей денег на карманные расхо­ды — семье едва хватает средств на самое необходимое. И ребята понимают, как нелегко приходится родителям. Примерно четверть опрошенных школьников готовы поддержать родных в случае фи­нансового кризиса — не только покупать самим себе одежду, обувь и жвачку, но и вносить свою лепту в семейный бюджет; 18% от­дают (или готовы отдавать) деньги родителям, оставляя себе не больше половины заработанного.

Для большинства ребят самый простой способ добыть день­ги — продавать у метро газеты или мыть машины у светофоров (заработок примерно такой же, но менее стабильный, зависит от количества мойщиков в одном месте, погоды, настроения води­телей; зато иногда платят долларами). Кстати, для 12% школьни­ков эти два способа заработать равнозначны, и торговлю газета­ми, в отличие, скажем, от перепродажи сигарет, они не считают спекуляцией.

4,5 % «везунчиков», не испытывая в общем-то потребности в деньгах, не отказываются от заработков, предлагаемых взрослы­ми. За прогулку с соседской собакой, к примеру, можно получить 1000 руб. или даже больше — в зависимости от продолжительнос­ти «сеанса».

57% подрабатывающих восьмиклассников получают деньги за «истинную», по их мнению, работу: по договору с различными организациями они расклеивают объявления на улицах, собира­ют платы для электронной техники, набивают и отлаживают ком­пьютерные программы, работают секретарями на телефоне, теле­фонными посредниками по продаже оптовых партий различных товаров, шьют на продажу (вместе с друзьями) мягкие игрушки, занимаются разведением и продажей хомяков, летом пропалыва­ют соседские огороды (1 сорняк — 1,5 рубля), работают помощ­никами воспитателей в детском саду... 37% зарабатывают пере­продажей различной мелочевки, 6% продают нечто, сделанное своими руками.

Взрослые относятся к детским заработкам неоднозначно. Кое-кто считает, что их чада еще не доросли до права на собственные трудовые рубли. Некоторых не устраивают «торгашеские» наклон­ности детей. Третьим в принципе не нравится, что подработка


«мешает учебе». Однако есть и такие, кто весьма доволен еще од­ним семейным источником дохода: «Отец говорит, лишь бы рабо­тал, а учеба подождет. Я так не считаю», — написал в анкете один восьмиклассник. А некоторые родители привлекают детей к соб­ственному бизнесу: «У мамы есть связи, она приносит товар — одежду, косметику. И мы с братом едем на место торговли».

Однако помимо «легализованных» способов зарабатывания де­нег (сбор бутылок и пр.) дети прибегают к воровству, грабежам, игре в карты, нередко занимаются ростовщичеством (под высо­кие проценты), продажей сочинений и решений задач, отметок родителям. Некоторые исследователи пишут о распространении профессионального нищенства и даже продажи оружия на дет­ском черном рынке.

Представительное исследование, проведенное в старших (9, 10, 11-х) классах средних школ европейской части России и Урала в 1996 г., охватившее 1750 учеников, выявило, что в свободное от учебы время школьники: заняты куплей-продажей — 13,2%; раз­носят почту — 8,7%; моют машины — 8,3%; торгуют — 7,8%; работают автослесарями — 6,6%; разгружают машины — 5,8%; заняты в сфере обслуживания — 5,8 %; работают переводчиками — 3,7 %; работают служащими на бензозаправочных станциях — 2,9 %; торгуют билетами — 2,9%; работают операторами ЭВМ — 2,1 %; работают в деревне на току — 2,1 %; работают в ремонтной мас­терской — 1,7%; работают лаборантами в школах — 1,7%; работа­ют на раскопках — 1,7%; заправляют машины — 1,7%; работают с компьютерами — 1,7%; работают в спортивных клубах — 1,7%; работают художниками (рисуют) — 1,2%; работают звукоопера­торами на радиостанциях — 0,8%; работают манекенщицами — 0,8 %; ведут кружки — 0,8 %; работают медсестрами — 0,8 %; заня­ты посредничеством — 0,8%; работают в оранжерее — 0,8%; по­могают отцу делать мебель — 0,8 %; работают уборщицами — 0,8 %; делают декоративную роспись по дереву — 0,4%; работают офор­мителями — 0,4%; работают на стройке — 0,4%; работают строи­телями — 0,4%; работают с матерью дворником —- 0,4%; выпол­няют столярные работы — 0,4%; помогают матери-уборщице — 0,4%; сдают металлолом — 0,4%; помогают отцу отделывать квар­тиры — 0,4%; делают компьютерный набор — 0,4%; работают швеями — 0,4%; дрессируют собак — 0,4%; помогают матерям в торговой деятельности — 0,4%; работают водителями — 0,4%; помогают отцу ремонтировать машины — 0,4%; сидят с детьми — 0,4%; переносят ящики знакомым отца — 0,4%; работают на дому — 0,4%; проводят дискотеки — 0,4%; работают курьерами — 0,4%; работают на заводе — 0,4%'.


К каким методам воспитания должны прибегать взрослые, чтобы сформировать у 14-летнего подростка представление о ценности денег?

Один из методов, по мнению Дж.Добсона, состоит в предос­тавлении в распоряжение ребенка определенной суммы наличных денег, достаточной для его повседневных нужд.

При этом надо позволить ему самому ими распоряжаться. Можно начать с выдачи денег сразу на всю неделю — для оплаты еды в школе. Если он растранжирит их за день-два, то на третий день окажется перед выбором: или как-то заработать деньги на еду, или же несколько дней походить голодным. Это и есть та жесткая реальность, с которой ему, возможно, придется сталкиваться поз­же в своей жизни.

Однако известно, что такой способ может привести к неожи­данным результатам. Дж.Добсон рассказывает о знакомом враче, у которого было четыре дочери. Начиная с двенадцати лет он вы­давал каждой деньги на год вперед. В обязанности девочек входило распределение денег на покупку вещей, которые им потребуются в течение всего года. Но когда младшая из дочерей достигла этого возраста, то оказалось, что она совсем не готова справиться с таким делом. Она отпраздновала свое 12-летие покупкой очень дорогого пальто. Эта вещь поглотила большую часть денег, кото­рыми она располагала.

К следующей весне она полностью исчерпала свои фонды, и ей пришлось ходить последние 3 месяца года в рваных колготках и в обтрепанных платьях. Родителям было трудно удержаться от не­вмешательства в ситуацию, но им хватило мужества и стойкости дать дочери возможность получить ценный урок по распределе­нию своих денежных средств1.

Как правило, подростки еще не знают цену деньгам, потому что они достаются им слишком легко. Все, что человек получает в изобилии, обычно очень скоро для него обесценивается. Можно ограничиться небольшой суммой, выдаваемой на короткое вре­мя, усилить ответственность ребенка за их использование и помо­гать планировать их трату.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...