Структура высшей школы России
Основными разновидностями вуза в нашей стране сегодня являются университеты, академии и институты. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-, 5- или 6-летней программами обучения. Среди трех форм высшего образования самым престижным и модным в 90-е годы являлся университет. По стране прошла волна переименований институтов в университеты, в результате чего количество последних за период 1986 — 1997 гг. возросло с 40 до 236, т.е. в 5,9 раза. В 90-е годы отечественная наука и высшее образование вошли в полосу неблагоприятных, а по мнению отдельных специалистов, — катастрофических перемен. В период с 1991 по 1994 г. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31—45 лет за границу ежегодно составляет 70 — 90 тыс.1 Сегодня приток молодых кадров резко уменьшился. Экспериментальное оборудование в научных институтах устарело и используется неэффективно. Все это крайне негативно сказывается на состоянии научных исследований и разработок, а следовательно, и на возможностях технологической модернизации производства. Научный потенциал России за последние 10 — 15 лет резко сократился. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания постоянно сокращается. Если в 1970 г. в СССР на 90 млн занятых в народном хозяйстве приходилось 3,3 млн специалистов, занятых в науке, в 1980 г. — 3 млн, то в 1996 г. в России на 66 млн занятых было менее 1 млн ученых и преподавателей2. Несколько иначе выглядит статистика подготовки научных кадров высшей квалификации. С 1991 по 1997 г. число кандидатов наук снизилось на 24%, а численность докторов наук, выполняющих исследования и разработки, увеличилась на 28%. Наибольший прирост наблюдался в области физико-математических, медицинских, педагогических, психологических, социологических наук3.
Научный потенциал определяется прежде всего количеством и качеством специалистов. Их готовят высшие учебные заведения, но и сейчас высококвалифицированных специалистов (в расчете на 100 жителей), способных воспринять и адаптировать науку к технологии и жизни, у нас меньше, чем в развитых странах. В начале 90-х годов на каждую сотню трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет в США приходилось 35 человек с высшим 1 См.: Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные 2 См.: Левашов В., Руткевич М. Интеллектуальный потенциал России: Про 3 См.: Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Соци
10 Социо образованием, Канаде — 30, Швейцарии — 28, Японии и Швеции — 21, Финляндии — 18, Германии — 17, в Англии — 15, во Франции — 14 человек1. У нас дело обстоит гораздо хуже, чем у лидеров этого списка. До начала проведения реформы высшей школы кадровый научный потенциал научных учреждений и подразделений в России распределялся следующим образом: отраслевые институты — 84%, вузовские научные подразделения — 12% и академические структуры — 4% (преподавательский состав, согласно действовавшим тогда правилам статистического учета, к научным кадрам не причислялся)2.
В результате ликвидации ряда министерств, межотраслевой и профессиональной мобильности (миграции и эмиграции научных кадров) структура занятых в науке значительно изменилась: • резко сократилось (почти вдвое) число занятых в отраслевых • многие кадры из академических отраслевых институтов пере • расширилась научная и учебная деятельность вузов, чему спо • появилась новая система — негосударственные (частные) • резко расширились формы «двойной» занятости: на кафедрах Сегодня в вузовском секторе занято 48 %, академическом — 21%, отраслевом — 26%, в негосударственном — 16% научных работников3. В целом по науке статистика такова: за период с 1991 по 1998 г. число организаций, выполняющих исследования и разработки, в стране сократилось с 4646 до 4110. Однако начиная с 1955 г. наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала. В 1998 г. НИИ составляли 61,2% всех научных организаций, конструкторские бюро — 9,8%, вузы — 9,3%, проектные организации— 2,8%, промышленные предприятия — 8,1%4. Средний возраст преподавателей российских вузов довольно высокий — 46,4 года. Средний стаж преподавательской работы — 19 лет. В структуре научно-педагогических кадров кафедр сегодня преобладают лица от 41 до 60 лет и старше (69,6 %). Очень небольшой процент молодежи до 30 лет — 9,9%. 1 См.: Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные 2 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при 3 См. там же. — С, 123. 4 См.: Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Соци В Америке картина в чем-то схожая с нашей. Средний возраст преподавателей, занимающих постоянные штатные должности в Гарвардском университете (США), составляет примерно 55 лет, и обычно профессор является признанным мировым авторитетом в той или иной области. Среднегодовой заработок профессора составляет 70 тыс. долл.1
Исследования подтверждают процесс старения научных и профессорско-преподавательских кадров российских вузов. В наибольшей степени он затронул классические университеты, в 2/3 которых практически прекратился приток молодых кадров. Состав преподавателей по полу пропорциональный: 50,4% — мужчин и 49,6 % — женщин. Доля мужчин меньше, чем женщин, в составе треподавателей гуманитарных вузов (факультетов) — 39,4%, пе-1агогических вузов — 30%; в экономических вузах (факультетах) тримерно равная — 48,4% и больше, чем доля женщин, в технических вузах — 57,1 %. Доля женщин значительно выше среди молодых преподавателей, а мужчин — среди преподавателей старшего возраста2. Ухудшение качественного состава кадров отчасти вызвано тяжелым материальным положением вузов и снижением престижа треподавательского труда. По состоянию на апрель 1997 г. среднемесячный бюджет семьи преподавателей из трех человек составил примерно 245 долл. 18,4 % преподавателей жили в нищете (что-5ы прожить, им приходилось занимать деньги или продавать лич-ше вещи); еще 62,8 % преподавателей находились в бедности, т. е. з;енег у них хватало на питание и оплату коммунальных услуг, но те более. В итоге в условиях бедности или нищеты находилось 81,2% треподавателей3. Из-за плохих материальных условий примерно 40 % преподавателей подумывают об уходе из вуза (в первую очередь молодые преподаватели). Поскольку средний возраст преподавателей приближается к 50 и на кафедрах много пожилых, большинству из шх уходить некуда. В вузах часть преподавательских кадров, осо-5енно пожилого возраста, оказалась в ситуации вынужденного жрепления. Им остается только подрабатывать. Чтобы выжить, гак поступают 2/3 преподавателей. В результате общая нагрузка резко увеличивается, а если учесть возраст, то для некоторых она становится критической. На дополнительной работе приходится эудиться не менее интенсивно, чем на основной. Но и на основой работе, когда из вуза уходит молодежь, нет притока кадров, сфера коммерческого обучения расширяется, средняя часовая
1 См.: Розовски Г. Университет: Руководство для владельцев. — М., 1995. — 2 См.: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: при- 3 См. там же. — С. 139. п нагрузка не уменьшается, а часто даже возрастает. К тому же надо поспевать за ростом информации и обновлением научных знаний. Следовательно, возрастают затраты времени и сил на предлекцион-ную подготовку, освоение нового учебно-методического материала. В 90-е годы в стране одновременно наблюдалось два противоположных процесса: падение престижа первого высшего образования и бум на второе образование. Бывшие инженеры, физики и педагоги, некогда закончившие вузы и не сумевшие устроиться по специальности, переобучались на более рыночные профессии, тех же менеджеров и юристов. Таким образом, в тот период одни профессии оказались нерыночными и вступительный конкурс в соответствующие вузы резко снизился, а другие пользовались огромным спросом и по ним открывали дополнительный прием, в том числе для получения второго образования. Самым популярным оказалось второе экономическое образование. Сегодня экономические факультеты есть практически во всех высших учебных заведений — как государственных, так и негосударственных. Если в 1986 г. обучение экономической специальности осуществлялось в 186 вузах, то в 1994 г. — в 372 университетах, академиях и институтах1. Финансирование науки В 70-е годы наша страна расходовала на образование 10 —12% национального дохода, поэтому в тот период СССР лидировал в соревнованиях с США по числу обучающихся и высших и средних специальных учебных заведений на 10 тыс. человек населения. В 80-е годы СССР потерял свое лидерство. На обучение школьника в СССР тратили в 12 раз меньше, чем США, а на студента — в 6 раз. Наш специалист был и остается самым дешевым в мире. В 90-е годы ситуация не улучшилась, а скорее ухудшилась: выделение денег на науку и образование существенно сократилось. Годовой расход на подготовку студента в вузах США в 8,4 раза, в Англии в 6,4 раза, в Японии в 6,3 раза, в ФРГ в 5,4 раза больше, чем в России. Годовой бюджет Мэрилендского университета США составлял в начале 90-х годов более 1 млрд долл., а МГУ — примерно 10 млрд руб. В начале 90-х годов доля национального дохода на образование в России составляла 4 — 5%, в США — 10 —12%2. В США расходы на образование с 1960 по 1990 г. выросли с 24 до 353 млрд долл., или в 14,7 раза; при этом на высшую школу они увеличились в 20 раз. На обучение одного студента в Японии расходуется средств в 4,7 раза, в США — в 5,4 раза, в Англии — в 5,8 раза больше, чем в нашей стране.
Несмотря на некоторый рост объемов затрат на науку за два последних года, их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) остается низкой и сильно отстает от уровня, достигнутого в странах «Большой семерки». Так, если этот показатель в Японии достигал 2,83%, в США — 2,61%, во Франции — 2,32%, в Германии — 2,28%, в Великобритании — 1,94%, то в России в 1997 г. он составил 0,94%. Хотя объем ассигнований на науку из федерального бюджета в 1997 г. повысился на 27% по сравнению с 1996 г., он все еще недостаточен и составляет всего 25% от уровня 1991 г. В федеральном бюджете 2000 г. предусмотрено повышение расходов на науку на 124% больше, чем в 1999 г.1 Сегодня в колледжах и университетах США трудятся 700 тыс. профессоров и преподавателей, а учатся 12 млн студентов. Ежегодно профессора получают более 6 млрд долл. от федерального правительства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государство ежегодно выделяет 35 млрд долл. на государственные вузы. В 1997 г. на высшую школу российское государство тратило всего 1,76% расходной части бюджета. Существующий уровень финансового обеспечения сферы высшего образования экспертами оценивается в 30 — 40 % от необходимого для нормального ее функционирования. «Вузы пытаются приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Изыскиваются возможности дополнительного материального поощрения, создаются параллельные коммерческие образовательные структуры; предоставляется большая свобода в чтении авторских курсов при снижении кафедрального контроля за их содержанием; делаются попытки целевой подготовки и закрепления на кафедрах студентов и аспирантов для обеспечения внутренних потребностей в кадрах, в том числе с предоставлением материальных льгот, зарубежных стажировок и заключением целевых договоров. При этом усиливается тенденция к использованию труда совместителей, в том числе преподавателей-практиков. Как негативный следует отметить факт усиливающейся феминизации преподавательских коллективов»2. Университеты в Европе Основным учреждением системы высшего образования считается университет. Университет (от лат. ипюегзНаз — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры.
1 См.: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. — М., 1998. — С. 113. 2 См.: Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. — М., 1995. — С. 134. 1 См.: Бердашкевич А.П. Российская наука: состояние и перспектива // Соци 2 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: приклад С социологической точки зрения показательно, что название «университет» с латинского переводится как корпорация. Первые университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда. Это были сообщества преподавателей и студентов (ишуегзНШез та$Шгогит е! асо1апит), различавшихся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже, — преподаватели. Студенты и профессора объединялись в университеты-сообщества для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. От папы и короля они действительно получали немалые привилегии и права, что позволяло сосредоточиться на интеллектуальной деятельности и занятиях чистой мыслью. Не случайно в средневековых университетах процветала схоластика — особая технология тренировки абстрактного мышления и углубленного созерцания, своего рода европейский вариант индийской йоги. Центральное место в преподавании занимала также аристотелева философия. Университет делился на землячества — объединения студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В Сорбоннском университете, признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. Прообразом европейского университета считается Академия Платона в Афинах, основанная в IV в. до н.э. От древних греков европейцы унаследовали образцы сочетания научного познания, обучения и гражданского долга. Европейское университетское образование имеет многовековую историю. Старейшим университетом Европы считается Болонский, он был открыт в 1088 г. В Англии Оксфордский университет основан в 1167 г., Кембриджский — в 1209 г. Каждый университет присваивал свои ученые степени. Эта практика сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где ученые степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная комиссия). Получить степень доктора философии в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом университете. С появлением сети университетов Европа превратилась в единое образовательное пространство. Тогда преподавание во всех или во многих университетах проводилось на латыни. На ней же проходили службы в католических храмах. Сегодня функцию международного языка общения играет английский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся университете и постоянно передвигались из страны в страну. Особое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право всего латинского Запада, а сам он — как прямое продолжение Рима1. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачитывал, а позже объяснял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил больше ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы систематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пережитком прошлого. Базовым факультетом, ученики которого получали право обучаться впоследствии на других факультетах, был так называемый артистический факультет, или факультет семи свободных искусств. Полный курс здесь строился в два цикла: первый, словесный — тривиум, в состав которого входили грамматика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. В средневековом университете существовало три академические степени отличия: бакалавр, лиценциат и доктор, или магистр. Наделение этими званиями, которые давали право преподавать, строго регламентировалось и зависело от пройденного курса. Господствующим направлением университетской философии являлась схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной им науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) на гребне восхождения нового класса, разбогатевшего на торговле, роль университетов возрастает. Его культурная миссия не заставила себя долго ждать. Из среды купечества вскоре выделяется слой меценатов искусства. Мелкая буржуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий, среди которых не последнее место занимают университеты и школы, академии изящных искусств. Вокруг мелкой буржуазии, обслуживая ее, численно множится другой, менее денежный, но более образованный слой — учителя, преподаватели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают и высший класс, занимая промежуточную ступеньку между ним и низшими классами. Это формирующийся средний класс — 1 См.: Садовничий В.А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. Университетское образование.,— М., 1995. — С. 95. экономическая и культурная опора европейской цивилизации. Именно в его определяющей роли, повлиявшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций. Образование и грамотность, которые раньше являлись отличительной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того как образование открывает путь наверх и выполняет функцию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в социальную потребность горожан. Новый этап в развитии университетского образования начинается в XVIII в. Он ознаменован наступлением эпохи Просвещения, переходной фазы от феодализма к капитализму, связанной с борьбой за прогресс и просвещение народа, послужившей идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской революции). Крупнейшие представители Просвещения Дж.Локк в Англии; Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеции, Д.Дидро во Франции; Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гете в Германии; Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн в США; Н.И.Новиков, А. Н. Радищев в России боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний. Около трех веков университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы. С XII по XV в. на континенте возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и политическим влиянием. В XVIII в. происходит кардинальный поворот: завоевывает права принцип свободы научного исследования, который влечет за собой свободу преподавания и обучения. Вместе они составляют принцип академических свобод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|