Отступление от программ социального обеспечения
До 80-х годов происходило расширение программ социального обеспечения. Были приняты и реализовались такие программы, как социальное обеспечение для инвалидов, овдовевших людей, сирот и престарелых; реабилитационные программы для нетрудоспособных; продовольственные программы для голодающих; программы по общинным действиям и образованию. Осуществлялись денежные выплаты семьям с низкими доходами. Таким образом, этот отрезок истории Соединенных Штатов отразил возросшую государственную ответственность за благосостояние своих граждан. Усилия по претворению подобной политики были целью не только отдельных политических деятелей, но и всего федерального правительства. Что касается политической платформы Рональда Рейгана, то в ней содержался призыв к устранению большей части этих программ из жизни Америки, в частности любое участие в них федеральных властей. Философия неоконсерватизма требовала, чтобы программы для людей, оказавшихся в бедственном положении, были сокращены и постепенно устранены. Администрация Рейгана настаивала на том, чтобы федеральное правительство не занималось обслуживанием отдельных лиц и семей. Если местное руководство, руководство штатов и частные благотворительные фонды хотят продолжать или расширять это обслуживание, то они должны использовать свои собственные денежные средства, предоставив федеральному правительству возможность развивать национальную экономику, управлять денежными ресурсами — одним словом, следить за исполнением тех функций, которые свойственны федеральному правительству. В частности, правительственные меры включали попытку внести изменения в систему налогов. Предполагалось, что существенное сокращение и льготы как в сфере государственных, так и местных налогов явятся стимулом для благотворительных пожертвований. При осуществлении этих мер, которые лишь частично были приняты в начале 80-х годов, они могли бы иметь крайне нежелательные последствия для социальных агентств, финансируемых частным сектором, и для государственных и местных социальных гуманитарных программ. Хотя администрация Рейгана была не в состоянии отказаться от всех программ по социальному обслуживанию, она способствовала замедлению их развития.
Администрация сосредоточила свои усилия на оборонных программах, Влияние политики на социальную работу Что же произошло с социальной работой во время президентского правления Рейгана? Некоторая часть профессионалов, занимающихся социальной работой, в определенном смысле следовала курсу федерального правительства. Когда оно стало отходить от социальных программ 60-х и 70-х годов, так же поступили и ряд социальных работников, хотя в целом при посредничестве Национальной ассоциации социальных работников (НАСР) профессионалы требовали активной федеральной роли в социальном обеспечении. Практически упало значение социальных работников в таких программах, как развитие общин, гражданские права, дневной уход за детьми и престарелыми, и в некоторых других, которые были созданы и расширялись в предыдущие десятилетия. Другими жертвами ограничения федерального участия в социальном обслуживании явились некоторые образовательные службы, в частности ведущие обучение по социальной работе. Федеральная программа подготовки социальных работников, ранее доступная практически всем штатам, затем была резко сокращена и фактически свернута. Были сокращены или отменены субсидии на обучение социальных работников в таких областях, как психическое здоровье, службы для ветеранов, профессиональная реабилитация и детское социальное обеспечение.
С ограничением и сокращением программ упала занятость социальных работников, сократился и прием слушателей в школы социальной работы. Так, существенно уменьшилась занятость социальных работников в программах по развитию и планированию и частично в программах, способных приводить к социальным изменениям. В то же время отмечается расширение их занятости в психиатрической и здравоохранительной социальной работе и в частном ее секторе. Наниматели, обратившиеся к давно применяемым другими странами моделям социальной поддержки, пришли к выводу о пользе привлечения социальных работников для оказания помощи служащим и их семьям по преодолению проблем, связанных с плохим обращением в семьях, и для удовлетворения таких потребностей, как дневной уход за детьми, разрешение супружеских конфликтов, социальное и медицинское обслуживание. Таким образом, производственная (или профессиональная) социальная работа, как некоторые называют эту область практики, предоставляет рабочие места социальным работникам. В то же время отметим, что, несмотря на проводимую Рейганом политику, такие программы, как помощь семьям с находящимися на иждивении детьми, продовольственная помощь, службы для нетрудоспособных и некоторые другие, составляющие суть социальной работы, продолжают сущест- XXVIII вовать и оказывать услуги клиентам при помощи государственных систем социального обслуживания. Продолжение этих программ гарантируется сочетанием политического давления, оказываемого штатами, и настоятельными требованиями в их поддержку в конгрессе. Снижение темпов инфляции, что, вероятнее всего, должно явиться результатом других факторов, а не сокращением относительно небольшого количества социальных программ, которые требуют всего лишь 7% федерального бюджета, принесло бы пользу большинству американцев, включая людей с низкими доходами.
Сохранение окружающей среды Последствия отступления от программ, призванных устанавливать социальную справедливость при помощи правительственных действий, распространились и на программы, созданные для защиты окружающей среды и охраны природных ресурсов. Необходимость сохранения окружающей среды, ограничения добычи полезных ископаемых, сбережения плодородных государственных земель признавалась даже самим президентом. Однако при этом законы, касающиеся загрязнения окружающей среды, были смягчены, а контроль за их соблюдением передан с федерального уровня на уровень штатов и местных властей. Но даже администрация Рейгана, с ее первоочередным интересом к предпринимательству и экономическому развитию, поддержала экономические меры по защите окружающей среды. Война и мир Так как администрация Рейгана сосредоточила свое внимание на военных нуждах, а не на внутренних проблемах, расходы на эти цели возросли, хотя и не до предлагаемого президентом уровня. Разрабатываются новые и исключительно сложные системы вооружений. Несмотря на внимание к мощной обороне, а может быть, именно благодаря ему потенциально опасные события стали угрожать жизни и безопасности рядовых граждан, а также высшим правительственным официальным лицам. Международными правонарушениями 80-х годов все чаще становятся акты индивидуального террора, такие, как убийства и похищение людей. Там, где бессильны большие армии, маленькие террористические группы, состоящие из людей с определенной идеологией, пытаются добиться своих целей путем похищений или убийств. В ответ учащаются бомбардировки отдельных стран. Можно сказать, что бомбардировки, убийства и похищение превратились в международные средства социальных изменений. Хотя надежная оборона предотвращает военные действия против Соединенных Штатов, акты терроризма продолжали беспокоить нацию на протяжении всех 80-х годов. Многие жители Соединенных Штатов, Европы и других частей мира испытывают постоянную озабоченность в связи с возможностью ядерной войны, необходимостью разоружения и установления прочного мира. Но
XXIX ядерная война является не единственной угрозой. Так, например, весь мир был потрясен самой страшной ядерной аварией в мире, которая произошла в 1986 г. в Чернобыле. Для социальных работников, в частности тех, кто занят в военной системе, проблемы войны и правонарушений, бесспорно, самые важные, они сталкиваются с ними в первую очередь. Их клиенты, семьи и они сами являются потенциальными жертвами. Обеспокоенность по поводу ядерной войны и терроризма вызывает эмоциональные срывы у клиентов. Кроме того, оборонные расходы отвлекают огромные денежные средства, которые могли бы пойти на социальное обеспечение людей. Мир, в котором сохраняется порядок, безопасность и свобода, остается по-прежнему целью социальной работы. Здоровье и здравоохранение В 80-х годах проблемы, связанные со здоровьем и здравоохранением, приобрели новое качество. Огромные успехи, которые были достигнуты с разработкой и внедрением антибиотиков в сохранении человеческой жизни в годы второй мировой войны и в продлении ее в послевоенный период, вселили в западном обществе надежду, что большинство инфекционных заболеваний можно искоренить. В настоящее время в Соединенных Штатах и других развитых странах большая часть проблем, связанных со здоровьем, возникает перед людьми в пожилом возрасте. Основные причины смертности в этих странах — сердечно-сосудистые заболевания, рак, параличи, — все это тесно связано со старением населения. Но в 80-е годы как гром среди ясного неба обрушился на человечество синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), который появился как шокирующее и всегда заканчивающееся смертью заболевание. В Соединенных Штатах оно поразило прежде всего гомосексуалистов, а по мере распространения перешло и на другие группы населения, в основном на нуждающихся в переливании крови, на наркоманов, всех, кому делали инъекции, и на обычных людей, сексуальные партнеры которых уже были больны. К середине 80-х годов СПИД превратился в самое страшное и потенциально самое опасное из всех известных инфекционных заболеваний. Хотя методы лечения и разрабатываются, но на сегодняшний день хорошо изучены лишь общий характер заболевания и способы его передачи. И тем не менее продолжительность жизни увеличивается, рождая дополнительные социальные проблемы в Соединенных Штатах. Огромный рост медицинских расходов вызывается общим старением населения. С увеличением продолжительности жизни американских граждан, с открытиями медициной новых способов поддержания жизни людей, с возрастающей неспособностью семьи содержать своих престарелых родителей дома лечебные учреждения превращаются в одну из ведущих отраслей экономики США. Во второй половине 80-х годов ежегодные расходы по обслуживанию в частной лечебнице возросли до 20 тыс. долл. на человека. Федераль-
XXX XXXI
ные средства и средства штатов хотя и доступны многим гражданам, однако их могут получить не все нуждающиеся в обслуживании лечебными учреждениями по программам "Медикэр" и "Медикейд". Правительственная программа "Медикейд" (оказание помощи по медицинскому обслуживанию людей с низкими доходами) предоставляется лишь тем, кто имеет не только крайне низкие доходы, но и не владеет частной собственностью. Это заставляет претендентов на получение помощи распродавать большую часть частной собственности, а в некоторых случаях и свои дома. Такая политика "Медикейд" причиняет значительные тяготы престарелым, немощным людям и их семьям. Одной из имевших наиболее серьезные последствия инициатив администрации Рейгана была попытка сдержать рост расходов на здравоохранение. Хотя правительство США всегда избегало "социализированной медицины" или национального страхования здоровья, выплаты на подобное здравоохранение входили в социальную обязанность "Медикэр". Часть данной программы медицинского обслуживания стала основной системой медицинского обслуживания для людей старше 65 лет, а также для лиц, страдающих определенными заболеваниями. Что касается "Медикейд", то она является важной программой медицинского страхования для клиентов, пользующихся государственной помощью, и других лиц с низкими доходами, получающих пособия из федеральных средств и средств штатов. Однако, принимая во внимание тот факт, что служащие, находящиеся в подчинении федеральных и местных властей и руководства штатов, всегда обеспечиваются медицинским страхованием, выплачиваемым налогоплательщиками (один из каждых восьми работающих в США нанят правительством), а также то, что трудовые контракты все чаще включают выплату медицинских пособий работникам, становится ясным, что все население несет бремя роста расходов на здравоохранение. И каждая покупка американским потребителем — продуктов, одежды, жилья и прочего — включает в себя средства, идущие на медицинское страхование людей, которые производят, продают и обеспечивают американцев продуктами и услугами. Администрация сделала попытку урезать федеральные расходы на медицинское обслуживание в рамках программы "Медикейд". Программой же "Медикэр" пациентам не обеспечивается в полном объеме пребывание в больнице и не покрывается полная стоимость получаемого обслуживания, если связанные с ними расходы превышают установленные нормы. Проводится тщательное и надежное изучение каждого рассматриваемого случая, и устанавливается стоимость лечения. Предварительная диагностика сокращает длительность пребывания в больнице, а также предоставляемый уход на дому и другие виды обслуживания. В целом все это начинает приводить к сокращению стоимости программы "Медикэр", по крайней мере к сокращению стоимости обслуживания. Эти изменения рождают горячие дискуссии в обществе. Приведет ли это страну к разумному пользованию услугами здравоохранения? Будут ли операции на сердце, операции по пересадке почек и т.п. доступны лишь состоятельным людям? Сумеет ли нация определить, кто будет жить, а кто и когда умрет? Эти моральные и медицинские проблемы превращаются в основные темы дискуссий и обсуждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|