Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 2 глава




— формулирование политической линии
и представление ее в виде оперативных целей;

— разработка программы и руководство
ее реализацией;

— организация финансирования и обеспечение ресурсами;

— руководство деятельностью организации и взаимодействием между организация­ми;

— руководство и контроль за персоналом;

— выполнение представительских функций и связь с общественностью;

— просветительство;

— контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.

Некоторые авторы отличают админист­ративное управление и менеджмент как его часть. В Западной Европе, наоборот, менедж­мент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним задачам организации.

В организациях, занятых социальным об­служиванием, управленческая деятельность направлена на повышение эффективности оказываемых услуг в соответствии с обще­ственными ценностями и законами. При этом она во многом обусловливается такими фак­торами, как географическое положение, кли­ентура, технология и профессиональная идеология. Предполагается, что управление осуществляется несколькими людьми на раз­ных уровнях организационной структуры; число людей, которые разделяют между со­бой ответственность за управление, зависит от масштаба деятельности и структуры орга­низации.

Нет единой точки зрения относительно того, отличается ли управление в сфере соци­ального обеспечения от управления в частном предпринимательстве или в промышленно­сти. Несомненно, некоторые вещи должны знать все управленцы. Однако необходимы также и специфические знания, касающиеся


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


 


существа проблем и назначения организа­ции. Накопленные эмпирические знания свидетельствуют, что, поскольку исходным материалом и результатом деятельности по­добных организаций являются условия жиз­ни клиентов, существуют значительные различия как в целях, так и в средствах их достижения.

Соответственно управление, помимо уп­равленческой деятельности, направленной на координацию, контроль и интеграцию функций агентства, предполагает также вы­работку политической линии и системы ока­зания услуг. В сферу ответственности администратора входит переложение поли­тической линии в конкретные программы, равно как и их обновление и корректировка.

Теоретические основы

Принципы менеджмента сформулирова­ны на основе практики, эмпирических обобщений и теорий поведения организато­ров. Административное управление в соци­альной сфере многое позаимствовало из социологии и политологии, а также из теорий управления в здравоохранении, коммуналь­ном обслуживании, промышленности и пред­принимательстве. Теории в основном концентрировались на характере и структуре организации и на вопросах, связанных с по­ведением администратора. Современная ли­тература по управлению в сфере социального обеспечения по большей части эклектична и базируется на ряде теорий поведения.

В 60-е и 70-е годы существенно возрос объем публикаций по проблемам управления в целом и в сфере социального обеспечения в частности. Работы Р. Патти о совершенство­вании организационной деятельности, Р. Винтера — о разработке программ и фи­нансовому управлению, Д. Остина — об ад­министративных структурах и Б. Гаммера — о влиянии сокращения ресурсов, плохо орга­низованных структур и управленческих амбиций значительно расширили наши знания о политических аспектах поведения админи­страторов.

Классические научные теории

менеджмента. С годами теории управле­ния претерпели существенные изменения в свиязи с усложнением структуры и увеличением масштаба деятельности организаций. Вебер первым сформулировал отличительные признаки бюрократии и доказал, что она яв­ляется как причиной, так и следствием пере­мен, происходящих в обществе. Его труды, посвященные рационально-правовому при­нуждению, послужили отправной точкой для


современных теорий управления. Концепции менеджмента Ф. Тейлора, М. Фоллетт, Л. Урвика и др. не только дополняли теорию М. Вебера, но и пытались выяснить, как опти­мизировать управление и повысить его эф­фективность и продуктивность, используя научно обоснованные принципы, заимство­ванные из промышленной инженерии и других областей профессиональной деятель­ности.

Проявляемый в последнее время интерес к технологии и вопросам производительно­сти труда, в свою очередь, возродил интерес к теории научного управления, и особенно к теории управления деятельностью и теории систем. В центре этих теорий лежат принци­пы управления, благодаря которым возможно эффективное преобразование вложенных усилий в получаемый результат. Управление деятельностью включает в себя преимущест­венно вопросы разработки, планирования по­следовательности действий и контроля за операциями в рамках всей системы.

Теории научного управления предпола­гают внешние источники целей, единообра­зие событий, неизменность структурной схемы, точное распределение власти и ответ­ственности. Неформальные отношения и об­щественные организации, как правило, во внимание не принимаются. Теоретики пола­гают, что людей можно научить продуктивно вести себя в рамках организации, а некоторые авторы системных теорий предлагают спосо­бы, какими индивид может справиться с не­определенностью и даже с анархией.

Теории человеческих отноше­ний. Серьезное влияние на управление ока­зали также теории, делающие упор на отношения между людьми. Эти теории осно­вываются на четырех предположениях:

—основным мотивом для работников
выступают скорее социально-психологиче­
ские факторы, нежели материальное вознаг­
раждение;

—производительность труда отдельных
лиц прежде всего зависит от норм, принятых
в группе;

—стиль руководства и общения оказывает решающее воздействие на поведение работников;

—излишняя специализация нецелесообразна.

В ходе соответствующих исследований внимание в основном концентрируется на вопросах морального состояния служащих и их производительности; на удовлетворенно­сти работой, мотивации и на руководстве, а


также на динамике поведения малых групп в организациях. Акцент на деятельности от­дельных лиц предполагает совместимость це­лей организации и интересов индивидуумов.

Модели структуралистов. Подав­ляющее большинство исследователей в обла­сти управления являются структуралистами. Г. Саймон одним из первых разработал кон­цепцию теории государственного управле­ния, но позднее перешел к более общим аспектам поведения управленцев. Он и его коллеги сфокусировали свое внимание на те­ориях принятия решений, рассматривая как рациональные, так и нерациональные аспек­ты поведения; именно они в какой-то степени оказались мостом, ведущим к теориям чело­веческих отношений. Дж. Марч и Г. Саймон ввели понятия "ограниченная рациональ­ность", "достаточная удовлетворенность" и "поглощение неопределенности" в качестве наиболее важных стратегий при принятии решений в области управления.

Структуралистские функциональные те­ории рассматривают такие переменные, как реализация цели, отношения с внешним ок­ружением, власть, централизация, и такие характеристики, как взаимозависимость, адаптация, неформальные отношения, уча­стие, представительство и непредусмотрен­ные последствия. Эти теории исходят из того, что управление организацией — постоянно меняющийся процесс, результат взаимодей­ствия между вне- и внутриорганизационными явлениями.

Работы X. Минцберга о структуре, Р. Кантера о власти и дифференцированном участии и Дж. Гэлбрейта о механизмах свя­зи привлекли внимание к матричным струк­турам и привели к созданию большого числа альтернативных организационных форм. Эти подходы особенно полезны по отноше­нию к организациям социальной службы, ко­торые часто имеют более горизонтальные структуры и больше взаимозависимостей, не­жели агентства другого типа. Структурали­сты также привлекли внимание к проблемам легитимности и статуса целей организации в обществе как решающим факторам, опреде­ляющим ее функционирование. Имеются и приложения структуралистских теорий, изу­чающие структурные изменения и подчерки­вающие важность планирования. Таковы теории П. Лоуренса и Дж. Лорша, Д. Хиксо-на и др., где основной упор делается на запро­сах окружения и на непредвиденных обстоятельствах и в качестве определяющих факторов изменения структур рассматрива­ются технологии.


В качестве примеров политико-экономи­ческих теорий приведем работы И. Хейзенфельда и М. Зальда. Хотя этих авторов и можно отнести к структуралистам, они в ос­новном изучают влияние на поведение людей политических факторов. Их внимание на­правлено на те процессы, с помощью которых приобретаются и распределяются власть и легитимность; а цели, стратегия и поощрение рассматриваются как результат взаимодейст­вия между соперничающими сторонами внутри организации и во внешней среде. По­ведение, которое может показаться нерацио­нальным, рассматривается как рациональное в контексте принятия политических реше­ний. Эффективными администраторами счи­таются скорее активные участники политической жизни внутри и между органи­зациями, а не профессиональные чиновники. Д. Остин и Б. Гаммер полагают, что полити­ко-экономические теории особенно пригод­ны для органов социального обеспечения из-за их сложной управленческой структуры и тех усилий, которые они вынуждены при­лагать, чтобы решить политические вопросы и обеспечить свою эффективность.

Модель "ящика для мусора", разработан­ная Дж. Марчеми и Дж. Олсеном и впоследст­вии адаптированная Д. Стритом к его исследованию проблем общественного благо­состояния, является одним из самых провокаивных подходов в области теории управления. В этой модели организации рас­сматриваются как организованные анархии, сталкивающиеся с большой неопределенно­стью и внутри и вовне, имеющие неясные цели и неопределенные технологии. Исходя из этих постулатов, делается предположение, что для принятия решений в сфере управле­ния важнейшими являются четыре взаимо­действующих элемента: проблемы, решения, участники и выбор поведения. Выбор поведе­ния предполагает ситуации, в которых суще­ствует возможность решить проблемы и принять определенные решения, а также уйти от решения или недосмотреть, допу­стить оплошность. Оспариваются общепри­нятые представления о рациональности принятия управленческих решений, и вместо них часто фигурируют политические страте­гии.

Системные теории. Эти теории пред­ставляют собой попытку синтезировать структуралистские установки и теории че­ловеческих отношений. Они также пытаются вобрать в себя и другие теории, с тем чтобы сформулировать более общую теорию. Сис­темники начали с предположения, что бю-



АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


 


рократия — это некая социальная система, имеющая ряд подсистем, которые способны выполнять различные функции, среди кото­рых финансовая поддержка, производство, установление границ, адаптация и управле­ние. Организация, независимо от ее целей, рассматривается по аналогии с биологиче­ской системой — как органическое целое с взаимосвязанными и взаимозависимыми ча­стями. Теория отказалась от рассмотрения вопроса о рациональности функционирова­ния организации, а сосредоточила внимание на способах преодоления неопределенности и несогласованности.

Все больший интерес вызывают теории управленческого поведения, рассматриваю­щие сходства и различия в поведении муж­чин и женщин. Р. Кантер в своем исследовании показал, что установки, убеж­дения и поведение являются функцией орга­низационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удовлетворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, ко­торые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины и представители меньшинств занимают более низкие позиции в организационной иерар­хии и обладают меньшей властью и меньши­ми возможностями для продвижения. В значительной степени их поведение является следствием их статуса. Р. Кантер, как и Дж. Хейдж, утверждает, что власть необхо­дима для эффективного поведения людей в организации, поскольку без нее большинство индивидов не способно на продуктивную де­ятельность.

Идеи Кантера повлияли на ряд ученых, изучающих социальные службы. Р. Норман и А. Манкуско отмечали, что управление традиционно считается рациональным и ори­ентированным на достижение целей, а следо­вательно, мужским делом, даже для тех профессий, где преобладают женщины. По мнению Р. Сарри, на высших управленче­ских должностях в сфере социального обеспе­чения наблюдается строгая дифференциация между мужчинами и женщинами в зависи­мости от значимости личностных, профессиональных и организационных ролей. Разница между мужчинами и женщинами проявляется и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениями, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллективному руководству. Отмечается предпочтительность женщин для горизон-


тальных и матричных, а не вертикальных структур, равно как и их стремление к приня­тию решений на коллегиальных и согласи­тельных началах.

Этот краткий и далеко не полный обзор основных теорий управления ясно показыва­ет междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принци­пы административной практики. Хотя едино­го мнения относительно "наилучшей" теории нет, В. Остли и А. Ван ден Вен указывают на ценность синтеза различных теорий приме­нительно к управлению. Традиционные тео­рии держали в фокусе внимания характеристики закрытых систем и исходили из одномерного восприятия поведения. В на­стоящее время больше внимания уделяется таким подходам, которые рассматривают си­стемы как открытые. Основой исследований становится взаимодействие между организа­циями, ограничения, накладываемые на них окружающей средой, моделирование разви­тия, оценка деятельности и подотчетность, коллегиальность в принятии решений.

Функции и роли

Функции управления осуществляются через ряд взаимосвязанных видов деятельно­сти; в их числе:

— постановка и ранжирование целей;

— планирование способов достижения
целей, в том числе обеспечение необходимы­
ми материальными и нематериальными ре­
сурсами;

—контроль и координация деятельности
членов организации;

—обсуждение и решение проблем;

— развивающийся и управляемый персо­нал;

—установление связей и информационное обеспечение;

—контроль за качеством и количеством
услуг, предоставляемых клиентам;

—оценка будущих потребностей организации;

—выполнение представительских функций организации во внешнем мире.

Эти виды деятельности осуществляются на различных уровнях. Так, на институцио­нальном уровне организация взаимодейству­ет с внешней средой в целях выполнения своих задач, получения ресурсов, осуществ­ления коммуникативных или представитель­ских функций. Деятельность на управленческом уровне включает планиро­вание, разработку проектов, руководство, распределение сил и средств, координацию, информацию, контроль, внесение корректи-


вов и оценку. На техническом уровне осуще­ствляется сбор и обработка данных о количе­стве клиентов, совершенствование, налаживание и интеграция технологического процесса, контроль за персоналом и повыше­ние его квалификации, контроль и оценка качества, расширение ассортимента услуг и совершенствование форм их предоставления. Хотя каждый из этих уровней имеет свои спе­цифические функции, наблюдается и опре­деленное их совпадение. Более того, действия и способы их осуществления на одном уровне оказывают непосредственное влияние на уп­равленческое поведение на других уровнях.

Г. Минцберг рассмотрел управленческие роли на трех уровнях: межличностном (но­минальный начальник, лидер, связной, пред­ставитель), информационном (советник, распространитель, оратор) и на уровне при­нятия решений (руководитель, улаживаю­щий конфликты, распределитель ресурсов и посредник). Подход Минцберга можно при­менить к различным организационным структурам, что помогает выявить требова­ния содержательного и технического харак­тера, предъявляемые к различным ролям, а также дифференцировать знания и умения, необходимые для их выполнения.

В центре внимания Г. Левинсона — уме­ние руководить. При этом он подчеркивает, что эффективное управление требует совер­шенного исполнения руководящих ролей, поскольку руководители помимо осуществ­ления легитимных и властных полномочий, делегированных им вместе с должностью, оценивают деятельность подчиненных и обеспечивают их вознаграждение. Управлен­ческий аппарат в сфере социального обеспе­чения сталкивается со специфическими проблемами, связанными с тем, что осущест­вляемые им официальные властные полно­мочия нередко ограничиваются, хотя требования к выполнению функций и подот­четности при этом не снижаются. Использо­вание альтернативных видов социальных властных структур и участия персонала в принятии решений является зачастую един­ственным возможным способом решить подо­бные дилеммы.

Способы воздействия и реагирования в управленческом поведении можно понять в контексте ролей и стиля руководства. Важ­ность инициативного стиля отмечалась еще М. Дертиком, который утверждал, что имен­но такой стиль поведения способствовал рас­ширению федеральных программ по социальному обеспечению в 60-е и в начале 70-х годов. С течением времени стиль руко-


водства стал реактивным, ответным по отно­шению к инициативам политиков, которые настаивали на сокращении и аннулировании социальных программ. Неудивительно, что больше всего пострадали программы для бед­ных, меньшинств, нетрудоспособных и инва­лидов, поскольку именно эти категории населения обладают относительно слабым влиянием на тех, кто принимает политиче­ские решения.

Исследования Р. Патти показывают, что руководители органов социального обеспече­ния склонны тратить больше времени на фун­кции по поддержанию деятельности организации и по контролю, чем на работу, связанную с достижением целей. Р. Сайерт отмечает, что руководители некоммерческих структур, сталкиваясь с проблемами обеспе­чения ресурсами, чаще склонны решать их за счет сокращения или сохранения прежнего уровня, а не прибегать к инновациям и ини­циативе, что позволило бы увеличить поступ­ление ресурсов.

Кадры

После того как в 60-е и 70-е годы феде­ральное правительство и власти штатов нача­ли оказывать поддержку программам подготовки управленческого персонала, ко­личество профессиональных администрато­ров значительно возросло. Однако постоянно растущая потребность в квалифицированных кадрах удовлетворялась далеко не полно­стью. Более того, поскольку существовавшая система подготовки кадров для работы в соци­альной сфере не учитывала реалий управлен­ческой деятельности в данной сфере, предпочтение отдавалось управленческому персоналу, подготовленному для работы в об­ласти бизнеса, права или государственного управления.

Данные за 1985 г. показывают, что 55% всех членов Национальной ассоциации соци­альных работников (НАСР) были заняты в частном секторе, а 45% — в государственном. Если учитывать вторичную занятость, то 86% всех членов НАСР работали в частном секторе в коммерческих и некоммерческих организациях. Хотя в США в определенных районах доля социальных работников, заня­тых в частном секторе, всегда была выше, все-таки доминирование последнего свиде­тельствует о радикальных переменах. Феде­ральное правительство и власти штатов явно поощряли сдвиг в сторону частного сектора, и, как отмечает Н. Джилберт, результаты свидетельствуют об эффективности подобной политики.


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


10


11


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


 


Между 1975 и 1985 гг. изменилось, кроме того, соотношение мужчин и женщин, а так­же представителей меньшинств среди членов НАСР. В 1975 г., по данным НАСР, количе­ство женщин составляло 63 %, а к 1985 г. эта цифра возросла до 72%. В то же время число членов НАСР, не принадлежащих к белому большинству, сократилось с 14 до 11%. Не­смотря на рост числа женщин — членов НАСР, не похоже, что возросла их доля в руководстве социальных служб.

Хотя в 70-е годы быстро росло количество школ, обеспечивающих специальную подго­товку в области управления, число обучаю­щихся управленческому искусству не увеличилось. По данным Совета по подготов­ке социальных работников, в 1975г.лишь9% от общего числа студентов, получивших зва­ние магистра в области социальной работы, прошли специальную подготовку по курсу управления и принятия решений; к 1983 г. эта цифра снизилась до 3%. Рост женщин среди студентов привел к резкому увеличе­нию числа тех, кто готовился непосредствен­но к практической, а не управленческой социальной работе.

В свое время органы социального обеспе­чения выдвигали на руководящие посты практических социальных работников. Ныне такой подход уже не пользуется популярно­стью, вероятно, из-за строгих требований, предъявляемых к руководителям, которые должны обладать глубокими знаниями как в области профессиональной деятельности, так и управления, равно как и навыками в деле информационного обеспечения, в финансо­вых и кадровых вопросах, планировании, формулировании стратегии работы, а также должны уметь улаживать конфликты и осу­ществлять политическое руководство.

Основные проблемы и тенденции

Перед управленческим аппаратом в сфе­ре социального обеспечения стоят многочис­ленные проблемы. Эта сфера подвергается суровой критике, в частности, за неспособ­ность защищать интересы детей, бедных, меньшинств, инвалидов и неблагополучных групп населения. Помимо этого на проблемы управления в социальной сфере влияют пере­мены в области труда — децентрализация рынка труда, изменения в области техники, спад профсоюзного движения и перестройка отношений между работниками и руководи­телями.

Сокращение ресурсов, в 80-е годы значительно сократились ресурсы, выделяе­мые из бюджета на социальные нужды. Воз-


растающая стоимость социальных услуг и со­циальных программ, не приносящих прибы­ли, привела к существенному уменьшению средств, предназначенных для помощи нуж­дающимся. Строгий контроль за расходами со стороны законодательных или исполни­тельных органов сковывает административ­ную гибкость. То же можно сказать и о требованиях строгого контроля за расходами, планирования бюджета с нулевой отметки, опоры на частный сектор и экспертных оце­нок программ. Любая из этих мер, будучи правильно примененной, могла бы повысить эффективность управления. Но поскольку их основная цель — сократить потребляемые ре­сурсы, не обращая при этом внимания на реальную ситуацию, они не вызывают энту­зиазма у социальных работников.

В итоге во многих публикациях рассмат­риваются дилеммы по принятию решений в "свободном от оценочных суждений" аспекте. Профессиональные этические нормы, на­пример Этический кодекс НАСР, не содер­жат ничего определенного в том, что касается управления в условиях сокращения ресурсов. Аргументы, основанные на утилитарном под­ходе, обычно несостоятельны, поскольку про­граммы, нацеленные на разрешение наиболее насущных проблем и предусматри­вающие защиту интересов самых нуждаю­щихся групп населения, могут оказаться наименее эффективными с точки зрения так называемого объективного анализа затрат и результатов.

Политический характер управления в со­циальной сфере подтверждается попытками воплотить в жизнь принципы справедливого распределения. Когда становится очевидно, что в обозримом будущем на увеличение вы­деляемых средств рассчитывать не приходит­ся, на первый план выходит вопрос о том, кто станет объектом социальной политики. В то же время предлагается ряд политических стратегий для управленческого аппарата с целью сохранения существующих норм фи­нансирования и отыскания его новых источ­ников.

Приватизация социальных служб. Хотя частные организации всегда составляли значительную часть всех соци­альных служб, в 80-е годы число коммерче­ских и некоммерческих частных организаций в социальной сфере существен­но возросло. Федеральное правительство вся­чески поддерживает эти перемены. Вполне вероятно, что более 50 % всех социальных ус­луг с 1985 г. оказывают частные организа­ции, при этом крупные промышленные и


предпринимательские компании обеспечи­вают финансирование программ по оказанию помощи психически больным, детям, нарко­манам, заключенным, а также содержат медицинские учреждения, оплачивают под­готовку кадров.

Подобные перемены вызывают у управ­ленцев большое беспокойство, поскольку тре­буют пересмотра целевых приоритетов, отбора клиентов, повышения эффективности деятельности, а в практическом плане ведут к зависимости от активности предпринимате­лей. И хотя федеральные фонды и фонды штатов на две трети обеспечивают бюджеты частных организаций, не совсем ясно, дол­жен ли уровень подотчетности быть таким же, какой предписывается социальным орга­низациям государственного сектора. Более того, очевидно, что сам по себе частный сектор не в состоянии собрать средства, необхо­димые для покрытия даже минимальных социальных расходов. Поэтому, несмотря на все свои недостатки, нынешняя двухуровне­вая система сохранится и в будущем.

Информатизация управления, в органах социального обеспечения значитель­но расширилось использование компьюте­ров, что, вероятно, будет продолжаться и в дальнейшем. Информационные системы, предназначенные для облегчения принятия решений практиками и управленцами, уже разработаны, так же как и системы контроля и оценки программ, а также быстрого реаги­рования на изменение спроса. К середине 80-х годов получила достаточное развитие микрокомпьютерная технология, которая мо­жет использоваться как для анализа экономи­ческой эффективности деятельности, так и для оценки и проведения научно-исследова­тельских работ. Одно из достоинств автома­тизированных информационных систем заключается в том, что они открывают новые возможности и способствуют более эффек­тивному сотрудничеству и координации между организациями. Именно поэтому они получают все большее признание со стороны управленческого аппарата.

Участие в управлении, в 80-е годы резко возрос интерес к японским методам уп­равления, что привело к распространению коллегиальных методов, например к созда­нию кружков качества. Термин "кружки ка­чества" обозначает применение управленческим аппаратом широко исполь­зуемого в Японии приема, цель которого — побудить работников участвовать в выявле­нии и решении проблем, связанных с произ­водительностью и организацией труда. Хотя


в США они и нашли распространение в обла­сти промышленности, однако их гораздо меньше, чем в Японии, где в них участвует примерно каждый восьмой рабочий. В соци­альной сфере они пока используются в мини­мальной степени, а некоторые исследователи возражают против такого метода, утверждая, что он ущемляет права работающих на неза­висимость и свободу объединяться по своему желанию. Тем не менее можно ожидать его распространения наряду с другими методами коллегиального управления.

Развитие организаций с матричными и параллельными структурами свидетельству­ет о преимуществах децентрализации и боль­шей открытости. В организациях с матричной структурой каждый служащий принадлежит к двум категориям власти и связи — во-пер­вых, к тому отделу, который соответствует его функциональным обязанностям, и, во-вто­рых, к специфической службе или группе клиентов. Организации с параллельной структурой — это организации, где происхо­дит постоянная ротация служащих, регули­руемая специальном комитетом из вышестоящей организации. Указанный ко­митет подбирает людей, принадлежащих к разным уровням организационной иерархии, для группового решения проблем, касающих­ся производительности, морального климата и особенно нововведений и изменений. Такие альтернативные структуры способствуют осознанию людьми своей взаимосвязанности и взаимозависимости.

Интерес к альтернативным моделям явился следствием негативной реакции на сверхбюрократизацию организаций. Р. Кантер, Г. Минцберг, Г. Точ и Дж. Грант разра­ботали несколько моделей коллегиального метода принятия решений, которые все чаще применяются в социальной сфере. Результа­ты исследований показывают, что участие персонала в принятии решений помогает сни­зить степень неудовлетворенности работой и уменьшить стрессовую нагрузку, повысить производительность и улучшить моральный климат. Подобные приемы успешно исполь­зовались также и как реакция на жалобы, если рассматриваемые проблемы представля­лись сложными для руководства.

Этические проблемы управле­ния. Данные проблемы пронизывают любую функцию и относятся ко всем должностным лицам в органах социального обеспечения. Однако лишь недавно администраторы стали осознавать свою ответственность в этой обла­сти. Функции, которые требуют умелого уп­равления, включают ускорение оказания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...