Распространение информации и компьютеры 2 глава
— формулирование политической линии — разработка программы и руководство — организация финансирования и обеспечение ресурсами; — руководство деятельностью организации и взаимодействием между организациями; — руководство и контроль за персоналом; — выполнение представительских функций и связь с общественностью; — просветительство; — контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы. Некоторые авторы отличают административное управление и менеджмент как его часть. В Западной Европе, наоборот, менеджмент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним задачам организации. В организациях, занятых социальным обслуживанием, управленческая деятельность направлена на повышение эффективности оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. При этом она во многом обусловливается такими факторами, как географическое положение, клиентура, технология и профессиональная идеология. Предполагается, что управление осуществляется несколькими людьми на разных уровнях организационной структуры; число людей, которые разделяют между собой ответственность за управление, зависит от масштаба деятельности и структуры организации. Нет единой точки зрения относительно того, отличается ли управление в сфере социального обеспечения от управления в частном предпринимательстве или в промышленности. Несомненно, некоторые вещи должны знать все управленцы. Однако необходимы также и специфические знания, касающиеся АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
существа проблем и назначения организации. Накопленные эмпирические знания свидетельствуют, что, поскольку исходным материалом и результатом деятельности подобных организаций являются условия жизни клиентов, существуют значительные различия как в целях, так и в средствах их достижения. Соответственно управление, помимо управленческой деятельности, направленной на координацию, контроль и интеграцию функций агентства, предполагает также выработку политической линии и системы оказания услуг. В сферу ответственности администратора входит переложение политической линии в конкретные программы, равно как и их обновление и корректировка. Теоретические основы Принципы менеджмента сформулированы на основе практики, эмпирических обобщений и теорий поведения организаторов. Административное управление в социальной сфере многое позаимствовало из социологии и политологии, а также из теорий управления в здравоохранении, коммунальном обслуживании, промышленности и предпринимательстве. Теории в основном концентрировались на характере и структуре организации и на вопросах, связанных с поведением администратора. Современная литература по управлению в сфере социального обеспечения по большей части эклектична и базируется на ряде теорий поведения. В 60-е и 70-е годы существенно возрос объем публикаций по проблемам управления в целом и в сфере социального обеспечения в частности. Работы Р. Патти о совершенствовании организационной деятельности, Р. Винтера — о разработке программ и финансовому управлению, Д. Остина — об административных структурах и Б. Гаммера — о влиянии сокращения ресурсов, плохо организованных структур и управленческих амбиций значительно расширили наши знания о политических аспектах поведения администраторов.
Классические научные теории менеджмента. С годами теории управления претерпели существенные изменения в свиязи с усложнением структуры и увеличением масштаба деятельности организаций. Вебер первым сформулировал отличительные признаки бюрократии и доказал, что она является как причиной, так и следствием перемен, происходящих в обществе. Его труды, посвященные рационально-правовому принуждению, послужили отправной точкой для современных теорий управления. Концепции менеджмента Ф. Тейлора, М. Фоллетт, Л. Урвика и др. не только дополняли теорию М. Вебера, но и пытались выяснить, как оптимизировать управление и повысить его эффективность и продуктивность, используя научно обоснованные принципы, заимствованные из промышленной инженерии и других областей профессиональной деятельности. Проявляемый в последнее время интерес к технологии и вопросам производительности труда, в свою очередь, возродил интерес к теории научного управления, и особенно к теории управления деятельностью и теории систем. В центре этих теорий лежат принципы управления, благодаря которым возможно эффективное преобразование вложенных усилий в получаемый результат. Управление деятельностью включает в себя преимущественно вопросы разработки, планирования последовательности действий и контроля за операциями в рамках всей системы. Теории научного управления предполагают внешние источники целей, единообразие событий, неизменность структурной схемы, точное распределение власти и ответственности. Неформальные отношения и общественные организации, как правило, во внимание не принимаются. Теоретики полагают, что людей можно научить продуктивно вести себя в рамках организации, а некоторые авторы системных теорий предлагают способы, какими индивид может справиться с неопределенностью и даже с анархией. Теории человеческих отношений. Серьезное влияние на управление оказали также теории, делающие упор на отношения между людьми. Эти теории основываются на четырех предположениях: —основным мотивом для работников
—производительность труда отдельных —стиль руководства и общения оказывает решающее воздействие на поведение работников; —излишняя специализация нецелесообразна. В ходе соответствующих исследований внимание в основном концентрируется на вопросах морального состояния служащих и их производительности; на удовлетворенности работой, мотивации и на руководстве, а также на динамике поведения малых групп в организациях. Акцент на деятельности отдельных лиц предполагает совместимость целей организации и интересов индивидуумов. Модели структуралистов. Подавляющее большинство исследователей в области управления являются структуралистами. Г. Саймон одним из первых разработал концепцию теории государственного управления, но позднее перешел к более общим аспектам поведения управленцев. Он и его коллеги сфокусировали свое внимание на теориях принятия решений, рассматривая как рациональные, так и нерациональные аспекты поведения; именно они в какой-то степени оказались мостом, ведущим к теориям человеческих отношений. Дж. Марч и Г. Саймон ввели понятия "ограниченная рациональность", "достаточная удовлетворенность" и "поглощение неопределенности" в качестве наиболее важных стратегий при принятии решений в области управления. Структуралистские функциональные теории рассматривают такие переменные, как реализация цели, отношения с внешним окружением, власть, централизация, и такие характеристики, как взаимозависимость, адаптация, неформальные отношения, участие, представительство и непредусмотренные последствия. Эти теории исходят из того, что управление организацией — постоянно меняющийся процесс, результат взаимодействия между вне- и внутриорганизационными явлениями. Работы X. Минцберга о структуре, Р. Кантера о власти и дифференцированном участии и Дж. Гэлбрейта о механизмах связи привлекли внимание к матричным структурам и привели к созданию большого числа альтернативных организационных форм. Эти подходы особенно полезны по отношению к организациям социальной службы, которые часто имеют более горизонтальные структуры и больше взаимозависимостей, нежели агентства другого типа. Структуралисты также привлекли внимание к проблемам легитимности и статуса целей организации в обществе как решающим факторам, определяющим ее функционирование. Имеются и приложения структуралистских теорий, изучающие структурные изменения и подчеркивающие важность планирования. Таковы теории П. Лоуренса и Дж. Лорша, Д. Хиксо-на и др., где основной упор делается на запросах окружения и на непредвиденных обстоятельствах и в качестве определяющих факторов изменения структур рассматриваются технологии.
В качестве примеров политико-экономических теорий приведем работы И. Хейзенфельда и М. Зальда. Хотя этих авторов и можно отнести к структуралистам, они в основном изучают влияние на поведение людей политических факторов. Их внимание направлено на те процессы, с помощью которых приобретаются и распределяются власть и легитимность; а цели, стратегия и поощрение рассматриваются как результат взаимодействия между соперничающими сторонами внутри организации и во внешней среде. Поведение, которое может показаться нерациональным, рассматривается как рациональное в контексте принятия политических решений. Эффективными администраторами считаются скорее активные участники политической жизни внутри и между организациями, а не профессиональные чиновники. Д. Остин и Б. Гаммер полагают, что политико-экономические теории особенно пригодны для органов социального обеспечения из-за их сложной управленческой структуры и тех усилий, которые они вынуждены прилагать, чтобы решить политические вопросы и обеспечить свою эффективность. Модель "ящика для мусора", разработанная Дж. Марчеми и Дж. Олсеном и впоследствии адаптированная Д. Стритом к его исследованию проблем общественного благосостояния, является одним из самых провокаивных подходов в области теории управления. В этой модели организации рассматриваются как организованные анархии, сталкивающиеся с большой неопределенностью и внутри и вовне, имеющие неясные цели и неопределенные технологии. Исходя из этих постулатов, делается предположение, что для принятия решений в сфере управления важнейшими являются четыре взаимодействующих элемента: проблемы, решения, участники и выбор поведения. Выбор поведения предполагает ситуации, в которых существует возможность решить проблемы и принять определенные решения, а также уйти от решения или недосмотреть, допустить оплошность. Оспариваются общепринятые представления о рациональности принятия управленческих решений, и вместо них часто фигурируют политические стратегии.
Системные теории. Эти теории представляют собой попытку синтезировать структуралистские установки и теории человеческих отношений. Они также пытаются вобрать в себя и другие теории, с тем чтобы сформулировать более общую теорию. Системники начали с предположения, что бю- АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
рократия — это некая социальная система, имеющая ряд подсистем, которые способны выполнять различные функции, среди которых финансовая поддержка, производство, установление границ, адаптация и управление. Организация, независимо от ее целей, рассматривается по аналогии с биологической системой — как органическое целое с взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Теория отказалась от рассмотрения вопроса о рациональности функционирования организации, а сосредоточила внимание на способах преодоления неопределенности и несогласованности. Все больший интерес вызывают теории управленческого поведения, рассматривающие сходства и различия в поведении мужчин и женщин. Р. Кантер в своем исследовании показал, что установки, убеждения и поведение являются функцией организационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удовлетворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, которые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины и представители меньшинств занимают более низкие позиции в организационной иерархии и обладают меньшей властью и меньшими возможностями для продвижения. В значительной степени их поведение является следствием их статуса. Р. Кантер, как и Дж. Хейдж, утверждает, что власть необходима для эффективного поведения людей в организации, поскольку без нее большинство индивидов не способно на продуктивную деятельность. Идеи Кантера повлияли на ряд ученых, изучающих социальные службы. Р. Норман и А. Манкуско отмечали, что управление традиционно считается рациональным и ориентированным на достижение целей, а следовательно, мужским делом, даже для тех профессий, где преобладают женщины. По мнению Р. Сарри, на высших управленческих должностях в сфере социального обеспечения наблюдается строгая дифференциация между мужчинами и женщинами в зависимости от значимости личностных, профессиональных и организационных ролей. Разница между мужчинами и женщинами проявляется и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениями, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллективному руководству. Отмечается предпочтительность женщин для горизон- тальных и матричных, а не вертикальных структур, равно как и их стремление к принятию решений на коллегиальных и согласительных началах. Этот краткий и далеко не полный обзор основных теорий управления ясно показывает междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принципы административной практики. Хотя единого мнения относительно "наилучшей" теории нет, В. Остли и А. Ван ден Вен указывают на ценность синтеза различных теорий применительно к управлению. Традиционные теории держали в фокусе внимания характеристики закрытых систем и исходили из одномерного восприятия поведения. В настоящее время больше внимания уделяется таким подходам, которые рассматривают системы как открытые. Основой исследований становится взаимодействие между организациями, ограничения, накладываемые на них окружающей средой, моделирование развития, оценка деятельности и подотчетность, коллегиальность в принятии решений. Функции и роли Функции управления осуществляются через ряд взаимосвязанных видов деятельности; в их числе: — постановка и ранжирование целей; — планирование способов достижения —контроль и координация деятельности —обсуждение и решение проблем; — развивающийся и управляемый персонал; —установление связей и информационное обеспечение; —контроль за качеством и количеством —оценка будущих потребностей организации; —выполнение представительских функций организации во внешнем мире. Эти виды деятельности осуществляются на различных уровнях. Так, на институциональном уровне организация взаимодействует с внешней средой в целях выполнения своих задач, получения ресурсов, осуществления коммуникативных или представительских функций. Деятельность на управленческом уровне включает планирование, разработку проектов, руководство, распределение сил и средств, координацию, информацию, контроль, внесение корректи- вов и оценку. На техническом уровне осуществляется сбор и обработка данных о количестве клиентов, совершенствование, налаживание и интеграция технологического процесса, контроль за персоналом и повышение его квалификации, контроль и оценка качества, расширение ассортимента услуг и совершенствование форм их предоставления. Хотя каждый из этих уровней имеет свои специфические функции, наблюдается и определенное их совпадение. Более того, действия и способы их осуществления на одном уровне оказывают непосредственное влияние на управленческое поведение на других уровнях. Г. Минцберг рассмотрел управленческие роли на трех уровнях: межличностном (номинальный начальник, лидер, связной, представитель), информационном (советник, распространитель, оратор) и на уровне принятия решений (руководитель, улаживающий конфликты, распределитель ресурсов и посредник). Подход Минцберга можно применить к различным организационным структурам, что помогает выявить требования содержательного и технического характера, предъявляемые к различным ролям, а также дифференцировать знания и умения, необходимые для их выполнения. В центре внимания Г. Левинсона — умение руководить. При этом он подчеркивает, что эффективное управление требует совершенного исполнения руководящих ролей, поскольку руководители помимо осуществления легитимных и властных полномочий, делегированных им вместе с должностью, оценивают деятельность подчиненных и обеспечивают их вознаграждение. Управленческий аппарат в сфере социального обеспечения сталкивается со специфическими проблемами, связанными с тем, что осуществляемые им официальные властные полномочия нередко ограничиваются, хотя требования к выполнению функций и подотчетности при этом не снижаются. Использование альтернативных видов социальных властных структур и участия персонала в принятии решений является зачастую единственным возможным способом решить подобные дилеммы. Способы воздействия и реагирования в управленческом поведении можно понять в контексте ролей и стиля руководства. Важность инициативного стиля отмечалась еще М. Дертиком, который утверждал, что именно такой стиль поведения способствовал расширению федеральных программ по социальному обеспечению в 60-е и в начале 70-х годов. С течением времени стиль руко- водства стал реактивным, ответным по отношению к инициативам политиков, которые настаивали на сокращении и аннулировании социальных программ. Неудивительно, что больше всего пострадали программы для бедных, меньшинств, нетрудоспособных и инвалидов, поскольку именно эти категории населения обладают относительно слабым влиянием на тех, кто принимает политические решения. Исследования Р. Патти показывают, что руководители органов социального обеспечения склонны тратить больше времени на функции по поддержанию деятельности организации и по контролю, чем на работу, связанную с достижением целей. Р. Сайерт отмечает, что руководители некоммерческих структур, сталкиваясь с проблемами обеспечения ресурсами, чаще склонны решать их за счет сокращения или сохранения прежнего уровня, а не прибегать к инновациям и инициативе, что позволило бы увеличить поступление ресурсов. Кадры После того как в 60-е и 70-е годы федеральное правительство и власти штатов начали оказывать поддержку программам подготовки управленческого персонала, количество профессиональных администраторов значительно возросло. Однако постоянно растущая потребность в квалифицированных кадрах удовлетворялась далеко не полностью. Более того, поскольку существовавшая система подготовки кадров для работы в социальной сфере не учитывала реалий управленческой деятельности в данной сфере, предпочтение отдавалось управленческому персоналу, подготовленному для работы в области бизнеса, права или государственного управления. Данные за 1985 г. показывают, что 55% всех членов Национальной ассоциации социальных работников (НАСР) были заняты в частном секторе, а 45% — в государственном. Если учитывать вторичную занятость, то 86% всех членов НАСР работали в частном секторе в коммерческих и некоммерческих организациях. Хотя в США в определенных районах доля социальных работников, занятых в частном секторе, всегда была выше, все-таки доминирование последнего свидетельствует о радикальных переменах. Федеральное правительство и власти штатов явно поощряли сдвиг в сторону частного сектора, и, как отмечает Н. Джилберт, результаты свидетельствуют об эффективности подобной политики. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ 10 11 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
Между 1975 и 1985 гг. изменилось, кроме того, соотношение мужчин и женщин, а также представителей меньшинств среди членов НАСР. В 1975 г., по данным НАСР, количество женщин составляло 63 %, а к 1985 г. эта цифра возросла до 72%. В то же время число членов НАСР, не принадлежащих к белому большинству, сократилось с 14 до 11%. Несмотря на рост числа женщин — членов НАСР, не похоже, что возросла их доля в руководстве социальных служб. Хотя в 70-е годы быстро росло количество школ, обеспечивающих специальную подготовку в области управления, число обучающихся управленческому искусству не увеличилось. По данным Совета по подготовке социальных работников, в 1975г.лишь9% от общего числа студентов, получивших звание магистра в области социальной работы, прошли специальную подготовку по курсу управления и принятия решений; к 1983 г. эта цифра снизилась до 3%. Рост женщин среди студентов привел к резкому увеличению числа тех, кто готовился непосредственно к практической, а не управленческой социальной работе. В свое время органы социального обеспечения выдвигали на руководящие посты практических социальных работников. Ныне такой подход уже не пользуется популярностью, вероятно, из-за строгих требований, предъявляемых к руководителям, которые должны обладать глубокими знаниями как в области профессиональной деятельности, так и управления, равно как и навыками в деле информационного обеспечения, в финансовых и кадровых вопросах, планировании, формулировании стратегии работы, а также должны уметь улаживать конфликты и осуществлять политическое руководство. Основные проблемы и тенденции Перед управленческим аппаратом в сфере социального обеспечения стоят многочисленные проблемы. Эта сфера подвергается суровой критике, в частности, за неспособность защищать интересы детей, бедных, меньшинств, инвалидов и неблагополучных групп населения. Помимо этого на проблемы управления в социальной сфере влияют перемены в области труда — децентрализация рынка труда, изменения в области техники, спад профсоюзного движения и перестройка отношений между работниками и руководителями. Сокращение ресурсов, в 80-е годы значительно сократились ресурсы, выделяемые из бюджета на социальные нужды. Воз- растающая стоимость социальных услуг и социальных программ, не приносящих прибыли, привела к существенному уменьшению средств, предназначенных для помощи нуждающимся. Строгий контроль за расходами со стороны законодательных или исполнительных органов сковывает административную гибкость. То же можно сказать и о требованиях строгого контроля за расходами, планирования бюджета с нулевой отметки, опоры на частный сектор и экспертных оценок программ. Любая из этих мер, будучи правильно примененной, могла бы повысить эффективность управления. Но поскольку их основная цель — сократить потребляемые ресурсы, не обращая при этом внимания на реальную ситуацию, они не вызывают энтузиазма у социальных работников. В итоге во многих публикациях рассматриваются дилеммы по принятию решений в "свободном от оценочных суждений" аспекте. Профессиональные этические нормы, например Этический кодекс НАСР, не содержат ничего определенного в том, что касается управления в условиях сокращения ресурсов. Аргументы, основанные на утилитарном подходе, обычно несостоятельны, поскольку программы, нацеленные на разрешение наиболее насущных проблем и предусматривающие защиту интересов самых нуждающихся групп населения, могут оказаться наименее эффективными с точки зрения так называемого объективного анализа затрат и результатов. Политический характер управления в социальной сфере подтверждается попытками воплотить в жизнь принципы справедливого распределения. Когда становится очевидно, что в обозримом будущем на увеличение выделяемых средств рассчитывать не приходится, на первый план выходит вопрос о том, кто станет объектом социальной политики. В то же время предлагается ряд политических стратегий для управленческого аппарата с целью сохранения существующих норм финансирования и отыскания его новых источников. Приватизация социальных служб. Хотя частные организации всегда составляли значительную часть всех социальных служб, в 80-е годы число коммерческих и некоммерческих частных организаций в социальной сфере существенно возросло. Федеральное правительство всячески поддерживает эти перемены. Вполне вероятно, что более 50 % всех социальных услуг с 1985 г. оказывают частные организации, при этом крупные промышленные и предпринимательские компании обеспечивают финансирование программ по оказанию помощи психически больным, детям, наркоманам, заключенным, а также содержат медицинские учреждения, оплачивают подготовку кадров. Подобные перемены вызывают у управленцев большое беспокойство, поскольку требуют пересмотра целевых приоритетов, отбора клиентов, повышения эффективности деятельности, а в практическом плане ведут к зависимости от активности предпринимателей. И хотя федеральные фонды и фонды штатов на две трети обеспечивают бюджеты частных организаций, не совсем ясно, должен ли уровень подотчетности быть таким же, какой предписывается социальным организациям государственного сектора. Более того, очевидно, что сам по себе частный сектор не в состоянии собрать средства, необходимые для покрытия даже минимальных социальных расходов. Поэтому, несмотря на все свои недостатки, нынешняя двухуровневая система сохранится и в будущем. Информатизация управления, в органах социального обеспечения значительно расширилось использование компьютеров, что, вероятно, будет продолжаться и в дальнейшем. Информационные системы, предназначенные для облегчения принятия решений практиками и управленцами, уже разработаны, так же как и системы контроля и оценки программ, а также быстрого реагирования на изменение спроса. К середине 80-х годов получила достаточное развитие микрокомпьютерная технология, которая может использоваться как для анализа экономической эффективности деятельности, так и для оценки и проведения научно-исследовательских работ. Одно из достоинств автоматизированных информационных систем заключается в том, что они открывают новые возможности и способствуют более эффективному сотрудничеству и координации между организациями. Именно поэтому они получают все большее признание со стороны управленческого аппарата. Участие в управлении, в 80-е годы резко возрос интерес к японским методам управления, что привело к распространению коллегиальных методов, например к созданию кружков качества. Термин "кружки качества" обозначает применение управленческим аппаратом широко используемого в Японии приема, цель которого — побудить работников участвовать в выявлении и решении проблем, связанных с производительностью и организацией труда. Хотя в США они и нашли распространение в области промышленности, однако их гораздо меньше, чем в Японии, где в них участвует примерно каждый восьмой рабочий. В социальной сфере они пока используются в минимальной степени, а некоторые исследователи возражают против такого метода, утверждая, что он ущемляет права работающих на независимость и свободу объединяться по своему желанию. Тем не менее можно ожидать его распространения наряду с другими методами коллегиального управления. Развитие организаций с матричными и параллельными структурами свидетельствует о преимуществах децентрализации и большей открытости. В организациях с матричной структурой каждый служащий принадлежит к двум категориям власти и связи — во-первых, к тому отделу, который соответствует его функциональным обязанностям, и, во-вторых, к специфической службе или группе клиентов. Организации с параллельной структурой — это организации, где происходит постоянная ротация служащих, регулируемая специальном комитетом из вышестоящей организации. Указанный комитет подбирает людей, принадлежащих к разным уровням организационной иерархии, для группового решения проблем, касающихся производительности, морального климата и особенно нововведений и изменений. Такие альтернативные структуры способствуют осознанию людьми своей взаимосвязанности и взаимозависимости. Интерес к альтернативным моделям явился следствием негативной реакции на сверхбюрократизацию организаций. Р. Кантер, Г. Минцберг, Г. Точ и Дж. Грант разработали несколько моделей коллегиального метода принятия решений, которые все чаще применяются в социальной сфере. Результаты исследований показывают, что участие персонала в принятии решений помогает снизить степень неудовлетворенности работой и уменьшить стрессовую нагрузку, повысить производительность и улучшить моральный климат. Подобные приемы успешно использовались также и как реакция на жалобы, если рассматриваемые проблемы представлялись сложными для руководства. Этические проблемы управления. Данные проблемы пронизывают любую функцию и относятся ко всем должностным лицам в органах социального обеспечения. Однако лишь недавно администраторы стали осознавать свою ответственность в этой области. Функции, которые требуют умелого управления, включают ускорение оказания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|