Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 7 глава




Большинство из ныне здравствующих иммигрантов того поколения уже находятся на пенсии, живут в дешевых однокомнатных номерах в гостиницах или в квартирах, рас­положенных в наименее удобных районах. Среди проблем, стоящих перед ними, — жилье, низкие доходы, медицинское обслу­живание, изолированность от общества.

Второе поколение. За редкими иск­лючениями, филиппинские иммигранты бы­ли лишены семейной жизни вплоть до окончания второй мировой войны. После провозглашения независимости в 1946 г. им­мигранты старались использовать годичные квоты для приезда жен, детей, других родст­венников и филиппинских женщин, на кото­рых они могли бы жениться. Большинство филиппинцев, включая новоприбывших, на­ходили себе только неквалифицированную или малоквалифицированную работу, глав­ным образом в сельском хозяйстве. Иммиг­ранты этого поколения (родившиеся в США) сталкиваются с теми же проблемами, что и второе поколение американцев азиатского происхождения в целом. Среди них поиски работы, получение образования, создание семьи, отношения с окружающими и родите­лями, этническая принадлежность.

Послевоенные иммигранты. Но­вая волна иммиграции началась в 60-х годах и продолжается до сих пор. В нее входят жены и дети иммигрантов, прибывающие с явным намерением остаться в США на постоянное жительство. Многие из иммигрантов — моло­дые люди, имеющие профессиональную под­готовку, мужчины и женщины в возрасте 20 — 40 лет, стремящиеся найти лучшие воз­можности для приложения своих сил Неко­торые покинули Филиппины по политическим мотивам. Большое число но­вых иммигрантов составляют специалисты, необходимые в Соединенных Штатах. Хотя большинство направленных против азиатов дискриминационных законов было отменено под давлением движения в защиту граждан­ских прав, перед иммигрантами возникли но­вые препятствия. Основные из них


заключаются в процедуре, через которую нужно пройти, чтобы получить лицензию на право работать в качестве врачей, стоматоло­гов, фармацевтов, медицинских сестер. Но­вые иммигранты живут семьями, и поэтому перед ними возникают те же проблемы, что и перед другими иммигрантами, — работа, жилье, образование, доходы, культурная ас­симиляция детей. Примечательную группу составляют ветераны второй мировой войны, многие из которых живут на военную пенсию и хранят верность военным традициям.

Корейцы

Хотя первоначальные иммигранты из Ко­реи сталкивались в американском обществе с теми же препятствиями, что китайцы и япон­цы, тем не менее в некоторых моментах их положение уникально. Во-первых, среди ко­рейских иммигрантов много христиан, по­скольку их въезду в Америку активно содействовали американские миссионеры. Во-вторых, волна корейской иммиграции продержалась недолго — с 1903 по 1905 г., после чего японцы установили контроль над Кореей, и мало-мальски значительная им­миграция прекратилась, возобновившись лишь после того, как был введен в действие Закон об иммиграции 1968 г. В-третьих, чис­ленность корейских иммигрантов была неве­лика, чуть больше 7 тыс. человек. Первые иммигранты не образовали больших самосто­ятельных общин, подобных китайскому квар­талу в Сан-Франциско и Маленькому Токио в Лос-Анджелесе, поэтому их потомки про­явили способность быстрее продвигаться вверх по социально-экономической лестни­це, чем другие азиатские группы, в особенно­сти на Гавайях. Корейские иммигранты второго поколения получили более основа­тельное образование и достигли более высо­кого профессионального уровня, чем китайцы и японцы, быстрее овладели анг­лийским языком и скорее усвоили обычаи до­минирующего общества. Но за этот ускоренный темп культурной ассимиляции им пришлось заплатить частыми разводами, психическими болезнями, самоубийствами и преступностью. Для потомков первых иммиг­рантов характерно также широкое распрост­ранение внебрачных связей.

Новая иммиграция. Подавляющее большинство, по некоторы?1 оценкам более 90% корейцев, проживающих в США, нахо­дятся здесь менее 15—20 лет. Большинство из тех 20—30 тыс. корейских иммигрантов, ко­торые прибывают в США ежегодно, руковод­ствуются теми же мотивами, что и другие


 


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


38


39


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


 


приезжие, т. е. стремятся найти работу, получить образование или хотят воссоеди­ниться с семьей. Среди новых иммигрантов значительную часть составляют жены и дети ранее приехавших, а также образованные профессионалы, принадлежащие к городско­му среднему классу. В большинстве случаев они намерены натурализоваться, а стремле­ние к обустроенному семейному быту побуди­ло их к формированию общины, которая обеспечивает их необходимыми товарами и услугами. Сходство проблем, общая культура и языковые трудности усиливают их стремле­ние к упрочению этнических уз. Самая круп­ная корейская община в США находится в Лос-Анджелесе, где живет около 150 тыс. ко­рейцев. Хотя корейцы не размещаются в рай­онах компактного проживания, все же можно легко выделить корейские кварталы с магази­нами, ресторанами, конторами, клубами и общественными зданиями. Многие корейцы занимаются мелким бизнесом. Такого рода предприятия возникают и исчезают, причем многие неудачи объясняются недостатком капитала, дороговизной аренды, недостатком информации, плохим планированием и склонностью к авантюрам.

Основные проблемы новых иммигрантов заключаются в недостаточной занятости и низких доходах. Многие из них прибывают в США, имея профессию и достаточную подго­товку, но сталкиваются с неопределенностью рыночного спроса на рабочую силу. В начале 80-х годов 49% лиц, имеющих дипломы вра­чей, фармацевтов и медицинских сестер, ра­ботали ремесленниками или торговали. Еще хуже было положение лиц свободных про­фессий — только 7 % из них могли получить тот вид работы, который соответствовал их подготовке.

В типичной корейской семье и отец и мать работают семь дней в неделю. Родители, как правило, трудолюбивы, стремятся много­го достичь и дать образование детям. Дети занимаются прилежно и вполне могут сопер­ничать со своими соучениками. Главное, что мешает их успехам и общению в коллекти­ве, — это языковые трудности. Перед корей­скими семьями стоят те же проблемы, что и у других иммигрантов. Родители живут старо­заветными представлениями и ценностями и, в зависимости от возраста и рода занятий, в той или иной мере остаются изолированными от основного потока жизни американского об­щества. Дети же более восприимчивы к аме­риканской культуре и быстро приобретают стиль и манеры, несовместимые с нормами родителей. Можно ожидать, что напряжен-


ность, вызванная культурной ассимиляцией и конфликтом структур, еще будет давать о себе знать.

В целом корейские иммигранты находят­ся в значительно более благоприятных, условиях, чем японцы и китайцы, сталкивав­шиеся по прибытии в США с враждебностью и структурной дискриминацией. У них есть многие из тех отличительных черт, которые присущи другим азиатским группам, — вы­раженное стремление к успеху; желание получить образование; прочные семейные устои. Многие из них имеют хороший образо­вательный и профессиональный уровень. Ко­рейцы характеризуются как преуспевающие, образованные, напористые, динамичные и беспощадные в бизнесе люди. Но хотя ситуа­ция улучшилась, проблема дискриминации все же остается; чем дольше кореец живет в США, тем больше вероятность, что от него поступит жалоба на расовую дискримина­цию.

Выходцы из Юго-Восточной Азии

Жители Юго-Восточной Азии — камбод­жийцы, лаосцы и вьетнамцы — прибыли в Соединенные Штаты по преимуществу в ка­честве беженцев. Например, до притока бе­женцев в 70-х годах в США насчитывалось всего примерно 20 тыс. вьетнамцев, а выход­цев из Камбоджи и Лаоса было настолько ма­ло, что их число нельзя было уточнить. Однако в начале 80-х годов в США уже было 415 тыс. выходцев из стран Индокитая, из них 78% из Вьетнама, 16% из Камбоджи и 6% из Лаоса. Несмотря на попытки рассредо­точить приезжих по стране, большинство из них осело в Калифорнии, Техасе и Вашинг­тоне (штат).

Беженцы покидали свою родину, спаса­ясь от гражданских войн, диктатур и природ­ных бедствий. У себя в стране многие занимали вполне удовлетворительные, вид­ные позиции и были тесно связаны с сущест­вующим порядком. В результате же эмиграции они попали в ситуацию, в которой подверглись преследованиям за свою расовую принадлежность, национальность, религиоз­ные и политические убеждения. Их бегство было вынужденным, и они мало думали о по­следствиях эмиграции. Многие надеялись на скорые изменения, которые позволили бы им вернуться на родину. В этническом отноше­нии население Камбоджи состоит преимуще­ственно из кхмеров, и ее культура развивалась под влиянием Индии, Сиама и Аннама. Народ Лаоса в основном составляли этнические тайцы, тесно связанные с населе-


нием Сиама. Вьетнамцы же главным образом монголоиды, и их культура формировалась под сильным воздействием Китая.

Исход вьетнамцев начался в 1975 г., когда падение Сайгона стало неизбежным. В США была создана специальная межведомствен­ная группа для координации мер по расселе­нию вьетнамских беженцев. Были приняты меры, чтобы найти спонсоров и обеспечить беженцев работой, сократив таким образом их зависимость от социального обеспечения. Спонсоры взяли на себя ответственность за питание, одежду и жилье, за содействие в подыскании работы, учебу детей, оплату ме­дицинской помощи, а также за консультации и выдачу рекомендаций. Лагеря для пересе­ленцев после 1975 г. были ликвидированы, и беженцы второй волны в значительно боль­шей мере зависели от спонсорства и благотво­рительности. Сравнивая трудоустройство различных национальных групп, можно сде­лать вывод, что через 4—8 лет после прибы­тия в США вьетнамцам удавалось найти себе работу лучше, чем кубинским беженцам, но хуже, чем венграм в 1956 г. и лицам, приез­жавшим из нацистской Германии. Обнару­жено немало случаев понижения социального и профессионального статуса, но, по-видимому, это явление будет сглажи­ваться по мере культурной ассимиляции и приобретения иммигрантами новой квали­фикации. Наиболее важны первые годы — если иммигранты с самого начала не достига­ют определенного успеха и не решают свои основные проблемы, это сказывается на их эмоциональном состоянии и может обречь на пожизненную зависимость от системы соци­ального обеспечения.

Есть три фактора, которые препятствуют адаптации беженцев из Юго-Восточной Азии к условиям американского общества: во-первых, огромная культурологическая разница; во-вторых, отсутствие в США устоявшейся этнической общины, которая помогла бы им приспособиться к новым условиям; в-треть­их, экономические трудности, которые пере­живали Соединенные Штаты в момент прибытия беженцев. С другой стороны, вы­ходцы из Юго-Восточной Азии попадали в Америку, когда структурная дискриминация была минимальной, а отсутствие сложив­шейся этнической общины побуждало к культурной ассимиляции.

П. Роуз (1982) дает следующую картину положения беженцев из Юго-Восточной Азии. Среди них были люди, голодавшие в приграничных районах, женщины, не едино­жды изнасилованные бандитами, дети, весе-


лые и полные жизни в тех случаях, когда им удавалось наполнить свои желудки, сбивши­еся с пути истинного священнослужители и некогда квалифицированные специалисты, полные страстных устремлений подростки, только и познавшие что борьбу за существо­вание и продолжающие пробивать себе путь в жизнь, семья из шести человек, ютящихся в маленькой комнате вместе с 25 чужими людьми. И это они с лицами, не выражавши­ми ничего, кроме терпения, выстраивались в очередь со своими немудреными пожитками, ожидая рейса в четыре утра, чтобы попасть в те места, названия которых они с трудом мог­ли выговорить; и еще большего труда им сто­ило понять, куда они направляются. И все же они стремились в США и встали на стезю, которая должна привести их к жизненному успеху.

Заключение

Американцы азиатского происхождения сталкиваются с теми же нуждами, проблема­ми и конфликтами, что и все другие группы иммигрантов, живущих в конкурентном, поликультурном и индустриальном обществе Соединенных Штатов. Такие явления, как бедность, скученность, подростковая пре­ступность, психические заболевания, состав­ляют часть их жизни в городах. Помимо этого азиаты становятся жертвами предрассудков, дискриминации, сегрегации и расизма, так что в Соединенных Штатах жизнь для многих из них превратилась в непрерывный процесс адаптации, причем приспосабливаться к но­вым условиям им приходится с позиций сла­бейшего.

С точки зрения социальной работы можно было бы выделить следующие специ­фические проблемы, стоящие перед амери­канцами азиатского происхождения:

Иммиграция. Здесь возникают вопро­сы, связанные с иммиграционным законода­тельством, воссоединением семей, незаконным въездом, браками для получения гражданства и положением беженцев.

Культурная ассимиляция. Про­блемы возникают в связи с конфликтами между поколениями — с одной стороны, ро­дителями-иммигрантами, с другой — их детьми, врастающими в американское обще­ство, происходит столкновение позиций в связи с языковым барьером и образом жизни, различием во взглядах на вопрос о том, что значит стать американцем.

Культурологические противо­речия. Они формируются под воздействием


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


40


41


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


 


различных взглядов на сущность и способы урегулирования таких явлений, как конф­ликты в семье, плохое обращение с детьми и психические заболевания. Для решения та­ких проблем иногда полезно привлекать лиц, не являющихся профессиональными соци­альными работниками.

Попечение об иждивенцах. Под иждивенцами понимаются дети и престаре­лые. В азиатских семьях часто оба родителя работают, тогда как детские учреждения в этих общинах не всегда удовлетворяют суще­ствующим нормам. Старые люди из азиат­ских общин с колоссальными трудностями приспосабливаются к "учреждениям для пен­сионеров", созданным по американским нор­мам, а их взрослые дети страдают от ощущений вины и стыда в связи с тем, что они не могут содержать престарелых родителей у себя дома, в семье.

Интеграция. Американцам азиатско­го происхождения трудно полностью интег­рироваться в американское общество ввиду негативных стереотипов и внешних разли­чий, которые нелегко совместить с образом стопроцентного американца. Безработица, в особенности среди беженцев и новоприбыв­ших, еще более усугубляет эту проблему.

Однако, несмотря на все возникающие у них трудности, американцы азиатского про­исхождения в целом редко или вообще не пользуются помощью служб социального обеспечения. Этому мешают, во-первых, фрагментарность социальных служб, в ре­зультате которой клиента направляют от од­ного сотрудника к другому; во-вторых, разрыв в качестве и образе жизни социально­го работника и клиента; в-третьих, недоступ­ность услуг и, в-четвертых, убеждение социального работника в том, что он несет ответственность в первую очередь перед сво­ими коллегами, а не перед этнической общи­ной. Если будут созданы соответствующие службы, способные принимать в расчет раз­личия между отдельными группами амери­канцев азиатского происхождения, различия в их культуре, ценностях, проблемах, жиз­ненных устремлениях и целях, это несомнен­но приведет к тому, что указанные этнические группы будут шире пользоваться услугами социальной сферы.

Гарри Китано

См. также: Иммигранты; Цветные мень­шинства; Этнические группы и социаль­ная работа.

• Commission on Wartime Relocation and Internment of Civilians (1982). Personal Justice


Denied. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Rose P. (1982a, March). Links in a Chain: Observation of the American Refugee Program in Southeast Asia.— Catholic Mind, 80, 2—25. • Rose P. (1982b, April). Southeast Asia to America: Links in a Chain, Part II.— Catholic Mind, 81, 11—25.

АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ

Испанское население США растет чрез­вычайно быстро, и можно предсказать, что при сохранении нынешней тенденции ука­занная группа однажды вытеснит черноко­жих американцев как самое крупное этническое меньшинство страны.

Быстрый рост численности

Увеличение численности испаноязычно-го населения в Соединенных Штатах в 70-е годы явилось событием, чрезвычайно значи­тельным в демографическом отношении. Этот процесс имел место на фоне общей тен­денции к снижению роста населения и уров­ня рождаемости в стране, ставших результатом отсроченных, довольно поздних браков и деторождении, а также увеличени­ем числа незамужних женщин старше 25 лет.

В таблице 1 и 2 приводятся сравнитель­ные данные переписей 1970 г. и 1980 г. Эти данные свидетельствуют о том, что, во-пер­вых, в течение 70-х годов население США увеличилось примерно на 23 млн человек, во-вторых, доля этнических меньшинств соста­вила 20% населения, т. е. один из каждых пяти американцев относится к меньшинст­вам, и в то же время на эти группы, вместе взятые, приходится 52% прироста населения в 1980 г. по сравнению с 1970 г., в-третьих, испаноязычные американцы, составляющие 6,4% населения страны, дали за тот же пери­од примерно 24% общего прироста (5,5 млн из 23 млн человек).

Рост численности испаноязычного населения

Чаще всего женщины рожают детей в воз­расте от 20 до 34 лет. Поэтому чем моложе население, тем выше доля женщин, находя­щихся в этом возрасте. В случаях, когда два этноса имеют одинаковые уровни фертиль-ности, наибольшее число детей рождается в том, который более молодой, ибо в нем боль-


Таблииа 1

Рост населения США с 1970 по 1980 г. по расовому и этническому признакам (млн

человек)

 

 

  1970 г. 1980 г. Прирост за 1970—1980 гг.
абсолютно в%
Соединенные Штаты в целом 203,2 226,5 23,3 11,5
Испаноязычное население 9,1 14,6 5,5 61,0
Негритянское население 22,6 26,5 3,9 17,3
Выходцы из стран Азии и остро- 1,5 3,5 2,0 127,5
вов Тихого океана        
Американские индейцы, эски- 0,8 1,4 0,6 71,5
мосы, алеуты        
Меньшинства в целом 34,0 46,0 12,0  
Основное население в целом 169,2 180,5 11,3  

От общего прироста населения на 10 лет.

численность детей, принадлежащих к этни­ческим меньшинствам, в государственных школах превысит число детей основного на­селения. Хотя в Соединенных Штатах фертиль-ность женщин неуклонно падает во всех груп­пах населения, включая и испаноязычное, ее уровень в этой последней группе все же при­мерно на 65% выше, чем в остальных. Среди факторов, влияющих на снижение фертильности среди испаноязычных женщин, можно выделить, во-первых, большое число разво­дов, во-вторых, некоторый рост числа бездет­ных пар и, в-третьих, более широкое использование контрацептивов. Даже при падении фертильности среди испаноязычных женщин, проживающих в США, общий рост этого меньшинства вряд ли прекратится вви­ду притока новых иммигрантов.

ше женщин, находящихся в детородном воз­расте.

Круто поднимающая вверх кривая роста испаноязычного населения США резко контрастирует с пологим графиком роста в других этнических группах. В чем же причи­на такого различия? Испаноязычное населе­ние моложе, и темпы его роста выше, чем в целом по стране. Следует ожидать, что и в ближайшем будущем указанный быстрый рост продолжится. Разница в возрастном со­ставе дает себя знать при зачислении детей в начальные школы, когда число поступающих испаноязычных детей больше, чем из среды остального населения. В свое время эта тен­денция, очевидно, проявит себя также на уровне средней школы и колледжа. Высказы­вается даже предположение, что уже в начале следующего века в главных городах США

Таблица 2 Изменения в удельном весе расовых и этнических групп населения США с 1970 по 1980 г.

 

  1970 г. 1980 г. Рост в процент-
      ных пунктах
Население США в целом (млн человек) 203,2 226,5  
Испаноязычное население (в процентах) 4,5 6,4 +1,9
Негритянское население 11,1 11,7 +0,6
Выходцы из стран Азии и островов Тихого 0,8 1,5 +0,7
океана      
Американские индейцы 0,4 0,6 +0,2

 


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


42


41


АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ


 


Продолжающаяся иммиграция испаноязычного населения

С1961по1980г.в США въехали прибли­зительно 2,3 млн легальных иммигрантов из Латинской Америки и Мексики. Некоторые впоследствии решили вернуться на родину, однако большинство из них сейчас являются постоянными жителями США. Этот допол­нительный канал иммиграции еще более ус­коряет рост испаноязычного населения.

Испанский язык

Ввиду многочисленности испаноязычной иммиграции испанский язык в Соединенных Штатах является наиболее распространен­ным после английского. По данным Бюро пе­реписи США, 5% населения страны в возрасте пяти лет говорит по-испански. Этот процент может показаться небольшим, но за ним стоят 12 млн человек — на 2 млн больше, чем в 1970 г. Две трети говорящих по-испан­ски указывают, что они владеют английским языком "хорошо" или "очень хорошо". Это го­ворит о двуязычности большинства испаноязычных жителей страны. В то же время следует признать, что некоторые из самых уязвимых сегментов этого населения (преста­релые и новоприбывшие) говорят только по-испански, а значит, обслуживание этих категорий должно быть двуязычным.

Размещение по штатам и географическим областям

В 1980 г. испаноязычные американцы со­ставляли только 6,4% жителей Соединенных Штатов (Бюро переписи США, 1981 г.). Если бы они были равномерно рассредоточены по всем 50 штатам, то вряд ли привлекали бы к себе большое внимание. Заметными они ста­новятся из-за географической концентрации: 1) из 14,6 млн указанных американцев свы­ше 60% проживают всего в трех штатах — Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке; 2) они составляют 10 и более процентов населения пяти штатов — Нью-Мексико (37 %), Техаса (21%), Калифорнии (19%), Аризоны (16%) и Колорадо (12%); 3) если к указанным свы­ше пяти штатам добавить Нью-Йорк, Флори­ду, Иллинойс и Нью-Джерси, то окажется, что всего в девяти штатах проживает 85% всех испаноязычных американцев.

Таким образом, хотя испаноязычные американцы живут во всех 50 штатах, они преобладают и особенно заметны в четырех районах страны. На юго-западные штаты (Аризону, Калифорнию, Колорадо, Нью-Мексико и Техас) приходится 60% испаноя­зычных американцев, преимущественно


мексиканцев. В Нью-Йорке и Нью-Джерси проживает еще 15% этой группы населения, главным образом пуэрториканцев, а также выходцев и потомков выходцев с островов Ка­рибского моря и из Латинской Америки. Ку­бинцы сосредоточились во Флориде, где проживает 6% всего испаноязычного населе­ния. Много их также в штате Иллинойс, осо­бенно в Чикаго и его окрестностях, где живут 4,5% всех испаноязычных американцев.

В городах проживают 88%испаноязыч-ных американцев, и в этом смысле они усту­пают только выходцам из стран Азии — 91 % (средняя цифра по всем жителям страны — 75%). В центральных районах городов про­живает 71 % чернокожего населения и 58 % испаноязычного (средняя цифра по стране — 40%).

Исходя из приведенных выше данных о географическом размещении испаноязыч­ных американцев, можно предположить, что социальное обслуживание этой группы насе­ления сравнительно несложное дело. Однако есть указания на то, что все больше испаноя­зычных граждан перебирается на окраины городов из их центральных районов, и вовсе не вследствие общего улучшения своего мате­риального положения. В отличие от прежних времен, когда подобные переезды ассоцииро­вались с социальной мобильностью ("из цен­тра, значит, вверх"), в наше время испаноязычное население перемещается в районы, представляющие собой продолже­ние кварталов городской бедноты. Таким об­разом, беднейшая часть испаноязычных американцев продолжает заселять и цент­ральные городские и пригородные районы.

Совместное проживание с другими меньшинствами

В масштабах страны негритянское насе­ление более многочисленно, чем испаноязыч­ное. Но за исключением Чикаго, Нью-Йорка и Майами, в тех городах, где проживают и чернокожие и испаноязычные американцы, процент первых обычно бывает невелик. Не­которые города на юго-западе страны явля­ются преимущественно негритянскими, например Комптон и Ияглвуд в Калифорнии. В целом же испаноязычные не являются крупнейшим меньшинством лишь в девяти из 42 агломераций на западе США. В то же вре­мя нередко отмечается взаимное проживание испаноязычного населения с меньшинствами азиатско-тихоокеанского. происхождения, обосновавшимися в Калифорнии и Нью-Йор­ке, а также с американскими индейцами, главным образом в западных штагах.


Совместное проживание подгрупп испаноязычного населения

Примерно 85% лиц мексиканского про­исхождения живет в пяти юго-западных шта­тах (Аризона, Калифорния, Колорадо, Нью-Мексико и Техас), по меньшей мере 80% пуэрториканцев живут в Нью-Йорке и Нью-Джерси, а около 80% кубинцев — в Южной Флориде. Таким образом, каждая из этих трех важнейших подгрупп испаноязыч­ного населения имеет свой особый географи­ческий ареал, позволяющий создавать собственные социальные и культурные инс­титуты. Главный недостаток такого геогра­фического расселения заключается в ограниченности взаимодействия между раз­личными подгруппами.

В некоторых городах, преимущественно на Среднем Западе, совместное проживание этих подгрупп позволяет проследить конкрет­ную внутри- и межгрупповую динамику раз­вития испаноязычного населения. Взаимные контакты между подгруппами создают воз­можность для них блокироваться в целях до­стижения различных политических и социальных задач. Не следует думать, что все испаноязычные американцы ничем не отли­чаются друг от друга или что член одной из подгрупп обязательно знает и понимает спе­цифические особенности, присущие другой. Работники социальных служб не должны ожидать, что все подгруппы будут одинаково реагировать на те или иные задачи социаль­ных программ или на предназначенные для реализации мероприятия. Тем не менее су­ществует некоторая общая база для всех под­групп, на которую можно опираться, зная особенности образа жизни и культуры хотя бы одной из них.

Социально-экономические характеристики

Краткая информация, содержащаяся в таблице 3, может рассматриваться как общий обзор различий между испаноязычными аме­риканцами и другими группами населения.

Таким образом, в испаноязычных семьях чаще, чем в негритянских или белых, есть дети моложе 18 лет. Из каждых пяти испано­язычных семей одна возглавляется женщи­ной, не имеющей мужа. В подобных семьях имеются дети чаще, чем в белых или негри­тянских семьях, находящихся в аналогичном положении.

Образовательный уровень испаноязыч­ных американцев остается одним из самых низких в стране. На их долю приходится са­мый большой процент людей, не имеющих


среднего образования, и самый низкий про­цент лиц, имеющих образование не ниже колледжа. Несмотря на сравнительно высо­кий уровень безработицы, относительно большая часть испаноязычного населения включена в рабочую силу. Ввиду многодетно­сти женщины здесь реже работают вне дома, чем мужчины.

Средний доход испаноязычной семьи на 6 тыс. долл. ниже общенационального уров­ня. Тем не менее он выше, чем можно было бы предположить в группе, характеризующейся низким образовательным уровнем и высоким уровнем безработицы. Значительный удель­ный вес лиц, живущих в бедности, и малое число домовладельцев среди испаноязычных американцев, очевидно, объясняются тем, что их доходы поглощаются высокой стоимо­стью жизни в городах, и приходятся они на сравнительно большие по составу семьи.

Хотя в отличие от ситуации 70-х годов испаноязычные американцы добились не­сомненных успехов, особенно в сфере образо­вания, в том числе профессионального, их доходы остаются на уровне 70% доходов ос­тального населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...