Распространение информации и компьютеры 7 глава
Большинство из ныне здравствующих иммигрантов того поколения уже находятся на пенсии, живут в дешевых однокомнатных номерах в гостиницах или в квартирах, расположенных в наименее удобных районах. Среди проблем, стоящих перед ними, — жилье, низкие доходы, медицинское обслуживание, изолированность от общества. Второе поколение. За редкими исключениями, филиппинские иммигранты были лишены семейной жизни вплоть до окончания второй мировой войны. После провозглашения независимости в 1946 г. иммигранты старались использовать годичные квоты для приезда жен, детей, других родственников и филиппинских женщин, на которых они могли бы жениться. Большинство филиппинцев, включая новоприбывших, находили себе только неквалифицированную или малоквалифицированную работу, главным образом в сельском хозяйстве. Иммигранты этого поколения (родившиеся в США) сталкиваются с теми же проблемами, что и второе поколение американцев азиатского происхождения в целом. Среди них поиски работы, получение образования, создание семьи, отношения с окружающими и родителями, этническая принадлежность. Послевоенные иммигранты. Новая волна иммиграции началась в 60-х годах и продолжается до сих пор. В нее входят жены и дети иммигрантов, прибывающие с явным намерением остаться в США на постоянное жительство. Многие из иммигрантов — молодые люди, имеющие профессиональную подготовку, мужчины и женщины в возрасте 20 — 40 лет, стремящиеся найти лучшие возможности для приложения своих сил Некоторые покинули Филиппины по политическим мотивам. Большое число новых иммигрантов составляют специалисты, необходимые в Соединенных Штатах. Хотя большинство направленных против азиатов дискриминационных законов было отменено под давлением движения в защиту гражданских прав, перед иммигрантами возникли новые препятствия. Основные из них
заключаются в процедуре, через которую нужно пройти, чтобы получить лицензию на право работать в качестве врачей, стоматологов, фармацевтов, медицинских сестер. Новые иммигранты живут семьями, и поэтому перед ними возникают те же проблемы, что и перед другими иммигрантами, — работа, жилье, образование, доходы, культурная ассимиляция детей. Примечательную группу составляют ветераны второй мировой войны, многие из которых живут на военную пенсию и хранят верность военным традициям. Корейцы Хотя первоначальные иммигранты из Кореи сталкивались в американском обществе с теми же препятствиями, что китайцы и японцы, тем не менее в некоторых моментах их положение уникально. Во-первых, среди корейских иммигрантов много христиан, поскольку их въезду в Америку активно содействовали американские миссионеры. Во-вторых, волна корейской иммиграции продержалась недолго — с 1903 по 1905 г., после чего японцы установили контроль над Кореей, и мало-мальски значительная иммиграция прекратилась, возобновившись лишь после того, как был введен в действие Закон об иммиграции 1968 г. В-третьих, численность корейских иммигрантов была невелика, чуть больше 7 тыс. человек. Первые иммигранты не образовали больших самостоятельных общин, подобных китайскому кварталу в Сан-Франциско и Маленькому Токио в Лос-Анджелесе, поэтому их потомки проявили способность быстрее продвигаться вверх по социально-экономической лестнице, чем другие азиатские группы, в особенности на Гавайях. Корейские иммигранты второго поколения получили более основательное образование и достигли более высокого профессионального уровня, чем китайцы и японцы, быстрее овладели английским языком и скорее усвоили обычаи доминирующего общества. Но за этот ускоренный темп культурной ассимиляции им пришлось заплатить частыми разводами, психическими болезнями, самоубийствами и преступностью. Для потомков первых иммигрантов характерно также широкое распространение внебрачных связей.
Новая иммиграция. Подавляющее большинство, по некоторы?1 оценкам более 90% корейцев, проживающих в США, находятся здесь менее 15—20 лет. Большинство из тех 20—30 тыс. корейских иммигрантов, которые прибывают в США ежегодно, руководствуются теми же мотивами, что и другие
АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 38 39 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
приезжие, т. е. стремятся найти работу, получить образование или хотят воссоединиться с семьей. Среди новых иммигрантов значительную часть составляют жены и дети ранее приехавших, а также образованные профессионалы, принадлежащие к городскому среднему классу. В большинстве случаев они намерены натурализоваться, а стремление к обустроенному семейному быту побудило их к формированию общины, которая обеспечивает их необходимыми товарами и услугами. Сходство проблем, общая культура и языковые трудности усиливают их стремление к упрочению этнических уз. Самая крупная корейская община в США находится в Лос-Анджелесе, где живет около 150 тыс. корейцев. Хотя корейцы не размещаются в районах компактного проживания, все же можно легко выделить корейские кварталы с магазинами, ресторанами, конторами, клубами и общественными зданиями. Многие корейцы занимаются мелким бизнесом. Такого рода предприятия возникают и исчезают, причем многие неудачи объясняются недостатком капитала, дороговизной аренды, недостатком информации, плохим планированием и склонностью к авантюрам. Основные проблемы новых иммигрантов заключаются в недостаточной занятости и низких доходах. Многие из них прибывают в США, имея профессию и достаточную подготовку, но сталкиваются с неопределенностью рыночного спроса на рабочую силу. В начале 80-х годов 49% лиц, имеющих дипломы врачей, фармацевтов и медицинских сестер, работали ремесленниками или торговали. Еще хуже было положение лиц свободных профессий — только 7 % из них могли получить тот вид работы, который соответствовал их подготовке.
В типичной корейской семье и отец и мать работают семь дней в неделю. Родители, как правило, трудолюбивы, стремятся многого достичь и дать образование детям. Дети занимаются прилежно и вполне могут соперничать со своими соучениками. Главное, что мешает их успехам и общению в коллективе, — это языковые трудности. Перед корейскими семьями стоят те же проблемы, что и у других иммигрантов. Родители живут старозаветными представлениями и ценностями и, в зависимости от возраста и рода занятий, в той или иной мере остаются изолированными от основного потока жизни американского общества. Дети же более восприимчивы к американской культуре и быстро приобретают стиль и манеры, несовместимые с нормами родителей. Можно ожидать, что напряжен- ность, вызванная культурной ассимиляцией и конфликтом структур, еще будет давать о себе знать. В целом корейские иммигранты находятся в значительно более благоприятных, условиях, чем японцы и китайцы, сталкивавшиеся по прибытии в США с враждебностью и структурной дискриминацией. У них есть многие из тех отличительных черт, которые присущи другим азиатским группам, — выраженное стремление к успеху; желание получить образование; прочные семейные устои. Многие из них имеют хороший образовательный и профессиональный уровень. Корейцы характеризуются как преуспевающие, образованные, напористые, динамичные и беспощадные в бизнесе люди. Но хотя ситуация улучшилась, проблема дискриминации все же остается; чем дольше кореец живет в США, тем больше вероятность, что от него поступит жалоба на расовую дискриминацию. Выходцы из Юго-Восточной Азии Жители Юго-Восточной Азии — камбоджийцы, лаосцы и вьетнамцы — прибыли в Соединенные Штаты по преимуществу в качестве беженцев. Например, до притока беженцев в 70-х годах в США насчитывалось всего примерно 20 тыс. вьетнамцев, а выходцев из Камбоджи и Лаоса было настолько мало, что их число нельзя было уточнить. Однако в начале 80-х годов в США уже было 415 тыс. выходцев из стран Индокитая, из них 78% из Вьетнама, 16% из Камбоджи и 6% из Лаоса. Несмотря на попытки рассредоточить приезжих по стране, большинство из них осело в Калифорнии, Техасе и Вашингтоне (штат).
Беженцы покидали свою родину, спасаясь от гражданских войн, диктатур и природных бедствий. У себя в стране многие занимали вполне удовлетворительные, видные позиции и были тесно связаны с существующим порядком. В результате же эмиграции они попали в ситуацию, в которой подверглись преследованиям за свою расовую принадлежность, национальность, религиозные и политические убеждения. Их бегство было вынужденным, и они мало думали о последствиях эмиграции. Многие надеялись на скорые изменения, которые позволили бы им вернуться на родину. В этническом отношении население Камбоджи состоит преимущественно из кхмеров, и ее культура развивалась под влиянием Индии, Сиама и Аннама. Народ Лаоса в основном составляли этнические тайцы, тесно связанные с населе- нием Сиама. Вьетнамцы же главным образом монголоиды, и их культура формировалась под сильным воздействием Китая. Исход вьетнамцев начался в 1975 г., когда падение Сайгона стало неизбежным. В США была создана специальная межведомственная группа для координации мер по расселению вьетнамских беженцев. Были приняты меры, чтобы найти спонсоров и обеспечить беженцев работой, сократив таким образом их зависимость от социального обеспечения. Спонсоры взяли на себя ответственность за питание, одежду и жилье, за содействие в подыскании работы, учебу детей, оплату медицинской помощи, а также за консультации и выдачу рекомендаций. Лагеря для переселенцев после 1975 г. были ликвидированы, и беженцы второй волны в значительно большей мере зависели от спонсорства и благотворительности. Сравнивая трудоустройство различных национальных групп, можно сделать вывод, что через 4—8 лет после прибытия в США вьетнамцам удавалось найти себе работу лучше, чем кубинским беженцам, но хуже, чем венграм в 1956 г. и лицам, приезжавшим из нацистской Германии. Обнаружено немало случаев понижения социального и профессионального статуса, но, по-видимому, это явление будет сглаживаться по мере культурной ассимиляции и приобретения иммигрантами новой квалификации. Наиболее важны первые годы — если иммигранты с самого начала не достигают определенного успеха и не решают свои основные проблемы, это сказывается на их эмоциональном состоянии и может обречь на пожизненную зависимость от системы социального обеспечения.
Есть три фактора, которые препятствуют адаптации беженцев из Юго-Восточной Азии к условиям американского общества: во-первых, огромная культурологическая разница; во-вторых, отсутствие в США устоявшейся этнической общины, которая помогла бы им приспособиться к новым условиям; в-третьих, экономические трудности, которые переживали Соединенные Штаты в момент прибытия беженцев. С другой стороны, выходцы из Юго-Восточной Азии попадали в Америку, когда структурная дискриминация была минимальной, а отсутствие сложившейся этнической общины побуждало к культурной ассимиляции. П. Роуз (1982) дает следующую картину положения беженцев из Юго-Восточной Азии. Среди них были люди, голодавшие в приграничных районах, женщины, не единожды изнасилованные бандитами, дети, весе- лые и полные жизни в тех случаях, когда им удавалось наполнить свои желудки, сбившиеся с пути истинного священнослужители и некогда квалифицированные специалисты, полные страстных устремлений подростки, только и познавшие что борьбу за существование и продолжающие пробивать себе путь в жизнь, семья из шести человек, ютящихся в маленькой комнате вместе с 25 чужими людьми. И это они с лицами, не выражавшими ничего, кроме терпения, выстраивались в очередь со своими немудреными пожитками, ожидая рейса в четыре утра, чтобы попасть в те места, названия которых они с трудом могли выговорить; и еще большего труда им стоило понять, куда они направляются. И все же они стремились в США и встали на стезю, которая должна привести их к жизненному успеху. Заключение Американцы азиатского происхождения сталкиваются с теми же нуждами, проблемами и конфликтами, что и все другие группы иммигрантов, живущих в конкурентном, поликультурном и индустриальном обществе Соединенных Штатов. Такие явления, как бедность, скученность, подростковая преступность, психические заболевания, составляют часть их жизни в городах. Помимо этого азиаты становятся жертвами предрассудков, дискриминации, сегрегации и расизма, так что в Соединенных Штатах жизнь для многих из них превратилась в непрерывный процесс адаптации, причем приспосабливаться к новым условиям им приходится с позиций слабейшего. С точки зрения социальной работы можно было бы выделить следующие специфические проблемы, стоящие перед американцами азиатского происхождения: Иммиграция. Здесь возникают вопросы, связанные с иммиграционным законодательством, воссоединением семей, незаконным въездом, браками для получения гражданства и положением беженцев. Культурная ассимиляция. Проблемы возникают в связи с конфликтами между поколениями — с одной стороны, родителями-иммигрантами, с другой — их детьми, врастающими в американское общество, происходит столкновение позиций в связи с языковым барьером и образом жизни, различием во взглядах на вопрос о том, что значит стать американцем. Культурологические противоречия. Они формируются под воздействием АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ 40 41 АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ
различных взглядов на сущность и способы урегулирования таких явлений, как конфликты в семье, плохое обращение с детьми и психические заболевания. Для решения таких проблем иногда полезно привлекать лиц, не являющихся профессиональными социальными работниками. Попечение об иждивенцах. Под иждивенцами понимаются дети и престарелые. В азиатских семьях часто оба родителя работают, тогда как детские учреждения в этих общинах не всегда удовлетворяют существующим нормам. Старые люди из азиатских общин с колоссальными трудностями приспосабливаются к "учреждениям для пенсионеров", созданным по американским нормам, а их взрослые дети страдают от ощущений вины и стыда в связи с тем, что они не могут содержать престарелых родителей у себя дома, в семье. Интеграция. Американцам азиатского происхождения трудно полностью интегрироваться в американское общество ввиду негативных стереотипов и внешних различий, которые нелегко совместить с образом стопроцентного американца. Безработица, в особенности среди беженцев и новоприбывших, еще более усугубляет эту проблему. Однако, несмотря на все возникающие у них трудности, американцы азиатского происхождения в целом редко или вообще не пользуются помощью служб социального обеспечения. Этому мешают, во-первых, фрагментарность социальных служб, в результате которой клиента направляют от одного сотрудника к другому; во-вторых, разрыв в качестве и образе жизни социального работника и клиента; в-третьих, недоступность услуг и, в-четвертых, убеждение социального работника в том, что он несет ответственность в первую очередь перед своими коллегами, а не перед этнической общиной. Если будут созданы соответствующие службы, способные принимать в расчет различия между отдельными группами американцев азиатского происхождения, различия в их культуре, ценностях, проблемах, жизненных устремлениях и целях, это несомненно приведет к тому, что указанные этнические группы будут шире пользоваться услугами социальной сферы. Гарри Китано См. также: Иммигранты; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа. • Commission on Wartime Relocation and Internment of Civilians (1982). Personal Justice Denied. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Rose P. (1982a, March). Links in a Chain: Observation of the American Refugee Program in Southeast Asia.— Catholic Mind, 80, 2—25. • Rose P. (1982b, April). Southeast Asia to America: Links in a Chain, Part II.— Catholic Mind, 81, 11—25. АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ Испанское население США растет чрезвычайно быстро, и можно предсказать, что при сохранении нынешней тенденции указанная группа однажды вытеснит чернокожих американцев как самое крупное этническое меньшинство страны. Быстрый рост численности Увеличение численности испаноязычно-го населения в Соединенных Штатах в 70-е годы явилось событием, чрезвычайно значительным в демографическом отношении. Этот процесс имел место на фоне общей тенденции к снижению роста населения и уровня рождаемости в стране, ставших результатом отсроченных, довольно поздних браков и деторождении, а также увеличением числа незамужних женщин старше 25 лет. В таблице 1 и 2 приводятся сравнительные данные переписей 1970 г. и 1980 г. Эти данные свидетельствуют о том, что, во-первых, в течение 70-х годов население США увеличилось примерно на 23 млн человек, во-вторых, доля этнических меньшинств составила 20% населения, т. е. один из каждых пяти американцев относится к меньшинствам, и в то же время на эти группы, вместе взятые, приходится 52% прироста населения в 1980 г. по сравнению с 1970 г., в-третьих, испаноязычные американцы, составляющие 6,4% населения страны, дали за тот же период примерно 24% общего прироста (5,5 млн из 23 млн человек). Рост численности испаноязычного населения Чаще всего женщины рожают детей в возрасте от 20 до 34 лет. Поэтому чем моложе население, тем выше доля женщин, находящихся в этом возрасте. В случаях, когда два этноса имеют одинаковые уровни фертиль-ности, наибольшее число детей рождается в том, который более молодой, ибо в нем боль- Таблииа 1 Рост населения США с 1970 по 1980 г. по расовому и этническому признакам (млн человек)
От общего прироста населения на 10 лет.
ше женщин, находящихся в детородном возрасте. Круто поднимающая вверх кривая роста испаноязычного населения США резко контрастирует с пологим графиком роста в других этнических группах. В чем же причина такого различия? Испаноязычное население моложе, и темпы его роста выше, чем в целом по стране. Следует ожидать, что и в ближайшем будущем указанный быстрый рост продолжится. Разница в возрастном составе дает себя знать при зачислении детей в начальные школы, когда число поступающих испаноязычных детей больше, чем из среды остального населения. В свое время эта тенденция, очевидно, проявит себя также на уровне средней школы и колледжа. Высказывается даже предположение, что уже в начале следующего века в главных городах США Таблица 2 Изменения в удельном весе расовых и этнических групп населения США с 1970 по 1980 г.
АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ 42 41 АМЕРИКАНЦЫ ИСПАНОЯЗЫЧНЫЕ
Продолжающаяся иммиграция испаноязычного населения С1961по1980г.в США въехали приблизительно 2,3 млн легальных иммигрантов из Латинской Америки и Мексики. Некоторые впоследствии решили вернуться на родину, однако большинство из них сейчас являются постоянными жителями США. Этот дополнительный канал иммиграции еще более ускоряет рост испаноязычного населения. Испанский язык Ввиду многочисленности испаноязычной иммиграции испанский язык в Соединенных Штатах является наиболее распространенным после английского. По данным Бюро переписи США, 5% населения страны в возрасте пяти лет говорит по-испански. Этот процент может показаться небольшим, но за ним стоят 12 млн человек — на 2 млн больше, чем в 1970 г. Две трети говорящих по-испански указывают, что они владеют английским языком "хорошо" или "очень хорошо". Это говорит о двуязычности большинства испаноязычных жителей страны. В то же время следует признать, что некоторые из самых уязвимых сегментов этого населения (престарелые и новоприбывшие) говорят только по-испански, а значит, обслуживание этих категорий должно быть двуязычным. Размещение по штатам и географическим областям В 1980 г. испаноязычные американцы составляли только 6,4% жителей Соединенных Штатов (Бюро переписи США, 1981 г.). Если бы они были равномерно рассредоточены по всем 50 штатам, то вряд ли привлекали бы к себе большое внимание. Заметными они становятся из-за географической концентрации: 1) из 14,6 млн указанных американцев свыше 60% проживают всего в трех штатах — Калифорнии, Техасе и Нью-Йорке; 2) они составляют 10 и более процентов населения пяти штатов — Нью-Мексико (37 %), Техаса (21%), Калифорнии (19%), Аризоны (16%) и Колорадо (12%); 3) если к указанным свыше пяти штатам добавить Нью-Йорк, Флориду, Иллинойс и Нью-Джерси, то окажется, что всего в девяти штатах проживает 85% всех испаноязычных американцев. Таким образом, хотя испаноязычные американцы живут во всех 50 штатах, они преобладают и особенно заметны в четырех районах страны. На юго-западные штаты (Аризону, Калифорнию, Колорадо, Нью-Мексико и Техас) приходится 60% испаноязычных американцев, преимущественно мексиканцев. В Нью-Йорке и Нью-Джерси проживает еще 15% этой группы населения, главным образом пуэрториканцев, а также выходцев и потомков выходцев с островов Карибского моря и из Латинской Америки. Кубинцы сосредоточились во Флориде, где проживает 6% всего испаноязычного населения. Много их также в штате Иллинойс, особенно в Чикаго и его окрестностях, где живут 4,5% всех испаноязычных американцев. В городах проживают 88%испаноязыч-ных американцев, и в этом смысле они уступают только выходцам из стран Азии — 91 % (средняя цифра по всем жителям страны — 75%). В центральных районах городов проживает 71 % чернокожего населения и 58 % испаноязычного (средняя цифра по стране — 40%). Исходя из приведенных выше данных о географическом размещении испаноязычных американцев, можно предположить, что социальное обслуживание этой группы населения сравнительно несложное дело. Однако есть указания на то, что все больше испаноязычных граждан перебирается на окраины городов из их центральных районов, и вовсе не вследствие общего улучшения своего материального положения. В отличие от прежних времен, когда подобные переезды ассоциировались с социальной мобильностью ("из центра, значит, вверх"), в наше время испаноязычное население перемещается в районы, представляющие собой продолжение кварталов городской бедноты. Таким образом, беднейшая часть испаноязычных американцев продолжает заселять и центральные городские и пригородные районы. Совместное проживание с другими меньшинствами В масштабах страны негритянское население более многочисленно, чем испаноязычное. Но за исключением Чикаго, Нью-Йорка и Майами, в тех городах, где проживают и чернокожие и испаноязычные американцы, процент первых обычно бывает невелик. Некоторые города на юго-западе страны являются преимущественно негритянскими, например Комптон и Ияглвуд в Калифорнии. В целом же испаноязычные не являются крупнейшим меньшинством лишь в девяти из 42 агломераций на западе США. В то же время нередко отмечается взаимное проживание испаноязычного населения с меньшинствами азиатско-тихоокеанского. происхождения, обосновавшимися в Калифорнии и Нью-Йорке, а также с американскими индейцами, главным образом в западных штагах. Совместное проживание подгрупп испаноязычного населения Примерно 85% лиц мексиканского происхождения живет в пяти юго-западных штатах (Аризона, Калифорния, Колорадо, Нью-Мексико и Техас), по меньшей мере 80% пуэрториканцев живут в Нью-Йорке и Нью-Джерси, а около 80% кубинцев — в Южной Флориде. Таким образом, каждая из этих трех важнейших подгрупп испаноязычного населения имеет свой особый географический ареал, позволяющий создавать собственные социальные и культурные институты. Главный недостаток такого географического расселения заключается в ограниченности взаимодействия между различными подгруппами. В некоторых городах, преимущественно на Среднем Западе, совместное проживание этих подгрупп позволяет проследить конкретную внутри- и межгрупповую динамику развития испаноязычного населения. Взаимные контакты между подгруппами создают возможность для них блокироваться в целях достижения различных политических и социальных задач. Не следует думать, что все испаноязычные американцы ничем не отличаются друг от друга или что член одной из подгрупп обязательно знает и понимает специфические особенности, присущие другой. Работники социальных служб не должны ожидать, что все подгруппы будут одинаково реагировать на те или иные задачи социальных программ или на предназначенные для реализации мероприятия. Тем не менее существует некоторая общая база для всех подгрупп, на которую можно опираться, зная особенности образа жизни и культуры хотя бы одной из них. Социально-экономические характеристики Краткая информация, содержащаяся в таблице 3, может рассматриваться как общий обзор различий между испаноязычными американцами и другими группами населения. Таким образом, в испаноязычных семьях чаще, чем в негритянских или белых, есть дети моложе 18 лет. Из каждых пяти испаноязычных семей одна возглавляется женщиной, не имеющей мужа. В подобных семьях имеются дети чаще, чем в белых или негритянских семьях, находящихся в аналогичном положении. Образовательный уровень испаноязычных американцев остается одним из самых низких в стране. На их долю приходится самый большой процент людей, не имеющих среднего образования, и самый низкий процент лиц, имеющих образование не ниже колледжа. Несмотря на сравнительно высокий уровень безработицы, относительно большая часть испаноязычного населения включена в рабочую силу. Ввиду многодетности женщины здесь реже работают вне дома, чем мужчины. Средний доход испаноязычной семьи на 6 тыс. долл. ниже общенационального уровня. Тем не менее он выше, чем можно было бы предположить в группе, характеризующейся низким образовательным уровнем и высоким уровнем безработицы. Значительный удельный вес лиц, живущих в бедности, и малое число домовладельцев среди испаноязычных американцев, очевидно, объясняются тем, что их доходы поглощаются высокой стоимостью жизни в городах, и приходятся они на сравнительно большие по составу семьи. Хотя в отличие от ситуации 70-х годов испаноязычные американцы добились несомненных успехов, особенно в сфере образования, в том числе профессионального, их доходы остаются на уровне 70% доходов остального населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|