Распространение информации и компьютеры 4 глава
Эти перемены во внешней среде сочетались с изменениями в методах мобилизации ресурсов. Хотя в литературе по менеджменту изменениям в методике организации и информационной системе уделяется много внимания, о способах привлечения ресурсов говорится меньше. Между тем в этом деле особенно необходимо надлежащее руководство маркетингом, которое предполагает целеустремленность, четкое представление о задачах и сосредоточенность на нуждах потребителя. Руководитель должен участвовать в мобилизации ресурсов с самого начала этапа, наблюдать за ее ходом и за результатами. При обсуждении роли руководителей в мобилизации ресурсов остановимся на связях и развитии. Институциальные связи. Связи полезно осуществлять как с общественными, так и с государственными организациями. Выживание служб зависит от их способности аккумулировать ресурсы, что в свою очередь зависит от умения привлечь внешние организации. Профессиональные ассоциации и заинтересованные группы должны иметь возможности и силы, чтобы довести свои цели и намерения до всех слоев общества. Особенно важно создать благожелательное общественное мнение, готовое поддержать положительные решения управленческих и законодательных органов по вопросам финансирования. Нужно уметь организовать давление со стороны клиентов, выступающих за расширение комплекса оказываемых услуг и программ, а также убедить общественность, что финансирование социальных служб отвечает потребностям и интересам общества в целом и отдельных граждан. Ответственность лежит на административных работниках. Однако связь с общественностью является делом каждого: чем больше людей в нем участвует, тем выше вероятность плодотворных внешних контактов.
Эффективная программа установления отношений с общественностью предполагает некоторые технические навыки и зависит от умения и возможности использовать средства массовой информации. Разные виды последних располагают различными возможностями, поэтому важно знать, как эффективнее всего использовать газеты и журналы, радио и телевидение. Развитие. Развитие включает в себя целенаправленные усилия по формированию ресурсов, преимущественно путем сбора средств и маркетинга. Последний стал весьма заметной и важной частью мира бизнеса и политики, но только еще начинает привлекать внимание социальных служб. Например, можно обсуждать стратегию рынка для больниц. Здесь вполне применимы такие основные понятия бизнеса, как доля на рынке, качество продукции, ассигнования на исследования и развитие, капиталоемкость, производительность и диверсификация. Поскольку организации социальных услуг являются капиталоемкими, что вряд ли совместимо с прибыльностью, их расходы должны быть тщательно продуманы и тесно связаны с целями системы. В этом плане неоценимы такие качества социального работника, как приверженность профессиональным ценностям, знания об оказываемых услугах, понимание людей и их нужд, готовность отстаивать непопулярные программы. Особую ответственность за развитие несут руководители. В небольших агентствах им приходится самим выполнять всю работу, в более крупных проблемой развития может заниматься сотрудник, работающий часть дня или полный рабочий день и пользующийся абсолютным доверием руководителя. Развитие — чрезвычайно важная сторона деятельности учреждения, и оно постоянно находится в поле зрения совета директоров. Именно совет санкционирует основные направления развития и берет на себя большую часть работы по его осуществлению. Все члены должны быть подготовлены к тому, чтобы брать на себя ответственность за расширение привлекаемых ресурсов, происходит ли оно путем непосредственных вкладов или как-то иначе. Участие членов совета директоров в развитии агентства предполагает их обучение. В этом отношении важно, чтобы в агентстве была группа экспертов, обладающих
широкими знаниями, влиянием и доступом к ресурсам. Руководителю агентства следует применять и поощрительные меры, такие, как предоставление сотруднику самостоятельности в работе, повышенные оклады и возмещение расходов, долженствующие побудить персонал вносить свои предложения по вопросам развития. К этому должна побуждать и творческая атмосфера в учреждении. Деятельность по привлечению средств чаще всего ведется разнообразными методами, включая направление соответствующих просьб, обращение к корпорациям и фондам, получение даров или взносов по завещаниям от отдельных лиц. Хорошо разработанная программа развития предусматривает систематическую оценку происходящих изменений. Мерилом успеха развития является, конечно, сальдо годового баланса. Вместе с тем следует учитывать и другие элементы, такие, как воздействие на общественное мнение, контакты с фондами, обеспечение политической поддержки и установление полезных профессиональных контактов. Трудно переоценить возможную выгоду для агентства от хорошо подготовленной программы развития, поэтому и руководителем его может быть только тот, кто способен создать все необходимые предпосылки для того, чтобы эта программа работала. Важно, чтобы руководитель привлекал необходимые ресурсы для развития и берег целостность и целенаправленность организации. Поиск ресурсов должен соответствовать уровню развития агентства и совпадать с его кратко- и долгосрочными планами. Выводы для администратора Внимание к внешней среде является существенной характеристикой деятельности администратора. При этом следует выделить несколько наиболее важных положений. 1.Внешняя среда не может более рассмат
2.Переговоры с внешним миром требуют приемлемым, если будет исходить из общей модели развития своего учреждения. 3.Администраторы должны знать о раз 4.Любые меры, предусматривающие со
5. Мобилизация ресурсов представляет. 6. Работа по развитию агентства носит 7. Поскольку требования, предъявляемые Фелис Дэвидсон Перлмуттер См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Административное управление: межличностные аспекты; Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению; Ресурсы клиента: мобилизация и координация; Управление персоналом; Управление финансам и.
• Gummer В. (1984). The Social Administrator as Politician. In: F. D. Perlmutter (Ed.), Human Services at Risk (p. 23—36). Lexington, Mass.: Lexington Books. • Hasenfeld Y., English R.A. (1974). Human Service Organizations. Ann Arbor, Mich.: University of Michigan Press. • Pfeffer J., Salancik G. (1978). The External Control of Organizations. N. Y.: Harper & Row. • Steiner R. (1983). I АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ 20 21 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
Managing the Human Service Organization. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ Службы социального обеспечения должны предоставлять высококачественные и эффективные услуги своим клиентам. Результативность этой работы зависит от сотрудников социальной службы. Поэтому важным аспектом работы руководителя службы социальной помощи является внимание к своим работникам, к их взаимоотношениям и формам поведения. Персонал: удовлетворенность и производительность Прежде всего следует определить, что входит в понятия "удовлетворенность" и "производительность" персонала. Удовлетворенность персонала — это степень позитивного представления служащих о своей работе, производственных условиях и занятости. В соответствии с одной из методик (JDI) "удовлетворенность работой" предполагает положительные оценки пяти моментов: характера труда, уровня зарплаты, возможности продвижения, степени контроля со стороны руководства и отношений с коллегами. Производительность работника также включает по меньшей мере четыре компонента: выработку, эффективность, качество, полезность. Выработка — это количество оказываемых услуг. Эффективность состоит из двух элементов. Первый — соотношение между затрачиваемыми ресурсами (время и деньги) и выработкой (часто обозначается как себестоимость, например себестоимость одной консультации или одного часа оказания помощи на дому). Второй элемент — соотношение между стоимостью услуг и их результатом, например стоимостью услуг по оказанию помощи престарелому человеку, выбирающему, где жить — в своем доме или в доме для престарелых. Качество услуг определяется в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями социального органа. Полезность услуг зависит от достижения конечных результатов, например от улучшения функционирования семьи в случае помощи семье или же от уменьшения повторных обращений больных в психиатрические клиники после оказания им соответствующей помощи социальными органами.
Можно предположить, что отношение к работе и поведение служащих взаимосвязаны, т.е. чем выше степень удовлетворенности работой, тем выше показатели производительности. Однако есть свидетельства того, что преувеличенное внимание к одной цели может отвлекать от другой. Именно этого и следует избегать руководителям социальных служб, чья задача — создавать наиболее благоприятные условия и для производительности, и для удовлетворенности работой. Лидерство: теория и исследования Лидерство — широкое понятие, охватывающее разнообразные межличностные аспекты в сфере управления. Минцберг (1973) дал определение лидерства как комплекса "всех управленческих действий по вовлечению в работу подчиненных". Лидерство можно также охарактеризовать как социальное влияние руководителя, т. е. как непосредственное или опосредованное влияние на поведение и положение подчиненных. Общепринятой теории лидерства не существует. Первоначальные исследования базировались на предположении о том, что лидерство определяется личностными чертами, и изучали физические данные, социальные и психологические характеристики великих исторических фигур. Но такие попытки обнаружить секреты эффективного лидерства оказались несостоятельными, и исследователи занялись изучением эффективности лидерства в бихевиористских (поведенческих) теориях, используя, как правило, в качестве критериев удовлетворенность и производительность. Бихевиористское толкование. Многие исследования лидерства исходят из предположения, 4'то эффективного лидера создает определенный набор поведенческих норм. Наибольшее распространение получили две такие концепции лидерства. Первая оценивает лидерство в зависимости от ориентации лидера на решение проблем в противовес ориентации на установление хороших взаимоотношений с подчиненными. Вторая, часто обозначаемая как "участие в управлении", оценивает поведение лидера по "автократическо-демократической" шкале. Решение задач и межличностные отношения. Многие исследования, изучающие ориентацию лидеров на решение проблем или на установление взаимоотношений либо на определенную степень сочетания этих тенденций, используют разнообразные методики, разработанные в Университете штата Огайо (Халпин, Винер, 1957). Эти методики учитывают две характеристики: человечность и деловитость. Человечность подразумевает, что лидер проявляет в своем поведении дружелюбие, доверие к подчиненным, уважение и теплоту, т. е. концентрирует основное внимание на взаимоотношениях. Деловитость, т.е. ориентация на решение задачи, означает поведение, нацеленное на исполнение обязанностей, при котором четко определяются роль каждого служащего, организационные структуры, каналы связи и формы выполнения работы. Результаты различных исследований показывают, что уважительное отношение лидера положительно влияет на удовлетворенность сотрудников, но не всегда связано с лучшим исполнением обязанностей. К специфике социальных служб относится то, что при уважительном отношении руководителя служащие, оказывающие помощь людям, не только испытывают большее удовлетворение от работы, но и лучше исполняют служебные обязанности. Если поведение руководителя ориентировано на выполнение служебных задач, то оно часто соотносится с более высокой производительностью, но одновременно с более низкой степенью удовлетворенности работой. Предварительные исследования показывают, что социальные работники положительно относятся к тому, что руководитель точно определяет их роль, но гораздо менее благоприятно воспринимают чрезмерно детализированное руководство их деятельностью. Это означает, что руководителям следует прежде всего позаботиться о том, чтобы служащие четко осознавали свою роль, но лучше не прибегать к слишком строгому контролю за тем, каким образом, с помощью каких приемов и методов выполняется работа. Отдельные исследователи исходят из предположения, что все люди имеют собственную мотивацию и цели и всем присуще желание самореализации и роста. Стиль лидерства при таком понимании человеческой природы должен быть демократичным и основываться на поддержке сотрудников и вовлечении их в управление. Первостепенная задача лидера — дать сотрудникам свободу удовлетворять свои собственные потребности и способствовать достижению целей организации. Р. Ликерт (1977) выдвинул постулат о том, что сотрудники лучше выполняют свои (служебные обязанности и получают большее удовлетворение от работы в тех организациях, где поощряются доверие, открытые вы- сказывания и участие в управлении, чем в тех, где сотрудники почти не вовлечены в процесс принятия решений и все определяется сверху. В ходе исследований не удалось выявить такую форму поведения лидеров, которая была бы оптимальной при всех обстоятельствах. Есть и критики, которые подвергают сомнению сам предмет исследования, заявляя, что поведение лидера не имеет такого решающего значения. Д. Кац и Р. Кан (1978) рассматривают лидерство как "бесконечно малое влияние" в сравнении с решающим значением структуры и процесса организации работы. С. Керр и Дж. Джермиер (1978) полагают, что уровень квалификации сотрудников и понимание ими своих задач в некоторых случаях могут заменить лидерство. По мере осознания сложности понятия лидерства появились разнообразные вероятностные модели. Эти модели включают условия, при которых наиболее эффективными могут быть, например, формы поведения, ориентированного на выполнение служебных задач, или формы поведения, ориентированного на установление взаимоотношений с сотрудниками. Эти модели привлекли внимание к необходимости гибкого руководства, помогли понять, что в различных ситуациях стиль поведения лидера может быть разным. Например, новому сотруднику первоначально могут потребоваться и постоянный контроль, и детальные указания. Теория половых ролей. Особого интереса заслуживает утверждение о том, что руководители-женщины более внимательны, отзывчивы и способны понять подчиненных, а руководители-мужчины более склонны к поведению, ориентированному на решение проблем. Из этого следует, что отсутствие у женщин ориентации на выполнение служебных задач не позволяет им работать на руководящих должностях достаточно хорошо. Но феминистически настроенные авторы утверждают, что поведение, традиционно приписываемое женщинам, может только улучшить стиль руководства. Кроме того, необходимо учитывать, что и мужчины и женщины (но особенно мужчины) предпочитают руководителей-мужчин, поскольку считают их более компетентными и способными к управлению другими людьми. Результаты исследований подтверждают подобное мнение. Однако, как показывают итоги обследования, проведенного С. Мансоном (1979), мужчины и женщины, подчиненные руководителям-женщинам в практической социальной работе, заявили. АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ 22 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
что они больше удовлетворены тем, что ими руководят женщины, а не мужчины. Руководители-женщины во всех случаях более благосклонно воспринимаются сотрудниками, когда они проявляют внимательность, а руководители-мужчины — когда они ориентируются на решение проблем. Участие в управлении. Другая концепция лидерства, учитывающая участие сотрудников в управлении, согласуется с демократическими ценностями. Тот, кто участвует в принятии решений, больше усилий направляет и на их реализацию, получает большую удовлетворенность работой. В определении понятия "участие" заключается, несомненно, самый главный вопрос. Если при "автократии" руководитель принимает все решения, а при "демократии" предполагается, что все сотрудники, включая руководителя, имеют равный голос, то в промежутке между ними существуют самые разнообразные возможности для участия сотрудников в управлении. Участие можно определить двумя параметрами: степенью вовлеченности сотрудников в решение различных вопросов и степенью их реального влияния на принятие того или иного решения. Например, какой-нибудь руководитель может несколько раз встречаться с сотрудниками, чтобы выяснить их мнение по тому или иному вопросу, но при окончательном решении не будет учитывать их соображения. Как показывают результаты исследований, такая ситуация может вызвать у них протест. Другой руководитель может совместно с сотрудниками разработать новую систему. А третий может передоверить персоналу разработку новой системы, поставив перед людьми ряд задач и финансовых ограничений, в пределах которых они должны действовать. Только в этом случае сотрудники реально влияют на организацию работы. Важно и то, в какой степени руководитель может позволить сотрудникам участвовать в принятии решений. Участие в управлении подразумевает вовлечение сотрудников в процесс принятия решений, но полная ответственность за решение лежит на руководителе независимо от того, каким образом оно принималось. Сторонники принципа участия в управлении иногда закрывали глаза на присущие ему ограничения или же считали очевидными достоинства, не подкрепленные достаточными эмпирическими данными. Участие в управлении связывали с более высокой степенью удовлетворенности, а также с положительным восприятием контроля сверху, и самой выполняемой работы. Гораздо меньше свидетельств того, что существует взаимосвязь между участием в управлении и выполнением служебных обязанностей. Есть некоторые данные о том, что в органах социального обеспечения участие сотрудников в принятии решений может способствовать лучшему выполнению служебных обязанностей в форме повышения качества услуг. Однако некоторые исследователи озабочены тем, что участие в принятии решений может приводить к снижению производительности труда и эффективности, поскольку отнимает время и энергию сотрудников от основной работы. В различных ситуациях степень участия в управлении и влияния сотрудников на принятие решений может быть разной. Это зависит от характера, масштаба и важности решения; от количества лиц, располагающих необходимой информацией и компетенцией; от того, в какой степени необходимо участие персонала для успешной реализации решения; от времени, в пределах которого решение должно быть принято. Руководителям нужно уметь проявлять гибкость, убежденность и творческий подход, чтобы использовать все преимущества совместного принятия решений. Управление целевыми группами Руководителям приходится значительную часть служебного времени тратить на совещания, на встречи с группами, разрабатывающими определенные задачи, с консультативными комиссиями и подразделениями. Это важный механизм в решении задач социальных служб. Основные функции группы: выполнение поставленного задания и самосохранение. Две главные управленческие проблемы — производительность и удовлетворенность — сохраняются и на уровне группы. Производительность в данном случае подразумевает выполнение задания. Для этого группа должна быть организована так, чтобы на основе информации, обеспечения ресурсами и наличия коммуникативных связей она могла наилучшим образом добиться своей цели. Самосохранение группы как функционирующей цельной единицы во многом обеспечивается, если члены группы удовлетворены своей работой. Для этого нужно проявлять внимание к социальным и эмоциональным потребностям сотрудников группы, создавать предпосылки к непрерывному взаимопритяжению персонала. Сохранению группы спо- собствуют и такие аспекты, как разнообразие ролей и статусов, формирование подгрупп, установление общих для всех норм поведения и конструктивное разрешение конфликтов. Члены эффективных целевых групп знают, для чего они собираются, какие задачи должны решить и за какой период, кто несет ответственность за выполнение решений. Важным элементом работы группы является проведение совместных совещаний. При подготовке к ним необходимо определить цель, разработать повестку дня и регламент. В ходе самого совещания нужно утвердить повестку дня, вести протокол, само совещание, заслушивать отчеты и распределять задания. Необходимо обсудить повестку дня, чтобы включить в случае необходимости дополнительные важные вопросы и установить порядок их рассмотрения и регламент. Наиболее важные вопросы рекомендуется рассматривать во второй трети всего периода, отведенного на совещание, тогда всеучастники будут в сборе, а концентрация внимания — наивысшей. Роль председателя или организатора совещания может выполнять руководитель или все члены группы по очереди. Ротация стимулирует чувство ответственности за группу у всех ее членов и способствует формированию у них навыков руководства. В службах социального обеспечения наиболее распространенными процедурами принятия решений являются голосование по правилу большинства и консенсус, причем каждой процедуре присущи свои достоинства и недостатки. Голосование является эффективным в смысле экономии времени, но вызывает у меньшинства чувство неудовлетворенности и непричастности к принятому решению. Принятие решений путем консенсуса имеет массу преимуществ, но требует много времени. От консенсуса обычно отказываются, когда все участники совещания испытывают усталость или нежелание разрешить конфликт. Это часто приводит к явлению, называемому "квазиконсенсус", т. е. состоянию внешнего согласия при внутренней неудовлетворенности и невыраженности конфликта. После совещания и принятия решений необходимо разработать планы для их реализации и принять меры по изысканию дополнительных ресурсов, необходимых для претворения решений в практику. ЭВОЛЮЦИЯ группы. Для обеспечения эффективной работы группы нужно знать законы развития группы во времени. Для только что сформировавшихся групп характерны зависимость от лидера, и некоторая осторожность и неопределенность поведения членов группы. Члены группы хотят произвести благоприятное впечатление друг на друга и на руководителя, но в то же время оценивают, в какой степени группа будет отвечать их личным потребностям. В этот период очень важно прийти к взаимопониманию внутри группы и четко определить ее цели. По мере того как члены группы начинают втягиваться в совместную деятельность, лидер должен поощрять их к тому, чтобы брать на себя все больше обязанностей по выполнению задач и обеспечению функционирования группы. Руководитель приходит в группу, обладая большей властью, чем остальные. Поскольку подчиненные часто считают, что руководитель по положению обязан руководить совещаниями, то на начальной стадии могут возникнуть трудности, когда он попытается убедить членов группы взять на себя часть ответственности за руководство. Если руководитель сумеет побудить сотрудников к высказыванию своего мнения, то это поможет ему "смягчить" свою центральную роль. Когда члены группы уже ведут совместную деятельность и берут на себя ответственность за руководство, обычно возникает конфликт по поводу целей и путей их достижения. В этот период важно признать наличие подобного конфликта, открыто обсудить разногласия и сконцентрировать внимание группы на основной задаче. Важно помнить, что конфликт — это нормальное явление, и его успешное разрешение способствует сплочению группы. Если руководитель этого не понимает, то группа быстро превращается в неэффективную и, как правило, разваливается вследствие своей неспособности улаживать конфликты. После ликвидации конфликта группа может переключить внимание на выполнение поставленных задач, при этом задания нужно распределить между ее участниками в соответствии с их возможностями и желаниями, так как это обеспечивает высокую эффективность работы группы. Все члены группы начинают ощущать свою ответственность за конечные результаты ее работы, и руководитель может позволить себе больше внимания уделять организационной деятельности и обеспечению ресурсами и в меньшей степени осуществлять функции лидера. Эти стадии развития группы могут быть нечетко выражены. Группы переходят от одного режима функционирования к другому, чему способствуют изменения в составе группы или же требования извне. Если руководи- АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ 24 25 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
тель четко осознает процессы, происходящие при формировании и развитии группы, то это поможет ему понимать возникающие проблемы и принимать своевременные меры для результативной работы группы. Конфликтные ситуации Конфликт следует рассматривать не как необычное, негативное явление, которого следует всячески избегать, а как нормальное и неизбежное событие, которое может возникнуть в том случае, если не хватает ресурсов, если меняется ситуация и возникает чувство неопределенности, если есть существенные разногласия относительно целей и путей их достижения, если имеются несоответствия в статусе членов группы и их полномочиях. Все эти условия типичны для служб социального обеспечения, поэтому неизбежны те или иные конфликты. Их можно рассматривать как признак жизнеспособности. Иногда говорят, что организации, не имеющие внутренних конфликтов, находятся на грани распада. Но неурегулированный конфликт может создать трудности во взаимоотношениях в коллективе. Отсутствие необходимого контакта в работе, проблемы в общении и другие побочные результаты конфликтов уменьшают удовлетворенность работой и производительность труда, так как время, энергия и усилия затрачиваются впустую. Тем не менее конфликт может сыграть и положительную роль, например выявить важнейшие проблемы и стимулировать необходимые перемены. Конфликты привлекают внимание к спорным вопросам, выявляют альтернативы и различные точки зрения, способствуют углубленному анализу проблем. Урегулирование конфликта помогает сформировать навыки разрешения проблем, способствует принятию новаторских решений. Урегулирование конфликтов. Термин "урегулирование конфликтов" предпочтительнее, чем "разрешение конфликтов", так как ориентирует на конструктивное рассмотрение. Урегулирование конфликта состоит из четырех моментов: 1) признание наличия явного или потенциального конфликта, 2) экспертная оценка конфликтной ситуации, 3) выбор подходящей стратегии и 4) конфликтное вмешательство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|