Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 5 глава




Большинство людей не хочет конфронта­ции, поэтому конфликты в организациях носят, как правило, скрытый характер. Сотрудники могут стараться избегать рабо­тать друг с другом, относиться друг к другу с :чрезмерной вежливостью, прибегать к сар-


казму или агрессивному юмору, жаловаться другим людям. К руководителю они могут об­ращаться с жалобами, с просьбами вмешаться во что-нибудь или перевести их на работу в другое подразделение. Прямой опрос людей часто подтверждает наличие конфликта.

Оценка конфликтной ситуации включа­ет точное выявление источников конфликта и вовлеченных в него лиц или групп. В конф­ликте всегда участвуют две или более сторо­ны. Он может возникнуть между лицами, работающими в одной группе, между разны­ми подразделениями внутри одной организа­ции или между организациями. Источниками конфликта могут быть лично­стные разногласия, противоборствующие убеждения, ценности или символы. Напри­мер, принадлежность к разным культурам, полам, к различным профессиональным или социальным группам. Проблемы, связанные со структурой организации, также бывают источником конфликта. Нечеткое распреде­ление обязанностей или отсутствие строгого распорядка работы могут привести к спорам, особенно в случаях предъявления новых тре­бований или появления новых сотрудников. Те организации, сотрудники которых работа­ют в условиях физической или общественной изоляции и в зарплате которых наблюдается большая разница, чаще сталкиваются с кон­куренцией и конфликтами. Зандер (1983) подчеркивает важность точной оценки ситу­ации для того, чтобы определить действи­тельные разногласия и противоречия, вызванные отсутствием четкого разграниче­ния функций.

Когда источник конфликта выявлен, не­обходимо выбрать подходящую стратегию. Если конфликт касается структурных про­блем, то стратегия может включать пересмотр и конкретизацию обязанностей, уточнение процесса работы, устранение диспропорций в зарплате или статусе. Если конфликт связан с физической или общественной изоляцией, то могут помочь, например, такие меры, как размещение подразделения, находящегося "на отшибе", в центральном помещении или изменение режима работы сотрудников. Ес­ли конфликт невозможно устранить с по­мощью структурных перемен, нужно провести переговоры. Переговоры и согласо­вания "лицом к лицу" особенно целесообраз­ны в тех случаях, когда конфликтная ситуация связана с недостатком материаль­ных ресурсов, которые нужно распределить или поделить между сторонами. Таким же путем можно прийти к приемлемым компро­миссам относительно использования поме-


щения, оборудования, технических служб. 11роцесс разрешения проблем, или интегра­ции, включает точное и признаваемое всеми описание проблемы, выявление возможных путей ее разрешения, выбор наиболее прием­лемой альтернативы и осуществление всего этого на практике. Но эта стратегия разреше­ния проблем требует большого участия, вре­мени и энергии и поэтому может быть использована на практике не во всех конф­ликтных ситуациях.

Интеграционные методы разрешения конфликтов наиболее уместны в таких ситу­ациях, когда конфликт вызван разногласия­ми в системе ценностей или убеждений, относящихся к работе, разными точками зре­ния на цели и пути их достижения и другими важными вопросами, связанными с взаимо­отношениями на службе. Поскольку конфликты, вызванные несовместимостью взглядов на систему ценностей, зачастую не­возможно разрешить, необходимо предпри­нимать такие усилия, которые помогут добиться "мирного сосуществования".

Каждый шаг в процессе разрешения про­блем может быть чреват сложностями, и бы­вает, что дело кончается антагонизмом и разрывом. Некоторые стратегии предлагают ряд мер, чтобы повысить эффективность раз­решения проблем: 1) предложить каждому выступающему точно изложить содержание выступления оппонента до того, как выдви­гать свои аргументы, 2) выступить в роли оп­понентов с изложением их позиции, чтобы оппоненты поняли, как их воспринимают,

3) предложить сторонам составить перечень
позиций, по которым у них нет разногласий,

4) попросить оппонентов определить лиц, ко­
торые могут способствовать выходу из конф­
ликта, 5) найти неординарные цели,
ценность которых ни у кого не вызывает со­
мнения, на достижение которых должны
быть направлены усилия всего коллектива,
6) прийти к соглашению, какими ценностя­
ми следует руководствоваться, чтобы разра­
ботать приемлемое решение, 7) добиться от каждой стороны однозначного согласия идти на уступки другой стороне.

Эффективное урегулирование конфлик­тов требует творческого подхода, целеустрем­ленности и, как минимум, некоторого мужества со стороны руководителя. Если ру­ководитель понимает, какие условия вызыва­ют конфликт, он может предупредить его возникновение с помощью своевременного воздействия структурного или межличност­ного характера.


Таким образом, важнейшими инстру­ментами руководителя социальных органов в создании и поддержании хорошей рабочей атмосферы является знание теорий лидерст­ва, стратегий урегулирования конфликтов и эффективное распределение обязанностей внутри группы в соответствии с квалифика­цией каждого из ее членов.

Барбара Дж. Фризен

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Наблюдение и контроль в социальной работе: Органи­зационные изменения по инициативе со­трудников; Организационные связи местной общины.; Управление персона­лом.

Bass B.M. (1981). Stogdill's Handbook of Leadership. N. Y.: Free Press. • Brandwein R. A. (1981). Toward the Feminization of Community and Organization Practice.— Social Development Issues, 5(2—3), 180—193. • HalpinA. W., Winer В. J. (1957). A Factorial Study of the Leader Behavior Descriptions. In: R. M. Stogdill, A. E. Coons (Eds.). Leader Behavior: Its Description and Measurement. Columbus: Ohio State University, Bureau of Business Research. • Katz D., Kahn R. L (1978). The Social Psychology of Organizations (2nd ed.). N. Y.: John Wiley & Sons. • Kerr S., Jermier J. J. (1978). Substitutes for Leadership: Their Meaning and Measurement.— Organizational Behavior and Human Performance, 22(2), 375—403. • Likert R. (1977). Past and Future Perspectives on System 4. Ann Arbor. Mich.: Rensis Likert Associates, 1977. • Mintzberg H. (1973). The Nature of Managerial Work. N. Y.: Harper & Row. • Munson С. Е. (1979). Evaluation of Male and Female Supervisors.— Social Work, 24(2), 104—110. • Patti R. (1983). Social Welfare Administration. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Res nick H.B. (1982). Facilitating Productive Staff Meetings. In: M. J. Austin & W. E. Hershey (Eds.) Handbook on Mental Health Administration (p. 183—199). San Francisco: Jossey-Bass. • Zander A. (1983). Making Groups Effective. San Francisco: Jossey-Bass.

АЛКОГОЛЬНАЯ/НАРКОТИЧЕ­СКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. См. Нарко­тики и наркомания; Потребление алкоголя и алкоголизм.


 


АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ


26


27


АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ


 


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЕМЬИ. См. Семья: современные тенденции.

АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ

Обычно под индейским населением Аме­рики подразумеваются индейцы, эскимосы и алеуты. С 1970 по 1980 г. индейское населе­ние Америки увеличилось на 72% — с 574 тыс. до 1367 тыс. человек. Такой большой прирост явился результатом высокого уровня рождаемости и низкой детской смертности. Кроме того, следует отметить изменение про­цедур переписи, включая усовершенствован­ные методы учета населения в индейских резервациях, а также предоставление свобо­ды респондентам в определении собственной расовой принадлежности на всей территории страны. В результате по сравнению с 1970 г. в 1980 г. большее количество населения, осо­бенно смешанного и неиндейского происхож­дения, указали свою принадлежность к индейцам.

По данным Бюро переписи США (1984), аборигены Аляски составляли 16% от всего населения полуострова, или 64 тыс. человек, из которых 22 тыс. были американскими ин­дейцами, 34 тыс. — эскимосами и 8 тыс. — алеутами. На территории остальных 48 шта­тов в 1980 г. примерно одна четверть индей­ского населения (340 тыс. человек) жила в 278 резервациях штатов и федеральных ре­зервациях; таким образом, 49% населения резерваций было представлено американски­ми индейцами. В результате политики вытес­нения, проводимой федеральным правительством, большое количество земель за внешними границами различных резерва­ций принадлежат или сняты в аренду не ин­дейцами. Среди неиндейского населения, проживающего на территории резерваций, имеются смешанные супружеские пары, ра­ботники ранчо, фермеры, торговцы, учителя, работники здравоохранения и официальные правительственные лица.

Сто или более ста тысяч американских индейцев и аборигенов Аляски насчитывают следующие штаты: Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и Оклахома. Девять штатов имеют от 50 до 100 тыс. индейцев: Аляска,


Вашингтон, Монтана, Южная Дакота, Мин­несота, Висконсин, Мичиган, Нью-Йорк и Северная Каролина. В 1980 г. приблизитель­но 330 тыс. американских индейцев прожи­вало в центральных городах, 260 тыс. — на городских окраинах и 700 тыс. — в сельских районах. Средний возраст американских ин­дейцев составил 24 года.

Участие в труде

Из более чем миллиона американских индейцев, чей возраст в 1982 г. составлял от 16 лет и выше, почти 600 тыс. были заняты в различных сферах, в том числе в вооружен­ных силах более 14 тыс. При этом общее ко­личество занятых индейских женщин достигло свыше 252 тыс. В профессиональ­ном отношении работающие индейцы рас­пределялись следующим образом: 82 тыс. из них трудились на управленческих и админи­стративных должностях; 123 тыс. представ­ляли технических и торговых работников; 92 тыс. занимались сервисным обслуживани­ем; 19 тыс. работали в фермерских, лесных и рыболовных хозяйствах; 26 тыс. находились на ремесленных работах или были заняты производством точного оборудования; более 116 тыс. являлись владельцами предприятий и производств.

В 1980 г. средний доход 443 тыс. домовла­дений американских индейцев составил 15,4 тыс. долл. Домовладения американских индейцев со средним доходом в 5 тыс. долл. составляли 92 тыс., или около 21 %, а с дохо­дом в 50 тыс. долл. или более — 9 тыс., или приблизительно 2% населения.

Проблемы здравоохранения

Проблемы здравоохранения американ­ских индейцев и аборигенов Аляски связаны с их образом жизни и исключительно слож­ными стрессовыми ситуациями, которые ха­рактеризуют проживание коренных жителей Америки в общинах. Основными причинами смертности среди индейцев и аборигенов Аляски являются сердечные заболевания, не­счастные случаи, рак, хронические заболева­ния и цирроз печени. Высок также уровень заболевания диабетом и гипертонией. Из аме­риканских индейцев и аборигенов Аляски, умерших в 1980—1982 гг., 37% были люди в возрасте до 45 лет, в то время как в населении США в целом этот же показатель составляет 12%. Причиной многих смертей среди них является широкое распространение алкого­лизма. Уровень смертности от алкоголизма среди всех возрастных групп мужского насе­ления выше, чем среди женщин. В то же вре-


мя отмечается быстрый прирост индейского населения. Уровень рождаемости среди индейцев в 1981 г. составлял 27,9 рождений на 1000 человек против 15,8 рождений на 1000 человек, что было характерно для ос­тального населения. Несмотря на распрост­ранение стрессовых ситуаций в индейских общинах, уровень детской смертности упал с 24,7 случаев на 1000 рождений в 1969— 1971 гг. до 11,9 случаев в 1980— 1982 гг., или на 52%. Этот уровень в настоящее время ра­вен уровню детской смертности среди осталь­ного населения. Падение детской смертности является результатом работы местных работ­ников здравоохранения и деятельности по предродовому обслуживанию женщин Ин­дейской службой здравоохранения. Во всех племенах престарелые и маленькие дети обеспечиваются специальным медицинским уходом. Однако до настоящего времени очень плохо налажено обслуживание более стар­ших детей, подростков и молодежи. Эти воз­растные группы — наиболее уязвимы.

Историческая ситуация

Количество индейцев, проживавших на территории современных Соединенных Штатов к моменту прибытия Колумба, по различным оценкам, составляло от 900 тыс. до 12 млн. В 1910 г. Бюро по делам индейцев было подсчитано, что в стране имелось всего 236 тыс. индейцев, которые жили в поселе­ниях и резервациях и считали себя частью племенной общины. В последующие годы и особенно в период 70 — 80-х годов отмечался значительный прирост индейского населе-ния, о чем уже говорилось выше.

Сегодня из 1000 племен, населявших Америку во времена Колумба, сохранилось лишь 300. Их численность различна — от 150 тыс. человек племени навахо с обширны­ми землями до племени мелководного залива, которое проживает на западной территории Вашингтона, насчитывает 200 человек и име­ет 335 акров земли (акр = 0,4 га).

Племена объясняют различия между со­бой происхождением и географическими территориями, на которых они сформирова­лись как народ (все индейские названия пле­мен переводятся как "народ"). По преданиям, первые люди любого племени обладали силой и характером существ тех миров, из которых они появились, эти же существа сыграли ре­шающую роль в формировании представле­ний племен о своей жизни и ее смысле. Кроме того, и отдельные семьи сохраняли свою ис­торию. Подобное сочетание влияния племени и семьи явилось основой специфического ис-


кусства, а также материальной и духовной культуры племен. Ритуальные костюмы, гли­няная посуда, тотемы являются выражением основных взглядов племени, семьи и их исто­рии. Таким образом, благодаря географиче­скому положению и экологии юго-западные племена, жившие в пустыне, выработали взгляды, серьезно отличающиеся от взглядов северо-западных племен, среда обитания ко­торых была наполнена буйной растительно­стью. Хотя все племена внесли свою лепту в философскую мозаику и верят в присутствие Создателя, каждое из них разработало свою особую систему воззрений, основанную на племенной и семейной истории.

Национальность. Взаимоотношения индейцев с федеральным правительством уходят корнями в сложный период господства нового мира, представленного Испанией, Францией, Англией, Голландией и Шве­цией. В далекие времена все эти страны за­ключали соглашения или договоры с индейцами, проживавшими на захваченных ими территориях. Лишь с конца XVIII столе­тия потомки британских поселенцев, которые стали именовать себя американцами, превра­тились в основную силу на территории США и Канады. Испания же продолжала сохра­нять влияние на территории Мексики, Цент­ральной и Южной Америки. Господство над страной американцев завершилось уничто­жением огромного количества индейцев, по­гибших в результате занесенных болезней, войн и переселений. Такие лозунги, как "Единственно хороший индеец — мертвый индеец", отразили отношение завоевателей к коренному населению, которое наблюдалось в обществе на протяжении всего XIX столе­тия. Ужасающие масштабы вмешательства в жизнь индейцев в течение этого времени по­зволили назвать его позже "периодом истреб­ления".

Состояние племен зависело от их взаимо­отношений с федеральным правительством и его исполнительной, законодательной и су­дебной властью. Во все времена стоял вопрос о национальности, который включал в себя право сохранять территориальные границы без узурпирования чужих владений и вопрос о самоуправлении, признающем за индейца­ми право самим управлять своим народом. В 1890 г. произошла последняя бойня индейцев в Вундид-Ни (Северная Дакота). Это собы­тие ознаменовало окончательное переселе­ние индейцев со своих коренных земель в резервации. Опыт переселения плачевен — многие люди были вынуждены переселиться в отдаленные и экологически им чуждые рай-


АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ


28


29


АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ


 


оны. Они лишились возможности посещать захоронения своих предков и свои святыни, а также получать привычные для них продукты питания и собирать лекарственные травы.

Закон 1887 г. о резервациях земель позво­лял президенту США по его личному усмот­рению "производить перераспределение земель на территории любой резервации или ее части, пригодной для сельскохозяйствен­ных целей и выпаса скота, а в случае необходимости производить повторное пере­распределение земли в указанной резерва­ции в собственность любому размещенному на ней индейцу". Действие закона должно было способствовать дальнейшему захвату земель путем передачи племенной собствен­ности отдельным лицам, которые в свою оче­редь могли продать ее и обеспечить приобретение дополнительных земель феде­ральным правительством. Результаты приме­нения закона были очевидны: в 1887 г. собственностью индейцев было 140 млн акров земли, а 45 лет спустя, в 1922 г., у них оста­лось всего лишь 50 млн акров. Одновременно происходила миграция индейцев в города и сельскую местность, их уход с обжитых зе­мель. Окончание периода истребления ин­дейцев фактически послужило началом перехода к прямым действиям по ассимиля­ции индейского населения, которая продол­жается и поныне.

АССИМИЛЯЦИЯ. Первые попытки феде­рального правительства по ассимиляции ин­дейцев начались в начале XIX в. с обучения ныне вымершего племени каскаскиа, которое происходило на основании заключенного с ним договора. Договор устанавливал выплату 100 долл. ежегодно в течение семи лет для обеспечения священника, который "должен был обучать по возможности большее количе­ство детей индейцев началам литературы". Этот договор был ответной мерой на проблему образования и окультуривания индейцев, ко­торая привлекла внимание создателей ре­спублики и их преемников. В 1818 г. был принят закон, по которому предполагалось долговременное выделение 10 тыс. долл. на ремесленное и школьное обучение индейцев. Таким образом, было положено начало от­крытию школ-интернатов для индейских де­тей, которые давали им доступ к получению дальнейшего образования. Однако то, что было задумано как доброе дело, способствующее ассимиляции индейцев, превратилось в ос­корбительное и принудительное действие по отрыву индейских детей от семей и вовлече­нию их в основной поток американской жиз-


ни. От детей требовалось не говорить на род­ном языке, не косить национальную одежду и не употреблять привычной для индейцев пищи. Они должны были провести восемь лет вдали от своих семей и племен. У тех семей и племен, которые отказывались отправлять детей в учебные заведения, продовольствен­ные пайки изымались. Все эти меры имели огромные последствия для семьи и племени. Поколения индейских детей были лишены обучения, необходимого для выживания в их собственном мире. В последующие годы при­ем в школы-интернаты был расширен по мно­гим образовательным и социальным показателям. Интернаты стали основным ме­стом воспитания и пребывания индейских де­тей, которые, по определению представителей штата или федеральных ра­ботников, нуждались в защите или имели проблемы в образовании. Индейцы сами при­шли к выводу, что школы могут защитить их детей во время тяжелых зимних месяцев и продолжающихся экономических трудно­стей в общинах.

В 1952 г. Бюро по делам индейцев выра­ботало политику размещения и обучения безработных индейцев. Индейцы расселя­лись в городских районах, где могли пройти обучение и получить работу. В это время в резервациях был очень высок уровень безра­ботицы, и Бюро решило, что данная политика явится одним из способов разрешения этой проблемы, а также будет способствовать дальнейшей ассимиляции, проводимой фе­деральным правительством. Эта программа оказала серьезное влияние на традиционный уклад индейских семей. Для лиц, переме­щенных в новые условия, трудности заключа­лись прежде всего в чуждом городском окружении и в отсутствии родственной груп­пы, способной оказать поддержку. В резуль­тате сейчас в городах проживает уже третье поколение индейских семей, которые оказа­лись в зависимости от социальных служб. Обычными услугами для них являются обслу­живание детей и защитные социальные ме­ры.

В середине 50-х годов федеральное пра­вительство попыталось покончить со своей ролью опекуна индейских племен, которая обеспечивалась конституцией. Законода­тельная власть намерена была передать феде­ральную юрисдикцию штатам, ликвидируя обязательства федерального правительства по договорам с индейцами. Однако племен­ные власти воспротивились этому решению и его реализация была приостановлена.


Существующие законы

Американская комиссия по анализу политики в отношении индейцев, которая подотчетна конгрессу США, потребовала в середине 70-х годов, чтобы Бюро по делам американских индейцев провело общенацио­нальное статистическое обследование детей. Обследование позволило выявить детей, ко­торые были оторваны от семей и либо находи­лись в учреждениях по уходу за детьми, либо были усыновлены (удочерены). Было уста­новлено, что каждый четвертый индейский ребенок не живет со своей семьей и что 85% усыновленных (удочеренных) детей попали в неиндейские семьи. Свидетельства, пред­ставленные в конгресс, убедили его членов, что необходимо федеральное вмешательст­во для предотвращения разрушения индей­ских семей. Закон 1978 г. о социальном обеспечении детей индейцев явился резуль­татом обсуждений данной проблемы. Закон требует, чтобы члены племени, родители или опекуны ставились в известность о слушании дела по защите ребенка, и разрешает племени выносить дело на свой собственный суд. За­кон обеспечивает также программы по предо­ставлению помощи семьям, проживающим в резервациях и городских районах, и их соци­альному обслуживанию в случаях крайней необходимости. Для обеспечения этих про­грамм Бюро по делам индейцев пришлось изыскивать средства за счет сокращения дру­гих видов обслуживания. В первое время дей­ствия программ по оказанию помощи семьям в 1980 г. было получено 5,5 млн долл. Затем финансирование было повышено до 9,7 млн долл., но в 1984 г. конгресс сократил эту сум­му до 8,7 млн долл., и ныне данный уровень сохраняется. Около 400 просителей (в том числе целые племена и различные програм­мы, действующие за пределами резерваций) имеют право на получение субсидий по про­граммам оказания помощи семье.

За исключением нескольких попыток, которые стали возможны благодаря програм­мам борьбы с нищетой и Закону о самоопре­делении и системе образования индейцев, Закон о социальном обеспечении детей ин­дейцев явился первой реальной попыткой ус­тановить тщательный контроль за социальным обслуживанием семьи и детей индейцев. Этот закон требует, чтобы такие дети жили вместе с семьями и племенами. I Умещаться в интернаты и другие места они могут только тогда, когда нет возможности их проживания со своей семьей. Хотя програм­мы, введенные законом, были эффективны в обеспечении условий по воспитанию детей в


собственных семьях, со стороны агентств штатов продолжались злоупотребления по размещению детей вне дома. Что же касается попыток возвратить в семьи детей, которые длительное время находились в школах-ин­тернатах или у приемных родителей, то прак­тически реализовать их очень трудно. Недавние отчеты Детского бюро позволили выяснить, что лишь 1,1% индейских детей, находящихся под опекой штата, размещены вместе с родственниками или членами семьи, как того требует закон.

Организации и движения

Индейцы всегда пытались отвечать на не­равенство объединением своих сил и средств. Конгресс американских индейцев, основан­ный в 1944 г., считается старейшей и наибо­лее широко представленной индейской организацией в стране. Его первоочередной задачей является обеспечение прав и благопо­лучия американских индейцев и аборигенов Аляски. В предыдущие десятилетия он сосре­доточивал свои усилия на вопросах взаимоот­ношений между федеральным и индейским правительствами и занял позицию политиче­ского отделения индейской нации от Соеди­ненных Штатов. Эта позиция защищает право индейского народа определять свои внешние политические связи в соответствии с потребностями и желаниями, которые могут отличаться от желаний других групп жителей страны. В конгрессе обсуждаются вопросы и проблемы, охватывающие все стороны жизни индейцев. Членство в организации открыто всем племенам и отдельным индейцам, не ин­дейцы могут становиться ассоциированными членами.

Ассоциация вождей племен была основа­на в 1960 г. Ее действия направлены на защи­ту прав членов племени. Членство, дающее право голоса, предоставляется только вождям племен. Сегодня организационные усилия движения чаще всего сосредоточиваются на местных общинах.

Индейский совет молодежи, основанный в 60-х годах, сконцентрировал свои усилия на обучении индейцев законам и социальной политике, а также на упрочении своей поли­тической роли в обществе. Совет рассматри­вает многочисленные жалобы на дискриминацию индейцев студентов и слу­жащих.

Индейская ассоциация социальных ра­ботников, основанная в 1970 г., защищает права индейцев в социальном обслуживании при помощи политической и образователь­ной деятельности. Цели и задачи этой орга-


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


30



АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


 


низации направлены на сплочение сообщест­ва. Два специализированных агентства несут ответственность за обслуживание американ­ских индейцев и аборигенов Аляски. Это Бю­ро по делам индейцев и Индейская служба здравоохранения. Право на обслуживание предоставляется индивидуально, но чаще всего оно ограничено индейцами, которые имеют четверть или более четверти индей­ской крови, проживают на территории резер­вации или могут установить прямые постоянные и тесные социально-экономиче­ские связи с резервацией. В целом обслужи­вание, предоставляемое этими агентствами, скорее дополняет, а не заменяет обслужива­ние со стороны штатов и местных прави­тельств. Отделения социального обслуживания обоих агентств являются мес­том общения племен и индейских организа­ций и получения информации о возможных видах помощи и выделяемых ресурсах.

Роль социальной работы

Социальная работа с американскими ин­дейцами и аборигенами Аляски аналогична социальной работе, проводимой с другими группами населения. Предусматривается, что обслуживание индейских семей должно быть направлено на их укрепление, что под­держивается Законом содействия усыновле­нию и социального обеспечения детей. На деле социальные работники должны пройти обучение непосредственно в индейском об­ществе и направить свои усилия на выявле­ние проблем и потребностей его членов, а также оказывать помощь в развитии общин­ных ресурсов. Можно считать удачей, если социальный работник в индейской общине воспринимает в качестве главной цели своей деятельности проблемы конкретной лично­сти и поиск путей их решения.

Значительно участились контакты между социальными работниками индейцами и не индейцами после принятия программ оказа­ния помощи семье по Закону о социальном обеспечении детей индейцев. Специфика многих программ, предназначенных как для членов племени, так и для лиц, проживаю­щих за его пределами, требует привлечения социальных работников со степенью бакалав­ров. На протяжении последнего десятилетия увеличилось число индейцев со степенью ба­калавра, а программы по социальной работе среди индейцев вводились в школах социаль­ной работы по всей стране. Однако по-преж­нему не хватает социальных работников для удовлетворения всех нужд индейских пле­мен. Хотелось бы подчеркнуть, что именно


социальные работники неиндейского проис­хождения занимают основные руководящие посты и оказывают, таким образом, решаю­щее влияние на разработку и выполнение ме­стных программ. Следовательно, только совместные усилия организаций могут иско­ренить невежество, которое создает много проблем при распределении социального об­служивания. Важны также объединенные действия для достижения взаимопонимания и поддержки усилий по обеспечению прав американских индейцев и аборигенов Аля­ски.

Эвелин Ланс Бланиард

См. также: Гражданские права; Расовая дис­криминация и неравенство; Цветные меньшинства; Этнические группы и со­циальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.

Byler W. (1977). The Destruction of
American Indian Families. In: S. Unger (Ed.).The Destruction of American Indian Families.N. Y.: Association on American Indian Affairs. • Dobyns H.F. (1976). Native AmericanHistorical Demography: A Critical Bibliography.Bloomington: Indiana University Press. • PowellG. J. (1983). The Psychosocial Development ofMinority Group Children. N. Y.: Brunner/Mazel.

• U. S. Senate. (1984). Oversight of the IndianChild Welfare Act of 1978 (hearings before theSelect Committee on Indian Affairs, U. S. Senate,April 25, 1984). Wash., D. C: U.S.Government Printing Office.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...