Распространение информации и компьютеры 5 глава
Большинство людей не хочет конфронтации, поэтому конфликты в организациях носят, как правило, скрытый характер. Сотрудники могут стараться избегать работать друг с другом, относиться друг к другу с :чрезмерной вежливостью, прибегать к сар- казму или агрессивному юмору, жаловаться другим людям. К руководителю они могут обращаться с жалобами, с просьбами вмешаться во что-нибудь или перевести их на работу в другое подразделение. Прямой опрос людей часто подтверждает наличие конфликта. Оценка конфликтной ситуации включает точное выявление источников конфликта и вовлеченных в него лиц или групп. В конфликте всегда участвуют две или более стороны. Он может возникнуть между лицами, работающими в одной группе, между разными подразделениями внутри одной организации или между организациями. Источниками конфликта могут быть личностные разногласия, противоборствующие убеждения, ценности или символы. Например, принадлежность к разным культурам, полам, к различным профессиональным или социальным группам. Проблемы, связанные со структурой организации, также бывают источником конфликта. Нечеткое распределение обязанностей или отсутствие строгого распорядка работы могут привести к спорам, особенно в случаях предъявления новых требований или появления новых сотрудников. Те организации, сотрудники которых работают в условиях физической или общественной изоляции и в зарплате которых наблюдается большая разница, чаще сталкиваются с конкуренцией и конфликтами. Зандер (1983) подчеркивает важность точной оценки ситуации для того, чтобы определить действительные разногласия и противоречия, вызванные отсутствием четкого разграничения функций.
Когда источник конфликта выявлен, необходимо выбрать подходящую стратегию. Если конфликт касается структурных проблем, то стратегия может включать пересмотр и конкретизацию обязанностей, уточнение процесса работы, устранение диспропорций в зарплате или статусе. Если конфликт связан с физической или общественной изоляцией, то могут помочь, например, такие меры, как размещение подразделения, находящегося "на отшибе", в центральном помещении или изменение режима работы сотрудников. Если конфликт невозможно устранить с помощью структурных перемен, нужно провести переговоры. Переговоры и согласования "лицом к лицу" особенно целесообразны в тех случаях, когда конфликтная ситуация связана с недостатком материальных ресурсов, которые нужно распределить или поделить между сторонами. Таким же путем можно прийти к приемлемым компромиссам относительно использования поме- щения, оборудования, технических служб. 11роцесс разрешения проблем, или интеграции, включает точное и признаваемое всеми описание проблемы, выявление возможных путей ее разрешения, выбор наиболее приемлемой альтернативы и осуществление всего этого на практике. Но эта стратегия разрешения проблем требует большого участия, времени и энергии и поэтому может быть использована на практике не во всех конфликтных ситуациях. Интеграционные методы разрешения конфликтов наиболее уместны в таких ситуациях, когда конфликт вызван разногласиями в системе ценностей или убеждений, относящихся к работе, разными точками зрения на цели и пути их достижения и другими важными вопросами, связанными с взаимоотношениями на службе. Поскольку конфликты, вызванные несовместимостью взглядов на систему ценностей, зачастую невозможно разрешить, необходимо предпринимать такие усилия, которые помогут добиться "мирного сосуществования".
Каждый шаг в процессе разрешения проблем может быть чреват сложностями, и бывает, что дело кончается антагонизмом и разрывом. Некоторые стратегии предлагают ряд мер, чтобы повысить эффективность разрешения проблем: 1) предложить каждому выступающему точно изложить содержание выступления оппонента до того, как выдвигать свои аргументы, 2) выступить в роли оппонентов с изложением их позиции, чтобы оппоненты поняли, как их воспринимают, 3) предложить сторонам составить перечень 4) попросить оппонентов определить лиц, ко Эффективное урегулирование конфликтов требует творческого подхода, целеустремленности и, как минимум, некоторого мужества со стороны руководителя. Если руководитель понимает, какие условия вызывают конфликт, он может предупредить его возникновение с помощью своевременного воздействия структурного или межличностного характера. Таким образом, важнейшими инструментами руководителя социальных органов в создании и поддержании хорошей рабочей атмосферы является знание теорий лидерства, стратегий урегулирования конфликтов и эффективное распределение обязанностей внутри группы в соответствии с квалификацией каждого из ее членов. Барбара Дж. Фризен См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Наблюдение и контроль в социальной работе: Организационные изменения по инициативе сотрудников; Организационные связи местной общины.; Управление персоналом. • Bass B.M. (1981). Stogdill's Handbook of Leadership. N. Y.: Free Press. • Brandwein R. A. (1981). Toward the Feminization of Community and Organization Practice.— Social Development Issues, 5(2—3), 180—193. • HalpinA. W., Winer В. J. (1957). A Factorial Study of the Leader Behavior Descriptions. In: R. M. Stogdill, A. E. Coons (Eds.). Leader Behavior: Its Description and Measurement. Columbus: Ohio State University, Bureau of Business Research. • Katz D., Kahn R. L (1978). The Social Psychology of Organizations (2nd ed.). N. Y.: John Wiley & Sons. • Kerr S., Jermier J. J. (1978). Substitutes for Leadership: Their Meaning and Measurement.— Organizational Behavior and Human Performance, 22(2), 375—403. • Likert R. (1977). Past and Future Perspectives on System 4. Ann Arbor. Mich.: Rensis Likert Associates, 1977. • Mintzberg H. (1973). The Nature of Managerial Work. N. Y.: Harper & Row. • Munson С. Е. (1979). Evaluation of Male and Female Supervisors.— Social Work, 24(2), 104—110. • Patti R. (1983). Social Welfare Administration. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall. • Res nick H.B. (1982). Facilitating Productive Staff Meetings. In: M. J. Austin & W. E. Hershey (Eds.) Handbook on Mental Health Administration (p. 183—199). San Francisco: Jossey-Bass. • Zander A. (1983). Making Groups Effective. San Francisco: Jossey-Bass.
АЛКОГОЛЬНАЯ/НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. См. Наркотики и наркомания; Потребление алкоголя и алкоголизм.
АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ 26 27 АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЕМЬИ. См. Семья: современные тенденции. АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ Обычно под индейским населением Америки подразумеваются индейцы, эскимосы и алеуты. С 1970 по 1980 г. индейское население Америки увеличилось на 72% — с 574 тыс. до 1367 тыс. человек. Такой большой прирост явился результатом высокого уровня рождаемости и низкой детской смертности. Кроме того, следует отметить изменение процедур переписи, включая усовершенствованные методы учета населения в индейских резервациях, а также предоставление свободы респондентам в определении собственной расовой принадлежности на всей территории страны. В результате по сравнению с 1970 г. в 1980 г. большее количество населения, особенно смешанного и неиндейского происхождения, указали свою принадлежность к индейцам. По данным Бюро переписи США (1984), аборигены Аляски составляли 16% от всего населения полуострова, или 64 тыс. человек, из которых 22 тыс. были американскими индейцами, 34 тыс. — эскимосами и 8 тыс. — алеутами. На территории остальных 48 штатов в 1980 г. примерно одна четверть индейского населения (340 тыс. человек) жила в 278 резервациях штатов и федеральных резервациях; таким образом, 49% населения резерваций было представлено американскими индейцами. В результате политики вытеснения, проводимой федеральным правительством, большое количество земель за внешними границами различных резерваций принадлежат или сняты в аренду не индейцами. Среди неиндейского населения, проживающего на территории резерваций, имеются смешанные супружеские пары, работники ранчо, фермеры, торговцы, учителя, работники здравоохранения и официальные правительственные лица.
Сто или более ста тысяч американских индейцев и аборигенов Аляски насчитывают следующие штаты: Калифорния, Аризона, Нью-Мексико и Оклахома. Девять штатов имеют от 50 до 100 тыс. индейцев: Аляска, Вашингтон, Монтана, Южная Дакота, Миннесота, Висконсин, Мичиган, Нью-Йорк и Северная Каролина. В 1980 г. приблизительно 330 тыс. американских индейцев проживало в центральных городах, 260 тыс. — на городских окраинах и 700 тыс. — в сельских районах. Средний возраст американских индейцев составил 24 года. Участие в труде Из более чем миллиона американских индейцев, чей возраст в 1982 г. составлял от 16 лет и выше, почти 600 тыс. были заняты в различных сферах, в том числе в вооруженных силах более 14 тыс. При этом общее количество занятых индейских женщин достигло свыше 252 тыс. В профессиональном отношении работающие индейцы распределялись следующим образом: 82 тыс. из них трудились на управленческих и административных должностях; 123 тыс. представляли технических и торговых работников; 92 тыс. занимались сервисным обслуживанием; 19 тыс. работали в фермерских, лесных и рыболовных хозяйствах; 26 тыс. находились на ремесленных работах или были заняты производством точного оборудования; более 116 тыс. являлись владельцами предприятий и производств. В 1980 г. средний доход 443 тыс. домовладений американских индейцев составил 15,4 тыс. долл. Домовладения американских индейцев со средним доходом в 5 тыс. долл. составляли 92 тыс., или около 21 %, а с доходом в 50 тыс. долл. или более — 9 тыс., или приблизительно 2% населения. Проблемы здравоохранения Проблемы здравоохранения американских индейцев и аборигенов Аляски связаны с их образом жизни и исключительно сложными стрессовыми ситуациями, которые характеризуют проживание коренных жителей Америки в общинах. Основными причинами смертности среди индейцев и аборигенов Аляски являются сердечные заболевания, несчастные случаи, рак, хронические заболевания и цирроз печени. Высок также уровень заболевания диабетом и гипертонией. Из американских индейцев и аборигенов Аляски, умерших в 1980—1982 гг., 37% были люди в возрасте до 45 лет, в то время как в населении США в целом этот же показатель составляет 12%. Причиной многих смертей среди них является широкое распространение алкоголизма. Уровень смертности от алкоголизма среди всех возрастных групп мужского населения выше, чем среди женщин. В то же вре-
мя отмечается быстрый прирост индейского населения. Уровень рождаемости среди индейцев в 1981 г. составлял 27,9 рождений на 1000 человек против 15,8 рождений на 1000 человек, что было характерно для остального населения. Несмотря на распространение стрессовых ситуаций в индейских общинах, уровень детской смертности упал с 24,7 случаев на 1000 рождений в 1969— 1971 гг. до 11,9 случаев в 1980— 1982 гг., или на 52%. Этот уровень в настоящее время равен уровню детской смертности среди остального населения. Падение детской смертности является результатом работы местных работников здравоохранения и деятельности по предродовому обслуживанию женщин Индейской службой здравоохранения. Во всех племенах престарелые и маленькие дети обеспечиваются специальным медицинским уходом. Однако до настоящего времени очень плохо налажено обслуживание более старших детей, подростков и молодежи. Эти возрастные группы — наиболее уязвимы. Историческая ситуация Количество индейцев, проживавших на территории современных Соединенных Штатов к моменту прибытия Колумба, по различным оценкам, составляло от 900 тыс. до 12 млн. В 1910 г. Бюро по делам индейцев было подсчитано, что в стране имелось всего 236 тыс. индейцев, которые жили в поселениях и резервациях и считали себя частью племенной общины. В последующие годы и особенно в период 70 — 80-х годов отмечался значительный прирост индейского населе-ния, о чем уже говорилось выше. Сегодня из 1000 племен, населявших Америку во времена Колумба, сохранилось лишь 300. Их численность различна — от 150 тыс. человек племени навахо с обширными землями до племени мелководного залива, которое проживает на западной территории Вашингтона, насчитывает 200 человек и имеет 335 акров земли (акр = 0,4 га). Племена объясняют различия между собой происхождением и географическими территориями, на которых они сформировались как народ (все индейские названия племен переводятся как "народ"). По преданиям, первые люди любого племени обладали силой и характером существ тех миров, из которых они появились, эти же существа сыграли решающую роль в формировании представлений племен о своей жизни и ее смысле. Кроме того, и отдельные семьи сохраняли свою историю. Подобное сочетание влияния племени и семьи явилось основой специфического ис- кусства, а также материальной и духовной культуры племен. Ритуальные костюмы, глиняная посуда, тотемы являются выражением основных взглядов племени, семьи и их истории. Таким образом, благодаря географическому положению и экологии юго-западные племена, жившие в пустыне, выработали взгляды, серьезно отличающиеся от взглядов северо-западных племен, среда обитания которых была наполнена буйной растительностью. Хотя все племена внесли свою лепту в философскую мозаику и верят в присутствие Создателя, каждое из них разработало свою особую систему воззрений, основанную на племенной и семейной истории. Национальность. Взаимоотношения индейцев с федеральным правительством уходят корнями в сложный период господства нового мира, представленного Испанией, Францией, Англией, Голландией и Швецией. В далекие времена все эти страны заключали соглашения или договоры с индейцами, проживавшими на захваченных ими территориях. Лишь с конца XVIII столетия потомки британских поселенцев, которые стали именовать себя американцами, превратились в основную силу на территории США и Канады. Испания же продолжала сохранять влияние на территории Мексики, Центральной и Южной Америки. Господство над страной американцев завершилось уничтожением огромного количества индейцев, погибших в результате занесенных болезней, войн и переселений. Такие лозунги, как "Единственно хороший индеец — мертвый индеец", отразили отношение завоевателей к коренному населению, которое наблюдалось в обществе на протяжении всего XIX столетия. Ужасающие масштабы вмешательства в жизнь индейцев в течение этого времени позволили назвать его позже "периодом истребления". Состояние племен зависело от их взаимоотношений с федеральным правительством и его исполнительной, законодательной и судебной властью. Во все времена стоял вопрос о национальности, который включал в себя право сохранять территориальные границы без узурпирования чужих владений и вопрос о самоуправлении, признающем за индейцами право самим управлять своим народом. В 1890 г. произошла последняя бойня индейцев в Вундид-Ни (Северная Дакота). Это событие ознаменовало окончательное переселение индейцев со своих коренных земель в резервации. Опыт переселения плачевен — многие люди были вынуждены переселиться в отдаленные и экологически им чуждые рай- АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ 28 29 АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И АБОРИГЕНЫ АЛЯСКИ
оны. Они лишились возможности посещать захоронения своих предков и свои святыни, а также получать привычные для них продукты питания и собирать лекарственные травы. Закон 1887 г. о резервациях земель позволял президенту США по его личному усмотрению "производить перераспределение земель на территории любой резервации или ее части, пригодной для сельскохозяйственных целей и выпаса скота, а в случае необходимости производить повторное перераспределение земли в указанной резервации в собственность любому размещенному на ней индейцу". Действие закона должно было способствовать дальнейшему захвату земель путем передачи племенной собственности отдельным лицам, которые в свою очередь могли продать ее и обеспечить приобретение дополнительных земель федеральным правительством. Результаты применения закона были очевидны: в 1887 г. собственностью индейцев было 140 млн акров земли, а 45 лет спустя, в 1922 г., у них осталось всего лишь 50 млн акров. Одновременно происходила миграция индейцев в города и сельскую местность, их уход с обжитых земель. Окончание периода истребления индейцев фактически послужило началом перехода к прямым действиям по ассимиляции индейского населения, которая продолжается и поныне. АССИМИЛЯЦИЯ. Первые попытки федерального правительства по ассимиляции индейцев начались в начале XIX в. с обучения ныне вымершего племени каскаскиа, которое происходило на основании заключенного с ним договора. Договор устанавливал выплату 100 долл. ежегодно в течение семи лет для обеспечения священника, который "должен был обучать по возможности большее количество детей индейцев началам литературы". Этот договор был ответной мерой на проблему образования и окультуривания индейцев, которая привлекла внимание создателей республики и их преемников. В 1818 г. был принят закон, по которому предполагалось долговременное выделение 10 тыс. долл. на ремесленное и школьное обучение индейцев. Таким образом, было положено начало открытию школ-интернатов для индейских детей, которые давали им доступ к получению дальнейшего образования. Однако то, что было задумано как доброе дело, способствующее ассимиляции индейцев, превратилось в оскорбительное и принудительное действие по отрыву индейских детей от семей и вовлечению их в основной поток американской жиз- ни. От детей требовалось не говорить на родном языке, не косить национальную одежду и не употреблять привычной для индейцев пищи. Они должны были провести восемь лет вдали от своих семей и племен. У тех семей и племен, которые отказывались отправлять детей в учебные заведения, продовольственные пайки изымались. Все эти меры имели огромные последствия для семьи и племени. Поколения индейских детей были лишены обучения, необходимого для выживания в их собственном мире. В последующие годы прием в школы-интернаты был расширен по многим образовательным и социальным показателям. Интернаты стали основным местом воспитания и пребывания индейских детей, которые, по определению представителей штата или федеральных работников, нуждались в защите или имели проблемы в образовании. Индейцы сами пришли к выводу, что школы могут защитить их детей во время тяжелых зимних месяцев и продолжающихся экономических трудностей в общинах. В 1952 г. Бюро по делам индейцев выработало политику размещения и обучения безработных индейцев. Индейцы расселялись в городских районах, где могли пройти обучение и получить работу. В это время в резервациях был очень высок уровень безработицы, и Бюро решило, что данная политика явится одним из способов разрешения этой проблемы, а также будет способствовать дальнейшей ассимиляции, проводимой федеральным правительством. Эта программа оказала серьезное влияние на традиционный уклад индейских семей. Для лиц, перемещенных в новые условия, трудности заключались прежде всего в чуждом городском окружении и в отсутствии родственной группы, способной оказать поддержку. В результате сейчас в городах проживает уже третье поколение индейских семей, которые оказались в зависимости от социальных служб. Обычными услугами для них являются обслуживание детей и защитные социальные меры. В середине 50-х годов федеральное правительство попыталось покончить со своей ролью опекуна индейских племен, которая обеспечивалась конституцией. Законодательная власть намерена была передать федеральную юрисдикцию штатам, ликвидируя обязательства федерального правительства по договорам с индейцами. Однако племенные власти воспротивились этому решению и его реализация была приостановлена. Существующие законы Американская комиссия по анализу политики в отношении индейцев, которая подотчетна конгрессу США, потребовала в середине 70-х годов, чтобы Бюро по делам американских индейцев провело общенациональное статистическое обследование детей. Обследование позволило выявить детей, которые были оторваны от семей и либо находились в учреждениях по уходу за детьми, либо были усыновлены (удочерены). Было установлено, что каждый четвертый индейский ребенок не живет со своей семьей и что 85% усыновленных (удочеренных) детей попали в неиндейские семьи. Свидетельства, представленные в конгресс, убедили его членов, что необходимо федеральное вмешательство для предотвращения разрушения индейских семей. Закон 1978 г. о социальном обеспечении детей индейцев явился результатом обсуждений данной проблемы. Закон требует, чтобы члены племени, родители или опекуны ставились в известность о слушании дела по защите ребенка, и разрешает племени выносить дело на свой собственный суд. Закон обеспечивает также программы по предоставлению помощи семьям, проживающим в резервациях и городских районах, и их социальному обслуживанию в случаях крайней необходимости. Для обеспечения этих программ Бюро по делам индейцев пришлось изыскивать средства за счет сокращения других видов обслуживания. В первое время действия программ по оказанию помощи семьям в 1980 г. было получено 5,5 млн долл. Затем финансирование было повышено до 9,7 млн долл., но в 1984 г. конгресс сократил эту сумму до 8,7 млн долл., и ныне данный уровень сохраняется. Около 400 просителей (в том числе целые племена и различные программы, действующие за пределами резерваций) имеют право на получение субсидий по программам оказания помощи семье. За исключением нескольких попыток, которые стали возможны благодаря программам борьбы с нищетой и Закону о самоопределении и системе образования индейцев, Закон о социальном обеспечении детей индейцев явился первой реальной попыткой установить тщательный контроль за социальным обслуживанием семьи и детей индейцев. Этот закон требует, чтобы такие дети жили вместе с семьями и племенами. I Умещаться в интернаты и другие места они могут только тогда, когда нет возможности их проживания со своей семьей. Хотя программы, введенные законом, были эффективны в обеспечении условий по воспитанию детей в собственных семьях, со стороны агентств штатов продолжались злоупотребления по размещению детей вне дома. Что же касается попыток возвратить в семьи детей, которые длительное время находились в школах-интернатах или у приемных родителей, то практически реализовать их очень трудно. Недавние отчеты Детского бюро позволили выяснить, что лишь 1,1% индейских детей, находящихся под опекой штата, размещены вместе с родственниками или членами семьи, как того требует закон. Организации и движения Индейцы всегда пытались отвечать на неравенство объединением своих сил и средств. Конгресс американских индейцев, основанный в 1944 г., считается старейшей и наиболее широко представленной индейской организацией в стране. Его первоочередной задачей является обеспечение прав и благополучия американских индейцев и аборигенов Аляски. В предыдущие десятилетия он сосредоточивал свои усилия на вопросах взаимоотношений между федеральным и индейским правительствами и занял позицию политического отделения индейской нации от Соединенных Штатов. Эта позиция защищает право индейского народа определять свои внешние политические связи в соответствии с потребностями и желаниями, которые могут отличаться от желаний других групп жителей страны. В конгрессе обсуждаются вопросы и проблемы, охватывающие все стороны жизни индейцев. Членство в организации открыто всем племенам и отдельным индейцам, не индейцы могут становиться ассоциированными членами. Ассоциация вождей племен была основана в 1960 г. Ее действия направлены на защиту прав членов племени. Членство, дающее право голоса, предоставляется только вождям племен. Сегодня организационные усилия движения чаще всего сосредоточиваются на местных общинах. Индейский совет молодежи, основанный в 60-х годах, сконцентрировал свои усилия на обучении индейцев законам и социальной политике, а также на упрочении своей политической роли в обществе. Совет рассматривает многочисленные жалобы на дискриминацию индейцев студентов и служащих. Индейская ассоциация социальных работников, основанная в 1970 г., защищает права индейцев в социальном обслуживании при помощи политической и образовательной деятельности. Цели и задачи этой орга- АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 30 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
низации направлены на сплочение сообщества. Два специализированных агентства несут ответственность за обслуживание американских индейцев и аборигенов Аляски. Это Бюро по делам индейцев и Индейская служба здравоохранения. Право на обслуживание предоставляется индивидуально, но чаще всего оно ограничено индейцами, которые имеют четверть или более четверти индейской крови, проживают на территории резервации или могут установить прямые постоянные и тесные социально-экономические связи с резервацией. В целом обслуживание, предоставляемое этими агентствами, скорее дополняет, а не заменяет обслуживание со стороны штатов и местных правительств. Отделения социального обслуживания обоих агентств являются местом общения племен и индейских организаций и получения информации о возможных видах помощи и выделяемых ресурсах. Роль социальной работы Социальная работа с американскими индейцами и аборигенами Аляски аналогична социальной работе, проводимой с другими группами населения. Предусматривается, что обслуживание индейских семей должно быть направлено на их укрепление, что поддерживается Законом содействия усыновлению и социального обеспечения детей. На деле социальные работники должны пройти обучение непосредственно в индейском обществе и направить свои усилия на выявление проблем и потребностей его членов, а также оказывать помощь в развитии общинных ресурсов. Можно считать удачей, если социальный работник в индейской общине воспринимает в качестве главной цели своей деятельности проблемы конкретной личности и поиск путей их решения. Значительно участились контакты между социальными работниками индейцами и не индейцами после принятия программ оказания помощи семье по Закону о социальном обеспечении детей индейцев. Специфика многих программ, предназначенных как для членов племени, так и для лиц, проживающих за его пределами, требует привлечения социальных работников со степенью бакалавров. На протяжении последнего десятилетия увеличилось число индейцев со степенью бакалавра, а программы по социальной работе среди индейцев вводились в школах социальной работы по всей стране. Однако по-прежнему не хватает социальных работников для удовлетворения всех нужд индейских племен. Хотелось бы подчеркнуть, что именно социальные работники неиндейского происхождения занимают основные руководящие посты и оказывают, таким образом, решающее влияние на разработку и выполнение местных программ. Следовательно, только совместные усилия организаций могут искоренить невежество, которое создает много проблем при распределении социального обслуживания. Важны также объединенные действия для достижения взаимопонимания и поддержки усилий по обеспечению прав американских индейцев и аборигенов Аляски. Эвелин Ланс Бланиард См. также: Гражданские права; Расовая дискриминация и неравенство; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. • Byler W. (1977). The Destruction of • U. S. Senate. (1984). Oversight of the IndianChild Welfare Act of 1978 (hearings before theSelect Committee on Indian Affairs, U. S. Senate,April 25, 1984). Wash., D. C: U.S.Government Printing Office.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|