Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 1 глава




В 80-х годах компьютеры стали привычным явлением, а автоматическая обработка данных доступна большей части населения. И хотя компьютер­ное программирование по-прежнему сложно для большинства людей, при­менение компьютеров стало обычным в повседневной жизни Соединенных Штатов. Все, начиная от сложных структур продажи авиабилетов и их бронирования до маршрутов местных автобусов, оснащается компьютер­ными системами. Рестораны, предлагающие быстро приготовленную пищу, используют компьютеры для калькуляции стоимости и учета, так же посту­пает большинство крупных магазинов. Конечно, компьютеры находят ши­рокое применение и в социальном обслуживании людей. Компьютерная память, данные о видах и объеме услуг, программы планирования и оценки, исследования в области государственного социального обеспечения и рас­пространение информации по государственному социальному обеспечению и другим программам оказания помощи являются важными факторами для практической социальной работы. Таким образом, в современных условиях знание компьютеров и умение работать с ними — важный элемент актив­ной работы по разработке и реализации социальных программ.

Работа и семья

В 80-е годы более четко определилась американская структура занято­сти. Сочетание факторов экономического упадка с развитием экономики заокеанских стран, особенно азиатских, новые методы, позволяющие им использовать гораздо меньшее число людей, сделали американскую про­мышленность менее конкурентоспособной по сравнению с экономикой дру­гих стран и вызвали дальнейший отток средств из производственных отрас­лей. В результате этого и других процессов американская экономика все более ориентируется на отрасли сервиса. Новые рабочие места в сфере обслуживания имеют существенные отличия: некоторые из них (по содер­жанию зданий, быстрому приготовлению пищи и медицинскому уходу) низкооплачиваемы, однако другие (такие, как учет, вычислительная тех­ника и бизнес) хорошо оплачиваются и привлекают все большее число людей. Но бесспорно, многие виды работ, которые традиционно считались основными сферами приложения труда в Соединенных Штатах, "экспорти­руются" сейчас в развивающиеся страны или, так или иначе, становятся недоступны американским рабочим.

Эти изменения в структуре занятости и другие социальные факторы оказали влияние на американскую семью. Растет количество семей, в ко­торых работают оба взрослых, и все меньше женщин, которые не работают


XXXII

по найму, а сидят дома, ухаживая за детьми и мужем. Кроме того, разводы, повторные браки и увеличение продолжительности жизни все чаще приво­дят к появлению одиноких людей и семей с одним родителем.

Относительный (в процентах) прирост населения несколько замедлил­ся, но по-прежнему наблюдается его абсолютный прирост. Так, в 1983 г. в Соединенных Штатах насчитывалось 234 млн человек по сравнению с 1980 г., когда Бюро переписей зарегистрировало 226,5 млн человек. Наибо­лее впечатляющим за последние десятилетия был абсолютный прирост людей трудоспособного возраста от 18 до 64 лет. Эта группа увеличилась с 1960 г. на 46 млн человек на фоне общего прироста населения в 55 млн человек. В связи с этим неудивительно, что вопросы занятости и безрабо­тицы превратились в основные внутренние проблемы 80-х годов, потеснив определенным образом проблему образования, которая вызывала основную озабоченность в предыдущие десятилетия, когда наблюдался быстрый при­рост детей школьного возраста. В последние годы отмечается значительный прирост престарелых. Эта возрастная группа увеличилась за 1980— 1983 гг. на 7,2%, т. е. росла вдвое быстрее, чем остальная часть населения.

С ежегодным притоком десятков тысяч новых иммигрантов, со своими специфическими традициями, видами времяпрепровождения и интереса­ми, формы семейной жизни в Соединенных Штатах претерпевают измене­ния. И хотя права женщин и представителей меньшинств продолжают сближаться с правами белых мужчин, семьи, возглавляемые женщиной или представителем меньшинств, по-прежнему находятся в худших экономи­ческих условиях, чем семьи с двумя белыми родителями.

Религия

80-е годы явились периодом некоторого религиозного возрождения. Вме­сте с тем наблюдаемый в последнее десятилетие интерес к религии не всегда связывался с традиционными для Соединенных Штатов культами и кон­фессиями. Хотя протестантские течения, такие, как баптисты, методисты, пресвитериане и другие направления, существующие в христианских цер­квах, сохранили свое значение, как и римская католическая церковь, ос­новные изменения, касающиеся возрождения интереса к христианской ре­лигии, коснулись независимых и евангелических церквей. Имеются также подтверждения, что и евреи становятся тоже более религиозными, некото­рые из них, особенно в крупных городских районах, примкнули к фунда­менталистским направлениям, таким, например, как хасидизм.

Этот период ознаменовался религиозными противоречиями и неорто­доксальными экспериментальными поисками. Новые религиозные мень­шинства (некоторые из них определяются как культы и секты) обретают многочисленных последователей. Например, в ноябре 1978 г. последовате­ли Народного храма — религиозной секты из Калифорнии, веровавшие в учение Джима Джонсона, завершили свое существование массовым само­убийством, приняв цианид. Движение кришнаитов, которое стало распро-


XXXIII

страняться в Соединенных Штатах в 60-х годах, образует ныне общины по всей стране. Его духовные пастыри и финансовые жертвователи приобрели всеобщую известность.

Церковь продолжает занимать видное место в социальной работе. Пред­ставители многих религиозных течений, в том числе и тех, которые вошли в силу в 80-е годы, уверены, что основные потребности человека — религи­озные, социальные, культурные и образовательные — должны удовлетво­ряться через них. Почти все религиозные институты оказывают различные виды помощи в случаях крайней необходимости, они же консультируют по личным проблемам, осуществляют деятельность по воспитанию детей. Ко­нечно, проповедуемые религиозными организациями учения влияют на осуществляемые ими программы социального обеспечения.

Большое количество религиозных организаций появилось в течение 70—80-х годов и на политической арене. Религиозные лидеры и их привер­женцы стремятся воздействовать на внешнюю и внутреннюю политику (особенно если она влияет на религию) и образование путем сбора пожерт­вований, воздействия на прохождение через органы власти определенных решений и т. п. В конечном итоге религия, рассматриваемая как историче­ский источник большинства программ социальной помощи, продолжает оставаться важным фактором социального обеспечения и практической социальной работы.

Образование

С программами социального обеспечения и социальной практической работы тесно связаны разработки в области начального, среднего и высшего образования. 80-е годы отмечены рядом исследований, отчетов и другими усилиями по определению и устранению явления, которое было признано кризисом образования. Подтверждением кризиса образования послужили результаты стандартных школьных тестов, правонарушения в школах, низкие показатели учебы, студенческие волнения и др. В 1985 г. НАСР опубликовала отчет "Человеческий фактор: ключ к качеству образования", из которого следовало, что качество образования зависит от должного вни­мания к социальным проблемам обучения.

В этих исследованиях не всегда принимались во внимание изменения в демографии Соединенных Штатов. Так, в последние годы в школы пришли дети-инвалиды и дети из неблагополучных семей. Частично это повлияло на неблагоприятные результаты тестирования учащихся. Кроме того, и само образование в это время испытывало затруднения. Отступления от планов и допускаемые неточности в обучении делают методичное образо­вание трудновыполнимой задачей, еще более осложняет положение отсут­ствие контроля за такими факторами, как семейная поддержка образова­ния, мотивация поступков учащихся, навыки общения. Таким образом, постоянно возникающие проблемы образовательных учреждений продол­жают воздействовать на качество обучения.


XXXJ V

Безусловно, образование — центральный фактор построения развитого общества. Для большинства людей без качественной общей и специальной подготовки трудно или невозможно получить работу и соответственно под­держать необходимый уровень жизни. Потребности экономики в занятости не могут быть удовлетворены без здоровой образовательной системы. Сле­довательно, образование является важнейшим фактором качества жизни, и это должно быть всесторонне учтено в системе социальной работы.


А


 


Заключение

80-е годы, как и любой другой исторический период, были наполнены особым содержанием разработок и практики социальной работы. Эффек­тивная и высококачественная практика социальной работы требует четкого и пристального внимания к фону, на котором она происходит. Социальная работа как практически ориентированный род деятельности всегда должна принимать во внимание социальное и политическое окружение. Несомнен­но, 80-е годы были необычным временем, имеющим важное значение. Они внесли заметный вклад и в практику социальной работы. Очевидно, что описанные здесь темы зададут тон социальному обслуживанию в предстоя­щие годы.

Леон Гинсберг


АБОРТ

Аборт — выкидыш внутриутробного плода из тела женщины до того, как он станет жизнеспособен. Обычно это происходит в первые 28 недель беременности. Аборт может быть самопроизвольным или искусственным. Последние медицинские достижения в этой области сделали аборт в общем безопасным для здоровья женщин. Наименее опасна эта процедура в первые 13 недель беременности; на более поздних стадиях методы прерывания беременности усложняются.

История проблемы

Аборт в США был узаконен в 1973 г. Вер­ховным судом, который объявил недействи­тельными все государственные законы, запрещающие или ограничивающие аборты и период первых трех месяцев беременности. Однако уже после этого некоторые штаты в 1974 г. ввели закон, запрещающий аборты подросткам без разрешения родителей. Вер­ховный суд в 1976 г. отменил это положение и принял постановление, согласно которому родители во всех случаях должны быть осве­домлены о выборе, сделанном их несовершен­нолетней дочерью, но "зрелый" подросток имеет право на аборт и без разрешения роди­телей. Что подразумевалось под "зрелым" подростком, осталось неясным, и это привело к большой неразберихе.

Поправка к закону Об оплате абортов, внесенная конгрессом в 1976 г., касалась со­здания общественных фондов для женщин с низким материальным достатком в рамках программы "Медикейд". Однако в разных штатах к этому вопросу отнеслись по-разному. На январь 1985 г. 10 штатов со­здали фонды добровольного пожертвования, а в четырех штатах потребовалось судебное разбирательство по этому поводу. В пяти шта­тах деньги в конце концов были собраны. Ос­тальные штаты выделяли деньги только в тех случаях, когда женщина была под угрозой


смерти. Несмотря на такие ограничения в плане денежной компенсации, количество официальных абортов возросло за 70-е годы с 0,9 до 1,5 млн в год.

Подростковая беременность

Подростки не так часто, как взрослые, применяют противозачаточные средства. Возможно, определенную роль здесь играет общественное мнение о вреде таких средств, особенно таблеток. В результате в 70-е годы уровень беременностей подростков (но не рождаемости) повысился, и если хотя бы половина из них не решилась на аборт, то показатель рождаемости, несомненно, суще­ственно возрос бы.

Один из важных вопросов — внебрачная беременность, которая среди подростков до­стигает 80%. В 1980 г. среди белых в возрасте от 15 до 19 лет рождаемость составляла 4,5%, а среди чернокожих — 9,5%. При этом при­мерно в 35% случаев у белых и в 85% у чер­нокожих дети были внебрачными.

Факторы, влияющие на принятие решения о прерывании беременности

Несомненный интерес представляет вы­явление факторов, влияющих на аборты. Последние исследования позволяют класси­фицировать всех сделавших аборты по следу­ющим группам: 1) белые женщины с низкой религиозностью, имеющие образованных ро­дителей, с интеллектуальными устремления­ми и ярко выраженным чувством собственного достоинства; 2) женщины с низкой способностью к воспроизведению по­томства (вследствие злоупотребления проти­возачаточными средствами и абортами); 3) женщины, не состоящие в браке и не имею­щие помощи от семьи или партнера. Были сделаны попытки оценить психологические последствия аборта. Выявлено, что в 20% случаев имели место негативные реакции, обусловленные следующими факторами: личные проблемы, психологическая неприс-


АБОРТ

пособленность, религиозные убеждения, за­прещающие аборт; давление со стороны семьи или партнера; недостаток поддержки партнера или семьи до и после аборта; коле­бания по поводу правильности выбора; пло­хое социально-экономическое положение; невысокий уровень образования; сфера дея­тельности, не связанная с интеллектуальным трудом.

Современные дискуссии об абортах

В настоящее время ведутся острые дебаты между сторонниками позиции "свобода выбо­ра", которые считают, что оплодотворенная яйцеклетка не является человеком и поэтому женщина имеет право оставить или уничто­жить плод, и сторонниками позиции "право на жизнь". Последние отрицают аборт, аргу­ментируя это тем, что оплодотворенная яйцеклетка — уже человек, имеющий право жить.

Религия. По утверждению привержен­цев некоторых религиозных доктрин, у опло­дотворенной яйцеклетки есть душа и, следовательно, право рождения и собствен­ного спасения через религиозные ритуалы. Сторонники "свободы выбора" возражают на это тем аргументом, что каждый человек име­ет свободу вероисповедания, но не должен навязывать свою веру другому.

Является ли аборт убийством. Сторонники "свободы выбора" видят в аборте лишь операцию по удалению организма, еще не ставшего человеком, и поэтому аборт ни­как не может считаться убийством. Их оппо­ненты настаивают на том, что аборт — убийство и, следовательно, должен быть осужден обществом.

Нежеланные дети? Сторонники по­зиции "свободы выбора" приводят и такое со­ображение — нежеланные дети, как правило, чувствуют свою нежеланность и вы­растают в условиях психологического дис­комфорта, к тому же родители нередко отказываются их воспитывать. У защитников позиции "право на жизнь" свои аргументы: во-первых, любая жизнь священна и, во-вто­рых, часто отношение к детям, вначале неже­ланным, впоследствии меняется.

Беременность и брак, приверженцы "права на жизнь" считают, что вступившие в незаконную связь должны расплатиться за свой поступок, в случае рождения ребенка отец обязан жениться и обеспечивать мать и ребенка. Их оппоненты приводят следующие доводы: из таких отцов вряд ли получатся хо­рошие мужья, более того, это вообще не выход


из ситуации в том случае, если партнер не имеет постоянных средств к существованию. К тому же виновники внебрачной беременно­сти очень часто уже женаты. По этому поводу защитники "права на жизнь" настроены без­апелляционно: внебрачная связь не что иное, как прелюбодеяние, что является, в свою оче­редь, грехом, за который и мужчина, и жен­щина должны быть наказаны.

Использование противозачаточ­ных средств. На фоне всех указанных проблем крайне актуальным становится воп­рос об использовании противозачаточных средств. Сторонники "права на жизнь" в об­щем не отрицают пользу от их применения и даже настаивают на том, чтобы пары, кото­рые не собираются заводить ребенка, особен­но если они к тому же не связаны брачными узами, использовали эффективные контр­ацептивы. Сторонники "свободы выбора", од­нако, считают, что применение противозачаточных средств сопряжено с не­гативными последствиями, в первую очередь для подростков.

Усыновление детей. Если родители отказываются от ребенка, они могут сдать его на усыновление тем, кто этого хочет. Такова точка зрения приверженцев позиции "право на жизнь". Возражения их противников сво­дятся к тому, что вопрос гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Во многих слу­чаях родители впоследствии раскаивались о содеянном и горевали по поводу утраты ре­бенка, а многие усыновленные дети в свою очередь годами искали настоящих родителей и тяготились своим положением.

Нежелательная беременность. Приверженцы "свободы выбора" считают, что беременность нежелательна, когда у родите­лей нет достаточных средств на воспитание ребенка или они не закончили учебу. Сторон­ники "права на жизнь" говорят, что деньги найдутся, если отказаться от некоторых сугу­бо материальных потребностей, ведь челове­ческая жизнь имеет высшую ценность. Когда же родители находятся за чертой бедности, они могут обратиться за гуманитарной по­мощью, а если женщина еще учится, она мо­жет закончить учебное заведение в более поздние сроки. Новая жизнь превыше всего.

Общественные ФОНДЫ И аборт. За­щитники "свободы выбора" приветствуют оп­лачиваемые медицинские услуги по аборту, общественные фонды, создаваемые феде­ральным правительством для помощи женщинам с низким материальным достатком, полагая, что такие фонды свидетельствуют об основном принципе нации — демократизме.


По мнению противников аборта, обществен­ные фонды, особенно федеральные, не должны поощрять того, что считается амо­ральным, и такой щепетильный вопрос, как право на аборт, нужно выносить на обсужде­ние местного правительства в каждом штате.

Проблема контроля численности населения. Выступающие за право "свобо­ды выбора" мотивируют свою позицию тем, что численность населения США стала слиш­ком большой и аборт является одним из основных средств ее регулирования. Контра­ргументы этим доводам следующие: уровень рождаемости в США резко снизился, к тому же столь аморальный акт, как аборт, не мо­жет быть нравственной мерой по регулирова­нию численности населения.

Половое Воздержание. Защитники "права на жизнь" считают наиболее привле­кательной мерой контроля за численностью населения воздержание от половой жизни, которая к тому же не повлечет за собой ника­ких серьезных последствий. Но сторонники "свободы выбора" не разделяют этой точки зрения, полагая, что сексуальное воздержа­ние для значительной части людей нереально и может повлечь за собой множество проблем, например породить семейные конфликты и различные формы отклоняющегося поведе­ния.

Половая ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ. Сто­ронники "свободы выбора" считают, что в ус­ловиях технического прогресса и нестабильного положения в обществе, осо­бенно из-за безработицы, внебрачная половая жизнь подростков неизбежна. Защитники "права на жизнь" настаивают на усилении контроля со стороны родителей, школы и все­го общества для предотвращения внебрачных связей. Первые убеждены, что без абортов уровень рождаемости среди молодежи стал бы слишком высок и это нанесло бы экономи­ческий, социальный и психологический вред как подросткам, так и их семьям и обществу в целом, вторые усматривают в разрешении абортов своего рода поощрение аморального поведения.

Беременность, угрожающая здо­ровью матери. Единодушие наблюдается только в вопросе о необходимости аборта в случае, если беременность угрожает здо­ровью и умственным способностям женщи­ны, хотя некоторые сторонники "права на |жизнь" все же отдают приоритет ребенку.

Беременность, последовавшая в результате изнасилования. Защитники "свободы выбора" квалифицируют аборт в


АБОРТ

такой ситуации как простую справедливость. Ряд их оппонентов соглашаются с этим; ос­тальные же, несмотря ни на что, голосуют за право ребенка на жизнь.

Проблема детей с физическими

недостатками. Некоторые считают, что, даже если ребенок должен родиться с серьез­ными физическими или умственными дефек­тами, родители не могут отобрать у него "право на жизнь", к тому же нередко родите­ли таких детей привязываются к ним какой-то особой любовью и духовно совер­шенствуются в своей преданности и уходе за ними. Другие примыкают в этом вопросе к сторонникам "свободы выбора", которые за­являют, что при таких обстоятельствах аборт расценивается как в пользу родителей, так и в пользу неродившегося ребенка. Кроме того, дети с физическими дефектами принуждены страдать всю свою жизнь, что же касается духовного развития родителей, то можно ут­верждать, что большие плоды дает воспита­ние здоровых детей.

Нелегальные аборты. Если бы абор­ты были официально запрещены, утвержда­ют сторонники "свободы выбора", женщины делали бы их нелегально, что сопряжено с риском вплоть до летального исхода. На это их оппоненты заявляют, что женщины, по­ступающие таким образом, нарушают и закон, и моральные устои, поэтому за причи­ненный вред ответственны только они сами, так как это был их собственный выбор.

Мнение большинства

Как показали опросы общественного мне­ния, проведенные К. Люкером в 1984 г., боль­шинство американцев придерживаются разумной точки зрения, поощряя аборт в слу­чаях, когда известно, что ребенок родится с физическими отклонениями, когда беремен­ность угрожает здоровью матери или имеет место кровосмешение, а также при изнасило­вании. Крайние позиции, отстаиваемые при­верженцами "права на жизнь" и "свободы выбора", разделяют немногие. Взгляды пер­вых поддерживают в основном домохозяйки с невысоким уровнем образования, а идеи вто­рых — женщины с высшим образованием, добившиеся успеха в профессиональной или административной карьере.

Советы социальному работнику

Как видим, аргументы за и против "сво­бодного выбора" многочисленны, что создает большие сложности, поэтому социальный ра­ботник, практикующий в этой области, дол­жен достаточно хорошо обдумать собственное


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ


 


мнение по вопросам внебрачных половых контактов, применения противозачаточных средств, половой жизни подростков, нежела­тельной беременности, насилье i венных бра­ков, усыновления. Те работники, которые не могут подойти объективно к этой теме, долж­ны воздержаться от прямого или косвенного участия в разрешении этих вопросов, пока они находятся на службе у организаций с яр­ко выраженной политикой "права на жизнь" или "свободы выбора".

Социологи, работающие в организациях, придерживающихся объективной точки зре­ния, должны быть в курсе вопросов, связан­ных с беременностью, использовать и дополнительные источники информации. Это могут быть и консультации сексопатоло­гов, услуги по предохранению от беременно­сти и ее диагностике, бесплатные услуги для беременных женщин, услуги по усыновле­нию, курсы для молодых родителей и т.п. По­мимо этого им должны быть известны юридические, медицинские, социальные и финансовые аспекты проблемы аборта. В идеале социальные работники призваны пре­доставлять необходимую информацию, а также участвовать в оказании профилакти­ческих услуг, включающих индивидуальные и семейные консультации, распространение знаний в области планирования семьи и по­ловой жизни и т. д.

Консультации по вопросам беременности

Они являются необходимыми для выбора правильного решения, которое должно быть принято как можно раньше, особенно при ве­роятности аборта. Женщины, в первую оче­редь подростки, часто не принимают никаких мер, когда подозревают беременность. Пер­вый шаг консультанта — это обращение к те­стам с целью проверки правильности предположения. Если результаты тестов ока­зываются положительными, то делом кон­сультанта становится помощь в выборе дальнейшего решения. Аборт является одной из нескольких возможностей; другие выходы из ситуации — это решение оставить ребенка и воспитывать его самостоятельно или с по­мощью родителей или партнера, вступление в брак или передача ребенка для усыновле­ния.

Консультации с участием мужа и членов семьи могут помочь будущим родителям по­нять свои возможности и подсказать им выход из ситуации, но при этом окончательное ре­шение остается за женщиной. Для того чтобы выбрать наиболее правильное решение, бере-


менной женщине (лучше всего с будущим от­цом) необходимо взвесить каждый вариант в соответствии с жизненным опытом, отноше­ниями между ними в настоящий момент, бу­дущими планами и целями, материальными ресурсами. Роль консультанта — подсказать наиболее реально возможную альтернативу. Катарина С. Шильман

См. также: Женщины; Подростковая бере­менность; Семья: планирование.

LukerK. (1984). Abortion and the Politics of
Motherhood. Berkeley, Calif.: University of
California Press.

•Moore K. (1983). Teenage Parents and Teenagers at Risk of Pregnancy: Federal Welfare Social Services and Related Programs for These Adolescents. Wash., D. C: The Urban Institute.

MooreK. (1984). Facts at a Glance. Wash.,
D. C: The Urban Institute.

Zelnik M., Kantner J., Ford K. (1982).
Adolescent Pathways to Pregnancy. Beverly
Hills, Calif.: Sage Publications.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬ­НОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В 60-е и 70-е годы программы, расходы и клиентура органов социального обеспечения США существенно увеличились. Федераль­ные расходы на все социальные программы возросли с 24 млрд долл. (1960) до 314 млрд долл. (1980). В целом их доля увеличилась с 28,5до54,1 % всех бюджетных ассигнований. Власти штатов, местные органы власти и до­бровольческий сектор тоже начали выделять больше средств на социальные программы, хотя здесь рост капиталовложений и не был таким быстрым, как со стороны федерального правительства.

По мере расширения и усложнения сис­темы социального обеспечения усиливалось понимание необходимости соответствующего контроля и управления. В ходе политики эко­номии в конце 70-х и в 80-е годы больше вни­мания стали уделять сокращению расходов и расширению знаний о методах управления в области планирования, реализации, финан­сирования и оценки программ. Во многих штатах начали осознавать опасность замены профессионально подготовленных для сфе­ры социального обеспечения управленцев ад-


министраторами, получившими подготовку
для работы в сфере бизнеса или государствен­
ного управления. Все яснее проявлялась по­
требность в управленческих кадрах,
способных решать социально-политические
вопросы, обладающих не только сугубо тех­
ническими навыками, но и вникающими в
содержательную сторону и этические аспек­
ты социальной работы, хотя на деле органи­
зациям приходилось выбирать
управляющих, имеющих лишь технический
опыт и интерес.

Таким образом, в период между ^970 и 1985 гг. масштабы и сложность управленче­ских задач в сфере социального обеспечения существенно возросли, однако доля профес­сионально подготовленных социальных ра­ботников среди управленческого персонала в органах социального обеспечения оставалась очень невелика.

Область практической деятельности

Административное управление рассмат­ривается как один из основных методов прак­тической деятельности в социальной сфере, но в более широком плане включает также ответственность за достижение целей и эф­фективное функционирование организации, в том числе добывание средств к существова­нию, деятельность в социальной сфере. Управленческий персонал делит ответствен­ность с руководителями общественных орга­низаций, больниц и учреждений образования и даже еще шире — с руководителями секто­ра частных и полуобщественных организа­ций, предоставляющих социальные услуги. С 1980 г. граница между управлением в госу­дарственном и частном секторах, как и между управлением в социальной сфере и бизнесе, в том числе в промышленном секторе, стала очень нечеткой.

Обсуждая проблемы управления, совре­менные авторы выделяют структурные и поведенческие аспекты, рационально-техни­ческие элементы, ресурсы, ограничения со стороны окружающей среды, а также поли­тический контроль. Радикальные изменения в сфере социального обеспечения, происшед­шие в США с 1980 г., свидетельствуют, что управление — это, по сути, политический процесс на основе дефицита, в ходе которого устанавливается, когда, как, кому и почему предоставляются услуги. С учетом данного обстоятельства управление приобретает все более важное значение в качестве ядра, ос­новного метода всей социальной работы.

Перемены в управлении в 80-е годы яви­лись следствием таких внешних изменений,


которые ориентированы скорее на эффектив­ность, приватизацию социальных служб, подотчетность, сокращение управленческих расходов, компьютеризацию и стандартиза­цию, нежели на справедливое распределение общественных ресурсов, решение основных социальных проблем и укрепление прав че­ловека. Тем не менее в вопросе о том, как трактовать управление в сфере социального обеспечения, особых разногласий нет. В рам­ках отдельной организации управление пред­ставляет собой совокупность следующих процессов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...