Распространение информации и компьютеры 6 глава
АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Американцы азиатского происхождения проживают в Соединенных Штатах Америки с середины XIX в. Иммиграция выходцев из Азии во многих отношениях напоминала въезд европейцев. Они прибывали в Америку, стремясь улучшить свое экономическое положение, получить образование, обеспечить лучшее будущее для своих детей, а в действительности встречались с теми же трудностями, которые приходилось преодолевать всем приезжим: незнакомая культурная среда, недостаток знаний и навыков, враждебность и предрассудки местного населения. К тому же, отличаясь от окружающих своим внешним видом, азиаты сталкивались с национальными предрассудками, стремлением жестко ограничить их место в американском обществе. Дискриминация В основе аргументации против въезда азиатов прежде всего лежал расизм: как же может "высшая" белая раса смешиваться с "низшей" желтой расой? Кивали также на неспособность азиатов к ассимиляции, на их диковинные языки, зловонную пищу, чуждые религии и культуры, на использование женского и детского труда, злоупотребления при найме на службу, а также на их готовность к более интенсивному труду за более низкую плату. Таким образом, доминирующая община опасалась нарушения чистоты расы, культурологических различий и экономического соперничества со стороны азиатов. Небезынтересно, что подобные аргументы можно слышать и по сей день. Среди дискриминационных актов и норм в отношении выходцев из Азии можно выделить следующие: ограничения на въезд, кульминацией которых стал Закон об иммиграции 1924 г., закрывший азиатам доступ в страну; серьезные трудности с получением гражданства (азиатские иммигранты были отнесены к категории "иностранцев, не могущих стать гражданами США"); законы о земельной собственности для иностранцев, лишавшие азиатов права владеть собственностью; законодательные акты против смешанных браков.
Ограничения по расовому признаку охватывали многие другие сферы жизни, в том числе устройство на работу, наем жилья, права пользоваться содействием государства и частных лиц. Положительные сдвиги в сфере гражданских прав и свобод наметились лишь после второй мировой войны. Так, с 1952 г. законодательно предусматривалась возможность натурализации, а Закон об иммиграции 1965 г. отменил квоты, устанавливавшиеся по признаку национальной принадлежности. Законы, запрещавшие межрасовые браки, были в 1967 г. признаны Верховным судом США противоправными. Стали более позитивными и современные стереотипы отношений к азиатам. Выходцев из Азии считают людьми в большей части прилежными, трудолюбивыми, стремящимися к высоким достижениям и придающими большое значение образованию. Но даже при том, что стереотипы могут меняться, проблемы понимания все же остаются. Современные проблемы Социальные работники должны иметь в виду три принципиальные ошибки, которые имеют место по отношению к американцам азиатского происхождения. Это, во-первых, восприятие их как однородной массы, во-вторых, предположение, что все они сохраняют тесные связи со страной происхождения, и, в-третьих, склонность чрезмерно полагаться на неазиатские модели в социальных программах и психиатрии. Псевдооднородность. Американцы азиатского происхождения прибывают более чем из 20 разных стран, каждая из которых имеет свою историю, язык, культуру и опыт. Несмотря на это, считается, что все они, вместе взятые, представляют собой гомогенную массу, что выражается в известной фразе: "Все они на одно лицо", откуда делается вывод об однородности их культур. Поэтому китайца принимают за японца, которого в свою очередь могут счесть за корейца. Между тем китайскому иммигранту, в течение многих лет жившему у себя на родине под жестоким японским правлением, может быть нелегко общаться с социальным служащим японского происхождения, даже если этот последний родился в Америке и не имеет никакого отношения к японскому милитаризму.
Связи со страной происхождения. Еще одним распространенным штампом является предположение, что все американцы азиатского происхождения сохраняют самые тесные контакты со своей исторической родиной. Предполагается, что человек с азиатскими чертами владеет языком и знает культуру страны, откуда вышли его предки, поэтому американцы искрение удивляются, если азиаты, живущие в Америке на протяжении двух-трех поколений, не знают "родного" языка и культуры. Это предположение о наличии тесных связей лиц азиатского происхождения с их исторической родиной приводит к трагическим последствиям. Так, во время второй мировой войны все лица японской крови, независимо от гражданства, были помещены в концентрационные лагеря. В 1982 г. Винсент Чин, китаец по происхождению, был избит до смерти двумя белыми людьми, принявшими его за японца. Убийцы мстили ему за высокий уровень безработицы в автомобильной промышленности, вызванной конкуренцией автомашин японского производства. Неазиатские модели. Наконец, вызывает тревогу и бездумное использование при выработке политики в области социаль- АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 32 33 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИ Я
ного обслуживания, создании психиатрических служб и консультационных услуг европейской и американской модели, часто не совпадающей с азиатским образом мышления. Азиаты находятся под влиянием конфуцианства, даосизма и буддизма. Интересы единства семьи часто берут верх над личными устремлениями, долг и обязанность становятся важными факторами, определяющими их поведение. Обсуждение глубинных проблем и чувств, в особенности с посторонним человеком, для них является нелегким делом. Очень важно уважать эти различия, тем более что восточные культуры, философские течения и воззрения могут быть столь же полезны для культуры Америки, как и западное наследие.
Межрасовые браки Смешанные браки являются весьма чувствительным индикатором отношений между этническими группами. В двух регионах, где американцы азиатского происхождения наиболее многочисленны, в Калифорнии и на Гавайях, достаточно часты браки между представителями различных азиатских групп и основного населения. Так, в Лос-Анджелесе в 1979 г. среди китайцев 41,2% браков были смешанными, среди японцев — 60,6%, среди корейцев — 27%. Около 10% этих браков были заключены с представителями других азиатских национальностей, так что уровень межрасовых семейных союзов был примерно на 10% ниже указанного. Смешанные браки, заключенные в 1980 г. на Гавайях, составили среди корейцев 88%, китайцев — 76%, филиппинцев — 65%, японцев — 59%, вьетнамцев — 54%. При этом значительную часть составили браки с представителями других азиатских групп. Численность Численность американцев азиатского происхождения в 1970 и 1980 гг. показана в таблице 1. Как следует из данных переписи населения страны в 1970 г., наиболее многочислен- ную группу среди американцев азиатского происхождения составляли японцы (591 тыс.), за ними следовали китайцы (435 тыс.) и филиппинцы (343 тыс.). Однако к 1980 г. первое место заняли китайцы (806 тыс.), затем шли филиппинцы (775 тыс.) и японцы (701 тыс.). Быстро растущую группу составляют корейцы, число которых подскочило в 5 раз — с 70 тыс. в 1970 г. (по приблизительным подсчетам) до 355 тыс. в 1980 г. Китайцы Они были первыми массовыми иммигрантами из Азии. В Калифорнии в 1852 г. было 25 тыс. китайцев, а в 1860-х годах их число превысило 50 тыс. Китайцы приезжали в OTIА, желая использовать имеющиеся там экономические возможности, и многие из них стали работать укладчиками шпал на строительстве железных дорог. Им пришлось преодолевать тяжелые экономические проблемы, политические и социальные неурядицы. Китайцы, в особенности мужчины, столкнулись с предрассудками, которые выражались не только на словах: их избивали, грабили и убивали, в особенности когда они пытались конкурировать с белыми на шахтах. В законодательстве Калифорнии имелось положение, что лицо китайского происхождения не может свидетельствовать в суде против белого человека. В интересах своей безопасности китайцы отступили на окраины городов, создав там свои кварталы — "Чайнатауны", и стали работать в сфере обслуживания, которая не привлекала белых, в качестве домашней прислуги, в прачечных и ресторанах.
Антикитайский настрой был настолько сильным, что с 1882 по 1943 г. иммиграция из Китая была запрещена. В период второй мировой войны, когда Китай был союзником Америки, Соединенные Штаты, стремясь снизить эффективность японской пропаганды о расовом характере войны, отменили запретительное законодательство по отношению к китайцам и установили для Китая сим- Таблица 1 иолическую квоту в 105 человек в год. Число китайцев, выезжавших в Соединенные Штаты, стало значительным лишь после принятия Закона об иммиграции 1965 г., покончившего с квотами по национальному признаку. Китайская революция 1949 г. закрыла двери для въезда с материка и изменила состав въезжающих. Прежде китайцы прибывали из материковых провинций, таких, как Гуандун и Фуцзянь. Сейчас лица китайской национальности приезжают из Гонконга, Юго-Восточной Азии и с Тайваня. Раньше это были неграмотные крестьяне, неквалифицированные рабочие, в большинстве своем мужчины. Современная иммиграция в значительной мере состоит из высокообразованных горожан, прибывающих целыми семьями. Характер Семьи. Китайская семья обычно представляет сплоченное, широкое по своим связям сообщество с четким распределением ролей, где всем вершат отец и старший сын. В ней превыше всего ставятся долг, обязанности, почитание предков, семейная честь. Традиционные семьи стремятся к установлению продуманных брачных союзов, держат женщин в подчинении, осуществляют жесткий контроль за всеми членами семьи, имеют четко очерченные представления о добре и зле и исходят из того, что личные устремления должны быть подчинены общим интересам. Именно такие семьи в наибольшей степени страдают от соприкосновения с американской системой. Вместе с тем все чаще встречаются и два других типа семьи — бикультурная и "новая". Бикультурные семьи обычно возникают во втором и третьем поколениях иммигрантов. Они являются продуктом и китайской, и американской культур, причем в большинстве случаев успешно интегрируются в обе культуры. Члены "новых" семей космополитичны и являются в большей мере американцами, чем китайцами. Эти семьи стремятся к полной культурной ассимиляции, их язык, мышление и устремления те же, что и у коренных американцев, и лишь по своим внешним признакам они остаются китайцами.
Существуют "расчлененные семьи", где муж и жена, формально оставаясь в браке, в течение многих лет живут раздельно. Этот тип семьи был характерен на раннем этапе, когда мужчины в одиночку отправлялись на поиски своей фортуны в США. Бедность не позволяла им вернуться в Китай, а иммиграционные законы не разрешали вызвать к себе жену и детей. Лишь после либерализации иммиграционного законодательства в 1965 г. некоторые из этих "расчлененных семей" смогли воссоединиться. Годы, проведенные порознь в условиях различных культур, создали серьезные проблемы для многих из этих супружеских пар. Им приходилось возобновлять совместную жизнь, будучи уже немолодыми и фактически чужими друг другу людьми. Указанное положение имело результатом и другое явление — большое число неженатых мужчин в китайских кварталах. После либерализации иммиграционного закона большой поток холостяков хлынул в Гонконг в поисках жен. Многие из них предпочитали женщин, родившихся на китайской земле, поскольку уроженок США было, во-первых, мало, а во-вторых, они были слишком американизированы. Дискриминационное законодательство породило также категорию "ложных отцов". Китайцы, возвращавшиеся из Китая, делали ложные заявления властям о рождении у них детей (обычно сыновей) и тем самым создавали щели для будущих иммигрантов. Эти "дети" готовились к переезду или продавали свои "права", так что термины "бумажный отец" и "бумажный сын" прочно вошли в лексикон китайцев. Проблемы. Для общин американцев азиатского происхождения характерно, что к официальным инстанциям они обращаются лишь в крайних случаях. Так, они предпочтут ухаживать за психически больным человеком в домашних условиях, а присмотр за подростком-правонарушителем возьмут на себя родственники. В китайских кварталах, особенно в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, отмечается плохое состояние жилищ, антисанитарные условия, скученность. Население этих кварталов с трудом объясняется по-английски, высок уровень полной и частичной безработицы, плохо используются способности людей. Ко всему этому следует добавить низкое качество медицинских и социальных услуг. Другие широко распространенные проблемы — это преступность и психические заболевания. Рост преступности и противоправного поведения особенно распространен среди молодежи и безработных, тем более при часто встречающемся сочетании и того и другого. Среди китайцев в Калифорнии уровень госпитализации психически больных в 60-е годы достигал лишь четверти заболевших. Однако в последние годы резко возросло число случаев поступления китайцев в психиатрические лечебницы. Это нельзя отнести исключительно за счет демог- АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 34 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
рафических характеристик (старые одинокие люди). Исследователи выдвинули гипотезу, что указанный рост может быть объяснен снижением сплоченности этнической общины, неспособностью общины и семьи справиться с этой проблемой и переходом функции социального контроля от этнической группы к более широким общественным структурам. Среди прочих проблем весьма типичен конфликт между ассимилирующимися детьми и родителями, придерживающимися традиционного уклада. Сюда относятся межгенерационные разногласия, касающиеся выбора профессии и образования, ухаживания и брака, расходования денег и образа жизни в целом. Особенности характера. Исследования особенностей поведения студентами-китайцами и представителей других этнических общин в университете Беркли в Калифорнии показали наличие существенных различий между ними. Китайцы, во-первых, превосходят сверстников по качеству практических знаний и уступают в навыках устной речи; во-вторых, они больше интересуются естественными и прикладными науками и бизнесом, проявляя меньше интереса к общественным дисциплинам, эстетике, культуре, лингвистике и другим профессиям, требующим речевых навыков; в-третьих, их отличает конкретный и реалистичный взгляд на жизнь; в-четвертых, они более склонны к конформизму и меньше стремятся к внешним признакам успеха, чем другие студенты. Ученые объясняют эти различия особенностями уклада, традиций и недоверием, настороженностью по отношению к окружающему миру. С небольшими коррективами выводы, относящиеся к китайцам, могут быть распространены и на другие группы лиц азиатского происхождения, в особенности на тех, чьи родители были иммигрантами. Японцы В некоторых своих чертах японская иммиграция сходна с китайской. На раннем этапе большинство иммигрантов составляли одинокие мужчины, полагавшие, что их пребывание в США будет временным. Их "ввозили" в качестве рабочих, и вскоре они стали предметом расовой враждебности. Но в других отношениях японские иммигранты отличались от китайских. Прежде всего, значительное число японцев прибыло в Америку между 1890 и 1924 гг. после введения антикитайских законов. Они могли обращаться за помощью к посольству и консуль- ским работникам Японии в США, имели возможность обзаводиться семьей. Многие женились "по портрету": японец, находившийся в Америке, и женщина, живущая в Японии, знакомились путем обмена фотографиями, так что невеста, приезжая в США, часто вступала в брак с совершенно незнакомым ей человеком. Хотя в таких браках не могло не быть сложностей, огромное большинство их оказалось устойчивыми. Поскольку японцы могли обзаводиться семьями в США, проблема культурной ассимиляции детей, родившихся в Америке, для них встала значительно раньше, чем для китайцев. В итоге японцы в своей ассимиляции продвинулись значительно дальше, хотя китайцы живут в Америке значительно дольше. Поколения. Вследствие юридических ограничений японская иммиграция была прервана в 1924 г. и возобновилась лишь много лет спустя после окончания второй мировой войны. Внутри японской иммиграции могут быть четко обозначены несколько поколений в зависимости от возраста и обстоятельств приезда. Они получили названия "иссей", "нисей", "сансей" и "кибей". Иссей. К ним относятся иммигранты первого поколения, прибывшие в США между 1890 и 1924 гг. Они были преимущественно молодыми, примерно одного возраста, одного образовательного уровня (четыре— шесть классов японской школы) и отличались другими общими признаками. Иссей сталкивались с дискриминацией почти во всех сферах жизни и впитали в себя ценности эры Мэйдзи в Японии (1867—1912), когда во главу угла ставились долг, обязательства, лояльность, групповые интересы. Большинство иммигрантов этого поколения лично для себя желало немногого, считая, что они живут для своих детей. Те немногие представители этого первого поколения, которые до сих пор остались в живых, живут t детьми и внуками или обитают вместе с другими стариками-японцами в специальных комплексах для престарелых в Калифорнии, на Гавайях и в Вашингтоне (штат). Они предпочитают селиться совместно, учитывая особенности японской кухни, дружеские и семейные связи, язык, развлечения и воспоминания. Нисей. Так называют детей, родившихся от поколения иссей, т. е. второе поколение. Большинство из них появились на свет между 1920 г. и второй мировой войной и сейчас находятся в возрасте между 50 и 75 годами. Родившиеся в США, они с ранних лет столкнулись с предубеждениями и дискриминацией, кульминацией которых стало их заключение в концентрационные лагеря во время войны. Перед ними стояли те же проблемы, что и перед детьми всех иммигрантов, — культурная ассимиляция, самобытность и маргинальность. После того как лагеря для интернированных были ликвидированы, нисей затратили немало усилий, чтобы наверстать упущенное ими за время заключения. Хотя предубеждения и дискриминация сохранились, в течение нескольких последующих десятилетий усилилось движе-ние за гражданские права, равные возможности и преимущества для меньшинств. Японцы, имевшие диплом об окончании колледжа и необходимую подготовку, смогли использовать в своих интересах либерализацию расовых отношений в американском обществе. Иногда даже говорят, что японцы в США составляют наиболее преуспевающее этническое меньшинстве. Однако этот успех оплачен очень высокой ценой. Сансей. Такое название носит третье поколение (дети поколения нисей), которое и составляет сейчас слой молодых взрослых японцев. Это уже люди, придерживающиеся американских ценностей во всех аспектах своей жизни. Им не приходилось сталкиваться с той дискриминацией, которая на протяжении всей жизни сопровождала их отцов и дедов. Поэтому многие из них не могут понять покорности, проявленной предыдущими поколениями в период интернирования, и не видят надобности в сохранении этнической общины. Тем не менее в основных местах компактного проживания японцев — в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сан-Хосе и Гонолулу — этнические общины продолжают существовать. Действуют спортивные клубы молодых японцев, этнические религиозные общины — протестантская и буддистская, устраиваются различные японские празднества, включая избрание своей королевы красоты. Один из вопросов при этом заключался в том, могут ли выступать в качестве претенденток только "чистые" японки или также девушки, у которых японцем является лишь один из родителей. В целом поколению нисей приходилось опираться на плюралистические структуры, поскольку оно сталкивалось с дискриминацией. Что же касается поколения сансей, то здесь имеются различные воззрения — одни выступают за создание организаций, действующих в масштабах всего этноса, другие же подверглись культурной ассимиляции и не сохранили крепких этнических уз. Другие группы. К ним относятся япон-ци -кибей, а также бизнесмены и студенты, прибывающие из Японии. Название кибей Проблемы. Принадлежность к тому или иному поколению определяет возраст, * общий жизненный опыт, потребности, способ восприятия, образ жизни, подход к проблемам и их решению. Так, например, нужды и проблемы поколения иссей концентрируются преимущественно вокруг возраста, здоровья * и жилья. Поколение нисей интересуют главным образом вопросы, связанные с предстоящим уходом на пенсию, сохранение индивидуальности, синдром опустевшего гнезда, залечивание травм, нанесенных интернированием в период войны, и отношения с престарелыми родителями, ровесниками и детьми. Японцев поколения сансей волнуют те же вопросы, что и всех молодых взрослых людей, — работа, учеба, создание семьи, будущее — и их бикультурный статус. Японские бизнесмены сталкиваются с изоляцией, культурологическими коллизиями, алкоголизмом и тревожатся о будущем своей семьи после возвращения в Японию. Студенты и временные рабочие, приезжающие из Японии, озабочены визовыми проблемами и иммиграционными правилами. Общий знаменатель для всех японцев — внешность, которая всех их подводит под прозвище "джа-
АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 36 37 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
пы", напоминающее о том, что стереотипы и предрассудки умирают медленно. Эвакуация В период ВОЙНЫ. Насильственное перемещение в 1942 г. 110 тыс. японцев, из которых 75 % были американскими гражданами, в специальные поселения стало кульминацией прочных антияпонских настроений. Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. дало толчок к проведению этой меры, совершавшейся под надуманными предлогами "обеспечения безопасности самих японцев" и опасности саботажа. Но налицо были и более реальные причины — расизм, экономическая коррупция, стремление найти козла отпущения. К ноябрю 1942 г. все японцы были за колючей проволокой, операция была проведена быстро и эффективно, было уничтожено все, чего японцы добились многолетним упорным трудом. Они были лишены жилья и собственности, их личные вещи и драгоценности распродавались по самым низким ценам, фермы и сады ликвидировались, семьи разлучались. Отмечались случаи волнений и попытки уклониться от переселения, но в целом большинство японцев покорилось (сиката га най — ничего не поделаешь) воле американского правительства. Их истории содержат все эмоции, которые свойственны человеку, — отчаяние, безнадежность, гнев и покорность, перемежавшиеся моментами умиротворения, раздумий и маленькими радостями. В 1980 г. конгресс создал Комиссию по делам перемещенных и интернированных гражданских лиц во время войны и поручил ей рассмотреть факты и обстоятельства, имеющие отношение к подписанному президентом Ф. Рузвельтом в феврале 1942 г. приказу о насильственной эвакуации японцев с западного побережья США. В докладе комиссии (1982) говорилось, что "в период второй мировой войны была допущена серьезная несправедливость по отношению к американским и иностранным гражданам японского происхождения, которые без индивидуального рассмотрения их дел и без каких-либо веских фактов, свидетельствовавших против них, были изолированы, переселены и лишены свободы Соединенными Штатами". Комиссия считала необходимым принести в этой связи извинения и выдать материальную компенсацию лицам, подвергшимся переселению. Филиппинцы Поданным переписи 1980 г., в США проживало 775 тыс. филиппинцев и они состав- ляли вторую по численности группу американцев азиатского происхождения. Прирост числа филиппинцев явился в основном результатом Закона об иммиграции, вступившего в действие в 1968 г. Если в 1965 г. в Соединенные Штаты въехали 2,5 тыс. филиппинцев, то в 1970 г. — 25 тыс., в 10 раз больше. Главными побудительными мотивами были политическая и экономическая нестабильность на Филиппинах и надежда на лучшие материальные и образовательные возможности в США. Филиппины перешли под власть США в результате испано-американской войны и Парижского договора 1899 г. Была предпринята попытка всесторонней "американизации" островов, вплоть до создания сети начальных школ с программами, созданными по американской модели. Учителя были доставлены из Америки, изучение английского языка в школах стало обязательным, но воздействие этих мер на сельскую молодежь было незначительным. Филиппинцы имели право свободного въезда в США до 1934 г., когда был принят Закон о независимости и автономии Филиппин. Жители островов становились теперь иностранцами, для иммиграции которых была установлена квота в 50 человек в год. В 1946 г. была провозглашена полная независимость Филиппин, квота была поднята до 100 человек в год и сохранялась на этом уровне до принятия Закона об иммиграции в 1965 г. Проживающих в настоящее время в США филиппинцев можно разделить на несколько различных групп: первые иммигранты, второе поколение и послевоенные иммигранты. Первые иммигранты. Среди них были студенты, которых колониальное правительство США поощряло к поступлению в американские колледжи и университеты, — к 1938 г. их насчитывалось около 14 тыс. Большинство из закончивших высшие учебные заведения США филиппинцев затем вернулись на родину, и впоследствии они стали играть видную роль в экономической и политической жизни страны. Их успех побудил других последовать этому примеру. Однако большинство первых иммигрантов составляли молодые одинокие мужчины крестьянского происхождения, приезжавшие в качестве чернорабочих. Неприязнь американцев к китайцам и японцам привела к тому, что в сельском хозяйстве (особенно на Гавайях и в Калифорнии) оказались незанятыми места неквалифицированных рабочих, которые смогли бы получить филиппинцы. Языковой барьер, недостаточное образова- ние, отсутствие навыков и подготовки в пользующихся спросом профессиях и дискриминация мешали этим людям интегрироваться в американское общество. Законы, направленные против иммиграции и смешанных браков, лишали их надежд на семейную жизнь. Отсутствие устойчивой этнической общины с прочными социальными, религиозными и политическими институтами усугубляло их бытовую неустроенность, и многие возвращались на Филиппины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|