Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение информации и компьютеры 6 глава




АМЕРИКАНЦЫ

АЗИАТСКОГО

ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Американцы азиатского происхождения проживают в Соединенных Штатах Америки с середины XIX в. Иммиграция выходцев из Азии во многих отношениях напоминала въезд европейцев. Они прибывали в Америку, стремясь улучшить свое экономическое поло­жение, получить образование, обеспечить лучшее будущее для своих детей, а в действи­тельности встречались с теми же трудностя­ми, которые приходилось преодолевать всем приезжим: незнакомая культурная среда, не­достаток знаний и навыков, враждебность и предрассудки местного населения. К тому же, отличаясь от окружающих своим внешним


видом, азиаты сталкивались с национальны­ми предрассудками, стремлением жестко ог­раничить их место в американском обществе.

Дискриминация

В основе аргументации против въезда азиатов прежде всего лежал расизм: как же может "высшая" белая раса смешиваться с "низшей" желтой расой? Кивали также на не­способность азиатов к ассимиляции, на их диковинные языки, зловонную пищу, чуж­дые религии и культуры, на использование женского и детского труда, злоупотребления при найме на службу, а также на их готов­ность к более интенсивному труду за более низкую плату. Таким образом, доминирую­щая община опасалась нарушения чистоты расы, культурологических различий и эконо­мического соперничества со стороны азиатов. Небезынтересно, что подобные аргументы можно слышать и по сей день. Среди дискри­минационных актов и норм в отношении вы­ходцев из Азии можно выделить следующие: ограничения на въезд, кульминацией кото­рых стал Закон об иммиграции 1924 г., за­крывший азиатам доступ в страну; серьезные трудности с получением гражданства (азиат­ские иммигранты были отнесены к категории "иностранцев, не могущих стать гражданами США"); законы о земельной собственности для иностранцев, лишавшие азиатов права владеть собственностью; законодательные акты против смешанных браков.

Ограничения по расовому признаку охва­тывали многие другие сферы жизни, в том числе устройство на работу, наем жилья, пра­ва пользоваться содействием государства и частных лиц.

Положительные сдвиги в сфере граждан­ских прав и свобод наметились лишь после второй мировой войны. Так, с 1952 г. законо­дательно предусматривалась возможность натурализации, а Закон об иммиграции 1965 г. отменил квоты, устанавливавшиеся по признаку национальной принадлежности. Законы, запрещавшие межрасовые браки, были в 1967 г. признаны Верховным судом США противоправными. Стали более пози­тивными и современные стереотипы отно­шений к азиатам. Выходцев из Азии считают людьми в большей части прилежными, тру­долюбивыми, стремящимися к высоким до­стижениям и придающими большое значение образованию. Но даже при том, что стереоти­пы могут меняться, проблемы понимания все же остаются.


Современные проблемы

Социальные работники должны иметь в виду три принципиальные ошибки, которые имеют место по отношению к американцам азиатского происхождения. Это, во-первых, восприятие их как однородной массы, во-вто­рых, предположение, что все они сохраняют тесные связи со страной происхождения, и, в-третьих, склонность чрезмерно полагаться на неазиатские модели в социальных про­граммах и психиатрии.

Псевдооднородность. Американцы азиатского происхождения прибывают более чем из 20 разных стран, каждая из которых имеет свою историю, язык, культуру и опыт. Несмотря на это, считается, что все они, вме­сте взятые, представляют собой гомогенную массу, что выражается в известной фразе: "Все они на одно лицо", откуда делается вывод об однородности их культур. Поэтому китай­ца принимают за японца, которого в свою очередь могут счесть за корейца. Между тем китайскому иммигранту, в течение многих лет жившему у себя на родине под жестоким японским правлением, может быть нелегко общаться с социальным служащим японского происхождения, даже если этот последний родился в Америке и не имеет никакого отно­шения к японскому милитаризму.

Связи со страной происхожде­ния. Еще одним распространенным штам­пом является предположение, что все американцы азиатского происхождения со­храняют самые тесные контакты со своей ис­торической родиной. Предполагается, что человек с азиатскими чертами владеет язы­ком и знает культуру страны, откуда вышли его предки, поэтому американцы искрение удивляются, если азиаты, живущие в Амери­ке на протяжении двух-трех поколений, не знают "родного" языка и культуры. Это пред­положение о наличии тесных связей лиц ази­атского происхождения с их исторической родиной приводит к трагическим последстви­ям. Так, во время второй мировой войны все лица японской крови, независимо от граж­данства, были помещены в концентрацион­ные лагеря. В 1982 г. Винсент Чин, китаец по происхождению, был избит до смерти двумя белыми людьми, принявшими его за японца. Убийцы мстили ему за высокий уровень без­работицы в автомобильной промышленно­сти, вызванной конкуренцией автомашин японского производства.

Неазиатские модели. Наконец, вы­зывает тревогу и бездумное использование при выработке политики в области социаль-


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


32


33 АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИ Я


 


       
   
 
 


Годы Китайцы Гуамцы Японцы Корейцы Филиппинцы Самоанцы Вьетнамцы
1970 1980 435 806 Данных нет 591 701 70 (примерно) 343 775 Данных нет 42 Данных нет 262
Американцы азиатского происхождения в США в 1970 и 1980 гг. (тыс. человек)

ного обслуживания, создании психиатриче­ских служб и консультационных услуг евро­пейской и американской модели, часто не совпадающей с азиатским образом мышле­ния. Азиаты находятся под влиянием конфу­цианства, даосизма и буддизма. Интересы единства семьи часто берут верх над личными устремлениями, долг и обязанность становят­ся важными факторами, определяющими их поведение. Обсуждение глубинных проблем и чувств, в особенности с посторонним чело­веком, для них является нелегким делом. Очень важно уважать эти различия, тем бо­лее что восточные культуры, философские течения и воззрения могут быть столь же по­лезны для культуры Америки, как и западное наследие.

Межрасовые браки

Смешанные браки являются весьма чув­ствительным индикатором отношений между этническими группами. В двух регионах, где американцы азиатского происхождения наи­более многочисленны, в Калифорнии и на Га­вайях, достаточно часты браки между представителями различных азиатских групп и основного населения. Так, в Лос-Анджелесе в 1979 г. среди китайцев 41,2% браков были смешанными, среди японцев — 60,6%, среди корейцев — 27%. Около 10% этих браков были заключены с представителями других азиатских национальностей, так что уровень межрасовых семейных союзов был примерно на 10% ниже указанного. Смешанные браки, заключенные в 1980 г. на Гавайях, составили среди корейцев 88%, китайцев — 76%, фи­липпинцев — 65%, японцев — 59%, вьет­намцев — 54%. При этом значительную часть составили браки с представителями других азиатских групп.

Численность

Численность американцев азиатского происхождения в 1970 и 1980 гг. показана в таблице 1.

Как следует из данных переписи населе­ния страны в 1970 г., наиболее многочислен-


ную группу среди американцев азиатского происхождения составляли японцы (591 тыс.), за ними следовали китайцы (435 тыс.) и филиппинцы (343 тыс.). Однако к 1980 г. первое место заняли китайцы (806 тыс.), затем шли филиппинцы (775 тыс.) и японцы (701 тыс.). Быстро рас­тущую группу составляют корейцы, число которых подскочило в 5 раз — с 70 тыс. в 1970 г. (по приблизительным подсчетам) до 355 тыс. в 1980 г.

Китайцы

Они были первыми массовыми иммиг­рантами из Азии. В Калифорнии в 1852 г. было 25 тыс. китайцев, а в 1860-х годах их число превысило 50 тыс. Китайцы приезжа­ли в OTIА, желая использовать имеющиеся там экономические возможности, и многие из них стали работать укладчиками шпал на строительстве железных дорог. Им пришлось преодолевать тяжелые экономические про­блемы, политические и социальные неуряди­цы. Китайцы, в особенности мужчины, столкнулись с предрассудками, которые вы­ражались не только на словах: их избивали, грабили и убивали, в особенности когда они пытались конкурировать с белыми на шахтах. В законодательстве Калифорнии имелось по­ложение, что лицо китайского происхожде­ния не может свидетельствовать в суде против белого человека. В интересах своей безопас­ности китайцы отступили на окраины горо­дов, создав там свои кварталы — "Чайнатауны", и стали работать в сфере об­служивания, которая не привлекала белых, в качестве домашней прислуги, в прачечных и ресторанах.

Антикитайский настрой был настолько сильным, что с 1882 по 1943 г. иммиграция из Китая была запрещена. В период второй ми­ровой войны, когда Китай был союзником Америки, Соединенные Штаты, стремясь снизить эффективность японской пропаган­ды о расовом характере войны, отменили запретительное законодательство по отноше­нию к китайцам и установили для Китая сим-

Таблица 1


иолическую квоту в 105 человек в год. Число китайцев, выезжавших в Соединенные Шта­ты, стало значительным лишь после приня­тия Закона об иммиграции 1965 г., покончившего с квотами по национальному признаку.

Китайская революция 1949 г. закрыла двери для въезда с материка и изменила со­став въезжающих. Прежде китайцы прибывали из материковых провинций, таких, как Гуандун и Фуцзянь. Сейчас лица китайской национальности приезжают из Гонконга, Юго-Восточной Азии и с Тайваня. Раньше это были неграмотные крестьяне, неквали­фицированные рабочие, в большинстве своем мужчины. Современная иммиграция в зна­чительной мере состоит из высокообразован­ных горожан, прибывающих целыми семьями.

Характер Семьи. Китайская семья обычно представляет сплоченное, широкое по своим связям сообщество с четким распреде­лением ролей, где всем вершат отец и стар­ший сын. В ней превыше всего ставятся долг, обязанности, почитание предков, семейная честь. Традиционные семьи стремятся к уста­новлению продуманных брачных союзов, де­ржат женщин в подчинении, осуществляют жесткий контроль за всеми членами семьи, имеют четко очерченные представления о до­бре и зле и исходят из того, что личные уст­ремления должны быть подчинены общим интересам. Именно такие семьи в наиболь­шей степени страдают от соприкосновения с американской системой.

Вместе с тем все чаще встречаются и два других типа семьи — бикультурная и "новая". Бикультурные семьи обычно возникают во втором и третьем поколениях иммигрантов. Они являются продуктом и китайской, и аме­риканской культур, причем в большинстве случаев успешно интегрируются в обе куль­туры. Члены "новых" семей космополитичны и являются в большей мере американцами, чем китайцами. Эти семьи стремятся к пол­ной культурной ассимиляции, их язык, мыш­ление и устремления те же, что и у коренных американцев, и лишь по своим внешним при­знакам они остаются китайцами.

Существуют "расчлененные семьи", где муж и жена, формально оставаясь в браке, в течение многих лет живут раздельно. Этот тип семьи был характерен на раннем этапе, когда мужчины в одиночку отправлялись на поиски своей фортуны в США. Бедность не позволяла им вернуться в Китай, а иммигра­ционные законы не разрешали вызвать к себе жену и детей. Лишь после либерализации


иммиграционного законодательства в 1965 г. некоторые из этих "расчлененных семей" смогли воссоединиться. Годы, проведенные порознь в условиях различных культур, со­здали серьезные проблемы для многих из этих супружеских пар. Им приходилось возобнов­лять совместную жизнь, будучи уже немоло­дыми и фактически чужими друг другу людьми. Указанное положение имело ре­зультатом и другое явление — большое число неженатых мужчин в китайских кварталах. После либерализации иммиграционного за­кона большой поток холостяков хлынул в Гонконг в поисках жен. Многие из них пред­почитали женщин, родившихся на китай­ской земле, поскольку уроженок США было, во-первых, мало, а во-вторых, они были слишком американизированы.

Дискриминационное законодательство породило также категорию "ложных отцов". Китайцы, возвращавшиеся из Китая, делали ложные заявления властям о рождении у них детей (обычно сыновей) и тем самым создава­ли щели для будущих иммигрантов. Эти "де­ти" готовились к переезду или продавали свои "права", так что термины "бумажный отец" и "бумажный сын" прочно вошли в лексикон китайцев.

Проблемы. Для общин американцев азиатского происхождения характерно, что к официальным инстанциям они обращаются лишь в крайних случаях. Так, они предпочтут ухаживать за психически больным человеком в домашних условиях, а присмотр за подро­стком-правонарушителем возьмут на себя родственники.

В китайских кварталах, особенно в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, отмечается плохое состояние жилищ, анти­санитарные условия, скученность. Населе­ние этих кварталов с трудом объясняется по-английски, высок уровень полной и час­тичной безработицы, плохо используются способности людей. Ко всему этому следует добавить низкое качество медицинских и со­циальных услуг. Другие широко распростра­ненные проблемы — это преступность и психические заболевания. Рост преступности и противоправного поведения особенно рас­пространен среди молодежи и безработных, тем более при часто встречающемся сочета­нии и того и другого. Среди китайцев в Кали­форнии уровень госпитализации психически больных в 60-е годы достигал лишь четверти заболевших. Однако в последние годы резко возросло число случаев поступления китай­цев в психиатрические лечебницы. Это нельзя отнести исключительно за счет демог-


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


34


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


 


рафических характеристик (старые одино­кие люди). Исследователи выдвинули гипо­тезу, что указанный рост может быть объяснен снижением сплоченности этниче­ской общины, неспособностью общины и семьи справиться с этой проблемой и перехо­дом функции социального контроля от этни­ческой группы к более широким общественным структурам.

Среди прочих проблем весьма типичен конфликт между ассимилирующимися деть­ми и родителями, придерживающимися тра­диционного уклада. Сюда относятся межгенерационные разногласия, касающие­ся выбора профессии и образования, ухажи­вания и брака, расходования денег и образа жизни в целом.

Особенности характера. Исследо­вания особенностей поведения студентами-китайцами и представителей других этнических общин в университете Беркли в Калифорнии показали наличие существен­ных различий между ними. Китайцы, во-первых, превосходят сверстников по качеству практических знаний и уступают в навыках устной речи; во-вторых, они больше интере­суются естественными и прикладными нау­ками и бизнесом, проявляя меньше интереса к общественным дисциплинам, эстетике, культуре, лингвистике и другим профессиям, требующим речевых навыков; в-третьих, их отличает конкретный и реалистичный взгляд на жизнь; в-четвертых, они более склонны к конформизму и меньше стремятся к внешним признакам успеха, чем другие студенты. Уче­ные объясняют эти различия особенностями уклада, традиций и недоверием, насторо­женностью по отношению к окружающему миру. С небольшими коррективами выводы, относящиеся к китайцам, могут быть распро­странены и на другие группы лиц азиатского происхождения, в особенности на тех, чьи родители были иммигрантами.

Японцы

В некоторых своих чертах японская им­миграция сходна с китайской. На раннем эта­пе большинство иммигрантов составляли одинокие мужчины, полагавшие, что их пре­бывание в США будет временным. Их "ввози­ли" в качестве рабочих, и вскоре они стали предметом расовой враждебности. Но в дру­гих отношениях японские иммигранты отли­чались от китайских. Прежде всего, значительное число японцев прибыло в Аме­рику между 1890 и 1924 гг. после введения антикитайских законов. Они могли обра­щаться за помощью к посольству и консуль-


ским работникам Японии в США, имели воз­можность обзаводиться семьей. Многие же­нились "по портрету": японец, находившийся в Америке, и женщина, живущая в Японии, знакомились путем обмена фотографиями, так что невеста, приезжая в США, часто всту­пала в брак с совершенно незнакомым ей че­ловеком. Хотя в таких браках не могло не быть сложностей, огромное большинство их оказа­лось устойчивыми. Поскольку японцы могли обзаводиться семьями в США, проблема культурной ассимиляции детей, родившихся в Америке, для них встала значительно рань­ше, чем для китайцев. В итоге японцы в своей ассимиляции продвинулись значительно дальше, хотя китайцы живут в Америке зна­чительно дольше.

Поколения. Вследствие юридических ограничений японская иммиграция была прервана в 1924 г. и возобновилась лишь мно­го лет спустя после окончания второй миро­вой войны. Внутри японской иммиграции могут быть четко обозначены несколько поко­лений в зависимости от возраста и обстоя­тельств приезда. Они получили названия "иссей", "нисей", "сансей" и "кибей".

Иссей. К ним относятся иммигранты первого поколения, прибывшие в США меж­ду 1890 и 1924 гг. Они были преимуществен­но молодыми, примерно одного возраста, одного образовательного уровня (четыре— шесть классов японской школы) и отличались другими общими признаками. Иссей сталки­вались с дискриминацией почти во всех сфе­рах жизни и впитали в себя ценности эры Мэйдзи в Японии (1867—1912), когда во гла­ву угла ставились долг, обязательства, лояль­ность, групповые интересы. Большинство иммигрантов этого поколения лично для себя желало немногого, считая, что они живут для своих детей. Те немногие представители этого первого поколения, которые до сих пор оста­лись в живых, живут t детьми и внуками или обитают вместе с другими стариками-япон­цами в специальных комплексах для преста­релых в Калифорнии, на Гавайях и в Вашингтоне (штат). Они предпочитают се­литься совместно, учитывая особенности японской кухни, дружеские и семейные свя­зи, язык, развлечения и воспоминания.

Нисей. Так называют детей, родивших­ся от поколения иссей, т. е. второе поколение. Большинство из них появились на свет между 1920 г. и второй мировой войной и сейчас на­ходятся в возрасте между 50 и 75 годами. Ро­дившиеся в США, они с ранних лет столкнулись с предубеждениями и дискри­минацией, кульминацией которых стало их


заключение в концентрационные лагеря во время войны. Перед ними стояли те же проблемы, что и перед детьми всех иммигрантов, — культурная ассимиляция, самобыт­ность и маргинальность. После того как лагеря для интернированных были ликвидированы, нисей затратили немало усилий, что­бы наверстать упущенное ими за время заключения. Хотя предубеждения и дискри­минация сохранились, в течение нескольких последующих десятилетий усилилось движе-ние за гражданские права, равные возможно­сти и преимущества для меньшинств. Японцы, имевшие диплом об окончании кол­леджа и необходимую подготовку, смогли использовать в своих интересах либерализацию расовых отношений в американском обще­стве. Иногда даже говорят, что японцы в США составляют наиболее преуспевающее этниче­ское меньшинстве. Однако этот успех опла­чен очень высокой ценой.

Сансей. Такое название носит третье поколение (дети поколения нисей), которое и составляет сейчас слой молодых взрослых японцев. Это уже люди, придерживающиеся американских ценностей во всех аспектах своей жизни. Им не приходилось сталкивать­ся с той дискриминацией, которая на протя­жении всей жизни сопровождала их отцов и дедов. Поэтому многие из них не могут понять покорности, проявленной предыдущими по­колениями в период интернирования, и не видят надобности в сохранении этнической общины. Тем не менее в основных местах компактного проживания японцев — в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сан-Хосе и Го­нолулу — этнические общины продолжают существовать. Действуют спортивные клубы молодых японцев, этнические религиозные общины — протестантская и буддистская, ус­траиваются различные японские празднест­ва, включая избрание своей королевы красоты. Один из вопросов при этом заклю­чался в том, могут ли выступать в качестве претенденток только "чистые" японки или также девушки, у которых японцем является лишь один из родителей. В целом поколению нисей приходилось опираться на плюрали­стические структуры, поскольку оно сталки­валось с дискриминацией. Что же касается поколения сансей, то здесь имеются различ­ные воззрения — одни выступают за создание организаций, действующих в масштабах все­го этноса, другие же подверглись культурной ассимиляции и не сохранили крепких этни­ческих уз.

Другие группы. К ним относятся япон-ци -кибей, а также бизнесмены и студенты,


прибывающие из Японии. Название кибей
носят японцы поколения нисей, которые ро­
дились в США, но в раннем возрасте были
посланы в Японию на воспитание к родствен­
никам. Этот обычай был особенно распрост­
ранен в десятилетия, предшествовавшие
второй мировой войне. Японские бизнесме­
ны, которых посылают в США на несколько,
лет в качестве представителей японских ком­
паний, по окончании этого срока возвраща­
ются на родину. Их численность довольно
значительна: называется цифра в 10 тыс. че­
ловек (включая членов семей) в Лос-Андже­
лесе и 20 тыс. в районе Нью-Йорка. Их
деятельность преимущественно связана с
американскими деловыми кругами, что же
касается их социальных контактов с япон­
ской общиной в США, то они минимальны.
Это деловые люди, которые создали собствен­
ную общину, основывающуюся на японских
социокультурных моделях, со своими клуба­
ми, спортивными организациями, барами и,
увеселениями, присущими в большей мере
японцам, нежели американцам. Еще одна '
группа — студенты, представляющие широ­
кий спектр интересов и образа жизни. Неко­
торые из студентов прилежны и L
действительно ставят себе целью получить
образование, других привлекает возмож­
ность личной свободы, третьи больше заняты,
поисками работы. *

Проблемы. Принадлежность к тому или иному поколению определяет возраст, * общий жизненный опыт, потребности, способ восприятия, образ жизни, подход к проблемам и их решению. Так, например, нужды и проблемы поколения иссей концентрируются преимущественно вокруг возраста, здоровья * и жилья. Поколение нисей интересуют глав­ным образом вопросы, связанные с предстоя­щим уходом на пенсию, сохранение индивидуальности, синдром опустевшего гнезда, залечивание травм, нанесенных ин­тернированием в период войны, и отношения с престарелыми родителями, ровесниками и детьми. Японцев поколения сансей волнуют те же вопросы, что и всех молодых взрослых людей, — работа, учеба, создание семьи, бу­дущее — и их бикультурный статус. Япон­ские бизнесмены сталкиваются с изоляцией, культурологическими коллизиями, алкого­лизмом и тревожатся о будущем своей семьи после возвращения в Японию. Студенты и временные рабочие, приезжающие из Япо­нии, озабочены визовыми проблемами и им­миграционными правилами. Общий знаменатель для всех японцев — внешность, которая всех их подводит под прозвище "джа-


 


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


36


37


АМЕРИКАНЦЫ АЗИАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


 


пы", напоминающее о том, что стереотипы и предрассудки умирают медленно.

Эвакуация В период ВОЙНЫ. На­сильственное перемещение в 1942 г. 110 тыс. японцев, из которых 75 % были американски­ми гражданами, в специальные поселения стало кульминацией прочных антияпонских настроений. Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. дало толчок к прове­дению этой меры, совершавшейся под надуманными предлогами "обеспечения без­опасности самих японцев" и опасности сабо­тажа. Но налицо были и более реальные причины — расизм, экономическая корруп­ция, стремление найти козла отпущения. К ноябрю 1942 г. все японцы были за колючей проволокой, операция была проведена быст­ро и эффективно, было уничтожено все, чего японцы добились многолетним упорным тру­дом. Они были лишены жилья и собственно­сти, их личные вещи и драгоценности распродавались по самым низким ценам, фермы и сады ликвидировались, семьи раз­лучались. Отмечались случаи волнений и по­пытки уклониться от переселения, но в целом большинство японцев покорилось (сиката га най — ничего не поделаешь) воле американ­ского правительства. Их истории содержат все эмоции, которые свойственны челове­ку, — отчаяние, безнадежность, гнев и по­корность, перемежавшиеся моментами умиротворения, раздумий и маленькими ра­достями.

В 1980 г. конгресс создал Комиссию по делам перемещенных и интернированных гражданских лиц во время войны и поручил ей рассмотреть факты и обстоятельства, име­ющие отношение к подписанному президен­том Ф. Рузвельтом в феврале 1942 г. приказу о насильственной эвакуации япон­цев с западного побережья США. В докладе комиссии (1982) говорилось, что "в период второй мировой войны была допущена серь­езная несправедливость по отношению к аме­риканским и иностранным гражданам японского происхождения, которые без инди­видуального рассмотрения их дел и без каких-либо веских фактов, свидетельство­вавших против них, были изолированы, пере­селены и лишены свободы Соединенными Штатами". Комиссия считала необходимым принести в этой связи извинения и выдать материальную компенсацию лицам, подвер­гшимся переселению.

Филиппинцы

Поданным переписи 1980 г., в США про­живало 775 тыс. филиппинцев и они состав-


ляли вторую по численности группу амери­канцев азиатского происхождения. Прирост числа филиппинцев явился в основном ре­зультатом Закона об иммиграции, вступив­шего в действие в 1968 г. Если в 1965 г. в Соединенные Штаты въехали 2,5 тыс. фи­липпинцев, то в 1970 г. — 25 тыс., в 10 раз больше. Главными побудительными мотива­ми были политическая и экономическая не­стабильность на Филиппинах и надежда на лучшие материальные и образовательные возможности в США.

Филиппины перешли под власть США в результате испано-американской войны и Парижского договора 1899 г. Была предпри­нята попытка всесторонней "американиза­ции" островов, вплоть до создания сети начальных школ с программами, созданными по американской модели. Учителя были до­ставлены из Америки, изучение английского языка в школах стало обязательным, но воз­действие этих мер на сельскую молодежь бы­ло незначительным. Филиппинцы имели право свободного въезда в США до 1934 г., когда был принят Закон о независимости и автономии Филиппин. Жители островов ста­новились теперь иностранцами, для иммиг­рации которых была установлена квота в 50 человек в год. В 1946 г. была провозглаше­на полная независимость Филиппин, квота была поднята до 100 человек в год и сохраня­лась на этом уровне до принятия Закона об иммиграции в 1965 г. Проживающих в насто­ящее время в США филиппинцев можно раз­делить на несколько различных групп: первые иммигранты, второе поколение и по­слевоенные иммигранты.

Первые иммигранты. Среди них бы­ли студенты, которых колониальное прави­тельство США поощряло к поступлению в американские колледжи и университеты, — к 1938 г. их насчитывалось около 14 тыс. Большинство из закончивших высшие учеб­ные заведения США филиппинцев затем вер­нулись на родину, и впоследствии они стали играть видную роль в экономической и поли­тической жизни страны. Их успех побудил других последовать этому примеру.

Однако большинство первых иммигран­тов составляли молодые одинокие мужчины крестьянского происхождения, приезжав­шие в качестве чернорабочих. Неприязнь американцев к китайцам и японцам привела к тому, что в сельском хозяйстве (особенно на Гавайях и в Калифорнии) оказались незаня­тыми места неквалифицированных рабочих, которые смогли бы получить филиппинцы. Языковой барьер, недостаточное образова-


ние, отсутствие навыков и подготовки в поль­зующихся спросом профессиях и дискрими­нация мешали этим людям интегрироваться в американское общество. Законы, направлен­ные против иммиграции и смешанных бра­ков, лишали их надежд на семейную жизнь. Отсутствие устойчивой этнической общины с прочными социальными, религиозными и политическими институтами усугубляло их бытовую неустроенность, и многие возвраща­лись на Филиппины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...