Воздействие положения негров на американское общество 6 глава
Хотя это изменение давало школам и программам значительно большую автономию, остались в силе инструкции о последовательности преподавания, т. е. переходе от программы к программе, требования к качеству и характеру специализированных дисциплин, к большему сосредоточению внимания в подавляющем большинстве учебных планов на вопросах социальной работы в неблагополучных семьях. Дополнительная работа с учебными темами (доклад У. Бёма, 1959) в значительной степени переориентировала внимание преподавателей на необходимость более точно формулировать конкретные цели подготовки слушателей. Однако прошло относительно немного времени, и снова возникла проблема — в связи с тем, что предписываемые принципы работы казались слишком строгими, не допускающими необходимых отступлений. Документ под названием "Порядок определения учебного плана при обучении на степень магистра в школах социальной работы" (1971) допускал уже большую вариантность программ спецкурсов и учебной практики. Документ охватывал курсы социального обеспечения и социальных услуг, поведения личности и проблем окружающей среды, а также курс практики социальной работы. Однако организация учебной работы могла определяться при этом каждым преподавательским коллективом самостоятельно. Полевая практика в этом документе определялась как важнейшая составная часть учебного плана. Стремление к автономности программ по-прежнему находилось в противоречии с ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 156 157 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
необходимостью соблюдения последовательного подхода к подготовке профессионалов. Организаторы дела обучения социальной работе предпочитали золотую середину, с тем чтобы программы обучения в целом соответствовали определенному содержанию и высокому уровню требований и в то же время допускали свободу построения отдельных элементов общего курса подготовки специалистов.Такой подход нашел отражение в подготовленной уже в середине 80-х годов инструкции под названием "Порядок определения учебного плана при обучении на степень бакалавра и степень магистра в курсе подготовки социальных работников" (1984). Указанная инструкция стала базисом для разработки учебных программ и их сертификации. Она определила, что обучение социальной работе ведется как по четырехгодичным программам для студентов, так и по двухгодичным аспирантским программам, причем обе дают право на присвоение соответствующей профессиональной степени в своей области. В ней также вполне определенно указывалось, что гуманитарное образование является базовым условием для профессиональной подготовки как студентов, так и аспирантов.
Учебным планом вместе с присвоением степени бакалавра предусмотрена подготовка работников для начальной ступени деятельности, т. е. для начинающих социальных работников, — это своего рода закладка фундамента профессии. Инструкция сориентирована на весьма общую программу, где конкретные вопросы, связанные с профессией, только намечены, но в то же время она требует подготовки по пяти основным направлениям: поведение человека и окружающая социальная среда, социальное обеспечение и социальные услуги, практика социальной работы, исследовательская работа и полевая практика. Основные профессиональные навыки не предполагают каких-то особых курсов по отдельным и мелким проблемам, упор делается на основные и общие проблемы. Инструкция определяет также, что обучение социальной работе по аспирантской программе, т. е. с получением степени магистра, должно проводиться более углубленно и с акцентом на один или два конкретных профиля. Это уровень подготовки более квалифицированного специалиста в своей области. Здесь в каждой программе предусматривается свой, более "продвинутый" учебный план с углубленным изучением какого-то профиля социальной работы с учетом конкретной практики (например, социальные услуги семье), принимая во внимание конкретную
проблему (например, правонарушение), применительно к определенным группам населения (например, к детям) или в соответствии с последующей конкретной практикой работы (с отдельными людьми, с семьями и группами). Инструкция концентрирует внимание на системе жизненных ценностей и нуждах определенных групп населения, которые систематически подвергаются дискриминации по признакам расы, этнической принадлежности, культуры, пола, возраста, религии, инвалидности или сексуальной ориентации. С середины 50-х годов происходила определенная эволюция в подготовке учебных планов и дебаты велись уже в атмосфере существенных изменений в самом процессе обучения социальной работе. Действовавшие в этом процессе "внутренние" факторы, такие, как доклад У. Бёма, и внешние, давление извне со стороны активистов борьбы за гражданские права и других общественных движений, привели к изменениям в целевых установках учебных планов и в их характере. В 60-х годах, когда стала принижаться роль социальной работы в оказании помощи бедным, школы социальной работы повернулись лицом к макропроблемам, стали, как никогда раньше, уделять повышенное внимание общим проблемам политики социального обеспечения, проблемам администрирования и планирования. Микропроблемы же, т. е. практические сферы работы с семьями, с группами людей, которые нуждались в помощи, а также решение конкретных проблем отдельных клиентов, в этот период привлекали значительно меньшее количество студентов, несмотря даже на то, что с применением системных теорий, с продвижением в решении экологических проблем, казалось бы, улучшались перспективы работы по оказанию социальной помощи неблагополучным семьям. Во многих программах обучения в конце 50-х годов появились учебные планы с характерным сочетанием комбинированных методов с направленным подходом к конкретным проблемам и общих, неконкретных подходов. К середине 60-х годов подобные учебные планы получили большее распространение, потому что фокус внимания сместился в сторону проблемы "человек и окружающая среда". Это казалось более соответствующим требованиям времени и потребностям практической жизни, чем привычные подходы, "привязанные" к традиционным методам обучения.
Когда в конце 70 — 80-х годах в федеральном бюджете были урезаны статьи рас- ходов на образование и социальные нужды, это оказалось серьезным ударом, негативно отразившимся на наборе слушателей, количестве специализированных факультетов, на экспериментальных, новаторских учебных планах. Политика экономии и переоценка профессиональных задач и ценностей привели к тому, что проблемы на микроуровне вновь заняли ведущее место в учебных планах, увеличилось количество программ для желающих заниматься медицинскими проблемами социальной работы в клиниках. Обучение же социальной работе в целом стало привлекать меньше слушателей; особенно сократилось число желающих заниматься общими проблемами. В 80-х годах, после десятилетия экспериментов с учебными планами и расширения перечня специализаций, дело обучения социальной работе переориентировалось на медицинские проблемы этой работы, на помощь людям с психическими заболеваниями; появился интерес к социальным услугам рыночного типа, оказываемым профсоюзными органами в системе социальной работы Уровни обучения социальной работе Обучение социальной работе включает в себя программы для подготовки бакалавра, магистра и доктора. В 60-х годах как бы в ответ на оптимистические ожидания персонала социальных служб, рассчитывавшего на расширение круга своей деятельности, возникли программы подготовки и аттестации социальных работников и с неполным средним образованием. Однако эти программы ныне не рассматриваются как часть системы обучения социальной работе, а те из них, что еще сохранились, действуют под знаком оказания услуг отдельной личности на общественных началах.
Хотя при обучении социальной работе сохраняется давняя традиция специальных курсов и присвоения степени на студенческом уровне, до 70-х годов эта степень не была официально признана. Но в 1970 г. Национальная ассоциация социальных работников стала принимать в свои ряды практических работников со степенью бакалавра. По мере того как число программ, дающих право на степень бакалавра, стало множиться, возникала проблема их признания — с точки зрения количества и качества, контроля за качеством и профессиональной отчетности. Программы подготовки социальных работни- ков, предусматривающие получение степени бакалавра, предполагают уровень готовности к вполне профессиональной практической работе. Они также рассчитаны на студентов, готовящихся к дальнейшей учебе по профилю социальных работников. Программы различаются по своему характеру, однако типичной является двухгодичная программа общих гуманитарных наук (с одним или двумя вводными курсами по специальности социальной работы) с последующим двухгодичным изучением собственно социальной работы как основного курса. В дополнение к обучению по базовому учебному плану каждый студент должен пройти практику объемом не менее 400 часов. Сами по себе масштабы этих программ невелики: например, в 1983/84 учебном году около двух третей программ были рассчитаны менее чем на 50 студентов дневного обучения на первом и втором году. В том же учебном году по программам с получением степени бакалавра в области социальной работы аттестовывалось 6,4 тыс. выпускников. Основной целью обучения с правом получения степени магистра является подготовка социального работника высокой квалификации. Программы, дающие право на получение степени магистра, предусматривают возможность преподавания базовых дисциплин для студентов, имеющих степень бакалавра в области социальной работы. Действующая ныне инструкция по ориентации учебных планов особо предостерегает от непродуктивного повторения — при аспирантских занятиях на степень магистра — уже пройденных базовых дисциплин. Типичный двухгодичный курс аспирантского обучения включает на первом году теоретическое обучение по соответствующему учебному плану и полевую практику. На втором году проводится углубленная специализация и продолжается полевая практика. Инструктивный документ предписывает 900 часов такого рода практики. В 1984 г., по существу, все аспиранты, занимающиеся по программе на степень магистра, специализировались в области методологии социальной работы. Свыше двух третей из них сочетали занятие методологией с полевой практикой. Немногим более половины слушателей осваивали свою специализацию — как предмет — в конкретной практической работе.
Программы на соискание докторской степени в области социальной работы обычно имеют главной целью углубленную подготовку для исследовательской или преподавательской работы. Если еще в 1976 г. сущест-
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 15S 159 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
вовало 33 докторских программы, то к 1984 г. их количество выросло до 51. По этим программам в том же году было присвоено 245 докторских степеней. Предлагаемые степени — это и доктор философии, и доктор социальной работы, причем последняя предусматривается большинством из указанных выше программ. В последние годы возрос интерес к "клиническим" докторским программам, по которым слушатели, уже получившие степень магистра, проходят углубленный курс подготовки, рассчитанный на высококвалифицированную практическую деятель- ность. Было бы идеально, если бы все три уровня обучения социальной работе, несмотря на все их различия, были взаимосвязаны и дополняли друг друга, были бы сопоставимы и обеспечивали преемственность. В действительности, однако, проблема их увязки, преемственности не решена, несмотря на все предпринимаемые усилия. Специальная комиссия Совета по образованию для социальных работников занималась этой проблемой, предложив несколько альтернативных вариантов ее решения, включая создание общего фундамента накопления учебного материала с набором основных параметров необходимых профессиональных знаний. Однако многие вопросы так и остались без ответа: насколько могут быть увязаны уровни обучения? Соответствует ли с профессиональной точки зрения содержание учебного материала, преподаваемого на первом (бакалаврском) уровне, содержанию магистерских программ? Какие методы были бы достаточно эффективны при сравнительных оценках содержания профессионального уровня обучения на первом (на степень бакалавра) и на втором (на степень магистра) уровнях? Насколько полученный на первых двух уровнях профессиональный багаж знаний достаточен для дальнейшего углубленного изучения профессии и подкрепляет этот следующий, углубленный уровень? Что связывает между собой второй (магистерский) и третий (докторский) уровни? И хотя на практике существуют какого-то рода формальные и неформальные увязки между тремя уровнями, последовательный курс настоящей преемственности обучения социальной работе до сих пор так и не разработан. Аттестация Наиболее наглядной, видимой глазу функцией Совета по образованию социальных работников является аттестация. Президент совета назначает Комиссию по аттестации, которая в своей повседневной деятельности работает независимо, руководствуясь своим уставом в рамках установленной компетенции. Комиссия наделена правом сертификации программ обучения как на степень бакалавра, так и на степень магистра. Она является единственным органом, которому поручена аттестация в сфере обучения социальной работе, в ее состав входят специалисты, занимающиеся методологическим и организационным руководством процессом обучения к непосредственно обучением слушателей, представители учреждений социальной работы, а также два лица, представляющие общественность и не имеющие отношения к обучению социальной работе. В 1980 г. Комиссия по аттестации приступила к разработке нормативов по подготовке студентов школ социальной работы, а также нормативов на степень магистра. При этом комиссия руководствовалась единой стратегией составления учебных планов, определявшей все, что связано с аттестацией. Эта стратегия была принята для обоих уровней обучения социальной работе правлением директоров совета. Правление директоров Совета также одобрило введение в действие аттестационных нормативов, разработанных Комиссией по аттестации. В отличие от всех прежних установок, в 1984 г. было введено четкое разграничение, по каким нормам аттестовать сами учебные учреждения ("право членства") и как оценивать программу подготовки слушателей, претендующих на получение степени бакалавра и степени магистра. Норматив "права членства" вводится для того, чтобы установить, отвечают ли вообще школа и учебные программы критериям, установленным для оценки качества подготовки и присвоения степени. Для программ начального уровня (на степень бакалавра) требования нормативов таковы: 1) программа должна являться составной частью работы такого учебного заведения, которое уже аттестовано на право присваивать степень бакалавра, 2) руководитель учебного заведения обязан не только не препятствовать, но и содействовать проверке программ со стороны Комиссии по аттестации, 3) учебное заведение должно указывать в документе, выдаваемом слушателям, что они выполнили программу подготовки, требующуюся для начала профессиональной практики. Другие нормативы требуют, чтобы в документе указывалось, что социальная работа является основным (профилирующим) видом занятий в данном учеб- ном заведении. Программы подготовки к социальной работе должны предусматривать изучение соответствующих предметов в перечне учебных специальностей. Наконец, требуется, чтобы директор программы обладал соответствующей квалификацией, а на профессорско-преподавательские должности назначались лица, имеющие степень магистра к практический опыт профессиональной социальной работы, причем не допускается дискриминация по любому признаку. Стандарты (нормативы) при аттестации программ, дающих подготовку к степени магистра, весьма схожи с вышеуказанными. Разница заключается в наличии требований о том, чтобы в программе указывалось, что она готовит слушателей для более углубленной работы в социальной области, дает двухгодичную подготовку по полной программе к что данное учебное заведение имеет освобожденного декана или директора. После того как нормативы доведены до школы социальной работы или соответствующего факультета или другого подразделения, занимающегося в том или ином учебном заведении подготовкой специалистов по социальной работе, школа (подразделение) может представить в Комиссию по аттестации отчет по существу своей программы и пройти экспертизу, осуществляемую квалифицированными преподавателями и практиками, назначенными комиссией. Для уровней подготовки на степень бакалавра и степень магистра нормативы хотя и отличаются друг от друга, в целом затрагивают одни и те же вопросы: цель и практический "выход" программы обучения, степень автономности, соответствие учебного плана основной инструкции, штатное расписание профессорско-преподавательского состава, его права и обязанности, руководители программ, их консультирование, права слушателей, порядок, исключающий дискриминацию по этническим и каким-либо другим причинам, права женщин, имеющиеся ресурсы, а также наличие экспериментальных или новаторских и альтернативных программ. Стандарты (нормативы) 1984 г. позволили решить ряд принципиальных вопросов обучения. Например, при обучении профессиональной социальной работе дискутировался вопрос о взаимосвязи между профессиональным обучением и общим гуманитарным образованием. Одни преподаватели, занятые в сфере обучения социальной работе, считали, что гуманитарные науки представляют собой необходимый фундамент для профессионального обучения, в то время как другие полагали, что знания, приобретенные человеком в студенческие годы, менее важны, чем последующая, уже практическая мотивация выпускника. Эта проблема стала, несомненно, весьма актуальной, когда Национальная ассоциация социальных работников и Совет по образованию социальных работников признали степень бакалавра в области социальной работы в качестве первой профессиональной степени. Комиссия по аттестации поставила вопрос по-своему, потребовав, чтобы программы обучения на получение степени бакалавра четко обеспечивали такой порядок, когда студенты, прежде чем прослушать курс обучения социальной работе, получили гуманитарное образование. Установление нормативов еще раз привлекло внимание к необходимости сохранять автономность программ обучения социальной работе (в системе общего образования), подтвердило, что преподаватель, обучающий студентов, претендующих на степень бакалавра, должен иметь степень магистра социальной работы. При этом подчеркивалось положение о том, что полевая практика также должна быть безусловно подчинена задачам обучения практическим навыкам социальной работы. В новых нормативах уточнены и расширены требования предыдущих нормативных актов о необходимости учитывать различный культурный уровень слушателей, особенности работы с женщинами, а также о недопустимости дискриминации. Нормативы в указанной области одинаковы для обоих уровней обучения (на степень бакалавра и на степень магистра). При этом особо отмечается, что каждый аспект организации и осуществления программы должен быть свободен от дискриминации по признакам расы, цвета кожи, возраста, вероисповедания, этнического или национального происхождения, а также по причинам инвалидности и той или иной политической или сексуальной ориентации. Курсы, значащиеся в учебных планах, должны строиться с учетом различий в расовом, этническом и культурном отношении. Нормативы также требуют, чтобы в читаемых курсах и на практике специально и постоянно учитывались сугубо женские проблемы и специфика роли и статуса женщин. Комиссия по аттестации всем появляющимся новым программам присваивает кандидатский, а затем первоначальный аттестационный статус. По окончании периода первоначального аттестационного статуса программа аттестуется на семилетний срок. Комиссия имеет право отсрочить аттестацию,
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 160 161 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
продлить срок аттестования или отозвать свое решение об аттестации. Непрерывное образование В конце 60 — начале 70-х годов были приняты первые долгосрочные программы повышения квалификации в области социальной работы; с тех пор количество подобных программ значительно возросло. Из-за бюджетных ограничений 80-х годов их число на время сократилось, сократилось и количество обучающихся. Тем не менее существует немало факультетов, краткосрочных курсов и семинаров в рамках обучения социальной работе, которые призваны помогать практическим работникам освежить знания, оттачивать профессиональное мастерство и осваивать новую методику работы, новые сферы деятельности. Программы повышения квалификации разрабатываются либо непосредственно в системе школ или факультетов социальной работы, либо на общеуниверситетских курсах повышения квалификации. Действующая инструкция и нормативы аттестации устанавливают, что программы повышения квалификации в системе обучения социальной работе не могут заменить нормальное систематическое обучение и, соответственно, не являются основанием для присвоения степени бакалавра или магистра социальной работы. Но часть учебной программы на степень бакалавра или магистра может быть предложена для программы курсов повышения квалификации, особенно для лиц, готовящихся заниматься по профессиональной программе. В отдельных штатах США регулярное обучение на курсах повышения квалификации прямо связано с продвижением по службе и с прибавкой в зарплате. В других штатах лицензионные законы о праве на занятие должности социального работника требуют от этих лиц нескольких свидетельств о повышении квалификации до очередного продления лицензии. Руководители программ обучения социальной работе и лицензионные учреждения для социальных работников зачастую сотрудничают в организации курсов повышения квалификации для работников социальных служб. Международный аспект Сессии Международной ассоциации школ социальной работы, проходящие один раз в два года, являются основными форумами для обмена идеями и оценки постановки дела обучения социальной работе в разных странах мира. Хотя практика аттестаций существует только в США и международного стандарта для оценки качества подготовки социальных работников не имеется, Международная ассоциация установила критерии для регистрации школ социальной работы. Эти критерии требуют, чтобы программы обучения формулировали "содержание социальной работы, как она понимается в данной стране". Другие требования связаны с определенными правилами аттестации в Соединенных Штатах и Канаде: продолжительность программы (два года, включая подготовительный курс), характер обучения профессии (теоретический или прикладной), штат освобожденных работников, занятых в процессе обучения, библиотечные ресурсы, практика приема на обучение и т. п. Продолжительность обучения, форма подготовки и ее особенности различаются в зависимости от национальных особенностей той или иной страны, ее культурных традиций и принятой системы высшего образования. В 1984 г. членами Международной ассоциации были 476 школ: 100 в Азии, 34 в Африке, 209 в Европе и на Ближнем Востоке, 34 в Латинской Америке и в Карибском бассейне, 88 в Северной Америке и 11 в Океании. Международная ассоциация проводит не только свои сессии, но и специальные семинары, консультации, осуществляет специализированные проекты по таким темам, как планирование семьи и обучение населения по программам развития местных районов проживания, подготовка работников среднего уровня для этих районов, проводит сравнительное изучение постановки дела обучения социальной работе в Европе. Ряд школ и программ социальной работы уже непосредственно в Соединенных Штатах организуют международные курсы социальной работы. Обучение и практика Процесс обучения социальной работе развивался на базе социальных учреждений, в тесной связи с практикой их работы. Однако практики и преподаватели зачастую совершенно по-разному видят цели обучения и пути подготовки к практической работе. Социальное учреждение обязано в соответствии со своим предназначением обеспечить предоставление услуг в рамках своих возможностей. Та или иная программа или школа социальной работы ориентирована на такую же сферу деятельности, как и данное социальное учреждение, но в то же время должна отвечать требованиям общего уровня высшего образования. Эти иногда дополняющие друг друга, иногда отличные друг от друга позиции социального учреждения и, например, уни-нерситета могут препятствовать желаемой высокой степени единства практической работы и учебной подготовки. Тем не менее социальные работники и учреждения в целом участвуют в процессе обучения, особенно в деле проведения практических занятий со студентами. Многие школы служат местом подготовки и переподготовки кадров для социальных учреждений. Несмотря на то что Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников — это отдельные, независимо друг от друга существующие организации, они занимаются общим делом, в котором, однако, отражаются и некоторые противоречия между потребностями практики и теоретического обучения. К примеру, Национальная ассоциация последовательно участвовала в аттестации бакалаврских и магистерских программ, выступая в то же время за большую роль практики в процессе обучения профессии. Экспертные комиссии по аттестации включают в свой состав практических работников и дают свою оценку учебным планам полевой практики, но в центре их внимания главным обратом находится то, как формулируются и достигаются задачи обучения. Практическая деятельность и теоретическое обучение все чаще совмещаются в процессе полевой, рабочей практики слушателей. По мере того как социальная работа все дальше развивалась по сравнению со своим стартовым, ученическим этапом, социальные учреждения стали рассматриваться скорее как лаборатория обучения, а не как полигон практической подготовки. Эта перемена ролей породила надежды на то, что руководители практики из числа сотрудников социальных учреждений будут лучше изучать роль j тих учреждений и ключевые элементы учебных программ социальной работы, связанные с теоретическими аспектами обучения. Поскольку вскоре стало ясно, что эти надежды едва ли оправдаются, некоторые школы в 60-х и 70-х годах пошли по пути создания групп руководителей практики из числа своих преподавателей. При этом некоторые преподаватели считали, что подобный подход усилил процесс соединения теории с практикой, в то время как другие полагали, что создание таких групп является надуманным делом, поскольку сами преподаватели не обладают опытом практических социальных работников. Согласие здесь так и не было достигнуто. А финансовые затруднения 80-х годив со своей стороны вызвали резкое сокра- щение групп руководителей практики из числа преподавателей школ и директоров программ социальной работы. В итоге типовой моделью при проведении практики стала ситуация, когда школа прост о назначает руководителя (координатора) практики, который работает вместе с персоналом социального учреждения, где проходят практику слушатели, занимается распределением обучающихся по местам, наблюдает за процессом их подготовки, за тем, как они овладевают специальностью. В составе ряда школ социальной работы имеются консультативные комиссии, которые привлекают персонал социальных учреждений к участию в составлении учебных программ и служат мостиком, соединяющим теоретические и прикладные задачи обучения. Проблемы и тенденции Отношения между уровнями обучения социальной работе представляют не решенную до конца проблему. Хотя инструкция и аттестационные нормативы в какой-то степени определяют связь между уровнями обучения на степень бакалавра и степень магистра, вопросы преемственности все же остаются. В социальной работе, как и в других профессиях, отразилось изменение общественного отношения к профессиональному и специальному образованию. Необходимым условием по-прежнему остается сохранение пропорций между теорией и ее практическим приложением, между весьма широким профилем профессии социального работника и узкой профессиональной специализацией внутри ее. Многие школы и программы социальной работы в высших учебных заведениях сократили курс обучения, чтобы привлечь больше слушателей, в частности уже где-то работающих людей, которые не могут посещать занятия по полной программе. Некоторые организаторы обучения социальной работе полагают, что недостаток классных занятий или практики вполне компенсируется жизненным опытом, другие возражают против такой постановки вопроса. Аттестационные нормативы и положения инструкции не допускают преимуществ жизненного опыта перед специальной подготовкой. Они требуют сохранить достаточно продолжительный период профессионального обучения, несмотря на существующую тенденцию как можно быстрее выпустить слушателей из учебного заведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|