Воздействие положения негров на американское общество 7 глава
Итак, если взглянуть на положение дел, сложившееся в 80-х годах, то можно сказать, I ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 162 163 ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
что, по мере того как набор слушателей стабилизируется или увеличивается, уменьшаются опасения по поводу перспектив обучения и вместе с тем будет вновь уделяться больше внимания нерешенным вопросам, особенно связанным со структурой обучения и преемственностью в деле подготовки профессионалов и с качеством обучения социальной работе в целом. Гарри А. Ллойд См. также: Международная система образования социальных работников; Повышение квалификации социальных работников; Профессия социального работника: современные требования; Совет по образованию социальных работников. * Boehm W.M. (1959). Social Work Curriculum Study (13 vols.). N. Y.: Council on Social Work Education. • Council on Social Work Education (1971). Curriculum Policy for the Master's Degree Program in Graduate Schools of Social Work. In: Manual of Accrediting Standards for Graduate Professional Schools of Social Work (Appendix I, p. 55—60). N. Y.: Author. • Council on Social Work Education (1984a). Curriculum Policy for the Master's Degree and Baccalaureate Degree Programs in Social Work Education. In: Handbook of Accreditation Standards and Procedures. N. Y.: Author. ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В период 40—70-х годов подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; получасовые лекции перед небольшими группами и совместное обсуждение; семинары по вопросам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по преимуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы — выпускники колледжей. В Ассоциации служб семьи (АСС) руко-
водили подобными программами главным образом социальные работники, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями, В настоящее время подготовка к семейной жизни осуществляется в учебных группах во главе с руководителем. Он дает учащимся не-обходимые знания, развивает важные навыки и анализирует их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такие услуги бывают полезны и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуациями, как-то: временные кризисы, резкое ухудшение состояния здоровья, или имеющим хронические заболевания. В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит б—12 человек, хотя иногда их количество доходит до 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжительность занятий — 1,5—2 часа. Как правило, курс состоит из шести—восьми занятий. Наряду с этим распространены разовые группы, группы, рассчитанные на длительный срок обучения, и постоянно действующие группы. Их возглавляет профессионал, имеющий степень магистра социальной работы, получивший специальную подготовку по составлению учебной программы, процессу групповых занятий и ситуационным методам обучения. Участники групп различаются социальным происхождением, реглииозной принадлежностью и уровнем образования. Различны также их жизненные ситуации; они могут быть родителями, недавно расставшимися или разведенными супругами, родственниками людей, страдающих хроническими заболеваниями, и т. д. Группы подготовки к семейной жизни не похожи на большинство лечебных групп, главная цель которых — определить причины неадекватного поведения и посредством группового обучения способствовать корректировке эмоционального восприятия действительности. Кроме того, пациенты лечебных групп обычно испытывают страдания и боль. Целью же большинства групп подготовки к семейной жизни является углубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации личности к текущим или предстоящим жизненным изменениям. Обучение — главная цель подготовки к семейной жизни, однако оно входит также и в задачи лечебных групп. Лечебные группы и группы подготовки к семейной жизни имеют ряд общих черт, одна из которых — обмен опытом. В группах подготовки к семейной жизни чрезмерный обмен опытом не поощряется и нуждающиеся в нем направляются в психотерапевтические службы. Эмо-
циональная поддержка имеет важное значение для создания в группах подготовки к семейной жизни атмосферы сплоченности, которая способствует успешному проведению занятий. В лечебных группах подобная поддержка служит основным методом достижения сплоченности и корректировки эмоционального восприятия. Типы программ Службы подготовки к семейной жизни, предназначенные для различных стадий жизненного цикла, рассчитаны на людей любого возраста. Деятельность служб базируется на той предпосылке, что каждый человек в течение своей жизни время от времени переживает определенные изменения, адаптироваться к которым намного легче, располагая информацией о возможном ходе событий. Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на четыре категории: группы нормального развития, кризисные, индивидуального развития и адаптации. Группы нормального развития предназначены для всех категорий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Примером могут служить группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров. Кризисные группы предназначены для людей, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно знают о том, как следует вести себя в чрезвычайной ситуации, какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному образу жизни. В группы этого типа входят недавно расставшиеся и разведенные супруги, вдовы, вдовцы и безработные. Руководители групп, помимо использования методики преподавания взрослым, оказывают эмоциональную поддержку и поощряют коллективную помощь. Большинство обучаемых успешно преодолевают кризисы и возвращаются к нормальной жизни.
Группы индивидуального развития нацелены на обучение людей хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности. Участники групп этого типа хотят улучшить качество своей жизни. На занятиях не исследуют причины, объясняющие тот или иной тип поведения, а посредством специаль- ных методов обучения формируют стремление изменить его. Примером могут служить группы, где обретается уверенность в себе, повышается самооценка, возрастает контроль над стрессовой ситуацией, развиваются навыки общения. В группах адаптации занимаются лица. которые постоянно подвергаются воздействию отрицательных факторов, связанных. болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улучшению, или живут с людьми, которые находятся в подобном состоянии. Особенность таких групп состоит в том, что указанное состояние не является кратковременным и требует длительного периода адаптации. Эффективность занятий в значительной степени зависит от руководителя йот коллективной поддержки участников группы. Обучение, предусматривающее получение специальной медицинской информации, направлено на индивидуальное развитие и повышение качества жизни. Как пример можно назвать группы для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, для родственников лиц, страдающих хроническими заболеваниями. Современные тенденции Современная практика подготовки к семейной жизни значительно изменилась с начала 70-х годов. Можно выделить ряд характерных для нее тенденций. Подготовка к семейной жизни осуществляется путем преподавания множества дисциплин в самой разнообразной обстановке Составлявшая ранее лишь одну из многих сторон деятельности агентств по работе с семьей, подготовка к семейной жизни превратилась в основной компонент работы большинства таких агентств. Ее практика расширилась и охватывает не только вопросы воспитания детей, но и проблемы других членов семьи и семьи в целом. Программы занятий по подготовке к семейной жизни претерпели значительные изменения и включают теорию и методику преподавания взрослым.
Когда увеличивалось число психотерапевтических клиник в организациях АСС, школы подготовки к семейной жизни рассматривались как своего рода психотерапевтические клиники. Но развитие программ и расширение практики подготовки к семейной жизни помешали распространению этой точки зрения. Организации Службы семьи, где основное внимание уделяется обучению, по масштабам деятельности и стоящим перед ними задачам гораздо шире большинства психотерапевтических клиник. Службы под- ОБУЧЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ 164 165 ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
готовки к семейной жизни стали важной составной частью агентств по работе с семьей, что свидетельствует о профилактической направленности их деятельности. Произошел сдвиг в сторону развития программ для всех членов семьи. Если ранее в группы для родителей включались преимущественно матери, то современная практика принимает во внимание обоих родителей, причем участие отцов значительно возросло. Это отражает позицию АСС, которая считает, что ответственность за воспитание детей несут оба родителя и что они оба могут извлечь пользу из учебных программ. Мужчин, посещающих группы подготовки к семейной жизни, интересуют проблемы отцовства, контроль над стрессами, повышение самооценки и т. д. Растет число групп и для детей, в том числе групп по развитию навыков общения и уверенности в себе, групп для подростков и подготовки к браку. Первоначально группы были ориентированы на различные стадии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники действительно получали определенные знания. В середине 70-х годов наметилась тенденция расширить подготовку к семейной жизни от простого обучения до развития навыков и анализа поведения, что повлекло за собой изменение методологии. Огромное воздействие оказали на этот процесс теория обучения взрослых М. Ноулза (1973,1975) и ее практические приложения. Наряду с этим публиковались учебные программы, учитывающие различные типы переходных периодов в жизни человека. Серии публикаций АСС по программам подготовки к семейной жизни оказали огромное воздействие на изменяющуюся практику, давая возможность руководителям групп ставить перед собой более честолюбивые задачи. В большинстве групп проводятся лекции, практические занятия и работа с учебными материалами.
Если ранее занятия проводились в агентствах по работе с семьей, библиотеках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных предприятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессом, тренировка уверенности в себе, сбалансированность работы и семейной жизни, проблемы работающих супругов. Службы подготовки к семейной жизни стали главным компонентом популярных программ по оказанию помощи рабочим и служащим. Были разработаны и опубликованы учебные программы для этой аудитории. Приоритетными считаются группы повышения самооценки, тренировки уверенности в себе и укрепления дружеских отношений, подготовки к браку для старшеклассников. Интерес местных властей привлекают программы для рабочих и служащих всех возрастов, в частности для готовящихся к выходу на пенсию. В государственных учреждениях и школах занятия часто проводятся в рабочее или учебное время, на промышленных предприятиях и в строительных организациях — в обеденный перерыв. Первоначально службы подготовки к семейной жизни действовали обособленно и независимо от других социальных служб. Это было оправдано в отношении консультационной и терапевтической служб. Постепенно некоторым клиентам консультационных служб была предоставлена возможность воспользоваться дополнительными услугами. В настоящее время подготовка к семейной жизни включена уже в первоначальный план занятий. Когда начинается работа с клиентом, оцениваются не только его психосоциальные потребности, но и необходимость обучения его жизненным навыкам. План занятий имеет две цели — образовательную и психотерапевтическую. Обучение предусматривает краткие и полные курсы по развитию навыков общения, тренировке уверенности в себе и самооценке. В дальнейшем ожидается усиление этой тенденции и превращение ее в общепринятую модель социальной работы. В последнее время в практике подготовки к семейной жизни внимание сконцентрировано на работе с группами населения, стоящими в стороне от общества и ранее пренебрегавшими социальными службами. Сейчас, например, разработаны программы для проституток по вопросам воспитания детей; для заключенных — по проблемам воспитания, общения и самооценки; для матерей, оставивших своих детей, по подготовке к возвращению им родительских прав. Существуют также службы для иммигрантов, знакомящие со страной, помогающие приобщиться к ее культуре, ценностям и нормам. Особенно ярко это прослеживается в работе служб для иммигрантов из Юго-Восточной Азии и России. Проблемы Основной из них является финансирование. Как правило, профилактические службы не пользуются популярностью у финансо- вых органов и советов директоров, так как приносят меньше дохода. Вряд ли в ближайшем будущем ситуация изменится. Однако без крепкой финансовой базы службам придется сокращать свою деятельность, особенно в трудные в экономическом отношении периоды. Для продолжения и дальнейшего расширения деятельности по подготовке к семейной жизни необходимо развивать различные формы помощи со стороны общины, советов опекунов и оказывать всестороннюю поддержку соответствующим программам. Программы для промышленности и строительства станут важной составной частью практики подготовки к семейной жизни, так как доход, получаемый от этих групп, может частично использоваться на содержание других, менее рентабельных. Другой важный вопрос — обучение социальных работников как лидеров подготовки к семейной жизни. Организации Службы семьи готовят руководителей, используя специальные знания и новейшие учебные разработки. Попытки пригласить руководителей из числа бакалавров и магистров социальной работы не имели значительного успеха. Объединение концепций подготовки к семейной жизни и социальной работы имеет важное значение для расширения службы и постоянного развития новых моделей практики, использующих как терапевтические, так и образовательные методы. Пока здесь не удалось добиться большого успеха, так как предпочтение отдается психотерапевтической практике. Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Оценка результатов зачастую оказывает влияние на решение финансовых органов. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка результатов профилактики требует прошествия продолжительного отрезка времени. Кроме того, существует тенденция приписывать перемены влиянию других факторов. Следует поощрять научные исследования деятельности групп второго и третьего типов, поскольку эти службы более доступны для анализа и результаты их деятельности могут широко использоваться. Социальная работа сыграла важную роль для служб подготовки к семейной жизни. Организации и практики, занимающиеся социальной работой, лидируют в этой области, начиная с первого этапа деятельности служб подготовки к семейной жизни, когда создавалась система групп помощи иммигрантам, и кончая семинарами для матерей на нынешнем этапе, охватывающем сложные модели жизненного цикла. Благодаря развитию учебной программы подготовки к семейной жизни занятия проводят и другие специалисты — психологи, медсестры, врачи, учителя. Эта программа стала составной частью ряда социальных и медицинских профессий. С момента своего возникновения службы подготовки к семейной жизни получили широкое признание. В настоящее время они переживают период популярности и интенсивного развития. Дональд П. Рили См. также: Группы взаимной помощи; Семья и социальная работа; Семья: современные тенденции; Семья: социальные службы. • KnowlesM. (1973). Self-Directed Learning. Chicago: Association Press. • Knowles M. (1975). The Modern Practice of Adult Education. N. Y.: Association Press. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Программы общей и чрезвычайной помощи, а также программы оказания помощи в особых (непредвиденных) ситуациях предназначены для удовлетворения потребностей, которые не учитываются при выделении средств из федеральных фондов поддержки населения. Программы общей помощи представляют собой попытки штата или местных властей оказать помощь тем категориям людей, которые не имеют права на получение пособий из федеральных фондов. Среди них: одинокие люди или семьи без детей; семьи с детьми, но проживающие в штатах, на которые не распространяется действие Программы помощи семьям с зависимыми детьми; отдельные люди или семьи, которые не отвечают процедурным требованиям федеральных программ; те люди или семьи, доход которых немного превышает установленные пределы или которые ждут подтверждения на получение пособия. Выделение дополнительных средств на программы чрезвычайной помощи и программы оказания помощи в особых ситуациях может определяться либо местными, либо ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 166 167 ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
федеральными властями. Необходимость выделения дополнительных средств тем или иным слоям населения может быть вызвана стихийным бедствием, нехваткой денежных средств в семье в результате краж или иных: потерь, болезнью, требующей специальной помощи. Необходимо отметить, что во многих штатах и местностях термины "общая" и "чрезвычайная помощь' используются как взаимозаменяющие. Программы общей, помощи История. В колониальные времена дотации на оказание материальной поддержки населению выделялись в соответствии с английским Законом о бедных и ответственность за распределение этих средств ложилась на местные органы. За выполнением Закона с бедных следили местные наблюдатели, которые имели большую свободу действий и могли по своему желанию дать материальную помощь или отказать в ней. Размер и тип помощи были также отданы на усмотрение местных властей. Помощь можно было оказывать непосредственно отдельному человеку или семье. Обеспеченный человек мог предложить материальную помощь нуждающемуся. Бедняка могли взять в услужение, направить в богадельню или работный дом. Программы общей помощи в разных штатах и районах были разные, а с годами менялось и их общее содержание. В первые три десятилетия XIX в. было характерно более частое использование работных домов и богаделен. К середине века стали больше использовать выдачу пособий непосредственно из рук в руки в денежной форме. Специальных контролеров заменили обычные местные гражданские служащие. К концу века практически в половине городских областей страны были закрыты официальные управления помощи нуждающимся и бразды правления в этой сфере были переданы частным благотворительным организациям. Однако в начале XX в. многие программы помощи были возобновлены. В годы "Нового курса" президента Ф. Рузвельта по мере расширения деятельности федерального правительства в области развития программ по оказанию материальной помощи населению местные программы общей помощи обслуживали все меньшее количество нуждающихся. Однако, сохраняя многие свои традиционные особенности, они и сегодня сильно различаются в разных штатах и районах. При этом традиционно важным остался вопрос о моральных качествах человека, получающего материальную по- мощь. Многие потенциальные получатели пособий находятся в трудоспособном возрасте, и общественность высказывается за то, чтобы большинство из них работало. Многие должностные лица и представители общественности не видят смысла выделять средства для поддержки людей, многие из которых могли бы сами зарабатывать себе на жизнь. Тенденции. Согласно федеральным данным, общее число людей, получающих материальную помощь из местных источников, уменьшилось после того, как расширилась деятельность федеральных программ. Число нуждающихся в помощи людей увеличивается по мере роста безработицы. Количество получателей помощи зависит и от желания местных властей или властей штата выделять средства на всевозможные пособия. Например, в 1936 г. сообщалось о 4,5 млн человек, ежемесячно получающих материальную поддержку по линии программ общей помощи, а в 1945 г. в среднем эта цифра упала до 0,5 млн, что произошло главным образом в связи со значительным уменьшением количества безработных. К1950 г. ежемесячную помощь получали около 0,9 млн человек. С этого времени и до начала 80-х годов эта цифра колеблется от 0,7 до 1 млн человек. За этот период возрос и средний размер пособия по линии общей помощи на одного человека. Ежемесячное пособие в 1936 г. составляло 8 долл., а в 1981 г. — 127 долл. Рост пособий более чем на 80% произошел в 70-е годы. В 1981 г. на пособия было выделено 1,4 млрд долл. Современные программы. Программы общей помощи сильно различаются в штатах и отдельных районах. Их можно рассматривать как "программы последней надежды", доступные тем, кто имеет доход ниже установленных пределов и не получает федерального пособия. Программы общей помощи могут быть сужены до обслуживания одной группы людей, например инвалидов. Согласно обзору 1982 г., 23 из 42 штатов, от которых была получена информация, оказывали материальную помощь своим нуждающимся жителям, не получающим федерального пособия. Все категории нуждающихся людей, кроме работоспособных взрослых, обслуживались лишь в 10 штатах. В одном штате помощь оказывалась только семьям. Программы общей помощи только для инвалидов или для людей, которые по той или иной причине не могут работать (последняя категория может включать и здоровых взрослых людей), имели восемь штатов. Существуют самые разные пособия. В 33 из 41 штата, от которых была получена информация, существовали программы, предусматривающие выделение пособий нуждающимся на неопределенный срок. Однако в некоторых случаях человека могут лишить ткого долгосрочного пособия. Программы четырех штатов обеспечивают только краткосрочные пособия, и в двух штатах помощь оказывается только в чрезвычайных ситуациях. В двух штатах инвалиды могут получать пособие в течение неопределенного срока, г. для поддержки трудоспособного населения существуют временные ограничения. Кроме того, в 30 штатах существуют различные виды медицинской помощи, а в 11 других штатах медицинская помощь оказывается только н нескольких районах. В остальных штатах общедоступными являются окружные больницы. Необходимо заметить» что 22 программы полностью финансируются штатами, 10 — штатами и местными органами, а остальные — только местными органами. В различных процедурных правилах можно заменить проявление недоверия к людям, получающим пособие по программе общей помощи. Например, хотя федеральные программы обычно выделяли помощь в денежной форме, только в 21 программе общей помощи пособие выдавали наличными деньгами. В других же применяются такие формы натуральных пособий, как ваучеры, оплата покупок или просто выдача товаров и т. п. Материальная помощь, выделяемая по линии общей помощи, сильно различается как s разных штатах, так и внутри одного штата. Согласно обзору 1982 г., максимальный размер пособия в штатах колебался от 27 до 297 долл. Некоторые получатели помощи должны отработать полученные деньги, причем такие программы существуют во всех районах девяти штатов и в некоторых районах еще 14 штатов. Современные проблемы, в середине 80-х годов осуществление программы общей помощи во многих штатах и районах столкнулось с большими трудностями. В результате безработицы и сокращения выплат по линии федеральных программ огромное число людей и семей обратилось за помощью к местным программам и программам штатов Кроме того, ввиду растущего количества разводов возрастало число нуждающихся в помощи бывших домохозяек, которые испытывали трудности в трудоустройстве. Многие хронически больные люди, которые в 70-х годах были в связи с деинституцшишзацией выписаны из специализированных психиат- рических заведений, тоже нуждались в материальной помощи. Возможно, в результате того, что материальная поддержка оказывалась не всем нуждающимся, сегодня насчитываются сотни тысяч или даже миллионы бедных людей, и существуют определенные трудности в обслуживании этой группы населения. До сих пор очень немногие программы общей помощи принимают во внимание людей, не имеющих постоянного места жительства или проживающих в различных штатах. Штаты и небольшие районы также испытывают серьезное финансовое давление. В начале 80-х годов появилась тенденция к сокращению пособий и к ужесточению требований к получателям помощи. Например, в 1981— 1983 гг. по крайней мере в трех штатах появились программы, требующие отрабатывать полученную помощь. В одном штате программы общей помощи вообще аннулировали, а е 11 других либо был сильно урезан размер пособий, либо ужесточились правила получения материальной помощи. Права на получение пособий за это время расширились только в одном штате. В некоторых округах вернулись к использованию различных заведений типа работного дома. Программы чрезвычайной помощи и программы оказания помощи в особых случаях Программы чрезвычайной помощи обычно предусматривают поддержку в тех ситуациях, которые не планируются в общих программах, а программы особой помощи нацелены на удовлетворение нестандартных нужд людей. При этом некоторые программы чрезвычайной помощи действуют в течение продолжительного времени, а программы особой помощи могут означать выдачу единовременных пособий. Исторически сложилось так, что роль программ чрезвычайной помощи постоянно менялась. С начала 70-х годов многие программы регламентировали размеры пособий. Более очевидной стала необходимость разделения программ чрезвычайной помощи и программ оказания помощи в особых ситуациях. В последнее время большое внимание уделяется программам чрезвычайной помощи. Согласно обзору 1983 г., типичный округ с населением около 25 тыс. человек имеет пять-шесть специализированных программ. Несмотря на то что имеется достаточно широкий выбор доступных программ, более половины официальных лиц отмечали, что потребности в единовременных специальных пособиях часто не были удовлетворены, что ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 168 169 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
оставило без помощи многих нуждающихся. Эта проблема возникла потому, что специальные программы ограничены в своем распространении определенным набором потребностей и категориями людей, на помощь которым выделялись средства. Например, некоторые программы предоставляли помощь только при определенных обстоятельствах, таких, как стихийные бедствия, наличие в семье ребенка и т. п. Руководство особыми и чрезвычайными программами осуществляется на более низком уровне, чем, например, руководство программами выделения основных видов пособий. Штаты часто переносят большую часть ответственности на округа, а округа дают большую свободу непосредственно местам в решении такого рода проблем, как выделение специальных средств в определенной ситуации. Специализированные программы испытывают такое же давление извне на их деятельность, как и программы общей помощи. Согласно обзору 1983 г., попытки урезать существующую помощь или хотя бы сократить область применения программ чрезвычайной помощи предпринимаются чаще, чем попытки увеличить масштабы программ. Когда эффективность программ чрезвычайной и особой помощи становится недостаточной, местная община может обратиться в частные социальные агентства за поддержкой. Частные агентства осуществляют такие виды помощи, как хранение продуктов, помощь в доставке горячих блюд, распределение одежды, проводят в жизнь некоторые программы помощи общего направления (распределение денег, ваучеров и т. д.). Однако такого рода усилия обычно бывают менее действенными, чем программы общей и чрезвычайной помощи. Современные исследования подтверждают, что они могут удовлетворить лишь минимум потребностей, которые не обеспечены с помощью программ общей и чрезвычайной помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|