Воздействие положения негров на американское общество 8 глава
Майкл Р. Сосин См. также: Бездомные; Помощь семьям с зависимыми детьми; Пособия: система "отработки"; Программа продовольственных талонов; Социальное страхование. 'Handler J.F., Sosin M. (1983). Last Resorts' Emergency Assistance and Special Needs Programs in Public Welfare. N. Y.: Academic Press. • Social Security Administration (1982). Annual Statistical Supplement to the Social Security Bulletin. Wash., D. С: U. S. Department of Health & Human Services. • Social Security Administration (1983).— Social Security Bulletin, 46(11), 34. • Sosin M. (1982). Emergency and Special Needs Programs in the AFDC System.— Social Service Review, 56(2), 196—210. • Trattner W. (1984). From Poor Law to Welfare State (3rded.).N. Y.:FreePress • Urban Systems Research & Engineering, Inc. (1983). Characteristics of General Assistance Programs, 1982. Cambridge, Mass.: Author. ОБЩИНА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ По данной общей теме см. статьи: Здравоохранение: планирование Организация и управление в социальной работе: тенденции и проблемы Планированиеиуправление Политический анализ: методы и приемы Социальное планирование Социальное планирование в государственном секторе Социальное планирование в добровольческом секторе Социальное планирование и организация в местных общинах Территориальная община: социальные действия Территориальная община: теория и исследования Территориальная община: эволюция Участие граждан в социальных программах ОПЕКА НАД ДЕТЬМИ. См. Дети, получающие материальную помощь; Развой и раздельное проживание; Семья с одним ро дителем; Семья: современные тенденции. ОПЛАТА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. См. Больницы и социальная работа; Здраво охранение в США; Здравоохранение: финансовая база ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Организации, оказывающие социальные услуги, имеют ряд отличительных черт. 11режде всего, они работают непосредственно с теми людьми, которые являются как бы "сырьем" в их производственном процессе. Конечный результат, служащий обоснованием существования такого рода организаций, заключается в защите, упрочении и повышении благосостояния людей, которых они обслуживают.
Существует множество типов организаций, оказывающих социальные услуги. Функционирование одних связано с воспитанием или оказанием помощи престарелым. Другие занимаются дисфункциональным поведением людей, участвуя в диагностических и терапевтических программах. К организациям, "изменяющим людей", относят службы, оказывающие социальные услуги, призванные, как это определяют Й. Хазенфельд и Р. Инг-лиш, "непосредственно изменять свойства или поведение клиентов путем применения различных корректирующих и лечебных ме-тодов". Примером таких организаций служат исправительные центры для малолетних пра-вонарушителей, создаваемые по месту жительства. Для лиц с нормальным развитием предназначены услуги, призванные повысить адекватность их поведения с помощью реализации программ социализации или подготовки к жизни в коллективе. В качестве примеров таких организаций можно привести школы, создаваемые Ассоциацией молодых христианок. Структуры, где принимаются решения, методы работы организаций зависят от целей, задач, специфики клиентуры, от стиля руководства и наличных ресурсов. Существуют дне организационные модели, по которым можно составить представление о взаимосвязях между этими компонентами. Централизованная форма применяется в тех случаях, когда текущая работа является повседневной, повторяющейся, хорошо освоена персоналом, цели четко определены, а исходный материал стабилен и однороден. Децентрализованная модель больше подходит для организаций, имеющих дело с разнообразным исходным материалом или решающих нетрадиционные задачи. В этих условиях сотрудники должны иметь возможность действовать по своему усмотрению, поскольку за-
ранее сложно предусмотреть все варианты их действий. В случаях, когда на запросы клиентов приходится реагировать немедленно, при личном общении, необходим демократический стиль руководства, предусматривающий участие в обсуждении проблем и рассредоточение полномочий при принятии решений. Если же ставится задача воздействовать на поведение клиента, то нужны особенно широкая свобода выбора и применение наиболее эффективных средств. Решения в этих случаях зависят от способности персонала правильно учитывать изменившиеся обстоятельства, а управление должно заключаться в помощи сотрудникам найти себя в контексте организационных и профессиональных задач. Чем больше та часть вложений в программу, которая отводится на работу с кадрами, тем вероятнее достижение цели. Теоретические аспекты С организациями, оказывающими различного рода социальные услуги, связано множество часто противоречащих друг другу теорий, представляющих многочисленные соперничающие воззрения на предмет. Й. Хазенфельд приводит ряд причин, мешающих согласовать в теории разные виды деятельности такого рода организаций. Во-первых, сама концепция организации многолика, комплексна и с трудом поддается определению. Во-вторых, анализ в этом случае одновременно должен затрагивать несколько уровней — индивида, группу, большие трудовые коллективы и всю структуру, которую охватывает организация. В-третьих, изучение большого числа взаимодействий, структур и функций, которые включает в себя организация, требует концептуальных инструментов, присущих различным дисциплинам — социальной психологии, экономике и политическим наукам. В-четвертых, дополнительную сложность вносит несопоставимость многих организаций, занимающихся социальными услугами. Классическая Школа. Принятая классической школой теория организации ставила во главу угла формальную структуру. В классическом очерке о бюрократии М. Ве-бер предложил идеальную модель формальной, разумно организованной структуры, выведенной из юридических и рациональных посылок. По его мнению, бюрократическая структура представляет собой наиболее эффективное средство мобилизации ресурсов и власти. Юридическая власть рассматривается им как основа полномочий, которые нахо-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 170 171 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
дят свое формальное выражение в четко обозначенной иерархии учреждений и осуществляются с применением наиболее целесообразных процедур. Организация управляется на основе установленного порядка, базирующегося на конкретных знаниях. Идеальной бюрократической структуре присущи единоначалие, высокий уровень специализации, внеличностные отношения между ее членами и некие априорные качества, необходимые для получения прерогатив, связанных с должностью. Школа научного управления. Отцом школы научного управления, которая рассматривает организации как эффективные инструменты производства товаров и предоставления услуг, считают Ф. Тейлора. Его последователи пытались вывести точные законы, управляющие деятельностью каждого работника, основываясь на точном анализе, экспериментах и измерениях параметров деятельности организации. В рамках этой методики изучались затрачиваемое время и операции, чтобы определить, какое сочетание работника и машины является оптимальным для выполнения задачи. Полученные результаты определяли необходимые организационные мероприятия. Основная задача организаторов заключалась в том, чтобы заставить наемного работника сосредоточиться на порученном ему конкретном задании. Постоянный контроль и надзор за рабочими считались весьма желательными. Эту модель критиковали за механистический взгляд на организацию и за подход к рабочему как объекту, стоящему вне общества и подлежащему манипулированию исключительно как инструмент производства. Школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений возникла как реакция на теорию Ф. Тейлора. Она подчеркивала роль неформальных социально-психологических компонентов организации. Школа человеческих отношений приобрела известность в 50 — 60-х годах, чему способствовали работы Ф. Ротлисбергера и У. Диксона, давших свою интерпретацию известным исследованиям Готорна (А. Этци-они, 1964). Эти исследователи пришли к выводу, что существует связь между условиями труда, жизненными обстоятельствами и производительностью работника и что производительность зависит также от взглядов, убеждений и межличностных отношений работающих. В центре внимания этой школы были поведение человека, неформальные групповые связи внутри организации, всячески подчеркивалась роль рабочего коллекти-
ва и его воздействие на эффективность организации. Считалось, что организаторы производства должны внимательно относиться к неформальным организациям, т. е. к тем социальным отношениям, которые возникают между работниками в естественно сложившихся группах. Упор делался на людей, а не на машины, на согласие, а не на механическую исполнительность. Благодаря этой школе получили массовую поддержку идеи рабочей автономии, участия рабочих в управлении производством и демократического руководства. При этом ожидалось, что коллективное участие рабочих в принятии решений по практическим вопросам повысит чувство принадлежности к группе, удовлетворенность трудом и чувство личной ответственности работника и будет способствовать достижению целей организации. Современные теории. Теория научной организации труда и теория человеческих отношений подчеркивали каждая лишь одну из граней организационной работы. Современные же теории стремятся интегрировать формальные и неформальные механизмы деятельности организаций таким образом, чтобы в результате отследить типы их взаимовлияния. Считается, что функциональная организация — это сложный синтез динамичных структурных и межличностных процессов, где переплетаются элементы рациональности и эффективности. Основной современной школой является структуралистская, или системная. Соответствующий подход рассматривает организацию как социальную систему, состоящую из взаимосвязанных частей (подсистем), взаимодействующих и уравновешивающих друг друга. Сторонники структурализма считают, что всякая деятельность нацелена на сохранение и защиту системы, которая имеет политическую природу и подвержена конфликтам и деформациям. По их мнению, распределение власти является главным источником конфликтов, поскольку именно оно находится в центре социальных процессов, регулирующих распределение ресурсов и контроль над ними, контроль над людьми, принятие решений, выработку политики и формирование целей организации.
Цели организации. Организации, занимающиеся социальными услугами, призваны выполнять задачи, совпадающие с основными функциями общества. Как определяются их цели, которые могут быть программными и тактическими? Официальные цели представляют собой переложение законодательства и политической линии в об ласти социальной поддержки на язык программных действий. Официальные, программные цели содержат ценностные предпочтения, а также идеологические и теоретические представления о проблемах и нуждах людей. Организация формулирует для себя цели, и исходя из этого ее будут оценивать и спрашивать с нее отчет. Они обозначают спектр человеческих проблем и потребностей, находящихся в сфере юридических прерогатив организации, а также наиболее целесообразные стратегические способы, позволяющие добиваться результата. Поскольку необходимо удовлетворить запросы различных контингентов клиентов, организации обычно имеют несколько целей. Они могут быть совместимыми либо несовместимыми, и иногда им умышленно придается расплывчатая, неопределенная форма, позволяющая примирить различные интересы. Й. Хазенфельд отмечает, что недостаточная конкретность может быть средством оправдания противоречивых действий и удовлетворения столь же противоречивых потребностей в средствах. Г. Ханнан и Г. Фримэн (1977) определяют цели организации как многомерные, трудно поддающиеся конкретизации и неустойчивые. В 1973 г. Л. Мор подразделил цели организации на два типа в зависимости от их функционального предназначения. Транзитивные (переходные) цели включают воздействие программы или услуги на внешнюю среду, иначе говоря, изменение или сохранение определенной ситуации. По мнению Мора, эти цели, обыкновенно составляющие основной смысл существования организации, сосуществуют с рефлексивными целями, обеспечивающими выживание организации. Эти последние цели принимают форму мотива, побуждающего всех членов вносить адекватный вклад. Так, переходная цель общинного центра может заключаться в сокращении юношеской преступности в районе путем создания условий для отдыха и учебы. А чтобы поддержать собственное существование как организации, центру необходимо иметь рефлексивную цель, заключающуюся в изыскании средств и других необходимых ресурсов. Для достижения успеха организация должна поддержи-пать динамичное равновесие между этими 1гелями, хотя оценивать ее будут прежде всего и связи с транзитивными целями, поскольку через них организация отрабатывает выданный ей обществом мандат. Соответственно, можно считать ненормальным такое положение, когда транзитивные задачи оттесняются на второй план рефлексивными. Это рассматривается как грубая организационная деформация. Внешняя среда Организации социальных услуг существуют в меняющемся мире общины. Приходится изыскивать, удерживать и отстаивать поступление средств из государственных и частных источников по мере того, как интересы и приоритеты общины смещаются с одной проблемы или потребности на другую. Изменяются юридические требования, регулирующие деятельность организаций. Новую направленность получают методы оказания услуг, причем это не всегда совпадает с желаниями потребителей. Ощущая в этих условиях угрозу своему существованию, социальные организации вынуждены изучать внешнюю среду и приспосабливаться к бесчисленным вариантам давления извне. Решающее влияние остается за теми кругами, от которых зависит непосредственное выделение финансов; среди государственных источников — это Министерство здравоохранения и социальных услуг, департаменты социального обеспечения в штатах, общинные советы психического здоровья. В частном секторе средства поступают от различных программ, фондов и за счет взносов клиентов. Юридическое узаконение своей деятельности организация получает через государственные акты или от частного попечительского совета. Органы, наделяющие организацию юридическими прерогативами, дают оценку ее дея тельности и подтверждают ее целесообразность. Организация, оказывающая социальные услуги, не может существовать без клиентов. Клиентура заслуживает всяческого внимания в плане ее сохранения и расширения. Еще один важнейший фактор, от которого зависит успех многих программ, — наличие вспомогательных услуг. Так, например, агентство по обслуживанию детей нуждается в больнице для лечения своих клиентов, а центр, действующий в общине, обращается к ближайшим церквам в поисках добровольцев для выполнения своих программ. Среди таких вспомогательных форм взаимодействия между организациями может быть взаимное направление клиентов и выделение обученного персонала. С. Эмери и Э. Трист (1965) отмечают, что возможные формы взаимоотношений организаций с внешней средой образуют некий континуум. На его первоначальном этапе агентства почти не соприкасаются между со- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
772 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
бой, и, следовательно, у них нет необходимости принимать во внимание существование друг друга. Некоторые организации в этой ситуации могут установить между собой устойчивое взаимодополняющее сотрудничество. Это — мирная, стабильная среда. Промежуточный вариант характеризуется определенным уровнем нестабильности и конкуренции, в результате чего при планировании собственных действий приходится учитывать возможные шаги или противодействие других организаций. Чтобы достичь большей предсказуемости поведения партнеров, можно попытаться заключить соответствующее соглашение, создать совместные или координирующие органы типа планового совета общины. В определенных же случаях агентства могут обнаружить, что находятся в весьма неустойчивом окружении с постоянно меняющимся характером взаимоотношений, нестабильностью в распределении сфер влияния и ресурсов. Ход событий малопредсказуем, а получение средств сопряжено с острой конкуренцией. В такой ситуации цели и характер услуг, оказываемых агентством, могут претерпеть значительные изменения. Создание в рамках общины координационных структур способно снизить неустойчивость и стабилизировать деятельность конкурентов на той территории, где они функционируют. При этом взаимодействие, доверие и сотрудничество между организациями в значительной мере зависят от того, достигается ли согласованность в отношениях между агентствами под нажимом сверху (со стороны финансирующей организации или законодательного органа) или же на добровольных началах. Таким образом, можно выделить четыре типа отношений между организациями. а) добровольные, нерегламентированные; б) добровольная координация на основе со В моделях взаимодействия, разработанных С. ЛевиномиР. Уайтом и основанных на обмене, делается упор на добровольности отношений между организациями, каждая из которых преследует свои собственные цели. Гармоничность связей между партнерами зависит здесь от того, насколько они нуждаются во взаимном обмене ресурсами и способны договориться по вопросам, касающимся клиентуры, целей и профиля каждой организации. Созданные на добровольной основе ко- ординирующие органы, такие, как плановые советы общин, способствуют тому, что обстановка становится более определенной. Повышается взаимная предсказуемость, но, возможно, за счет уменьшения гибкости Сужение автономности в некоторых случаях может быть приемлемой платой за большую стабильность. Такие отношения, основанные на принципе добровольности, оставляют каждому участнику право выйти из соглашения, если потери для него будут превосходить получаемые выгоды. В тех случаях, когда связи носят обязательный характер, вышестоящая организация может настаивать на том, чтобы агентства взаимодействовали независимо от их желаний, и сделать их взаимодействие условием одобрения их бюджета. Агентство, существование которого зависит от данного источника средств, лишено выбора и должно участвовать в соглашении, даже если это противоречит его интересам. Если же между участниками возникнут острые разногласия, такое обязательное соглашение может оказаться подорванным, распасться или уступить место иерархической системе, в которую будут принудительно объединены отдельные программы. Наиболее регламентируемым является такой тип отношений, когда диктуются связи и цели. Так, окружной совет по психиатрическим больницам может наблюдать за программами услуг на своей территории, иметь право определять потребность в услугах, решать вопросы об их предоставлении, заключать контракты и давать дотации на определенных условиях, оценивать программы и планировать дальнейшую работу. Отдельные агентства зависят от центра в отношении ресурсов и должны подчиняться его требованиям, но взамен получают большую предсказуемость в смысле предоставления финансовых средств, клиентуры и дополнительных услуг от других организаций в данном районе. В конечном итоге окружение, в котором Структура и контроль Разделение труда и координация являются ключевыми аспектами внутренней организационной структуры и предполагают целенаправленный контроль за ходом работы, который позволяет поддержать ее эффективность. Организационная структура представляет собой административный механизм, предназначенный для того, чтобы сбалансировать дифференциацию, порожденную разделением труда, с интеграцией и координацией, необходимыми для выполнения поставленных задач. Одним из важнейших аспектов структуры является централизация — комбинация сосредоточения и распределения полномочий в принятии решений внутри организации. Концентрация власти в высшем эшелоне Отметим, что по мере роста организаций и повышения уровня квалификации их персонала высшим руководителям становится все труднее держать в своих руках все функции, связанные с принятием решений. Таким образом, децентрализация отчасти порождается необходимостью; она культивирует качества, необходимые для того, чтобы организация могла успешно приспосабливаться к различным ситуациям, прививает людям чувство сопричастности к ее целям. Л. Кам-мингс и К. Бергер обнаружили, что более активное участие работника в принятии решений понижает чувство отчужденности от труда, неудовлетворенность работой, вызывает уважение к руководителям, повышает производительность труда и улучшает взаимные контакты. В социальных организациях проблема власти и стиля руководства осложняется неопределенностью целей программ и применяемых методов, частой сменой персонала и клиентов и неустойчивостью окружающей среды. Эти организации представляют собой, по определению Й. Хазенфельда, "свободно сконструированные системы", компоненты которых не слишком точно и тщательно подгоняются друг к другу. Деятельность сотрудников контролируется слабо. Руководители зависят от своих подчиненных в получении информации, необходимой для направления работы организации. Для достижения успеха здесь полезнее профессионализм, чем бюрократический контроль. В социальных организациях нельзя заранее предсказать, как будут развиваться отношения между сотрудником и клиентом, и это обстоятельство можно преодолеть только на основе взаимодействия между сторонами, а не опираясь на официальную административную структуру. Общий успех такой организации зависит от чувства профессионального долга и здравого смысла сотрудников, работающих непосредственно с клиентами. Подводя итоги, можно сказать, что участие в принятии решений соответствует потребностям персонала, способствует эффективности существующих процедур, улучшает моральное состояние сотрудников и их удовлетворение результатами своего труда, облегчает решение стоящих перед организацией задач, стимулируя производительность и качество труда, сводя до минимума возможные сбои в работе. Сопричастность приносит радость от работы, улучшает общее настроение, повышает сплоченность сотрудников, заинтересованность персонала в клиентах и результативность работы с ними, точность информации, необходимой для принятия решений. Технология Отличительная черта социальных организаций состоит в том, что они обслуживают людей, помогая им измениться, развиться или сохранить себя. Способы действий здесь могут быть так же разнообразны, как и сам исходный материал и будущие результаты. Задачи, требующие решения для достижения целей, и необходимые действия представляют собой технологию. К. Перроу определяет технологию как "действия, совершаемые индивидом над объектом в целях его изменения с применением или без применения орудий и механических приспособлений. Объектом или "сырьем" могут служить живое существо,
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 174 175 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
в том числе и человек, или неодушевленный предмет". Этот взгляд на деятельность организации включает несколько компонентов — изменчивый или устоявшийся характер задач, предсказуемый диапазон поиска в нестандартных ситуациях, однородность или разнородность исходного материала. Й. Ха-зенфельд полагает, что сравнение социальных организаций может проводиться исходя из таких посылок, как особенности клиентов, с которыми им приходится работать, знания, используемые в процессе этой работы, характер взаимодействия между сотрудником и клиентом, контроль, осуществляемый клиентом по отношению к используемым процедурам, а также организация и последствия деятельности персонала. Стандартизация задач рабочего процесса становится возможной, когда они носят рутинный, предсказуемый характер, а исходный материал единообразен. В других случаях задачи могут вытекать из конкретной ситуации и потому быть весьма разнообразными. Поиск альтернативных решений приходится вести в широком диапазоне, без достаточной определенности, а исходный материал весьма разнороден. Главным в техно логии социальных услуг становится адекватная оценка клиента и его потребностей. Существовала точка зрения, что в принципе все клиенты одинаковы, разница заключается лишь в характере и степени их немощности ч необходимых услугах, и потому все действия организации должны исходить из этих особенностей. Потребности людей могут различаться по типам (отсутствие пищи, жилья, медицинской помощи) и степени (от необходимости оказания широкой помощи до минимальной и от долгосрочной до временной). Исходя из этих вполне определенных категорий могут планироваться и осуществляться весьма конкретные меры. Другой подход диктуется скорее различиями, нежели сходством клиентов. Клиенты рассматриваются как индивиды, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания, так что планировать действия нужно в каждом отдельном случае, а не для целых категорий. Очевидно, в этих условиях для эффективного вмешательства необходимы разносторонняя подготовка персонала и широкий диапазон профессионального мастерства. Социальный работник стремится к адекватной реакции на конкретную потребность клиента. Если задача ему знакома, его действия будут быстрыми, не требующими долгих раздумий. В незнакомых условиях поиск под- ходящего решения потребует времени. Он может быть рутинным, в форме обращения к литературе или к руководителю, а может быть и неформальным, основанным на интуиции, на методе проб и ошибок, на опыте, профессиональном суждении и т. д. Во внимание должны быть приняты возможные изменения в техническом исполнении и в исходном материале. Клиент и ситуация могут восприниматься как нечто стабильное, единообразное и доступное для понимания, а могут рассматриваться как явления многоплановые, нестабильные, недостаточно понятые. Точно так же технология вмешательства может быть рутинной и лишь слегка видоизменяться, а может предусматривать нестандартные ситуации и поиск новых решений. Организации стремятся привести в соответствие применяемую ими технологию и структуру. Когда задачи, исходный материал и события можно предвидеть, есть возможность планировать действия заранее, и отдельные работники в меньшей степени нуждаются в самостоятельности. И напротив, организации, часто встречающиеся с исключительными ситуациями, касающимися их клиентов или методов помощи, в меньшей степени могут заранее конкретизировать свои действия. Поэтому координация должна осуществляться скорее через взаимодействие, обратную связь и взаимное согласование, нежели путем централизованного контроля. Оценка организаций В последние годы в связи с удорожанием социальных услуг общественность стала требовать от организаций, оказывающих эти услуги, большей открытости и эффективности. Проводятся оценочные исследования с целью установить, в какой мере организация, оказывающая социальные услуги, или программа социальных услуг вносит свой вклад в изменение клиента и его ситуации или в достижение другой конкретной цели. Под термином "оценочное исследование" имеется в виду: а) изучение эффективности практической работы в достижении запланированного конечного результата; б) выяснение адекватности условий и персонала для осуществления программы в соответствии с принятыми нормативами; в) проверка того, насколько достигнутые результаты удовлетворяют потребность данной общины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|