Les points forts et les points faibles
Стр 1 из 17Следующая ⇒ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ __________________________________________ И.Н. ГАВРИШИНА, А.С. КРЫЛОВА, Г.Ф. ПОПОВА
Ф Р А Н Ц У З С К И Й Я З Ы К
Д Л Я Э К О Н О М И С Т О В L E F R A N Ç A I S E C O N O M I Q U E
(B 1 – B 2)
МОСКВА
Гавришина И.Н., Крылова А.С., Попова Г.Ф. Французский язык для экономистов: Учебник по французскому языку как языку специальности – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2007. – 243 с. Учебное пособие направлено на формирование языковой и переводческой комтепенций, которые позволят будущим специалистам экономического профиля использовать французский язык в их профессиональной деятельности. Учебное пособие соответствует уровням B1-B2, предложенным Европейским Советом, и предназначено для студентов III года обучения факультетов МЭО и МБДА МГИМО (У). Оно также может использоваться в различных высших учебных заведениях, где преподается французский язык при подготовке специалистов, связанных с экономической деятельностью. ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие представляет собой переработанный вариант изданного в 1998 г. учебного пособия «Французский язык для экономистов», авторами которого являются Аксенова А.К., Гавришина И.Н., Крылова А.С., Попова Г.Ф. В разработке структуры и первичном редактировании издания, опубликованного в 1998 г., принимала активное участие Аксенова А.К. Обновленный вариант пособия, составленного в соответствии с требованиями Программы Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД РФ по иностранным языкам (первый язык) "Цикл: бакалавр-специалист", обеспечивает уровень владения французским языком, соответствующий уровням B1-B2, предложенным Европейским Советом. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов III года обучения факультета международных экономических отношений и факультета международного бизнеса и делового администрирования, овладевших основами нормативной грамматики и лексики в объеме первых двух лет обучения и приступающих к изучению французского языка как языка специальности. Оно может использоваться и в других высших учебных заведениях, где преподается французский язык при подготовке специалистов, связанных с экономической деятельностью. Данное учебное пособие может быть рекомендовано и при самостоятельной работе над французским языком для лиц, желающих приобрести навыки понимания и перевода французских экономических текстов.
Профессионально ориентированное обучение французскому языку предполагает тематическую обусловленность используемых учебных материалов. В пособии раскрываются следующие темы из действующей программы по французскому языку как языку специальности: - экономика Франции; - экономика России и стран Центральной и Восточной Европы; - мировая торговля; - маркетинг; - страхование; - предприятие. Учебное пособие построено на оригинальных текстах, заимствованных из французской и русской прессы, экономической литературы, справочных изданий и различных интернет-ресурсов. В некоторых случаях тексты подвергались сокращению и незначительной обработке в соответствии с задачами обучения французскому языку как языку специальности на данном этапе. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи Учебное пособие направлено на формирование языковой и переводческой компетенций, которые позволят будущим специалистам экономического профиля использовать французский язык в их профессиональной деятельности. Данная комплексная цель при профессионально ориентированном обучении французскому языку достигается в результате решения следующих дидактическиз задач:
1) овладение экономической терминологией на французском языке в пределах тематики пособия; 2) развитие навыков чтения оригинальной профессионально значимой литературы (ознакомительного и изучающего); 3) совершенствование навыков говорения в рамках профессионального общения (а именно навыков устной подготовленной речи - изложения текстов экономического содержания в сокращенной, структурированной и перефразированной форме -, а также умений выражать различные коммуникативные намерения - давать оценку, выражать согласие или несогласие и т. д.); 4) развитие навыков зрительно-письменного, зрительно-устного и реферативного перевода (формирование устойчивых навыков перевода экономических терминов, ознакомление и овладение основными техническими приемами для преодоления переводческих трудностей, связанных с лексическими и грамматическими особенностями французского языка). Следует отметить, что данное учебное пособие не содержит теоретических принципов перевода с французского языка на русский, которые довольно подробно изложены во многих учебных пособиях. Оно носит скорее практический характер и позволит студентам в достаточной степени овладеть переводческой компетенцией, и прежде всего ее технологической составляющей, необходимой для будущей квалифицированной профессиональной деятельности.
Содержание Учебное пособие состоит из 6 уроков и приложения. Оно построено по тематическому принципу: Урок 1 - Экономика Франции (Гавришина И.Н.) Урок 2 - Экономика России и стран Центральной и Восточной Европы (Крылова А.С.) Урок 3 - Мировая торговля (Крылова А.С.) Урок 4 – Маркетинг (Попова Г.Ф., Крылова А.С.) Урок 5 – Страхование (Попова Г.Ф.) Урок 6 – Предприятие (Гавришина И.Н.) Приложение включает: фразы и выражения, используемые при устном изложении содержания текста; сводную таблицу языковых средств, выражающих определенные смысловые отношения; сводную таблицу основных словообразовательных элементов (приставок и суффиксов); правила написания, чтения и произношения на французском языке чисел, условных обозначений; список сокращений, встречающихся в текстах пособия.
Структура урока Каждый урок состоит из 4-х разделов, словаря и рассчитан на 5-6 аудиторных занятий и структурирован вокруг работы с основным текстом, что и определяет набор типовых упражнений, их содержание и последовательность выполнения. Раздел I содержит предтекстовые упражнения, направленные на формирование экономического тезауруса студентов и на снятие трудностей (в основном терминологического характера), которые могут возникнуть при чтении и переводе основного текста урока. Они включают: a) упражнения на образование терминов с помощью различных словообразовательных элементов; б) упражнения на введение и первичное закрепление активной терминологической лексики по теме урока. Раздел II состоит из основного текста, предназначенного для зрительно-письменного перевода, и комментариев, в которых объясняются различные переводческие трудности, встретившиеся в тексте. Работа с основным текстом урока рассчитана на 2-3 урока. Раздел III включает упражнения, направленные на: а) отработку на уровне отдельных фраз лексико-грамматических трудностей перевода, отраженных в комментариях к основному тексту; б) контроль усвоения терминологии по теме. Для лучшего овладения некоторыми переводческими приемами и в целях формирования более прочных навыков перевода в III разделе также предлагаются упражнения на комментарии предыдущих уроков. В этом случае в скобках к заданию дается ссылка на конкретный комментарий того или иного урока. Раздел IV содержит задания, которые нацелены на активизацию как общих, так и профессиональных умений и навыков. Он включает: а) задания на развитие навыков чтения экономической литературы на французском языке (ознакомительного и изучающего); а) задания, направленные на формирование умения излагать содержание экономического текста в сокращенной, структурированной и перефразированной форме (это умение развивается с помощью определенной системы упражнений поэтапно, от урока к уроку);
б) задания на развитие навыков зрительно-письменного, зрительно-устного и реферативного перевода, при выполнении которых студенты должны выявить в тексте переводческие трудности и, используя отработанные приемы преодоления этих трудностей, сделать адекватный перевод текста; в) задания, нацеленные на соверщенствование навыков монологического высказывания и умений выражать различные коммуникативные намерения (давать оценку, выражать согласие или несогласие, и т.д.). Все тексты IV раздела расширяют и дополняют тематику основного текста урока. Словарь к уроку является тематическим и подан в алфавитном порядке. Он включает терминологию, необходимую для понимания и перевода основного текста урока и некоторых текстов из IV раздела, за исключением текста, предназначенного для письменного перевода с французского языка, который предполагает использование двуязычных общего и специального словарей. Для работы по данному учебному пособию могут быть рекомендованы следующие словари:
В.Г. Гак, К.А. Ганшина. Новый французско-русский словарь. М.: Русский язык, 1993. Л.В. Щерба, М.И. Матусевич. Русско-французский словарь. М.: Русский язык, 1988. Г.С. Иванова, Е.П. Островская, К.С. Гавришина, В.С.Сергеев. Французско-русский экономический словарь. М.: Русский язык, 1995. К.С. Гавришина, И.Н. Сысоев. Русско-французский и французско-русский валютно-кредитный и финансовый словарь. М.: Русский язык, 1992. Авторы УРОК 1 L'ECONOMIE DE LA FRANCE Раздел 1 1. С помощью приставок "sur-" и "sous-" образуйте термины, объясните их значение и переведите. Значение приставок и суффиксов объясняются в приложении № 3 (стр. 227): Например: 1) effectifs (m.pl.)[занятые] - sur effectifs (m.pl.) = des effectifs supérieurs (trop importants) par rapport aux besoins réels - избыточная рабочая сила 2) emploi (m.) [занятость]- sous -emploi (m.) = l'emploi d'un nombre de travailleurs inférieur au nombre de travailleurs disponibles - неполная занятость "sur-": production (f.), capacités (f.pl.) de production, consommation (f.), population (f.) "sous-": production (f.), capacités (f. pl.) de production, consommation (f.), investissement (m.) 2. Во французско-русском словаре найдите однокоренные слова, образованные от следующих существительных, и переведите их: industrie (f.), entreprise (f.), production (f.), importation (f.), exportation (f.), consommation (f.), investissement (m.), modernisation (f.), concurrence (f.), emploi (m.) 3. Найдите соответствующее определение для каждого из терминов: chiffre (m.) d'affaires, branche (f.), filière (f.), groupe (m.), entreprise (f.) 1)... est une unité économique autonome qui produit des biens ou des services et les vend sur un marché. 2)... est un ensemble de sociétés composé d'une société-mère et de filiales. 3)... regroupe un ensemble d'activités complémentaires qui participent aux différentes étapes de production - de l'amont vers l'aval - et qui permettent donc d'obtenir à partir des matières premières un produit fini. 4)... est l'ensemble d'entreprises qui ont la même activité et produisent le même type de produit. 5)... est le montant des affaires réalisées par l'entreprise avec les tiers dans l'exercice de son activité professionnelle courante.
4. Выберите одно из указанных в скобках терминологических выражений: 1) L'... (industrie légère / industrie lourde) se caractérise par une forte intensité de capital. 2) La métallurgie est une... (industrie de transformation / industrie extractive). 3) L'... (industrie traditionnelle / industrie de pointe) fait appel à la recherche avancée pour la fabrication de produits nouveaux. 4) Les... (industries en amont / industries en aval) fabriquent des produits finis. 5. С помощью словаря или самостоятельно переведите термины, обозначающие отрасли экономики, и распределите их в зависимости от принадлежности к определенному сектору экономики: 1) sidérurgie (f.) 2) construction (f.) automobile 3) services (m.pl.) marchands (rendus aux entreprises ou aux particuliers) 4) agriculture (f.) 5) transports (m.pl.) 6) construction (f.) méca-nique 7) chimie (f.) de base 8) industrie (f.) pharmaceutique 9) textile (m.) 10) assurances (f.pl.) 11) banques (f.pl.) 12) électro-nique (f.) grand public 13) industrie (f.) d'armement 14) com-merce (m.) 15) industrie (f.) électrique 16) agro-alimentaire (m.) 17) aérospatiale (f.) 18) restauration (f.) 19) télécommunica-tions (f.pl.) 20) aéronautique (f.) 21) construction (f.) navale 22) hôtellerie (f.) 23) services (m.pl.) non-marchands (englobant les services publics de l'administration, de l'enseignement, de la santé) 24) bâtiment (m.) et travaux (m.pl.) publics 25) métallurgie (f.) 26) habillement (m.) 27) informatique (f.) 28) élevage (m.) 29) construction (f.) des machines-outils 30) électronucléaire (m.) Secteur primaire - ensemble des activités économiques productrices de matières premières comme....................................... Secteur secondaire - ensemble des activités économiques correspondant à la transformation des matières premières en biens d'équipement ou en biens de consommation comme.......................... Secteur tertiaire - ensemble des activités produisant des services comme................................................ 6. Подберите русские эквиваленты для французских терминов:
7. Прочитайте и напишите прописью на французском языке следующие цифровые данные. С правилами чтения и написания многозначных чисел и условных обозначений вы можете ознакомиться в приложениях № 4 и № 5 (стр. 231 и стр. 235): après 2010; entre 1980 et 2000; 1 200 entreprises; 6 200 000 emplois; 50% des exportations; 67,5% du produit national brut; 1 375 000 000 d’euros; la 36-e place; les ¾ de la production; 28 180 km; 2 835 490 m2; 80 m3; 1/1 000 s; 1 500 t; 2 500 dollars Раздел 2 1. Прочитайте текст и переведите его: LES GRANDS SECTEURS ECONOMIQUES I. Un gros plan sur l'économie française
De profonds changements s'opèrent dans l'économie française à la fin du XX-ième siècle. On peut distinguer quelques phases dans son développement: - une période de croissance rapide entre 1945 et 1974, marquée par un accroissement de laproductionet une augmentationdes effectifs; - une période de crise jusqu'à 1987, avec une croissance très ralentie de la production et une baisse très prononcée de l'emploi industriel; le secteur secondaire n'occupe aujourd'hui que moins de 30% des actifs, soit 6 200 000 emplois. Par contre, le secteur tertiaire n'a cessé de progresser. Son développement est lié aux besoins nouveaux des entreprises et surtout des particuliers en matière d'éducation, de culture, de santé et de loisirs; - un retour à la croissance depuis. Dans les années 90 la France a enregistré une sensible amélioration de la plupart de ses indicateurs économiques, ce qui lui a permis de répondre aux critères définis par le traité de Maastricht pour participer à l'Union économique et monétaire dès 1999 aux côtés de ses partenaires européens. L’adoption de l’euro a été marquée par une phase de croissance forte. Cependant depuis 2001 la croissance économique en France s’est ralentie et reste actuellement assez faible. Dans les années 80 et 90 du XX-ième siècle la France a modernisé son appareil productif ce qui s'est traduit par des regroupements d'entreprises: ce processus de concentration a modifié considérablement la structure des entreprises. Actuellement une dizaine de groupes contrôlent les branches essentielles de l'économie. Malgré ce processus de concentration les PME restent numériquement prépondérantes: elles représentent 97% du total des entreprises. La place importante des PME est une donnée structurelle de l'économie française. C'est à la fois une faiblesse et une richesse. La petite taille leur permet une adaptation rapide aux innovations et facilite la production de séries limitées. En revanche, la faiblesse des moyens financiers des PME les rend fragiles. II. Les industries traditionnelles Ces branches (la sidérurgie, la construction navale, le textile et le bâtiment) - ont été les premières touchées par la concurrence à la fois des pays industrialisés comme l'Allemagne et des pays émergents d'Asie et d'Amérique. Elles ont tenté de se moderniser pour maintenir leurs productions, mais elles sont globalement en déclin. Pourtant certaines entreprises de ces branches ont réussi à se redresser en modernisant l'appareil productif, en fermant des unités non rentables, en innovant... et en licenciant des sureffectifs. C’est le cas du groupe sidérurgique Usinor qui face à la crise a été obligé d’effectuer une restructuration de profondeur et qui en 2001 a fusionné avec le luxembourgeois Arbed et l’espagnol Aceralia pour former le leader mondial de l’acier Arcelor. En 2006 à la suite de la fusion d'Arcelor et de Mittal Steel est né le nouvel ensemble ArcelorMittal qui est devenu le numéro un mondial de la sidérurgie, avec 320 000 employés dans plus de 60 pays. Les entreprises du secteur "bâtiment et travaux publics" ont également réussi à surmonter les difficultés. Affectées par la faible progression de la demande intérieure elles ont dû se tourner vers l'étranger. Les plus importantes Bouygues, Vinci sont très actives hors de l’Hexagone. III. Le fer de lance de l'industrie française Les industries de biens d’équipement constituent le fer de lance de l'économie française. Ces branches, représentant 1 500 000 emplois environ et produisant tant des biens d'équipement professionnel et ménager que des biens de consommation, sont à la fois: - les plus gros employeursavec des entreprises comptant jusqu'à 20000 personnes (c'est le cas surtout de l'industrie automobile); - les plus gros investisseurs, affectant à la recherche et au développment une part importante de leur chiffre d'affaires; - les plus gros exportateurs, réalisant l'essentiel des exportations du pays. Si certaines branches, comme la machine-outil ont connu un net repli devant la concurrence étrangère, d’autres manifestent un réel dynamisme. C'est notamment le cas de la construction automobile. La France est le troisième exportateur mondial de voitures particulières avec une production de 3,4 millions de voitures. Les deux champions nationaux, Renault et PSA, qui contrôle les marques Peugeot et Citroën, assurent presque la totalité de la production. Les constructeurs français exportent plus de 60% de leur production, mais ils ont dû céder 40% du marché intérieur à leurs concurrents, en particulier à l'Allemagne et à l'Italie. Afin de renforcer leur compétitivité, les groupes français ont investi massivement dans la robotisation, ce qui a conduit à une réduction importante des effectifs. Ils ont multiplié les accords de coopération technique et développé leur présence sur les marchés extérieurs, notamment en Amérique latine et en Asie. Renault et PSA occupent actuellement 9 % du marché automobile mondial. La chimie place la France au quatrième rang mondial. Son chiffre d'affaires annuel dépasse 70 milliards d’euros et elle emploie 250 000 personnes. Total, fleurondela pétrochimie française, se place parmi les cinq premiers de sa profession dans le monde. Rhodia et Air liquide (leader mondial des gaz industriels implanté dans plus de 50 pays) dominent la chimie de base qui connaît cependant une croissance faible. En revanche, la parachimie et la pharmacie sont très dynamiques et dégagent de larges excédents commerciaux. Mobilisant de lourds investissements et une recherche coûteuse, elles sont dominées par de grands groupes. Dans la parachimie, c'est le cas des géants étrangers tel Procter & Gamble, Unilever, alors que la firme nationale L'Oréal vient en tête pour les produits de beauté. Dans la pharmacie, les laboratoires connaissent une forte concentration au profit des grands ensembles comme Sanofi-Aventis, issu de la fusion de deux géants français Aventis et Sanofi-Synthélabo qui est devenu le 3ème groupe pharmaceutique mondial et le numéro un en Europe. IV. Les industries de pointe Tributaires de progrès technique très rapide, mais aussi de la recherche et d'un personnel hautement qualifié, les industries de pointe assurent 20 % des emplois industriels et des exportations. La France constitue l'un des pays les plus performants dans la construction aéronautique et spatiale ainsi que dans l’industrie d’armement. Pour faire face à une concurrence internationale accrue et réduire les coûts de recherche et de production, les entreprises françaises se sont rapprochées des entreprises européennes. Dans la construction aéronautique, un groupe domine depuis peu tous les classements européens: EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), qui réunit les activités aéronautiques et spatiales d’Aérospatiale-Matra (France), de Dasa (Allemagne) et de Casa (Espagne). L'industrie spatiale s'est également développée dans le cadre d'une coopération internationale regroupant une quinzaine d'Etats, dont certains, comme la Norvège et la Suisse, n'appartiennent pas à l'Union européenne. C'est notamment le fait du programme Arianespace. L’industrie d'armement connaît depuis quelques années un net repli à la suite de la fin de la guerre froide et des réductions du budget de la défense. Elle place la France au cinquième rang mondial des exportateurs. Il s'agit d'une industrie stratégique, de haute technologie et dépendant largement de l'Etat qui décide des programmes d'équipement et contrôle les exportations. Les grandes entreprises dominent la production telles que GIAT-Industries pour les armements terrestres, de Dassaultet d’EADS pour les avions. Les industries électriques et électroniquessont caractérisées par une extrême diversité des productions. Elles sont aussi dominées par de grandes entreprises et dépendent largement des commandes publiques: Alcatel demeure la première entreprise française dans la production de matériel de télécoms, en 2006 Alcatel a fusionné avec l’américain Lucent Technologies pour former le groupe Alcatel-Lucent; Alstom est, outre le matériel ferroviaire (TGV), spécialisé dans les équipements pour centrales électriques; Thales s’est orienté sur l’électronique de défense; tandis que Thomson se spécialise dans l’électronique grand public. Si la France est bien placée dans les télécommunications, notamment avec FranceTélécom, les résultats sont moins impressionnants dans l'informatique. Certes, l'industrie du logiciel et surtout des services informatiques, avec Cap Gemini, est performante, mais la France dépend largement de l'étranger pour la fabrication des micro-processeurs, souffrant de la concurrence des Etats-Unis et du Japon. Комментарии 1. Передача имен собственных при переводе Во французских экономических текстах широко употребляются различные имена собственные, обозначающие географические названия, наименования международных организаций, фирм, банков, периодических изданий и т.д. Они могут передаваться на русский язык следующим образом: а) путем использования готового соответствия, зафиксированного в словаре. Данный способ, главным образом, относится к географическим названиям:
б) путем перевода:
в) путем практической транскрипции, максимально отражающей написание и произношение слов иностранного языка. В основном, таким образом передаются названия фирм, банков, газет, журналов, личных имен:
2. Перевод терминов и контекст Значительные трудности при переводе экономических терминов с французского языка на русский возникают в том случае, если эквивалент, зафиксированный в словаре, не подходит. Тогда следует подобрать эквивалент, опираясь на контекст. Например, во фразе “... une période de croissance rapide entre 1945 et 1974, marquée par l'accroissement de la production et une augmentation des effectifs... “ термин " effectifs" (штат, персонал) лучше перевести при помощи контекстуального эквивалента " рабочие места": "... период быстрого экономического роста с 1945 по 1974 год, характеризующийся приростом производства и увеличением рабочих мест. " Контекст помогает определить различия между общим и терминологическим использованием слова. Так, во фразе, приведенной выше, употреблено слово "croissance", которое имеет общее значение "рост, увеличение" и терминологическое значение "экономический рост". Именно контекст показывает, что в данном случае это слово использовано в качестве термина. Решающую роль контекст играет также при выборе нужного значения многозначного термина. Так, во фразе " Le secteur secondaire n'occupe que moins de 30% des actifs, soit 6 200 000 emplois" употреблен термин " les actifs". В специализированном словаре зафиксированы следующие значения этого термина: 1. средства, активы, фонды, капитал; 2. экономически активное население. Опираясь на контекст, следует выбрать второе значение и перевести данный термин как " экономически активное население". 3. Структурные преобразования при переводе: изменение субъектно-объектных отношений При переводе с французского языка на русский очень часто прибегают к разного рода грамматическим трансформациям, вызванным различиями в структуре двух языков. Так, для французского языка, по сравнению с русским, более характерно употребление активной формы глагола с подлежащим, выраженным неодушевленным существительным. Для того, чтобы не нарушать нормы русского языка, при переводе желательно изменить структуру подобных предложений. Например, чтобы правильно перевести фразу, приведенную в комм.2, необходимо осуществить следующие структурные преобразования: заменить активную форму французского глагола на пассивную, а французское подлежащее на обстоятельство места.
Такие трансформации следует осуществлять, если во фразах употребляются глаголы типа:
Например: L'agriculture française assure 2 % du PIB. - На долю сельского хозяйства Франции приходится 2 % ВВП. 4. Выражение количественных отношений Для выражения количественных отношений во французском языке употребляются следующие глаголы и глагольные выражения:
Обратите внимание на употребление предлогов:
Для выражения количественных отношений в сравнительном плане употребляются следующие выражения:
5. Выражения, используемые для обозначения позиции, занимаемой в рейтинге В экономических текстах часто приводятся рейтинги, классификации (предприятий, стран и т.д.) в соответствии с различными критериями. Для обозначения позиции, которую занимает в рейтинге предприятие или страна, употребляются следующие выражения:
Раздел 3 1. Подберите к терминам и терминологическим выражениям из левой колонки их синонимы из правой:
2. С помощью словаря или самостоятельно найдите эквиваленты следующих географических названий (комм. 1): Marseille, le Havre, Grenoble, Lyon, Strasbourg, Lille, Bordeaux, l'Ile-de-France, la Bretagne, la Provence, la Normandie, la Lorraine, l'Alsace, Outre-Atlantique, Outre-Manche, Outre-Rhin, l’Hexagone Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия, Великобритания, Италия, Китай, Южная Корея, Индия, Бразилия 3. Прочитайте и напишите на русском языке названия самых крупных французских компаний, указанных ниже (комм. 1):
(classement par chiffre d'affaires, 2006) 4. Найдите русские эквиваленты следующих терминов и терминологических выражений (комм. 2): pays (m.): pays développé, pays en développement, pays industriel, pays agricole, pays producteur, pays exportateur, pays importateur, pays émergents, principaux pays concurrents industrie (f.): industrie manufacturée, industrie fortement exportatrice, industrie à forte intensité de main-d'oeuvre, industrie à forte intensité énergétique, industrie à forte intensité de capital, industrie à forte densité scientifique, industrie en crise 5. Переведите терминологическиe выражения, обращая внимание на многозначность выделенных слов (комм. 2): une croissance ralentie de la production industrielle, la transformation de la production agricole, la production de gaz, la chute de la production nationale, la production industrielle exportée, la production de pétrole, la production annuelle d'automobiles, la production d’acier l'importance des effectifs employés dans l'industrie automobile, l'importance du problème de chômage, l'importance des capitaux investis, l'importance des réformes structurelles les performances des entreprises françaises sur le marché mondial, de bonnes performances macroéconomiques d'un pays, les performances d'une usine, des performances médiocres de la France pour l'emploi 6. a) Переведите предложения, осуществив необходимые синтаксические преобразования (комм. 3): 1) Le secteur secondaire, y compris le bâtiment et les travaux publics, assure 25 % des emplois, 40 % des investissements et près de 80 % des exportations françaises. 2) N'employant que 4,1 % des actifs et n'assurant que 2 % du produit intérieur brut, l'agriculture française constitue cependant l'une des activités les plus dynamiques du pays. 3) Le secteur tertiaire joue un rôle important dans l'économie de la France: il représente environ 71,5 % des emplois contre 34 % au lendemain de la guerre, il assure 72 % du PIB et entre pour 40 % dans les dépenses des ménages. 4) Les 2 860 entreprises contrôlées par des capitaux étrangers majoritairement originaires des Etats-Unis, de l’Allemagne, de la Suisse et du Royaume-Uni, assurent 28 % de la production et 24 % des emplois. 5) La France maintient des relations commerciales privilégiées avec les pays de l'Union européenne qui totalisent 65 % des exportations et 59 % des importations de l'Hexagone. б) Переведите предложения, осуществив необходимые синтаксические преобразования (комм. 3): 1) На долю промышленности приходится 26 % ВВП Франции, а на долю сельского хозяйства – 2 % ВВП. 2) В сельском хозяйстве Франции занято около 4,1 % экономически активного населения страны. 3) В отраслях, производящих оборудование, занято 1 500 000 человек. 4) На отрасли высоких технологий приходится 20 % экспорта Франции. 5) В мировой торговле в последнее десятилетие на Францию приходится 5,5-6 % экспорта и 6-7 % импорта. 7. а) Замените выделенные слова и словосочетания их синонимами (комм. 4): 1) Depuis 1990 la production de la sidérurgie a chuté d'un tiers, les effectifs de moitié. 2) La part de la production réalisée par les plus importants groupes chimiques français sur le marché mondial est passée de 28 % en 1980 à 54 % en 2005. 3) L’année passée le total des importations françaises représentait 186 milliards d’euros, il est de 10 % moins élevé par rapport à l'année précédente. 4) Les exportations ont reculé à 203 milliards d’euros. Mais cette baisse de 5,4% a été deux fois moins importante que celle des importations. 5) Le nombre des actifs travaillant dans le secteur tertiaire est bien supérieur à celui des effectifs du secteur secondaire. 6) Le chiffre d’affaires du premier groupe pétrolier français Total a quadruplé depuis 1990, сette année il s’est établi à 114,6 milliards d’euros. б) Переведите предложения, используя различные способы выражения количественных отношений: 1) Объем продаж компании Рено вырос на 10 % по сравнению с прошлым годом и составляет 37,5 миллиардов евро. 2) Цены на сырье снизились на 3 %. 3) Объем продаж группы Франс Телеком сократился до 46,1 миллиардов евро. 4) За последние пять лет доля продаж иностранных товаров на внутреннем рынке Франции увеличилась с 27 % до 35 %. 5) Оборот группы Буиг в этом году на 10 % ниже, чем в прошлом году. 6) В сфере услуг отмечается значительное превышение экспорта над импортом. в) Основываясь на нижеприведенной таблице, проанализируйте изменение доли экономически активного населения в каждом из трех секторов экономики Франции (используйте глаголы "augmenter / diminuer" и их синонимы):
8. Переведите предложения, обращая внимание на выделенные выражения (комм. 5): 1) Avant la réunification de l'Allemagne, la France était le premier producteur agricole de l'UE devant l'Italie. Depuis la réunification,elle reste en première position avec 23% du total, mais l'Allemagne passe désormais en deuxième position avec 19%. L'Italie est reléguée au troisième rang. 2) Alors que la construction navale française f igurait encore aux premiers rangs dans les années 80, elle joue aujourd’hui un rôle moins important. 3) Les entreprises françaises occupent 10% du marché mondial du BTP, un résultat qui les place au deuxième rang loin, il est vrai, derrière les Etats-Unis (46%). 4) La France se situe au deuxième rang mondial pour les exportations de services et de produits agricoles, au quatrième rang mondial pour les biens d’équipement. 5) Classé numéro deux par 500 dirigeants d'entreprise européens, c'est surtout grâce à ses transports et à sa qualité de vie que Paris est apprécié. 9. Переведите термины и терминологические выражения: l'industrie de transformation, l’industrie en amont, la filière, l'industrie de pointe, le secteur tertiaire, la construction des machines-outils, le bâtiment et les travaux publics, les biens d'équipement, les produits énergétiques, les biens intermédiaires, le matériel électronique, la période de croissance rapide, la baisse de l'emploi industriel, l'essor de l'économie, les petites et moyennes entreprises, la filiale, les produits compétitifs отрасль промышленности, машиностроение, аэрокосми-ческая промышленность, легкая промышленность, бытовая электроника, агропромышленный комплекс, сырье, готовая продукция, потребительские товары, экономически активное население, увеличение числа рабочих мест, падение производства, оборот фирмы, конкурентоспособность, иностранные инвестиции 10. Заполните пропуски в тексте подходящими по смыслу терминами:
La pharmacie française L'industrie pharmaceutique française est en pleine forme. C'est "l'une des branches les plus dynamiques de l'...", plaçant la Fran
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|