Западный нетрадиционный театр
ИСТОКИ И КОРНИ Обычно историю театра как вида искусства начинают с VI века до нашей эры, поскольку именно к этому времени относятся дошедшие до нас описания разных праздников Древней Греции. В частности, празднеств в честь бога Диониса. Так как именно в Великих Дионисиях, в которых принимали участие тысячи людей и которые в Афинах проводились ежегодно, родилась великая драматургия Эсхила (525-465 годы до н.э.), Софокла (496-406 года до н.э.), Еврипида (480—406 годы до н.э.), Аристофана (446—385 годы до н.э.). Но ведь и древнегреческие праздники не возникли на пустом месте. Ведь и у них были предшественники. Уже в первобытном обществе, каким бы ни было у человека представление о создании мира — создан ли он живым великаном (так некоторые представляли космос) или создан сверхъестественными существами из хаоса, мрака, воды — наш далекий предок верил в то, что и великан, и эти сверхъестественные существа обладают магической силой, верил в то, что они легко меняют свое обличье, превращаясь то в зверей, то в чудовищ, наделенных неимоверной силой и разными способностями, видевшими все и вся. Верили вто, что именно они управляют движением Солнца, звезд, сменой времен года, повелевают силами стихии, от которых зависит жизнь человека, что болезнь — это пожирающие души чудовища и т.д. Бессилие первобытного человека в борьбе с природой породило ее одушевление, веру в злых и добрых духов, обожествление их и поклонение им. По существу, это было религиозное верование,'' и возникло оно из наивных представлений себя в этой природе, из бессилия первобытного человека в борьбе с этой природой. Причем характеризуется эта вера в отличие от поздних религий: христианства, ислама, иудейства — своим многобожием.
Многобожие, которое принято называть язычеством, было присуще не только первобытному обществу, не только рабовладельческому строю, а и рабовладельческим государствам. При этом, что очень важно отметить, поклоняясь многим богам, первобытный человек, не могущий объяснить существование окружающего его мира, очеловечивал природу, приписывая богам свои собственные чувства. Рассуждая о рождении Театра массовых форм, нельзя не обратить внимания на то, что поклонение богам, состоявшее из заклинаний, заговоров и других магических действий, связанных с суеверным представлением человека того времени о жизни, по своему содержанию, форме и последовательности носило обрядовый характер. Иначе говоря, было обрядовыми действиями.7 Но ведь в ритуальных действиях-обрядах первобытных племен, о чем можно судить по дошедшим до нас наскальным рисункам, — в общих танцах-заклинаниях, в магических заговорах -разве нельзя увидеть зачатки массовых действ? По моему разумению, не только можно, но и должно. Вот почему мне представляется, что истоки театра, и прежде всего его массовых форм как объекта содержания и формы определенных действий, как зрелища (впоследствии — сценического действия) лежат в глубокой древности и зародились уже тогда. Конечно, эти общие ритуальные действия-обряды, и прежде всего танцы-заклинания, были первыми весьма робкими шагами на пути к зарождающемуся, в том числе и Нетрадиционному, театру. Вера в существование сверхъестественного мира, в управление мира общественными силами есть мироощущение и мировоззрение, связанное с верой в бога. Л по сути? По сути я вправе говорить о религии. Пусть языческой, но религии. Мне важен этот вывод потому, что дальнейшее становление вообще театра, как традиционного, так и Нетрадиционного (особенно до появления в VI—V веках до н.э. великих драматургов), напрямую было связано с развитием религии во всех ее проявлениях. Ведь каждое обращение к богу, сначала языческому, потом христианскому, строилось по определенным, выработанным годами правилам. В результате эти правила практически определили все: и содержание, и словесную форму, и построение обращения к богу, и последовательность действий. То есть постепенно вырабатывался ритуал, обряд религиозного действа. Не только вырабатывался, но и постепенно становился каноническим. Таким я вижу путь становления и развития любой религии. Не будет большой ошибкой, если скажу, что в основе любого религиозного действа лежит тот или другой обряд, «чин».
А в то же время такое действие, как правило, помимо своей содержательности и ритуала, было весьма зрелищным действом, имеющим свой сюжет: завязку, развитие, кульминацию, развязку. А раз так, то можно говорить, что еще в глубокой древности существовала пусть весьма примитивная, но драматургия. Религиозные действа, как правило, складывались на основе того или иного предания. То есть того, что впоследствии стали называть мифом*, как бы в качестве его инсценировки. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Мифы До сегодняшнего дня идут споры о том, что является первичным: религиозный обряд или миф, создавался ли обряд па основе мифа, или миф сочинялся в обоснование обряда. Я склонен думать, что правы те, кто считает первичным все-таки миф. Но какова бы ни была позиция, и те и другие тесно связывают миф с религией. Обычно культовые мифы уже в те времена составляли главное содержание религиозных служб, то есть фактически были их сюжетами. Но было бы неверным считать, что мифы носили только религиозный характер. Рожденные народной фантазией, народным творчеством, они в художественно-образной, поэтической форме повествовали о происхождении мира, жизни на земле, о богах и сказочных героях и в равной, а может быть и большей, степени говорили о быте, жизни и воззрениях народа в эпоху создания мифа, отражали опыт и чаяния народных масс. Любопытно, что на протяжении столетий содержание мифов воспринималось как реальность, что боги, духи, герои связаны между собой чисто человеческими отношениями.
Конечно, мифы — вымысел, — вымысел, с помощью которого человек объяснял явления окружающего мира. При этом миф не жанр словесности, а повествование, выраженное в действенной форме: танцами, пантомимой, пением, аллегорическими картинками и другими художественными выразительными средствами. Не случайно говорится, что «миф и обряд в древних культурах в принципе составляют известное единство — мировоззренческое, функциональное, структурное»4. Более того, добавлю, мифы являют собой содержание единого драматического действия. Когда знакомишься с содержанием античных мифов, становится ясно, что они как бы делятся на две категории: на героические, рассказывающие о подвигах богов и героев, и на мифы, объясняющие причину или происхождение какого-либо явления природы и человеческого бытия. О древнегреческой мифологии мы судим по дошедшему до нас огромному числу письменных свидетельств. Прежде всего по дошедшим до нас художественным произведениям: из сочинений Эсхила, Софокла, Еврипида, Фиокрита и, конечно, по «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. В последних все события излагаются поэтом как объективные явления, и реальности которых Гомер не сомневается. Так же, как, судя по «Теогонии», не сомневался и Гесиод. По этим же источникам мы судим о проводимых в городах-государствах Древней Греции празднествах. Празднества Их было множество. И проводились они в честь богов и героев. Так, например, в чесгь Зевса празднества устраивались в Олимпии — «Олимпийские игры» как символ единения и взаимного согласия древнегреческих полисов; в Фивах — в честь Эдипа; в Сиракузах — в честь Менелая и Елены; в Дельфах — Аполлона. Они прсшодились в честь победы Аполлона над Пифоном и назывались «Пифийские игры»"1. По своему блеску и популярности эти празднества уступали только «Олимпийским играм». В Александрии пышно праздновался священный брак Афродиты и юного Адониса. На второй день этою праздника статую Адониса с причитанием и плачем несли к морю и погружали в волны. символизируя этим его (Адониса) возвращение в царство смерти.
В Афинах проводилось несколько земледельческих праздников11 в честь богини Афины. Во время этих праздников происходило омовение статуи Афины, а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Но наиболее распространенным праздником в честь Афины, ее государственной мудрости были «Великие Панафинеи». Во время этого Афине приносились жертвы и происходила передача пеплоса1:. В Элевсине близ Афин издревле проходили так называемые «Элевсинские мистерии»11. В их основе лежал миф о Деметре — богине плодородия и земледелия — одного из самых почитаемых олимпийских божеств. Это было символическое действо, в ритуалах которого лежали различные религиозные церемонии и магические обряды. Начиналось оно ночью. Вначале вереницы горожан с факелами в руках, под звуки тимпанов медленно двигались к берегу моря. В ночи раздавались печальные возгласы идущих и стенания плакальщиц. Тревожно колыхались огненные языки. Тысячи факелов выхватывали из темноты скорбные фигуры пришедишх к берегу людей, следящих за представлением, в котором изображалось горе Деме-тры, потерявшей дочь, ее поиски и радость возвращения дочери. В мифе рассказывалось о том, что Аид — бог подземного царства — с согласия Зевса похитил у Деметры дочь Персефону. ...Девять дней Деметра безуспешно разыскивала дочь. На десятый день, узнав от всевидящего бога Гели оса, кто похитил ее дочь, Деметра в гневе, преобразившись в старуху, покинула Олимп и стала странствовать по земле. И тогда земля перестала давать урожай. Наступил голод. Прекратились вообще приношения богам. Зевс — верховный бог греков, царь и отец богов и людей согласился вернуть дочь матери. Но с одним условием: чтобы Персе-фона часть года — 9 месяцев — проводила на земле с Деметрой, а остальное время года оставалась с Аидом в подземном царстве. Только тогда Деметра вернулась на Олимп и земля стала приносить плоды. Нетрудно увидеть, что этот миф целиком связан с земледелием, со сменой времен года. «Элевсинские праздники олицетворяли тайную связь меж живым и мертвым, физическое и духовное очищение, и считаются, как и «Вакханалии Диониса», одним из источников древнегреческой трагедии. Праздник в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виноградарей и виноделов, был не только веселым, но и одним из самых грандиозных в Афинах. По мифу Дионис учил людей виноделию и совершал чудеса: являлся в образах козла, льва, пантеры; заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока, меда. Культ Диониса, широко распространенный среди простого народа (у аристократов он не был популярен), сопровождался играми и обрядами. Особый расцвет празднеств Диониса приходится на середину VI века до н.э. Связано это было с укреплением общественных идеалов в самой гуще народных масс. Это были годы правления в Афинах Писистрата, годы огромных изменений в жизни города-государства.
Во время правлении Писистрата были проведены реформы в интересах земледельцев: конфискованные земли у афинской земледельческой знати он раздавал сельской бедноте; чеканилась государственная монета; было создано наемное войско; организовано общественное строительство: строились рынки, водопровод, гавань в Пирее, храмы и другие сооружения. Центр Афин превратился в единый архитектурный комплекс, посвященный славе Отечества и его доблести. Именно тогда одним из важнейших государственных праздников Афин стало празднество в честь одного из самых популярных богов Древней Греции, так называемые «Великие Дионисии». Собственно, это было несколько праздников, которые проводились ежегодно. В них были и торжественные шествия через весь город, и культовые церемонии, и состязания. Причем в каждом празднике специально предусматривались моменты для непосредственного участия народа в веселье. Именно в «Дионисиях» гораздо больше, чем в друтих праздниках, представлялась полная свобода самовыявления. Начинался цикл этих праздников с «Малых (сельских) Дионисий», приуроченных к первой пробе молодого вина. Шел этот праздник один день с утра до ночи и состоял из различных веселых шествий с шутками, танцами, распеканием песен и всевозможных игр. Второй праздник Диониса, который назывался «Линей»1-1, проходил в самих Афинах. По характеру он не очень отличался от «Малых Дионисий», но проходил гораздо торжественнее, да и продолжался несколько дней. Кстати, именно во время Линей в V веке до н.э. впервые в Афинах стали проводиться театральные состязания как составляющие единое целое с проводимым праздником. Третий праздник в честь Диониса — «Антестерий», проводился в других городах. Праздновался он три дня в начале весны, в месяце, носившим название Антестерион. Месяце, когда природа пробуждалась от зимней спячки и приготовленное осенью молодое вино становилось годным к употреблению. Первый день Антестерий назывался «Днем открытия бочек» и был посвящен детям и пробе нового вина. Каждый хозяин совершал возлияние богу новым вином. При этом все домочадцы предавались веселью. Учителям в этот день платили за год за обучение, детям раздавали подарки. С утра все афиняне с детьми спешили на площадь, где в этот день открывался рынок игрушек. Целый день был заполнен звонким детским смехом. Второй день Антестерий назывался «Кружки». Каждый афинянин приносил с собой вино и пил из своей кружки. В этот день привозили в город статую Диониса, после чего совершался мистический брак бога с женой архонта-царя. По Афинам устраивались импровизационные шествия ряженых. Мужчины в облике козлоногих сатиров, а спутницы Диониса — вакханки, одетые в увитые плюшом и виноградными листьями шкуры диких ж-ивотных, были увенчаны еловыми шишками и венками из того же плюща. В руках они держали тирсы-посохи, которые «самостоятельно указывали верную дорогу». Шествия эти, во многом связанные с древними магическими обрядовыми переодеваниями, носили весьма шумный характер и часто переходили в неистовые оргии, освобождая человека от обычных запретов. Последний день праздника Антестерий носил название «Горшки» и был посвящен Гермесу — проводнику умерших душ в подземное царство. (Об умершем говорили: «Его душу исторгнул Гермес».) В этот день жители города выставляли горшки с вареными бобами для душ умерших. Считалось, что в этот день покойники выходят из могил и их души находятся в домах родственников до тех пор, пока в конце дня их не изгонят словами: «Вон, керы (души), Антестерия кончилась!» Этот же последний день, который считался нечистым — храмы олимпийских богов были закрыты, двери домов обмазывались смолой, люди жевали листья терновника для защиты от опасных пришельцев1-. Поскольку Антестерий были порождены культом Диониса, то этот праздник был одновременно и радостным, и печальным поминовением душ умерших. Ведь Дионис был не только богом растительности и прежде всего вина, но и богом умирающей и вос-кресаюшей природы. Словом, последний день Антестерий посвящался памяти умерших. Самым главным был четвертый праздник — «Великие Дионисии». Он длился четыре дня. В эти дни кредиторам было запрещено преследовать должников, судьям — провинившихся. Запрещены были и аресты. Преступников даже выпускали на поруки. Начинался первый день с торжественных шествий от храма Диониса. Затем процессия шла по улице Треножников в парк Ака-демиа, где у статуи Диониса выступали хоры мальчиков. Они исполняли так называемые «Дифирамбы» — культовые песни, прославлявшие Диониса. (Впоследствии дифирамбические хоры исполнялись в честь героев и других богов.) Состязания детских хоров продолжались весь день. На закате солнца все — и участники, и зрители — с песнями возвращались в город. К этому времени наступала ночь. И тогда при свете факелов, под аккомпанемент кифар, тимпанов и флейт начинались пляски и песни, исполняемые всеми собравшимися. Песни эти, как правило, не только носили обличительный характер, высмеивали лиц, навлекших на себя недовольство, но и были весьма фривольными. По улицам до рассвета бродили веселые толпы ряженых, устраивавшие всевозможные игры, состязания, соревнования, которые втягивали в свою орбиту огромную массу горожан. На следующий день, утром, начиналось состязание мужских хоров, которое продолжалось два дня111. В четвертый день «Великих Дионисий» в огромном амфтс-атре, носившем имя бога, открывались трехдневные драматические состязания. Начинались они торжественным прологом, в котором участвовали выходившие под звуки труб судьи, герои войн и граждане, совершившие подвиги во имя Отечества. Содержание пролога всегда носило политический и общественный характер. После окончания пролога под звуки труб начиналось своеобразное представление о Дионисе. Как мы видим, этот праздник (да и другие, может быть, не так ярко, как «Дионисии») как бы сочетал в себе три начала: ритуальное — с жертвоприношениями и шествием в честь Диониса; гражданское — общегородские состязания в беге, песнях, плясках (обычно каждый район Афин готовил свою команду для состязаний); зрелищное — выступления мимов, жонглеров и т.д. В V веке до н.э. в состав «Великих Дионисий», как и в «Линей», включались представления произведений драматических поэтов: трех трагиков и трех комедиографов. Постановки трагедий во время «Великих Дионисий» начались в 534 году до н.э., комедий — около 487 года до н.э. Собственно, это было своеобразное соревнование драматических произведений, которое оценивало специальное жюри, состоящее из представителей афинских административных кругов (фил). В последний день празднества это жюри присуждало места показанным спектаклям. Причем отдельно за трагедии и за комедии. Эти состязания, все больше уходившие от религиозных канонов, по существу, были кульминацией народных празднеств. И хотя нет прямых доказательств, есть все основания предположить, что каждый район Афин, тщательно готовясь к празднику, создавал что-то вроде, как бы мы сегодня сказали, сценарного плана, в котором, не выходя из общегородских рамок, намечались действия своих участников. А это означает, что всей подготовкой выступления района на празднике кто-то руководил, кто-то ее организовывал. То есть в какой-то степени выполнял, как бы мы теперь сказали, функции, присущие режиссеру. Хороводы Другим неотъемлемым элементом древнегреческих празднеств, истоки которого лежат в глубине веков, были хороводы'7. Пожалуй, самое яркое описание хоровода того времени мы можем найти в «Илиаде» Гомера: ...Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жены, За руки, взявши друг друга, на этой площадке плясали. Девушки были в прекрасных венках, а у юношей были Из серебра ремни, на ремнях же ножи золотые. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, Так же легко, как в станке колесо под рукою привычной, Если юршечник захочет проверить, легко ли вертится. Или плясали рядами, один на других надвигаясь. Много народа теснилось вокруг, восхищаясь прелестным Тем хороводом... «Великие Дионисии» в те времена стали символом народного веселья. В то же время это были многодневные массовые действа, в которых причудливо сочетались мифология и реальная жизнь и которые отличались не только массовостью, по и препосходной организацией. Именно в этих празднествах, создателем и участником которых были сами горожане и в которых, пожалуй, впервые в зрелищных искусствах главным героем стал народ, развивались свои собственные особые эстетические критерии. Массовые празднества проходили во многих городах-государствах Древней Греции. Думаю, не ошибусь, сказав, что в этих грандиозных массовых действах, оставивших заметный след в истории не только театра, но и в мировой культуре, выражались патриотизм, мужественность и радость бытия простого народа. Но с упадком в Древней Греции демократии, исчезли и народные празднества, так как они были лишены своей идеологической основы. А без этого праздник терял смысл и цель. ДРЕВНИЙ РИМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|