Спектакли под открытым небом 5 глава
Игрище Кстати, я часто сталкиваюсь с тем, что в некоторых работах «игра» преподносится как синоним «игрища» и наоборот. Позволю себе и с этим не согласиться. Внимательно изучая дошедшие до нас описания и тех и других, понимаешь что «игра» была частью «игрища». Пусть основной, но частью. Конечно, ранняя терминология весьма емка, и поэтому мы сегодня сталкиваемся с тем, что разные по содержанию, характеру и внешней форме действа называют одним и тем же словом. Так «игрищем» называли и игры, и «бесовские действа», и свадьбы, и хороводы, и ряженье, и даже место действия.111 Кстати, такая терминологическая емкость свойственна и более позднему времени. Так. в XVI-XVII веках «потехами» называли и привозимые иностранцами диковинки, и фейерверки, и воинские занятия, проводимые Петром I. Я считаю, что игрища по своей сути есть сборища для забавы, потехи, увеселения, различных игр, «плясов» и даже часто «ратоборства». (На кулачках бились вплоть до 1771 года, когда церковь вообще запретила игрища).112 Как правило, игрища проводились ночью. Надо полагать, что игрища, появившись еще в родовом обществе как определенное народное действо, сочетающее в себе и хороводы, и разные игры, и всякие забавы и шутки (чаще всего озорные), сохранялись многие годы, вплоть до конца XVII века. Во всяком случае, в грамоте царя Алексея Михайловича 1649 года наряду с запретом «кликать» во время рождественского праздника Коляду и Усень запрещались и игрища. Конечно, на протяжении веков менялось не только содержание, но и значимость игрищ в повседневной жизни и быте народа. Если поначалу игрища были прямым отражением родового общинного строя и имели, по всей вероятности, примитивный характер, то с переходом к земледелию содержательный и качественный уровень игрищ как бы поднялся на следующую ступеньку. Практически вес игрища так или иначе были связаны с трудовой деятельностью человека, с сельским хозяйством: с началом сева, со сбором урожая и т.д., игрово воспроизводя трудовые эпизоды. Постепенно функции игрищ, не теряя связи с трудовыми праздниками, поводом которых было конкретное земледельческое событие, стали значительно увеличиваться за счет насыщения их различными играми. То есть обрели более усложненные формы. Кстати, уже с XV века «игрище» стало синонимом праздника. «В процессе своего развития, — писал в уже упомянутой мною книге В.Н. Всеволодский-Герпгросс, - игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более и более отдалявшиеся друг от друга разновидности... Их сближало то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности — диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством и пр.»111 Правда, тогда игрища не осознавались как произведение искусства. К тому же следует добавить, что песня, хоровод уже не занимали в них решающего места.
СКОМОРОШЕСТВО Я сознательно до сей поры не говорил о таком весьма важном для Нетрадиционного театра явлении, как скоморошество. Только упоминал о нем, отлично понимая его значение в становлении русского театра вообще и Нетрадиционного театра в частности. Теперь же, по моему разумению, пришло время более подробно осмыслить такое самобытное русское явление, как скоморошество и скоморохи. Поскольку ни в этой книге, ни в этой главе я не ставлю своей задачей создать свой вариант истории русского театра и даже истории русского Нетрадиционного театра, а пытаюсь проследить становление и развитие такого театра, его особенностей, его видов и форм, его драматургии, проследить становление и развитие его выразительных средств, его режиссуры и других его особенностей от древнеродового общинного строя, от язычества до наших дней, то поэтому для достижения стоящей передо мной цели я выбрал именно такой путь рассуждений о Нетрадиционном театре.
Судя по дошедшим до нас фрескам Софийского собора в Киеве, уже в начале XI века (1037 г.) во всех празднествах, игрищах и других действах активное участие принимали скоморохи. Скоморошество как явление в становлении русской культуры занимает отнюдь не последнее место. Судя по источникам, его появление на исторической арене связано с усилением разделения труда, сопровождавшего разложение древней славянской общины и принятием Русью христианства. В отличие от весьма сложного явления, коим было скоморошество, быть скоморохом, то есть петь, плясать, разыгрывать сценки, балагурить, мог не каждый весельчак. Не случайно сушествовала и существует пословица: «Всяк спляшет, да не как скоморох». Собственно, поначалу, будучи наиболее творчески одаренными людьми, среди участников праздников и других народных действ они отличались озорством, умением играть на различных музыкальных инструментах (сопели, гудке, волынке и т.п.), надевать «личины» и «хари» (различные маски), выступать как певцы, звукоподражатели, акробаты, дрессировщики и т.д. Появляясь на улицах, площадях среди стоящих вокруг людей, скоморохи прославляли земные радости, противопоставляя их аскетизму, который усиленно насаждался церковью. Непременные участники древних народных праздников (например, на Святках скоморохи, ряженные в «личины», разыгрывали различные комические сценки), они, непосредственно, напрямую общаясь со зрителями, вовлекая их в свою игру, заложили многие особенности исполнительской манеры, которая, развиваясь и уточняясь, дошла до наших дней. Выходцы из народа, органически связанные с его бытом, скоморохи своими способностями, жизнерадостностью, юмором, готовностью к шутке значительно выделялись среди других участников праздников, игрищ, обрядов. Естественно, что они стали промышлять своим умением петь, плясать, балагурить, разыгрывать различные сценки, подчас соблазнительного характера.11-1 В праздниках и игрищах они представали в образе веселого, разбитного, себе на уме, рядившегося в личину простоватого, сметливого мужика.
Постепенно скоморохи все больше и больше профессионализировались, становясь уже в качестве «игрецов» ведущими участниками, заводилами различных массовых действ. Именно в этом качестве они не только сыграли значительную роль в становлении массовых представлений, но и явились хранителями их различных сценариев и, пожалуй, первыми знатоками, пусть еще несовершенных, построений массовых представлений. Надо полагать, что именно из их среды выделились первые профессиональные распорядители этих действ, то есть, как бы мы теперь сказали, режиссеры. Поначалу для игры на музыкальных инструментах или других целей было достаточно одного исполнителя или двух. К сожалению, дошедших до нас подлинных монологов и диалогов практически нет. И все же о характере последних можно судить по записанному гораздо позже тексту диалога двух исполнителей, считающемуся текстом народной драмы «Барин». Дело в том, что, внимательно знакомясь с этим диалогом, невольно представляешь себе, как ранее разыгрывалась эта сценка двумя скоморохами. Приведу отрывок из опубликованной в книге «Фольклорный театр» народной драмы «Барин бравый». Нарядится двое. Один Барин бравый. лругой — АФонька-ма-лый. Стоят, разговоры ведут. Барин. Афонька-малый! Афонька. Ч го, барин бравый? Барин. Коней-то ты поил? Афонька. Поил. Барин. А почто губа суха? Афон ька. Пролубь высока. Барин. А ты бы подсек. Афонька. Я и так вес четыре нож отсек. Барин. Такты коня-то извел? Афонька. Я его на конный двор свел. Барин. Афонька-малый, в моем поле был? Афонька. Был, барин бравый. Барин. Ну, что хлеба, хороши? Афон ька. Хороши! Колос от колосу не слыхать человечьего голосу! Барин. Что ты, Афоня, вертишься, кривляешься? Афонька. Красен, барен. Барин. А как я, красив? Афонька. Как сука на морозе. Барин. Как? Афонька. Как маковый лист в огороде...»т и т.д. Участие в разыгрываемых сценках большего числа исполнителей — явление более позднее.
Объяснить значительно возросшее число скоморохов в различных праздниках, игрищах и других массовых народных действах можно скорее всего тем, что в XV веке начался бурный рост на Руси экономики и культуры. Множилось число городов, вокруг которых образовывались посады, где жили ремесленники и купцы, росла внутренняя и внешняя торговля, снова расцвели ремесла, быстрыми темпами развивалась городская культура. И самое главное — объединение земель вокруг Москвы как центра способствовало укреплению самодержавия, которое нашло свое выражение в принятии русским великим князем царского титула «всея Руси». Творчество скоморохов, проповедующее мирские радости, культ тела, вносило в обрядовые действа светское содержание. Их творчество, наполненное сатирой по отношению к церкви и власти, по существу отражающее черты растущего народного протеста, естественно, с самого своего возникновения вызывало осуждение церкви, которая, борясь со всяким проявлением язычества,1"1 считало скоморошество вредным и опасным, бесовским, дьявольским. Тем более что своим внешним видом скоморохи, одеваясь в кургузые короткополые кафтаны, в то время как ношение короткополой одежды в Древней Руси считалось грехом, прибегали ко всяким маскам. Все это в глазах церкви было подтверждением их бесовского происхождения. Так, еще во втором десятилетии XII века в «Повести временных лет» сурово осуждалось скоморошество как «позоры, идущие от беса замышленного дела». Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в XIII— XV веках, в годы татаро-монгольского ига, которое надолго задержало развитие экономики и культуры на Руси, когда церковь усиленно проповедовала аскетический образ жизни. После освобождения Руси от татаро-монгольского ига скоморошество снова получило широкое распространение. Но уже в 1555 году запрещалось держать скоморохов в волостях. В XVI веке «Стоглавый собор» (1550—1551 гг.), назвав скоморошество «бесовским позорищем», запретил его."7 В 1649 году в грамоте царя Алексея Михайловича шуйскому воеводе запрещались народные игрища. Вот, что в ней значилось: «...В нынешнем 7157 году, декабря в 10 день ведомо нам учинилося, что на Москве, наперед сего в Кремле и в Китии, в Белом, и в Земляном городах, и за городом, и по переулкам, и в черных и в ямских слободах по улицам и по переулкам, в навечери Рождества Христова кликали многие люди Коляду и Усень, а в навечере Богоявления Господня кликали Плуг; да в Москве ж чинится безчинство: многие люди поют бесовския, сквернословные песни, и против воскресных дней в субботу в ввечеру, и в воскресные дни, и в Господские и Богородичные праздники топят бани и платья моют; и многие ж люди бранятся меж себя матерны и всякою неподобною лаею, и жены и девицы бранят позорными словесы. Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища сборища бесовские... и в воскресные ж дни и в Господские праздники и на Богородничные, и в среду, и в пятки, и посты игрецы бесовские — скоморохи с домрами, и с дудами, и с медведи ходят... и мы указали о том учинить на Москве, и в городах, и в уездах заказ крепкий, чтоб ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и надворех в навечери Рождества Христова и Богоявленья, Коледь и Плуг и Усеней не кликали, и песней бесовских не пели, матерны и всякою неподобною лаею не бранилися, и в воскресные дни и в праздники, и против воскресных дней в субботу ввечеру бань не топили, и в воскресные ж дни и в Господские праздники платья не мыли, и никакого безчинства, что сопротиино христианскому закону, не от каких людей не было... на качелях не качалися, и до обедни в харчевнях не сидели, и по улицам не разносили, на игрища не сходились. А которые люди ныне и впредь у ч нут Коледу и Плуги — к тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства, быти от нас в великой опале и в жестоком наказанье... Писан в Москве лета 7157, декабря в 24 день»1"*.
Но никакие гонения не уничтожили скоморошье искусство на Руси. Наоборот, оно продолжало успешно развиваться. Именно из их рядов впоследствии вышли петрушечники, раусные деды-балагуры, панорамщики и друтие «народные потешники». Не может в народе, наделенном природным юмором, бойким живым языком, исчезнуть навсегда тяга к шутке, острому слову, насмешке, юмору. Поначалу распространение скоморохов по городам и весям Руси было небольшим. Но уже в XVI—XVII веках они объединяются в большие группы — ватаги — и числятся ремесленниками. Вскоре они начали покидать родные места и, давая веселые, озорные представления, бродить по русской земле в поисках заработка. И хотя царь Алексей Михайлович в 1648 году запретил их выступления, они, как правило, принимали самое деятельное участие в различных народных сельских праздниках и на юродских ярмарках. Собственно, уже в конце XV века скоморохи стали странствующими актерами Древней Руси, ее народными лицедеями. Но и этим судьба скоморошества на Руси не ограничилась. В царствование Ивана IV Грозного последний в борьбе с церковной знатью и боярством широко пользовался услугами скоморохов. Так, после разгона новгородской епархии Иван Грозный приказал нарядить архиепископа Пимена скоморохом и в таком виде возить его по городу. Скоморошьи поюхи происходили и в Александровской слободе. В 1571 году по распоряжению того,же Ивана Грозного скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы «обслуживать придворные зрелища в специальном Потешном чулане». А в XVII веке скоморохи стали появляться и в придворном штате бояр. Но, конечно, такое привечание скоморохов властью предержащей не было долговечным. Уже в середине этого же века отношение к скоморохам изменилось. По всей вероятности, немалую роль в этом сыграло участие скоморохов в народных восстаниях. Во всяком случае, Грамота 1648 года, направленная против скоморохов, гласила: «Ведомо нам учинилось, что... умножилось в людех... всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми... многие люди, забыв бога... тем прелестником скоморохом последствуют на бесчинное их прельщение, сходятся по вечерам и во всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр случают...» В грамоте содержался приказ, чтобы «скоморохов с домрами и с гусли и с волынками и со всякими ифы, и ворожей, мужиков и баб... в дом к себе не призывали... и медведей не водили и с сучками не плясали и никаких бесовских див не творили и всяких бесовских игр не слушали... и личин на себя не накладывали и кобылок бесовских не наряжали... А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гу-дебные бесовские сосуды и ты б те бесовские велел вынимать и изломав те бесовские игры велел жечь»"*. И все же. несмотря ни на что, истребить дух народа, его тягу к шутке, острому словцу, юмору ни церкви, ни власть предержащим не удалось, скоморошество продолжало существовать. Собственно, ни одно праздничное гуляние не обходилось без участия в нем скоморохов. А некоторые скоморошьи приемы не только использовались в представлениях Школьного театра, но впоследствии скоморошьи традиции получили даже развитие в придворных, а затем и в публичных театрах, и прежде всего при исполнении комедийных ролей. Кстати, многие исполнительские приемы скоморохов, став традиционными, прочно вошли в эстрадное искусство. ПРАЗДНИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ Говоря о различных празднествах, я не раз наряду со словом «праздник» упоминал слово «гуляние». Казалось бы, оба они обозначают одно и то же явление. По моему разумению, это не так. Постараюсь объяснить. Дело не только в том, что и русском языке одно и то же явление весьма нередко имеет разные словесные обозначения. Дело в существе, в содержании этих явлений. Обратимся опять к Далю. «Праздник, — говорится у Даля, — посвященный отдыху, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю,..»120 Гулять же — «разгуливать, прогуливаться, прохаживаться, проминаться; ходить и ездить без дела, для прогулки, отдыха; проводить время в прогулках, увеселениях, попойках... места и сборища, в известный день, для общей прогулки»'21. Не случайно место, определенное для гуляния, для прогулок, долгое время называлось «гульбищем». Но так как разговор идет о гуляниях, которые происходили во время праздников, то, пожалуй, эти гуляния правильнее было бы называть праздничными гуляниями. Все, что нам известно о народных праздниках и праздничных гуляниях на Руси до первой половины XVII века, позволяет говорить о том, что все они были неразрывно связаны с бытом народа, со сложившимися общественными отношениями между людьми, социальными и экономическими условиями жизни. Многолюдные праздничные народные гуляния занимали в жизни россиян, и прежде всего городских жителей, весьма заметное место.122 Они вызывали у народа пусть недолгое, но ощущение свободы, были своеобразной отдушиной. Они отличались яркостью, особенной атмосферой, своей стилистикой, эстетикой. При этом следует заметить: вошедшие затем в городской быт праздничные гуляния долгое время устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах, что и на селе. Те же ряженые на Святках, катание на лошадях и с ледяных гор на Масленицу, качели на Пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на Троицу.1" Конечно, в разных местностях праздничные гуляния, даже посвященные одному и тому же событию или дате, имели свои особенности. В то же время везде, скажем, во время Масленицы пекли блины, качались на качелях, а на Троицу, если позволяла погода, праздничные гуляния проводились за городом, в рощах или на берегу реки. Обычно основу развлечений на таких гуляниях составляли горы, катание на лошадях, качели, карусели и, конечно, балаганы. Еще в XVIII веке было известно два типа качелей. Устройство одних было весьма примитивно. К перекладине, укрепленной на два вкопанных в землю столба привязывались две верейки, концы которых, образуя внизу петлю, накрепко прицеплялись к этой перекладине. К свисающим почти до земли веревкам кренилась широкая доска, на которой, как правило, раскачивались два вставших на нее человека. Устройство других, так называемых «перекидных», было более сложным. На двух столбах крепилась вращающаяся ось, от которой шли четыре параллельные пары радиально укрепяен-ных балок. Концы этих параллельных балок, в свою очередь, тоже были соединены осями, на которые подвешивались могущие вращаться вокруг них кабинки. Желающие прокатиться усаживались в эти кабинки, укрепленная на столбах ось начинала вращаться, и кабинки с земли высоко поднимались над толпой. Позднее появились и другие по устройству качели. На укрепленную на столбах ось надевались вращающиеся вокруг нее, доходящие почти до земли длинные металлические прутья, к четырем концам которых (по две с каждой стороны) наглухо крепилась площадка, обычно в виде небольшой лодки. Отчаянные смельчаки так раскачивали лодочку, что могли совершить на ней полный оборот. Весьма хитрым было устройство каруселей. Это было двухэтажное круглое сооружение, верхний (рабочий) этаж которого был скрыт от глаз гуляющих. Нижний этаж представлял собою лежащую на земле довольно широкую кольцеобразную площадку. Все сооружение перекрывал нависающий над полом первого этажа шатер. Сам механизм каруселей был довольно прост. На втором этаже, вокруг врытого в центре каруселей довольно толстого столба, примерно в метре с небольшим от подмостей, вращались ради-ально расположенные балки. С каждой закрепленной между собой пары балок вниз шли стержни, к концам которых крепились различные сиденья, чаше всего в форме коней. Приводилась карусель в движение несколькими ходящими по кругу, по подмостям второго этажа, людьми, которые, естественно, не были видны гуляющим. По всей праздничной плошали, около каруселей, качелей, гор — везде, где толпились гуляющие, действовали дрессировщики, предсказатели, шарманщики и другие «забавники». Всюду раздавались голоса зазывал, балагуров, сбитенщиков, торговцев разными разностями, приманивающих зрителей и покупателей различными прибаутками, приговорами, рифмованными призывами. Например: Вот сби гснь! Вот горячий! Кто сбитню моего! Все кушают его: И воин, и подьячий, Лакей и скороход, И весь честной народ. Честные господа! Пожалуйте сюда! Или: Вот так квас — В самый раз! Боварский со льдом — Даром денег не берем! Пробки рвет! Дым идет! В нос шибает! В рот икает! Запыпыривай! Небось. Этот квас затирался, Когда белый свет зачинался! Или: Кушайте, питайтесь! В тоску не ударяйтесь1. На нас не обижайтесь! Пускай тухло да гнило, Лишь бы сердцу вашему Было мило!124 И все же самым притягательным местом на праздничной площади были балаганы. По числу балаганов, их убранству, дедам-зазывалам на раусах судили о размахе и значимости праздничного гуляния.1" В этих временных специальных строениях, стены которых в XVII—XVIII веках расписывались лубком, наряду с профессионалами выступали любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников и цирковые артисты. Поначалу в балаганных представлениях принимали участие русскою заезжие цирковые труппы. Так, в 1738 году из Голландии в Петербург прибыли комедианты, о которых сообщалось, что они «по веревке ходят, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают»12". Обычно балаганные представления шли во время всей Масленицы. Но не только. Так. в Москве многочисленные гуляния, а в году их насчитывалось около 30, собирали большие толпы людей самых различных сословий. Со второй половины XVIII века народные гуляния, которые проводились не только в определенные сроки, но и определенных местах, заняли прочное место в жизни людей, в том числе и в новой столице — Петербурге. Сохранились записи, свидетельствующие, что на Неве, Фонтанке, недалеко от Смольнинского перевоза среди прочих увеселений существовали так называемые «катальные горы». НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ СКАЗАННОГО Все вышесказанное по поводу истоков и возникновения русского Нетрадиционного театра, этого первоначального периода его истории, позволяет, прежде чем продолжить прослеживать дальнейшую историю Нетрадиционного театра на Руси, как бы подытожить сказанное. Итак, путь развития Нетрадиционного театра от его истоков до конца XVII века, до царствования Петра I, ясно показывает следующее. Первое: истоки праздников, праздничных действ, праздничных обрядов на Руси, как и в Западной Европе, лежат еще в глубокой древности, в первобытном родовом строе, в языческих временах. Вера в силу языческих богов, в силы природы, желание задобрить их породила, пожалуй, самые древние праздники — календарные. Но, правда, и посвященные различным жизненным событиям и коллизиям так называемые бытовые праздники своими корнями тоже уходят, может быть, не в такое далекое, но в весьма отдаленное прошлое. Третий вид более поздних праздников — церковные — возник с принятием на Руси христианства. Причем, несмотря на то что все эти действа я называю словом «праздник», все они по своему содержанию, структуре и характеру значительно различались. И это не было случайностью. Ибо событие, которому они посвящались, диктовало содержание праздника, а последнее определяло его структуру, характер и поведение всех действующих лиц. Но ведь и сегодня эта особенность для любого праздника и массового театрализованного представления является главной. Значит, еще тогда возникла эта основная особенность Нетрадиционного театра, определяющая и содержание сценария, и художественно-образное решение любого современного праздника и массового представления вне зависимости от его масштабов. Конечно, на протяжении многих веков праздники и массовые представления как определенное действо претерпевали изменения, совершенствовались. Непременными элементами календарных и бытовых праздников тех времен были песни, хороводы, различные игры, забавы, получившие впоследствии термин «игриша». Несколько особняком в этом ряду праздников стояли праздники церковные. Но вернемся к празднику как к определенному действу, посвященному какому-либо событию: гражданского, государственного, церковного или бытового характера. Еще одна особенность праздника как явления Нетрадиционного театра, идущая с того же времени, о котором мы говорим, -его народная сущность. Именно в празднике огромное значение имели народные традиции. Собственно, праздник был действом, в котором народ в первую очередь был его участником, являясь его исполнителем и зрителем. То есть разделение в празднике исполнителей и зрителей отсутствовало. И эта его особенность, конечно, значительно претерпев на протяжении многих веков изменения, является одним из основополагающих признаков современного праздника. И еще, с самого своего возникновения и до сих пор праздники характерны радостным восприятием жизни. Второе: что касается самих действий участников тех же'игр, хороводов, игриш, праздников, то, опираясь на свидетельства уже упомянутых мной очевидцев, на дошедшие до нас хроники и другие источники, то есть на все то, что дало возможность проследить, как эти действия зарождались и развивались, есть право говорить о том, что в своих стремлениях задобрить, получить поддержку и благосклонность богов участники этих действ, начав с робких шагов доходчиво изобразить свои желания, на первых порах подсознательно стали прибегать к примитивной, но театрализации. Поэтому я не ошибусь, если скажу, что с принятием христианства церковь, понимая действенную силу театрализации, стала пользоваться ею осознанно. Причем со временем сами элементы театрализации не только занимали все большее место в игрищах, праздниках, но и значительно совершенствовались, обрастая определенными приемами, принимая более сложные формы.127 Таким образом, театрализация, являясь в те времена одним из главных элементов того, что впоследствии получит название «сценическое действие», возникла и начала совершенствоваться в очень далеком прошлом. Более того, можно говорить о том, что элементы театрализации впоследствии сыграли свою роль в развитии русской театральной культуры. Правда, термин «театрализация» ныне получил несколько другое понимание. Но об этом в последующих главах. Третье: обряды, песни, хороводы, игры, игрища и, конечно, инсценировки церковного обряда («Пещное действо», «Умовение ног», «Хождение на осляти» и другие) имели не только элементы театрализации, элементы сценического действия, но и всегда определенный, тоже передаваемый из века в век установленный порядок этого действия. Иначе говоря, с первых же шагов самые различные действа на Руси имели, как бы мы теперь сказали, «сценарный план» («сюжетный ход»). Пусть весьма схематичный, «пунктирный», но диктующий внешнее выражение содержания (темы) действия. То есть можно говорить, что уже в давние времена в различных действах появляются зачатки драматургии. Зачатки потому, что это были скорее правила, что за чем должно идти, чем осознанное, продиктованное сюжетным ходом действие. В то же время нельзя забывать, что наличие сценарного плана есть один из основных элементов драматургии современных праздников и массовых театрализованных представлений. Значит, первый камень в строительстве этого одного из основных элементов драматургии Нетрадиционного театра был заложен чуть ли не в языческие времена. Четвертое: не менее важно и то, что с самого начала все хороводы, игры, праздники каждый раз имели какого-нибудь заводилу. Да, впрочем, неважно, как он назывался: хороводницей, или заводилой, или в церковных праздниках чином кого-либо из священников, руководящим осуществлением той или другой инсценировки. Для меня существенным является то, что был кто-то, возглавлявший постановку того или другого действа, кто на время его создания сосредоточивал в своих руках всю полноту творческой власти над его участниками. Я сознательно не употребляю слово «режиссер», ибо полное содержание и значение этой про-фессии возникло на рубеже XIX—XX веков. И все же именно в те очень далекие времена пусть стихийно, но возникли зародыши режиссерского искусства, зародыши будущей профессии, которая называется «режиссер». Пятое: одним из главных приемов изображения сказочного зверя или кого-нибудь из мифологических персонажей,1'11 а впоследствии персонажей того или другого действа, было ряженье. Собственно, ряженье, то есть внешнее изменение своей «личины», еще с языческих времен давало возможность человеку пусть примитивно, но изображать, совершать поступки, действовать не от своего лица. Кстати, лицедейство, по Далю, означает «принимать на себя чужой вид, образ, представлять какое лицо на игрищах, притворяться», а ряженый — «одетый чудно, не по обычаю, ради шуток». Нос принятием христианства, в частности уже в инсценировках церковных обрядов и во многих бытовых праздниках (ярче всего это проявилось в свадебном обряде), поступки их персонажей зависели не столько от костюмирования, сколько от характера персонажа, действующего в определенной ситуации. Иначе говоря, это было в какой-то мере зарождением того, что впоследствии назовется «действием в предлагаемых обстоятельствах», то есть первым шагом в создании сценического образа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|