Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Праздники и другие массовые действа




Размышляя о дальнейшей судьбе Театра массовых форм, го есть о судьбе Нетрадиционного театра, о его становлении, неволь­но приходишь к мысли, что некоторые его особенности прояви­лись, пусть еще в зачаточном состоянии, именно в античные вре­мена. Подтверждение тому можно найти не только в праздниках Древней Греции, но и в праздниках Древнего Рима.

Согласно верованиям римлян римские праздники были уста­новлены божественными предками — создателями всего сущею на земле — для того, чтобы смертные, воздав необходимые почести богам, могли бы рассчитывать па их милость хотя бы на предстоя­щий год.

Поначалу римский календарь насчитывал совсем немного праздников. А так как религия латинских племен была суровой ре­лигией пастухов и земледельцев, то такой же характер имели и праздники. По всей вероятности, именно поэтому человеческие жертвоприношения во время этих праздников имели своей целью ублажить очень суровых богов плодородия.

Со временем с развитием Рима как мощного государства по мере принятия культа чужеземных богов, связанного, во-первых, с многочисленными войнами, которые вел Рим, во-вторых, начи­ная с VI векадо н.э. с весьма интенсивной торговлей между Римом с античными и прежде всего с греческими городами, то вполне естественно, что это не могло не оказать влияния на древнерим­скую культуру и религию.

Ярче всего это влияние выразилось в латинизации имен богов. Древнеримские боги практически отождествлялись с богами Древ­ней Греции, которым поклонялись, и в честь которых проводились праздники. Так, например, римская богиня Веста — охранительни­ца и защитница домашнего очага, культ которой был одним из са­мых почитаемых в Риме, отождествлялась с греческой богиней Ге-стией — тоже богиней домашнего очага; а, скажем, римская боги­ня победы Виктория отождествлялась с греческой богиней победы Нике; или 6oi торговли, прибыли, обогащения, проводник душ в мир мертвых, вестник и прислужник богов Меркурий явно был в «родстве» с греческим богом Гермесом, который помимо тех же «обязанностей» был еще и покровителем плутовства.

Но в то же время такое отождествление не было сколком. Ри­мляне, вернее римская религия, не только изменила имена, айв какой-то мере и само содержание древнегреческих мифов. Правда, в том случае, если они противоречили римской системе ценностей. Так, например, действия в римских мифах и содержавшиеся в них конфликты переносились из мира богов в мир героев. Вспомним миф о поединке Горациев с Карнациями или миф о Муции Сцево-ле18. Естественно, характер таких мифов не мог не отразиться и на характере содержания праздников. Более того, на всем протяже­нии истории римского государства, с VIII векадо н.э. по II век н.э., римские праздники были отражением взаимоотношений римлян с господствующей в государстве религией политеизма. При этом нужно помнить, что лежащее в основе римской религии многобо­жие, носило в Римском государстве, как и во всем античном мире, политический характер.

Праздники в Древнем Риме были не только религиозными, но и светскими. Зависело это от того, какому богу они посвящались: в храме, воздвигнутом в честь бога, или на площадях и улицах го­рода, или же в сельской местности. Последние могли быть обще­ственными, но чаще всего семейными. В таких праздниках вместе с членами семьи принимали участие и их рабы. Кстати, можно предположить, что существующий в мире обычай отмечать многие праздники в кругу семьи для большинства народов зародился в те далекие времена.

Возникли же семейные праздники, по всей вероятности, пото­му, что в древние времена, как в Греции, в Риме и на Руси (о праз­дниках на Руси — позже), мир богов воспринимался устроенным по образу мира людей. Они тоже имели царя: в древнем Риме -Юпитера. Убеждает в этом то, что, скажем, в Древнем Риме самых почитаемых богов называли так же, как и римских сенаторов -«отцами».

По представлениям римлян, боги имели своих собственных божественных слуг и божественных дев, обустраивающих их очаг.

Римские праздники помимо деления на государственные, го­родские и сельские подразделялись еще на «постоянные» и «по­движные». Что касается «постоянных» праздников, то они были посвящены определенному 6oiy и проводились всегда в один и тот же день года. Л вот «подвижные» поначалу назначались понтифи­ком, позднее цезарями. При этом назначались каждый раз на определенное время по какому-либо пажному для государства (подчеркнем) событию. Чаще всего по случаю победы в очередной войне, которую вел Рим.

В зависимости от того, какой это был праздник, какому богу он был посвящен, он мог продолжаться от одного до нескольких дней. Так, например, праздник, посвященный Сатурну, продол­жался 7 дней, посвященный Церере — 8 дней, посвященный Ми-нерпе — 5 дчей. Обилие торжеств и годовщин по какому-либо слу­чаю позволял римлянам (но не рабам), особенно после VI века до н.э., пользоваться огромным количеством свободных дней. Так, например, в VIII веке до н.э. в течение года римляне отмечали бо­лее 40 праздников.

Каждый месяц римского календаря имел один, аю и несколь­ко раз и навсегда установленных праздничных дней. Вот часть из них, наиболее почитаемых римлянами:

в марте (для римлян месяц Нового года) «Большие Кпинкват-ралии» в честь бога Марса, и в этом же месяце — праздник в честь богини Минервы;

в апреле «Цералии» — в честь богини Цереры, и «Робигалии»— в честь бога Робиги;

в июне «Весталии» — в честь богини Весты и «Матроналии» -в честь богини Юноны;

в июле «Нептурналии» — в честь бога Нептуна;

в августе «Вулканалии» — в честь бога Вулкана;

в декабре «Сатурналии» — в честь бога Сатурна;

в январе «Агонии» — в честь бога Януса;

в феврале «Луперкалии» — в честь основателя Рима бога Рому-ла. К тому же в середине каждого месяца проводился праздник в честь бога Юпитера.

Существовали еще и особые праздники. Например, «День ры­баков» — 8 июня, или «Конный» — 15 октября и мною друшх.

Но этим дело не ограничивалось. Позднее появились праз­дники, учреждаемые царствующим императором: день его рожде­ния, годовщина вступления на престол, день обожествления его предшественника.

Следует заметить, что из всех упомянутых и не упомянутых праздников в первую очередь отмечались учрежденные еще в эпо­ху Республики (в тяжелые для нее исторические моменты) «Боль­шие праздники». Официально они были призваны снискать боже­ственное покровительство. Л неофициально — укрепить в народ­ном мнении престиж и власть правителей юсударства. К ним от­носились праздники, посвященные Юпитеру, Церере, Флоре и в честь богини Магерк Кибелы»14.

Что касается двух последних праздников, то они постепенно становились весьма фривольными. Так. во нремя «Флориалий», праздника в честь богини Флоры, несмотря на предписанные культом ритуальные действа1" интерес горожан стал смещаться в сторону сопровождающих этот праздник игр, цирковых предста­влений и других зрелищ. Дело в том, что к обрядам, как и к самой религии, по дошедшим до нас источникам, горожане относились все более и более формально.

Проводимый же в мае праздник в честь богини Матери Кибе-лы стал носить явно выраженный характер оргий и часто прини­мал форму фаллических процессий. К тому же на этом празднике во время богослужения жрецы приходили в такой экстаз, что не только пророчествовали, но и их священные пляски сопровожда­лись самоистязаниями. Но и это еще не все, чем сопровождался этот праздник. Участие в священнодействии весталок и замужних женщин (а присутствие мужчин на этом празднике не допуска­лось) часто заканчивалось тем, что они раздирали и съедали толь­ко что принесенную жертву сырой'1.

И все же эти чуждые большинству традиций римских праздни­ков действа получили широкое распространение. При этом в официальной римской религии не произошло каких-либо суще­ственных изменений. Но то, что начиная с III века до н.э. тради­ционная религия уже не играла прежней роли — несомненно.

Чтобы понять особенности римских праздников, которые по­влияли или могли повлиять на развитие Нетрадиционного театра, в частности на его новые формы, чтобы понять их структуру, дра­матургию, последовательность и характер действий, постановоч­ные и другие особенности, то есть все то, что в конечном счете яв­ляется предметом моих рассуждений, попробую, насколько это возможно, представить себе то, чю подразумевается под словами «древнеримский праздник».

При всем их многообразии можно предположить, что в осно­ве его построения, пусть с некоторыми различиями, практически лежала одна и та же схема. А именно: начинался праздник с риту­ального «шествия-очищения» вокруг города, или храма, или уса­дьбы, или другого места его проведения. Затем звучала обращен­ная к богу молитва, прославляющая ею и в то же время содержа­щая просьбу быть милостивым. Следом проходило жертвоприно­шение. После чего начинались игры и пиршество.

Основой сюжета праздничного действа был либо миф о том или другом боге, либо событие, в честь которого проводился праздник.

Шествие

Как правило, во главе процессии шла коллегия жрецов того бога, которому они служили, и сенаторы. Если шествие начина­лось или заканчивалось ночью, то его освещало огромное коли­чество факелов в руках не только идущих к храму, но и стоящих на улицах. В этом причудливо колыхавшемся свете можно было увидеть палантины и повозки с аллегорическими группами и жи­выми картинами. Сюжетом тех и других были отдельные эпизо­ды мифа о жизни и деяниях этого бога. (С III века до н.э. в про­цессиях появились изображения богов.) На идущих в процессии «полноправных» гражданах были надеты шерстяные мантии без рукавов. У сенаторов и у высших чиновников были такие же то­ги, но только с пурпурной каймой22. От начала и до конца ше­ствие сопровождалось пронзительными звуками флейт.

Надо отметить, что определенная театральность вообще была присуща античным праздникам. Эгу особенность отмечал в конце 1920-х годов, один из зачинателей советского театроведения Л.И. Пиотровский.

Шествия играли значительную роль в жизни горожан, так как, по словам Плутарха — древнегреческого писателя и историка, -«участвуя в таких процессиях, простой человек и рабыня возвыша­ются душой и осознают себя личностями».

Размышляя над всем тем, что сказано выше, невольно возни­кает мысль, что дожившим до наших дней (конечно, в очень изме­ненном виде) различным религиозным шествиям, обрядам и праз­дничным манифестациям, носящим чаще всего политический ха­рактер, демонстрациям положили начало античные религиозные шествия.

Поскольку храмы были воздвигнуты не на одном, а на семи римских холмах", то каждое шествие имело свой маршрут. Поэтому граждане Рима, чтобы приветствовать шествующих, каждый раз оказывались на тех улицах, по которым двигалась процессия. Заканчивалось шествие у одного из храмов, в котором произ­носилась молигва и совершалось жертвоприношение.

В храме и около него

Молитва была краткой. По манере ее произнесения это была декламация или речитатив под аккомпанемент музыкальных ин­струментов. Иногда молитвы сопровождались религиозными тан­цами. По своей сути молитва кроме прославления бога была и об­ращением к нему с просьбой о помоши и благодарение за нее.

Любопытно, что уже тогда в специальных книгах с текстом молитвы были точно указаны и положение тела, и жесты моля­щегося.

Одну из таких молитв, вернее ее вторую часть, приводит в сво­ей книге «Праздник и культура» польский искусствовед и историк Качимеж Жигульский. И хотя молитва эта, как указывает автор, произносилась хозяином дома — патрицием — во время сельского праздника (при том, что при переводе с латыни на польский ос словарный состав явно приобрел характер католической моли­твы), все же можно судить о содержании и характере и других мо­литв. Обращена она была к богу Марсу: «Отче Марс, тебе молюсь: ко мне, и дому, и чадам нашим благоволен и добр пребудь. Того ра­ди я поля, и землю, и удел мой жертвенным обиходом обойти ве-ле, дабы хвори зримые и незримые, неплодие и запустение, нев­згоды и непогоды ты отвратил, опретил, дабы злаки, и жито, и побеги, и лозы, и рост и силу ты допустил, дабы пастырей и чадам нашим, Того ради и удел мой, и землю, и поле очищением очистил по речению моему, а ты млечными сими жертвами закланными возвеличен будь!» 24

Если поначалу молитвы римлян были обращены исключи­тельно к определенному богу, то впоследствии молитвы произно­сились за благополучие и процветание императора, Сената, наро­да. Произносились такие молитвы перед началом какого-либо действия. Например, перед началом собрания, судебного разбира­тельства, перед выступлением в поход и т.д.

Закончив молитву, жрец или жрецы приступали к жертво­приношению, которое разделялось на «кровавое» и «бескров­ное». Причем жертвоприношения всегда имели определенное смысловое содержание. Они были просительные, благодар­ственные, очистительные, искупительные. Такие жертвы, как правило, были «бескровными», и приносились они во время се­мейных и общинных празднеств. На государственных праздни­ках в жертву приносились животные: быки, овцы, свиньи, коз­лы и даже собаки. Последние — в наказание за то, что во время войны с галлами собаки молчали и чуть не пропустили врага. Спасли город загоготавшие гуси па Капитолийском холме.

Приносимые в жертву животные не должны были иметь ка­ких-либо недостатков, что жрецами тщательно проверялось. По канону белые животные приносились в жертву богам неба, чер­ные — подземным богам. Богиням следовало приносить в жертву только самок, а богам, естественно, самцов.

Перед тем как принести жертву, следовало сказать, чего и сколько приносится. Например, если не сказать: «Прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему об­ещают все вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказы­вает, как Нума Помпилий — легендарный царь — торговался с Юпитером. «Ты принесешь мне в жертву голову», — требует Юпи­тер. «Отлично, — отвечает царь. — Ты получишь голову чеснока, которую я сейчас вырву на своем огороде». — «Нет, я подразуме­ваю нечто человеческое». — «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». «Да нет, мне нужно нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на все согласился»2'.

Для меня важно отметить, что вначале римские молитвы, про­износимые перед обрядом жертвоприношения, были лишены эк­стаза, восхищения и т.п.

Сам обряд жертвоприношения можно себе представить по его описанию, которое приводит в своей книге «Римские древности» один из крупнейших в нашей стране знатоков Древнего Рима -Н.Н. Санчурский: «В самом начале жертвоприношения требова­лось омыть все тело или по крайней мере руки, так как обращать­ся к богам мог только человек вполне чистый. Глашатай пригла­шал всех, не имевших права присутствовать при данном богослу­жении, удалиться и требовал благоговейной тишины. Затем слу­житель подводил к жертвеннику животное, украшенное лентами, повязками и венками. Совершалось возлияние на алтарь вина и курение фимиама. После этого происходило освящение жер­твенного животного... Жрец кропил жертву обрядовой водой и, отрезав пучок волос на лбу животного и бросив его в огонь, по­сыпал лоб мукою, смешанною с солью, затем взмахивал жер­твенным ножом от головы к хвосту. На этом обряд освящения за­канчивался. Затем служитель убивал животное. Кровь, смешан­ная с вином, выливалась па алтарь... Части животного сжига­лись, а мясо съедалось...» 26

А вот на празднике Луперкалии жертвоприношение заканчи­валось тем, что ножом, на котором дымилась кровь только что за­колотых козлов, намазывали лица двум юношам и тотчас вытира­ли кровавые пятна шерстью, смоченной в молоке27.

Обряд жертвоприношения вызывал у присутствующих эмоцио­нальное напряжение, которое затем (особенно со II века до н.э.) разрешалось разнузданным весельем и пиршеством по поводу, как верилось, наступившей милости бога.

Пиршества

Праздничные пиршества носили особый характер. Помимо обилия и разнообразия еды и вина, люди дарили друг другу венки, цветы, ходили в гости. Дни же эти проходили под знаком проявле­ния доброжелательства и чувства братства. Только в эти дни рабам предоставлялась необычайная свобода. Они получали от хозяев различные угощения, которые хозяева подавали на стол специаль­но для рабов.

Пиршества отличались еще и разнообразием забав. Так. во время «Цералий» травили лисиц, к хвостам которых привязывали горящие факелы. В праздник Робигалии после жертвоприно­шений во время пиршества устраивались состязания по бегу в мешках.

Поначалу эти забавы носили религиозный характер как выра­жение радости народа за божественную милость и благодарение за содеянное богом. Так, на празднике, посвященном Аполлону, по­сле жертвоприношения во время пиршества принято было качать­ся на качелях. Празднующие как бы искали на земле и на небе ме­сто исчезновения Аполлона. Но постепенно эти забавы, как и со­провождавшие пиршества различные игры: конные состязания, пятиборье, соревнования атлетов и другие, — утрачивали рели­гиозную окраску и превращались в светские, любимые народом зрелища. Более того, сопутствовавшие праздникам игры станови­лись не только главным развлечением и формой времяпрепровож­дения римлян, но и инструментом власти. Особенно это прояви­лось во время правления императоров, которым во что бы то ни стало нужно было отвлечь народ от политики. Не случайно имен­но во времена императоров среди римской толпы царствовал ло­зунг «Хлеба и зрелищ!».

Я уже говорил, что многие праздники в честь богов длились по нескольку дней. Так вот, каждый из дней праздника имел свое со­держание. Скажем, праздник в честь Аполлона и Юноны продол­жался три дня и три ночи. Первый день был отдан жертвоприно­шениям; во второй день женщины молились Юноне; в третий день в храме Аполлона мальчики и девочки попеременно пели гимн, сочиненный римским поэтом Горацием. В этом гимне про­славлялось величие Рима, лучшего на земле города. В нем содер­жалось восхваление римлян, наделенных лучшими человеческими качествами; верностью, честью, стыдом и доблестью...

Празднества в честь Минервы длились пить дней. В первый день празднеств, связанный с днем рождения богини, проходили богослужения и жертвоприношения. Во второй, третий и четвер­тый дни праздника кроме игр проходили различные зрелища: ку­лачные бои, гонки на колесницах и другие соревнования.

Известно, что Юлий Цезарь (I век до н.э.) устраивал самые разнообразные зрелища, в том числе скачки и морской бой. Атле­ты состязались в течение трех дней на стадионе, выстроенном для зрителей близ Марсового поля. Это были деревянные помосты, которые снимались по окончании игр. Для морского боя спе­циально выкапывалось озеро, в котором участвовали самые раз­личные корабли того времени (тиремы, триремы, квадроремы). В бою принимало участие множество бойцов. Денег на проведе­ние этих игр не жалели. Все подчинялось желанию Цезаря изу­мить зрителей, убедить их в силе и могуществе диктатора. В даль­нейшем,, после убийство Цезаря, римские правители продолжали вкладывать в зрелища огромные средства. Например, в 1 веке до н.э. император Нерон не только субсидировал устройства зрелищ, но и сам выступал на арене цирка в конных ристалищах на ква­дригах в качестве возницы.

Гладиаторские бои

Самый же большой успех у римлян имели гладиаторские бои. Возникли они еще в пору расцвета этрусских городов, когда плен­ных врагов заставляли биться на могиле павшего в бою полководца.

Затем они были заимствованы другими эллинскими города­ми. Но уже как зрелища. При этом они постепенно становились самостоятельными представлениями, не обязательно связанными с чествованием того или иного бога.

Пожалуй, именно к этому времени мы.можем отнести зарож­дение той формы построения праздника, кульминацией которого становилось то или другое представление. Первые гладиаторские бои были проведены в 264 году.

Если гимнастические соревнования, конные ристалища, со­ревнования атлетов, выступления борцов, метание дисков прохо­дили в римских цирках, то гладиаторские бои — в амфитеатрах.

Римские цирки а их в Риме было четыре: колоссальный цирк «Максимус», «Неронис», «Фламинус», «Максента», развалины которого на Апниевой дороге существуют до сих пор, — предста­вляли собой большие продолговатые здания с ристалищем (ареной) и идущими вдоль арены ступенями — местами для зрителей. В середине боковой полукруглой стороны возвышались Триум­фальные ворота. С противоположной стороны находились ворота для входа торжественных процессий. По углам цирка возвыша­лись башни, межд> которыми размешались конюшни и помеще­ния для колесниц. Посередине через ристалище проходила низ­кая стенка, украшенная колоннами, обелисками, статуями богов и позднее императоров. В концах стены возвышались поворот­ные столбы. Тот, кто принимал участие в состязании, обязан был в определенный срок несколько раз обогнуть их.

Амфитеатры же, где проходили гладиаторские бои, были спе­циально выстроены для этих целей.

Это было овальной формы громадное здание, в центре кото­рого находилась усыпанная песком круглая площадь. Вокруг нее возвышались места для зрителей. Подиум (самые близкие места к арене, обнесенные для безопасности перилами) предназначался для императоров, высших должностных лиц и весталок.

Самыми величественными амфитеатрами были амфитеатры Флавия и сохранившийся до наших дней Колизей. Последний славился не только своей величиной, но и для того времени техни­чески оснащенной движущейся ареной, сценическими механиз­мами, дающими возможность быстро превратить арену в озеро или «выстроить» на ней огромный лес.

Поначалу гладиаторские бои устраивали консулы, а во вре­мена императоров — преторы. На проведение этих кровавых зре­лищ, которые у римлян пользовались растущей популярностью и на которые вход был свободным, тратилисыогромные денеж­ные суммы.

Гладиаторские бои были трех видов: бои гладиаторов между собой, бои гладиаторов с дикими зверями и сражения на кораблях. Участниками этих боев были и осужденные на казнь преступники, и провинившиеся рабы, и военнопленные.

В результате многочисленных войн, которые вел Рим, вторых и третьих было великое множество.

Зрелище «начиналось торжественным шествием гладиаторов на арену, где во времена императоров они приветствовали присут­ствующего: «Ave, Caesar, mortituri tesalutant!» — «Идущие насмерть приветствуют тебя!»гя

Одни гладиаторы сражались закованными в панцири, другие были вооружены только трезубцем и сетью, которую набрасыва­ли на противника, чтобы нанести ему решающий удар, у третьих были длинные мечи и небольшие щиты, у четвертых, наоборот, маленькие кинжалы и большие четырехугольные щиты.

«...Сначала гладиаторы вели примерный бой с помощью тупого оружия, а когда подавался сигнал трубой к серьезной борьбе, то ве­ли бой острым оружием... Судьба побежденного первоначально за­висела от народа, а затем от императора (если в бою кто-нибудь па­дал побежденным, зрители криками давали знать, нужно ли сохра­нить ему жизнь или же победитель должен его прикончить. — А.Р.). Павшие выносились через «ворота мертвых», и если смерть еще не наступила, то там их убивали. Победители получали пальмовые ве­тви, венки, деньги, а за многократные победы — деревянную рапиру в знак их признанного искусства и освобождение от дальнейшей службы или, наконец, полную свободу» .

Бой гладиаторов с дикими зверями или зверей между собой назывался «охота па зверей» Против фактически обреченных лю­дей выпускали львов, пантер, быков и даже слонов. Зверей в огромных количествах привозили из всех частей Римского госу­дарства или выращивали в специальных зверинцах. Вообще, же обреченные на казнь военнопленные чаще всего вступали в бой безоружными.

Гладиаторы выпускались на аренду обученными и трениро­ванными. Существовали особые школы, где рабов обучали глади­аторскому искусству. Сама профессия требовала от гладиаторов смелости, ловкости и храбрости.

Сражения на корабляч (навмахии) обычно были реставрацией знаменитых морских баталий. Для этой цели в амфитеатры прово­дили воду.

Эти грандиозные морские сражения еще в большей степе­ни, чем другие гладиаторские бои. проводились с целью позаба­вить зрителей, ради которых проливалось море крови рабов. Так, в дошедших до нас источниках рассказывается, что после благополучной Дакийской войны (106 год н.э.) зрелище про­должалось 123 дня! Во время этого празднества на сиене сража­лось 10 тысяч гладиаторов и затравлено И тысяч диких зверей.

Известно, что многие знаменитые римляне, и прежде всего Сенека и Цицерон, не принимая чрезмерный натурализм крова­вых зрелищ, однако считали, что они «необходимы для гармонич­ного воспитания воина». А император Аврелиан приветствовал такие зрелища и однажды в одной из своих речей, обращаясь к народу, откровенно заявил: «Предавайтесь увеселениям. Зани­майтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас — развлечения»10.

На устройство таких зрелищ, как я уже отмечал, казной трати­лись значительные суммы'1.

Собственно говоря, именно социальные условия римской жизни — приток богатств, стремление знати привлечь на свою сто­рону римскую толпу, увеличение городского плебства — способ­ствовали тому, что празднества и зрелища становились все более продолжительными и разнообразными. Так, открытие в 80 году н.э. Колизея праздновалось с перерывами 100 дней.

Я уже не раз подчеркивал, что время, о котором говорится, от­мечено огромным количеством проводимых Римом войн.

Большое напряжение сил и множество жертв требовали того или иного идеологического оправдания. И таким оправданием стал постепенно складывающийся миф о Риме, который якобы был основан по воле богов и которому по их же воле свыше пред­назначена власть над всем миром. «Править миром, смирять дер­зких, щадить покорных», по выражению Вергилия, стало одним из основных принципов властителей. «Во имя величия Рима, а не личной славы, отдай свои способности, а если надо, то и жизнь», — требовала от римлян власть предержащая.

Естественно, что такая политика не могла не привести к во­звеличиванию воинов и особенно полководцев.

Во имя бога войны Марса, в его честь на Марсовом поле был воздвигнут храм. При начинании, а затем и по завершении воен­ных походов происходило освящение коней, оружия и музыкаль­ных инструментов. При этом по окончании военных действий там же приносили в жертву коня победителя во время устраиваемых в этот день конных ристалищах,

Триумфы

Главной почестью для победившего полководца как высшая награда государства по решению Сената назначался Триумф.

Триумф начинался с торжественного вступления в столицу войска во главе с полководцем-победителем. Триумфатор в лавро­вом венке, в пурпурной, украшенной золотом toic, в квадриге (запряженной четырьмя конями колеснице) въезжал в Рим. Перед колесницей во главе с царем или членами царствовавшей дина­стии побежденной страны вели пленных и везли захваченное в бою оружие противника. В рядах шествующих легионеров-- наря­ду с поенной добычей — внешним выражением победы — несли картины с изображением батальных сцен, двигались площадки с аллегорическими группами, изображавшие города, горы и реки, попавшие под власть Рима.

Накануне триумфа1 город украшался декоративными 1риум-фальными арками, которые, как и триумфальные ворота цирка, были сводчатыми сооружениями с одним или тремя проездами для торжественного въезда в город триумфатора и сопровождав­шей его процессии.

Достигнув Капитолийского холма, через построенную на Фору­ме еще царем Помпилием (VIII век до н.э.) двойную арку, ворота ко­торой открывались во время ведения римлянами войны и которые закрывались во время мира, процессия направлялась в цирк.

По сложившейся традиции в день триумфа разрешалось вы­смеивать своего полководца. «Граждане, берегите своих жен! Мы везем лысого бабника!» — во всю глотку распевали легионеры. По некоторым источникам, это делалось для того, чтобы уберечь триумфатора от зависти богов.

Во время триумфов обязательно звучала музыка, песни, сти­хи, и все это сопровождалось плясками.

Стоит подчеркнуть, что организаторы триумфов вообще были неистощимы в своих выдумках. Так, римский историк и писатель Светоний в одном из своих трудов писал о том, как после одного из триумфов Цезаря, весной 46 года до н.э., вечером зрители были ошеломлены необыкновенной картиной; множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий.

Собственно, по моему пониманию, это был театрализован­ный военный парад, который, по сути, был торжественным нача­лом, завязкой всеобщего праздника в честь победы, спектаклем, прославлявшим город, его силу, могущество и мужество его бое­вых легионов.

Войдя под рукоплескание и восторженные возгласы толпы че­рез триумфальные ворота в окружавший храм парк, триумфатор после ритуального очищения оружия и боевых отрядов и исполне­ния гимна Марсу в честь победы, сняв с головы золотой венец, возлагал его к ногам Марса.

Затем начиналось общее молебствие — обращение к богу ле­гионеров с благодарением за одержанную ими победу. После чего жрецы приступали к жертвоприношению. Мне очень важно заме­тить, что при всем этом главной фигурой, в честь которой устраи­вался праздник, был триумфатор.

Наряду с «большим» триумфом в Риме существовал «малый» триумф. Он отличался тем, что триумфатор вступал в город или верхом на коне, или пешком. Он был одет в обыкновенную тогу. А на его голове был не лавровый, а миртовый венок. Назывался такой «малый триумф» Овацией. Во время шествия вокруг идуще­го триумфатора бегала специальная группа, которая называлась «хлопальщиками».

При всем многообразии действий во время праздника от его начала и до самого конца все было построено так, что внимание зрителей сосредоточивалось на герое дня.

Если о содержании праздников и других зрелищ Древнего Ри­ма нам многое известно, то о том, как они организовывались, и о людях, которые их организовывали и осуществляли, мы практиче­ски мало что знаем.

Вряд ли то огромное количество праздников, шествий и игр, которые за год видел римлянин на площадях и улицах своего горо­да, могло осуществляться само по себе. Конечно, такой человек, который объединял и направлял усилия тысяч людей: художни­ков, оформителей, музыкантов, участников, обслуживающий пер­сонал и, выражаясь сегодняшними терминами, администрации, — естественно, был.

По всей вероятности, он возглавлял группу людей, которые под его руководством проводили предварительную подготовку праздника, определяли, на что и куда расходовать значительные денежные суммы, которые выделялись казной. Укрепляют меня в этом предположении не только собственные рассуждения, а и то, что в древнегреческих городах-полисах ежегодно, как правило, из высших должностных лиц — архонтов — для подготовки, органи­зации и проведения праздников избирались специальные люди, так называемые «агонофеты». Надо думать, что в Риме было гак же. Тем более что по некоторым источникам известно, что и орга­низации и проведении в Риме различных зрелищ значительную роль играли религиозные и административные власти. Позже -только административные. Причем магистраты старались прев­зойти друг друга пышностью устраиваемых ими зрелищ. Известно также, что после праздников властями отмечались заслуги устрои­телей и организаторов. Отличившихся награждали венками, в их честь воздвигали статуи.

Размышляя об особенностях античных празднеств, можно сделать несколько выводов. Первое, на что обращаешь внимание, это на то, что все они по своей сути, с одной стороны, были ин­сценировками того или другого мифа, инсценировками, носив­шими ритуальный характер, в основе которых лежало определен­ное обрядовое действо.и С другой — инсценировкой того или дру­гого события в жизни древнеримского государства.

Кстати, стоит заметить: чем формальнее празднующие отно­сились к религиозному содержанию праздника, тем все больше его кульминация смещалась на пиршество, игры, зрелище.

Действие этих праздников в подавляющем большинстве стро­илось по одной и той же схеме: шествие, молитва, жертвоприно­шение, пиршество. То есть, по существу, завязку кульминацию и развязку. А это означает, что есть основание говорить, что в осно­ве античного праздника, его действий лежала определенная, свое­образная, но драматургия.

И еще, как бы мы ни относились к тому или другому антично­му празднеству, по сути, это было прежде всего зрелищем. Причем именно эта сторона праздника год от года становились пышнее.

Третий вывод, который можно сделать: если в VI— IV веках до н.э. в этих праздниках не было четкого деления на исполни­телей и зрителей (вспомним, что устроители предусматривали в построении праздника обязательные моменты включения горо­жан в его действие), то уже к середине II века до н.э., когда на­чали проводиться триумфы и гладиаторские бои, возникла чет­кая дифференциация на исполнителей и зрителей.

Четвертый вывод. Пожалуй, с этого следовало бы начать. На­ибольшее распространение, расцвет празднеств, безусловно, свя­зан с каким-либо значительным событием в жизни общества. До­статочно вспомнить реформы Писистрата. Собственно, револю­ционные изменения в жизни общества всегда сопровождались очередным расцветом Театра массовых форм.

И последнее об античных празднествах. В них, в этих праз­дниках, проходивших на городских улицах и площадях под откры­тым небом, принимало участие огромное количество людей, по­рой весь город. Поэтому есть право считать, что утверждение «те­атр родился на площади» впрямую относится к массовым формам театра, к Театру массовых форм. Именно на улицах и площадях античных городов Нетрадиционный театр сделал свои первые и весьма неробкие шаги на пути становления его как полноправной ветви Театра.

Такое мое понимание всеобщей истории мирового Театра дает право рассматривать массовые театрализованные действа на пло­щадях, стадионах и других больших, чаще всего на нетрадицион­ных сценических площадках, ставшие впоследствии самостоятель­ным видом сценического искусства, как ветвь искусства, именуе­мого Театром. Более того, смею утверждать, что в дальнейшем ра­звитие Театра шло по двум самостоятельным направлениям: тради­ционному., общепринятому взгляду на понятие «Театр» и другому, нетрадиционному, имя которому — Театр массовых форм,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...