Праздники и другие массовые действа
Размышляя о дальнейшей судьбе Театра массовых форм, го есть о судьбе Нетрадиционного театра, о его становлении, невольно приходишь к мысли, что некоторые его особенности проявились, пусть еще в зачаточном состоянии, именно в античные времена. Подтверждение тому можно найти не только в праздниках Древней Греции, но и в праздниках Древнего Рима. Согласно верованиям римлян римские праздники были установлены божественными предками — создателями всего сущею на земле — для того, чтобы смертные, воздав необходимые почести богам, могли бы рассчитывать па их милость хотя бы на предстоящий год. Поначалу римский календарь насчитывал совсем немного праздников. А так как религия латинских племен была суровой религией пастухов и земледельцев, то такой же характер имели и праздники. По всей вероятности, именно поэтому человеческие жертвоприношения во время этих праздников имели своей целью ублажить очень суровых богов плодородия. Со временем с развитием Рима как мощного государства по мере принятия культа чужеземных богов, связанного, во-первых, с многочисленными войнами, которые вел Рим, во-вторых, начиная с VI векадо н.э. с весьма интенсивной торговлей между Римом с античными и прежде всего с греческими городами, то вполне естественно, что это не могло не оказать влияния на древнеримскую культуру и религию. Ярче всего это влияние выразилось в латинизации имен богов. Древнеримские боги практически отождествлялись с богами Древней Греции, которым поклонялись, и в честь которых проводились праздники. Так, например, римская богиня Веста — охранительница и защитница домашнего очага, культ которой был одним из самых почитаемых в Риме, отождествлялась с греческой богиней Ге-стией — тоже богиней домашнего очага; а, скажем, римская богиня победы Виктория отождествлялась с греческой богиней победы Нике; или 6oi торговли, прибыли, обогащения, проводник душ в мир мертвых, вестник и прислужник богов Меркурий явно был в «родстве» с греческим богом Гермесом, который помимо тех же «обязанностей» был еще и покровителем плутовства.
Но в то же время такое отождествление не было сколком. Римляне, вернее римская религия, не только изменила имена, айв какой-то мере и само содержание древнегреческих мифов. Правда, в том случае, если они противоречили римской системе ценностей. Так, например, действия в римских мифах и содержавшиеся в них конфликты переносились из мира богов в мир героев. Вспомним миф о поединке Горациев с Карнациями или миф о Муции Сцево-ле18. Естественно, характер таких мифов не мог не отразиться и на характере содержания праздников. Более того, на всем протяжении истории римского государства, с VIII векадо н.э. по II век н.э., римские праздники были отражением взаимоотношений римлян с господствующей в государстве религией политеизма. При этом нужно помнить, что лежащее в основе римской религии многобожие, носило в Римском государстве, как и во всем античном мире, политический характер. Праздники в Древнем Риме были не только религиозными, но и светскими. Зависело это от того, какому богу они посвящались: в храме, воздвигнутом в честь бога, или на площадях и улицах города, или же в сельской местности. Последние могли быть общественными, но чаще всего семейными. В таких праздниках вместе с членами семьи принимали участие и их рабы. Кстати, можно предположить, что существующий в мире обычай отмечать многие праздники в кругу семьи для большинства народов зародился в те далекие времена. Возникли же семейные праздники, по всей вероятности, потому, что в древние времена, как в Греции, в Риме и на Руси (о праздниках на Руси — позже), мир богов воспринимался устроенным по образу мира людей. Они тоже имели царя: в древнем Риме -Юпитера. Убеждает в этом то, что, скажем, в Древнем Риме самых почитаемых богов называли так же, как и римских сенаторов -«отцами».
По представлениям римлян, боги имели своих собственных божественных слуг и божественных дев, обустраивающих их очаг. Римские праздники помимо деления на государственные, городские и сельские подразделялись еще на «постоянные» и «подвижные». Что касается «постоянных» праздников, то они были посвящены определенному 6oiy и проводились всегда в один и тот же день года. Л вот «подвижные» поначалу назначались понтификом, позднее цезарями. При этом назначались каждый раз на определенное время по какому-либо пажному для государства (подчеркнем) событию. Чаще всего по случаю победы в очередной войне, которую вел Рим. В зависимости от того, какой это был праздник, какому богу он был посвящен, он мог продолжаться от одного до нескольких дней. Так, например, праздник, посвященный Сатурну, продолжался 7 дней, посвященный Церере — 8 дней, посвященный Ми-нерпе — 5 дчей. Обилие торжеств и годовщин по какому-либо случаю позволял римлянам (но не рабам), особенно после VI века до н.э., пользоваться огромным количеством свободных дней. Так, например, в VIII веке до н.э. в течение года римляне отмечали более 40 праздников. Каждый месяц римского календаря имел один, аю и несколько раз и навсегда установленных праздничных дней. Вот часть из них, наиболее почитаемых римлянами: в марте (для римлян месяц Нового года) «Большие Кпинкват-ралии» в честь бога Марса, и в этом же месяце — праздник в честь богини Минервы; в апреле «Цералии» — в честь богини Цереры, и «Робигалии»— в честь бога Робиги; в июне «Весталии» — в честь богини Весты и «Матроналии» -в честь богини Юноны; в июле «Нептурналии» — в честь бога Нептуна; в августе «Вулканалии» — в честь бога Вулкана; в декабре «Сатурналии» — в честь бога Сатурна; в январе «Агонии» — в честь бога Януса; в феврале «Луперкалии» — в честь основателя Рима бога Рому-ла. К тому же в середине каждого месяца проводился праздник в честь бога Юпитера.
Существовали еще и особые праздники. Например, «День рыбаков» — 8 июня, или «Конный» — 15 октября и мною друшх. Но этим дело не ограничивалось. Позднее появились праздники, учреждаемые царствующим императором: день его рождения, годовщина вступления на престол, день обожествления его предшественника. Следует заметить, что из всех упомянутых и не упомянутых праздников в первую очередь отмечались учрежденные еще в эпоху Республики (в тяжелые для нее исторические моменты) «Большие праздники». Официально они были призваны снискать божественное покровительство. Л неофициально — укрепить в народном мнении престиж и власть правителей юсударства. К ним относились праздники, посвященные Юпитеру, Церере, Флоре и в честь богини Магерк Кибелы»14. Что касается двух последних праздников, то они постепенно становились весьма фривольными. Так. во нремя «Флориалий», праздника в честь богини Флоры, несмотря на предписанные культом ритуальные действа1" интерес горожан стал смещаться в сторону сопровождающих этот праздник игр, цирковых представлений и других зрелищ. Дело в том, что к обрядам, как и к самой религии, по дошедшим до нас источникам, горожане относились все более и более формально. Проводимый же в мае праздник в честь богини Матери Кибе-лы стал носить явно выраженный характер оргий и часто принимал форму фаллических процессий. К тому же на этом празднике во время богослужения жрецы приходили в такой экстаз, что не только пророчествовали, но и их священные пляски сопровождались самоистязаниями. Но и это еще не все, чем сопровождался этот праздник. Участие в священнодействии весталок и замужних женщин (а присутствие мужчин на этом празднике не допускалось) часто заканчивалось тем, что они раздирали и съедали только что принесенную жертву сырой'1. И все же эти чуждые большинству традиций римских праздников действа получили широкое распространение. При этом в официальной римской религии не произошло каких-либо существенных изменений. Но то, что начиная с III века до н.э. традиционная религия уже не играла прежней роли — несомненно.
Чтобы понять особенности римских праздников, которые повлияли или могли повлиять на развитие Нетрадиционного театра, в частности на его новые формы, чтобы понять их структуру, драматургию, последовательность и характер действий, постановочные и другие особенности, то есть все то, что в конечном счете является предметом моих рассуждений, попробую, насколько это возможно, представить себе то, чю подразумевается под словами «древнеримский праздник». При всем их многообразии можно предположить, что в основе его построения, пусть с некоторыми различиями, практически лежала одна и та же схема. А именно: начинался праздник с ритуального «шествия-очищения» вокруг города, или храма, или усадьбы, или другого места его проведения. Затем звучала обращенная к богу молитва, прославляющая ею и в то же время содержащая просьбу быть милостивым. Следом проходило жертвоприношение. После чего начинались игры и пиршество. Основой сюжета праздничного действа был либо миф о том или другом боге, либо событие, в честь которого проводился праздник. Шествие Как правило, во главе процессии шла коллегия жрецов того бога, которому они служили, и сенаторы. Если шествие начиналось или заканчивалось ночью, то его освещало огромное количество факелов в руках не только идущих к храму, но и стоящих на улицах. В этом причудливо колыхавшемся свете можно было увидеть палантины и повозки с аллегорическими группами и живыми картинами. Сюжетом тех и других были отдельные эпизоды мифа о жизни и деяниях этого бога. (С III века до н.э. в процессиях появились изображения богов.) На идущих в процессии «полноправных» гражданах были надеты шерстяные мантии без рукавов. У сенаторов и у высших чиновников были такие же тоги, но только с пурпурной каймой22. От начала и до конца шествие сопровождалось пронзительными звуками флейт. Надо отметить, что определенная театральность вообще была присуща античным праздникам. Эгу особенность отмечал в конце 1920-х годов, один из зачинателей советского театроведения Л.И. Пиотровский. Шествия играли значительную роль в жизни горожан, так как, по словам Плутарха — древнегреческого писателя и историка, -«участвуя в таких процессиях, простой человек и рабыня возвышаются душой и осознают себя личностями». Размышляя над всем тем, что сказано выше, невольно возникает мысль, что дожившим до наших дней (конечно, в очень измененном виде) различным религиозным шествиям, обрядам и праздничным манифестациям, носящим чаще всего политический характер, демонстрациям положили начало античные религиозные шествия.
Поскольку храмы были воздвигнуты не на одном, а на семи римских холмах", то каждое шествие имело свой маршрут. Поэтому граждане Рима, чтобы приветствовать шествующих, каждый раз оказывались на тех улицах, по которым двигалась процессия. Заканчивалось шествие у одного из храмов, в котором произносилась молигва и совершалось жертвоприношение. В храме и около него Молитва была краткой. По манере ее произнесения это была декламация или речитатив под аккомпанемент музыкальных инструментов. Иногда молитвы сопровождались религиозными танцами. По своей сути молитва кроме прославления бога была и обращением к нему с просьбой о помоши и благодарение за нее. Любопытно, что уже тогда в специальных книгах с текстом молитвы были точно указаны и положение тела, и жесты молящегося. Одну из таких молитв, вернее ее вторую часть, приводит в своей книге «Праздник и культура» польский искусствовед и историк Качимеж Жигульский. И хотя молитва эта, как указывает автор, произносилась хозяином дома — патрицием — во время сельского праздника (при том, что при переводе с латыни на польский ос словарный состав явно приобрел характер католической молитвы), все же можно судить о содержании и характере и других молитв. Обращена она была к богу Марсу: «Отче Марс, тебе молюсь: ко мне, и дому, и чадам нашим благоволен и добр пребудь. Того ради я поля, и землю, и удел мой жертвенным обиходом обойти ве-ле, дабы хвори зримые и незримые, неплодие и запустение, невзгоды и непогоды ты отвратил, опретил, дабы злаки, и жито, и побеги, и лозы, и рост и силу ты допустил, дабы пастырей и чадам нашим, Того ради и удел мой, и землю, и поле очищением очистил по речению моему, а ты млечными сими жертвами закланными возвеличен будь!» 24 Если поначалу молитвы римлян были обращены исключительно к определенному богу, то впоследствии молитвы произносились за благополучие и процветание императора, Сената, народа. Произносились такие молитвы перед началом какого-либо действия. Например, перед началом собрания, судебного разбирательства, перед выступлением в поход и т.д. Закончив молитву, жрец или жрецы приступали к жертвоприношению, которое разделялось на «кровавое» и «бескровное». Причем жертвоприношения всегда имели определенное смысловое содержание. Они были просительные, благодарственные, очистительные, искупительные. Такие жертвы, как правило, были «бескровными», и приносились они во время семейных и общинных празднеств. На государственных праздниках в жертву приносились животные: быки, овцы, свиньи, козлы и даже собаки. Последние — в наказание за то, что во время войны с галлами собаки молчали и чуть не пропустили врага. Спасли город загоготавшие гуси па Капитолийском холме. Приносимые в жертву животные не должны были иметь каких-либо недостатков, что жрецами тщательно проверялось. По канону белые животные приносились в жертву богам неба, черные — подземным богам. Богиням следовало приносить в жертву только самок, а богам, естественно, самцов. Перед тем как принести жертву, следовало сказать, чего и сколько приносится. Например, если не сказать: «Прими в дар это вино, которое я тебе приношу», бог может подумать, что ему обещают все вино, находящееся в погребе. Старая легенда рассказывает, как Нума Помпилий — легендарный царь — торговался с Юпитером. «Ты принесешь мне в жертву голову», — требует Юпитер. «Отлично, — отвечает царь. — Ты получишь голову чеснока, которую я сейчас вырву на своем огороде». — «Нет, я подразумеваю нечто человеческое». — «Хорошо, ты получишь человеческие волосы». — «Да нет, мне нужно нечто живое». — «Ладно, ко всему этому мы прибавим небольшую рыбку». Юпитер стал смеяться и на все согласился»2'. Для меня важно отметить, что вначале римские молитвы, произносимые перед обрядом жертвоприношения, были лишены экстаза, восхищения и т.п. Сам обряд жертвоприношения можно себе представить по его описанию, которое приводит в своей книге «Римские древности» один из крупнейших в нашей стране знатоков Древнего Рима -Н.Н. Санчурский: «В самом начале жертвоприношения требовалось омыть все тело или по крайней мере руки, так как обращаться к богам мог только человек вполне чистый. Глашатай приглашал всех, не имевших права присутствовать при данном богослужении, удалиться и требовал благоговейной тишины. Затем служитель подводил к жертвеннику животное, украшенное лентами, повязками и венками. Совершалось возлияние на алтарь вина и курение фимиама. После этого происходило освящение жертвенного животного... Жрец кропил жертву обрядовой водой и, отрезав пучок волос на лбу животного и бросив его в огонь, посыпал лоб мукою, смешанною с солью, затем взмахивал жертвенным ножом от головы к хвосту. На этом обряд освящения заканчивался. Затем служитель убивал животное. Кровь, смешанная с вином, выливалась па алтарь... Части животного сжигались, а мясо съедалось...» 26 А вот на празднике Луперкалии жертвоприношение заканчивалось тем, что ножом, на котором дымилась кровь только что заколотых козлов, намазывали лица двум юношам и тотчас вытирали кровавые пятна шерстью, смоченной в молоке27. Обряд жертвоприношения вызывал у присутствующих эмоциональное напряжение, которое затем (особенно со II века до н.э.) разрешалось разнузданным весельем и пиршеством по поводу, как верилось, наступившей милости бога. Пиршества Праздничные пиршества носили особый характер. Помимо обилия и разнообразия еды и вина, люди дарили друг другу венки, цветы, ходили в гости. Дни же эти проходили под знаком проявления доброжелательства и чувства братства. Только в эти дни рабам предоставлялась необычайная свобода. Они получали от хозяев различные угощения, которые хозяева подавали на стол специально для рабов. Пиршества отличались еще и разнообразием забав. Так. во время «Цералий» травили лисиц, к хвостам которых привязывали горящие факелы. В праздник Робигалии после жертвоприношений во время пиршества устраивались состязания по бегу в мешках. Поначалу эти забавы носили религиозный характер как выражение радости народа за божественную милость и благодарение за содеянное богом. Так, на празднике, посвященном Аполлону, после жертвоприношения во время пиршества принято было качаться на качелях. Празднующие как бы искали на земле и на небе место исчезновения Аполлона. Но постепенно эти забавы, как и сопровождавшие пиршества различные игры: конные состязания, пятиборье, соревнования атлетов и другие, — утрачивали религиозную окраску и превращались в светские, любимые народом зрелища. Более того, сопутствовавшие праздникам игры становились не только главным развлечением и формой времяпрепровождения римлян, но и инструментом власти. Особенно это проявилось во время правления императоров, которым во что бы то ни стало нужно было отвлечь народ от политики. Не случайно именно во времена императоров среди римской толпы царствовал лозунг «Хлеба и зрелищ!». Я уже говорил, что многие праздники в честь богов длились по нескольку дней. Так вот, каждый из дней праздника имел свое содержание. Скажем, праздник в честь Аполлона и Юноны продолжался три дня и три ночи. Первый день был отдан жертвоприношениям; во второй день женщины молились Юноне; в третий день в храме Аполлона мальчики и девочки попеременно пели гимн, сочиненный римским поэтом Горацием. В этом гимне прославлялось величие Рима, лучшего на земле города. В нем содержалось восхваление римлян, наделенных лучшими человеческими качествами; верностью, честью, стыдом и доблестью... Празднества в честь Минервы длились пить дней. В первый день празднеств, связанный с днем рождения богини, проходили богослужения и жертвоприношения. Во второй, третий и четвертый дни праздника кроме игр проходили различные зрелища: кулачные бои, гонки на колесницах и другие соревнования. Известно, что Юлий Цезарь (I век до н.э.) устраивал самые разнообразные зрелища, в том числе скачки и морской бой. Атлеты состязались в течение трех дней на стадионе, выстроенном для зрителей близ Марсового поля. Это были деревянные помосты, которые снимались по окончании игр. Для морского боя специально выкапывалось озеро, в котором участвовали самые различные корабли того времени (тиремы, триремы, квадроремы). В бою принимало участие множество бойцов. Денег на проведение этих игр не жалели. Все подчинялось желанию Цезаря изумить зрителей, убедить их в силе и могуществе диктатора. В дальнейшем,, после убийство Цезаря, римские правители продолжали вкладывать в зрелища огромные средства. Например, в 1 веке до н.э. император Нерон не только субсидировал устройства зрелищ, но и сам выступал на арене цирка в конных ристалищах на квадригах в качестве возницы. Гладиаторские бои Самый же большой успех у римлян имели гладиаторские бои. Возникли они еще в пору расцвета этрусских городов, когда пленных врагов заставляли биться на могиле павшего в бою полководца. Затем они были заимствованы другими эллинскими городами. Но уже как зрелища. При этом они постепенно становились самостоятельными представлениями, не обязательно связанными с чествованием того или иного бога. Пожалуй, именно к этому времени мы.можем отнести зарождение той формы построения праздника, кульминацией которого становилось то или другое представление. Первые гладиаторские бои были проведены в 264 году. Если гимнастические соревнования, конные ристалища, соревнования атлетов, выступления борцов, метание дисков проходили в римских цирках, то гладиаторские бои — в амфитеатрах. Римские цирки а их в Риме было четыре: колоссальный цирк «Максимус», «Неронис», «Фламинус», «Максента», развалины которого на Апниевой дороге существуют до сих пор, — представляли собой большие продолговатые здания с ристалищем (ареной) и идущими вдоль арены ступенями — местами для зрителей. В середине боковой полукруглой стороны возвышались Триумфальные ворота. С противоположной стороны находились ворота для входа торжественных процессий. По углам цирка возвышались башни, межд> которыми размешались конюшни и помещения для колесниц. Посередине через ристалище проходила низкая стенка, украшенная колоннами, обелисками, статуями богов и позднее императоров. В концах стены возвышались поворотные столбы. Тот, кто принимал участие в состязании, обязан был в определенный срок несколько раз обогнуть их. Амфитеатры же, где проходили гладиаторские бои, были специально выстроены для этих целей. Это было овальной формы громадное здание, в центре которого находилась усыпанная песком круглая площадь. Вокруг нее возвышались места для зрителей. Подиум (самые близкие места к арене, обнесенные для безопасности перилами) предназначался для императоров, высших должностных лиц и весталок. Самыми величественными амфитеатрами были амфитеатры Флавия и сохранившийся до наших дней Колизей. Последний славился не только своей величиной, но и для того времени технически оснащенной движущейся ареной, сценическими механизмами, дающими возможность быстро превратить арену в озеро или «выстроить» на ней огромный лес. Поначалу гладиаторские бои устраивали консулы, а во времена императоров — преторы. На проведение этих кровавых зрелищ, которые у римлян пользовались растущей популярностью и на которые вход был свободным, тратилисыогромные денежные суммы. Гладиаторские бои были трех видов: бои гладиаторов между собой, бои гладиаторов с дикими зверями и сражения на кораблях. Участниками этих боев были и осужденные на казнь преступники, и провинившиеся рабы, и военнопленные. В результате многочисленных войн, которые вел Рим, вторых и третьих было великое множество. Зрелище «начиналось торжественным шествием гладиаторов на арену, где во времена императоров они приветствовали присутствующего: «Ave, Caesar, mortituri tesalutant!» — «Идущие насмерть приветствуют тебя!»гя Одни гладиаторы сражались закованными в панцири, другие были вооружены только трезубцем и сетью, которую набрасывали на противника, чтобы нанести ему решающий удар, у третьих были длинные мечи и небольшие щиты, у четвертых, наоборот, маленькие кинжалы и большие четырехугольные щиты. «...Сначала гладиаторы вели примерный бой с помощью тупого оружия, а когда подавался сигнал трубой к серьезной борьбе, то вели бой острым оружием... Судьба побежденного первоначально зависела от народа, а затем от императора (если в бою кто-нибудь падал побежденным, зрители криками давали знать, нужно ли сохранить ему жизнь или же победитель должен его прикончить. — А.Р.). Павшие выносились через «ворота мертвых», и если смерть еще не наступила, то там их убивали. Победители получали пальмовые ветви, венки, деньги, а за многократные победы — деревянную рапиру в знак их признанного искусства и освобождение от дальнейшей службы или, наконец, полную свободу» :ч. Бой гладиаторов с дикими зверями или зверей между собой назывался «охота па зверей» Против фактически обреченных людей выпускали львов, пантер, быков и даже слонов. Зверей в огромных количествах привозили из всех частей Римского государства или выращивали в специальных зверинцах. Вообще, же обреченные на казнь военнопленные чаще всего вступали в бой безоружными. Гладиаторы выпускались на аренду обученными и тренированными. Существовали особые школы, где рабов обучали гладиаторскому искусству. Сама профессия требовала от гладиаторов смелости, ловкости и храбрости. Сражения на корабляч (навмахии) обычно были реставрацией знаменитых морских баталий. Для этой цели в амфитеатры проводили воду. Эти грандиозные морские сражения еще в большей степени, чем другие гладиаторские бои. проводились с целью позабавить зрителей, ради которых проливалось море крови рабов. Так, в дошедших до нас источниках рассказывается, что после благополучной Дакийской войны (106 год н.э.) зрелище продолжалось 123 дня! Во время этого празднества на сиене сражалось 10 тысяч гладиаторов и затравлено И тысяч диких зверей. Известно, что многие знаменитые римляне, и прежде всего Сенека и Цицерон, не принимая чрезмерный натурализм кровавых зрелищ, однако считали, что они «необходимы для гармоничного воспитания воина». А император Аврелиан приветствовал такие зрелища и однажды в одной из своих речей, обращаясь к народу, откровенно заявил: «Предавайтесь увеселениям. Занимайтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас — развлечения»10. На устройство таких зрелищ, как я уже отмечал, казной тратились значительные суммы'1. Собственно говоря, именно социальные условия римской жизни — приток богатств, стремление знати привлечь на свою сторону римскую толпу, увеличение городского плебства — способствовали тому, что празднества и зрелища становились все более продолжительными и разнообразными. Так, открытие в 80 году н.э. Колизея праздновалось с перерывами 100 дней. Я уже не раз подчеркивал, что время, о котором говорится, отмечено огромным количеством проводимых Римом войн. Большое напряжение сил и множество жертв требовали того или иного идеологического оправдания. И таким оправданием стал постепенно складывающийся миф о Риме, который якобы был основан по воле богов и которому по их же воле свыше предназначена власть над всем миром. «Править миром, смирять дерзких, щадить покорных», по выражению Вергилия, стало одним из основных принципов властителей. «Во имя величия Рима, а не личной славы, отдай свои способности, а если надо, то и жизнь», — требовала от римлян власть предержащая. Естественно, что такая политика не могла не привести к возвеличиванию воинов и особенно полководцев. Во имя бога войны Марса, в его честь на Марсовом поле был воздвигнут храм. При начинании, а затем и по завершении военных походов происходило освящение коней, оружия и музыкальных инструментов. При этом по окончании военных действий там же приносили в жертву коня победителя во время устраиваемых в этот день конных ристалищах, Триумфы Главной почестью для победившего полководца как высшая награда государства по решению Сената назначался Триумф. Триумф начинался с торжественного вступления в столицу войска во главе с полководцем-победителем. Триумфатор в лавровом венке, в пурпурной, украшенной золотом toic, в квадриге (запряженной четырьмя конями колеснице) въезжал в Рим. Перед колесницей во главе с царем или членами царствовавшей династии побежденной страны вели пленных и везли захваченное в бою оружие противника. В рядах шествующих легионеров-- наряду с поенной добычей — внешним выражением победы — несли картины с изображением батальных сцен, двигались площадки с аллегорическими группами, изображавшие города, горы и реки, попавшие под власть Рима. Накануне триумфа1 город украшался декоративными 1риум-фальными арками, которые, как и триумфальные ворота цирка, были сводчатыми сооружениями с одним или тремя проездами для торжественного въезда в город триумфатора и сопровождавшей его процессии. Достигнув Капитолийского холма, через построенную на Форуме еще царем Помпилием (VIII век до н.э.) двойную арку, ворота которой открывались во время ведения римлянами войны и которые закрывались во время мира, процессия направлялась в цирк. По сложившейся традиции в день триумфа разрешалось высмеивать своего полководца. «Граждане, берегите своих жен! Мы везем лысого бабника!» — во всю глотку распевали легионеры. По некоторым источникам, это делалось для того, чтобы уберечь триумфатора от зависти богов. Во время триумфов обязательно звучала музыка, песни, стихи, и все это сопровождалось плясками. Стоит подчеркнуть, что организаторы триумфов вообще были неистощимы в своих выдумках. Так, римский историк и писатель Светоний в одном из своих трудов писал о том, как после одного из триумфов Цезаря, весной 46 года до н.э., вечером зрители были ошеломлены необыкновенной картиной; множество факелов, установленных на спинах вереницы идущих слонов, освещали триумфатору путь на Капитолий. Собственно, по моему пониманию, это был театрализованный военный парад, который, по сути, был торжественным началом, завязкой всеобщего праздника в честь победы, спектаклем, прославлявшим город, его силу, могущество и мужество его боевых легионов. Войдя под рукоплескание и восторженные возгласы толпы через триумфальные ворота в окружавший храм парк, триумфатор после ритуального очищения оружия и боевых отрядов и исполнения гимна Марсу в честь победы, сняв с головы золотой венец, возлагал его к ногам Марса. Затем начиналось общее молебствие — обращение к богу легионеров с благодарением за одержанную ими победу. После чего жрецы приступали к жертвоприношению. Мне очень важно заметить, что при всем этом главной фигурой, в честь которой устраивался праздник, был триумфатор. Наряду с «большим» триумфом в Риме существовал «малый» триумф. Он отличался тем, что триумфатор вступал в город или верхом на коне, или пешком. Он был одет в обыкновенную тогу. А на его голове был не лавровый, а миртовый венок. Назывался такой «малый триумф» Овацией. Во время шествия вокруг идущего триумфатора бегала специальная группа, которая называлась «хлопальщиками». При всем многообразии действий во время праздника от его начала и до самого конца все было построено так, что внимание зрителей сосредоточивалось на герое дня. Если о содержании праздников и других зрелищ Древнего Рима нам многое известно, то о том, как они организовывались, и о людях, которые их организовывали и осуществляли, мы практически мало что знаем. Вряд ли то огромное количество праздников, шествий и игр, которые за год видел римлянин на площадях и улицах своего города, могло осуществляться само по себе. Конечно, такой человек, который объединял и направлял усилия тысяч людей: художников, оформителей, музыкантов, участников, обслуживающий персонал и, выражаясь сегодняшними терминами, администрации, — естественно, был. По всей вероятности, он возглавлял группу людей, которые под его руководством проводили предварительную подготовку праздника, определяли, на что и куда расходовать значительные денежные суммы, которые выделялись казной. Укрепляют меня в этом предположении не только собственные рассуждения, а и то, что в древнегреческих городах-полисах ежегодно, как правило, из высших должностных лиц — архонтов — для подготовки, организации и проведения праздников избирались специальные люди, так называемые «агонофеты». Надо думать, что в Риме было гак же. Тем более что по некоторым источникам известно, что и организации и проведении в Риме различных зрелищ значительную роль играли религиозные и административные власти. Позже -только административные. Причем магистраты старались превзойти друг друга пышностью устраиваемых ими зрелищ. Известно также, что после праздников властями отмечались заслуги устроителей и организаторов. Отличившихся награждали венками, в их честь воздвигали статуи. Размышляя об особенностях античных празднеств, можно сделать несколько выводов. Первое, на что обращаешь внимание, это на то, что все они по своей сути, с одной стороны, были инсценировками того или другого мифа, инсценировками, носившими ритуальный характер, в основе которых лежало определенное обрядовое действо.и С другой — инсценировкой того или другого события в жизни древнеримского государства. Кстати, стоит заметить: чем формальнее празднующие относились к религиозному содержанию праздника, тем все больше его кульминация смещалась на пиршество, игры, зрелище. Действие этих праздников в подавляющем большинстве строилось по одной и той же схеме: шествие, молитва, жертвоприношение, пиршество. То есть, по существу, завязку кульминацию и развязку. А это означает, что есть основание говорить, что в основе античного праздника, его действий лежала определенная, своеобразная, но драматургия. И еще, как бы мы ни относились к тому или другому античному празднеству, по сути, это было прежде всего зрелищем. Причем именно эта сторона праздника год от года становились пышнее. Третий вывод, который можно сделать: если в VI— IV веках до н.э. в этих праздниках не было четкого деления на исполнителей и зрителей (вспомним, что устроители предусматривали в построении праздника обязательные моменты включения горожан в его действие), то уже к середине II века до н.э., когда начали проводиться триумфы и гладиаторские бои, возникла четкая дифференциация на исполнителей и зрителей. Четвертый вывод. Пожалуй, с этого следовало бы начать. Наибольшее распространение, расцвет празднеств, безусловно, связан с каким-либо значительным событием в жизни общества. Достаточно вспомнить реформы Писистрата. Собственно, революционные изменения в жизни общества всегда сопровождались очередным расцветом Театра массовых форм. И последнее об античных празднествах. В них, в этих праздниках, проходивших на городских улицах и площадях под открытым небом, принимало участие огромное количество людей, порой весь город. Поэтому есть право считать, что утверждение «театр родился на площади» впрямую относится к массовым формам театра, к Театру массовых форм. Именно на улицах и площадях античных городов Нетрадиционный театр сделал свои первые и весьма неробкие шаги на пути становления его как полноправной ветви Театра. Такое мое понимание всеобщей истории мирового Театра дает право рассматривать массовые театрализованные действа на площадях, стадионах и других больших, чаще всего на нетрадиционных сценических площадках, ставшие впоследствии самостоятельным видом сценического искусства, как ветвь искусства, именуемого Театром. Более того, смею утверждать, что в дальнейшем развитие Театра шло по двум самостоятельным направлениям: традиционному., общепринятому взгляду на понятие «Театр» и другому, нетрадиционному, имя которому — Театр массовых форм,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|