Спектакли под открытым небом 2 глава
Во-вторых, летописи и поучения против язычества. В-третьих, устные предания и прежде всего сказки. Вернее, сказочные персонажи, которые, по всей вероятности, были действующими лицами тех или других древнеславянских мифов. Это позволяет предположить, что эти персонажи в той или другой степени были предметом поклонения древних славян. Например, Перун — бог грозы и грома — был одним из главных идолов славян. Как правило, его деревянная голова была серебряной, а усы — золотыми. Особое значение для поклоняющихся имела борода громовержца. Божеством весеннего плодородия был Ярило. По одним сведениям олицетворялось оно девушкой в белом одеянии с венком на голове, ржаными колосьями в правой руке и с человеческой головой в левой. По другим (фольклорные записи XIX века) — стариком в высоком бумажном колпаке, пьяным и забавным. Ярили-ны игрища, несомненно несущие в себе признаки какого-то древнего языческого торжества, существовали вплоть до середины XVIII века. Проводилось оно перед Петровым постом. На месте «позориша» избирался миром человек, которого обвязывали цветами, лентами и обвешивали колокольчиками. На голову ему надевали сделанный из бумаги украшенный с лентами высокий колпак, румянили его лицо, а в руки давали позвонки. В таком наряде под именем Ярилы в сопровождении пляшущего народа, выкидывая всяческие коленца, ходил он, пьяненький, по площади. А вот русалки — существа вредоносные, в которых превращались умершие девушки, преимущественно утопленницы — представлялись в виде красивых девушек с длинными распущенными зелеными волосами. С большой долей вероятности можно предположить, что образ русалки восходит к древнерусским языческим мифам. Судя по тому, что впоследствии русалки часто становились персонажами календарных праздников, можно думать, что этот, как и другие обычаи, зародился у древних славян еще в те далекие времена.
Можно предположить, что в каких-то действах-празднествах, в ритуалах, связанных с этими богами, молящиеся в знак почитания могли примитивно наряжаться, используя их атрибутику, поскольку почва для этого заключалась в самом их содержании. Например, бог Белее, похитив у Перуна скот, прятался от преследования, оборачиваясь то камнем, то деревом, то змеем, то каким-нибудь животным и даже человеком. Иногда идол, изображающий Белеса, был снабжен атрибутами скота — рогами и копытами. Интересно, что, по преданиям, бог Белес состязался с пастухами в бросании диска и был связан с музыкой и танцами. Можно предположить, что эти особенности так или иначе находили свое отражение в общих ритуальных действах древних славян. Баба-яга — лесная слепая старуха-волшебница, которой до сих пор пугают малых детей, — с самого начала жила в лесу в избушке на курьих ножках. Одна нога у Бабы-Яги была костяная, груди огромные. Забор вокруг ее избушки был сложен из человеческих костей, а на заборе висели человеческие черепа. Засовом, запирающим ворота, была человеческая нога, а вместо замка — рот с острыми зубами. По этой сказке Баба-Яга похищала маленьких детей, которых старалась изжарить. И здесь можно предположить, что взрослые не только рассказывали детям сказку про Бабу-Ягу, но и проделывали ряд ритуальных действий, оберегающих детей от ее посягательств. А вот построение сказки о Кощее бессмертном, чья смерть находилась в яйце, а яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке, а сундук тот зарыт под дубом, а дуб стоит на острове-океане, наталкивает на мысль о ее игровом характере, о воплощении ее в забавной игре.
Если разобраться, то и кикимора, которая в ранних сказках о ней представала маленькой женщиной-невидимкой, по ночам беспокоящая маленьких детей и пугающая мужчин, по сказке обязательно путала пряжу, поскольку сама любила прясть или плести кружева. Нетрудно вообразить себе, что по вечерам сказку эту рассказывала детям мать или бабушка, когда сидела за прялкой или плела кружева. Очень соблазнительно представить себе, что, по всей вероятности, сказывалась эта сказка в характере мелодического речитатива. Если разобраться, то игровые моменты есть и в сказке о Лешем — злом духе, воплощающем лес, враждебную человеку часть пространства. Леший считался хозяином леса и зверей. Помимо всего прочего Леший был связан одновременно с водой и растительностью. По сказке одет он был в звериную шкуру с рогами и копытами. Левая стороны его одежды была всегда была запахнута на правую, а левый лапоть надет на правую ногу. Пугал он людей своим смехом. Хотя и нет доказательств, но невольно представляешь себе, что во время одного из земледельческих праздников, кто-то из крестьян был так обряжен. Мы не случайно выделили особенности перечисленных нами языческих богов. Это перечисление можно было бы продолжить, но и сказанного вполне достаточно, чтобы с большой долей вероятности говорить, что эти особенности, как и особенности других, не упомянутых нами богов и мифологических персонажей, так или иначе выражались не только в самом обряде, но и были в какой-то, пусть в весьма малой степени театрализованными элементами, будучи составной частью древних языческих праздников. Есть и четвертый источник, причем историки считают его главным. Это средневековые хроники, анналы, написанные посторонними свидетелями. Так, мы узнаем, что согласно «Повести временных лет» князь Владимир Святославич совершил попытку создать в 980 году нечто подобное общегосударственному языческому пантеону. В Киеве, на холме, вне княжеского теремного двора, были поставлены идолы богов Перуна, Даждьбога, Стрибо-га и Макоши (единственный бог — женщина), около которых происходили самые различные языческие действа и празднества. Но каковы бы ни были эти источники, становится ясным, что служение языческим богам, как правило, сопровождалось определенными религиозно-зрелищными ритуалами, обрядами и праздниками, которыми отмечались основные моменты трудовой деятельности и которые поэтому, но всей вероятности, несли в себе элементы театрализации. А так как эти ранние обрядовые ритуалы-зрелища, как и, несомненно, уже тогда существовавшие трудовые песни (организующие ритмические движения) и примитивные, связанные с трудовыми процессами (например, при обмолоте зерна) пляски, естественно, носили коллективный характер, можно предположить, что в какой-то мере они были источником возникновения не только религиозных, но и бытовых языческих праздников. Причем последние уже к началу XI века во многом утратили свое былое религиозное значение, поскольку отмечали они основные моменты трудовой жизни славянина-земледельца. Надо полагать, что уже тогда в этих празднествах (а их у древнерусского народа было множество)"7 были и ряженые, и пляски, и песни, и игра на музыкальных инструментах и «гуляния»6*, в которых находил свое воплощение творческий дух народа. Кстати, народные гуляния с давних времен процветали на Руси.
Собственно, как я думаю, истоки русского современного Нетрадиционного театра в какой-то степени можно отнести к тому же времени. КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ Естественно, что, размышляя об особенностях праздничных действ на Руси, я прежде всего обратился к так называемым календарным праздникам. Их происхождение напрямую связано с окружающей русский народ природой. Вглядываясь в ее явления, замечая периодически происходящие в ней перемены, подмечая повторяющуюся из года в год смену времен года, наблюдая явления сопутствующие этим изменениям, запоминая их, в его сознании невольно складывался своеобразный календарь природы. Не случайно у всех месяцев года в давние времена были особые славяно-русские названия, замечательные тем, что они очень ясно выражали особенности календарного времени, к которому относились. Некоторые из них были связаны с явлениями природы, некоторые — с сельскохозяйственными работами. Так, январь назывался просинец, февраль — лютый, апрель — цветень, июнь — червень, сентябрь — ревун, октябрь — листопад, декабрь — студень и т.п.
Закономерным было и естественное появление связанных с тем или другим природным событием праздников, преследующих определенную цель. Нет сомнений в том, что праздники, связанные с переменой времен года, различными природными катаклизмами и явлениями, были самыми древнейшими. А во времена язычества, пожалуй, и единственными. Затем, в последующие годы, уже насыщенные многими театральными элементами, они отличались причудливой смесью языческих обрядов с христианскими обычаями. Таких праздников было много, и все они в те времена носили ритуальный, обрядовый и в то же время праздничный и чаще всего игровой характер. Среди них, бесспорно, наиболее известен идущий с языческих времен и доживший до наших дней праздник славянских народов дохристианского происхождения Широкая Масленица. Широкая Масленица Родившись в глубокой древности, этот календарный праздник, связанный с противопоставлением Весны Зиме, по-прежнему является одним из самых любимых народом календарных праздников. Прежде всего, следует отметить, что при общей схеме проведения праздника Масленицы и символике обряда, связанного с древними славянскими традициями проводов Зимы и встречи Весны, ее конкретное содержание, ее конкретные детали в каждой местности имели и до сих пор имеют свои, порой весьма отличающиеся в деталях между собой особенности. Порождены эти особенности, прежде всего, неодинаковым пониманием в разных краях Руси одних и тех же явлений природы. И все же из-за возникающих от этих обстоятельств трудностей я, чтобы представить себе характер и содержание этого праздника, позволил, пользуясь его общей схемой, собрать воедино дошедшие до нас древние описания Масленицы. В его основу положена не только возникшая еще тогда общность построения Масленицы, но и описания тех действ, которые чаще всего встречались в разных районах Руси. Прежде всего, обращает на себя внимание, что для всех россиян Масленица до сих пор — самый веселый (с играми, забавами, розыгрышами), самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник, связанный с древнеязыческим поклонением солнцу. Не случайно самым главным символом Масленицы был и остается блин как земное олицетворение солнца, такой же, как солнце, круглый, желтый и горячий. Сама же Масленица олицетворялась женщиной с пышными формами — символом дающего жизнь на земле.
Чаще всего основные праздничные гуляния (хороводы, игры, забавы), о характере и особенностях которых я уже говорил, проводились в определенном месте: на опушке леса, на берегу реки, за околицей или в другом большом, но ограниченном пространстве. Кстати, вспомним (я говорил и об этом), ведь именно место проведения отличало праздники на Руси от западных празднеств, которые, как правило, начинались шествиями по улицам и в которых принимали участие большинство жителей города. Любопытно, что в каком бы краю России ни проводилась Масленица, этот праздник состоял из трех в какой-то мере инсценированных действий, олицетворявших одно главное событие: смену времен года, приход весны на смену зиме. Причем строился праздниктак: «Встреча», «Чествование» и «Проводы» Масленицы. Подготовка к встрече Масленицы начиналась загодя, с субботы предшествующей недели. Во многих деревнях делали из соломы женское чучело Масленицы, наряжали ее в кафтан, надевали шапку, опоясывали кушаком, а ноги обували в лагпи. Хозяйки вечером этого же дня или с утра в понедельник заканчивали печь блины. Сама же масленичная неделя, каждый день которой носил определенное название,"" была насыщена самыми различными, соответствующими каждому дню своими праздничными обрядовыми и необрядовыми действиями, играми и затеями. От начала и до конца праздника на нем царила атмосфера удивительной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. По дошедшим до нас источникам понятно, что сил, энергии, задора у празднующих хватало на все. Само же масленичное действо развивалось так. Встреча Весны обычно начиналась до того, как на холмах растаивал снег, что давало мальчишкам возможность в канун сооружать снежные горы. При этом они скороговоркой произносили: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя. Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться...» В понедельник ранним утром хозяйка, имеющая сына 8—10 лет, давала мальчику испеченный блин и посылала его встречать Масленицу. С блином в руках мальчишка скакал на кочерге и «закликал» Масленицу В это же время девушки усаживали соломенную куклу в расписные сани и с песнями везли ее в гору: Наша Масленица годовая, Наша Масленица годовая! Наша Масленица годовая, Она гостья дорогая. Она гостья дорогая, Она пешею к нам не ходит. Вся на комонях разъезжает. Все на комонях разъезжает, Чтобы коники были вороные, Чтобы коники были вороные, Чтобы слуги были молодые! Здравствуй Масленица!7" Сани с Масленицей сопровождала молодежь, чаще всего ряженая цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, которая сидела за прядильным станком. Чуть ранее на гору взбегали другие молодые девушки и, обратившись лицом на восток, клали поясные поклоны. А потом, «закликая» Весну, заводили хоровод и пели песни, в которых приветствовали приход Весны: Ой, Масленица на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, се состречаем, А мы, красные, ее сосгрсчаем: Ой,да, Масленица, погостюй недельку, Широкая, погостюй другую! Масленица: «Я поста боюся! Широкая: «Я поста боюся! Ой, да, Масленица, пост еще далече. Широкая, пост еще далече! Нетрудно заметить, что приведенный текст, его диалогическая форма явно указывает на игровой характер этих хороводов. Как только сани с Весной поднимались на вершину холма, ребятишки с криком: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» сбегали с «горы». А девушки заводили с Масленицей разговор-диалог: - Весна-красна, - Красное Летичко. - Весна-красна, - На жердочке, На овсяном колосочкс, На пшеничном пирожочке. - Весна, весна, - На сохе, на бороне, На кобыле вороне... Чествование Весны в разных местах проходило по-разному. Но обычно вокруг Весны девушки с венками из цветов водили хороводы. Очень часто одна из девушек затем надевала худую мужскую одежду, а кто-нибудь из подошедших парней рядился в женское платье, брал старое ведро и палку. Затем они, ударяя палкой по ведру и разгоняя встречных помелом, ходили по деревне и собирали гостинцы, а присоединившиеся детишки поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины. В некоторых местностях мужики сражались в городки, молодежь каталась на санках с гор (иногда на маленьких санках парами), устраивались веселые катания на лошадях. Детишки же, обычно после обеда, собирались на горе и, скатываясь с нее, выкрикивали: Широкорожам Масленица, Мы тобою хвалимся. На горах катаемся. Блинами объедаемся!71 Кое-где на Масленицу в том месте, где проходил праздник, ставили высокую жердь. К ее вершине привязывали курицу и другие предметы: платок, шапку и т.п. Каждый желающий (а таких было много) должен был добраться до вершины шеста и достать то, что ему приглянулось. Но сделать это было трудно. Собравшиеся вокруг дружным смехом встречали неудачника. С понедельника на вторник парни разбрасывали по улицам в большом количестве солому. Когда девушки выходили гулять, ребята тут же, налетев на них, начинали зарывать их в солому. Все дни Масленицы детишки катались с гор. И только со среды или четверга к ним присоединялись взрослые. Съезжали на чем угодно: на санях, салазках, обледенелых рогожах, поодиночке, парами, целыми компаниями. Парами обычно скатывались с горки молодожены. Вообще, следует заметить, что больше всего внимания и почестей на Масленицу оказывали молодоженам. По установившейся традиции они, нарядно одетые, выезжали в расписных санях «на люди». Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то — на горку!» Она, услышав приглашение, выходила из саней и, поклонившись на ту и другую сторону, беспрерывно кланяясь, шла к ожидающему ее мужу. А зашедши на горку, еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целовала его два или три раза. Но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держали санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» и заставляли ее таким образом целовать десять раз и более и тогда только отступали их катиться. Скатившись, молодая опять целовала мужа один раз»72. С четверга, который в большинстве мест называли «широким», масленичное веселье развертывалось во всю ширь. По улицам, образовав «масленичный поезд», целый день с песнями, порой весьма фривольными, разъезжали веселящиеся селяне. В центральных местностях России во главе такого санного масленичного поезда двигалась большая специально изготовленная рогожная повозка, в которую «гусем» было впряжено не меньше десяти лошадей. На каждой лошади восседал «вершник» в разорванном рубище, весь измазанный сажей. Один вершник держал большой кнут, изготовленный им к масленичным дням, другой - метлу. У всех вершников на шее висели коровьи колокольчики и всяческие погремушки. В увешанную вениками и тоже испачканную сажей повозку сажали пьяного, испачканного сажей, в разорванном и облитом пивом рубище мужика. Около него ставили бочонок с пивом, а напротив — сундук со съестными припасами. Под смех и шутки односельчан поезд, проехав по всем улицам, отправлялся в соседнее село. На свой манер масленичный поезд устраивали сибиряки. Заранее заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами, нарядив его в мужичье платье, чучело это водружали на площадку, установленную и укрепленную на связанных санях. В каждые сани (а их обычно было двое или трое) впрягали по одной лошади. На передок саней ставили пустую бочку, рядом стол с закуской и пустыми бутылками. Посредине площадки возвышалась высокая жердь с укрепленным на ней почти наверху колесом. На это колесо в сидячем положении привязывали чучело с висящим на нем куском коровьего масла и бутылкой со стаканами. Обычно с четверга люди всем миром, либо как участники, либо как зрители, выходили на кулачные бои, брали приступом снежный городок, проводили конные состязания. Вообще, катание на тройках наперегонки, с песнями, шутками, поцелуями и объятиями — одна из непременных масленичных забав. В конце Масленицы, в воскресенье, разыгрывались проводы Масленицы. Начинались проводы с того, что молодежь, которая по обычаю должна была непременно украсть дровни, водрузив на них чучело Масленицы, с песнями и шумом ездили дотемна по деревне. Затем, выехав за околицу или в центр того места, где во время праздника обычно собирался народ и где заранее был приготовлен костер, поджигали его и сжигали Масленицу. Когда с горящего чучела летели искры, старые женщины обычно приговаривали: «Это летят молоко, мясо, блинки» (ведь после Масленицы начинался Великий пост). Из дошедших до нас источников можно понять, что во время проводов Масленицы молодежь вела себя весьма бурно, выкрикивая: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная. Убирайся вон, пока цела!» — и, кидая в огонь блины, продолжали: «Гори, блины! Гори, гори, Масленица!» У масленичного костра всегда собиралось множество селян. Подбрасывая солому в огонь, ребятишки все время повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Девушки и парни водили хоровод, звучали различные песни. Под песню, например, такую: «Масленица-обманщица, обманула нас,/ В великий пост дала редьки хвост./ А мы редьку не берем, /Кота за уши дерем!/ Дорогая гостья, Масленица, / Авдотья Изотьевна,/ Много ты добра истратила, / Много вина пила, выпила...»71 Собравшиеся вокруг костра выхватывали из него головешки или пучки горящей соломы, которые разбрасывали по полю. Кстати, и это очень показательно — не так уж трудно видеть в этом обряде определенный магический смысл. Ведь бег с огнем, несомненно, относился к языческой весенней солнечной обрядовой магии. Веселье вокруг костра длилось до тех пор, пока чучело Масленицы не сгорало. Гораздо позднее, в конце XVII века, девчата и бабы разыгрывали целое представление — «Похороны Масленицы». Вот что можно было прочесть о таком представлении в одном из сохранившихся описаний: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком: виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу наряжают попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки дают ей навязанный на веревке ошметок — вместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. До-шедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуйя», а за ним кричит, шумит вся толпа — кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет...»74 Следует заметить, что обряд похорон весны был наиболее устойчивой частью древнего весеннего игрища и, как многие календарные праздники, перешедшие из крестьянского быта в городскую среду, сохранился до середины XIX века. X БЕК. РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ Более насыщены театрализацией были и остаются церковные праздники. Хотя некоторые исследователи считают, что православное богослужение «избегало драматического элемента», позволю себе с этим не согласиться, и постараюсь доказать ошибочность такого мнения. Принятие в конце X века (988 год) христианства повлекло за собой уничтожение идолов, запрет языческой религии и ее обрядов. В то же время, как мне думается, по мере утверждения и распространения на Руси христианства, и в частности православных церковных праздников, почти все стороны общественной и частной жизни, причудливо ассимилировавшись с насыщенными зрелищными элементами различных языческих праздников, получили особый отпечаток религиозности. Не случайно по введенному церковному календарю многие православные праздники не только совпадали с языческими, но и сохранили многие древние обычаи и обряды! Более того, некоторые православные святые приняли черты языческих богов. Так, Георгий Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хороса или Даждьбога. Илья Пророк соответствовал богу грома и молнии — Перуну. Покровитель скота Власий — языческому Велесу. Сравнении эти можно было бы продолжать, но для меня важно то, что у наших предков, как и у многих западных народов в Средние века, особое распространение получила вера в то, что святые покровительствуют разным сторонам человеческого бытия и разным отраслям -знаний. Именно под влиянием этих верований у русского народа сложились самые разнообразные празднества. Появление последних не было случайным. Православная церковь, освободившись в 1453 году от влияния Константинополя, всячески выражала свою самостоятельность, свою значимость в жизни народа и тем самым стремилась отвлечь народ от языческих игрищ. Она не столько фактически освобождается от подчинения Византии и становится независимой, сколько провозглашает себя преемницей восточной церкви, единственной хранительницей благочестия. Средневековая православная церковь всеми доступными ей способами, в том числе {более чем вероятно), осознавая силу зрелищного искусства, идеологически воздействовала на народные массы. И конечно, понимая, что одним из самых эффективных средств сохранения и дальнейшего утверждения православия могут стать праздники, центром которых является богослужение, естественно, постаралась в своих целях противопоставить народным игрищам церковные праздники. И не только ввела их в обиход, но и всячески подчеркивала их значимость. Как видим, это обстоятельство — принятие Русью христианства — оказало значительное влияние на развитие и самобытность русских праздников. Любопытно, что и в поныне существующем православном церковном календаре (во многом определяющем церковную жизнь), как я думаю, для увеличения числа церковных праздников, обозначены даты не только празднований всех событий, связанных со Священным писанием, но и дни памяти христианских святых. В то же время, знакомясь с месяцесловом, в котором перечислены в календарном порядке справляемые на Руси праздники, легко увидеть, что в нем выразились и чисто народные элементы с их понятиями, верованиями, обрядами и поверьями. Правда, замечу, что по мере утверждения и распространения на Руси православия почти все стороны не только общественной, но и частной жизни были отмечены печатью церковности. Естественно, что каждый из этих праздников, в том числе и церковные, используя разные выразительные средства, имел свои особенности. Как известно, к церковным праздникам относятся в первую очередь так называемые «двунадесятые» праздники. Их в году 12! Так, 7 января'* праздновалось Рождество, 19 января — Крещение (Богоявление), 15 февраля — Сретенье, 7 апреля — Благовещенье (Вход в Иерусалим, Вербное воскресение), в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния — Пасха, на 40-й день после Пасхи — Вознесение, на 50-й день после Пасхи — Троица, 19 августа — Преображение, 28 августа — Успение, 21 сентября -Рождество Богородицы, 27 сентября — Воздвижение, 4 декабря -Введение во храм. (Вообще же, в православном церковном календаре значится весьма значительное число самых разнообразных праздников.) Во всех двунадесятых праздниках, во всех праздничных церковных службах менялось содержание богослужения и некоторые ритуальные, связанные с конкретным праздником действа, но сама же внешняя его театральность, пышная торжественность не менялась и была присуща всем перечисленным праздникам В то же время ритуал русских православных праздников, их построение, как правило, принципиально отличалось от западноевропейских. Если в последних (особенно до XVII иска) значительное место занимали различные обряды, ритуалы, где огромную роль играли шествия, которые от начала и до конца обставлялись действиями, проводимыми под открытым небом, и в которых практически участвовало огромное количество селян или горожан, то в России праздник, в центре которого была служба о храме,71'обычно продолжался (а иногда и начинался) чаше всего в узком кругу и «под крышей». Думаю, что в таком построении праздника огромную роль играли климатические особенности Руси. В частности, длительная зима с обилием морозов и снегопадов. Тогда становится понятным, почему церковные праздники, как и большинство других праздников на Руси. имели, да и до сих пор имеют, два связанных между собой места проведения. Одно — в храме, где присутствуют все верующие прихода, и другое — его продолжение — дома, в кругу семьи, близких, друзей и приглашенных знакомых. Правда, как и календарные, многие церковные праздники заканчивались народными гуляниями под открытым небом. Из перечисленных мною двунадесятых праздников два праздника до сих пор являются наиболее важными и самыми почитаемыми народом. Это Рождество и Пасха. Собственно, и тот и другой праздник являются как бы самостоятельными тематическими циклами: рождественским и пасхальным. Не думаю, что требуются особые доказательства правильности того, что содержание того или другого праздника определяет не только структуру и характер его проведения, но и поведение и действия всех его участников. Рождественский цикл Рассмотрим цикл праздников, связанных с Рождеством. Уже само название праздника «Рождество Христово» говорит о содержании этого библейского события. Прежде всего обращает на себя внимание, что появлению младенца на свет и первым дням его существования на земле посвящены два праздника: собственно рождение Христа и его крещение. Благодаря определенным действиям они, как бы перетекая из одного в другой, составляют единый цикл, длящийся 13 дней. Начало его — Сочельник (вечер 6 января), затем собственно день рождения Христа — Рождество (7 января), потом святые дни — Святки (с 7 января по 13 января) и день крещения Христа — Крещение. Сочельник Вечер в канун Рождества назывался (и до сегодняшнего дня называется) Сочельник. Название его происходит от слова «се-чень» — лепешки, испеченной на конопляном масле. В этот вечер село заливалось огненным морем. Дым большими столбами подымался к небу. Все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. Избу тщательно убирали, стол устилали сеном или соломой. И среди каждого двора возвышалась заранее положенная куча соломы, которая после церковной службы поджигалась. По преданию, делалось это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле. В Сочельник начинались народные гуляния. По улицам в санях возили Коляду — девицу, одетую сверх одежды в белую рубашку. Колядовщики пели, например: «Уродилась Коляда накануне Рождества». Можно предположить, что Коляда была одним из славянских божеств. Одни исследователи в Коляде усматривают празднества в честь Перуна, другие видят связь этого обычая с солнцестоянием, как обряд, связанный с земледельческим трудом, с заботой об урожае. Для меня же важно, что время возникновения колядок не было связано с христианством. При этом обряд колядования, по сути, был большим коллективным народным праздником, который только после принятия Русью христианства стал сопутствовать празднествам церковного календаря, связанным с рождением и крещением Христа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|