Спектакли под открытым небом 1 глава
Вторая половина XIX века в истории Нетрадиционного театра отмечена рождением новых форм представлений. Например, спектаклями иод открытым небом. Следует заметить, что это пошедшее в историю сценического искусства определение, по моему мнению, не очень точное. Если разбираться по существу, то эта формула, хотим мы этого или не хотим, объединяет два во многом разнящихся сценических действа: «массовое представление» и «спектакль». И это нетрудно доказать. Спектакль — это произведение сценического искусства, создаваемое актерским коллективом. В основе любого спектакля лежит пьеса, сюжет которой не только составляет содержание сценического действия, но и так или иначе развивается всеми действующими лицами пьесы. (Отсюда постановка спектакля начинается с выбора пьесы, сюжет которой, помимо всего другого, определяется возможностями данной труппы.) Так вот, если с этой позиции рассматривать историю европейского Нетрадиционного театра в XIX веке, то нетрудно заметить, что спектакли под открытым небом16 есть новая грань в истории массовых форм театра, обогатившая Нетрадиционный театр, но ни в коем случае не заменившая праздники, а тем более массовые представления. В дальнейшем мы увидим, что XX век вообще обогатил Нетрадиционный театр многими новыми формами. Правда, в большей степени это касается жизни Нетрадиционного театра России после октября 1917 года. И все же основной формой Нетрадиционного театра являлись, и сегодня являются, праздники и массовые предегавлении. Представление в моем понимании — это вид сценического искусства, в основе которого лежит особая драматургия. Ее содержание, как правило, определяется каким-либо реальным событием, чаще всего историческим, или какой-либо календарной датой. Форма этой драматургии — сценарий.
Поскольку в следующих главах «Размышлений» подробно рассматриваются особенности «массового представления», и в частности его драматургии, позволю себе в этой главе ограничиться сказанным. Причем мне представляется, что именно они (массовые представления) с наибольшей полнотой и более точно выражают суть массовых форм театра, суть Нетрадиционного театра. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XX БЕК Массовые представления Одним из ранних дошедшим до нас упоминаний о таком массовом представлении, автором которого был Ф. Годе, а-композитором — Ж. Любер и в котором принимало участие 600 актеров и 500 статистов, было представление под открытым небом, посвященное годовщине Невшательской республики (Швейцария). Известно, что такие представления ставились в городах Базеле, Шафхаузене, Балле. О характере этих швейцарских действ еще в 1903 году в книге «Народный театр» рассказывал Ромен Роллам: «В Швейцарии, — писал он, — устраиваются драматические представления на открытом воздухе с участием тысяч граждан, одушевленных любовью к своей маленькой родине... Традиции этих праздников поддерживаются в Швейцарии уже в течение многих веков. В годовщины великих национальных событий, в годовщины независимости кантонов города соперничают между собой, устраивая торжественно и пышно представления; благодаря этому соперничеству создались народные празднества, единственные в своем роде» ". В июле 1903 года французский актер, режиссер и театральный деятель Фирмен Жемье осуществил в Лозанне постановку массового представления, в котором на сценической площадке величиной в 600 квадратных метров участвовали кавалерия, пехота и 2500 исполнителей. Он же, стремясь осуществить свою заветную мечту о подлинно народном театре, 11 ноября 1920 года в Париже, у Триумфальной арки, в День погребения праха Неизвестного солдата поставил массовое представление, в котором символически отражались основные вехи истории Франции.
Помимо Швейцарии такие массовые представления ставились в Италии: в Пизе, Сиене, Лукке. Неменьшее распространение массовые представления получили в послевоенной Германии. В 20-е годы, а точнее весной 1925 года, немецкий режиссер Эрвин Пискатор осуществил в Ганзейских горах постановку массового действа своеобразного историко-политического обозрения по сценарию Гасбара с музыкой композитора Майзеля, посвященного основным революционным моментам в истории человечества от Спартака до Октябрьской революции. «Мы задумали, -писал Пискатор, — осуществить эту постановку в грандиозном масштабе. Предполагалось 2000 исполнителей, огромные прожекторы должны были освещать похожую на арену котловину, а для характеристики определенных комплексов были сделаны большие, символически увеличенные аксессуары (например, для характеристики английского империализма намечался броненосец 20 метров длиной)» >*. В эти же годы Эрвин Пискатор создает политические агитационные представления-обозрения, в драматургическую гкань которых режиссер вводил комментирующие действие хоры, цирковые аттракционы, «герлс», кинокадры и т.д. По свидетельству современников, это были чрезвычайно яркие зрелища. Любопытно, что после Второй мировой войны наибольший интерес вызывают массовые представления, которые проводились не в Европе, а в Африке. Так, в 1966 году в Дакаре, столице Сенегала, в двух километрах от города, на острове Горе, бывшем центре работорговли, где до сих пор сохранились страшные казематы, состоялось многодневное массовое представление. В нем в многожанровых картинах-эпизодах развертывалась история Сенегала от начала колонизации до провозглашения независимости. По сути же. это был рассказ об истории всех негритянских народов. Автором сценария этого массового представлении был известный гаитянский писатель Жан Бриер, а постановщиком - выдающийся французский кинорежиссер Жан Мазель. Хотя в одной из книг можно прочесть, что Нетрадиционный театр в XX веке вообще никак себя не проявил, поскольку «с Французской революции не существовало общественно-исторических предпосылок», позволим себе с этим не согласиться. А как же быть с тем, что именно в XX веке Нетрадиционный театр обогатился новыми формами?
Ведь именно на рубеже веков в Европе возникла такая форма сценического действия — об этом мы уже упоминали. — как спектакли под открытым небом, которые в XX веке фактически стали основной формой Нетрадиционного театра на Западе. Поначалу спектакли под открытым небом возникли в Италии. Чуть позже такие спектакли стали ставить в Англии, Австрии, Германии, Финляндии и других странах. Ставят их и сегодня. Надо полагать, что они появились в результате стремления передовой режиссуры того времени вырваться из стен сценической коробки, которая, несомненно, ограничивала их творческие возможности, сковывала их фантазию. Думаю, что поиск возможностей воплощения этого желания закономерно привел, не мог не привести, режиссеров к потребности вывести театр на площадь. Так, еще в начале XX века, в 1908 году, выдающийся английский режиссер, художник и теоретик театра Гордон Грэг открыл во Флоренции недалеко от Римских ворот экспериментальный театр под открытым небом «Арена Гольдони», которым руководил вплоть до 1917 года. Конечно, дело не в том, что просто сменились размеры сценической площадки и, как правило, натура стала основным принципом сценографии таких спектаклей. Главное, почему можно относить спектакли под открытым небом к одной из форм Нетрадиционного театра, это то, что в них режиссеры и исполнители использовали выразительные средства, присущие массовым действам, а именно: другой принцип мизансценирования, в частности: укрупненные, предельно выразительные мизансцены, использование крупного плана и т.д.; другой, рассчитанный на огромную аудиторию актерский посыл, крупный, точно отобранный выразительный жест и т.д.; значительное количество участников массовых сцен (порой за счет непрофессиональных исполнителей); введение по ходу спектакля в сценическое действие воинских частей, кавалерии, техники и т.д. (в зависимости от сюжета пьесы), использование пиротехники и других эффектов.
Стремление выдающегося немецкого режиссера Макса Рейн-харда к спектаклю как массовому действу началось воплощаться еще в 1912 году, когда он ставил спектакли в огромном лондонском «Олимпийском» зале. В одном из осуществленных им спектакле участвовало 2000 статистов и 240 музыкантов. Это же привело его в 1920 году к созданию в Зальцбурге «Театра под открытым небом» и учреждению ежегодного летнего фестиваля, в котором он сам принимал активное участие, поставив несколько интереснейших спектаклей. В том числе спектакль на площади перед зальцбургским собором: средневековую мистерию «Каждый человек». Фестиваль в Зальцбурге стал традиционным. Но он не был единственным. XX БЕК. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА После Второй мировой войны вплоть до сегодняшнего дня театральные фестивали под открытым небом проводятся во многих городах Европы. На Авиньонском фестивале (Франция) в 1950-х годах в Арле, в сохранившемся до наших дней средневековом амфитеатре, кинорежиссер Жан Ренуар поставил «Юлия Цезаря» Шекспира. На том же Авиньонском фестивале, во дворце Папского замка, режиссер Жан Вилар осуществил постановки «Сида» Корнеля, «Макбета» Шекспира, «Лорензаччо» Мюссе. А в 1971 году Питер Брук, создавший Международный центр театральных исследований, с труппой актеров, в которую входили актеры разных стран мира, осуществил в Иране, на развалинах древненерсидского города Персеполя, спектакль под открытым небом «Оргахост», построенный на мифах о Прометее и на «Персах» Эсхила. С труппой своего Центра Питер Брук поставил спектакль по древнеперсидской поэме «Совещание птиц». Этот спектакль, который играли на площадях, видели зрители Африки и США. Спектакли под открытым небом игрались и у стен старинной крепости в Дубровниках (Югославия), и на площади перед старинным готическим собором с высокими башнями в Сегеде (Венгрия), и на расположенном посреди Дуная острове Маргарет в Будапеште (Венгрия), и в других городах Западной Европы. На этих фестивалях собравшаяся из разных стран многотысячная аудитория могла увидеть постановки «Макбета», «Юлия Цезаря», «Сна в летнюю ночь» Шекспира, услышать «Трубадура» Верди, «Банк-Бан» Эркеля, «Принцессу Турандот» Пуччини, «Цыганского барона» Штрауса, «Кармен» Бизе и многие другие драматические и оперные спектакли в исполнении лучших театральных коллективов мира. Например, грандиозные оперные спектакли-представления под открытым небом, осуществленные в конце XX века театром «Арена ди Верона» в Италии, в том числе и знаменитая постановка оперы Д. Верди «Набуко» (дирижер Д. Опен).
После войны своеобразный спектакль под открытым небом был поставлен в Египте у знаменитых пирамид. Название спектакля «Звук и свет» очень точно раскрывало его форму, содержание и то, какими средствами он был осуществлен. Именно это зрелище явилось родоначальником таких спектаклей во многих городах и странах. С полным основанием можно считать, что с появлением этого спектакля родилась еще одна, уже современная, форма Нетрадиционного театра. Продолжая разговор о рожденных в XX веке новых формах Нетрадиционного театра, нельзя не обратить внимания на такое интересное, весьма специфическое явление, как Уличные театры. Уличные театры Но судя по существующим немногочисленным источникам и тем спектаклям, которые довелось видеть автору, назвать эти действа спектаклями в привычном для нас понимании весьма трудно. Несмотря на все их своеобразие, это были пусть особые, но все же уличные представления. Во-первых, это были политические выступления молодежи, находящейся в оппозиции к правящему классу и официальному буржуазному искусству, как действенный протест, облаченные в театральное эмоциональное действо. Во-вторых, основой, существом таких представлений была импровизация в буквальном понимании этого слова. В-третьих, в своих выступлениях уличные театры скорее всего под влиянием Мейерхольда, Брехта, Пискатора и других выдающихся театральных деятелей XX века использовали множество оригинальных находок, прежде всего в области представлений на открытом воздухе, и по-своему трансформировали целый ряд театральных приемов и выразительных средств. Собственно, в их выступлениях можно было увидеть и буффонаду, и острый гротеск, и символические и аллегорические действа, и образные пластические мизансцены, и приемы мюзик-холла, и телевизионных шоу, и кинематографа и т.д. Широко использовались куклы, маски, ходули, необычная музыка и всевозможные шумы. При всей сложности пересказывать такое действо, предоставим слово известному русскому режиссеру А.Д. Силину: «...Раздаются мерные глухие удары барабана, — рассказывает Анатолий Дмитриевич об одном из спектаклей известного Нью-Йоркского уличного театра «Брэд энд паппет» («Хлеб и кукла»). — Сквозь толпу продирается на первый план лохматый и бородатый парень в цилиндре, хламиде и с барабаном. Это руководитель театра, актер и режиссер, прекрасный скульптор — Питер Шуманн. - Сейчас, — говорит он спокойно, — за два с половиной часа мы вам покажем всю историю человечества, весь Ветхий и Новый Завет, от сотворения мира и до распятия Христа. Начинается спектакль «Крик людей о пище». - Это Бог-отец и Бог-мать, — говорит Шуманн, и на холм медленно выплывают две огромные, величественные фигуры. Это куклы высотой по 8 метров, по размеру приближающиеся к высоте трехэтажного дома... Каждую такую куклу ведут на шестах несколько исполнителей... Куклы сходятся в центре, степенно кланяются друг другу, обнимаются и начинают очень медленно и ритуально танцевать, а Шуман на игрушечном рояле играет старинный сентиментальный вальс «Свидание с Вашингтоном на мосту». Но вот появляется бог времени — Хронос. Эта кукла целиком надета на человека... В руках у нее — два огромных меча. «Кончилось ваше время», — как бы свидетельствует Хронос и убивает мечами двух великих богов... Смерть решается просто. Кто-то из актеров, забравшись на стремянку, снимает с Бога-отца громадную голову и швыряет ее вниз. Остальные ловят голову на кусок красной материи, подбрасывают ее вверх к небу, снова ловят и пляшут от счастья, что вот наконец-то покончено с тиранией богов, теперь будет полная свобода и демократия. В это время другие актеры вывозят на тачках несколько мешков мусора, хватают его охапками и швыряют вверх. Клочки тряпок и бумаг, обрезки газет и пленки кружатся и порхают в воздухе, как снег во время пурги, вмиг заволакивают весь холм непроницаемой пеленой, сугробами лежат на траве. Наступил Хаос. Когда это «конфетти XX века» медленно оседает и туман рассеивается, зрителей невольно охватывает жуть. На вершине холма лежит груда чудовищ, у них рыло, как у свиньи. а уши и клыки — волчьи. Это каждый актер налел себе налицо маску, еще две взял в руки, и все легли друг на друга. И вот эта фантасмагорическая «куча мала» приходит в движение. Вперед на зрителей медленно ползет, копошась и извиваясь, сплетаясь в немыслимый змеиный клубок, апокалипсическое страшилище со ста двадцатью оскаленными хищными харями. Вот чудовищная груда остановилась на краю холма, смотрит на людей... Пауза... Затем внутри кучи начинается какое-то шевеление, она распадается, и из массы монстров выкарабкивается очень красивый обнаженный юноша. За ним на свет божий вылезает такая же девушка. Это Адам и Ева. Но по моде нашего века... оба они с ног до головы запеленаты в целлофан и заклеены липкой лентой... Затем юноша становится перед девушкой на колени и зубами сдираете нее упаковку, потом она помогает ему вылупиться из «кокона», и вот они стоят уже молодые, невинные, взявшись за руки. «И родился Человек», — торжественно провозглашает Шу-манн. — {Это первые слова, звучащие после пролога). И сказал Господь: «Отныне все, что движется, будет для тебя пищей!...» И после паузы совершенно иным тоном добавляет: «И люди начали пожирать друг друга!» Адам и Ева кидаются на чудовищ, распихивают их ногами, сдирают с них маски... Начинается кровавая библейская история человечества... В это же время... на заднем плане стоит актриса, монотонно читая в мегафон письмо вьетнамской женщины президенту Джонсону (подлинный документ, опубликованный в газете)... Еще один эпизод. Актеры выносят на вершину холма дверь с крупной надписью «Рай». В нее проходят «нищие» и «страждущие», «мученики» и «угнетенные», «борющиеся» и «чистые сердцем». Это актеры и куклы, большие и маленькие. Они в костюмах кубинских повстанцев и вьетнамских партизан... Но вот появляется огромная кукла в цилиндре, с сигарой в руке и американским флагом за ухом. Шуманн фамильярно хлопает куклу по плечу и представляет публике — «Никсон». «Никсон» тоже пытается пройти в «рай», но сбегаются все актеры, наваливаются на дверь, кричат, свистят, улюлюкают — не пускают. Тогда «Никсон» садится на землю и плачет. Шуманн вытирает ему слезы и сопли американским флагом и разводит руками: ничего, мол, не поделаешь, сам виноват...»59 Цитату можно было бы продолжить, но и приведенного достаточно, чтобы отчетливо представить себе форму и содержание спектаклей уличных театров, которые в середине 1960-х и начале 1970-х годов широко распространились в США и Западной Европе. Его новаторство было обусловлено, во-первых, политическим агитационным содержанием, что, естественно, не могло не сказаться на жанровых особенностях. По своей сути это был синтез: с одной стороны, буффонада, балаган, фарс, шутовские, порой скабрезные приемы ярмарочного действа, с другой — спектакль-митинг, марш протеста, политический скетч. Во-вторых, условиями, в которых проходили их выступления и которые оказывали влияние на их форму. Прежде всего, это место действия — шумная, с интенсивным непрекращающимся движением улица, со стоящими вокруг выступающих случайными прохожими. В-третьих, ограниченность материальных средств, вопиющая, требовавшая жесточайшей экономии бедность театра. И все это притом, что условия выступлений требовали предельной выразительности. Звук и свет Одной из интереснейших форм Нетрадиционного театра в последней четверти XX века, как я уже отмечал, были спектакли «Звук и свет». Наиболее яркое проявление особенностей такого действа, пожалуй, было представление «Звук и свет», разыгрываемое у пирамиды Хеопса в Гизе.йГ| Итак, испытывая огромное влияние традиционного театра, в котором произошли в XX веке значительные качественные изменения и режиссура утвердилась как самостоятельное искусство. Нетрадиционный театр именно в это же время обогатился новыми формами, рожденными желанием передовой режиссуры вырваться из тесных стен сценической коробки и использовать,иш воплощения задуманного новые выразительные средства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и традиционный театр многое взял из арсенала массовых представлений. В частности, многие выразительные средства, присущие некоторым формам Нетрадиционного театра. Например, из представлений «Звук и свет». Но в свою очередь и Нетрадиционный театр XX века испытывал значительное влияние традиционного театра. XX век в истории Нетрадиционного театра знаменателен еще и приходом в него выдающихся, получивших мировое признание режиссеров, таких, как Крег, Рейнхард, Пискатор, Брехт, Вилар, Брук и другие. Следует сказать, что и в постановочных группах массовых представлений происходит определенная профессионализация. Более того, именно в последней четверти XX века постановщиками многих массовых представлений становятся профессиональные театральные режиссеры. СПЕКТАКПН-ЗРЕПНША Пожалуй, наиболее ярким событием в жизни Нетрадиционного театра конца XX века, а точнее 80-х годов этого века, стали постановки выдающегося режиссера кино и театра Робера Оссеина. Осуществленные им на огромных сценических площадках спектакли-зрелища имели ошеломляющий успех. И это неудивительно. Именно Оссеину принадлежит заслуга вписать новую страницу в историю мирового Нетрадиционного театра. В своих знаменитых действах-спектаклях режиссер сумел сплавить воедино с драматической тканью сценария элементы эстрады и балета, кинематографа и цирка вкупе с последними техническими открытиями в области света и звука. Собственно, именно эти режиссерско-авторские новации и были тем новым в истории не только для Нетрадиционного театра, но и театра вообще, что позволило говорить об особом «оссейновском языке», «ос-сейнографии». Весьма любопытно и очень характерно, что спектакли-зрелища Робера Оссеина не воспринимаются зрителями как некие суперзрелища и тем более не как дань шоу-бизнесу. Скорее его постановки — это своеобразный синтез массового представления с театральным зрелищем. Следует заметить, что постановки Робера Оссеина принципиально отличаются от спектаклей под открытым небом, о которых мы только что говорили. И дело не в том, что постановки Оссеина идут в закрытых помещениях. В спектаклях под открытым небом чаще всего с используются в качестве основного оформления архитектурные или природные особенности места, где проходит спектакль, или спектакль переносится вто место, в котором происходит действие пьесы, с добавлением нужных деталей оформления и, как правило, увеличенным числом статистов. Так это было при постановке «Кармен» на Се-гедском театральном фестивале, так это было с «Иваном Сусаниным» во внутреннем дворе Ипатьевского монастыря в Костроме, так это было с «Кармен» в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького в Москве, «Снегурочкой» Островского в Щелыкове, «Вей, ветерок» Яниса Райниса в ленинградском парке культуры и отдыха (о последних разговор дальше). Спектакли-зрелища Робера Оссеина ставились каждый раз по специально созданным сценариям, в основе которых лежало то или другое историческое событие,"1 или на основе сюжета той или другой пьесы или романа известного писателя. Еще одно немаловажное отличие, о котором уже упоминалось: его спектакли-зрелища идут на огромных площадках закрытых помещений со всеми элементами массового представления и всех достижений современной сценической техники. Обратившись к историческим событиям, Робер Оссеин создал грандиозное представление — историческую сюиту «Броненосец Потемкин» о легендарном подвиге русских матросов, осуществленное в Парижском Дворце спорта. О главной мысли своего спектакля, о его идее режиссер говорил, что он ставил его «ради идеи братства, человеческого достоинства. Она объединила русских моряков, чтобы не жить на коленях». Пока шел спектакль, ежедневно более 50 тысяч зрителей следили за развертывающимся действом па огромном макете броненосца, сооруженном на арене Парижского Дворца спорта. Нечего и говорить, что зрелище это имело у зрителей ошеломляющий успех. Такой же успех имела постановка самого грандиозного представления, посвященного 200-летию падения Бастилии, «Свобода или смерть» в парижском Дворце Конгрессов. Помимо огромных массовых сцен в этом спектакле-зрелище действовало 85 персонажей. Репетировалось это представление пять месяцев, а на его постановку было затрачено 50 миллионов франков. Пожалуй, наиболее точно существо этого зрелиша определил критик парижской газеты «Пари матч», назвав это удивительное представление «фресками революции». Истории французского сопротивления, его событиям был посвящено представление «Ночью — свобода». Не меньшим успехом пользовалась драматическая эпопея «Имя его — Иисус» о земной жизни сына Божьего, рассказ о котором вели евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Представление это было осуществлено на арене Дворца спорта у Версальских ворот. Во всех представлениях — а в их числе были такие, как «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Дантон и Робеспьер» по В. Гюго, «Юлий Цезарь» по Шекспиру, «По ком звонит колокол» по Э. Хеменгуэю и другие — для Оссеина было особо важной «только историческая правда». Кстати, это утверждение режиссера позволяет нам считать, что мы, по сути, имеем дело со своеобразным массовым театром, кредо которого очень точно выразил сам режиссер-постановщик: «Прежде всего я освобождаю идею. Только историческая правда! Во-вторых, несу ее к зрителям на крыльях музыки, света, пластики, кино. Это не прием, а способ возвыситься до уровня идеи» "ч Я не случайно столько внимания уделил творчеству Робера Оссеина, ибо считаю, что жанр «массовый театр» — есть одно из важнейших направлений развития Нетрадиционного театра в наши дни, форма Нетрадиционного театра. Если подытожить сказанное о возникших в XX веке новых формах Нетрадиционного театра, без сомнения, можно говорить, что утверждение некоторых исследователей — мол, XX век не оставил большого следа в истории Нетрадиционного театра — принципиально ошибочное. Да, массовые представления в какой-то мере утратили свои ведущие позиции, да, они перестали быть основной формой европейского Нетрадиционного театра. В то же время некоторые массовые представления, став традиционными, проводились и проводятся в различных странах и городах Западной Европы.63 Более того, пройдя сложный путь, они не только дожили до наших дней, но и стали весьма распространенной формой Нетрадиционного театра. В России же в первое десятилетие после 1917 года Нетрадиционный театр вообще занял ведущее место в культурной жизни страны. Конечно, одной из основных ведущих форм Нетрадиционного театра в Западной Европе прошлого XX века стали различные праздники: государственные, церковные; праздники, посвященные тем или другим важным историческим событиям в жизни страны, и, конечно, грандиозные, чрезвычайно популярные карнавалы, прежде всего всемирно известный бразильский карнавал Глава II НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР РОССИИ Не менее, а может быть, более значимое место в истории Нетрадиционного театра занимает становление и развитие Театра массовых форм в России. Ведь именно Россия, особенно в XX веке, внесла огромный самобытный вклад в развитие самых разных форм Нетрадиционного театра. ИСТОКИ РУССКОГО НЕТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА Конечно, истоки становления и развития русского сценического искусства, русской культуры, как и культуры других народов, и в частности западной, лежат в глубокой древности и в немалой степени связаны с земледелием, или, как бы мы теперь сказали, связаны с первобытными производственными процессами. Так же как и другие народы, славянский народ тысячелетиями был беззащитен перед силами природы, от которых зависела его жизнь. И так же как другие народы, славяне, приписывая стихиям таинственную силу, отождествляли их с живыми существами. Поклоняясь матери-земле, солнцу, луне, дождям, ветру, огню и другим явлениям природы, они верили в то, что, скажем, растения и животные — слуги добрых и злых сил. Например, по представлению славян того времени некоторые птицы были носителями несчастий и бед. Такой была Дева Обида: фантастическая птица с женским ликом и распростертыми крыльями, которыми она разгоняла хорошие и светлые времена. Для того чтобы уберечь себя от «злых сил», у наших далеких предков-славян существовала целая система так называемых «оберегов» — предметов-символов, имевших, по их вере, способность (силу) охранять их от всевозможных бед. Неудивительно, что славянин-земледелец верил и в то, что его благополучие полностью зависит от воли богов, верил в то, что божества даруют жизнь, долголетие, плодородие. Молясь в желании добиться милости и покровительства богов, он старался всячески их задобрить. Богов же, как и у других языческих народов, у славян было великое множество, и выполняли они характерные для язычества'14 разные функции. Причем надо предполагать, что, как и у других древних народов, их обращение к богам проходило тоже как коллективное ритуальное действо. Самобытность же русской культуры, уже на ранней стадии своего зарождения, еще до принятия христианства, в отличие от западной выражалось, прежде всего в содержании этих ритуально-обрядовых'0 действ. Например, славяне (а первые поселения славян на территории восточной Европы — далекое историческое прошлое), поклоняясь деревянным или каменным идолам, (которые обычно устанавливались на открытых всем ветрам вершинах холмов), резко разделяли богов на добрых и злых. Эти ритуально-обрядовые действа, в том числе и порядок раскрытия их содержания, шли в раз и навсегда установившейся последовательности. Сегодня бы мы сказали, что обряды поклонения разным языческим богам шли по выработанному за долгие годы определенному сценарному плану. Причем обряды эти не только были тесно связаны с повседневным бытом славянина-земледельца, но и с большой долей вероятности можно предположить, что обряды эти явно имели какое-то точно установленное внешнее выражение того или другого его момента. А это, в свою очередь, дает право допустить, что моменты эти, пусть в зачаточной форме, были элементами «сценического» действа. И в то же время носили не обыденный, а скорее праздничный характер. Хотя прямых указаний на то, когда зародились на Руси праздники, нет. К величайшему сожалению, прямых свидетельств об обрядах и ритуалах, связанных со славянской мифологией первого тысячелетия до нашей эры, о том, что конкретно составляло их содержание, как они проводились, какими элементами праздничного действа они сопровождались и были ли вообще в обрядовых действах того времени какие-либо признаки праздника, просто нет. Обо всем этом можно лишь догадываться. Славянские мифологические тексты не сохранились. Вместе с язычеством они были уничтожены христианизацией славян. Правда, по некоторым источникам все же можно представить себе их содержание. Источников этих не так уж много. Во-первых, как отмечено в исследовании «Мифы народов мира», «для реконструкции славянской мифологии — сравнительно-историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими системами... позволяет выявить истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей, их имен и атрибутов, в том числе о поединке бога грозы (Перуна. — А.РЛ и его демонических противников»'1'1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|