Западная Европа. Средневековье
Дальнейшее развитие Театра массовых форм, Нетрадиционного театра связано с Западной Европой. Нет нужды доказывать, что с изменением и становлением нового общественного строя происходили существенные изменения в культуре и искусстве нового общества. Понятно, что Нетрадиционный театр не был исключением, когда на смену рабовладельческому строю пришли новые общественные отношения. Правда, по дошедшим до нас многочисленным письменным свидетельствам, в раннем Средневековье еше продолжали существовать многие земледельческие праздники, связанные со сменой времен года. Так называемые сельские праздники, в которых, конечно, в метафорической форме, изображалась борьба зимы и лета. Скажем, «Майские игры*, которые интересны мне прежде всего богатством драматических элементов. Эти праздники устраивались во всех деревнях Западной Европы. Так, например, в Баварии и Швейцарии зиму и весну изображали не девушки, а два деревенских парня. Весна была одета в белую рубаху и держала в руке ветку, украшенную лентами, яблоками и орехами. Зима была закутана в шубу и держала в руке длинную веревку. Сначала соперницы вступали в спор, а затем принимались драться. Естественно, побеждала весна. Нередко к спорщикам подключались и зрители, и тогда веселье становилось всеобщим. Сельские праздники, где бы они ни проводились — в лесу ли, в поле или на берегу реки или ручья, — во время которых крестьяне приносили богам в жертву животных и возносили хвалу, вообще отличались своим весельем. Именно в них, в этих сельских праздниках, пожалуй, ярче, чем где-нибудь, проявлялся жизнерадостный дух народа. Со временем в этих играх появляются и фольклорные, как правило, героические мотивы. Так, в Англии XV века большинство весенних праздников было связано с именем Робина Гуда.
Постепенно такие праздничные действа теряли свое религиозное содержание, превращаясь в излюбленные крестьянством игрища, связанные с их производственной жизнью. В те же далекие от нас годы наряду с сельскими весенними праздниками в селах и средневековых городах широкое распространение получили праздничные карнавальные шествия и другие зрелища. Например, в Германии в честь пробуждающейся весны устраивались веселые шумные процессии. Кстати, ведь и сегодня, в наши дни, во многих селах и деревнях празднуют приход весны. Турниры Конечно наряду с сельскими народными праздниками а тех же XII—XIV веках в странах Западной и Центральной Европы среди феодалов были широко распространены Рыцарские турниры. Это были весьма своеобразные празднества привилегированной части средневекового феодального светского общества. Причем, как правило, мелких светских феодалов, главной обязанностью которых было несение за свой счет военной службы в войске своего сюзерена. Собственно, это было разработанное до мелочей праздничное действо. Существовало два вида рыцарских турниров: поединок один на один (джостра) и маневрирование с оружием в руках (багордо). Рыцарские турниры сопровождались специально разработанным ритуалом, который передавался из поколения в поколение. Весьма важным считалось оповещение города о предстоящем турнире. Обычно за несколько дней до его начала но городу разъезжали герольды, объявлявшие о предстоящем состязании. Затем в сопровождении ярко костюмированного шествия, на все лады восхвалявшего достоинства и доблести своего сеньора, рыцарь торжественно въезжал в город. Остановившись в одном из домов, рыцарь вывешивал из окна дома свое знамя и посылал судьям свои меч и шлем как заявку на участие в турнире.
За несколько часов до поединка перед судейской коллегией и дамами, которые имели право отвода рыцаря от участия в турнире, если считали его недостойным этой чести, проходил парад всех участников. Затем все допущенные к турниру произносили клятву соблюдать его законы. И только после этого рыцарь получал право въезда на площадь поединков. Сама площадь со специально оборудованным в ее центре пространством для боя всегда была весьма красочно оформлена пышными декорациями. По бокам площадки для боя располагались ложи для дам и знатных зрителей и помосты для горожан. Начиналось действо с вызова на поединок. Сначала рыцарь бросал перчатку к ногам своего будущего соперника. И только после этого он подъезжал к даме своего сердца, которая благословляла его на бой. Весьма примечательная деталь: обычно к своим доспехам рыцари прикрепляли ленту с цветами дамы, которой они посвящали поединок. Но вот раздавался звук трубы, возвещавшей начало поединка. Рыцари, разъехавшись в разные стороны площадки для боя, опустив забрала, устремлялись навстречу друг другу. Как бы кто ни относился к рыцарским поединкам, безусловно то, что это был не только активный массовый праздник дворян, но и зрелище для всех горожан. Городские праздники Известно, что уже XII, и особенно XIV, век характерен бурным ростом средневековых городов Западной Европы. Уже к XI веку они становятся хозяйственными и административными центрами. Известно также, что с XI века началось быстрое разделение между городским ремеслом и сельским хозяйством. Ремесленники стали объединяться в цехи (ремесленные союзы), которые играли огромную роль не только в производственной, но и в общественной и военной жизни города. Город, естественно, привлекал различного рода торговцев, беглых крестьян, всевозможных шарлатанов и т.п. Каждый праздник на городской площади шумела, голосила ярмарка. Ведь из-за характерных для средневековых городов тесноты застроек и узких улиц рыночная площадь была единственным широким пространством в городе. Именно площадь, где рядом стояли церковь и ратуша, была средоточием общественной, административной и религиозной жизни города. И так продолжалось из года в год. Можно с уверенностью говорить, что праздничная городская площадь тех времен, отвечая на запросы собиравшегося на ней народа (как городского, так и появлявшихся на ней в эти дни сельчан), создала присущие ей зрелища.
Несмотря на то что формально городом управляли главари цехов и гильдий, по существу, власть находилась в руках церкви. Завладевшее духовным миром людей христианство стало государственной религией. Неудивительно, что церковь в те времена обладала не только огромным экономическим, но и политическим могуществом. Христианство, которое, несомненно, было высокоразвитым религиозным учением, не могло не влиять на всю духовную жизнь общества. А универсальный характер христианской идеологии, естественно, определял и всю культурную жизнь общества, и всеобщую форму искусства того времени. Конечно, праздники и карнавальные шествия с их плясками, скабрезными шутками, буффонными сценками и часто эротическими пантомимами вызывали резкий протест церкви. Закономерно, что такое отношение церкви к массовым зрелищам породило в противовес им массовое действо, имеющее не только религиозную форму, но и соответствующий, как бы мы теперь назвали, патетический тон. Поначалу вышедшая на паперть и на церковное кладбище литургическая драма с ее предметной, но наивной иллюстративностью служила весьма действенной силой церковной пропаганды. Еще большее развитие театрализации церковной службы привело и это было закономерно к появлению такого церковного действа, как миракль. По своему содержанию и форме это была религиозно-назидательная стихотворная драма, сюжет которой был основан на «чуде», совершаемом святым или девой Марией. В мираклях пропагандировалась христианская мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Следует заметить, что уже в этих церковных действах многие эпизоды носили реалистический, чаще всего бытовой характер. Исполнение мираклей порою длилось несколько дней. Это было, прежде всего, церковное действо, в котором, как правило, народ принимал участие только как зритель.
Мистерии В то же время литургическая драма и миракли явились той благодатной почвой, на которой в средневековых городах возникло такое, по сути, народное действо, как мистерия. Пожалуй, ее самым важным признаком, отличавшимся от литургической драмы, былого, что несмотря на сильное воздействие церковных кругов это была грандиозная инсценировка на религиозные темы, которая являлась подлинно массовым площадным самодеятельным народным искусством. Мистерия, как самостоятельный жанр определившаяся во второй половине XV века, была искусством чрезвычайно сложным. В этом жанре «совмещались и боролись такие противоположности, как религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство, проявление стихийной народности, выражаемой в самодеятельности масс, и официальная подчиненность церкви и городским властям» 34. Правда, несмотря на то что организация самодеятельного искусства была в руках главарей цехов и гильдий, ни церкви, ни городским властям подчинить себе полностью народное творчество не удавалось. Мистерия, являясь частью многодневного массового действа, органически входила в городские торжества. В эти дни церковь объявляла «божий мир», во время которого прекращались междоусобные столкновения, а иногородние купцы безбоязненно съезжались на ярмарку." Драматургия мистерии (в XV веке уже были известны имена поэтов — авторов многих мистерий), ее содержание строились на сочетании религиозных сюжетов, идущих от церкви и властей, и бытового жизненного материала, чаще всего злободневного характера. Это, как правило, были сатирические миниатюры, «дьявольские сцены», бытовые интермедии, различные куплеты, нередко богохульного характера, чаще всего создаваемые самими участниками представления. Все они придавали площадному действу яркую жизненность. Причем следует подчеркнуть, что, как уже говорилось, никакие цензурные ограничения церкви, никакие распоряжения отцов города не могли убить живое народное творчество с его грубоватым юмором и наивностью. Тысячи горожан с неподдельным энтузиазмом включались в создаваемое и исполняемое с их участием мистериальное массовое действо. Любопытно, что в процессе развития постановок мистерий в их содержании можно было наблюдать все большую тенденцию ухода от мистических к реалистическим элементам, в результате чего происходило постепенное сближение искусства того времени с действительностью. Это сказалось прежде всего на том, что в мистериях, носивших поначалу характер массовых пантомим, стали уделять значительное внимание слову. Более того, уже в XV веке слово подчинило себе все действие мистерии. Достаточно сказать, что в «Мистерии о Ветхом завете» было 50 000 тысяч стихов.
Одним из самых примечательных явлений, присущих мистерии как жанру, было то, что постановочное решение ее действия в значительной степени определялось тремя основными вариантами систем сценического устройства. Первая постановочная система вошла в историю театра (а для нас «нетрадиционного театра») под названием «передвижная». Вторая — под названием «кольцевая», а третья — под названием «система беседок». Две последние системы давали возможность, строя действие в различных частях устройства, придавать ему стремительный темп. Первая система — передвижная, так называемая система пе-джентов, представляла собой ряд высоких двухъярусных повозок с декорациями — педженты, на которых, исходя из сюжета, в определенном порядке разыгрывались те или другие эпизоды мистерии. Как правило, в нижнем, закрытом со всех сторон занавесками ярусе переодевались исполнители эпизода, который затем они играли на верхнем ярусе. Педжент иногда имел спускающуюся площадку, для того чтобы исполнители могли продолжать действие на земле, а затем возвращаться на повозку. Выечап на п.ю-щадь и отыграв положенный эпизод, педжент переезжал на другую площадь, а его место занимал педженг со следующим эпизодом мистерии. И так, в строгом порядке, по установленному заранее маршруту, двигаясь от площади к площади, педженты в сопровождении вовлеченных в действие зрителей и составленных из представителей цехов и гильдий многочисленных костюмированных ipynn с остановками двигались по удицам города, каждый раз исполняя свой эпизод мистерии. При этом, конечно, каждая гильдия во всем стремилась перещеголять другую. Система таких передвижных сценических площадок в те времена была широко распространена в Испании, Германии и Нидерландах. Кстати, уже в наши дни по такому же принципу автором было осуществлено одно из уличных представлений в городе Рязани. Да и во время празднования в Москве первого Дня города в 1987 году по улицам столицы проезжала кавалькада огромных автомашин, декорированных каждым районом города на свой лад. То есть и в конце XX века режиссеры-постановщики использовали средневековый мисте-риальный принцип педжентоп. Более сложным постановочным устройством была так называемая кольцевая система. Надо полагать, что на такое устройство сценического пространства оказали влияние древние архитектурные сооружения цирков Рима, Орлеана и других городов, которые были хорошо известны, правда уже разрушенные, многим людям Средневековья. По сохранившимся рисункам художников Средневековья можно с большой долей достоверности вообразить себе, что представляла собой кольцевая система. На вбитых кольцеобразно сваях был настлан сплошной помост, на котором возвышались отгороженные друг от друга места действия мистерии. Каждая такая «ячейка» была соответствующим образом оформлена. Так, крайнее отделение слева обычно изображало рай, а крайнее правое — ад, который имел два этажа. Нижний этаж представлял собой вход в ад, оформленный в виде раскрытой пасти дракона, а наверху, на балконе, восседал сам Люцифер. Хотя кольцевая установка давала возможность ясно выявить композиционный центр представления, но она была весьма неудобна для зрителей, которые, стоя у свай под подмостками в центре кольца, чтобы увидеть происходящее, вынуждены были, толкаясь и задирая голову то в одну, то в другую сторону, переходить вслед за исполнителями от одного места действия к другому. И это при том. что в некоторых мистериях было до 22 мест действия. Более совершенной и распространенной была система решения сценического пространства, как «беседок», расположенных в одну линию лицом к зрителям. Собственно, это была единая установка со многими, идущими слева направо, отгороженными друг от друга декорациями, обозначающими места действия в том порядке, который определялся сюжетом мистерии. Так, например, в «Мистерии страстей» в городе Валансьене (1547 год), судя по миниатюре художника Гюбера Кайо, видевшего это представление, слева направо располагался: зал с верхним помещением для музыкантов: трое из них, свесив ноги, сидели на краю помоста, остальные стояли на втором плане. Одни играли на рожках, другие на трубах, а один из них играл на стоящем в глубине органе. Рядом на возвышении — рай. Нахождение музыкантов рядом с раем не было случайным: звуки органа и труб как бы неслись со стороны божественной обители. Далее зритель видел вход в рай, перед которым был забор с калиткой; затем шел храм, потом Иерусалим, тоже в виде ворот; затем дворец императора, с находящейся внизу темницей, которая соединялась с дворцом деревянной лестницей; далее располагались два помещения: первое для знатных женщин, второе для горожанок простого происхождения; следом лом епископа, в виде башни на заднем плане; золотые ворота; чистилище: ад в виде пасти дракона и башни с платформами; море (бассейн с «кораблем»). Эффектнее всего оформлялись рай и ад. Рай утопал в роскоши. Дорогие ковры, парча, цветы украшали обитель богов. Тут же находились ангелы с белыми, высоко поднимающимися над их головами крыльями. Справа стоял ангел, который держал в руках большой крест* По его бокам находились маленькие дети. Два ангела поменьше ростом сидели на помосте, соединяющем рай с землей. Ад со страшными орудиями пыток, о существовании которых хорошо были наслышаны смотрящие мистерию, огромным котлом и пастью дракона, из которой вырывались огонь и дым, приводил зрителей в трепет. Не надо быть особо догадливым, чтобы понять, что постановка мистерии, ее масштабы требовали огромной подготовительной организационной и творческой работы. Причем организация ми-стериального действа, в котором помимо исполнителей обычно принимало участие великое множество, как мы сегодня называем, обслуживающего персонала, по-видимому, занимала львиную долю, отпущенного на постановку времени. При всей роли, которую играла церковь в Средние века, и при религиозной направленности содержания мистерии организация и осуществление постановки поручались городскому совету, который, не без согласия церкви, выделял постановщика (по существу стоящих перед ним задач — главного режиссера). Работа над осуществлением мистерии шла, конечно, по заранее разработанном^ постановочному плану, в котором каждому из «постановочной группы» были четко определены его обязанности. Так, одни составляли текст мистерии, который затем предварительно рассматривался епископом и городским магистром, другие руководили постройкой необходимых площадок и декораций, третьи вели финансовые дела, четвертые готовили встречи именитых гостей и т.д. Чтобы определить, какие цехи будут принимать участие в мистерии и что они буду делать, между ними устраивали состязания. Вообще же участие в мистерии считалось делом, угодным Богу. Желающих изображать Христа или святых было так много, что нередко роли продавались с торгов. И все же выбор исполнителей определялся не актерскими способностями, а «фактурой» человека. Исполнитель должен был иметь видный рост, красивое лицо, звучный голос, физически тренированное тело. В конечном счете роли все-таки распределяли члены совета. После чего цехи получали тот или иной эпизод с таким расчетом, чтобы каждый из них мог продемонстрировать богатство своей ремесленной корпорации и искусство своих членов. Текст же обычно распределялся между отдельными исполнителями. В зависимости от содержания доставшегося исполнителю текста он и был костюмирован. При этом распределение эпизодов не было случайным. Скажем, эпизод с построением Ноева ковчега исполняли корабелы. Всемирный потоп — рыбаки и матросы, тайную вечерю — пекари, омовение ног — водовозы, вознесение — портные, поклонение волхвов — ювелиры и т.д. Известно, что, например, в английской мистерии Йоркского цикла городскими властями совместно с режиссером-постановщиком между цехами и гильдиями были распределены все 49 эпизодов мистерии. Но главные заботы по осуществлению такого действа, как мистерия, ложились на плечи режиссера-постановщика, который, по одним источникам, назывался «правителем игры», но другим -«организатором игры». Помимо разработки и согласования плана подготовки мистерии, создания постановочного плана1" режиссер, чтобы учесть наличие исполнителей и их возможности, прежде всего знакомился с цеховыми организациями, отбирал исполнителей, раздавал роли, после чего проводил с ними репетиции, отрабатывал с группами участников отдельные эпизоды. Порой приходилось обучать до четырехсот человек. Именно на репетициях режиссер создавал последовательно развивающееся действие мистерии из десятков обособленных эпизодов. Иногда репетиционная работа длилась несколько месяцев. Известно, что в бельгийском городе Монсе в 1501 году было проведено 48 репетиций. Известно также, что работа над мистерией заканчивались несколькими генеральными репетициями. Порой их число доходило до шести Любопытно, что на этом работа режиссера не закапчивалась. Как правило, в день представления перед началом мистерии режиссер обращался с напутствием к своим исполнителям. До нас не дошел текст такого обращения, но представить себе, о чем говорил режиссер с исполнителями в какой-то мере можно хотя бы по знаменитой сцене разговора Гамлета с актерами: «А, старый друг, надеюсь, ты не будешь шептать себе в бороду? А, красавица моя! Дай бог, чтобы твой голос не потерял свою звонкость, как истертая монета...»17 И во время представления режиссер не покидал исполнителей. Находясь среди действующих лиц, держа в одной руке книгу, а в другой — указку, он следил за выходами исполнителей и суфлировал текст. Надо полагать, что указкой он касался тех актеров, которым следовало вступать в действие.'R Говоря о подготовительной и организационной работе над мистерией, остается сказать, что на ее постановку затрачивались огромные средства, которые давали либо городской совет либо цехи, либо богатые горожане, либо монастыри, либо король. Несмотря на композиционную раздробленность, скажем, мистерия на сюжеты Нового Завета, как и ветхозаветная мистерия (о которой чуть ниже), состояла из огромного количества разнообразных эпизодов. Например, в мистериях Рождественского цикла можно было увидеть и пророчества Иоанна Крестителя, и усекновение его головы, и танцы Саломеи, и изгнание торгашей из храма, и тайную вечерю, и молитву спасителя в Геф-симанском саду, и распятие Христа, Вознесение Его, и проповедь о втором пришествии и т.д. Но при этом мистерия имела внутреннее единство, так как каждый эпизод был составной частью большого библейского и евангельского повествования, составляя тот или другой момент христианской истории. Обычно мистерию играли в день открытия ярмарки. Еще задолго до ее начала разъезжавшие по всем соседним го-ролам всадники оповещали народ о том, где и когда состоится открытие ярмарки. Они же объявляли и то, какие увеселения ждут горожан. В дни, предшествующие ярмарке, город приводился в порядок: усиливалась стража, по ночам зажигали фонари, чисто выметались улицы, с балконов и окон свешивались яркие полотнища и знамена. В день открытия ярмарки, ранним утром, на церковной площади епископ совершал молебен и объявлял ярмарку открытой. После этого начиналось шествие. Впереди шли городские советники и цеховые старшины, за ними юные девушки и дети, монахи и священники, городская стража и муниципальные чиновники, торговые гильдии и ремесленные цехи. В процессии можно было видеть причудливые маски и чудовища. Идущие несли огромного дьявола, из ноздрей и ушей которого извергалось пламя; медленно двигались повозки, где показывались живые картины на библейские и евангельские темы. В одном из праздников рождественского цикла в шествии принимали участие волхвы, идущие на поклон Христу, которых изображали три нарядно одетых священника. За ними двигались кавалькады, изображавшие свиту волхвов. Конечно, такое шествие не обходилось без участия в нем весельчаков, переодетых в медведей, обезьян, собак и т.д. Иногда тут же можно было увидеть совсем неожиданные вещи: огромный медведь играл на клавесине, произнося проповеди, шагал на ходулях святой Августин, над головами «плыли облака» с выглядывающими оттуда ангельскими ликами. Завершалось шествие представлением мистерии. При этом, -что не только любопытно, — но и важно, большинство костюмированных участников этой весьма шумной процессии превращались в действующих лиц мистерии. В первую очередь на декорированные подмостки забирались черти, ангелы, святые и юродивые. После того как все персонажи мистерии занимали на помосте свои места, звучал сигнал, обозначающий для всех зрителей и исполнителей начало мистерии. Сигнал этот не был формальным приемом начала. Дело в том, что собравшиеся с самого раннего утра и тут же рассевшиеся на специально выстроенных на городской площади деревянных помостах зрители поднимали такой шум, что угомонить их и добиться тишины было делом нелегким. Но вот продолжавшиеся повсюду крики, смех, разговоры наконец смолкали и вышедший перед зрителями священник начинал читать пролог, в котором рассказывалась благочестивая история, послужившая сюжетом для данной мистерии. После чего произносилась хвала Богу и городским властям. Зная на опыте, что, несмотря на все увещевании, зрители все равно будут поднимать шум, в этом же прологе давалось обещание молиться за всех тех, кто не будет творить безобразия и мешать актерам играть. Несмотря на это, исполнителям не раз приходилось утихомиривать собравшихся на площади горожан. В этих случаях наводить порядок выходил Пилат. Он грозно размахивал саблей и отчаянно ругал буянов. Когда же и это не помогало, выбегал чертенок и. весело подмигивая толпе, объявлял, что Люцифер очень рад беспорядкам. А затем просил записать имена всех безобразников и забияк, которые мешают представлению и тем самым оказывают хорошую услугу дьяволу, и уверял, что тех, кто значится в этом списке, Люцифер считает своими родственниками. Когда же наконец вновь устанавливалась тишина, представление продолжалось. Как правило, мистерии, сюжетом которых был Ветхий Завет, начинались со сцены сотворения Неба и Земли, затем разыгрывались эпизоды: низвержение Люцифера, сотворение Адама и Евы, Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, бегство Иосифа, спасение младенца Моисея, переход евреев через Черное море, борьба Давида и Голиафа, любовная история царя Давида и царицы Савской и другие наиболее яркие страницы Ветхого Завета. Что касается мистерий, сюжетом которых был Новый завет, то иногда в них за основу сюжета брали лишь несколько весьма значительных эпизодов библейского повествования. Известно много случаев, когда несколько мистерий объединялись в одно представление. Так, например, уже упоминаемая мною мистерия в Монсе была составлена из текста двух мистерий: «Страсти Господни» Дрну Гребана и мистерии, автором которой был Жан Мишель, (обе были созданы в XV веке), к ним еще были присоединены различные добавления. При этом нельзя не отметить, что построение и развитие сюжета мистерии не укладывалось, да и не могло уложиться, в пресловутое единство места и действия. Оно было ей чуждо. Действие мистерии могло перебрасываться, например, из рая в ад и обратно, могло одновременно происходить в нескольких местах. Собственно, при знакомстве с содержанием дошедших до нас мистерий становится ясно, что конфликт между Богом и дьяволом, с участием ангелов, чертей и других персонажей, был тради-ционен. И если в изображении «райских» сиен исполнители старались не отступать от канонического текста и строгой манеры поведения, то 1з сценах в аду или Всемирного потопа и в других эпизодах такая манера исполнения нарушалась, ибо в Библии, несмотря на ее мистический характер, есть очень много мест, в которых повседневный быт, человеческие страсти существуют рядом с возвышенным, с чудодейственными событиями. Драматизм человеческой жизни с ее сменой горя и радости, страстью и безразличием, аскетизмом и эпикурейством, ханжеством и юмором — это многообразие жизни все с большей и большей силой входило в действие представления. В мистериях стал царить вольный дух насмешки. Высмеивались не только хвастливые рыцари, блудливые монахи, а и представители власти. Правда, предстающие перед горожанами в одеяниях Пилата, Ирода, Августа, Фараона и других царей. Постепенно отходя от религиозной основы, содержащейся в ткани мистерии, порой перенося ее события из библейских мест действия в собственные города и веси, да к тому же наполненные неподдельным народным юмором, эти массовые представления все больше и больше приобретали демократический характер. И никакие предписания отцов города не могли приглушить неподдельный грубоватый народный юмор. Достаточно познакомиться с дошедшим до нас содержанием мистерии «О сошествии Иисуса в ад», разыгранной в средневековой Германии. В этом действе воскрешение Христа происходило не в отдаленной Палестине, а в том же самом городе Висмаре, неподалеку от которого, в местечке Редентине, разыгрывалась мистерии. Традиционный герой всех пасхальных действ римлянин Пилат фигурировал в виде толстого, проникнутого собственным достоинством флегматичного бургомистра. Воины, которых он посылал для охраны гроба Христа, давали повод для высмеивания феодальной военщины — они были точной копией бродячих ландскнехтов: бряцали саблями, хвастались своей храбростью, скандалили за игрой в кости, пили пиво и горланили песни. Охмелев, они шли спать и поручали охранять гроб сторожу. Но вот наступало торжественное мгновение — колокол мерно бил 12 часов, с неба раздавался стройный и величественный хор ангелов, Иисус Христос восставал из гроба. Затем действие переносилось к ад. Там мучились грешники, давно раскаявшиеся в содеянном... По спускающемуся на них сверху «свету» они предчувствовали приближение чуда. С благой вестью приходил Иоанн Креститель: Христос восстал из мертвых и идет сюда. Грешники ликовали, а Люцифер и Сатана бежали к воротам ада и запирали их. Но от одного движения руки Христа сами собой падали засовы и раскрывались замки. Сатану изгоняли, Люцифера привязывали к столбу, а грешники бросались к своему искупителю, целовали ему руки, обнимали колени, плакали радостными слезами и вместе с Иисусом поднимались в рай. Грустил в пустом аду Люцифер. Один за другим возвращались черти, ни у кого из них не было добычи — на земле не осталось больше грешников, ибо все вняли слову Божьему. Тогда Люцифер вспоминал Любек, и черти шумной толпой отправлялись в этот богатый торговый город (надо думать, чем-то неугодный устроителям мистерии). В Любеке обнаруживалось много грешников: булочник, кладущий слишком мало дрожжей в тесто; башмачник, продающий простую овечью шкуру за испанскую; священник, просиживающий часами в трактире и пропускающий мессу. Весь этот люд черти гнали в ад. Затем следовал эпизод с кающейся Марией Магдалиной. Святая грешница Мария Магдалина считалась патронессой городских проституток, поэтому эпизод, который начинался с появления на подмостках Марии Магдалины, всегда сопровождался непристойными ситуациями. Марию окружали солдаты Ирода, и дама с кавалерами обменивались фривольными шуточками. Прослышав о Христе, грешница прихорашивалась и расспрашивала, каков Христос собой, стройная ли у него фигура, хороша ли борода, и вообще, красив ли он. После расспросов, когда появлялся Христос, она приближалась к нему с единственной целью — соблазнить -и пела непристойную песенку1". В этой же мистерии в эпизоде Всемирного потопа на первом плане появлялась сварливая супруга Ноя. Когда был построен ковчег и разверзлись хляби небесные, она не захотела влезать в «дурацкий яшик». При этом она била мужа, ругалась с сыновьями и под проливным дождем упрямо сидела на холме и ткала свою пряжу. Только силой удалось втащить ее в ковчег. Как мы видим, это было не только нарушение канонического текста, а скорее пародия на него, да и на библейское событие. По моему разумению, удивляться тут нечему. Наличие бытовых сцен в мистерии отнюдь не носило антирелигиозный характер. Скорее всего, это было проявление определенной тенденции и выражало пусть скрытое, но закономерное стремление простых горожан видеть в церковном действе черты собственного быта, собственного восприятия жизненных коллизий.40 Что же касается характера «актерской игры» и поведения исполнителей, то, конечно, противоречие между мистическим, религиозным и бытовым началами, заключенными в мистериальном действии, не могло не сказаться на внутреннем сценическом самочувствии исполнителей и, вообще, на общем стиле игры. И все же исходя из известных мне ныне особенностей исполнительской манеры в площадном, уличном театре и в первую очередь из дошедших до нас описаний средневековых мистерий свидетелями этих представлений, можно с большой долей достоверности представить себе особенности игры исполнителей мистерий. Все то, что делали Божественное семейство, пророки и проповедники в мистерии, было проникнуто неподдельным воодушевлением. Исполнители сами страстно верили во все то, что они произносили. При этом их восприятие происходящего, ихличный неподдельный восторг, порождающий выспренний тон речи, близкий к религиозному пафосу, несомненно, становился основой, нервом всей исполнительской манеры. В то же время бытовые, жанровые, как правило, сатирические эпизоды мистерии, исходя из их критической направленности, конечно, требовали другой манеры игры. Вот почему их исполнение, как можно себе представить, практически отличалось карикатурным преувеличением и, скорее всего, носило буффонный характер. Такую буффонную манеру игры эпизодов, в которых одинаково доставалось и святым, и чертям, и купцам, ее источники надо искать в празднествах, играх, шествиях и других народных фольклорных действах. Казалось бы, разные подходы к содержанию эпизодов, такая двойственная манера исполнения противоречили друг другу. В действительности же их объединяла исполнительская одержимость, наивный энтузиазм, доходившие до того, что они переставали считаться с драматической коллизией. Тем более что для мистерия предоставляла возможность импровизации, а каждый из исполнителей был одержим желанием привлечь к себе внимание зрителей. По той же наивности они были убеждены, что для этого надо потрясать и смешить зрителей. И, не считаясь ни с чем, безбоязненно действовали на свой страх и риск. При этом исполнители либо вступали в полнейшее противоречие с действием и нарушали его в самый неподходящий момент неуместной шуткой. либо впадали в такой раж и настолько забывались, что это, бывало, приводило к непоправимому. Один из живших в то время зрителей описывает случай, когда посланные Пилатом воины стали проверять, жив ли Христос, и действовали с таким рвением, что убили актера. Конечно, свойственное мистерии исполнительское мастерство не требовало создания человеческого характера. Массовое действо, каким была мистерия, диктовало громкое произнесение текста, преувеличенную жестикуляцию, укрупненные мизансцены и т.д. Забегая вперед, подчеркну, что такая манера исполнения продержалась почти триста лет. Поскольку мистерии с религиозными сюжетами все больше и больше обрастали бытовыми эпизодами и фактами, то, естественно, закономерным было появление светских мистерий, посвященных не только реальным, чаще всего историческим событиям, но и событиям текущей жизни. Так, например, мистерия «Осада Орлеана» была создана и сыграна через несколько десятилетий после подвига Жанны Д'Арк в самом Орлеане. Вообще, с годами вес политических персонажей в мистериях возрастал. И в то же время постепенно самыми активными персонажами становились Дурак и Бес. Чудеса Одной из важнейших особенностей средневековых мистерий, несомненно, было наличие в них всевозможных сценических «чудес», причем не только весьма эффектных, но и очень сложных по исполнению. И устроители, и зрители мистерий были весьма равнодушны к декорационному оформлению, но устроителям было важно таким образом создать чудо, чтобы у вторых оно не вызывало сомнений. От точности и яркости совершаемого на глазах зрителей чуда порой зависела судьба мистерии. Зритель мог допустить любой легендарный сюжет, любую небылицу, лишь бы ему дали возможность воочию убедиться, что совершающееся на его глазах чудо — правда. Поэтому в группе, осуществляющей постановку мистерии, были специальные люди, занимавшиеся устройством сценических чудес. Они назывались «кондуктор де секрет». Когда готовили уже упоминаемую мною мистерию в Монсе, то специально в город были приглашены два мастера сценических чудес из города Шони. Известно, что помимо условленной платы они в награду за отличное выполнение работы получили дополнительное вознаграждение, а в город Шони было отправлено извинительное письмо за задержку этих людей, так как один из них служил сержантом городского ополчения. Любопытно, что, по существу, в мистической по содержанию и условной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|