Спектакли под открытым небом 8 глава
В то же время именно в этих представлениях в качестве исполнителей, пожалуй, впервые были использованы регулярные воинские подразделения. Они были действующими липами массовых сцен, связанных с сюжетом представления, а не «массовкой» — и это во-вторых. И еще, постановки Лентовского, Алексеева-Яковлева и других не упомянутых мною режиссеров конца XIX века в России показали, сколь важны для режиссеров Нетрадиционного театра такие качества, как выдумка, фантазия, позволяющие уходить от шаблона, трафарета и находить новые постановочные приемы, новые решения, новые выразительные средства, создающие своеобразие и неповторимость осуществляемого режиссером представления. Подытоживая перечисленное, не боясь ошибиться, с полным основанием могу говорить о том, что конец Х(Х века в истории русского Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, был временем приобретений и находок, которые во многом способствовали созданию его нынешних современных форм. РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР. XX БЕК XX век, его первые два десятилетия в истории России, отмечены величайшими потрясениями, изменившими не только государственный строй, но и всю жизнь россиян на долгие восемь десятилетий. Здесь и неудачная, несмотря на героическую оборону Порт-Артура, Русско-японская война 1904—1905 годов, закончившаяся поражением русских войск при Мукдене и флота — при Цусиме; и рост стачечного движения; здесь и октябрьские волнения в армии и на флоте, восстание броненосца «Потемкина»; здесь и опубликование царского Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласившего гражданские свободы; и создание Государственной думы; здесь и расстрел в декабре 1905 года мирной демонстрации в Петербурге — «Кровавое воскресенье»; и Декабрьское вооруженное восстание в Москве и других городах; здесь и начало первой русской революции 1905—1907 годов, возникновение Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, подавление революции; Первая мировая война 1914—1918 годов за передел сфер влияния и мировое господство, поражение Германии; и Февральская революция 1917 года; здесь и свержение самодержавия, образование Временного правительства, двоевластие, расстрел июльской мирной демонстрации, коней двоевластия; и Октябрьская революция, арест Временного правительства; здесь и Декреты о мире, о земле. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, установление диктатуры пролетариата; образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Естественно, что Октябрьская революция потребовала от деятелей искусства не только осмысления свершившегося, но и совершенно нового содержания, новый язык создаваемых ими художественных произведений. Как бы сегодня ни относиться к событиям 25 октября 1917 года, в умах подавляющего числа народных масс это была великая революция, целью которой, как и любой революции — перестроить мир, дать новую жизнь, в которой наконец сбудется и получит вполне реальное выражение исковая мечта человечества. Буквальное первых дней революции, когда на фронтах и в тылу решался главный вопрос — быть или не быть новой стране, перед большевиками как одна из первоочередных задач встала задача массовой агитации в защиту молодой республики. Совершенно закономерно, что в ее решении не последнюю роль могло сыграть искусство, от которого в сложившихся обстоятельствах жизнь потребовала незамедлительного действия. И если для некоторых его видов решение этой задачи — создание произведения художественно-агитационного характера -не было столь трудным, например для изобразительного искусства (вспомним хотя бы действенную силу чрезвычайно броских, неожиданных, написанных в новой, дотоле невиданной по содержанию живописной манере «Окон РОСТА», созданных художниками М. Черемных и В. Маяковским, плакаты Д. Моора, работы В. Татлина, росписи агитпоездов, агитвагонов, оформление демонстраций, явившихся, по сути, новым, чрезвычайно действенным словом в искусстве наглядной агитации и пропаганды), то для профессионального традиционного театра это оказалось задачей весьма сложной, а порой и непосильной.
Прежде всего театру был необходим новый репертуар, а его практически не было. Старый же репертуар не воспринимался не только власть предержащими, но и новым зрителем. Другой причиной, сегодня кажущейся до некоторой степени нелепой — а в то время, время резких непримиримых оценок различных явлений жизни, в том числе и искусства, причиной весьма существенной — было восприятие широкими народными массами (не только пролетарскими, по и интеллигенцией) театра как олицетворения буржуазного, чуждого народу искусства. И все же принявшая революцию часть театральных деятелей, понимая значение для нового зрителя живого, облеченного в образную форму слова, обратилась к лучшим образцам русской и мировой драматургии с ее вольнолюбивым утверждением человеческого достоинства, революционным бунтарством, верой в победу справедливости, утверждением идеалов свободы и равенства. Не случайно на сиенах театров того времени ставились пьесы Шиллера, Лопе де Вега (в частности, «Фуэнте Овехуна»). Сам же театр того времени с его устоявшимися и размеренными каноническими формами и методами работы, да еще при отсутствии новой драматургии, не мог, а порой и избегал, взять на себя роль агитатора и пропагандиста. В то же время, не мысля себя в стороне от кипящих событий, понимая не только разумом, но и сердцем подлинный смысл слов «служение народу», многие деятели театра увидели свое предназначение в возможности выйти из стен театров в самую гущу освобожденного народа, неся ему свое искусство. Трудно перечислить, какое количество концертов давали артисты театров в те дни.
Но ежедневно меняющаяся на фронте обстановка, задачи политического момента, перемены, которые приносил с собой каждый новый день, требовали сиюминутности, оперативности агитационного выступления в простой, доступной, убедительной и в то же время образной форме. Не случайно именно в те дни одной из самых распространенных форм агитации становится митинг, где решающим являлись пламенное слово оратора, плакат, лозунг. По свидетельству автора книги «Десять дней, которые потрясли мир», «...Россию затоплял поток живого слова... Лекции, дискуссии, речи — в театрах, цирках, школах, клубах, залах Советов, помещениях профсоюзов, казармах... Митинги в окопах на фронте, на деревенских лужайках, на фабричных дворах... Какое изумительное зрелище япляет собой Путиловский завод, когда из его стен густым потоком выходят сорок тысяч рабочих, — выходят, чтобы слушать социал-демократов, эсеров, анархистов -- кого угодно, о чем угодно и сколько бы они ни говорили. В течение месяцев каждый перекресток Петрограда и других русских городов постоянно был публичной трибуной. Стихийные споры и митинги возникали и в поездах, и в трамваях, повсюду... Попытки ограничить время ораторов проваливались решительно на всех митингах, и каждый имел полную возможность выразить все чувства и мысли, какие только у него были»"". Уже с Февральской революции митинг стал местом, где в открытой схватке сшибались различные мнения. Митинговали днем и ночью. На митингах обсуждались самые животрепещущие, самые наболевшие вопросы: жизни и смерти - за кем идти; против чего и кого бороться; что есть правда и т.д. и т.п. «После Февральской революции, — вспоминает участник октябрьских боев в Москве С.С. Кравчук, - все партии вышли наружу. На Серпуховской площади собирались в те дни большевики, меньшевики, левые и правые эсеры. Приносили стулья, табуретки и на таких трибунах защищали взгляды своей партии. Здесь сразу было видно, кто за кого... Вопросы «Зачем жить?», «За кого бороться?» в то время перестали быть абстрактно-философскими. Нужно было выбирать, с кем и куда идти дальше»1''2.
Вполне понятно, что после прихода большевиков к власти митинги не только не потеряли своего значения, а наоборот, стали одной из самых распространенных форм разъяснения широким массам политики партии, текущего момента. Естественно, что изменение содержания, отсутствие открытого столкновения противоборствующих сторон, стремление насытить митинги большой силой образно-эмоционального воздействия на массы привело к рождению качественно новой формы митингов — митингов-концертов, которые можно считать первыми (довольно примитивными) шагами в истории Нетрадиционного театра в Советской России. МИТИНГИ-КОНЦЕРТЫ Суть их заключена в самом названии. Да, это была форма, в которой выступления ораторов сочетались с концертными номерами. Причем, это было не механическое сочетание двух совершенно разных явлений, а единым действом. Концертная часть митинга ни в какой мере не носила развлекательного характера. По своему тематическому содержанию она продолжала основную агитационную идею митинга. Но выражала ее уже средствами искусства. Такова особенность этого жанра. В репертуаре концертной части митингов были произведения русской классики, призывающие к борьбе за свободу, за счастье народа, утверждавшие высокий гуманистический идеал. Исполнялись стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, горьковские «Песня о Буревестнике». «Песня о Соколе», знаменитая «Дубинушка». Затем все чаше и чаше стали звучать стихи Демьяна Бедного «Коммунистическая марсельеза», «Красноармейская звезда», «Левый марш» Владимира Маяковского и другие. В этих митингах-концертах (по моему разумению, в определении этого жанра такое словосочетание «митинг-концерт» на тот период времени было правильным, поскольку главным в этом действе был митин, а вот после Отечественной войны 1941 — 1945 годов, когда театрализованное действо решалось в форме митинга, появление другого словосочетания «представление-митинг» говорило об образе, о форме массового театрализованного представления), как правило, принимали участие наиболее известные, выдающиеся артисты того времени. Вот текст одной из афиш такого концерта-митинга, проходившего в Москве в 1919 году в помещении цирка Саламонско-го1"': «...Речи произносят товарищи Ленин, Свердлов. В концертном отделении артисты государственных театров В. Кригер, А. Нежданова, А. Яблочкина, Н. Голованов, А. Лебединский, Л. Новиков, И. Смольцев и др.»!М Было бы грубой ошибкой усматривать в списке артистов, значащихся на приведенной афише (да и на других), желание организаторов «обставить» митинг-концерт «именами», чтобы привлечь большее число слушателей. В те времена участие в митинге-концерте выдающихся революционеров уже само по себе привлекало огромные массы народа. Наоборот, именно участие в митинге-концерте видных деятелей большевистской партии ставило перед его организаторами задачу отбора таких артистических сил, которые своими выступлениями, своим творчеством могли бы поддержать высокий гражданский и политический накал митинга, во всяком случае не дискредитировать его. Организаторы понимали, что степень эмоционального воздействия произведений искусства на слушателей, зрителей зависит не только от его содержания, темы и идеи, но и от мастерства, степени дарования исполнителей, их воплощающих.
В 1919-1920 годах митинги-концерты проходили во многих городах Советской России. Так, например, существует описание одного из таких митингов-концертов, который был проведен в 1920 году в одесском цирке Маневича. Для меня оно любопытно еще и тем, что его автор — известный театральный режиссер Владимир Александрович Галицкий — описывает не только его содержание, но и атмосферу, эмоциональный накал, царивший на этом митинге-концерте. «Цирк Маневича полон... Сизо пльпзст над рядами облако махорочного дыма. Калильные лампы бликами освещают арену и выхватывают изтемноты шумящую, юпдяшую толпу. Кепки, папахи, редкие шляпы, кубанки. Лозунг, перехватывающий центральную ложу: «Даешь мировой Октябрь!» Оркестр играет марш... На митинге выступали ораторы. Они говорили без бумажек, криком на всю арену, зажав кепку в руке, рубя воздух рукою. Их было много. Ораторы не служили добавлением к концерту, как это повелось позже. Ораторы были гвоздем вечера... Зал разражался аплодисментами, криками «ура». Жар революции кипел в речах, горизонт был широк, перспектива глобальна. Переворот мира казался делом завтрашнего дня. Часто пели «Интернационал». Цирк вставал, громко хлопая сиденьями... «Дубинушку», которую заводил какой-то сильный бас, кажется Платон Цесевич1", пел весь зал вместе с певцом. «Эй, дубинушка, ухнем, эх, зеленая, са-а-ма пойдет...» — сотрясала цирк»1"". Наибольшее распространение митинги-концерты получили в Петрограде и Москве. Хотя уже к началу 1921 года они постепенно вытесняются другими формами художественной пропаганды, и прежде всего массовыми театрализованными представлениями. Итак, как мы видим, в послереволюционной России родился досель непривычный жанр, целью которого было художественными средствами создавать определенную эмоциональную атмосферу, в которой проходило разъяснение сути происходящих в стране событий многотысячной аудитории. Вот почему «митинги-концерты» можно считать почвой, подготовившей быстрый рост революционных празднеств в России 1920-х годов. Самостоятельно, в чистом виде такое действо, как митинг, что бы ни говорили, не является какой-либо формой Нетрадиционного театра, поскольку митинг — это сходка, публичное собрание для обсуждения проблем, интересующих общественное мнение, преимущественно политических вопросов; народное собрание общественного или политическою характера. Думаю, что и концерты-митинги первых лет революции, несмотря на участие в них известных артистов, не есть форма художественно-образного действа. И только тогда, когда волнующее общество политическое событие, политический момент предстают перед нами как целостное художествен но-образное действо в форме митинга, как это было на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, можно говорить о нем как о жанре Нетрадиционного театра. По моему разумению, в данном случае митинг был формой политического театрализованного представления, формой, выбранной режиссером (И.М. Тумановым) для наиболее яркого и эмоционального раскрытия события, волнующего в данный момент общество. Действо это разворачивалось на одной из самых больших площадей в центре Москвы — на Манежной площади. «На специально сооруженной огромной эстраде разместились симфонический оркестр и хор, — описывает это массовое театрализованное действо Д.М. Генкин, — здесь же трибуна для ораторов, площадка для художественных выступлений и киноэкран. Мощные прожектора и огни факелов (действо происходило поздним вечером. —), высоко поднятые над головами, залили светом огромную Манежную площадь, осветили гневные слова антивоенных лозунгов, написанных на десятках языков мира. Над площадью плывут мощные звуки финала Пятой симфонии Бетховена. Радио разносило поэтические строки: Люди! Просите, Пусть Хиросима Споет о своем несчастье, Пусть песнь ее станет любимой — Сердца вашего частью! На эстраду вышла девочка в белом, положила цветы на «Камень Хиросимы» и зажгла большой факел Дружбы. Пламя его колыхалось на ветру и разгоралось все ярче и ярче. На экране расползается зловещий гриб атомного взрыва. Видны развалины домов, искаженные мукой лица. Это документальные кинокадры, рассказывающие о трагедии Хиросимы. На фоне ожившего экрана -- миниатюрная девушка. Лицо ее кажется необычайно бледным. Девушка из Хиросимы — Хисако Нагата. Она обращается к собравшимся со словами о борьбе за мир. На трибуну поднимается женщина — мать Зои Космодемьянской. Она прижимает к груди девушку из Хиросимы (и накидывает ей на плечи белый оренбургский платок. — А.Р.). Минутой молчания чтят присутствующие на площади тех, кто погиб от атомных бомб. Гневное «Нет!» на разных языках загорается на экране и повторяется сотнями тысяч голосов. Как коллективная речь в защиту мира звучит выступление хора «Поющие голоса Японии» и других коллективов. В финале все присутствующие поют «Гимн демократической молодежи мира»167. Следует заметить, что заполнившие до отказа Манежную площадь участники митинга не были пассивными зрителями развертывающегося перед ними действа, но и принимали в нем самое активное участие. На всем протяжении митинга площадь бурлила, скандировала, кричала. Стихийно возникающие ораторы, вставая на плечи товарищей, выкрикивали гневные слова. МАССОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 1920-Х ГОДОВ Революция, разрушив исторически сложившиеся до нее социально-экономические и общественные отношения, совершив качественный переворот в человеческом сознании и восприятии жизни, естественно, коренным образом изменила роль литературы и искусства, создав условия для вовлечения в их орбиту широких народных масс. Ибо она, революция, не только распахнула перед народными массами двери театров, концертных залов, музеев, но и раскрепостила громадные творческие силы народа, который из потребителя искусства становится ее творцом. Тысячи участников, среди которых, в отличие от митингов-концертов, подавляющим большинством были не профессиональные актеры, а рабочие, красноармейцы, учащиеся, разыгрывали перед гигантской аудиторией на улицах и площадях условно-аллегорические представления. Привлеченные не только волей организаторов и режиссеров, но и собственной потребностью активно включиться в творческий процесс, именно они явились создателями новой страницы в истории русского Нетрадиционного театра, создателями нового театра, который по своей идейной и творческой сути не был равнозначен понятию «любительский». Наоборот, с самого начала происходит размежевание между традиционным театром и Театром массовых форм, то есть Нетрадиционным театром, основанном на иной, чем раньше, мере обобщения, ином языке, способном передать грандиозность совершаемых преобразований и в какой-то мере ответить новым живым потребностям народа. И формой этой было рождение массовых театрализованных представлений, которая не только успешно дожила до наших дней, но и стала основной, ведущей формой современного Нетрадиционного театра. Массовые зрелища первых послереволюционных лет утверждали открытую политическую тенденциозность, они обращались к новым темам, чуждым старому театру, в них, народных празднествах, находили определенные выражения тогдашние чувства победившего народа. «Своим общественно-условным, патетическим строем лишенные частностей, бытовых подробностей массовые празднества, — пишет А. Юфит, — были так созвучны гигантским масштабам времени, что восторженные энтузиасты объявили их единственно верным путем к созданию нового театра»16*. Бол ее того, именно в те годы значительная часть действующих левых театральных критиков (в частности, З.М. Веский) утверждала, что при завершении своего развития пролетариату вообще будет чужда психология и культура индивидуализма и, естественно, индивидуалистическое искусство, тем самым не только противопоставляя Нетрадиционный театр театру традиционному, но и пророча гибель последнего. Да и не только критики. Достаточно вспомнить брошенный Маяковским лозунг: «Массовым действием заменяйте МХАТы!» Большевики, понимая огромное значение искусства в пропаганде политики власти предержащей, при ТЭО Наркомпроса тогда же создали «Секцию по организации массовых гуляний и зрелищ». О характере и содержании массовых театрализованный представлений того времени, их открытой политической и творческой направленности, заключающейся в пропаганде идей революции, можно судить по их названиям. Так, например, в Москве были поставлены «Пантомима великой революции», «День мира», «Гибель коммуны», в Петрограде — «Взятие Зимнего дворца», действие которого происходило на тех же площади и улицах, где недавно бушевал революционный народ, «Гимн освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Действо о II] Интернационале», «Блокада России», «Кровавое воскресенье»; в Иркутске — «Борьба труда и капитала»; в Киеве — «Интернационал»; в Воронеже — «Восхваление революции»; в Харькове — «Поступь свободных народов»; в Самаре — «Апофеоз труда»; в Дербенте — «Красные дни»; в Петрозаводске — «Красный призрак коммунизма» и многие другие. Рожденные всем строем жизни в годы Гражданской войны, массовые представления выражали дух времени. Это были героические по темам громадные действа, облеченные в монументальные формы. Главной их темой была Революция, а главным действующим лицо — Народ. Их значение было огромным, ибо «перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах Труда, Капитала, Революции, в действии масс, выявлялся смысл... переворота»11'4. Они не только служили тогда одним из наиболее мощных средств агитации за новую власть, но и призваны были воплотить в ярких, волнующих, каждому понятных образах мечты и чаяния народа о новой прекрасной жизни. Можно со всей уверенностью сказать, что возникновение массовых театрализованных представлений было проявлением удивительной творческой плодотворности той поры, породившей множество самых смелых идей. Казалось бы, в стране царят разруха, голод, еще не утихло пламя Гражданской войны, а в творчестве возникают новые художественные формы и жанры, ведется страстный поиск не только в искусстве и литературе, но и во всех формах общественной жизни. Вообще, это было время смелых прозрений в искусстве, интенсивной переоценки унаследованных от старого времени ценностей. Именно дли того времени характерна жажда освоения новых образных средств, способных выразить, как тогда воспринималось, историческое содержание и значение свершившегося. Все происходившее в стране мыслилось как звено общей революционной борьбы мирового пролетариата. Отсюда понятны закономерность революционного пафоса художественных произведений и дух интернационализма этих представлений, которые тогда назывались инсценировками событий, фактов. Основные черты массовых театрализованных представлений, ее стилистические композиционные особенности проявились (правда, еще не полностью), уже в первом представлении — «Свержение самодержавия», которое было осуществлено в Железном зале Народного дома (бывшей Николаевской академии Генерального штаба) в феврале—марте 1919 года, существовавшей в те дни в Петрограде Театрально-драматургической мастерской Красной Армии под руководством П.Г. Виноградова. На основании рассказов красноармейцев, участников событий 1905 года и Февральской революции, и рассказов очевидцев событий, происходивших в Ставке Главковерха и в царском дворце, постановщики Е. Головинская и Н. Лебедев (ведущие актеры Первого передвижного драматического театра под руководством П. П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской) совместно с группой участников, среди которых были и профессионалы, работавшие в мастерской (режиссер Келих, поэт Крайских, актеры-эстрадники Орлов и Моляревский), создали сценарий, каркас будущего представления. Учитывая особенности площадки, на которой предстояло осуществить это массовое театрализованное действо (отсутствие сиены, длинный зрительный зал с широким проходом в центре), и характер задуманного представления, решено было все действие вести без декораций на двух деревянных помостах, сколоченных в концах зала и в длинном проходе через публику, сделав его своеобразной «дорогой манифестаций». Девять эпизодов, из которых состояло представление, поочередно, а иногда одновременно, импровизационно разыгрывались на «Площадке Революции» и на «Площадке Реакции». На первой игрались эпизоды: «Завод», «Фронтовой комитет», «Революционный штаб, а на второй — «Зимний дворец», «Полицейский участок», «Ставка». Основное же действие развертывалось на «дороге манифестаций», когда масса участников переходила с одной площадки на другую. Наиболее яркими и выразительными моментами этого представления были «Манифестация 9 января к Зимнему Дворцу» с пением «Спаси, господи, люди твоя...» и заключительный эпизод «Штыковая атака народа и солдат против самодержавия». Твердого текста в представлении не было. Он каждый раз создавался импровизационно. Поэтому временная протяженность каждого эпизода заранее не была известна. Вообще, слово, текст в этом представлении в его обычном понимании почти отсутствовал. Все огромное количество занятых в представлении действующих лиц — а в качестве исполнителей были привлечены красноармейские части, поскольку они в тот момент представляли собой наиболее активную, организованную и легко'подчиняющуюся дисциплине массу — не было костюмировано. Исключение было сделано только для «врагов»: царя, генералов и полицейских. Представление «Свержение самодержавия» пользовалось огромным успехом у зрителей и повторялось неоднократно. Несколько раз представление было показано для фронтовых частей. В мае 1920 года на ступенях портика фондовой биржи была осуществлена постановка массового театрализованного представления «Гимн освобожденного труда», известного также под названием «Мистерия освобожденного труда» (сценарий П. Арского, организатор Д. Темкин, режиссеры А.Р. Кугель, Ю.П. Аненнков, С. Масловская, художники М.В. Добужинский, В. Щуко и уже упоминавшийся режиссер Ю.П. Аненнков, музыка Гуго Верлиха). В постановке, как и в представлении «Свержение самодержавия», участвовали красноармейские части и профессиональные артисты — всего около двух тысяч человек. В этой постановке режиссеры не сумели полностью отойти от традиционного театрального спектакля. Так, например, портик биржи был своеобразной сценой, на которой разыгрывалось большинство эпизодов представления. Темой постановки была борьба рабов с владыками всех времен и народов за свободу. Здесь, пожалуй, впервые мы сталкиваемся с тем, что потом стало принципиальным в эстетике театрализованных представлений — разрушение временных рамок и единства места действия, то есть разрушение принципов классической драматургии: единства места, времени и действия. Представление заканчивалось победой рабов и апофеозом, ставшим также стилистической особенностью массовых представлений. Вот как проходило это представление. I акт: 1-я картина — «Рабочий труд», 2-я картина — «Господство угнетателей», 3-я картина — «Рабы волнуются». Из-за глухой стены доносятся звуки музыки. Оттуда изливается яркий праздничный свет. За стеной скрывается чудесный мир новой жизни. Там царствуют Свобода, Братство, Равенство. Но грозные орудия преграждают доступ к волшебному замку Свободы. На ступенях сцены рабы заняты беспрерывным тяжелым трудом. Слышны стоны, проклятья, унылые песни, лязг цепей, крики и хохот надсмотрщиков. По временам смолкает вся эта каторжная музыка тяжелого горя, и рабы оставляют работу, прислушиваясь к звукам пленительной музыки. Но надсмотрщики возвращают их к действительности. Появляется шествие владык-угнетателей, окруженных блестящей свитой прислужников. Владыки поднимаются по ступеням к месту пиршества. Здесь собрались угнетатели всех времен, всех народов и всех видов эксплуатации. Центральные фигуры этого шествия — восточный монарх в пышной, украшенной золотом и драгоценными камнями одежде, китайский мандарин, похожий на движущуюся витрину ювелирной лавки, король биржи, типичный русский купец в необъятных сапогах-бутылках и т.д. Вся эта компания направляется к месту пиршества. Здесь на столе красуются самые редкие и самые лучшие плоды. Играет музыка. Танцующие юноши и девушки ублажают пирующих. Мы понимаем, что владыкам нет никакого дела до светлой, свободной жизни, находящейся за воротами волшебного замка. За пьяными криками разгулявшихся владык уже не слышны стоны рабов. Но доносящаяся из-за ворот волшебного замка музыка делает свое дело: у рабов возникают первые проблески стихийной воли к свободе, и их стоны постепенно переходят в ропот. Тревога овладевает пирующими. В борьбу с музыкой пьяной вакханалии вступает музыка из царства Свободы. Раздается оглушительный удар. В страхе перед надвигающейся гибелью пирующие вскакивают со своих мест. Рабы, моля о помощи, протягивают руки к золотым воротам. На этом I акт заканчивается. II акт. Картина 1 — «Борьба рабов и угнетателей». Картина 2 -«Победа рабов над угнетателями» Веселое настроение только что беспечно пирующих нарушено. Они видят, что рабы бросают свой каторжный труд. Там и сям вспыхивают разрозненные огоньки восстаний, которые тут же сливаются в могучий красный костер. Рабы устремляются на штурм пировавших. Но первая атака их легко отбита. Перед зрителями проходят отдельные сцены многовековой борьбы Народа. Римские рабы под предводительством Спартака бегут под сень красных знамен; их сменяют толпы крестьян, поднявших знамена восстания под предводительством Стеньки Разина... Раздаются грозные и величественные звуки Марсельезы, а затем безудержной Карманьолы. Все гуше становится лес красных знамен. Властители в ужасе. Разбегаются в панике прислужники. Победно бьют барабаны. Огромное красное знамя, движущееся в центре толпы восставших рабов, приближается к владыкам, как неумолимый рок. Бросая свои короны, властители разбегаются. Но гремят медные жерла пушек, и среди восставших рабов на время вновь возникает дух уныния. Но вот на востоке загорается красноармейская Красная звезда. Замершая в восхищении толпа следит за ее восхождением. Грохот барабанов и звуки красноармейской песни сливаются в победную музыку. Растут ряды Красной Армии. Толпа ликует. Революционная музыка достигает небывалой силы. Еше несколько усилий... и рушатся врата волшебного замка Свободы. III акт — «Царство мира, свободы и радостного труда». Последний акт представлял собой апофеоз свободной, радостной жизни, в которую вступило обновленное человечество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|