Спектакли под открытым небом 10 глава
Было бы неверным думать, что все массовые представления, несмотря на разные темы и сюжеты, походили одно на другое. Между ними, как мы видим, было много общего, но их создатели (режиссеры и организаторы; тех дней старались выразить не только «руководящую идею текущего момента», но и находили для них разнообразные жанровые формы. Так, 1 мая 1919 года в Петрограде Дм. Щегловым и известным уже нам А.Я. Алексеевым-Яковлевым было осуществлено аллегорическое представление «Из власти тьмы к солнцу». Представление это шло на окраине рабочего района в парке, где был выстроен помост, на котором изможденные, закованные в цепи рабочие под щелканье бичей надсмотрщиков — колоссальных фигур в черном — крутили огромные маховые колеса. Вскоре около одного из развесистых старых деревьев, расположенного недалеко от помоста, носящего название «красное дерево», появлялась «фигура в красном». Ее окружали «красные призраки коммунизма», а в ветвях дерева появлялся «агитатор». Они вступали в борьбу с «тенями зла». В конце концов пролетарии под водительством «женщины в красном» побеждали и, смяв последнего «рыцаря тьмы», сжигали его останки. Сначала с шипением появлялись клубы дыма, которые трактовались как «смрад от прошлых веков», а затем ненадолго и ярко вспыхивал огонь, разбрасывая вокруг разноцветные искры. Помост и колеса машин украшались лентами и цветами. Заканчивалось зрелище коллективным чтением стихотворения «Слава труду». В этом представлении в принципах его режиссерского решения, несомненно, сказалось, что один из его постановщиков — А.Я. Алексеев-Яковлев, как я уже говорил, до октябрьского переворота долгие годы работал режиссером в различных балаганных театрах Петербурга. За 17 лет руководства театром «Развлечение и польза» на Марсовом поле, а затем за 20 лет главрежства и заведования театральной частью «Петербургского попечительства о народной трезвости» он осуществил огромное количество самых различных постановок, и особенно массовых феерий. Опыт постановки этих феерий он использовал в массовых представлениях, создаваемых им в 20-е годы прошлого века.
Вспомним, приемами аллегорий широко пользовались и постановщики представления «Гимн освобожденного труда». Ведь, например, кроме рабов, штурмовавших «Врата света», за которым находился «Замок свободы, равенства и братства — царство новой жизни», и «надсмотрщиков», в этом представлении наряду со Спартаком, Степаном Разиным действовала Марсельеза. Жанрово по-другому, в том же 1919 году была решена постановка майского представления в Москве. На одной из площадей была разыграна «Политическая карусель», в основу которой легла разработанная Иваном Рукавишниковым совместно с Н. Форегге-ром пантомима. «На площадках устанавливается трехъярусная башня, на самом верху которой находится чудовище, изображающее «империалистический капитализм»; возле него находится русский царь, его двор, семья и министры. На втором ярусе башни находятся чиновники канцелярии, банки и другие бюрократические учреждения. На третьем ярусе изображена тюрьма, в которой находятся заключенные рабочие, охраняемые солдатами и пушками. Около башни, изображается процесс производства различных предметов. По мере их изготовления к башне подбегают чиновники, хватают изготовленное, и все это почтительно высыпается в рот чудовищу, Затем символически изображается война с Германией с участием всех империалистических стран. Пантомима заканчивается опять-таки символическим изображением русской революции: чудовище вытаскивается народом из башни на улицу и на одной из площадей города торжественно сжигается, а народ начинает танцевать и веселиться.
Действие пантомимы иллюстрируется музыкой. Вначале -своеобразный ритм рабочих инструментов труда, сливающийся в общий мотив, а наверху веселая музыка. Потом, во время войны, перебивающие друг друга гимны, переходящие в какофонию, и побеждаются мелодией революционных песен и песен труда»1111. Естественно, что многое в этих аллегорических и пантомимических представлениях выглядело наивным. Но не следует забывать, во-первых, что в таком наивно-примитивном построении сюжета и действия выразилось влияние упрошенного взгляда на историю и ошибочные вульгарно-социологические теории про-леткультовцев; во-вторых, несмотря на современную злободневную для тех дней тему и сюжет создатели этих представлений не могли вырваться из плена аллегорических действ прошлого; в-третьих, в некоторых случаях, особенно в провинции, это углублялось неумением выразить другим языком глобальные события, которые брались в основу содержания таких представлений. И все же, несмотря на все это, аллегорические к пантомими-че-ские представления тех лет были понятны зрителям и восторженно ими воспринимались. Уже в первых массовых представлениях 1920-х годов значительное внимание уделялось их музыкальному оформлению. Более того, уже тогда постановщики использовали их как одно из важнейших выразительных средств. Даже когда в силу тех или других причин отсутствовала возможность создать (сочинить) музыку специально к данному представлению, то она подбиралась. Так, например, в «Гимне освобожденного труда» шествие рабов шло под звуки похоронного марша Шопена. Светлое царство характеризовалось отрывками из «Лоэнгрина» Вагнера, шествие угнетателей -под звуки разухабистых цыганских песен, заглушавшихся Марсельезой, красноармейскими и революционными песнями, хоровод вокруг «Дерева свободы» — под музыку Римского-Корсакова из «Садко»: «Высота, высота поднебесная». А когда в массовые представления, чутко отражающие в своих темах жизнь страны, содержание политического момента, все более властно начала входить тема восстановления разрушенного войной хозяйства, то ее (производственную тематику) постановщики стремились выразить и в музыкальном оформлении. Характерным примером может служить «Симфония гудков», организованная московским Пролеткультом к шестой годовщине Октября. Создавалась она так: 23 октября 1923 года Московский пролеткульт принял обращение к фабрично-заводским комитетам Москвы: «По инициативе Московского Пролеткульта в шестую годовщину Октября во время демонстрации будет исполнена симфония «Ля» на паровой магистрали и гудках Замоскворецкого района и вокзалов. Постройку и установку магистрали взяли на себя МО-ГЭС, Арматрест и Трубосоединение. Основную массу гудков дает НКПС с паровозного кладбища Московско-Курской дороги. Исполнение по просьбе Московского Пролеткульта взяла на себя комячейка Московской консерватории. Замысел и музыка симфонии принадлежит А. Авраамову.
Магистраль (60 гудков) будет установлена на крыше Центральной электростанции (Раушская набережная). Группу «ударных» (пушки, пулеметы, автотранспорт, ружейные залпы) дает штаб РВСР. Санкцию и средства на организацию ждал МК РКП(б). Будет исполнено: «Марсельеза», «Интернационал». Марш «Молодая гвардия», «Варшавянка» и «Похоронный марш»1*2. Начиная с 1925 года в массовых театрализованных представлениях основной темой становится производственная тема — тема индустриализации. В 1929 году в двенадцатую годовщину октября в Ленинграде, на площади Урицкого (Дворцовой), С.Э. Радловым совместно с группой работников заводских клубов и учащихся техникума сценического искусства14' было поставлено представление «Отчет гигантов». Для этого представления педагогами и студентами композиторского отделения Ленинградской консерватории была сочинена симфония, которую исполнял сводный симфонический, духовой и шумовой оркестры. В его же составе в качестве инструментов были подобранные по камертону рельсы, образовавшие своеобразный огромный металлофон. Кстати, в отличие от предыдущих представлений в нем основным действующим лицом, носителем действия были символически декорированные грузовики, изображающие фабрики и заводы города, совершавшие перестроения по площади. В этом представлении, в его сатирической части, были использованы установленные на грузовые платформы огромные 10-метровые куклы-чучела: бюрократа, хулигана и т.п. Они кружились, съезжались и разъезжались, исполняя специально поставленную пантомиму.
Особенно широко применялась пиротехника, демонстрируя литье стали, поток металла, дым и искры из заводских труб. Значительное место занимали громадные транспаранты с просвечивающимися силуэтами движущихся заводов, различные световые диаграммы. Помимо освещавших все прожекторов, на грузовиках вспыхивали бенгальские огни. Собственно, большинство приемов и художественных образов, которые применили в этом представлении художники (В.М. Ходасевич и студенты театрально-декоративного отделения ВХУТЕИНа) и режиссеры, мы уже видели в ранее описанных представлениях. Но в то же время в нем было и нечто новое. Как описывают очевидцы, это было великолепное зрелище, построенное на синтезе различных искусств, объединенное в единое художественное целое единым замыслом и проникнутое единой идеей индустриализации и громадного строительства. А ведь именно этой идеей жила в те годы вся страна. Масштаб, количество участников, ведение действия на огромном пространстве улиц и площадей, обилие постановочных элементов и эффектов породили новые приемы режиссерской работы с исполнителями, участниками, постановочной частью, большинство из которых сохранились и -имеют значение до сих пор. Естественно, что при постановке огромных массовых театрализованных представлений первостепенное, а порой и решающее значение, стала играть организационная сторона, организационные способности режиссера. Осуществлялись эти постановки специально создававшимся «штабом» — руководящей тройкой, во главе которой стоял организатор отделов: режиссерского, монтировочного, транспортного, продовольственного, связи и других. Свою работу штаб начинал с тщательной разработки «партитуры» представления. В нем буквально по минутам расписывалось действие каждого эпизода, каждый момент представления: кто в нем участвует, исходные позиции, маршрут движения, содержание действия каждой группы, необходимый в этот момент реквизит, бутафория, костюмы, музыка, шумов, средства связи и т.д. Порой такая «партитура» занимала не один лист с графами. Если в тексте описание эпизода занимало несколько строчек (например, «Появляются беженцы из разоренных Гражданской войной областей. За ними рабочие разгромленной Венгерской республики. Приветствуемая народом, озаренная лучами Красной звезды, Красная Армия ведет героическую борьбу за дело венгерских, русских рабочих и рабочих всего мира»),1114 то в постановочной «партитуре» разработка этого эпизода, умещавшегося в сценарии в несколько строчек, занимала несколько страниц!
Разработка «партитуры» была (да и осталась сегодня) одним из самых ответственных и решающих моментов в работе режиссера над представлением. Действия исполнителей, очень подробно зафиксированные на бумаге, затем па репетициях — а их, как и ныне, всегда было очень мало (поэтому импровизации в массовых представлениях играла значительную роль) — объяснялись участникам. И от них требовалось только точно их выполнить. Умозрительно найденное и отобранное режиссером действие на репетициях лишь уточнялось, но почти никогда не менялось. Конечный успех таких представлений во многом, если не во всем, зависел от степени дарования, опыта и умения режиссера заранее представить себе будущее представление целиком и каждой его части. Подготовку и основные репетиции режиссеры проводили не со всеми участниками, ас «десятскими», каждый из которых затем обучал свою группу. Этот же «десятский» во время представления следил за командами ведущего режиссера и руководил своей группой. Разучивание песен, оркестровых номеров также проводилось в отдельных коллективах, а затем уже на сводной репетиции. Эти коллективы в зависимости от замысла режиссера сводились в единый хор и оркестр. Организацией, сбором участников представления занимался мобилизационно-учстный отдел штаба. Питанием — а все участники представления получали паек (селедку, осьмушку хлеба, иногда леденцы) — ведал продовольственный отдел. Добывал прожектора. налаживал освещение, ведал пиротехникой, строил сценические площадки и трибуны строительно-технический отдел. В ведении монтировочного отдела были костюмы. Часто несколько тысяч. Их не только нужно было собрать, раздать участникам, но и изготовить недостающие (оформлялись представления чаще всего силами многочисленных рабочих кружков). Управление всем действием представления велось с центрального пункта, где располагался главный штаб и куда сходились все нити представления. Здесь же располагался центральный пункт связи. Отсюда по команде руководителя-режиссера один эпизод представления сменялся другим. Для передачи команд использовались самые различные средства связи: от телефонной до зрительной — флажки, плакаты с порядковыми цифрами, звонки и т.д. по заранее обговоренной и установленной отделом связи схеме. О том, как это происходило, наглядное представление дает рассказ С.Э. Радлова: «Начинается спектакль. Мы на капитанском мостике около Невы и против Биржи. В наших руках флаги, телефоны, электрические звонки. На ступени Биржи выходят актеры. Я нажимаю звонок, и они садятся послушно. Я выдерживаю паузу, ту самую, точно ту самую, какую мне нужно; звоню еще раз, и они снимают шляпы. Еще — и раскрываются книги...»14' Естественно, что при таком способе ведения представления, да еще при отсутствии твердого текста (существовал только его каркас), его темп, длительность пауз, появление световых и звуковых эффектов зависели от воли ведущего режиссера, который «дирижировал» всем течением действия. Позже тот же С.Э. Радлов как один из самых опытных режиссеров, был приглашен Комиссией по празднованию октябрьских торжеств для осуществления постановки массового театрализованного представления, посвященного 10-летию Октября. О том, что из всех режиссеров был приглашен именно С.Э. Радлов, свидетельствует договор, предварительно заключенный между Комиссией и постановщиком: «1. Гр-н Радлов принимает на себя составление сценария для инсценировки, имеющей быть поставленной на р. Неве в дни октябрьских торжеств, а также принимает постановку (режиссуру) означенной инсценировки, для чего гр-н Радлов участвует во всех заседаниях и совещаниях, проводит потребное количество монтировочных и общих репетиций, руководит выполнением монтировки, постройки декораций и проводит непосредственно самое зрелище в назначенный для этого день и вообще выполняет всю вытекающую из указанных обстоятельств работу. 2. Комиссия по празднованию октябрьских торжеств при гу-бисполкоме обязуется уплатить гр-ну Радлову С.Э. за указанную в п. 1 работу 200 руб. (двести руб.), причем при подписании настоящего соглашения гр-н Радлов С.Э. получает аванс в размере ста руб. {100 руб.) Остальная сумма выплачивает не позднее 10 ноября (927 г. Работа гр-на Радлона не должна продолжаться далее 13 ноября 1927 г. 4. Настоящее соглашение вступает в силу о момента его под 5. Настоящее соглашение подписано в 3-х экземплярах и вы- В ноябре 1927 года ленинградцы, собравшиеся вечером на набережной Невы и прилегающих улицах, стали свидетелями этого грандиозного зрелища. «Вначале из темноты выступают в свете прожекторов бастионы Петропавловской крепости как символы оплота самодержавия, — пишет в своей книге «Празднества Революции» О. Цехно-вицер. — Над тюрьмой ярко горит корона, в оркестре звон наковальни и цепей. Мимо крепости проплывают плоты с огромными бутафорскими виселицами. Все сменяется новой картиной. Проносится силуэт поставленного на быстроходный катер броневика, где среди красных знамен возвышается фигура Ленина. Перед зрителем проходят все этапы борьбы за Советскую власть, представленные в ярких, выразительных образах. Гигантские гротескные фигуры врагов расстреливаются фейерверочными огнями и рассыпаются прахом. В апофеозе по Неве из-под моста Равенства выплывают аллегорические корабли со световыми изображениями «Богатство СССР», «Промышленность СССР» и др. Полный свет на реке и в крепости. Фейерверк»"17. Как мы видим, выразительные средства и сценическое пространство массовых театрализованных представлений уже того времени были весьма специфическими. Именно они являлись одной из особенностей, коренным образом отличающих Нетрадиционный театр от театра традиционного. Подтверждение тому мы находим в воспоминаниях С.Э. Радлова, рассказывающего о задуманном им, режиссером-автором, замысле представления, посвященного 10-летию Октября, причем прибегает он при этом к привычной для него, выработанной веками терминологии сценического пространства: «Размеры «зрительного зала» и «сцены» в предстоящем Октябрьском зрелище таковы, что человеческие фигуры почти не могут быть использованы. Зритель должен бьпь расположен по набережной между б. Дворцовым и б. Троицким мостами, отчасти захватывая и эти мосты. Впрочем, в расчет берется и то, чтобы группы людей, занимающих пространство между б. Дворцовым и Биржевым мостами, тоже не вовсе были лишены возможности наблюдать за событиями на «сцене». «Сцена» же, как пола!ается всякой порядочной сцене, поделена на несколько частей. Большой просцениум — поверхность Невы между тремя указанными мостами. Основная сценическая площадка — Петропавловска крепость, арьерсцена — Монетный двор, наиболее использованная кулиса — Кронверкский канал, роль колосников придется принять на себя отважному аэростату, освещения — прожектора, софиты отменяются, но «рампа», может быть, будет использована для выделения бастионов крепости. Транспаранты и живой огонь дополнят систему освещения. Состав «труппы» еще более отличается от обычного театра. В число главных исполнителей входят: миноносцы, катера, фабричные трубы, буксиры, гребные шлюпки, световые эмблемы, огненные буквы, люди, доведенные до желательного режиссеру трехсаженного размера, и в очень скромной степени — просто люди обычного неудовлетворительного двух с половиной аршинною роста. Если мы прибавим к этому, что в число музыкальных инструментов входят пушки, а занавес должен быть выполнен из дыма, то материальные элементы спектакля будут описаны достаточно полно. Все помыслы участников этой увлекательной, ответственнейшей и труднейшей работы сводятся к тому, чтобы найти средства выражения, которые хоть сколько-нибудь могли бы отразить величие на наших глазах творимой истории, монументальность мирового события, отметить которые призван праздник на Неве. Найти приемы монументального стиля народного зрелища -задача, которая ставится перед нами в первую очередь»"1". Если говорить о массовых театрализованных представлениях 1920-х годов, которые, как я уже отмечал, несомненно, испытывали влияние, с одной стороны, празднеств Французской революции, выразившееся в монументальности, крупномасштабное™, использовании символики, а с другой — русских народных гуляний, с их стремлением разнообразить палитру выразительных средств, то следует подчеркнуть прежде всею го, что: - это были, во-первых, представления с точной идейной и — их содержание, форма, порожденные восприятием свершившегося, верой в победу народа, выражали дух времени. Число их участников, тысячные хоры поражали своей монументальностью, необычностью художественной формы и стиля. Собственно, это были действа, массовые по характеру и условные по форме; - несмотря на то что массовые театрализованные представле - в основе сюжета такого представления лежало действитель - естественно, что для создания таких героико-романтиче- Собственно, это был сплав выразительных средств различных видов искусства: театра, музыки, пантомимы, живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. и т.п; - строились массовые представления на внешнем действии больших групп людей, объединенных тождественными переживаниями, а укрупненные игровые выразительные средства основывались на использовании преувеличенных четких движений, коллективной декламации, импровизированных массовых выкриках, говорах, спорах между группами, звуковых контрастов крика и молчания толпы. И еще, строились массовые представления с учетом исполнительских, постановочных и других особенностей; - композиция массовых представлений того времени со - проведение массовых представлений на открытом воздухе, И последнее, происходили эти массовые представления в то время, когда в стране еще шла Гражданская война, царила разруха, многого еще не хватало. И то, что эти представления стали широко распространенным явлением и пользовались огромным успехом, вызвано было не малой требовательностью неискушенного зрителя и даже не новизной, необычностью для тогдашнего зрителя, а прежде всего их целеустремленностью, созвучной в тот момент вере народа в счастливое будущее и тем, что они (массовые представления), как никакой другой вид сценического искусства, выражали пафос тех лет. И что было не менее важным, их агитационная направленность была рассчитана на огромную многотысячную аудиторию, так как они не «показывали» жизнь, а стремились убеждать, доказывать преимущество новой жизни. Как писал один из активных создателей массовых представлений тех лет -А. Пиотровский, «для каждого очевидца этих зрелищ, гигантский подъем, ими вызываемый, был ясен и несомненен. Героические празднества эти были неотъемлемой частью героических лет»'9'. Не случайно еще в 1919 году в декрете «Об объединении театрального дела» в специальном разделе говорилось о необходимости развития народных зрелищ. Кстати, в этом же году A.M. Горький выступил с предложением создать массовые спектакли под общей рубрикой «Инсценировки истории культуры». Проведение массовых театрализованных представлений стало традицией отмечать все важнейшие события в жизни страны. Следует подчеркнуть, что необычайным успехом массовых театрализованных представлений тех лет помимо их содержания они обязаны тому, что их создавали выдающиеся режисеры и художники того времени, искавшие принципиально новые пути сценического искусства, стремящиеся к театру улиц и площадей. Итак, в моем представлении, именно 1920-е годы стали поворотной вехой в становлении жанра массовых театрализованных представлений как основной формы современного Нетрадиционного театра. К сожалению, многое из того, что было найдено и эффективно использовалось в 1920-е годы в оформлении и костюмах, в частности маски, куклы, условный стилизованный костюм и т.п., долгие годы, пожалуй до 60-х годов XX века, режиссурой и художниками оставалось невостребованным. В марте 1921 года X съезд РКП(б) объявляете новой экономической политике, вошедшей в историю страны как аббревиатура «нэп». А в июне того же года в газете «Известия» публикуется декрет Совета народных комиссаров (СНК) о введении в стране нэпа, а менее чем через год вводится новая валюта — червонец192. И будто по взмаху волшебной палочки в стране тут же возникли частная торговля, частные мелкие предприятия, частные театры, частные кинотеатры, частные цирки. Буквально в течение нескольких месяцев, несмотря на еше существующие последствия Гражданской войны, безработицу, голод в Поволжье, жизнь в стране стремительно меняется. Новые задачи, вставшие перед страной после введения нэпа, не только политические, а, прежде всего, экономические, оказали существенное влияние на культуру и искусство того времени и вызвали к жизни новое содержание и новые формы Нетрадиционного театра (правда, многое в культурной жизни страны стали определять вкусы нэпманов). Уже к середине 1920-х годов массовые театрализованные представления под открытым небом с большим количеством участников ставятся все реже и реже. Одним из последних массовых представлений 1920-х годов было проведенное по инициативе Н.И. Подвойского на Воробьевых горах массовое представление «Великий Октябрь», которое в мае 1928 года, было осуществлено силами созданного тогда Коллектива массовых действий при строительстве международного «Красного стадиона»191. Но уже с конца 1927 года, после празднования 10-летия Октября, почти не встречаются упоминания о таких постановках (в ленинградской периодической печати того времени, которая обычно широко освещала такого рода представления, находим лишь сообщение о «Войне и мире» и «Отчете гигантов», состоявшихся на площади Урицкого в 1929 году). Это было закономерно. Инсценировки Массовые, наскоро сколоченные зрелища, особенно эпохи военного коммунизма, начали уступать место, а затем вообще (при значительном содействии теоретиков Пролеткульта) были вытеснены планово подготавливаемыми представлениями в закрытых помещениях, которые в отличие от массовых театрализованных представлений под открытым небом по праву назывались «инсценировками». Собственно, это название, по моему разумению, было весьма условно: я уже говорил — ведь и массовые представления тоже были инсценировками определенного события и факта. К тому же между ними было много общего. В инсценировках, как и в массовых представлениях послереволюционных лет, мы видим того же основного героя — «хор» — как выражение того же коллективизма; такую же неизменяемость персонажей при переходе из одной постановки в другую или при перемене места и времени действия; ту же хронологически произвольную переброску действия при сохранении его непрерывности; то же наглядное противопоставление врагов народу, сохранение того же приема контрастного героического и плакатно-буффоного стилей, сохранение масок при изображении «врагов революции» и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|