Спектакли под открытым небом 6 глава
Шестое: при рассмотрении особенностей игрищ, обрядовых и других действ, в которых народ делился на исполнителей и зрителей, совершенно четко видишь, что, начиная с принятия христианства и до XVII века такое разделение, как правило, происходило в гех случаях, когда на определенном замкнутом пространстве шло действие, в основе которого лежала либо инсценировка какого-нибудь события, либо какой-нибудь сюжет, разыгрываемый, как правило, большой группой исполнителей. Форма таких действ и выразительные средства, которые использовались в них, близкие, если не сказать, в чем-то повторяющие западноевропейские мистерии, и явились предтечей современных массовых театрализованных представлений. Именно последние являются сегодня основным видом современного Нетрадиционного театра. И седьмое: если считать — а это так — что языческие ритуальные и обрядовые действа были истоками Нетрадиционного театра, то появившиеся элементы театрализации в песнях, хороводах и игрищах, сыгравшие свою роль в общем развитии культуры Древней Руси IX—XII веков, когда вырос и окреп прогрессивный для того времени феодальный строй и Киевская Русь явилась основой государственности и культуры; когда высокого подъема достигли древнерусское изобразительное искусство (иконопись), архитектура (Софийский собор в Киеве, Новгородский храм), древнерусская литература (Слово о полку Игореве), и которое историки считают временем зарождения Театра в обычном понимании этого слова, дают право считать это время и временем зарождения Нетрадиционного театра. РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР. XVI-XVII БЕКА Народная драма Большинство историков, исследуя пути становления русского театра, считают, что возникшая на рубеже XVI—XVII веков — времени, когда начавшийся новый период русской истории принес коренные изменения не только в экономической, но и общественной жизни Руси, когда начался мощный подъем национального самосознания, — вышедшая из игрищ народная драма имела все признаки зарождавшегося профессионального театра.
Действительно, народная драма была принципиально важным шагом на пути к профессиональному театру, который дальше пролегал через церковно-школьный театр, при/шорный театр и т.д. к театру Федора Волкова. В то же время если внимательно рассмотреть драматургию народной драмы, те же «Лодку» и «О царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе»1", их содержание, состав действующих лиц, слабая разработка сценария, по существу являющегося объединением ряда самостоятельных сценок, связанных между собой не столько сюжетным ходом, сколько общностью темы, широкое использование метафоры и те немногие отрывочные свидетельства об исполнителях и о том, как они (эти действующие лица) воплощались, я имею все основания утверждать, что по своему построению, законам народная драма, принципиально отличающаяся от праздников, в не меньшей степени была предтечей современных массовых театрализованных представлений."" Таким образом, можно говорить, что разделение театрального искусства на Руси на традиционный и на то, что сегодня я называю Нетрадиционным театром, началось где-то на пороге XVII века. Далее, уже в начале XVIII века, традиционный театр с появлением драматургии, созданной профессиональными писателями А.П. Сумароковым (1717-1777 гг.), М.М. Херасковым (1733-1807 гг.), Я.Б. Княжниным (1742—1791) не без влияния западного театра, его драматургии, заезжих трупп, все крепче и крепче становился на ноги, в то время как Нетрадиционный театр практически долто оставался на прежних позициях. Этому по крайней мере есть две причины. Первая: возрождение, расцвет Нетрадиционного театра, как правило, всегда был связан с общественными и революционными катаклизмами. Доказательством тому служат и те пышные петровские Ассамблеи, и празднества в годы царствования Екатерины II, и расцвет Нетрадиционного театра во времена Французской революции 1789 года. А в XX веке расцвет массовых праздников и театрализованных представлений приходится на первые годы после революции 1917 г., и массовые театрализованные представления после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов. Существенным отличием театра Нетрадиционного, в частности его праздников и особенно массовых театрализованных представлений, от театра традиционного определялось тем, что уже тогда авторами их сценариев, их драматургии за редким исключением были не профессиональные драматурги, а их режиссеры-постановщики, поскольку первичным замыслом драматургии праздников и массовых представлений являлся, и до сих пор является режиссерский замысел. Эта особенность четко проявилась, уже в XVIII веке в постановках Ф. Волкова. Она существует и сегодня. И это есть вторая причина рождения двух видов театра.111
РУССКИЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР Б XVII-XVIII БЕКАХ Дальнейшее развитие Нетрадиционного театра России напрямую связано с изменениями, происходившими в государстве в конце XVII и особенно в XVIII веке. XVIII столетие для России вообще знаменательно многими событиями. Нельзя забывать, что конец XVII и первая четверть XVIII века прежде всего связаны с великими преобразованиями Петра I (1689—1725). Государственная власть стала проникать во все области русской жизни. Как мы знаем, вообще эпоха Петра I отмечена глубочайшими переменами в жизни страны. Рубеж XVII—XVIII веков знаменовался коренным переустройством государственной власти. Рушились устои старозаветного быта, сопровождавшиеся изменениями в психологии людей. Указы Петра I заставляли жить по-новому не только бояр, купцов, но и простых людей. Было заложено основание светского образования, принят гражданский шрифт, открывались школы для всех сословий, введено новое летосчисление и календарь; выходили первые газеты. Рост национального самосознания нашел свое отражение и в литературе того времени. Бурное развитие промышленности, появление новых городов привели не только к заметному отличию быта городов и деревень, к оживлению торговли (во многом связанного с притоком иноземных купцов), но и вообще к наплыву иностранцев, в том числе и бродячих актеров, невольно привнесших, прежде всего в городские зрелища, европейское «ярмарочное искусство». В то же время перемещение праздников в города не могло не сказаться на характере городских праздников. Прежде всего перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, в праздниках разрушаются его важные черты «крестьянского праздника», такие, как его строгая регламентация и обрядность. Более того, в восприятии людей уходят из памяти исконные мотивировки, заложенные еще во времена язычества. Словом, решительно ломается патриархальный быт.
Все это вызывало ожесточенное сопротивление церкви. Достаточно вспомнить всю историю с царевичем Алексеем. В борьбе с всесилием церкви Петр был так же решителен, как и во всем другом. Он отменил патриаршество, создал Синод. Церковь, которая была оплотом старой идеологии, стала зависимой от государства. Все это, разумеется, привело к появлению в России значительного числа высокообразованных людей, чьи духовные устремления выразились прежде всего в литературе и искусстве, в том числе и в искусстве зрелищном. Несомненно, что именно под воздействием западной культуры не могли не начать рушиться художественные каноны русского Средневековья. В изобразительном искусстве, архитектуре побеждает светское, реалистическое начало. Огромное значение имело строительство Петербурга. Распространение в начале XVIII века архитектуры барокко (В.В. Растрелли) во второй половине этого же века сменяется развивающейся архитектурой русского классицизма (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков), расцветает портретная живопись. В 1756 году в Петербурге создается первый русский государственный театр во главе с А.П. Сумароковым и Ф.Г. Волковым. Все это наложило, не могло не наложить, свой отпечаток как на придворные, так и на традиционные народные зрелища.
Триумфы и маскарады-шествия Для популяризации своих преобразований Петр настойчиво искал и внедрял новые формы и методы пропаганды. Понимая всю действенную силу публичных зрелищ, он широко практиковал самые различные «потехи». Значительное место занимали торжественные шествия со специально сооруженными для них триумфальными воротами (с символами, эмблемами и лозунгами), пародийные обряды, иллюминации и, конечно, уличные «маскарады»1'2 — театрализованные шествия, в которых широко использовались старинные народные обычаи масленичного ряжения. Полагаю, что вернее называть такие театрализованные представления-шествия маскарадами-шествиями, и в этом не будет ошибки. По дошедшим до нас источникам можно с большой долей достоверности предположить, что начало таким торжественно-веселым празднествам положило «триумфование» в Москве во время Масленицы в мае 1697 года по случаю взятия Лзова. И не только предположить, но и представить себе. Шествие началось утром, Процессия двигалась из села Всех-святского к Кремлю. Впереди везли поставленные на сани военно-морские суда. На огромном 88-пушечном корабле, который тянули 16 лошадей, в окружении генералов и офицеров ехал одетый в костюм флотского капитана царь. За этим кораблем «плыла» гондола, в которой в костюме «пасторальной крестьянки» находилась царица. Ее окружали дамы и кавалеры в аравийских костюмах. За гондолой царицы в эпизоде «неугомонная обитель» на множестве саней в маскарадных костюмах, изображавших лебедей, журавлей, лисиц, медведей и огненных змей, крича, танцуя, играя на различных инструментах, двигались шуты. Замыкала процессию запряженная «сиренами» колесница, на которой восседал бог морей Нептун с непременным атрибутом — трезубцем в руках. Появление процессии в Кремле было встречено пушечным салютом и фейерверком. Именно во время этого праздничного шествия (больше придворного, чем демократического) впервые на Красном пруду была устроена «огненная потеха». Известно так же, что после взятия крепости Ниеншанц и основания Петербурга в 1703 году, когда Петр вернулся в Москву, ему устроили торжественную встречу, соорудив по этому случаю на пути к Кремлю несколько триумфальных ворот, декорированных аллегорическими картинами. Такие же триумфальные ворота были воздвигнуты и в 1704 году во время торжества по случаю окончательного освобождения Ижорской земли. Сооружение триумфальных ворот с изображением на них аллегорических фигур имело глубокий смысл. «...Си есть гражданская похвала труждающимся о целости отечества своего», — писал в своем теоретическом труде, с обоснованием необходимости аллегорических изображений на триумфальных воротах префект московской Академии Иосиф Туробойский. — Поэтому, — продолжал он, — хвалебные диалогические действа... мы исполняем на особом, определенном к тому месте на открытых, доступных для народа местах при помощи сооружаемых торжественных врат, украшаемых картинами из светской истории, восхваляем его царское пре-светлое величество и его сподвижников»11'.
В сентябре 1714 года,134 в честь первой в истории русского флота крупной морской победы над шведским флотом в сражении под Гангутом, в Петербурге состоялось торжественное празднование этого неординарного события. Под гром корабельных и береговых пушек по Неве перед тысячами стоящих на берегу горожан проплывали 10 захваченных в плен шведских кораблей, а впереди на колеснице плыли Нептун и торжественно трубящая Победа. Это, как бы мы теперь сказали, массовое действо продолжалось четыре дня. И каждый вечер набережные и центральные улицы Петербурга озарялись тысячами огней иллюминации. Неудивительно, что и полтавская победа на посвященном ей в 1721 году празднестве тоже получила отражение в аллегорических картинах. Известно также, что к этому дню академические поэты135 сочиняли хвалебные оды, а на воротах близ Славяно-Греко-Латинской Академии ее педагоги разместили множество эмблем с соответствующими надписями. На этом же празднике ученики этой же Академии, выйдя в белоснежных одеждах с венками на головах навстречу торжественной процессии, исполняли канты. В конце 1721 — 1722 годов в Петербурге, а затем и в Москве, широко отмечалось получение Петром I титула императора и подписание Ништадтского мира. Сначала празднества происходили в Петербурге. «Сентября 10-го, пишет Н. Полевой, — народный маскарад, где особенно казался забавным народу Бахус, окруженный пляшущими сатирами, петухами, журавлями и медведями. Сентября 17-го увеселяли народ травлею льва с медведем; 28-го было гуляние в Летнем саду.. Народу объявлены были милости — прощены преступники, сложены недоимки и штрафы. Жареные быки, груды калачей и фонтаны пива и вина были выставлены на площади для народного пиршества»'^. В январе 1722 года праздники продолжились в Москве. «Народ особенно изумлялся флоту, ездившему по московским улицам: впереди поезда ехала раззолоченная галера, где сидели император, генералы, министры, послы; раззолоченными веслами гребли богато одетые гребцы. Затем следовал фрегат с мачтами и пушками; матросы производили команду, пушки палили салюты... День заключился великолепным фейерверком и катанием в санях»117. Вообще же. уличные маскарады-шествия, а по сути, как я уже отмечал, театрализованные шествия ряженых, начавшиеся в царствование Петра I, были, пожалуй, одним из самых распростра-ненных и ярких зрелищ XVIII века. Кроме того, известно, что в 1723 и в 1724 годах в Петербурге и Москве состоялись огромные масленичные «маскарады» с участием Петра I. Хотя маскарадные шествия проводились по разным поводам и в разных условиях: то на улицах и площадях городов (пешие, ездовые), то на водной глади рек (водные), — схема их построения практически была неизменной. Доходящее числом до тысячи количество основных участников разбивалось на несколько тематических групп. В первых рядах каждой из них шли мужчины, за ними женщины. При этом во всех группах выделялась главная фигура. Все остальные составляли ее свиту. Примечательно, что во всех маскарадах-шествиях действовали одни и те же персонажи. В каждом маскараде можно было увидеть как мифологические фигуры Нептуна, Бахуса, сатиров и другие, так и исторические (скажем, римского полководца Сципиона Африканского)13** и фигуры этнографические: китайцев, индейцев, татар, турков и т.д. Участников этих маскарадов-шествий можно было увидеть и в костюмах матросов, солдат, рудокопов или каких-либо животных и птиц. При этом каждый участник, какой бы он ни изображал персонаж, обязан был на всем протяжении процессии вести себя соответственно своей роли. Все это маскарадное представление-шествие: корабли, гондолы, лодки, открытые кареты, в которых восседали главные участники действа и которые тянули десятки лошадей, свиней, собак и даже медведей, в окружении турок, негров, китайцев, японцев и других ряженых, с шумом, гиканьем, криком, под непрерывно звучащую то торжественную, то разухабистую музыку медленно двигалось по улицам города. Однажды для участия в одном из таких маскарадов была построена точная копия линейного корабля «Фредемакер» с пушками, каютами, со всеми парусами. Фейерверки Обычно маскарады-шествия заканчивались фейерверками, и народными гуляниями. Вообще, в петровские времена многие праздники, в том числе и придворные, заканчивались фейерверком. Мало кто задумывается над тем, где лежат истоки современных русских фейерверков. Многие полагают, что традиции их устраивать пришли к нам из Китая или из Европы. На самом деле это не так. «Огненные потехи», «огненные игрища» существуют в России испокон веку. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, в частности, с поклонением Перуну. Еще в языческие времена было известно, что сухой плаун (трава) обладает свойством мгновенно и ярко вспыхивать. Другое дело, что вошли они в обиход праздничных действ, или, как бы мы теперь сказали «в моду», в XVI—XVII веках. Уже при Иване Грозном в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности помимо военных входило также изготовление и запуск фейерверков. Чаще всего «огненные шрища» можно было увидеть во время рождественских праздников. По свидетельству историков, в годы царствования Алексея Михайловича во время придворных гуляний и игрищ использовались и «летающие потешные огни», и «зажигательные стрелы», и «огненные колеса». По тем же источникам мы можем судить, что уже к концу XVII века фейерверки на Руси получили широкое распространение. Думаю, что причиной этого было увлечение фейерверками самого Петра I. Для фейерверков, которые порой длились более трех часов, изготавливались специальные машины, строились огромные декорации. Причем деятельное участие в подготовке «огненных потех», не жалея для их устройства денег, принимал сам царь. Дело было еще в том, что Петр понимал, какой огромной силой воздействия на широчайший круг зрителей обладают эти зрелищные действа. Так, 1 января 1712 года в Петербурге по случаю подписания русс ко-турецко го мира был устроен грандиозный фейерверк. На Неве заранее (на набережной против меншиковского дворца) были воздвигнуты: триумфальные ворота, арки, транспаранты и сооружены различные установки для «фейерверочной игры», фейерверочного представления. (Часть из этих установок размещалась на плотах, установленных посредине реки.) Вечером, когда чуть темнело, начиналось огненное представление. Сначала в небе зажигались Северная звезда и Полумесяц как символы, охраняющие Северную столицу. Потом возникала морская крепость, на одном из транспарантов которой появлялась надпись: «Бог, укрепи камень сей». Собравшиеся понимали, что возникшая крепость и есть Санкт-Петербург. В одной из картин (а одна картина непрерывно сменялась другой), когда в воздухе появлялся плывущий на всех парусах, прибывающий в гавань корабль, над ним вспыхивала надпись: «На счастливое шествие сему». Во время этого фейерверочного представления можно было увидеть возникавшие одни за другими огненные фигуры, и рисунки, и надписи, прославлявшие могущество государства российского. Понятно, что запечатлевший это событие современник заканчивает свои записки словами: «Значит сие, какую благость впред государству чрез сие привлечет». Грандиозным фейерверком закончилось и празднество в Петербурге в день провозглашения Петра I императором всея Руси. В этот день в небе над Петербургом возник «храм Януса, освещенный 20 000 разноцветных огней. Два огромных воина приблизились ко храму, затворили дверь его и подали друг другу руки. Гром тысяч пушек грянул в сию минуту; несколько тысяч ракет взлетело в воздух, и от сего такой огонь сочинялся, что казалось, Нева загорелась. На шите явилось изображение правды с надпи-сью:«Всегда победит!» На другом щите видны были входящий в пристань корабль и слова: «Конец дело венчает»114. Не менее значительным было фейерверочное представление, данное в Санкт-Петербурге и 1762 году по поводу окончания войны с Пруссией, в недолгое царствование Петра III. «Был он (фейерверк. -) самый огромный и стоящий много тысяч. Главнейшие его фитильные щиты воздвигнуты были на берегу Васильевского острова... Впереди, против сих щитов, поделаны были другие движущиеся колоссальные фигуры, изображающие Пруссию и Россию, которые, будучи сдвигаемы и загоревшись, сходились издалека вместе и, схватившись над жертвенником руками, означали перемирие. Не успело сего произойтить, как произросло вдруг на сем месте пальмовое дерево, горевшее наипрекраснейшим зеленым огнем. А вслед за сим выросли тут же и многие другие такие же деревья и составили властно как амфитеатр кругом сего места. След за сим вспыхнул и загорелся вдруг большой щит и когда, по прошествии первого дыма, представился огромный и великолепный Янусов храм с галереями по обоим сторонам и двумя портиками... горящий разными и прекрасными фитильными огнями... Потом более часу сряду продолжавшихся верховых и низменных огней и много различных фигур, составляющихся из оных. Какое множество горело тут разного рода наипрекраснейших колес огненных и фонтанов, и других тому подобных штук! Какое множество выпущено было верховых ракет и луст-кугелей! Какое множество бураков с швермерами и звездами, и какое множество разных водяных фигур, горевших на Неве... и производивших разные звуки и шумы... Были и другие щиты, построенные на больших ладьях, приводимые по воде и устанавливаемые... на место сгоревших. Один из них был прорезной и составленный из искр несметного множества швермеров и колес, горевших позади его, а другой, из так называемых свечек и белого огня...»140 Продолжалось это зрелище «несколько часов сряду». Я не случайно позволил себе почти целиком процитировать описание одного из свидетелей этого фейерверка. Ибо оно дает возможность реально представить, не только какими были фейерверочные представления второй половине XVIII века, их содержание, но и понять, как такие зрелища выстраивались. Следует сказать, что и в дальнейшем фейерверочные действа стали неотъемлемой частью больших праздников, в том числе и на Новый год, и в дни Рождества и на Масленицу. Дальнейшее развитие фейерверка (фейерверочного искусства) было связано прежде всего с открытиями в области химических наук1-11 и в технике. Пик развития этого вида Нетрадиционного театра в России, пожалуй, приходится на первую половину XIX века. «Новые фейерверочные составы, дающие чистое, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи... с успехом заменили громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Постепенно фитильные щиты и декорации вышли из употребления. Огонь контурных свечей, яркий и чистый, позволял создавать впечатляющий зрелищный эффект и при относительно небольших фигурах и декорациях»'42. В начале XX века вместо пышных, грандиозных широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления, зрелищность которых достигалась за счет новых фейерверочных составов. В принципе продолжая традиции русского фейерверочного искусства, такими же небольшими фейерверочными представлениями были фейерверки, которые проводились в 1918 году и в последующие годы, вплоть до 1943 года, когда был проведен в Москве первый салют в ознаменование освобождения городов Орла и Белгорода. Но это уже были многократные запуски, которые проводились одновременно с залпами из орудий. 354 раза гремели над Москвой салюты в честь побед Красной Армии, 354 раза взвивались в небо огни фейерверков. И конечно, самым величественным был салют 9 мая 1945 года в День Победы. После войны это стало традицией — праздничные фейерверки и салюты стали проводиться в дни общегосударственных праздников. В то же время, начиная с 50-х годов, разными по масштабу фейерверочными представлениями стали заканчиваться различные праздники, фестивали, значительные для жизни страны юбилеи и т.п. Как мы видим, эти «огненные» представления, так же как и маскарады-шествия (я не случайно употребляю слово «представление», поскольку они, несомненно, были представлениями), стали следующим шагом на пути развития Нетрадиционного театра в России, в частности, театрализованных массовых представлений. Ведь они, эти маскарады-шествия и «огненные» представления, имели и завязку, и развитие действия, и кульминацию, и развязку, а значит, определенный, заранее продуманный сюжет и наверняка свой достаточно разработанный сценарий. То есть то, что является основным видом драматургии любого массового театрализованного представления и других форм Нетрадиционного театра. Дворцовые представления После смерти Петра I и до воцарения на престол Екатерины II Россия, как мы знаем, переживала не самые лучшие годы своей истории. Интриги, дворцовые перевороты, аресты, ссылки (ссылка Меньшикова (1727), арест и ссылка Бирона (1740), арест Анны Леопольдовны (1741) и т.д.). Достаточно сказать, что за три десятка лет российский престол видел семерых правителей и правительниц. В то же время именно эти годы отмечены огромными свершениями в науке, географии, искусстве: экспедиции Витаса Беринга; открытие Аляски; Ладожского канала; Шляхетского кадетского корпуса; взятие Очакова; создание географического атласа России; утверждение Регламента Академии наук и художеств; открытие в Москве первого русского университета; указ об учреждении русского театра; открытие при университете библиотеки и типографии; первый открытый спектакль в Петербурге и многое другое. Конечно, маскарады, театрализованные шествия представления в эти три десятилетия уже не занимали такого места, как при Петре. И все же они не прекратили свое существование. Они сохранились, но, правда, в гораздо меньшем количестве, и главное -изменились их цель и стиль. И это весьма важно. Собственно, это были пышные преувеличенно-торжественные дворцовые зрелища. О том, что это было так, свидетельствуют даже названия этих действ. Вот, например: «Торжественное представление, которое при праздновании высокого дня рождения Ее Императорского Величества Великия Государыни Елисаветы Петровны Самодержицы Всероссийския и проч., и проч., и проч. 18 декабря 1741 в Санкт-Петербурге показано было»14'. Представление открывалось подобострастной одой во славу здесь же сидящей на троне Елизаветы. По ходу действия лицо императрицы сравнивалось с солнцем, а сама она — с богиней. Не менее пышными и раболепными были и другие придворные представления. Скажем, «Торжественный праздник о благополучном заключении мира между его величеством императором Петром III и его величеством Фридери-ком Третьим, королем прусским перед новым Зимним домом на Неве реке июня 1762 года». Примечательно, что «всенародное почитание» царствующей персоны выражалось народом, принудительно стоящим на коленях все время, пока разыгрывалось довольно долгое придворпо-угодливое действо. И здесь очень важно отметить, что при всех политических и пропагандистских задачах петровских маскарадов-шествий, маскарадов144, ассамблей и других массовых действ, направленных на воспитание в народе патриотических чувств, гордости за свою родину, все они практически во всем в характере их решений, построении, в постановочных приемах, в использовании выразительных средств — исходили из народных традиций, обычаев, обрядов и т.д, в то время как в последующие годы придворные действа ставили своей целью прославлять власть предержащую. При этом их главной заботой стало не воспитание подлинного патриотизма, прославление могущества русского государства, а выражение устроителями своих верноподданнических чувства. Поэтому, естественно, они не столько использовали народные традиции и обычаи, сколько придворные церемонии, заимствуя их у Западной Европы. Но при всем этом в петровских, а затем и в придворных массовых представлениях, действах была одна особенность, для меня, исследующего в этой главе историю русского Нетрадиционного театра, пожалуй, первостепенная. Все они, без сомнения, создавались какой-то пока безымянной, скорее всего профессиональной группой постановщиков: режиссером, автором сценария, художником и т. д. Но вот во второй половине XVIII века в одном из самых значительных произведений того времени «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738-1795», автор подробно описывает народное массовое действо по случаю коронации в 1763 году Екатерины II — «Торжествующая Минерва». Именно из этого описания можно не только впервые установить имя автора145 этого массового действа, но и представить себе особенности данного представления, а значит, и особенности работы автора и режиссера-постановщика этого грандиозного театрализованного шествия-действа. Чем же была характерна эта работа первого на Руси известного нам профессионала-режиссера массового представления — великого русского актера и режиссера Федора Волкова? Позволю себе полностью процитировать, что об этом празднике пишет Болотов. «Как зрелище сие было совсем повое, необыкновенное и никогда, не только в России, но и нигде небывалое...14'' Новой нашей императрице14' угодно было позабавить себя и всю московскую публику сим необыкновенным и сколько, с одной стороны, великолепным, столько, с другой стороны, весьма незамысловатым и крайне приятным и забавным зрелищем. Маскарад сей имел собственною целию своею осмеяние всех обыкновеннейших между людьми пороков, а особливо мздоимных судей, игроков, мотов, пьяниц и распутных, и торжество над ними наук и добродетели: почему и назван он был «торжествующею Минервой. И процессия была превеликая и предлинная: везены были многие и разного рода колесницы и повозки, отчасти на огромных санях, отчасти на колесах, с сидящими на них многими и разным образом одетыми и что-нибудь особое представляющими людьми, и поющими приличные и для каждого предмета нарочно сочиненные сатирические песни. Перед каждою такою раскрашенною, распешренною и раззолоченною повозкою, везомою множеством лошадей, шли особые хоры, где разного рода музыкантов, где разнообразно наряженных людей, поющих громогласно другие веселые и забавные особого рода стихотворения; а инде шли преогромные исполины, а инде удивительные карлы. И все сие распоряжено было так хорошо, украшено так великолепно и богато, и все песни и стихотворения петы были такими приятными голосами, что не инако, как крайним удовольствием на все то смотреть было можно. Как шествие всей этой удивительной процессии простиралось из Немецкой слободы по многим большим улицам, то стечение народа, желавшего сие видеть, было превеликое. Все те улицы, по которым имела она свое шествие, напичканы были бесчисленным множеством людей всякого рода; и не только все окны домов наполнены были зрителями благородными, но и все промежутки между оными установлены были многими тысячами людей, стоявших на сделанных нарочно для того подле домов и заборов подмостках. Словом, вся Москва обратилась и собралась на край оной, где простиралось сие маскарадное шествие. И все так оным прельстились, что долгое время не могли сие забавное зрелище позабыть; а песни и голоса оных так всем полюбились, что долгое время и несколько лет сряду увеселялся ими народ. Заставливая вновь их петь фабричных, которые употреблены были в помянутые хоры и научены песням оным»|4\
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|