Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематический театрализованный концерт




Разговор о тематическом театрализованном концерте, как вы помните, начался в первой части «Размышлений». Продолжая его. прежде всего следует отметить, что этот весьма распространенный, особенно в 1960—70-е годы, вид сценического действия до сегод­няшнего дня, как уже было говорено, не имеет четкого определе­ния. Дело в том, что его особенности, с одной стороны, связаны с особенностями любого дивертисментного концерта.:" Это, прежде всего порядок построения программы с учетом разнообразия, зна­чимости и количества номеров. Здесь, как и в дивертисментном концерте, царствуют законы меры и времени. Это и довольно ча­сто встречающееся теперь построение концерта по блокам (блок народный, блок классический, блок цирковой и т.д.).

И в то же время в тематическом театрализованном концерте используется большое число элементов, свойственных театрали­зованному представлению. Здесь и наличие определенного худо­жественного образа всего концерта; и театрализация многих объе­диненных общей темой номеров; и создание сценической атмо­сферы; и порою создание массовых сцен; и главное — его тема всегда зависит от того или другого события, которое, как правило, и определяет подбор его концертных номеров. Причем образность формы и значимость темы предъявляют такие требования, кото­рые выполнимы лишь при высоком качестве самого отобранного номера и, естественно, при таком же мастерстве исполнителей. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в тематическом театрали­зованном концерте превалируют элементы театрализованного представления. Именно это обстоятельство затрудняет провести четкий водораздел между ними. Да и, по моему разумению, в этом нет особой надобности.

Возникли тематические театрализованные концерты во вто­рой половине 1930-х годов теперь уже прошлого, XX века и быстро получили свое распространение. Поначалу ими стали отмечать да­ты Красного календаря и другие важнейшие даты в жизни страны. А в послевоенные годы их уже проводили по любому более или менее важному событию. Например, в дни многочисленных про­фессиональных праздников.

В общем, разнообразные тематические театрализованные концерты стали заметным пилением в общественной и культурной жизни страны. Начало им положили грандиозные заключитель­ные концерты декад национального искусства практически всех республик Советского Союза. Их постановщиками были самые известные в этих республиках режиссеры, композиторы, балет­мейстеры, художники. Особая заслуга в создании их формы, по­строения, впечатляющих художественных постановочных прие­мов принадлежит Иосифу Михайловичу Туманову. Пожалуй, сам­ому значительному и яркому режиссеру-постановщику различных массовых действ, и и первую очередь огромных тематических те­атрализованных концертов не только в нашей стране. Не случайно именно он долгие годы был главным режиссером и постанов­щиком практически всех так называемых правительственных кон­цертов сначала в Большом театре, а затем в Кремлевском Дворце съездов, Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и столицах европейских государств. Среди его многочи­сленных постановок — торжественный концерт во Дворце спорта в Лужниках, посвященный 40-летию ВЛКСМ в 1958 году, концерт в Кремлевском Дворце съездов, посвященный 56-й годовщине Октябрьской революции в 1973 году, грандиозный концерт в Па­риже «Песни и танцы русских революций» в 1977 году и многие другие. Не случайно именно он был постановщиком открытия и закрытия всемирных Олимпийских игр в Москве, о которых я го­ворил в первой части «Размышлений»,

При всем этом все же основными видами Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, были и остаются праздники и мас­совые театрализованные представления.

Праздники

Что касается праздников, то, несмотря на то что именно они являлись основой «Размышлений» в первой части книги, разговор об этом виде массового действа требует продолжения. Думаю, это нужно еще и потому, что «праздник» и «массовое представление» -понятия неравнозначные, как принято иногда называть последние.

Начать его мне хочется с интересного факта: люди, произнося слово «праздник», вкладывают в него совершенно разные понима­ния. Когда задумываешься над этим, то выясняется, что одни под этим словом понимают определенную, специфическую форму прежде всего иной, чем в будничное время, духовной жизнедея­тельности, которая связана с каким-либо важным событием и ко­торая вызывает определенное праздничное настроение, возника­ющее в особой, присущей празднику атмосфере. Другие — опреде­ленный вид и форму массового действа, имеющего свои законы и особенности построения, причем весьма существенные для ре­жиссеров праздника.

Известно, что первичный смысл слова «праздник» означал «пу­стой» ден, — день, не наполненный работой.:1К Именно такое опре­деление мы читаем у Владимира Ивановича Даля: «Праздник -день, посвященный отдыху, не деловой, не работный — по случаю или в память события гражданского, государственного, по ме­стному обычаю. Праздновать — быть праздным, не делать, не ра­ботать. Праздновать — совершать празднество... покидать работу и отдыхать...»"4.

Но суть праздника не только в противопоставлении его буд­ням (такое понимание слишком узко), айв том, что он отличает­ся от рабочего дня повышенным, ярким эмоциональным фоном и воспринимается как необычный день.

Поскольку праздник имеет множество граней и смыслов, то многие социологи и этнографы, исходя из своего понимания и оценки существа праздника, дают совершенно разное, с моей точ­ки зрения, весьма субъективное, еще более узкое толкования это­му понятию.

Насколько я понимаю, их толкопание происхождения этого слова не раскрывает полностью значение и содержание термина «праздник». Более того, зачастую некоторые исследователи «основ­ной характеристикой праздника, — как можно прочесть у В.Я. Се­рова, — считают веселость. Другие — необходимым минимумом праздника, придающим ему отличие, признают набор особенных блюд, употребляемых в этот день. Третьи — в стремлении ношения нарядных одежд в этот день...»2411.

Такое разнообразие существует и в определении смысла праз­дника. Мне представляется, что наиболее точно суждение М.М. Бах­тина, который справедливо относит празднество к первичным фор­мам культуры. «Празднество, — писал он, — нельзя вывести и объяс­нить из практических условий и целей общественного труда или -еще более вульгарная форма объяснения из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе»241.

Но дело не только в «отдыхе». Праздник, как правило, требо­вал выполнения сложных, а часто и трудных обрядов, что не было отдыхом в обычном понимании этого слова, а скорее отдушиной в монотонности будней. Как писал тот же М.М. Бахтин, «для того, чтобы «передышка в труде» стала праздничной, к ней должно до­бавиться что-то из сферы духовно- идеологической»242.

По моему мнению, праздники не только меняют качество вре­мени их проведения, нарушая его монотонность, они в определен­ной мере противодействуют ему.

Праздник — это особое многообразное общественное явле­ние, социальная сущность которого проявляется в поступках, действиях объединенных им людей, одновременно утверждаю­щий не только господствующую в обществе идеологию, но и его политические, нравственные и эстетические идеалы. А раз так, можно говорить, что праздник всегда выражает идеологию той или иной социальной и общественной формации. Вспомним празднества Французской революции или массовые праздники первых послереволюционных лет в нашей стране. Ведь в том и другом случаях они были порождены возникшими революцион­ными преобразованиями и выражали народные устремления, их надежды на лучшую и счастливую жизнь, его (народа) веру в определенные идеалы. Более того, первоначально массовые праз­дники в нашей стране были неотделимы от политических высту­плений пролетариата и составляли их продолжение.

И еще, идея праздника, обычно выражающая властвующее мировоззрение, способна вовлечь и объединить в этом массовом действе огромное число народа. Вот почему на протяжении мно­гих веков в каждой стране власть предержащая, будь то светская или церковная, стремилась в своих целях использовать любой праздник, любую праздничную ситуацию.

В то же время праздник не только социальное, но и социаль­но-художественное, находящееся на рубеже жизни и искусства явление. И это естественно, поскольку, как мы знаем, народу на­родным массам, присуще тяготение к творчеству, к искусству.

Вообще, что очень важно для понимания природы праздника. это то, что его действенное и игровое начало, которое как явление народного фольклорного творчества зародилось еше в глубокой древности и, пройдя долгий путь через «Великие» и «Малые Дионисии» Древней Греции, карнавальные празднества эпохи Воз­рождения, народные веселья Французской революции, колядки, веснянки, скоморошьи игры, масленичные, святочные и другие русские народные гуляния, сохранилось до сих пор.

Вообще, игровое начало пронизывает от начала до конца та­кой вид Театра массовых форм, как праздник. Ибо именно праз­дник отличает от всех других видов массовых форм театра актив­ное участие в нем всех пришедших в том или ином художествен­ном действии, в специально организованных играх, викторинах, соревнованиях и т.д. Нельзя не согласиться с утверждением, что «праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами: участие в нем «не зазор­но» и обязательно для всех. Подлинный праздник — это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все, демон­стрируя публично спои творческие дарования и возможности»241.

Праздник по своему содержанию и характеру не может быть явлением негатшшым. И это, например, подтверждается всей ис­торией праздников нашей страны. Вот уж кому испокон веку бы­ли присуши жизнерадостность и юмор, веселье, готовность рус­ского человека к шутке, доброй насмешке, различные забавы, по­техи, спортивные состязания, в которых люди мерятся силой и ловкостью, коллективное творчество, исполнительские конкурсы и самые разнообразные игры.

Одна из особенностей праздника заключается в том, что чело­век здесь чувствует себя раскрепощенным в силу того, что во время праздника, пусть кратковременно, но исчезают многие ограниче­ния. Именно на празднике люди осознают себя как единое целое.

Конечно, в каждой стране, у каждого народа праздники носят ярко выраженный национальный характер как по форме, так и по содержанию. В них. как в фокусе, сосредоточиваются народные обычаи, национальные традиции, обряды, повсрия и т.д. Но при всем их многообразии и самобытности как вид массового действа их объединяет то, что все они есть проявление общественно-по­литической активности широких народных масс.

В истории нашей страны народные праздники с их могучей силой воздействия на массы стали, особенно в 1920-е годы, важ­ным событием в общественной жизни. Несомненно, этому спо­собствовало отношение к ним государства. Ибо власти прекрасно понимали их значение не только в эстетическом, художественном, но и в идейном, политическом воспитании народа. Весьма пока­зательно в этом смысле изменение отношения власти предержа­щей к церковным праздникам, которое произошло в конце XX ве­ка и затем в последующие годы. С полным правом можно гово­рить, что праздник является продолжением жизни общества.

И наконец, помимо того что праздник всегда связан с конкрет­ным событием в жизни народа, государства, которое выражается в его содержании, помимо масштабности, вовлечения в него многих тысяч людей ему присущи три главные, определяющие его как вид Театра массовых форм особенности. Во-первых, продолжитель­ность праздника определяется значимостью события, которому он посвящен. Во-вторых, ему присуща одновременность различных действий на разбросанных в пространстве площадках, когда при­шедший участвующий в празднике сам определяет последователь­ность своего пребывания на нем. И в третьих, вернее, во-первых, главный герой праздника — сам народ. Эту важную особенность праздника отмечал еще Робеспьер: «Для того чтобы почувствовать себя, — говорил он, — массы должны проявить себя, а это возмож­но только тогда, когда они сами являются для себя зрелищем»-44. Именно это последнее обстоятельство и заставляет тех, кто его проводит, придумывать и находить самые различные ходы и спосо­бы вовлечения пришедшего на праздник в его действие.

Кстати, выясняется и еще одна присущая празднику особен­ность — оказывается, форма его проведения если не всегда, то очень часто зависит от места, где он проводится.

Если попытаться подытожить эти размышления о массовых праздниках и их особенностях, о том, что является решающим для понимания этого вида Нетрадиционного театра. Театра массовых форм, то в первую очередь следует сказать: как ранее, так и теперь событие по случаю, которого проводится праздник, определяет его содержание, характер, структуру, поведение участников, офор­мление.245 Именно событие определяет и масштабность, и значи­тельность праздника.

Но в то же время праздник становится праздником, когда это событие не оставляет людей равнодушными. Только при этом условии он становится массовым.

При этом оказывается: чем значительнее событие, тем силь­нее у человека рождается ощущение причастности к нему и возни­кает желание так или иначе выразить к нему свое отношение, свои чувства.

Праздничное ошущение, праздничное настроение создает та­кую специфическую атмосферу, такую ситуацию, в которой воз­никает, не может не возникнуть, такой уровень человеческого об­щения, такая гармония человека и общества, какого не может до­стигнуть никакая другая форма искусства.

Праздник, его организация, в отличие от других действ, всег­да предполагает возможность в любой форме самовыражения ак­тивно участвовать в его действии. «Быть на празднике — значит участвовать в нем, в том массовом действии, которое основывает­ся на сопереживании и совместных действиях большой общности людей»246.

МАССОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Наиболее распространенным видом Театра массовых форм, особенно в конце 1970-х годов прошлого века, как я уже говорил, были массовые театрализованные представления (в основном о них я и буду вести речь далее).

Несомненно, их распространение не было случайным.

Яркое, эмоциональное, способное потрясти, созданное для народа, для широких народных масс «зрелище необычайное» не могло не собирать многотысячные аудитории. Так это было и в Древней Элладе, и во время Великой Французской революции, так это было в народно-героических представлениях. Красного Петрограда, так это было и в 1950-е послевоенные и дальнейшие годы XX века в нашей стране.

Именно героическое содержание и монументальность формы массовых представлений и других видов Театра массовых форм по­зволяли некоторым апологетам Нетрадиционного театра, противо­поставляя его традиционному «бытовому» театру, утверждать, что будущее Театра, театрального искусства только в его массовых фор­мах. На самом деле такая позиция не только неверна, но и порочна, она возвращает нас к давно развенчанной теории Пролеткульта. Кстати, героическая тема отнюдь не чужда и традиционному театру. Достаточно вспомнить такие спектакли, как «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского или «Разлом» Бориса Лавренева, ставшие классикой русского советского театра. Искусство театра не может зиждиться только лишь на бытовом или героическом мате­риале. Богатство жизни гораздо шире и заключает в себе и то и дру­гое. Дело в другом, и я об этом уже говорил: и Нетрадиционный и традиционный театры на определенном историческом этапе своего развития стали двумя самостоятельными видами, ветвями искус­ства, имя которому Театр.

Но что же на протяжении многих лет привлекало и привлека­ет режиссеров к массовым представлениям? В чем же причина этого феномена?

Полагаю, ответ надо искать в возникшем в первые годы XX ве­ка неистребимом желании режиссеров (как уже было замечено ра­нее), почувствовавших веяния времени, раздвинуть, сломать ко­робку традиционной сцены, выйти из нее, вернуть театр на пло­щадь. Это даст им возможность воплотить свои, соответствующие происходящим событиям грандиозные замыслы. Именно в огром­ных площадных действах с участием многих тысяч исполнителей они видели будущее Театра. Вот почему они стали создателями массовых действ, которые впоследствии получили название те­атрализованных представлений. Не случайно массовые предста­вления на протяжении веков привлекали внимание многих вы­дающихся философов, государственных и политических деятелей, писателей, деятелей искусства. Можно назвать таких философов, как Платон, Аристотель, позже Декарт, Руссо, Дидро; государ­ственных деятелей — Робеспьера, Дантона, в XIX— XX исках Бе­линского, Добролюбова, Ромена Роллана, Луначарского, Вахтан­гова, Мейерхольда, Эйзенштейна, Ветрова, Охлопкова и многих, многих других.

Думаю, что и поныне массовые театрализованные представле­ния привлекают режиссеров не только возможностью одновре­менно разговаривать с огромной многотысячной аудиторией, не только своей масштабностью, требующей раскрепощенной ре-жиссерско-авторской мысли, но и возможностью наиболее полно и ярко проявить себя художником-творцом, гражданином своего времени.

Современное массовое театрализованное представление -один из самых ярких, впечатляющих и действенных и в то же вре­мя сложных видов Театра массовых форм. Дело не в том, что мас­совое театрализованное представление одно из разновидностей зрелищного искусства (это бесспорно), и даже не в том, что оно по своему построению, раскрытию содержания и сложной форме на­иболее приближено к театральному действу, а в том, что в нем го­раздо больше, чем в других видах Театра массовых форм, прояви­лось, сфокусировалось своеобразие всего того, что присуще Не­традиционному театру как сценическому искусству. В массовом театрализованном представлении органически слиты элементы площадного действа и современного театра, эстрады и в ряде слу­чаев цирка.

Написал «массовое 1еатрализованное представление» и не­вольно подумал о бытующем до сих пор названии этого вида дей­ства Нетрадиционного театра. Конечно, использование театрали­зации, ее элементов один из основных приемов создания образ­ного, эмоционального действия в Театре массовых форм (правда, не только). Но я не об этом. Как мне представляется, словосочета­ние «массовое театрализованное представление» мною в какой-то мере воспринимается, как тавтология, как говорится, «масло ма­сляное». Да, я понимаю, что само коренное понятие слова «пред­ставление» есть «образ воспринятого ранее предмета, а также об­раз, созданный продуктивным воображением; высшая форма чувств, отражения в виде наглядно-образного знания»247. Но в обиходе это слово чаще всего имеет и другое значение - как опре­деленное сценическое действие. Кстати, у В. Даля среди множе­ства объяснений этого слова можно прочесть и такое: «Предста­влять — корчить, подражать, принимать вид, наружность чью-ли­бо». И дялее: «Что представляют ныне на театре?»24S Вот если рас­суждать с этих позиций, то становится ясным, что понятие «пред­ставление» уже подразумевает театрализованное действо. Подра­зумевает наличие в нем определенного, созданного театральными выразительными средствами художественного, образного, разви­вающегося во времени и пространстве особого действия с прису­щим ему сюжетом и конфликтом, — действия, созданного на сце­нической площадке актерами (исполнителями) на основе драма­тургии (сценария) и предназначенного для зрителей.

Конечно, точнее и правильнее было бы называть этот вид Не­традиционного театра «массовым представлением» вместо укоре­нившегося за долгие годы названия «массовое театрализованное представление»34'*. Но коль скоро так заведено, то в этих «Размы­шлениях», там, где это, возможно, будет оставлено по-прежнему.

Вообще, следует заметить, что в употребляемой терминологии о массовых театрализованных представлениях существует масса неточностей. То их называют зрелищем, то — действом, то — праз­дником, то — формой. И хотя рассуждать о терминологии — дело, как правило, неблагодарное, поскольку единого понимания у большинства пишущих и рассуждающих на эту тему нет, позво­лю,при всей сложности вопроса высказать свое понимание систе­мы терминов, касающейся только Театра массовых форм. Для ме­ня термин «действо» относится ко всем видам и формам Театра массовых форм, так же как и термин «зрелище». «Массовое те­атрализованное представление» -- это «вид» Театра массовых форм, Нетрадиционного театра, имеющий свои, самые разнооб­разные формы, жанры, свои условия игры, свои законы постро­ения. Что касается термина «праздник», то, по моему разумению, это действо, тоже имеющее свои законы, свои условия игры, свои самые различные формы. Кстати, массовое театрализованное представление может быть частью праздника, его кульминацией.

Размышляя о современных массовых театрализованных пред­ставлениях, прежде всего обращаешь внимание на то, что само по­нятие «массовое представление» включает в себя множество са­мых различных жанровых форм, с присущими каждому из них драматургией, режиссерским постановочным решением, приема­ми исполнительского (актерского) мастерства, сценографией. Тут и собственно массовые театрализованные представления (не толь­ко под открытым небом, но и на нетрадиционной сцене, напри­мер во Дворцах спорта); и мемориальные представления, которые проводятся в памятных, связанных с историческими событиями, местах (например, торжественные реквиемы там, где проходили героические сражения Великой Отечественной войны — Мамаев курган, Брестская крепость, Хатынь); и представления на стадио­нах, втом числе и спортивные; и представления в форме митинга, манифестации; и театрализованного шествия и т.д. и т.п. Причем изучение их особенностей приводит к устойчивой мысли, что это современное многообразие есть результат сложения новых, родив­шихся во второй половине XX века жанровых форм с другими, претерпевшими существенные изменения, бытовавшими в преж­ние годы формами.

Близкое знакомство с самыми различными массовыми пред­ставлениями, и прежде всего собственный опыт, позволяют гово­рить, что массовое театрализованное представление это, как правило, эпическое, масштабное, чаще всего поэтическое по со­держанию и монументальное по отбору выразительных средств и форме3"1 действо, предназначенное для многотысячной аудитории, действо, в котором доминирует героико-романтическое начало. Вот почему, как совершенно справедливо подмечают многие авто­ры, оно не мо[ло и не может быть негативным. Говоря о масштаб­ности массового представления, я имею в виду не только мас­штабность образов, мизансцен, укрупненную пластику движений огромных групп исполнителей, отсутствие полутонов, но прежде всего стремление к философскому обобщению (осмыслению) со­бытия, которому посвящено массовое представление и которое становится основой (темой) его содержания. Пожалуй, нигде так не сплавлены воедино картина жизни и картина события, как в массовом представлении. Именно в нем, в массовом представле­нии, со всей полнотой выражено естественное стремление режис­суры к раскрытию события как судеб народных. Точно так же я воспринимаю монументальность, когда говорю о стиле массовых представлений. Несомненно, имея в виду, что массовому предста­влению свойственны мощные символические построения и алле­горические формы выражения его содержания, лаконизм, исполь­зование образных, пластических метафор, броскость и зрелищ-ность постановочных приемов, то есть определенный стиль произ­ведения, в котором отражены мироощущение и отношение народа к событию, лежащему в основе массового представления, так или иначе говорящему о его (народа) могуществе и непобедимости. Бо­лее того, массовое представление помогает нам увидеть самих себя в ходе логики развития всеобщей истории. Это первое, что следует отметить, размышляя об этом виде массовых форм театра.

В то же время изучение существовавших массовых представле­ний, да и собственная практика, позволяют говорить, что массовое представление — это, как правило, сложное структурное театрали­зованное действо, состоящие из суммы снизанных общим сюжет­ным ходом (не сюжетом!) эпизодов, имеющих, в свою очередь, свои локальные сюжеты, в которых так или иначе раскрывается главная тема представления. Причем, и это следует подчеркнуть, ее ясность и эмоциональность, степень воздействия на зрителей впрямую зависит от отобранных постановщиком художественно-образных выразительных средств и избранной им постановочной формы. Ведь хорошо известно, что массовые представления воз­действуют на сознание и воображение зрителей особого рода дей­ствием, в основе которого лежат обобщенные понятия и крупные сценические символы. Кстати, если вспомнить массовые поста­новки первых послереволюционных лег, и прежде всего в Петро­граде, о которых я говорил в первой части «Размышлений»,25' то не­вольно возникает мысль, что именно в них уже были заложены ос­новы и приемы создания современных массовых театрализован­ных представлений. Это вторая весьма важная их особенность.

Несомненно, особенностью является и то, что массовое пред­ставление осуществляется на определенном нетрадиционном сце­ническом пространстве. Это могут быть площади, улицы, мосты, стадионы, Зеленые театры, Дворцы спорта, внутренние помеще­ния памятников архитектуры, пространство перед историческими памятниками, водные и воздушные пространства. В отличие от те­атра, где сценическая площадка сама по себе нейтральна и полу­чает различное значение в зависимости от указанного в пьесе ме­ста действия, в массовом представлении сценическая площадка имеет свое, как правило, неизменное значение. Огромное про­странство площадей, мостов, набережных с их архитектурными особенностями, водные, воздушные пространства или площади и улицы старинных городов (а все это часть «условий игры») стано­вятся фактором драматургии, поскольку каждое из них, как и зак­рытое помещение, диктует режиссеру свои законы построения действия. Причем и закрытом помещении характер его решения принципиально будет другим, чем под открытым небом. «Зрелищу под открытым небом, — как писал Э. Смильгис, — очень помогает сама природа; неожиданную прелесть придает ему порыв ветра, облака в небе, пение птиц, лучи заходящего солнца или выплыв­ший диск луны — все это играет лучше, чем самое совершенное де­коративное оформление»25-.

Что же касается решения стадионных представлений, то и здесь архитектурные особенности — а именно огромное поле, бе­говые дорожки, трибуны, ступенчатые проходы между секторами, выходы на поле — диктуют режиссеру решения многих специфи­ческих задач, в том числе и исходя из кругового обзора, конфигу­рации построений участников и характера их передвижений, а так же возможности возведения сценических площадок и т.д.

Пожалуй, еще одно отличие массового представления от праз­дника заключается в разделении исполнителей и зрителей.

В массовом представлении под открытым небом или на ста­дионе мы наблюдаем совершенно иные пропорциональные отно­шения между величиной оформления и человеческой фигурой.

И еще, для предстаапений под открытым небом характерно топографическое понимание и использование реального сцени­ческого пространства. При этом при осущестштении массового представления под открытым небом возникают проблемы раз­мещения зрителей, выхода и ухода огромных масс исполнителей и другие.2"

Сценическому действу под названием «Массовое представле­ние» присущи и другие особенности, которые существенно отли­чают его от остальных видов и форм Нетрадиционного театра.

В частности, массовое театрализованное представление - это действенно-динамическое, зрелищное, наполненное масштабны­ми сценами с использованием элементов театра (сценического действия, мизансцен, создания сценической атмосферы) эмоцио­нально-образное действо, не терпящее полутонов, тонких психо­логических мотивировок в игре исполнителей, в котором - и это следует подчеркнуть - особое и, пожалуй, главное значение как вида Театра массовых форм, о чем я уже говорил, приобретают зрелищные категории, выраженные прежде всего борьбой кру­пных пластических величин.

Массовое театрализованное представление - это народно-ге­роический, демократический, жизнеутверждающий по своей сути, без обычной театральной атрибутики своеобразный театр. Опти­мизм, взволнованное, страстное, приподнятое отношение к миру -его суть. Оно не может быть будничным, бытовым.

Массовое представление немыслимо без большого духовного содержания, которое закладывается еще на уровне создания сце­нария. Прикасаясь к таким понятиям, как Народ, Революция, Свобода, оно, как правило, рассказывает о времени и о себе. Со­бытия, лежащие в основе его драматургии, - «катаклизмы эпохи, временной отрезок действия - история, а главный герой - на­род». Вообще же, и это по-моему не будет ошибкой, если скажу, что массовое театрализованное представление, как это кому-то ни покажется надуманным, в чем-то сродни эпическому театру Брехта.

Массовым представлениям в силу присущей им остроты реак­ций на происходящие вокруг общественно-социальные события свойственно быстрее, чем другим видам сценического искусства осмысливать новые черты изменяющегося на глазах мира. Вспом­ним опять же представления первых послереволюционных лет в нашей стране или во времена Французской революции. И эта их особенность объяснима. Ведь как бы мы ни относились к агитаци­онному театру, массовые представления сродни ему. В этом легко убедиться, достаточно проанализировать воплощаемую ими дра­матургию. Весь ее гражданский и творческий пафос направлен на открытое утверждение художественно-образными средствами но­вой жизни.

Некоторые авторы считают, что массовые представления есть искусство художественной пропаганды. Но что понимать под сло­вом «пропаганда»: открытую лобовую агитацию или определен­ную гражданскую позицию художника? По моему разумению, ло­бовая агитация, пропаганда была свойственна в 1920-е годы «Си­ней блузе» и в послевоенные 1950—60-е годы агитационно-худо­жественным бригадам (агитбригадам). Что же касается массовых представлений, то их искусство скорее можно назвать искусством обнаженной гражданственности, требующим от исполнителей страстности, стремительного пульса действия, которое Маяков­ский называл «распирающим грохотом революции». Вот почему массовые представления -- действа, имеющие большое обще­ственное, объединяющее людей значение, тем самым в какой-то мере имеют не только воспитательное, но и глубинное значение.

При этом следует отметить, что о каком бы историческом отрезке времени, событии не говорилось в массовом представле­нии, его подтекст всегда созвучен сегодняшним мыслям и чув­ствам зрителя. Иначе говоря, о чем бы ни велась речь в массовом представлении, его содержание по вызываемым им мыслям, ассо­циациям, эмоциям, всегда для зрителей актуально. Будучи многие годы не только свидетелем, но и постановщиком самых различных массовых представлений, позволю себе добавить: искусство массовых театрализованных представлений не просто актуально, но и злободневно.

Любопытно, что уже с первых своих шагов массовые предста­вления являли собой синтетическое действие-зрелище. В нем ис­пользовались и по сию пору используются вступающие во взаимо­действие самые различные не только виды и жанры искусств (те­атр, кино, эстрада, пантомима, музыка, живопись, скульптура и т.д.), но и спортсмены, армия, техника и другие новейшие нетеатраль­ные средства. Все это многообразие, при помощи монтажных со­единений сообщающее каждому из них новое жизненное каче­ство, создает сплавленное воедино сценическое действие «ком­плексного жанра». Массовое представление сегодня — это синте­тическое действо, где новые выразительные средства и приемы со­единяются с традиционными. Эту их особенность очень точно подметил М.Г. Розовский. «Новое зрелище, — пишет он, — это синтез так называемого жизненного «нетеатра» с хорошо проду­манной, точно организованной системой сугубо театральных форм и приемов»254. Тем более, что сегодня обозначение границ видов и жанров довольно условно.

Массовому представлению присуща броская оригинальная форма, тяготеющая к ярким, образным, плакатным приемам. Мо­жет быть, именно поэтому ему чужда созерцательность.

И еще, к числу весьма существенных особенностей относится и то, что массовые представления не имеют не только традицион­ной сцены-коробки со всем арсеналом театральной машинерии, но нет и постоянной труппы. Попытки создать Театр массовых представлений с постоянной труппой не увенчались успехом.

В массовых представлениях органически сочетается профес­сиональное и самодеятельное искусство, что, естественно, создает для постановочной группы специфические, весьма серьезные трудности, так же как и чаще всего одноразовость исполнения, когда полностью отсутствует возможность внести в действие ка­кие-либо исправления.

Глава VI

ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Конечно, особенности современных театрализованных пред­ставлений не могут быть оторваны от сложившихся на протяже­нии многих лет принципов их драматургии, тем более что эти принципы есть результат взаимного влияния поисков режиссуры и драматургии так или иначе связанных с этим видом сценическо­го искусства.

Несмотря на использование многих элементов театрального действа, в массовом представлении нет привычной для тради­ционного театра драматургии. В его основе лежит сценарий, соз­данный с учетом особенностей массового действа: в нем нет глав­ных для традиционной драматургии специфических художествен­ных средств, служащих основой развития драматического дей­ствия, создания сценического образа; основного способа изобра­жения характеров с психологической мотивировкой каждого по­ступка персонажа и т.д.

КТО АВТОР?

Размышляй над особенностями драматургии массового пред­ставления (основы будущего массового действа), обнаруживается, пожалуй, самая главная ее особенность, принципиально отличаю­щаяся от создания драматургии других видов сценического искус­ства. Выясняется, что автором драматургии массового представле­ния, как правило, является не профессиональный драматург, а его режиссер-постановщик!

Как ни парадоксально это выглядит, но это действительно так. И дело здесь, как оказывается, не столько в том, что в силу ряда причин"5 профессиональные драматурги не пишут такие сценарии и режиссерам приходится брать в свои руки перо, а такова особен­ность профессии режиссера массового представления.

Дело в том, что в этом виде сценического искусства первич­ным является не драматургический, а режиссерский замысел. Вернее, режиссерский замысел представления является и замыслом драматургическим. Именно он подсказывает пути драматургиче­ского решения представления, подсказывает и определяет, исходя из темы и идеи, построение его действенной линии. Вспомним, что авторами сценариев массовых действ когда-то были, например, Луи Давид и Федор Волков. А, скажем, в начале XX века - А. Алек­сеев-Яковлев и С. Радлов. Не случайно авторами сценариев, по ко­торым были осуществлены лучшие массовые театрализованные представления во второй половине XX века в нашей стране, были режиссеры И. Туманов, Г. Товстоногов, Р. Тихомиров, А. Орлеан­ский, А. Силин и другие.256

При этом, естественно, возникает мысль: если это так, то ре­жиссер массового представления, создавая сценарий, (хотя и не создает психологическую драму), должен мыслить не менее логич­но, чем профессиональный драматург. Не помню, кто сказа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...