Тематический театрализованный концерт
Разговор о тематическом театрализованном концерте, как вы помните, начался в первой части «Размышлений». Продолжая его. прежде всего следует отметить, что этот весьма распространенный, особенно в 1960—70-е годы, вид сценического действия до сегодняшнего дня, как уже было говорено, не имеет четкого определения. Дело в том, что его особенности, с одной стороны, связаны с особенностями любого дивертисментного концерта.:" Это, прежде всего порядок построения программы с учетом разнообразия, значимости и количества номеров. Здесь, как и в дивертисментном концерте, царствуют законы меры и времени. Это и довольно часто встречающееся теперь построение концерта по блокам (блок народный, блок классический, блок цирковой и т.д.). И в то же время в тематическом театрализованном концерте используется большое число элементов, свойственных театрализованному представлению. Здесь и наличие определенного художественного образа всего концерта; и театрализация многих объединенных общей темой номеров; и создание сценической атмосферы; и порою создание массовых сцен; и главное — его тема всегда зависит от того или другого события, которое, как правило, и определяет подбор его концертных номеров. Причем образность формы и значимость темы предъявляют такие требования, которые выполнимы лишь при высоком качестве самого отобранного номера и, естественно, при таком же мастерстве исполнителей. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в тематическом театрализованном концерте превалируют элементы театрализованного представления. Именно это обстоятельство затрудняет провести четкий водораздел между ними. Да и, по моему разумению, в этом нет особой надобности.
Возникли тематические театрализованные концерты во второй половине 1930-х годов теперь уже прошлого, XX века и быстро получили свое распространение. Поначалу ими стали отмечать даты Красного календаря и другие важнейшие даты в жизни страны. А в послевоенные годы их уже проводили по любому более или менее важному событию. Например, в дни многочисленных профессиональных праздников. В общем, разнообразные тематические театрализованные концерты стали заметным пилением в общественной и культурной жизни страны. Начало им положили грандиозные заключительные концерты декад национального искусства практически всех республик Советского Союза. Их постановщиками были самые известные в этих республиках режиссеры, композиторы, балетмейстеры, художники. Особая заслуга в создании их формы, построения, впечатляющих художественных постановочных приемов принадлежит Иосифу Михайловичу Туманову. Пожалуй, самому значительному и яркому режиссеру-постановщику различных массовых действ, и и первую очередь огромных тематических театрализованных концертов не только в нашей стране. Не случайно именно он долгие годы был главным режиссером и постановщиком практически всех так называемых правительственных концертов сначала в Большом театре, а затем в Кремлевском Дворце съездов, Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и столицах европейских государств. Среди его многочисленных постановок — торжественный концерт во Дворце спорта в Лужниках, посвященный 40-летию ВЛКСМ в 1958 году, концерт в Кремлевском Дворце съездов, посвященный 56-й годовщине Октябрьской революции в 1973 году, грандиозный концерт в Париже «Песни и танцы русских революций» в 1977 году и многие другие. Не случайно именно он был постановщиком открытия и закрытия всемирных Олимпийских игр в Москве, о которых я говорил в первой части «Размышлений»,
При всем этом все же основными видами Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, были и остаются праздники и массовые театрализованные представления. Праздники Что касается праздников, то, несмотря на то что именно они являлись основой «Размышлений» в первой части книги, разговор об этом виде массового действа требует продолжения. Думаю, это нужно еще и потому, что «праздник» и «массовое представление» -понятия неравнозначные, как принято иногда называть последние. Начать его мне хочется с интересного факта: люди, произнося слово «праздник», вкладывают в него совершенно разные понимания. Когда задумываешься над этим, то выясняется, что одни под этим словом понимают определенную, специфическую форму прежде всего иной, чем в будничное время, духовной жизнедеятельности, которая связана с каким-либо важным событием и которая вызывает определенное праздничное настроение, возникающее в особой, присущей празднику атмосфере. Другие — определенный вид и форму массового действа, имеющего свои законы и особенности построения, причем весьма существенные для режиссеров праздника. Известно, что первичный смысл слова «праздник» означал «пустой» ден, — день, не наполненный работой.:1К Именно такое определение мы читаем у Владимира Ивановича Даля: «Праздник -день, посвященный отдыху, не деловой, не работный — по случаю или в память события гражданского, государственного, по местному обычаю. Праздновать — быть праздным, не делать, не работать. Праздновать — совершать празднество... покидать работу и отдыхать...»"4. Но суть праздника не только в противопоставлении его будням (такое понимание слишком узко), айв том, что он отличается от рабочего дня повышенным, ярким эмоциональным фоном и воспринимается как необычный день. Поскольку праздник имеет множество граней и смыслов, то многие социологи и этнографы, исходя из своего понимания и оценки существа праздника, дают совершенно разное, с моей точки зрения, весьма субъективное, еще более узкое толкования этому понятию. Насколько я понимаю, их толкопание происхождения этого слова не раскрывает полностью значение и содержание термина «праздник». Более того, зачастую некоторые исследователи «основной характеристикой праздника, — как можно прочесть у В.Я. Серова, — считают веселость. Другие — необходимым минимумом праздника, придающим ему отличие, признают набор особенных блюд, употребляемых в этот день. Третьи — в стремлении ношения нарядных одежд в этот день...»2411.
Такое разнообразие существует и в определении смысла праздника. Мне представляется, что наиболее точно суждение М.М. Бахтина, который справедливо относит празднество к первичным формам культуры. «Празднество, — писал он, — нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или -еще более вульгарная форма объяснения из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе»241. Но дело не только в «отдыхе». Праздник, как правило, требовал выполнения сложных, а часто и трудных обрядов, что не было отдыхом в обычном понимании этого слова, а скорее отдушиной в монотонности будней. Как писал тот же М.М. Бахтин, «для того, чтобы «передышка в труде» стала праздничной, к ней должно добавиться что-то из сферы духовно- идеологической»242. По моему мнению, праздники не только меняют качество времени их проведения, нарушая его монотонность, они в определенной мере противодействуют ему. Праздник — это особое многообразное общественное явление, социальная сущность которого проявляется в поступках, действиях объединенных им людей, одновременно утверждающий не только господствующую в обществе идеологию, но и его политические, нравственные и эстетические идеалы. А раз так, можно говорить, что праздник всегда выражает идеологию той или иной социальной и общественной формации. Вспомним празднества Французской революции или массовые праздники первых послереволюционных лет в нашей стране. Ведь в том и другом случаях они были порождены возникшими революционными преобразованиями и выражали народные устремления, их надежды на лучшую и счастливую жизнь, его (народа) веру в определенные идеалы. Более того, первоначально массовые праздники в нашей стране были неотделимы от политических выступлений пролетариата и составляли их продолжение.
И еще, идея праздника, обычно выражающая властвующее мировоззрение, способна вовлечь и объединить в этом массовом действе огромное число народа. Вот почему на протяжении многих веков в каждой стране власть предержащая, будь то светская или церковная, стремилась в своих целях использовать любой праздник, любую праздничную ситуацию. В то же время праздник не только социальное, но и социально-художественное, находящееся на рубеже жизни и искусства явление. И это естественно, поскольку, как мы знаем, народу народным массам, присуще тяготение к творчеству, к искусству. Вообще, что очень важно для понимания природы праздника. это то, что его действенное и игровое начало, которое как явление народного фольклорного творчества зародилось еше в глубокой древности и, пройдя долгий путь через «Великие» и «Малые Дионисии» Древней Греции, карнавальные празднества эпохи Возрождения, народные веселья Французской революции, колядки, веснянки, скоморошьи игры, масленичные, святочные и другие русские народные гуляния, сохранилось до сих пор. Вообще, игровое начало пронизывает от начала до конца такой вид Театра массовых форм, как праздник. Ибо именно праздник отличает от всех других видов массовых форм театра активное участие в нем всех пришедших в том или ином художественном действии, в специально организованных играх, викторинах, соревнованиях и т.д. Нельзя не согласиться с утверждением, что «праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами: участие в нем «не зазорно» и обязательно для всех. Подлинный праздник — это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все, демонстрируя публично спои творческие дарования и возможности»241. Праздник по своему содержанию и характеру не может быть явлением негатшшым. И это, например, подтверждается всей историей праздников нашей страны. Вот уж кому испокон веку были присуши жизнерадостность и юмор, веселье, готовность русского человека к шутке, доброй насмешке, различные забавы, потехи, спортивные состязания, в которых люди мерятся силой и ловкостью, коллективное творчество, исполнительские конкурсы и самые разнообразные игры. Одна из особенностей праздника заключается в том, что человек здесь чувствует себя раскрепощенным в силу того, что во время праздника, пусть кратковременно, но исчезают многие ограничения. Именно на празднике люди осознают себя как единое целое.
Конечно, в каждой стране, у каждого народа праздники носят ярко выраженный национальный характер как по форме, так и по содержанию. В них. как в фокусе, сосредоточиваются народные обычаи, национальные традиции, обряды, повсрия и т.д. Но при всем их многообразии и самобытности как вид массового действа их объединяет то, что все они есть проявление общественно-политической активности широких народных масс. В истории нашей страны народные праздники с их могучей силой воздействия на массы стали, особенно в 1920-е годы, важным событием в общественной жизни. Несомненно, этому способствовало отношение к ним государства. Ибо власти прекрасно понимали их значение не только в эстетическом, художественном, но и в идейном, политическом воспитании народа. Весьма показательно в этом смысле изменение отношения власти предержащей к церковным праздникам, которое произошло в конце XX века и затем в последующие годы. С полным правом можно говорить, что праздник является продолжением жизни общества. И наконец, помимо того что праздник всегда связан с конкретным событием в жизни народа, государства, которое выражается в его содержании, помимо масштабности, вовлечения в него многих тысяч людей ему присущи три главные, определяющие его как вид Театра массовых форм особенности. Во-первых, продолжительность праздника определяется значимостью события, которому он посвящен. Во-вторых, ему присуща одновременность различных действий на разбросанных в пространстве площадках, когда пришедший участвующий в празднике сам определяет последовательность своего пребывания на нем. И в третьих, вернее, во-первых, главный герой праздника — сам народ. Эту важную особенность праздника отмечал еще Робеспьер: «Для того чтобы почувствовать себя, — говорил он, — массы должны проявить себя, а это возможно только тогда, когда они сами являются для себя зрелищем»-44. Именно это последнее обстоятельство и заставляет тех, кто его проводит, придумывать и находить самые различные ходы и способы вовлечения пришедшего на праздник в его действие. Кстати, выясняется и еще одна присущая празднику особенность — оказывается, форма его проведения если не всегда, то очень часто зависит от места, где он проводится. Если попытаться подытожить эти размышления о массовых праздниках и их особенностях, о том, что является решающим для понимания этого вида Нетрадиционного театра. Театра массовых форм, то в первую очередь следует сказать: как ранее, так и теперь событие по случаю, которого проводится праздник, определяет его содержание, характер, структуру, поведение участников, оформление.245 Именно событие определяет и масштабность, и значительность праздника. Но в то же время праздник становится праздником, когда это событие не оставляет людей равнодушными. Только при этом условии он становится массовым. При этом оказывается: чем значительнее событие, тем сильнее у человека рождается ощущение причастности к нему и возникает желание так или иначе выразить к нему свое отношение, свои чувства. Праздничное ошущение, праздничное настроение создает такую специфическую атмосферу, такую ситуацию, в которой возникает, не может не возникнуть, такой уровень человеческого общения, такая гармония человека и общества, какого не может достигнуть никакая другая форма искусства. Праздник, его организация, в отличие от других действ, всегда предполагает возможность в любой форме самовыражения активно участвовать в его действии. «Быть на празднике — значит участвовать в нем, в том массовом действии, которое основывается на сопереживании и совместных действиях большой общности людей»246. МАССОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Наиболее распространенным видом Театра массовых форм, особенно в конце 1970-х годов прошлого века, как я уже говорил, были массовые театрализованные представления (в основном о них я и буду вести речь далее). Несомненно, их распространение не было случайным. Яркое, эмоциональное, способное потрясти, созданное для народа, для широких народных масс «зрелище необычайное» не могло не собирать многотысячные аудитории. Так это было и в Древней Элладе, и во время Великой Французской революции, так это было в народно-героических представлениях. Красного Петрограда, так это было и в 1950-е послевоенные и дальнейшие годы XX века в нашей стране. Именно героическое содержание и монументальность формы массовых представлений и других видов Театра массовых форм позволяли некоторым апологетам Нетрадиционного театра, противопоставляя его традиционному «бытовому» театру, утверждать, что будущее Театра, театрального искусства только в его массовых формах. На самом деле такая позиция не только неверна, но и порочна, она возвращает нас к давно развенчанной теории Пролеткульта. Кстати, героическая тема отнюдь не чужда и традиционному театру. Достаточно вспомнить такие спектакли, как «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского или «Разлом» Бориса Лавренева, ставшие классикой русского советского театра. Искусство театра не может зиждиться только лишь на бытовом или героическом материале. Богатство жизни гораздо шире и заключает в себе и то и другое. Дело в другом, и я об этом уже говорил: и Нетрадиционный и традиционный театры на определенном историческом этапе своего развития стали двумя самостоятельными видами, ветвями искусства, имя которому Театр. Но что же на протяжении многих лет привлекало и привлекает режиссеров к массовым представлениям? В чем же причина этого феномена? Полагаю, ответ надо искать в возникшем в первые годы XX века неистребимом желании режиссеров (как уже было замечено ранее), почувствовавших веяния времени, раздвинуть, сломать коробку традиционной сцены, выйти из нее, вернуть театр на площадь. Это даст им возможность воплотить свои, соответствующие происходящим событиям грандиозные замыслы. Именно в огромных площадных действах с участием многих тысяч исполнителей они видели будущее Театра. Вот почему они стали создателями массовых действ, которые впоследствии получили название театрализованных представлений. Не случайно массовые представления на протяжении веков привлекали внимание многих выдающихся философов, государственных и политических деятелей, писателей, деятелей искусства. Можно назвать таких философов, как Платон, Аристотель, позже Декарт, Руссо, Дидро; государственных деятелей — Робеспьера, Дантона, в XIX— XX исках Белинского, Добролюбова, Ромена Роллана, Луначарского, Вахтангова, Мейерхольда, Эйзенштейна, Ветрова, Охлопкова и многих, многих других. Думаю, что и поныне массовые театрализованные представления привлекают режиссеров не только возможностью одновременно разговаривать с огромной многотысячной аудиторией, не только своей масштабностью, требующей раскрепощенной ре-жиссерско-авторской мысли, но и возможностью наиболее полно и ярко проявить себя художником-творцом, гражданином своего времени. Современное массовое театрализованное представление -один из самых ярких, впечатляющих и действенных и в то же время сложных видов Театра массовых форм. Дело не в том, что массовое театрализованное представление — одно из разновидностей зрелищного искусства (это бесспорно), и даже не в том, что оно по своему построению, раскрытию содержания и сложной форме наиболее приближено к театральному действу, а в том, что в нем гораздо больше, чем в других видах Театра массовых форм, проявилось, сфокусировалось своеобразие всего того, что присуще Нетрадиционному театру как сценическому искусству. В массовом театрализованном представлении органически слиты элементы площадного действа и современного театра, эстрады и в ряде случаев цирка. Написал «массовое 1еатрализованное представление» и невольно подумал о бытующем до сих пор названии этого вида действа Нетрадиционного театра. Конечно, использование театрализации, ее элементов — один из основных приемов создания образного, эмоционального действия в Театре массовых форм (правда, не только). Но я не об этом. Как мне представляется, словосочетание «массовое театрализованное представление» мною в какой-то мере воспринимается, как тавтология, как говорится, «масло масляное». Да, я понимаю, что само коренное понятие слова «представление» есть «образ воспринятого ранее предмета, а также образ, созданный продуктивным воображением; высшая форма чувств, отражения в виде наглядно-образного знания»247. Но в обиходе это слово чаще всего имеет и другое значение - как определенное сценическое действие. Кстати, у В. Даля среди множества объяснений этого слова можно прочесть и такое: «Представлять — корчить, подражать, принимать вид, наружность чью-либо». И дялее: «Что представляют ныне на театре?»24S Вот если рассуждать с этих позиций, то становится ясным, что понятие «представление» уже подразумевает театрализованное действо. Подразумевает наличие в нем определенного, созданного театральными выразительными средствами художественного, образного, развивающегося во времени и пространстве особого действия с присущим ему сюжетом и конфликтом, — действия, созданного на сценической площадке актерами (исполнителями) на основе драматургии (сценария) и предназначенного для зрителей. Конечно, точнее и правильнее было бы называть этот вид Нетрадиционного театра «массовым представлением» вместо укоренившегося за долгие годы названия «массовое театрализованное представление»34'*. Но коль скоро так заведено, то в этих «Размышлениях», там, где это, возможно, будет оставлено по-прежнему. Вообще, следует заметить, что в употребляемой терминологии о массовых театрализованных представлениях существует масса неточностей. То их называют зрелищем, то — действом, то — праздником, то — формой. И хотя рассуждать о терминологии — дело, как правило, неблагодарное, поскольку единого понимания у большинства пишущих и рассуждающих на эту тему нет, позволю,при всей сложности вопроса высказать свое понимание системы терминов, касающейся только Театра массовых форм. Для меня термин «действо» относится ко всем видам и формам Театра массовых форм, так же как и термин «зрелище». «Массовое театрализованное представление» -- это «вид» Театра массовых форм, Нетрадиционного театра, имеющий свои, самые разнообразные формы, жанры, свои условия игры, свои законы построения. Что касается термина «праздник», то, по моему разумению, это действо, тоже имеющее свои законы, свои условия игры, свои самые различные формы. Кстати, массовое театрализованное представление может быть частью праздника, его кульминацией. Размышляя о современных массовых театрализованных представлениях, прежде всего обращаешь внимание на то, что само понятие «массовое представление» включает в себя множество самых различных жанровых форм, с присущими каждому из них драматургией, режиссерским постановочным решением, приемами исполнительского (актерского) мастерства, сценографией. Тут и собственно массовые театрализованные представления (не только под открытым небом, но и на нетрадиционной сцене, например во Дворцах спорта); и мемориальные представления, которые проводятся в памятных, связанных с историческими событиями, местах (например, торжественные реквиемы там, где проходили героические сражения Великой Отечественной войны — Мамаев курган, Брестская крепость, Хатынь); и представления на стадионах, втом числе и спортивные; и представления в форме митинга, манифестации; и театрализованного шествия и т.д. и т.п. Причем изучение их особенностей приводит к устойчивой мысли, что это современное многообразие есть результат сложения новых, родившихся во второй половине XX века жанровых форм с другими, претерпевшими существенные изменения, бытовавшими в прежние годы формами. Близкое знакомство с самыми различными массовыми представлениями, и прежде всего собственный опыт, позволяют говорить, что массовое театрализованное представление — это, как правило, эпическое, масштабное, чаще всего поэтическое по содержанию и монументальное по отбору выразительных средств и форме3"1 действо, предназначенное для многотысячной аудитории, действо, в котором доминирует героико-романтическое начало. Вот почему, как совершенно справедливо подмечают многие авторы, оно не мо[ло и не может быть негативным. Говоря о масштабности массового представления, я имею в виду не только масштабность образов, мизансцен, укрупненную пластику движений огромных групп исполнителей, отсутствие полутонов, но прежде всего стремление к философскому обобщению (осмыслению) события, которому посвящено массовое представление и которое становится основой (темой) его содержания. Пожалуй, нигде так не сплавлены воедино картина жизни и картина события, как в массовом представлении. Именно в нем, в массовом представлении, со всей полнотой выражено естественное стремление режиссуры к раскрытию события как судеб народных. Точно так же я воспринимаю монументальность, когда говорю о стиле массовых представлений. Несомненно, имея в виду, что массовому представлению свойственны мощные символические построения и аллегорические формы выражения его содержания, лаконизм, использование образных, пластических метафор, броскость и зрелищ-ность постановочных приемов, то есть определенный стиль произведения, в котором отражены мироощущение и отношение народа к событию, лежащему в основе массового представления, так или иначе говорящему о его (народа) могуществе и непобедимости. Более того, массовое представление помогает нам увидеть самих себя в ходе логики развития всеобщей истории. Это первое, что следует отметить, размышляя об этом виде массовых форм театра. В то же время изучение существовавших массовых представлений, да и собственная практика, позволяют говорить, что массовое представление — это, как правило, сложное структурное театрализованное действо, состоящие из суммы снизанных общим сюжетным ходом (не сюжетом!) эпизодов, имеющих, в свою очередь, свои локальные сюжеты, в которых так или иначе раскрывается главная тема представления. Причем, и это следует подчеркнуть, ее ясность и эмоциональность, степень воздействия на зрителей впрямую зависит от отобранных постановщиком художественно-образных выразительных средств и избранной им постановочной формы. Ведь хорошо известно, что массовые представления воздействуют на сознание и воображение зрителей особого рода действием, в основе которого лежат обобщенные понятия и крупные сценические символы. Кстати, если вспомнить массовые постановки первых послереволюционных лег, и прежде всего в Петрограде, о которых я говорил в первой части «Размышлений»,25' то невольно возникает мысль, что именно в них уже были заложены основы и приемы создания современных массовых театрализованных представлений. Это вторая весьма важная их особенность. Несомненно, особенностью является и то, что массовое представление осуществляется на определенном нетрадиционном сценическом пространстве. Это могут быть площади, улицы, мосты, стадионы, Зеленые театры, Дворцы спорта, внутренние помещения памятников архитектуры, пространство перед историческими памятниками, водные и воздушные пространства. В отличие от театра, где сценическая площадка сама по себе нейтральна и получает различное значение в зависимости от указанного в пьесе места действия, в массовом представлении сценическая площадка имеет свое, как правило, неизменное значение. Огромное пространство площадей, мостов, набережных с их архитектурными особенностями, водные, воздушные пространства или площади и улицы старинных городов (а все это часть «условий игры») становятся фактором драматургии, поскольку каждое из них, как и закрытое помещение, диктует режиссеру свои законы построения действия. Причем и закрытом помещении характер его решения принципиально будет другим, чем под открытым небом. «Зрелищу под открытым небом, — как писал Э. Смильгис, — очень помогает сама природа; неожиданную прелесть придает ему порыв ветра, облака в небе, пение птиц, лучи заходящего солнца или выплывший диск луны — все это играет лучше, чем самое совершенное декоративное оформление»25-. Что же касается решения стадионных представлений, то и здесь архитектурные особенности — а именно огромное поле, беговые дорожки, трибуны, ступенчатые проходы между секторами, выходы на поле — диктуют режиссеру решения многих специфических задач, в том числе и исходя из кругового обзора, конфигурации построений участников и характера их передвижений, а так же возможности возведения сценических площадок и т.д. Пожалуй, еще одно отличие массового представления от праздника заключается в разделении исполнителей и зрителей. В массовом представлении под открытым небом или на стадионе мы наблюдаем совершенно иные пропорциональные отношения между величиной оформления и человеческой фигурой. И еще, для предстаапений под открытым небом характерно топографическое понимание и использование реального сценического пространства. При этом при осущестштении массового представления под открытым небом возникают проблемы размещения зрителей, выхода и ухода огромных масс исполнителей и другие.2" Сценическому действу под названием «Массовое представление» присущи и другие особенности, которые существенно отличают его от остальных видов и форм Нетрадиционного театра. В частности, массовое театрализованное представление - это действенно-динамическое, зрелищное, наполненное масштабными сценами с использованием элементов театра (сценического действия, мизансцен, создания сценической атмосферы) эмоционально-образное действо, не терпящее полутонов, тонких психологических мотивировок в игре исполнителей, в котором - и это следует подчеркнуть - особое и, пожалуй, главное значение как вида Театра массовых форм, о чем я уже говорил, приобретают зрелищные категории, выраженные прежде всего борьбой крупных пластических величин. Массовое театрализованное представление - это народно-героический, демократический, жизнеутверждающий по своей сути, без обычной театральной атрибутики своеобразный театр. Оптимизм, взволнованное, страстное, приподнятое отношение к миру -его суть. Оно не может быть будничным, бытовым. Массовое представление немыслимо без большого духовного содержания, которое закладывается еще на уровне создания сценария. Прикасаясь к таким понятиям, как Народ, Революция, Свобода, оно, как правило, рассказывает о времени и о себе. События, лежащие в основе его драматургии, - «катаклизмы эпохи, временной отрезок действия - история, а главный герой - народ». Вообще же, и это по-моему не будет ошибкой, если скажу, что массовое театрализованное представление, как это кому-то ни покажется надуманным, в чем-то сродни эпическому театру Брехта. Массовым представлениям в силу присущей им остроты реакций на происходящие вокруг общественно-социальные события свойственно быстрее, чем другим видам сценического искусства осмысливать новые черты изменяющегося на глазах мира. Вспомним опять же представления первых послереволюционных лет в нашей стране или во времена Французской революции. И эта их особенность объяснима. Ведь как бы мы ни относились к агитационному театру, массовые представления сродни ему. В этом легко убедиться, достаточно проанализировать воплощаемую ими драматургию. Весь ее гражданский и творческий пафос направлен на открытое утверждение художественно-образными средствами новой жизни. Некоторые авторы считают, что массовые представления есть искусство художественной пропаганды. Но что понимать под словом «пропаганда»: открытую лобовую агитацию или определенную гражданскую позицию художника? По моему разумению, лобовая агитация, пропаганда была свойственна в 1920-е годы «Синей блузе» и в послевоенные 1950—60-е годы агитационно-художественным бригадам (агитбригадам). Что же касается массовых представлений, то их искусство скорее можно назвать искусством обнаженной гражданственности, требующим от исполнителей страстности, стремительного пульса действия, которое Маяковский называл «распирающим грохотом революции». Вот почему массовые представления -- действа, имеющие большое общественное, объединяющее людей значение, тем самым в какой-то мере имеют не только воспитательное, но и глубинное значение. При этом следует отметить, что о каком бы историческом отрезке времени, событии не говорилось в массовом представлении, его подтекст всегда созвучен сегодняшним мыслям и чувствам зрителя. Иначе говоря, о чем бы ни велась речь в массовом представлении, его содержание по вызываемым им мыслям, ассоциациям, эмоциям, всегда для зрителей актуально. Будучи многие годы не только свидетелем, но и постановщиком самых различных массовых представлений, позволю себе добавить: искусство массовых театрализованных представлений не просто актуально, но и злободневно. Любопытно, что уже с первых своих шагов массовые представления являли собой синтетическое действие-зрелище. В нем использовались и по сию пору используются вступающие во взаимодействие самые различные не только виды и жанры искусств (театр, кино, эстрада, пантомима, музыка, живопись, скульптура и т.д.), но и спортсмены, армия, техника и другие новейшие нетеатральные средства. Все это многообразие, при помощи монтажных соединений сообщающее каждому из них новое жизненное качество, создает сплавленное воедино сценическое действие «комплексного жанра». Массовое представление сегодня — это синтетическое действо, где новые выразительные средства и приемы соединяются с традиционными. Эту их особенность очень точно подметил М.Г. Розовский. «Новое зрелище, — пишет он, — это синтез так называемого жизненного «нетеатра» с хорошо продуманной, точно организованной системой сугубо театральных форм и приемов»254. Тем более, что сегодня обозначение границ видов и жанров довольно условно. Массовому представлению присуща броская оригинальная форма, тяготеющая к ярким, образным, плакатным приемам. Может быть, именно поэтому ему чужда созерцательность. И еще, к числу весьма существенных особенностей относится и то, что массовые представления не имеют не только традиционной сцены-коробки со всем арсеналом театральной машинерии, но нет и постоянной труппы. Попытки создать Театр массовых представлений с постоянной труппой не увенчались успехом. В массовых представлениях органически сочетается профессиональное и самодеятельное искусство, что, естественно, создает для постановочной группы специфические, весьма серьезные трудности, так же как и чаще всего одноразовость исполнения, когда полностью отсутствует возможность внести в действие какие-либо исправления. Глава VI ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Конечно, особенности современных театрализованных представлений не могут быть оторваны от сложившихся на протяжении многих лет принципов их драматургии, тем более что эти принципы есть результат взаимного влияния поисков режиссуры и драматургии так или иначе связанных с этим видом сценического искусства. Несмотря на использование многих элементов театрального действа, в массовом представлении нет привычной для традиционного театра драматургии. В его основе лежит сценарий, созданный с учетом особенностей массового действа: в нем нет главных для традиционной драматургии специфических художественных средств, служащих основой развития драматического действия, создания сценического образа; основного способа изображения характеров с психологической мотивировкой каждого поступка персонажа и т.д. КТО АВТОР? Размышляй над особенностями драматургии массового представления (основы будущего массового действа), обнаруживается, пожалуй, самая главная ее особенность, принципиально отличающаяся от создания драматургии других видов сценического искусства. Выясняется, что автором драматургии массового представления, как правило, является не профессиональный драматург, а его режиссер-постановщик! Как ни парадоксально это выглядит, но это действительно так. И дело здесь, как оказывается, не столько в том, что в силу ряда причин"5 профессиональные драматурги не пишут такие сценарии и режиссерам приходится брать в свои руки перо, а такова особенность профессии режиссера массового представления. Дело в том, что в этом виде сценического искусства первичным является не драматургический, а режиссерский замысел. Вернее, режиссерский замысел представления является и замыслом драматургическим. Именно он подсказывает пути драматургического решения представления, подсказывает и определяет, исходя из темы и идеи, построение его действенной линии. Вспомним, что авторами сценариев массовых действ когда-то были, например, Луи Давид и Федор Волков. А, скажем, в начале XX века - А. Алексеев-Яковлев и С. Радлов. Не случайно авторами сценариев, по которым были осуществлены лучшие массовые театрализованные представления во второй половине XX века в нашей стране, были режиссеры И. Туманов, Г. Товстоногов, Р. Тихомиров, А. Орлеанский, А. Силин и другие.256 При этом, естественно, возникает мысль: если это так, то режиссер массового представления, создавая сценарий, (хотя и не создает психологическую драму), должен мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург. Не помню, кто сказа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|