Сценарий массового представления
Написать сценарий массового представления — это создать особый мир, мир поэтической условности, мир символов и аллегорий, гипербол и гротеска, метафор и ассоциаций, — мир, который образно и действенно выразит тему и идею будущего массового представления. Не секрет, что, начиная работу над сценарием, режиссер-автор всегда помнит, что перед ним стоит цель создать прежде всего не просто сценарий, а такое произведение, социально-философский смысл которого, как и его эмоциональная сила, будет определяться не числом участников, не местом действия, а глубиной понимания события, гражданской позицией режиссера-автора в его оценке. Только в этом случае он может рассчитывать на то, что его сценарий будет эмоционально воздействовать на огромную массу людей. Именно этот постулат заставляет его найти единственно верное образное решение, которое затем, в процессе постановки, найдет конкретное воплощение. Вообще, следует заметить, что только взаимосвязь всех составных частей представления воспринимается зрителями как единое, гармонически развивающееся действие. И тогда становится понятным, почему режиссер-автор-постановщик именно на стадии разработки сценария стремится отобрать и соединить в неразрывное целое различные средства художественной выразительности. Ибо он понимает, что только цельность представления раскрывает его основную идею, его смысловое содержание. Конечно, процесс сочинительства сценария массового представления, как и любое сочинительство какого-либо художественного произведения (а я полагаю, что сценарий массового представления есть произведение художественного порядка), не так прост, как может показаться на первый взгляд. И дело не только в том, что режиссер-автор должен знать и понимать законы драматургии не менее, чем профессиональный драматург, но и в том, что в этом процессе сочинительства режиссер-автор, мысленно перебирая десятки самых различных вариантов, постепенно отбирает наиболее яркие, зжЧимые для предельно точного образного воплощения замысла'| действии. Словом, как говорил поэт: «Изводишь единого слова ради / тысячи тонн словесной руды».
И вот что еще интересно: процесс написания сценария, перевод всего найденного и отобранного на бумагу не сводится к механическому их изложению, flcpezi режиссером-автором, ока^ы-вается, стоит не менее важная творческая задача: найти такие слова (в том числе и дикторский текст), которые не объясняли, не комментировали и и иллюстрировали действие, а входили бы в общую образную систему и были бы «драматургически* эмоциональными (что, какизвестно, вообще присуще слову) и с наибольшей полнотой и точностью выразили бы все замысленное. Причем не только и нестолько в описании действия, сколько в том, что, имея самостоятельное знамение, как одна из составных частей общей констр.кции массового представления, будет произноситься. Ведь режиссер-автор понимает, что текст сценария должен быть кратким сжатым, емким, образным. Знакомство с целым рядом сценариев наиболее удачных массовых представлений прошлого века подтверждает такое предположение. Действительно, памятуя это, рокиссер-автор чаше всего, как легко заметить, использует поэтическое слово. Ибо стих — это напряженная, ритмически организованная форма речи, где поэтическая строка, как правило, образна, а смысловая информационная нагрузка при всей ее сжатости и ритмичности чрезвычайно выразительна, поскольку в ней сконцентрированы мысль и образ. В то же время, как выясняется, есть еще одна тонкость, почему режиссеры-авторы (особенно при создании массового героического представления) прибегают, чаше всего интуитивно, подсознательно, к использованию поэзии, поэтического слова. Дело в том, что поэзии часто свойственна возвышенная театральная патетика, а это для режиссера-автора немаловажно.
Конечно, слово как выразительное средство, предстает в массовых представлениях в разных ипостасях: здесь и поэзия, и проза, и куплеты, и частушки и т.д. То есть слово как сфера словесного обозначения действия не имеет границ. Правда, нельзя не отметить, что многие из прочитанных мною сценариев, мягко говоря, грешат многословием, растянутостью, назидательностью, недостаточной действенностью. Все это противопоказано массовым представлениям, эстетике искусства массовых форм. Конечно, пало понимать, что не так-то просто найти емкое, насыщенное мыслью и эмоцией слово, лаконичную фразу, да к тому же во взаимодействии с присушим массовым представлениям, как уже говорилось, многообразием жанров. Но и при этом все равно, как писал А.П. Довженко, «надо дорожить в сценарии словом, сжатым до кристаллической формы, дорожить и мыслью и самой формой мысли, чтобы она, подобно диску дискобола, летела далеко и точно, а не как случайно брошенный кирпич»1"'. ЯЗЫК СЦЕНАРИЯ В самом начале «Размышлений», говоря об особенностях Театра массовых форм, я подчеркивал в качестве одного из важнейших условий успеха массового представления его зрелищность. Вот почему, как показывает практика, осуществление режиссером массового представления этой задачи чаще всего начинается в процессе создания им сценария, в процессе разработки и описания, изложения в тексте последовательности действий будущего представления (такое описание составляет львиную долю текста сценария). Поэтому, к сожалению, не всегда, а вернее, как правило, это обстоятельство позволяло, и позволяет, чиновникам не считать сценарий массового представления произведением особого рода художественной литературы — специфической драматургии. Но в том-то и дело, что. создавая сценарий, режиссер-автор одновременно как бы мысленно осуществляет его постановку. В этом-то и есть одна из основных особенностей режиссуры этого вида Театра массовых форм. Осмысливая действие, режиссер-автор стремится найти словесное выражение, как говорил В.Э. Мейерхольд, «музыки пластических движений». И это действительно так. Ведь режиссер-автор ищет такие слова, которые выразят зрелищное начало каждого момента действия. Пожалуй, никто так точно не подчеркнул эту особенность написания сценария массового представления, как тот же А.П. Довженко. «Сценаристу всегда нужно помнить, — пишет выдающийся кинорежиссер и драматург современности, — что каждая фраза, написанная им, в конце концов должна быть выражена пластически, в каких-то видимых формах... и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные (выделено мною. — А.Р) пластические образы, которые он этими словами описывает... Нужно стараться выразить свою мысль зрительным образом — ясным и ярким»™.
Другими словами, перед режиссером-автором стоит довольно сложная задача найти для каждого момента представления зрительный действенный образ и тем самым создать «зримый» сценарий. И верно, на протяжении создании сценария режиссер-автор, мысля зрительными, зрелищными образами, все время ищет для них словесный эквивалент. И тогда выясняется, ч го при всем многообразии имеющихся в распоряжении режиссера-автора литературных выразительных средств он выбирает прежде всего язык метафор, символов, аллегорий, иносказаний, ассоциаций, приемы гиперболы, гротеска, площадного действа и т.д., которые впоследствии, переведенные на язык действия, будут использованы режиссером во время постановки как весьма важные, образные пластические выразительные средства массового представления. Именно поэтому справедливо считать, что образная структура массового представления рождается в процессе поиска зрелищного эквивалента действенной линии. Причем режиссер-автор как бы живописует малярной кистью. Таков стиль изложения сценария. МЕТАФОРА, СИМВОЛ, АППЕГОРИЛ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ТОЛЬКО ДРАМАТУРГА, МО И РЕЖИССЕРА
Метафора Поскольку метафора воспринимается зрителями массового представления как ассоциативный образ, диапазон ее использования чрезвычайно обширен: от внешнего оформления до всего представления. Отсюда становится понятным, почему режиссер-автор так широко прибегает в своем творчестве к развернутой метафоре, метафорическим образам. Утверждая это, я основываюсь на том, что метафора, метафорический образ, в основе которого лежит принцип сопоставления, приписывания свойства одного предмета, явления другому (например, «жизнь сгорела», «говор волн», «стальные нервы», «поле деятельности», «голубой небосвод»; или, скажем, у А.С. Пушкина: «Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой»; или у С. Есенина — «сноп волос», «песенный плен»; или у В. Маяковского — «тысячи тонн словесной руды» и т.д.), уже содержит в себе ощутимую образность, способствующую творческому воображению. Естественно, режиссер именно в этом, порой неожиданном, но понятном образном сочетании, создающем в восприятии зрителя новое представление о предмете'"3, находит зримое воплощение метафоры, которое дает возможность перевести ее на язык пластики, язык образного действия, придавая ему (действию) необычайную выразительность. Или, как отмечал П. Антокольский, «остроту и свежесть». Кстати, образный метафорический строи дает возможность режиссеру раскрываемую им идею представления довести до философского обобщения. Так, в одном из представлений 1920-х годов можно было увидеть в эпизоде «Красноармейский магнит» «пляску смерти поверженного врага». Я уже несколько раз в том или другом контексте упоминал слова «пластическая метафора». Это не случайно. Говоря «пластическая метафора», я имею в виду уже заложенное в метафорическом решении образное пластическое действие, выражающее смысл происходящего на своеобразном образном языке, придающем массовому представлению неповторимость. Само собой разумеется, что уже при монтаже режиссером эпизодов массового представления при совмещении в них разных номеров, фрагментов создается образная пластическая метафора, которая, как мы увидим дальше, наряду с символом и аллегорией не только широко используется, но и создает особый, неповторимый образный язык массового действа. Особенно это проявилось на рубеже 1960—70-х годов, когда и в литературе метафора пришла на смену «суровому стилю». Собственно, и сегодня использование в художественном творчестве метафоры является одним из основных выразительных приемов. И это напрямую связано с царствующим сегодня в искусстве образно-метафорическим мышлением (но, к сожалению не всегда царствующее в творчестве современных постановщиков массовых представлений).
Символ Изучая тексты сценариев, нельзя не заметить, что чаще всего и больше всего режиссеры-авторы, стараясь «зримо» изложить действенную линию эпизода и всего сценария, пользуются символами. И это естественно. Ведь символ, если посмотреть на это понятие не с литературоведческой точки зрения, которая говорит о том, что это «предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая и определяет характер, качество символа»11"1, а с точки зрения сценариста-практика, то для него, как и для режиссера-автора, понятие «символ» равнозначно определенному словесному образу, используемому им чаще всего как иносказание. Весьма любопытна одна из теорий возникновения символов. «Человека, как члена рода, — пишет ее автор Е Тудоровская, -оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты (само слово «невеста» — подставное и означает «неведомое»), чтобы сбить с толку духа родового очага и не раздражать его введением в род чужого человека. Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойство предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, лоикий молодец — ясный сокол. Оно должно быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода»-1"7. В этой довольно обширной цитате, прежде всего, интересуют слова «придумывая подставное слово», поскольку они говорят о том, как рождаются новые символы. А это подтверждает мою мысль, что режиссер-автор в своем творчестве может не ограничиваться существующими символами и находить новые. Тем более что символ всегда условно означает явление реального мира. Правда, чтобы такое замещение произошло, этот предмет должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление о том, что имеется в виду, какое явление реального мира стоит за этим предметом. Например, вспомним охлоиковский стяг в спектакле «Молодая гвардия», который воспринимался как символ Родины. По ходу действия он в соответствии с происходящим в тот или другой момент спектакля то трепыхался, словно на ветру, то скорбно припускался, то в знак победы, торжества взвивался, словно паря над сценой. Именно этот «живой» стяг-символ создавал великолепный, зримый, неповторимый художественный образ спектакля. Отсюда ясно, что им (символом) может быть реальный предмет"», действие, явление, танец, животное, несущие в себе установившийся переносный (символический) смысл. Так, хлеб-соль стало символом гостеприимства, змей — мудрости, голубой цвет -надежды и т.д. При этом у каждого народа есть собственные символы. Например, в Индии лотос — символ божества, вселенной, во Франции лилия — символ королевской власти. Кстати, любой герб страны — это образный, художественный символ государства. Естественно, что, произнося слово «символ», режиссер не задумывается о происхождении этого понятия. Да ему это вроде и не нужно. В действительности же режиссер-автор интуитивно понимает, что символ, его содержание не есть раз и навсегда что-то навечно застывшее, неизменяемое. А это для режиссера очень важно: это дает ему возможность искать и находить новые символы. Ведь смысл символа рождается в определенных исторических условиях, и более того, он изменяется в зависимости от эпохи, исторической обстановки. Например, если раньше голубь был символом кротости, то теперь — мира, если раньше алтарь был сначала столом, то потом он стал символом близости к Богу. Но, пожалуй, самое впечатляющее превращение произошло со свастикой. С древнейших времен крест с загнутыми под прямым углом концами был символом благополучия, ниспосланной благодати и согласия. И в таком качестве его можно было встретить в изобразительном искусстве Древней Индии, Китая, Японии, Древней Греции, в средневековой Европе. Но вот в XX веке свастика стала эмблемой национал-социалистической партии и затем символом фашизма! Конечно, символ — важное выразительное средство в руках режиссера-автора, поскольку он, воздействуя на сознание и воображение, рождает у зрителей определенные ассоциации. Но хочу оговориться: происходит это в содержательном контексте происходящего действия. Надо сказать, что символические построения порой бывают чрезвычайно выразительны. Так, например, в 1951 году, в день открытия в Берлине Всемирного фестиваля молодежи и студентов, зрители увидели грандиозное символическое действо на тему самоутверждения человеческих рас, их борьбы за свободу и независимость, в котором режиссер, зримо раскрывая смысл происходящего, воздействовал на сознание и воображение зрителей крупномасштабными символами. Под музыку А. Александрова «Священная война» на поле стадиона вышли 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Далее предоставим слово постановщику И.М. Туманову. «Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизировавшие народы Азии, и на коленях — черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмотря на то что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла путь эмоционального воздействия на многие тысячи зрителей, тем более что эта тема, тема освобождения народов, в то время была особенно актуальна»3"4. Между прочим, как известно, разное содержательное окружение, разные обстоятельства действия могут придать предмету разные значения. Так, скажем колокол, колокольный звон может восприниматься как символ памяти (Хатынь, Хиросима), или как призыв (набат), или как благовест и т.д. Причем эти изменения в восприятии могут происходить по ходу действия представления. То есть восприниматься в разных ипостасях. Кстати замечу, обращение к значению символов в построении определенного сценического действия, сценического образа характерно не только для режиссеров массовых представлений. Однажды ПА. Товстоногов, говоря о будущем театра, о тенденции его развития подчеркивал, ч го внешнее правдоподобие действия постепенно умирает и что возникает театр другой поэтической правды, в котором любое действие будет нести в себе огромную смысловую нагрузку, где каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ. Трудно, следя за развитием современного театра, не согласиться с прославленным режиссером. И в то же нремя нельзя не сказать, что рождение театра другой поэтической правды сопряжено с преодолением множества практических препятствий, в том числе и в умах современной режиссуры, которая видит другие пути развития театра. На что, замечу, имеют полное творческое право. Что же касается Театра массовых форм, и в частности массовых представлений, то роль символов как одного из действенных выразительных средств, как известно, исстари имеет весьма важное значение в режиссуре массовых представлений и занимает значительное место в палитре режиссера. Но вот, как не раз приходилось видеть, осуществить, перевести на язык пластики примененный в сценарии режиссером-автором символ оказывается весьма не просто. Как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Создать символическое действо, прибегнуть к тому или другому символу для образного выражения режиссерско-авторской мысли, найти ему пластическое, действенное выражение, даже при определенном опыте, достаточно трудно. Любому режиссеру хорошо известно, что сделать это (перевести символ в образное пластическое действо), сделать его зримым — задача весьма сложная. Вот почему в представлениях разных режиссеров многие неподготовленные (в том числе и эмоционально), используемые формально символы и их пластическое решение (преклонение колен, возложение цветов, вспорхнувший в небо голубь и т.п.) кочуют из одного представления в другое, превращаясь в дурной штамп. Аллегория Как правило, помимо рождающих особый образный метафорический язык сценариев и самих массовых представлений, символов, режиссерами-авторами используются, как уже отмечалось, и другие выразительные средства, создающие неповторимость только данного зрелища-действа. Причем не только их совокупность, но и каждое из них может стать основным, ведущим, определяющим и весь зрелищный образ представления, и его жанр. Так, например, в 1920-е юды широкое распространение получили практически ныне не существующие аллегорические представления. Аллегория как весьма выразительный прием на протяжении многих веков широко использовалась в самых различных видах как народного творчества, так и литературы и искусства. Если разобраться, то в большинстве раздумий в первой части «Размышлений», говоря об историческом развитии Театра массовых форм, мне постоянно доводилось сталкиваться с активным использованием аллегории в самых различных действах того времени. Иносказательные возможности аллегории (а аллегория — это один из тропов), сочетание в ней лаконизма и образности позволяли (и позволяют) в единичном образе выразить не только его содержание, но и зрелищно раскрыть определенное абстрактное понятие или мысль. Из того, о чем говорилось в первой части «Размышлений», нетрудно заметить, что истоки, происхождение многих аллегорических образов лежат уже в культурных традициях племен и народов. (Многие аллегорические образы, как известно, восходят к древнегреческой и древнеримской мифологии.) Но самое интересное в аллегории то, что ее содержание, скрытый в ней смысл, возникнув однажды, до сих пор носит устойчивый характер!.. Например, женщина с завязанными глазами и весами в руках (богиня Фемида) была и остается аллегорией правосудия. Казалось бы, что традиции использования аллегорий в массовых представлениях, которые широко практиковалось режиссерами в 1920-х годах в действах первых послереволюционных лет, доживут до наших дней. Но увы, этого не произошло. Одна из причин их исчезновения, пожалуй, лежит в значительно изменившимся во второй половины XX века отношении к использованию объемных аллегорических фигур в массовых представлениях как устаревшим выразительным средствам. Но можно предположить, что, скорее всего, это вызвано изменениями, произошедшими в восприятии современным обществом вообще ряда аллегорий. Надо полагать, что это результат отсутствии у современного зрителя возможности восприятия того или другого предмета как олицетворения определенного абстрактного понятия. По всей вероятности, это происходит из-за незнания, из-за отсутствия в его (зрителе) сознании закрепленных связей, из-за непонимания, что собой олицетворяет появившийся перед ним предмет. Ведь как известно, аллегория — это изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее в восприятии зрителя абстрактное понятие или мысль. Или, иначе говоря, суть аллегории в изображении отвлеченной идеи, понятия посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Так, например, существующие с давних времен в культурных традициях племен, народов, наций переходящие из поколения в поколение такие абстрактные понятия, как Добро, Зло, Надежда, Злословие, Совесть, Верность и другие, изображались в виде закрепленных в сознании людей определенных женских фигур. Сегодня, если не будет тем или другим способом обозначено, что олицетворяет собой появившаяся перед зрителями женская фигура, они ее не воспримут как аллегорию. Правда, есть и сегодня аллегории, которые приобрели устойчивый характер и поэтому понятны зрителям. Их немного, но они существуют в сознании людей. Так, богиня Фемида (женщина с завязанными глазами и весами в руках) воспринимается как олицетворение правосудия; богиня Ника (крылатая дева в лавровом венке и на колеснице) воспринимается как олицетворение победы. Л изображение у одних народов — льва, у других -медведя, у третьих — орла воспринимается как олицетворение силы, доблести. Больше повезло аллегориям-предметам. Так, до сих пор зеленая пальмовая или оливковая ветвь олицетворяет собой мир, молот — труд, лавровый венок и дубовая ветвь — славу и воинскую доблесть, старуха с косой в руке — смерть, сердце пронзенное стрелой — любовь, змея обвивающая чашу — медицину и т.д. Нетрудно заметить прямую зависимость зрительного облика аллегории либо от содержания мифа, либо от основной функции предмета. Вернее, иносказательный характер аллегории проявляется не столько в совпадении с подлинным содержанием предмета, сколько его изображение есть способ выражения определенного смысла. Чуть выше я уже говорил о том, что аллегория играла значительную роль в массовых действах всех времен и народов, причем, не только в средневековых мистериях. Вспомним празднества Французской революции, о которых шла речь в первой части «Размышлений». Думаю, полезно вновь обратиться к описанию одного из таких праздников, но уже обращая внимание на то, какими приемами, с помощью каких выразительных средств, и в частности аллегорий, выстраивался постановщиками художественно-образный мир праздника. «Особую группу декораций, — пишет в книге «Театр Французской революции» К. Державин, — представляло аллегорическое оформление сцены в том жанре, который являл собой любопытную особенность революционной драматургии... {Здесь и далее выделено мною. — А ._ Р.). Например, — пишет далее автор, — торжественно устроенное 10 ноября 1873 года в соборе Парижской богоматери в честь Разума празднество послужило революционной сцене известным образом для оформления ее апофеозов и патриотических живых картин. Посредине собора была воздвигнута Гора, на внешней стороне которой находился храм с надписью на фронтоне: «Философия», окруженный бюстами философов — представителей революции. У подножия Горы — алтарь, на котором пылал факел Истины». Эстафету использования аллегорий, аллегорических фигур продолжили советские режиссеры в 1920-е годы прошлого века. Так, например, судя по описаниям свидетелей, поставленное в 1918 году в Воронеже массовое представление «Сожжение гидры контрреволюции», по споему художественному решению и использованных в нем выразительных средств представало перед зрителями как яркое аллегорическое действо. Но с течением времени аллегории, как одно из основных средств выразительности постепенно исчезали с палитры режиссеров-авторов. А после Отечественной войны практически вообще исчезли. Пожалуй, только в творчестве И.М. Туманова и А.Д. Силина можно было увидеть представления, в которых как кульминация эпизода, как лаконичное и точное средство усиления выразительности использовалась аллегория. Так, в представлении 1951 года (режиссер И.М. Туманов) на поле стадиона в Лужниках в одном из его эпизодов возникало изображение атомной бомбы, которая затем перечеркивалась двумя чертами. И на всех языках народов мира возникало слово: «Нет!» Или в массовом представлении в 1962 году на стадионе «Динамо», посвященном 60-летию спортивного общества, носящего такое же название, его Пролог (режиссер-автор А.Д. Силин) был решен как аллегория понятия «Динамо»"", ставшее эмблемой этого спортивного общества. В скупом освещении на поле возникала хорошо известная в стране бело-голубая эмблема этого спортивного общества. И сразу же после этого в центре эмблемы начинало бешено вертеться в оранжевом круге ярко-красное пятно, изображавшее ротор динамо-машины, от которой во все стороны поля к осветительным мачтам побежали молнии-стрелы. И когда, продолжая их движение, к вершинам осветительных мачт взвились серебряные ленты, все поле осветилось сотнями укрепленных на мачтах мощных прожекторов. В другом его представлении в 1985 году, на том же стадионе, после того, как по гаревой дорожке, веселясь и играя, под задорную детскую песенку проехали в открытых машинах девочки с куклами в руках, а мальчики — с разными моделями машин и скрылись за воротами стадиона, над одной из трибун вдруг поднимался макет атомной бомбы. Раздавался взрыв. Над трибуной высоко в небо, клубясь, поднимался зловещий атомный гриб. И тогда на гаревой дорожке опять появились, но уже обгоревшие машины без детей, с разбросанными на них искалеченными игрушками, полусгоревшими, разорванными на части куклами и моделями машин. ВЫВОДЫ Итак, завершая эту часть «Размышлений», попробую сделать некоторые выводы. В основе массового представления, как и любого сценического действия, лежит определенная драматургия, которая в отличие от пьесы или либретто по своему содержанию, характеру и форме изложения по праву называется сценарием. Рассматривая существующие сегодня сценарии массовых представлений, убеждаешься в том, что, в то же время ты имеешь дело с особым, достаточно сложным современным видом драматургии, принципы и основы которого складывались на протяжении многих лет. Одной из важнейших его особенностей является то, что создается сценарий на основе режиссерского замысла. Или, иначе говоря, режиссерский замысел будущего массового представления является для данного вида драматургии первичной основой. Это обстоятельство дает право одновременно определить одну из особенностей режиссерского творчества в этом виде сценического искусства. Он не просто режиссер, а режиссер-автор. Неудивительно, что в большинстве случаев авторами сценариев массовых представлений вообще являются сами режиссеры-постановщики. И как оказывается, это обстоятельство напрямую связано с еще одной особенностью режиссерского творчества в этом виде сценического искусства: режиссерско-постановочное решение представления возникает уже на уровне создания сценария. Дело в том, что в процессе обдумывания и написания сценария режиссер-автор одновременно как бы мысленно осуществляет его постановку. В основе сценария массового представления лежит реальное событие, главный герой которого — народ. Поэтому содержание сценария раскрывается в противопоставлении двух противоборствующих сторон, выраженном не столько словесным, сколько пластическим действием. В сценарии массового представления нет монологов, диалогов, нет психологической разработки характеров, бытовых деталей. Текст сценария состоит, главным образом, из описания действенно-событийной линии будущего представления. Сценарий массового представления — сложная, стройная, динамическая, целостная система, складывающаяся из самых разных компонентов; отличается взаимосвязью, сплавом, слитностью разножанровых номеров и фрагментов со специально написанным или подобранным (чаще всего поэтическим) текстом, с кино- и диапроекцией и с художественно-осмысленным документальным, фактическим материалом. Причем системой, уже в замысле которой заложено разумное соотношение целого и частного. В результате чего возникает качественно совершенно новое драматургическое произведение синтетического комплексного жанра, с иными законами временных и пространственных решений сценического действия. Конечно, режиссер должен знать и уметь использовать все области, из которых слагается массовое представление. Не помню, кто сказал, что режиссура — самая широкая профессия на свете. В сценарии массового представления мы имеем дело не столько с ярко выраженным конфликтом, что характерно для пьесы, а с драматической коллизией, ситуацией, которая выражается не сюжетом, а сюжетным ходом и содержание которого выражается цепью самостоятельных действенных эпизодов, являющихся лишь составной частью всего массового представления, при этом постепенно, в определенной логике и последовательности, раскрывающих его главную тему и идею, осмысленные, естественно, еще на уровне режиссерско-авторского замысла. Краеугольным камнем режиссерско-аиторского приема раскрытия содержания эпизода является монтажный принцип его построения. Существенным моментом работы режиссера-автора над сценарием является поиск и нахождение (еще на уровне замысла) сюжетного хода, который не только дает возможность соединить эпизоды в единое целеустремленное действие и определяет логику его развития, что становится решением и композиционного построения сценария, но и создает единый художественный образ данного массового представления. Одна из трудностей создания текста сценария массового представления порождена одной из основных его особенностей. Масштабность развертываемого на сценическом пространстве действия требует не только тщательного отбора словесного материала111, взаимодействия слова и движения, но прежде всего яркого, броского и в то же время точного зрелищного выражения. Именно это обстоятельство заставляет режиссера-автора находить на этапе создания, написания сценария словесный эквивалент будущему зрелищному пластическому образному действию. Не случайно в числе используемых сценаристом выразительных средств чаще и больше всего он использует метафорические, символические, аллегорические построения, которые в то же время заменяют диалоги и монологи. Вдумываясь в виденные массовые представления, нельзя было не заметить во многих из них характерные, заложенные еще на уровне создания сценария просчеты и недостатки. Это, прежде всего, отсутствие четкой логики раскрытия содержания из-за недостаточной продуманности развития действия, основанного на сюжетном ходе; многословие, схематичность, скороговорку в раскрытии темы, идущие от желания рассказать в одном представлении обо всем. Созданный режиссером-автором сценарий не может быть тиражирован. Ибо он пишется только для конкретного массового представления с учетом всех конкретных предлагаемых обстоятельств, в том числе места и времени его проведения, наличия творческих сил и аудитории, которой он предназначается. Вот почему для каждого массового представления каждый раз пишется специальный сценарий, в котором режиссерско-авторское решение одного и того же события получает новое выражение. Глава VIII ПРОФЕССИЯ - РЕЖИССЕР Кто бы и что бы ни говорил, какую бы позицию он ни занимал, вряд ли найдется человек, отрицающий, что сегодня во веех сценических искусствах есть личность, которая организует и возглавляет весь творческий процесс создания в том или другом его виде (драме, опере, оперетте, балете, эстраде, пантомиме, цирке и т.д.) того или другого сценического произведения. И профессия этой личности — Режиссер. Но раньше несколько слов о моем сегодняшнем понимании профессии режиссер. Для меня режиссер — это, прежде всего, режиссер-личность, режиссер-гражданин, режиссер-художник, остро чувствующий современность. Личность, от природы наделенная и владеющая определенными творческими и организационными способностями, дающими ей возможность не только создавать на основе драматургии произведение сценического искусства, но и выразить через него свои мысли и чувства. Как когда-то о профессии режиссера справедливо заметил Николай Павлович Акимов, «право на занятие искусством имеет только тот человек, который убежден в своей правоте, который хочет сказать людям нужное и важное, который верит, что это «нужное» лучше всего будет выражено теми средствами, которые он применяет в искусстве»312. Осмысливая явления жизни, раскрывая событие, режиссер, чтобы вызвать определенные мысли, эмоции и реакцию зрителя, стремится достучаться до его сердца, разбудить его (зрителя) чувствительные струны души. Само собой разумеется, что мои размышления о профессии, об искусстве режиссера Нетрадиционного театра в основном опираются на общие законы актерского и режиссерского творчества, открытые и сформулированные К.С. Станиславским. Ибо речь идет о Театре массовых форм, о Нетрадиционном театре, в природе которого, как и в любом сценическом искусстве, прежде всего, заложено сценическое действие. Конечно и сегодня, осуществляя постановку того или другого сценического произведения, режиссер является не только организатором всего творческого процесса его создания, не только, по выражению В.И. Немировича-Данченко, «зеркалом», отражающим и тем самым направляющим к достижению цели усилия актеров (исполнителей), а и толкователем, интерпретатором данного сценического произведения. Мне представляется, что сегодня именно эта одна из трех ипостасей режиссерской профессии вышла в творчестве режиссера на первое место.'1' Я имею в виду не довольно модное желание некоторых режиссеров удивить зрителей, выкинуть нечто скандальное, эпатирующее общество, как говорится «переплюнуть соседа», а идейную направленность, гражданское толкование воплощаемой им драматургии (сценария). Личность режиссера, его убеждения, его эстетическое и этическое начала играют огромную роль в его творчестве. Или, иначе говоря, я имею в виду не только одаренность, творческие способности режиссера, но и его жизненную и творческую позицию, которая в конечном счете определяет обра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|