И все же об актере-личности в массовом представлении 1 глава
Одна из особенностей роли, которую играет актер в массовом представлении, в том, что исполняемый им персонаж в контексте сюжета этого представления обычно является представителем определенной группы людей, выражающий их надежды, чаяния или требования. То есть действующее лицо, персонаж зачастую предстает перед нами как собирательный образ, как конкретный представитель определенной массы. Именно поэтому в некоторых работах утверждается, что отдельному актеру в массовом представлении уготовано играть только собирательный образ. Позволю себе внести некоторые поправки в это утверждение. Актер в современном массовом представлении выступает в разных ипостасях. Убеждает в этом, скажем, такой пример. В уже не раз упоминаемом мною массовом представлении «Увенчанные славой» был эпизод, который назывался «Мать». Шел он после сцен сражения на Бородинском поле. ...Представьте себе: темная ночь, только что отгремела битва, отблески еще пылающих где-то невдалеке пожаров освещают поле, на котором повсюду лежат раненые и убитые. Сквозь стоны доносится чай-то молитвенный шепот. Но вот санитары подобрали раненых и унесли их. Все стихло. И тогда в самой глубине огромной сцены Зеленого театра, выхваченная из темноты лучом прожектора, вся в черном одеянии появилась женщина, которую в начале представления мы видели провожающей сына на войну, а теперь ищущая его среди убитых воинов. В это же время другой луч прожектора высветил стоящую на возвышении у правого портала еще одну женщину, певшую арию «Все люди спят, лишь мать не спит одна» из кантаты А. Новикова. Медленно всматриваясь в лица лежащих, идет Мать, ищущая среди убитых сына. Но вот почти у самого края сцены она опустилась на колени. Пауза. Появляются гренадеры. Помогая уложить сына на импровизированные носилки, Мать и солдаты медленно скрываются в глубине сцены.
Трудно в пересказе выразить, какое эмоциональное воздействие производил этот эпизод на зрителей. Секрет такого восприятия, вне всякого сомнения, заключался не только в его содержании, но и в резком контрастном стыке (монтаже) этой сцены с идущим до нее эпизодом — огромной картиной исторического сражения, наполненной оружейной стрельбой, свистом и взрывами бомб и снарядов, криками идущих в атаку солдат, звоном сабель, храпом лошадей. По моему глубочайшему убеждению, именно контрастное сопоставление массовой сцены с последующим или предыдущим действием какого-либо персонажа представления и есть один из режиссерских приемов, подтверждающий мою правоту в понимании роли актера в массовом представлении. Все дело в том, как, в каком взаимодействии с массовой сценой выступает актер-персонаж. Верно говорят, что актер в массовом представлении — участник сложнейшего процесса, в котором сливаются воедино не только виды и жанры искусств, но и персонаж, и массовая сцена. Другой прием, правда чаще встречающийся особенно в представлениях под открытым небом, — создание соответствующего, если можно так выразиться, «живого обрамления» сольному выступлению актера. Например, в одном из массовых представлений можно было увидеть на помосте, возвышающемся в центре поля, одновременное выступление чемпионки мира по художественной гимнастике и внизу на травяном покрытии по всей площади поля — пятисот гимнасток. Или в другом представлении — сражающихся на возвышении мушкетеров и заполнивших все поле стадиона участников сборной коллективов фехтовальщиков Ленинграда. Справедливости ради следует подчеркнуть, что такой прием — соединение выступления солиста с массовкой — преимущественно использовался в спортивных массовых представлениях.
Естественно, что участие в массовом представлении, действии монументальном, масштабном, вносит свои поправки в манеру актерской игры. Раздумывая над этим, выясняя, почему это происходит, а именно — достаточно значительная корректура в присущие актеру выразительные средства, начинаешь понимать, что, собственно, причин для этого много. Здесь и заложенные уже в сценарии: и содержание роли и характер, стиль и форма представления (монументальность и масштабность); здесь тоже заложенное еще на уровне сценария отсутствие психологической разработки роли, поскольку из-за огромных размеров сценической площадки и удаленности актера от зрителей последним невозможно воспринимать тончайшие нюансы актерской игры1'1, а посему не имеет особого значения и внутренняя индивидуальность актера; здесь и игра на открытом воздухе в определенной окружающей обстановке; и здесь, что бывает чаще всего, круговое расположение зрителей и многое другое. Само собой разумеется, что все сказанное требует от исполнителя в массовом представлении других приемов актерской игры, а именно: усиленного звучания подачи слова; броской, четкой графики пластического рисунка и позы; подчеркнуто укрупненного жеста, каждое движение, каждое изменение которого имеет определенное значение вплоть до внешнего выражения эмоционального состояния."2 Что касается особенностей произношения слова, словесного действия, то оно, как правило, связано с возникающей по ходу действия определенной коллизией. Ведь чаще всего в массовом представлении актер предстает перед зрителями в роли митингового бойца, трибуна, оратора, который «убеждает толпу в мысли значимость которой измеряется его одушевлением, его страстью, его пафосом и, следовательно, жаром, блеском, силой его слова»"3. В этом случае, как говорится, не до полутонов. Мое же подчеркивание роли и значения позы (пластики) и жеста в игре актера в массовом представлении не случайно. Я убежден, что именно они — поза и жест актера — наиболее ярко и зрелищно доносят смысл его действия в массовом представлении. И я не одинок, утверждая это. «Поза и жест (здесь и далее мои выделения. — А.Р.) дают огромные возможности создателю зрели ща. — пишет в своей книге о режиссере зрелища М.Г. Розовский. - Почему у народов, стоящих на примитивных ступенях цивилизации, культура театра так высока? — продолжает он. — Потому что в пластическом отношении этот театр никогда не бывает плох. Жизнь здесь передается через движение и музыку...»
«Помнится, — продолжает автор, — в нашу страну приезжал театр одной из африканских стран. Спектакль являл собой смесь нежных любовных сцен и кровавых сражений. В лирических сценах поза и жест были благородными и сдержанными. Особенно прекрасна была статуарность некоторых мизансцен — прием неожиданного застывания в позе. В чарующей сцене клятвенного объяснения влюбленных Она медленно опускается на колени, руки висят, голова поникла, затем Она кладет себя у Его ног и лбом прикасается к растопыренным пальцам его рук. Эта поза артистами Фиксируется (то есть на какой-то миг персонажи каменеют)... В сценах сражений пластические решения были драматургически выражены во все нарастающей ритмической подвижности групп. Пестрая смена маршировок и поединков, стремительный темп сложнейшей акробатической игры — тела перебрасывались друг через друга в бесконечных сальто-мортале, актеры прыгали в бешеных ритмах, моментальные перестроения, фронтальные, диагональные, рубленые превращают сражение в О1ромную оргию движущихся тел, конечностей, оружия. Все это исполняется с неслыханным темпераментом, баснословно ритмично и точно под музыку. В финале все застывают. Потом вдруг падают наземь -все! — и победители и побежденные»"4. Я неспроста привел эту довольно обширную цитату. Если вдуматься в ее смысл, то нетрудно заметить еще и то, что речь в ней идет о жесте и позе как об одном из ярчайших элементов, создающих зрелище. Л это последнее весьма важно. Я уже в самом начале «Размышлений» подчеркнул значение зрелишности в Нетрадиционном театре, Театре массовых форм, и в частности в массовых представлениях.
Кстати, любопытно, что такие приемы актерской игры возникают и по другим, присущим только массовому представлению, с моей точки зрения, важным причинам. РИТУАЛЫ. ОБРЯДЫ После Отечественной войны, в 1950-е и последующие годы, режиссеры стали часто использовать в представлениях, посвященных историческим событиям, юбилейным датам, ритуально-обрядовые моменты, ритуальные эпизоды11', оправданные драматургическим, режиссерско-авторским замыслом и органически вплетенные сюжетным ходом втканьдействия. Как правило, это были различные воинские ритуалы: вынос знамени (знамен) в сопровождении и со сменной Почетного караула, возложение венков или гирлянд воинской Славы, торжественные парадные прохождения и т.д. В этих ритуальных церемониях11'режиссеры строго придерживались установленных для того или другого ритуального повода точного соблюдения порядка их проведения. Дело в том, что в ряде случаев событие требует неукоснительного соблюдения определенной церемонии. Так, при любой фантазии режиссера-автора, при любом, самом неожиданном решении в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр, в отличие от мировых чемпионатов, помимо торжественности существует определенная последовательность действий. Причем эту, как и в дипломатическом протоколе, раз и навсегда установленную последовательность нельзя нарушать! Правда, как показывает практика, определенное протокольно-ритуальное действие может быть, и бывает, эмоционально значительно усилено введением в него элементов театрализации. Вспомним символическое шествие античных квадриг и колесниц на открытии Олимпийских игр в Москве в 1980 году, когда жрицы усыпали лепестками роз дорогу, по которой проходили вошедшие на стадионную беговую дорожку участники Олимпиады. Или уже упоминаемый нами в первой части «Размышлений» бег к чаше олимпийского огня спортсмена с факелом в руках по возникшей словно по взмаху волшебной палочки, дороге над головами участников фона. Надо сказать, что ритуалы, церемонии помимо яркой, впечатляющей зрелищности (может быть, именно эта их сторона и привлекает внимание режиссеров) всегда вызывают у зрителей определенные ассоциации, которые не требуют объяснений. Скажем, тот же вынос знамен. Позволим себе в качестве примера привести один из эпизодов открытия Дня города Москвы, состоявшегося на Красной площади в сентябре 1987 года, «Москва — город-герой». ...С последним аккордом «Первого концерта» П.И. Чайковского, которым закончился предыдущий эпизод, над затихшей площадью раздался по радио голос (артист — В. Шалевич): Москва! Священная держава! Благословляя, веря и любя, Мы за тебя — по долгу и по праву И по любви — мы бились за тебя!
И тогда под звуки знаменитой «Песни защитников Москвы», воскресавшей события 1941 года, от Васильевского спуска и со стороны Исторического музея на свободное пространство перед трибунами одновременно с двух сторон одно за другим появились легендарные воинские знамена, каждое из которых в сопровождении двух солдат роты Почетного караула нес, чеканя шаг, третий солдат этой же роты. Справа и слева от них в почищенных, выглаженных по такому случаю стареньких гимнастерках, тоже пытаясь, насколько это было в их возможностях, чеканить шаг, шли теперь уже немолодые, бывшие солдаты — защитники Москвы... По мысли режиссера открытия, шедшие по площади участники обороны Москвы были не Герои Советского Союза, которых, кстати, среди защитников Москвы было немало, а рядовые солдаты, у которых, пожалуй, вместе с медалью «За оборону Москвы», да «За Победу в Отечественной войне» других наград-то и не было. Какой за таким символом скрывался смысл, станет понятно из слов, прозвучавших в этот момент над площадью. На фоне продолжающейся мелодии песни — голос по радио: «На плошади боевые знамена дивизий и полков московского народного ополчения. Под этими знаменами грозной осенью сорок первого 160 тысяч трудящихся Москвы грудью встали на зашиту своего города. Сейчас, здесь, на Красной плошади, в почетном карауле — ветераны битвы за Москву!» Правда, замечу, такое решение выноса легендарных знамен не сразу получило согласие соответствующих органов. Забегая вперед, скажу, что именно этот момент вызвал у стоящих на площади такой эмоциональный всплеск, который затем в момент возложения гирлянд воинской славы неожиданно для постановщиков открытия пылился вто, что пятитысячная площадь преклонила колени. Но продолжу. Замерли в торжественном построении знаменосцы роты почетного караула и бывшие ополченцы с каждой от них стороны. А мелодия песни продолжала звучать. И снова над площадью разнеся мужской голос: Ночную мглу прожектора косили. Гремело небо в рощах из свинца. Не только у бойцов — У всей России Край обороны лег через сердца. Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы, Зарю победы ошутии едва, И умирая, знали - Будем живы — Была б жива священная Москва! И тогда в наступившей тишине разнесся над площадью мерный стук метронома. Расступились стоящие на площади представители трудящихся столицы (пять тысяч человек — по 150 от каждого района). И через образовавшийся в центре коридор под продолжающийся стук метронома молодые москвичи — наследники ветеранов — вынесли четыре увитые гвардейскими лентами десятиметровые хвойные гирлянды воинской славы, которые под зазвучавший в этот момент знаменитый «Вокализ» С. Рахманинова они возложили на броню выехавших на площадь четырех БТРов. В это же время от здания ГУМа через стоящих по всей глубине площади москвичей 840 знаменосцев с красными стягами в руках вышли вперед и стали по всей ее ширине, образовав перед трибунами и боевыми знаменами Стену Славы. Голос (по радио): «Слушай, столица! Слушай, Красная площадь! От имени всех москвичей эти гирлянды Воинской Славы будут возложены к могиле Неизвестного солдата, к мемориалам у поселка Крюково, у разъезда Дубосеково и к стеле «Москва — город-герой! Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!» Под непрерывно продолжающуюся мелодию «Вокализа» вышедшие и вставшие перед трибунами 840 знаменосцев склонили знамена, и бронетранспортеры с гирляндами Воинской Славы в сопровождении ветеранов битвы за Москву двинулись в сторону Манежной площади. Над площадью разнеслась мелодия песни Д. Тухманова «День Победы», и под ее звуки расчеты, несущие легендарные боевые знамена, в сопровождении роты Почетного караула, пройдя в торжественном марше перед трибунами, покинули площадь. Одновременно знаменосцы с красными стягами снова отошли к фасаду ГУМа. Начался следующий эпизод открытия празднования «Дня города» Москвы на Красной площади. Надо сказать, что включение воинских ритуалов в ткань массовых представлений не есть, как можно подумать, определенный штамп. Такая позиция в корне ошибочна. Этот ритуал, как и другие ритуалы: встреча «хлебом-солью», разрезание ленты перед открытием, разбивание бутылки шампанского перед спуском корабля на воду, минута молчания, подъем флага, закладка первого камня и целый ряд других, — есть исторически сложившаяся традиционная форма сложного символического поведения, которая играет важную роль в жизни общества. Введение ритуалов, ритуальных эпизодов в ткань массового представления закономерно, ибо они плоть от плоти рожденных народом обычаев, и поэтому не только понятны, но и непосредственно вызывают определенную эмоциональную реакцию. Конечно, ритуальные, как и документальные и игровые моменты, работают только в том случае, если они органически сплетаются с сюжетом сценария, образуя единое художественно цельное произведение, о котором идет речь и которое называется массовое представление. АРМИЯ Пересказ эпизода открытия Дня города Москвы на Красной площади невольно затронул еще одну весьма важную для массовых представлений тему — участие п них армии, армейских частей. Собственно, с использованием армейских частей в качестве действующего лица представления мы сталкиваемся уже в первых массовых представлениях 1920-х годов. Вспомним одно из самых первых представлений «Свержение самодержавия», осуществленное в Железном зале Народного дома (бывшей Николаевской академии Генерального штаба) силами существовавшей в те дни в Петрограде Театрально-драматической мастерской Красной Армии, руководимой П.Г. Виноградовым. На основании рассказов красноармейцев, участников событий 1905 года и Февральской революции, и рассказов очевидцев событий, происходивших в стане главковерха и в царском дворе, постановщики Е. Головинская и Н. Лебедев (ведущие актеры Первого передвижного драматического театра под руководством П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской) совместно с группой участников, среди которых были и профессионалы, работавшие в Мастерской (режиссер Келих, поэт Крайский, актеры-эстрадники Орлов и Моляревский), создали сценарий, каркас будущего представления. В качестве исполнителей огромного количества занятых в представлении действующих лиц были привлечены красноармейские части, поскольку они помимо всего прочего, особенно в те годы представляли собой наиболее активную, организованную и легко подчиняющуюся дисциплине массу. Надо думать, что эти качества играли не последнюю роль в том, что и в 1950—70-е годы многие режиссеры-постановщики массовых представлений, как правило, использовали армейские части как действующих лиц не только в представлениях, рассказывающих о славе русского оружия, — например, в ролях русских и французских воинов в разных представлениях, посвященных Бородинскому сражению, или дружины Александра Невского и крестоносцев в представлениях, посвященных разгрому последних на льду Чудского озера в 1242 году, или русских воинов, сражающихся против войска Мамая в представлении, посвященном победе на поле Куликовом в 1380 году, иди как участников представлений, посвященных событиям Отечественной войны 1941 — 1945 годов, но и во многих других, причем то как коллектив армейской самодеятельности, то знаменосцев, то участников различных воинских ритуалов и т.д. Но есть и другая ипостась участия армии в массовых представлениях, кстати, не менее важная в создании массового представления, — это ее участие в качестве самых различных помощников режиссера: обеспечивающих организационно-техническую сторону представления (связь, освещение, снабжение и управление военной и другой техникой и т.п.). ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Естественно, и об этом я уже говорил, каждое массовое представление еще на уровне создания замысла требует от режиссера нахождения соответствующих теме и «условиям игры» художественных приемов, соответствующих средств выразительности, создающих только для данного представления свой образный строй. Но это не означает, что он (образный строй) создается в результате только последовательных логических умозаключений режиссера. Не менее, а может быть, более важную роль играет эмоциональная, чувственная природа творчества данного режиссера (да и всех тех, кто составляет художественно-постановочную группу, вместе с режиссером и под его руководством осуществляющую представление). Я много и часто употребляю словосочетание «выразительные средства». Сколько я ни пытался найти какие-либо объяснения, что оно (это словосочетание) обозначает, кроме слова «краски», других объяснений не нашел. В то же время я великолепно понимаю содержание этого выражения. Да, это «краски», которыми пользуется режиссер, чтобы создать и образно выразить содержание, идею и тему художественного произведения. И все же слово «краски» — это аналогия. Для меня выразительные средства — это образные приемы, средства, суммой которых режиссер создает то или другое целостное художественное сценическое произведение. Подчеркну: я говорю о режиссерских выразительных средствах, ибо каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства для создания художественного образа. Ведь, как известно, «художественное творчество, отражающее те или другие явления, в то же время выражает мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств»'17. Палитра выразительных средств, которыми пользуется режиссер-постановщик массовых представлений, достаточно специфична и велика. Здесь и действие, движение, слово, паузы, здесь и мизансцена, музыка, ритм, свет, и, конечно, действенные приемы, так же как пластическая метафора, аллегория, гипербола, гротеск и т.д. В общем, богатство выразительных возможностей, выразительных средств массовых представлений, как и традиционного театра, отличает его от всех других видов искусства. Более того, оно все время расширяется. Широкая практика массовых представлений, особенно второй половины прошлого XX века, требовала поиска новых выразительных средств. И чем богаче была режиссерская палитра, тем ярче было создаваемое им художественное произведение, тем сильнее была сила его воздействия на мысли и чувства зрителей. Важно только, как говорится, «не переборщить», чтобы, увлекшись, не помешать зрителю воспринимать представление. Но здесь все зависит от чувства меры режиссера. Хотя, скажем, для А.К. Гладкова «чувство меры» — это качество посредственных художников. «Что такое это пресловутое чувство меры? — спрашивает Гладков и отвечает: — Его не было у Бальзака, не было у Рабле, не было у Сервантеса, но им в совершенстве обладали многие вполне посредственные художники»3™. При всей необычности, оригинальности, парадоксальности высказывания А. К. Гладкова в корне с ним не согласен. Ограничение, точный отбор выразительных средств — одно из профессиональных качеств подлинного режиссера. Другое дело — свобода творчества. Чем свободнее себя чувствует режиссер в своем творчестве от так называемых «беспроигрышных», не раз проверенных приемов, чем ра-скрепощеннее он в выборе нестандартных выразительных средств, тем самобытнее получается создаваемое им массовое представление. В то же время свобода творчества не есть безудержное богатство фантазии ради ее демонстрации, а добровольное и сознательное ограничения себя. В этом, как говорил другой театральный авторитет ГА. Товстоногов, благородное величие, сила и мудрость профессии режиссера. Прежде чем разобраться в особенностях выразительных средств массовых представлений, считаю необходимым подчеркнуть еще два важных обстоятельства, объясняющих позицию моих дальнейших размышлений. Первое: массовое представление — это один из видов Театра, своеобразного, нетрадиционного, но Театра, подчиняющегося общим законам творчества, в сущностной природе которого заложено сценическое действие. Поэтому основы учения К.С. Станиславского не только применимы к этому виду Театра, в частности к массовым представлениям, но без них режиссеру-постановщику просто не обойтись. Второе: отбор тех или других выразительных средств, тех или других приемов, их комбинация определяется не только содержанием, темой, идеей, сверхзадачей, жанром, стилем массового представления, но в первую очередь режиссерским образным ви дением будущего сценического произведения, то есть режиссерским образным замыслом. Само собой разумеется, что перевод сценария массового представления в сценическое действие невозможен без использования традиционных, присущих традиционному театру выразительных средств, таких, как сценическое действие, мизансцена, темпо-ритм, сценическая атмосфера и другие. Но и они имеют свои особенности, поскольку используются в определенном виде сценического искусства. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Конечно, как и в театральном искусстве, так и в Нетрадиционном театре сценическое действие является важнейшим его элементом, важнейшим выразительным средством. Как и в традиционном театре, сценическое действие есть развитие конфликта, движение его к кульминации и дальше — к его разрешению. Сценическое действие всегда связано с содержанием, с сюжетным ходом, с развитием событий». Но в отличие от театрального искусства в массовых представлениях оно, прежде всего, выражено внешним сценическим действием. Сказанное ни в коей мере не означает, что тем самым я утверждаю однобокость, одноплановость действия в сценическом искусстве Театра массовых форм. Упаси Боже! Дело в том, что в массовых представлениях действие не связано с раскрытием характеров действующих лиц. Раскрытие существа происходящего строится на внешнем выражении борьбы противоборствующих сил. А в его основе лежат прежде всего передвижение больших масс, различные пластические действия, лишь подкрепленные минимальным количеством словесного действия (текста). И это закономерно. Ибо продиктовано зрелищной природой массового представления, массового действа. В то же время в массовых представлениях можно видеть раскованность действия во времени и пространстве, зачастую лишенную прямой последовательности; видеть различные способы его изложения: то средствами пластики, то музыки, то снова пластики, а затем слова и т.д. В то же время нельзя согласиться с тем, что действие в массовом представлении, как утверждается в некоторых работах, выстраивается обязательно «по спирали, где каждый эпизод или номер, спрессованный единой монтажной структурой, представляет собой как бы витки спирали...» Вот уж не обязательно! Также я не согласен и с тем, что в зрелищных искусствах «параллельное действие исключается, ибо одно действие будет отвлекать от другого». А как же в таком случае присущее массовому представлению (и празднику, замечу в скобках), полифоническое действие? Позволю себе привести высказывание одного весьма сведущего человека в театральном искусстве: «Чтобы изменить характер драматического жанра, я потребовал бы лишь очень обширной сиены, где можно было бы показывать, когда сюжет пьесы этого требовал... различные места, расположенные так, чтобы зритель видел все действие... В действительности разные сцены почти всегда происходят одновременно, и их одновременные показы, взаимно усиливая друг друга, производили бы на нас потрясающее впечатление»114. Это слова Д. Дидро. У массового представления своя система сценического действия. Само собой разумеется, что в массовых представлениях, содержание которых — прежде всего судьбы народные (и это для них главное), действие, естественно, лишено полутонов и рефлексии. Именно это обстоятельство зачастую приводит к тому, что мы видим подмену сценическою действия физическими движениями. Особенно этим грешат стадионные постановки, которые зачастую осуществляют так называемые «спортивные режиссеры», а по существу, тренеры, специалисты по постановке массовых гимнастических выступлений. В их интерпретации музыкально-ритмические перестроения носят сугубо спортивный характер, и, если разобраться, «массовое представление», по существу, превращается в физкультурное, лишенное какого-либо элемента театрализации действо. А ведь для зрителя важно такое действо, которое, влияя на него эмоционально, заставляет ассоциативно восстановить в своей памяти факты и события личной жизни. Сразу замечу, я не против таких массовых физкультурных выступлений на стадионах или на других площадках. Но называть их. лишенных элементов театра, «представлениями», в моем понимании смысла этого слова, — ошибка. И к сожалению, довольно распространенная. Коль скоро речь зашла об ошибках, то, полагаю, в разговоре об особенностях сценического действия в массовом представлении уместно подчеркнуть, что, стремясь переложить литературный текст сценария на действие, режиссура довольно часто прибегает к созданию «процессии» так называемых «живых картин». По сути же, статичность живой картины (даже, может быть, при всей ее выразительности, содержательности), поскольку она в своей сущности статична, мы в данном случае сталкиваемся с образом вне действия. Имея дело с особым родом сценического действия наряду с использованием приемов площадного театра и рисования картин крупными сценическими мазками, режиссер-постановщик, строя сценическое действие, прибегает к пластической метафоре. «Массовое театрализованное представление, — как справедливо писал когда-то удивительный человек, замечательный режиссер и балетмейстер А.Е. Обрант, — гораздо в большей степени, нежели драматический спектакль или даже опера, подчиняется требованиям пластической организованности действия. Если многочисленные участники тех или иных эпизодов представлении не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению или не сумеют существовать в особо сложных по внутренней организации условиях полиритмии, никакой режиссер не добьется впечатляющего ре-зультата»3411. Потому-то и становится понятным, почему режиссер-постановщик массового представления стремится выразить его идею и тему в первую очередь через пластическое решение. ПЛАСТИКА Вспомним ранее описанную мною сцену сражения в представлении «Увенчанные славой». Именно столкновением театрализованных пластических групп с их ритмическим нарастанием была решена эта огромная картина боя. Пластическое действие, столкновение грандиозных пластических величин, пластическая действенная структура, «музыка пластических движений» (В.Э. Мейерхольд), которая заложена еще на уровне создания сценария, — решающая сила в создании художественного образа массового представления. Если вглядеться в пластическое решение массовых представлений последних лет, то при всем многообразии их мизансцен можно заметить, что, сочетая и чередуя их определенным, зависящим от сквозного действия образом, пользуясь зачастую ассоциативным «рядом», режиссер не только создает пластическую динамику представления, не только придает последнему определенный темпо-ритм. но и выстраивает ее (пластику) в полном соответствии со смысловым и образным решением каждого эпизода и всего представления. Вообще, пластическое решение той или иной сцены, номера, эпизода, а значит, и представления, должно быть понято зрителем без слов. Естественно, что при этом, осуществляя постановку, режиссер стремится, старается создать такой пластический образ представления, который станет, если можно так сказать, некой оригинальной, выразительной, присущей только этому представлению «пластической симфонией».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|