И все же об актере-личности в массовом представлении 2 глава
Пластическое решение массового представления на огромном нетрадиционном сценическом пространстве, конечно, требует тщательной предварительной разработки. Величайшим мастером создания в массовых действах пластических композиций, пластического действия был Н.П. Серый. ПАНТОМИМА Притом значении, которое придавалось пластическому решению массовых представлений, не вызывает удивление, а наоборот, воспринимается как закономерное явление почти обязательное использование режиссером-постановщиком пантомимы. Дело в том, что пантомима как вид сценического искусства отличается метафоричностью, образностью, четкой графикой рисунка, чрезвычайным обобщением действия (при очень емких и лаконичных решениях), отлитого в предельно обостренную, яркую форму. Причем чаще всего используется пантомима-аллегория, героем которой является обобщенный образ: Человек, Мать, Жизнь, Смерть, Добро, Труд, показанные в столкновении с силами Зла, Огня, Войны и т.п. Любопытно в этом смысле описание пантомимы, осуществленной на сцене Зеленого театра в Будапеште в 1975 году. «Лучи пушек освещают на пустой сцене одинокую женскую фигуру в черном балахоне до пят, опутанную толстой белой веревкой. Под заунывные звуки шарманки она медленно бредет на первый план, сгибаясь под тяжестью невидимой, но явно непосильной ноши. В фонограмме — удары бичей все резче и громче. Боковые лучи прожекторов освещают шеренгу жандармов, стоящих на возвышении на заднем плане. Они в черных трико, в сапогах, в фуражках, в белых перчатках. Из той же толстой белой веревки -пояса, портупеи, аксельбанты. Вместо лиц — белые маски с черными стрелами усов. Синхронно со звуком ударов они резко условными движениями «хлещут» женщину. Она спотыкается, падает, ползет, снова встает, отчаянно борется с опутывающим ее канатом и бредет, шатаясь, на край сцены, к зрителям.
Вот последним нечеловеческим усилием она разрывает связывающие ее путы и отбрасывает их, по сама падает замертво. Смолка музыка. Немая сцена торжества жандармов. И в это время медленно и тихо издалека доносятся первые такты «Варшавянки». И женщина поднимает голову, прислушивается, медленно встает. В руках она держит «сердце» (комок красной ткани), которое бьется, пульсирует в такт убыстряющейся мелодии. Громче звучит песня, и меж пальцев из ее «сердца» начинает течь струя крови (полоса алого шелка). А песня гремит все громче, все стремительнее, ее подхватывают хор и оркестр. Подчиняясь зову музыки, женщина взмахивает алой лентой, и кровь превращается в знамя. В панике бегут жандармы, а женщина широкими прыжками, взмахивая знаменем, летит по окружности сцепы. Это — протест, это — призыв, это — восстание... Из кулис выбегают на сцену десятки девушек в красных трико, с алыми лентами в руках...»141 Использование пантомимы в массовых представлениях связано еще с одной ее особенностью: ритмы ее движений, жестов строго слиты с ритмом музыки. Понятно, что это ее качество дает возможность режиссеру использовать ее в качестве не только содержательной, смысловой, но и ритмической основы того или другого эпизода. Так, например, в представлении «Баллада о красном цвете», посвященном строительству Братской ГЭС, в эпизоде «В плотине трещина!», которым заканчивался предыдущий эпизод, из танцующей массы, чтобы спасти плотину, сразу же организовывался отряд. Держась друг за друга, участники образовывали единую стенку и, преодолевая напор водной стихии, приближались к трещине. А затем в едином взмахе рук закрывали ее. МИЗАНСЦЕНА
Продолжая размышления о месте и значении выразительных средств в работе режиссера, невозможно избежать разговора об одном из важнейших компонентов художественно-образного решения режиссерского замысла и в то же время средстве образного выявления идеи и темы представления — о мизансцене... Позволю себе чуть-чуть отвлечься. Любопытно, что иногда, еще на первом этапе работы над массовым представлением, на этапе его замысла, во внутреннем видении режиссера неожиданно возникает какая-либо мизансцена, которая подсказывает ему все образное решение будущего представления. Что бывает не так уж редко. Не зря считается, что рисунок мизансцен — зримая основа массового представления. Размышляя о сути и значении мизансцены в массовом представлении, я не могу уйти от того, что, как и в театральном спектакле, и вообще в сценическом искусстве, мизансцена, то есть расположение актеров (исполнителей и участников массовых эпизодов) на сцене в определенных сочетаниях друге другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент представления зримо, наглядно выражает внутренние отношения между действующими лицами и сущность (прямой смысл) происходящего в данный момент действия. Естественно, говоря это, я имею в виду не статичное расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве, будь это стадион, площадь или другая нетрадиционная сцена. Ведь мизансцена — это не статичная группировка исполнителей, а все время изменяющееся в пространстве внешнее выражение существа происходящего на сцене. В то же время мизансцена есть выражение «воздействия времени на пространство». Да, к тому же ее временное начало, по сути, есть и начало ритмическое. Но мизансцена (особенно в массовом представлении) отнюдь не случайное внешнее сочетание движений, поз, расположения артистов. Мизансцена только тогда достигает своей цели, когда является наиболее точным и ярким воплощением содержания в тот или другой момент действия. Ведь через цепь возникающих перед его взором масштабных мизансцен зритель массового представления следит за развитием сюжета и режиссерской мысли. Отсюда нетрудно догадаться, что мизансцена не возникает сама по себе. Она зримый для зрителей результат поиска режиссером-постановщиком пластического выражения сквозного действия представления. Ну а если представить себе совокупность пластического решения мизансцен, то мы сможем увидеть не менее важное для восприятия массового представления: их сочетание, чередование не только раскрывает содержание представления, но и его определенную пластическую форму.
Правда, все это происходит в том случае, когда поиск и построение мизансцен, как справедливо заметил А.Д. Попов, зависят от «способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия выраженными пластически...»342 Кстати отметим, что наиболее полно выявляется способность режиссера мыслить пластически во время его работы над массовой (народной)сценой. Само собой разумеется, что стандартная или, того хуже, заимствованная у кого-то мизансцена, да еще к тому же являющаяся штампом определенного события, эпохи, не воспринимается зрителем, оставляет его равнодушным. Только, как говорится, «выстраданные» мизансцены, соответствующие сегодняшнему пониманию зрителем того или другого события (а каждый новый день приносит в его сознание новое восприятие прошедших событий), могут эмоционально взволновать его. Согласитесь, что решение этой задачи по плечу тому режиссеру, который не только понимает эпоху и быт того времени, проникается ими, но и воспринимает их с позиций сегодняшнего понимания истории, в том числе и события, которое лежит в основе массового представления. Однако одновременно— и это естественно — такая мизансцена должна не только выражать мысль режиссера и быть психологически оправдана исполнителями, не только верно характеризовать поведение определенной группы исполнителей, являющихся частью поколения и действующих в определенных исторических обстоятельствах, но и графически точно, четко сменять одна другую, возникая естественно, органично, быть каждый раз идейно-художественным фокусом того или другого момента действия и отвечать стилю и жанру представления.
Как ни печально об этом думать, но чаше всего в прошедшие годы, особенно в конце XX века, приходилось сталкиваться с формальным подходом режиссера к поиску и нахождению мизансцен представления. Здесь чаще всего было обилие всевозможных, не оправданных содержанием, формальных, а порой и бессмысленных, перестроений, маршировок. Режиссер, строя ту или другую мизансцену в многофигурной композиции (а режиссеры-постановщики, стремясь к наибольшей выразительности, как правило, строят мизансцены по законам многофигурной композиции), располагая исполнителей, особенно массовых сцен, по нескольким планам не только по горизонтали, но и по вертикали, подобен художнику-живописцу, или, вернее, скульптуру. Правда, в отличие от того и другого он находится в более выгодном положении. Уподобляясь скульптору, он лепит свою композицию в пространстве и одновременно — то, что скульптору недоступно, — во времени, в движении. Мизансцена в сценическом искусстве, как хорошо известно, — это не застывшее мгновение, а своеобразный образный язык человеческих движении, ло динамически разнимающаяся, ра люрачипаю-шаяся во времени пластическая ком но лиши, воплощающая в массовом прс к1 i.iiueiinij em действенною линию. Л но, ccicственно, требует тщательной разработки движений. Причем рождается такая композиция не из красивых положений или поз исполнителей, а из режиссерского смыслового решения данного момента действия. Отсюда нетрудно сделать вывод, что последовательность мизансцен создает внешний рисунок всего массового представления, становясь таким образом одним из главных действенных компонентов зрелища. Если же вглядеться во внешний рисунок представлений, осуществленных ведущими режиссерами-постановщиками этого вида Нетрадиционного театра, Театра массовых форм, то при всем многообразии их мизансцен можно заметить, ч го эти режиссеры, как правило, использовали те же принципы их построения, какие существуют в традиционном театральном спектакле, а именно: симметричные (в которых проявляется уравновешенность), асимметричные (неспокойные, напряженные, и которых ярко выражается динамика действия); хаотичные (подчеркивающие смятение, волнение масс, где их мнимая бесформенность четко выстраивалась режиссером), фронтальные (создающие впечатление плоскостного построения фигур, статичности), глубинные, диагональные {наиболее динамичные, подчеркивающие перспективу и создающие впечатление объемности фигур), круговые (замкнутые), спиральные, «шахматные» (располагающие парод в промежутках между стоящими) — часто используются в сценах боя по горизонтали и по вертикали. Иногда используется барельефное построение (исполнители располагаются параллельно рампе). Существуют и так называемые «переходные» мизансцены, которые не имеют смыслового значения и используются для создания непрерывности логики действия.
Подчиняясь тем же театральным законам, сочетая и чередуя мизансцены определенным, зависящим от сквозного действия образом, используя этот прием (сочетания, чередования), режиссер тем самым не только создает динамику представления, но и придает последнему определенный темпоритм, который, если вдуматься, в свою очередь, диктует стилистику каждой мизансцены. ТЕМПОРИТМ Казалось бы, о таком выразительном средстве, как темпо-ритм443, о его содержании и значении в сценическом искусстве так много сказано, что нет нужды в наших рассуждениях обращаться к этой теме. И все же, если вспомнить, что существенной стороной массовых представлений является, во-первых, стремительное развитие в них действия на огромном сценическом пространстве и, во-вгорых, одновременное появление и перемещение по сценической площадке порой тысяч участников, то невольно возникает в памяти когда-то сказанное А.Д. Поповым: «Характер решения массовых сцен органическим образом связан с... вопросами композиции, ритма (выделено мной. —А. Р.)»144. А если учесть, что темпоритм массового представления значительно напряженнее по отношению ктемпоритму традиционного театра, то разговор о темпоритме в этом виде Театра массовых форм, по моему разумению, уместен. Естественно, что там, где режиссер-постановщик имеет дело с массовыми сценами, с огромным числом участников, построение темпоритма представления действительно приобретает огромное, порой решающее значение. Ведь в верно найденном темпоритме массового представления (во многом зависящем от отношения участников массовых сцен к происходящим событиям), в его четкости заложен успех восприятия зрителем представления как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия, идущего как бы «на одном дыхании». Само собой разумеется, что стремительность действия, его слаженность, четкость — результат тщательной отрепетирован ноет и в первую очередь движений, перестроений пластических величин и, конечно, ритмического сочетания и нахождения приемов смены номеров в эпизодах и самих эпизодов, выходов и уходов исполнителей, смены оформления и т.д. Следует заметить, что нахождению и в какой мере выражению темпоритма эпизода и всего представления помогает такой компонент действия, как музыка. Но было бы ошибкой воспринимать сказанное как утверждение мной в массовом представлении плавного течения развития действия. Отнюдь. Пожалуй, с самого начала рождения массовых представлений в 1920-е годы, и особенно во второй половине XX века, выразительный язык режиссера-постановщика чаще всего использовал синкопированное построение темпоритма (при непременном соблюдении закона общего его нарастания), то есть такое чередование, такое сочетание номеров и фрагментов в эпизодах, да и самой композиции эпизодов, которое приводило к смене ритмов или к «сбою» ритма, используя прием резкого и неожиданного ритмического контраста.1^ Или возможность «соскочить» с ритма, а затем «вскочить» обратно. Интересно, что в массовых представлениях, особенно в закрытых помещениях, темпоритм представления выражался не только сочетанием движений, пауз, но и динамикой света и цвета. Именно в сочетании темпоритмов режиссура тех лет (да и, надо полагать, сегодняшняя тоже) видела одно из самых действенных выразительных средств, позволяющих при четкости его разработки не только через динамику наиболее точно и ярко выявить главную мысль, но и с «сегодняшних» позиции отразить биение пульса эпохи, ритм соответствующего времени. Собственно говоря, ритм времени в массовых представлениях становился в восприятии зрителей категорией философской, «заключающей в себе смысловые и исторические связи». МУЗЫКА Особенно широко в системе выразительных средств массовых представлений используется музыка. То, что режиссеры-постановщики массовых представлений использовали и используют музыку как одно из основных выразительных средств, не вызывает удивления. Наоборот, вот если бы они пренебрегали ею, было бы непонятно. Дело в специфических особенностях музыки — ее способности активно воздействовать на человека, на его настроение, психику и в то же время выражать, передавать эмоциональное состояние людей. Уже в первых массовых представлениях 1920-х годов их музыкальное и шумовое оформление использовалось как одно из важнейших выразительных средств в палитре режиссера-постановщика массовых представлений. Сразу оговорюсь, речь идет не о музыкальных номерах или номерах, связанных с музыкой (солистах, оркестрах, хорах, танцевальных коллективах и т.д.), которыми так богаты массовые представления, а о музыке, используемой как самостоятельное выразительное средство. — о музыке, которая не иллюстрирует, а раскрывает либо смысл происходящего действия, либо так или иначе смыслово дополняет его. В то же время музыкально организованное представление — это (перефразируя одного из замечательных режиссеров XX века ГА. Георгиевского) не представление, где все время что-то играют или поют, а это представление с точной ритмической структурой, с точно организованным сценическим временем. И если к этому помимо сказанного добавить, что в музыке заключена огромная эмоциональная сила воздействия на слушателя, то становится понятным, почему такие режиссеры, как В.Э. Мейерхольд, Н.П. Охлопков, да и многие другие, широко использовали музыку и своих постановках. Они знали и понимали, что музыка как мощное выразительное средство способна во много раз усилить раскрытие темы, идеи, а порой и сквозного действия представления; что музыка может создать в восприятии зрителей ощущение глубины драматической сути происходящего, нужное ощущение темы и определенную эмоциональную атмосферу, вызвать у зрителей размышления о прошлом и будущем. В связи со сказанным вспоминается один любопытный случай, связанный с музыкой. Правда, не в массовом представлении, а в одном из спектаклей театра имени Е. Вахтангова, чему я был свидетелем. Спектакль ставил Р.Н. Симонов. Репетировалась сцена боя. Воины двух враждующих армий, столкнувшись в сече, должны были рубиться не на жизнь, а насмерть. Артисты добросовестно выполняли все указания режиссера. Но желаемого результата не получалось. Уж больно хилой, мертвой и невыразительной получалась эта «сеча». Сцена боя повторялась много раз. Менялись мизансцены, ритмы — ничего путного не получалось. Так и не добившись желаемою, Р.Н. Симонов перенес репетицию на следующий день. На этот раз число участников боя за счет студентов училища имени Щукина было многократно увеличено. Весь день шла репетиция только этого эпизода. И опять нужный режиссеру эффект не был достигнут. Через несколько дней снова была назначена репетиция этой сцены. Примем вызваны были только те, кто был занят в этой массовой сцене на первой репетиции. Все началось как обычно. На сцену вышли все занятые в этом эпизоде. Только в оркестровой яме появился оркестр театра. Р.Н. Симонов обратился к участникам массовой сцены с просьбой действовать так же, как было установлено на первых репетициях, но начать действовать одновременно с зазвучавшей музыкой. И тут произошло чудо. Все наполнилось жизнью, бешеным ритмом, азартом боя. На самом деле чуда не было. Все, что не доигрывали, да и не могли доиграть, передать участники сцены: атмосферу сражения, напряженность схватки, борьбу не на жизнь, а насмерть, — все передала, все «доиграла» музыка. Конечно, связанное с режиссерским замыслом решение об использовании музыки, о ее характере, о ее роли в действии закладывается еше на уровне создания сценария. Ведь уже на том этапе работы над массовым представлением музыка порой подсказывала режиссеру-постановщику динамику, ритм и пластическое решение того или другого эпизода и всего представления. Знание многих постановок массовых представлений 1950—70-х годов позволяет утверждать, что существовавшее в них многообразие форм использования музыки существенно обогащало их образное решение. Собственно, такое использование музыки значительно отличалось от использования музыки в театральных спектаклях. Из всего множества приемов чаще всего приходилось наблюдать в одних случаях использование музыки как действенный фон, создающий нужную в представлении (эпизоде) атмосферу, вызывая у зрителей соответствующее восприятие происходящего на сиене, и задающий необходимый ритм, например, используя как фон мс.юдии времен революции, Гражданской или Отечественной поймы i{ лшюлач боевою п 1ероического содержания, т.к. фоно-1мя \!\ ii.ik.t \ioaci «рабокмь- и на сценическую ситуацию, переда вая внутреннее состояние исполнителей в происходящем на сцене событии или быть контрастной по отношению к нему. В других случаях определенная музыка использовалась как лейтмотив эпизода или всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду. Реже, но такое встречалось, когда музыка использовалась как характеристика действующего лица или группы действующих лиц: определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становилась его (их) музыкальной «визитной карточкой», раскрывающей какие-либо внутренние качества. Нетрудно догадаться, что в данном случае режиссер использовал способность музыки (мелодии известной песни, романса и т. п.) вызывать в сознании зрителя определенные, точно установившиеся ассоциации. Чаще в представлениях приходилось сталкиваться с «музыкой-заставкой», связкой между эпизодами. Ведь и это не секрет, что известная мелодия (даже одна музыкальная фраза), связанная с определенной эпохой, с определенным временем и событием, может дать понять зрителям, что действие начинающегося эпизода относится к другой эпохе, другому времени. Известная мелодия может быть использована, и используется, как символ эпохи и даже как действующее лицо. Перечислять все нет нужды. Можно только сказать, что массовые представления без использования музыки в том или ином качестве практически не встречались. И это лишний раз доказывает значение музыки в массовом представлении. Правда, трудно припомнить случаи, когда к тому или иному представлению была бы специально написана музыка. Как правило, весь необходимый музыкальный материал для представления подбирался34'1 и до сих пор подбирается. Причем даже возник определенный штамп в выборе музыкальных произведений. Так, в большинстве представлений эпизоды, связанные с Отечественной войной, обязательно сопровождались одним и тем же фрагментом из «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича, а эпизоды сегодняшнего дня — или первой частью сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!» или музыкой А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня». Хотя нет нужды говорить, что великолепного музыкального материала, великолепной музыкальной литературы, которую можно использовать в массовых представлениях, чрезвычайно много. Вспомним для примера хотя бы начало «Пятой симфонии» Д. Шостаковича. Конечно, делались попытки создать специальную музыку для представлений. Но эта музыка была весьма своеобразной. Так, например, в 1930-х годах в Москве для одного из массовых представлений того времени, чтобы выразить производственную тематику, композитором А. Авраамовым была написана «Симфония гудков — Ля». А позже в Ленинграде для представления «Отчет гигантов» (режиссер С.Э. Радлов) педагогами и студентами композиторского отделения Ленинградской консерватории была сочинена симфония, которую исполнял сводный симфонический, духовой и шумовой оркестры. Практически же других случаев я не знаю. Недаром на III съезде советских композиторов тогдашний секретарь Союза композиторов Т.Н. Хренников, обращаясь к залу, сказал: «Большое будущее предстоит монументальным жанрам, но не только кантатам и ораториям, исполняемым в концертных залах. Речь идет о музыке наших празднеств, народных представлений, музыке для улиц и площадей. Мы довольствуемся в таких случаях обычным конвейером более или менее удачно подобранных песен. Не пора ли задуматься о музыке больших форм, которая звучала бы на наших празднествах и торжествах как художественное обобщение мысли и чувства народных масс». Но призыв этот был гласом вопиющего в пустыне. Надо полагать, что это было не случайным. Вряд ли среди профессиональных композиторов возникло желание терять время на создание музыки к сложному и неизвестному для них сценическому действию, которое исполняется всего лишь один раз. Да еше в обусловленные спецификой подготовки массовых представлений предельно сжатые сроки. Понятное дело, музыкальная насыщенность массового представления требует, и требовала, от режиссера-постановщика четкой разработки каждой минуты ее звучания. Причем успех всей этой работы режиссера впрямую зависел от его музыкальной культуры. Значительно чаше, чем в театральном спектакле, в массовых представлениях используются самые разнообразные шумы: и грохот боя, и перезвон кремлевских курантов, и плач, и звон цепей, и лязг засовов, и топот шагов и многое, многое другое. Но вот что любопытно, и это, пожалуй, практически невозможно в театре — использование «противоборства» шумов, когда они раздаются то справа, то слева от зрителей. А такое в массовых представлениях встречалось, и не раз. СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В числе выразительных средств, использовавшихся и используемых режиссерами-постановщиками массовых представлений существенную роль играет так называемая сценическая атмосфера. Причем не только для создания определенной среды, в которой происходит действие, но и эмоциональной окраски, эмоционального образа представления, от которого зависит и степень его восприятия зрителем. Если можно так сказать, мы воспринимаем сценическую атмосферу как воздух, без которого все происходящее на сценической площадке остается для зрителя мертвым. Не случайно, стремясь наиболее точно и образно выразить в эпизодах и во всем представлении ту или иную эпоху, режиссеры-постановщики не ограничивались только таким выразительным средством, как пластическая метафора. В не меньшей степени они обращали внимание на создание верной, соответствующей времени и эпохе сценической атмосферы. И это не раз приходилось мне видеть. Почему выделено «времени и эпохе»? Дело в том, как известно (и я это уже отмечал), разному времени, разным эпохам присуши только им свойственные внутренние и внешние признаки (социальные, общественные, политические, интонационные, технические, материальные и т.д.). Не требует особых доказательств, что, скажем, атмосфера Гражданской и Отечественной войн не одна и та же. Другое время — другие интонации. (Между прочим каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеет свою атмосферу, которая помимо только что упомянутых нами причин зависит от бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.д.) Атмосфера — это, если подумать, комплексное выражение всех условий жизни и деятельности человека. Понимая это и то, что каждое происходящее в том или другом месте событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу, режиссура, сознательно отбирая выразительные средства, выстраивала для каждого представления свой световой, цветовой, музыкальный, шумовой, звуковой и т.п. ряды. И это, исходя из понимания сущности задач, которые приходится решать режиссеру-постановщику, не только верно, но и весьма важно. Мне не единожды приходилось убеждаться, что верно и к месту прозвучавший звук (скрип двери, вой ветра, перестук вагонных колес, топот бегущих, колокольный звон и другие) несет в себе чрезвычайно действенно-эмоциональный заряд, придает физическую достоверность сценическому действию, погружая его в верную и весьма выразительную сценическую атмосферу. В зрительском восприятии сценическая атмосфера становится как бы живой. Вот почему процесс создания сценической атмосферы — это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, наиболее точно ее выражающих. В то же время поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то естественно, что она является результатом комплексных творческих усилий режиссера, художника, музыкального руководителя и других участников так называемой постановочной группы. Но соображения о ее (постановочной группы) роли и значении в создании массового представления — позже. сценография Не требует доказательств, что создание зримого образа представления, его сценической атмосферы невозможно в расплывчатом сценическом пространстве. В их создании порой решающую роль играет реальная обстановка, которая создастся сценографическими (декорационными) средствами. Вот почему, по моему разумению, сейчас самый раз поразмыслить об особенностях и роли сценографии (художественного оформления) в массовом представлении. Естественно, что с развитием и становлением искусства Нетрадиционного, театра, и в частности массовых представлений, развивалось и его декорационное искусство. Если поначалу художники в решении сценического пространства стремились создать условно-символическое, обобщенное место действия, с некоторым использованием реальных, порой натуралистических деталей, то впоследствии декорационное решение становилось все более и более реалистическим, обстановочным. Но уже в первых послереволюционных представлениях 1920-х годов прошлого века стиль оформления массовых представлений отличался тяготением к плакатности, плакатному решению, насыщению пространства огромной бутафорией, различными транспарантами, щитами и т.д. А в 1950—60-е годы в сценографическом искусстве Театра массовых форм стала стремительно утверждаться, прежде всего, зрелищная образность, обогащенная использованием различных технических новшеств. Само собой разумеется, что для создания художественного образа, определенной образной среды действия массового представления художник, сочетая различные площадки, ступени, плоскости, линию, цвет и свет, композицию, опорные точки и другие традиционные средства с новейшими, естественно, использует те же выразительные средства, что и театральный художник. В то же время, в отличие от театрального художника, он исходя из конкретных особенностей имеющегося в его распоряжении сценического пространства и жанрового разнообразия номеров, входящих в эпизоды, которые требуют различных сценографических условий, да еще учитывая огромное количество участников, как правило, коренным образом ломает канонические приемы оформления сцены и ищет новые яркие, а порой неожиданные образные приемы решения сценического пространства. Современный сценический язык художника избегает построения подробных декораций, громоздкого оформления и использует для обозначения места действия и создания соответствующей сценической атмосферы различные подвижные элементы и светотехнические установки. Уже начиная с 50-х годов XX века художники массовых представлений, так же как и в 1920-е годы, широко пользовались в оформлении различной эмблематикой. Собственно, это был один из самых лаконичных и в то же время необычайно емких зрительных элементов. Если зрителям первых послереволюционных лет без всяких объяснений были понятны такие символы, как «пятиконечная красная звезда», «серп и молот», фигура красноармейца с винтовкой в руках, рабочий с молотом возле пылающего горна, крестьянин-пахарь4"7, то для зрителей 1950-х голов были понятны новые, появившиеся после Отечественной войны и широко использующиеся символы: красная гвоздика — символ революции, хлебный сноп — изобилия, урожая, голубь — мира, алые паруса -романтики, атомная сетка — ядерной энергии и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|