И все же об актере-личности в массовом представлении 4 глава
Кино Во второй половине XX века в массовых представлениях, идущих в закрытых помещениях, из-за появившихся современных технических возможностей проекционной аппаратуры (и под открытым небом) режиссерами-постановщиками часто как дополнительное выразительное средство (особенно эффектное при проекции на неровную плоскость) помимо диапозитивов и слайдов использовалось кино. И это было закономерно. Кинокадры, органически включенные в ткань представления (особенно документальные), восстанавливая в памяти волнующие, связанные с событием страницы жизни, придавали достоверность какому-либо моменту разворачиваемого на сцене действия, усиливали его воздействие на зрителя. Или, используя подбор соответствующего киноматериала (реже досъемки), раздвигали границы номера, эпизода, придавали им масштабность. Или, используя возможности широкого экрана, исполняли роль эффектного «живого» фона, как это было в одном из массовых представлений на сиене Зеленого театра в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, когда замечательная певица М.В. Кристалинская в одном из эпизодов представления исполняла песню А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова «Нежность» на фоне звездного неба и слушающих его медленно поворачивающихся гигантских, во весь огромный киноэкран радиоантенн и локаторов. Надо заметить, что существует еще один, правда крайне сложный по технике, но весьма эффектный прием использования кино в массовом представлении. Это прием «латерна магика», позволяющий переносить действие с экрана на сцену и наоборот — со сцены на экран. В те же голы, идя в ногу со временем, режиссеры-постановщики массовых представлений стали использовать так называемый полиэкран (одновременную проекцию кинокадров на несколько экранов). Скорее всего на решение применить эту техническую новинку повлияло появление на киноэкранах страны таких полиэкранных фильмов, как «Наш марш» и «Наш современник». «Полиэкран, — можно было прочесть в те юлы в статьях киноведов, — отвечает жажде и способности сознания видеть и целое и частное. В этом его созвучие современному сознанию»"'1. С этой оценкой особенностей полиэкрана трудно не согласиться. Пожалуй, именно это и привлекло внимание режиссеров массовых представлений.
Помимо этого можно было встретить совершенно неожиданное и эффектное использование кино, когда кинокадры проецировались на разные по форме, размерам, уровню расположения экраны, создавая тем самым удивительное ощущение происходящего действия. В то же время использование кинокадров в массовом представлении таило в себе и опасность. Не раз приходилось встречаться с затянутостыо их демонстрации, приводившей к остановке, провалу сценического действия, не говоря о том, что сцена надолго погружалась в темноту; или с неуемным обилием киносюжетов, в конечном счете приводивших к тому, что массовое представление, по сути, превращалось в примитивный, лишенный фантазии кинофильм с вставками тех или других сцен в исполнении артистов. В последние годы в массовых представлениях нередко стали использовать телевизионную технику, позволяющую, помимо возможности вести сиюминутный репортаж, создавать иллюзию присутствия. Фон Одним из весьма ярких выразительных средств, используемых режиссерами, пожалуй, во всех стадионных представлениях конца XX века стал так называемый фон. Как я уже говорил во второй главе, сперва поводом для его рождения стало желание режиссеров и художников каким-либо способом избавиться от пестроты, метающей зрителям, сидящим на противоположной {обычно на главной) трибуне стадиона, воспринимать разворачивающееся на поле стадиона зрелище. Да и для зрителей, заполнявших такую трибуну, она была весьма неудобна, так как сидящие на ней обычно видели только спины выступающих. Поначалу вместо зрителей на «злосчастную» трибуну стали усаживать освободившихся от выступлений спортсменов. Но это не решило проблемы: теперь мешала пестрота их спортивных костюмов, да к тому же непрерывное хождение участников. Затем было решено прикрывать сидящих на этой трибуне одноцветными знаменами, которые держали в руках стоящие плечом друг к другу по всему нижнему периметру трибуны знаменосцы, тем самым создающие нечто вроде искусственного занавеса. Но желаемого результата и это не принесло.
Сегодня трудно установить, кто первый из режиссеров или художников применил так называемую «книгу с цветными страницами». Смысл этого новшества заключался в том, что на трибуне, противоположной главной, были рассажены заранее обученные, одетые в единую форму спортсмены общества «Трудовые резервы», которые по командам одновременно открывали страницу этой «книги» с нужным в данный момент цветом. Так родился в стадионных, преимущественно спортивных, представлениях одновременно меняющийся в зависимости от происходящего на поле стадиона, во всю величину злосчастной трибуны однотонный фон. Как элемент стадионного представления, как одно из выразительных средств фон постепенно раз от раза усложнялся и в конце концов превратился в сложное динамическое фоновое действие, неразрывно связанное с происходившим театрализованным действием на поле стадиона. Немного позже на смену одновременно сменяющимся фонам помнилась их волновая, как бы постепенно залипающая от края до края смена цветов.36" Стало ясно, что фон может быть и орнаментальным, и может писать во всю трибуну нужные слова, и создавать самые различные живописные картины. Выяснилось, что возможности использования фона безграничны. Все зависело от того, что нужно было в данном представлении и в данный момент режиссеру и художнику. Одним из выдающихся режиссеров фона был Л. Немчик. Он был создателем и режиссером фона во время открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве в 19КО году. Вот, что можно прочесть в воспоминаниях Б.Н. Глаи — одной из энтузиасток массовых праздников и представлений, внесшей огромный вклад в их развитие в 1950—80-е годы; «С огромным интересом следили тысячи зрителей на стадионе и миллионы телезрителей в сотнях стран за тем, как менялись «картинки» художественного фона, вероятно не думая, как это делается. А ведь «за кулисами» этого яркого и удивительного зрелища — отлаженная до абсолютной синхронности и секундной точности работа нескольких тысяч исполнителей...»1'1' Действительно, это было необычное, надолго запоминающееся зрелище. На трибуне-экране сидели четыре с половиной тысячи специально подготовленных спортсменов, которые сто семьдесят четыре раза создавали следовавшие одна за другой мозаичные картины.
Таким образом, в палитре режиссера появилось чрезвычайно действенное художественное выразительное средство огромнейшей эмоциональной силы. Само собой разумеется, что успех этого приема, этой весьма действенной составляющей массового представления, впрямую зависел не только от четкости и слаженности действий участников фона, но и (пожалуй, это главное) от того, насколько режиссер и художник находили фону точное место и время в ткани развития массового представлении. Фейерверк Нет нужды говорить, что фейерверки в различных представлениях, огненные потехи на Руси (по тому или иному поводу) известны еще с давних времен. Особенно ими увлекался Петр I. Да и в наши дни фейерверки стали неотъемлемой частью не только праздничных салютов, по п, как правило, финальной точкой самых разнообразных массовых представлений и праздников, начиная с локальных скромных до грандиозных, завершающих такие действа, как Олимпийские игры, или, скажем празднование 300-летия основания Санкт-Пс1ербурга в конце мая 2003 года. Само собой разумеется, что использование фейерверков в различных массовых представлениях, когда в темное небо взлетают огненные фонтаны, а над головой, сменяя друглруга, рассыпаются тысячи разноцветных звездочек, с их завораживающей, притягательной красотой, обладающих огромным эмоциональным воздействием на человека, не может не привлеч внимание режиссера, поскольку он понимает, что в его руках есть необычайно зрелищная «точка» всего создаваемого им действа.
В то же время следует заметить, что красочность, многообразие форм и видов применяемых в фейерверке пиротехнических средств, их цветовая гамма тоже строится по определенному сюжету и подчиняется законам драматургии, что, к сожалению, не всегда понимают многие режиссеры, и поэтому, как правило, их задания пиротехникам чаще всего носят абстрактный характер вроде: «Вот я видел гам... Сделайте не хуже». НАХОДКИ О новом Ни одно явление в искусстве не существует вне общего развития, вне взаимовлияния и взаимопроникновения. Естественно, что массовые представления в своих лучших образцах находились и находятся в постоянном обновлении. Конечно, новое не рождается вдруг, оно созревает в недрах старых приемов, собственно, являя собой закономерную преемственность, естественно, помня при этом, что сами по себе традиции еще не обеспечивают успех. Конечно, традиции достойны уважения, но чувствовать их надо,как отзвук предыдущего. Как показывает практика, беда для режиссера возникает тогда, когда он многие устаревшие, утратившие свое воздействие приемы считает незыблемыми. В то же время искание новых путей, новых приемов не отвергает всего того, что накопила практика за долгие годы существования массовых представлений. Если вдуматься, то понимаешь, что главное в поиске нового — это умение режиссуры Нетрадиционного театра, Театра массовых форм создавать новое, отталкиваясь от уже существующего. Более того, в современных массовых представлениях новые приемы обычно оркшически переплетаются со старыми. Главное в моем понимании — это что нового добавил режиссер к уже существовавшему ранее. Поиск и утверждение нового, новых приемов, находок не означает выдумывания чего-то оригинального ради оригинальности. Замена мысли каким-либо эффектным приемом или решением, может быть, и интересна, но «не есть хорошо», так как становится слабостью массового представления как вида искусства. По сути, это псевдоноваторство. То же самое можно говорить и о том, когда режиссер, ломая вопреки логике содержания действия, не считаясь с ними, желая «произвести впечатление», загромождает массовое представление модными приемами, изобразительными решениями пространства, использованием ради эффектов новой технологии и т.д. По моему разумению, весьма справедливо о моде в искусстве высказался уже упоминаемый мною Л.К. Гладков. «Мода, — говорил он, — лжеискусство. Во-первых, потому, что настоящее искусство всегда ново, то есть идет впереди моды, которой всегда присущи распространенность и массовый тираж... Мода — это всегда множество копий, будь то покрой платья, мебель или прическа. А настоящее искусство всегда единолично, неповторимо и тем самым оригинально»*-.
По моему разумению, поиск нового, в том числе и поиск новых ритмов, основывается на знании и ощущении пульса времени сегодняшнего дня, сегодняшней жизни во всей ее сложности, многогранности и обновлении. «Мысль режиссера лает неожиданные свежие сценические решения только тогда, когда она развивает идею, связывая эту идею с современностью»1"1. За многие годы жизни массовые представления постоянно обогащались не только новыми выразительными средствами, но и новыми режиссерскими приемами, находками. В то же время нельзя не подчеркнуть одно весьма важное обстоятельство, относящееся к особенностям режиссуры массовых представлений. Использование таких выразительных средств, как гипербола, аллегория, создание скульптурных групп, сводных коллективов (танцевальных, хоровых, оркестровых), или таких приемов, как массовое хоровое речитативное скандирование стихов в движении, мгновенный переброс действия с одной сценической площадки на дрмую, «поточные движения»"4 и т.д., так же как использование так называемого «фона», «живого занавеса» или естественного освещения захода солнца, света звездного неба, луны, как постановочных приемов очень часто во многом решалось и решается при написании сценария. Позволю себе привести несколько примеров решений, которые были найдены еще на уровне создания сценария. Скажем, представление «Живые шахматы» начиналось с того, что розыгрыш — кому из шахматистов следует играть белыми фигурами — определялось тем, кто из двух парашютистов (представителей игроков) приземлится ближе к центру «шахматной доски», в которую было превращено поле стадиона. Л в представлении «Начало пути» процессия приближающихся, а затем уходящих ссыльных в эпизоде «Каторжане» был решена, используя прием теней, дающий возможность увеличивать и уменьшать силуэты идущих. В другом представлении такой же прием был использован в эпизоде «Дороги». А уже в неоднократно упоминаемом представлении «Увенчанные славой» битва мчащихся навстречу друг другу русских и французских кирасиров происходила на огромном экране-заднике, создавая атмосферу боя не на жизнь, а на смерть. Для создания этого эффекта режиссура использовала специально созданные киноролики из отобранных кадров, которые встык проецировались на задник и на клубы черного дыма перед ним с одновременно работающих двух стационарных кинопроекторов. Ранее я уже говорил о роли фашазии в работе режиссера над массовым представлением. Особенно наглядно эта немаловажная составляющая режиссерской профессии проявлялась и проявляется и в нахождении самых различных новых интересных и зачастую неожиданных приемов действенного зримого решения какого-то момента представления. Здесь и наплывы одного эпизода на другой, здесь и уже упоминавшиеся мною «поточные движения» Касьяна Голейзовского, здесь и мгновенная трансформация костюмов и гимнастических снарядов в спортивных массовых представлениях конца 1940-х годов, когда гимнастическая булава вмиг превращалась в подсолнух или раскрывающуюся коробочку хлопка, а гимнастический шест — в гигантский золотой колос. В этих же спортивных представлениях родились знаменитые составленные из физкультурников «вазы», «клумбы», в вершинах которых в кульминационный момент выступления появлялись девушки-физкультурницы. Здесь и рисование картин на облаках или клубах дыма. Именно тогда стало ясно, что специфика массового представления не терпит использования какой-либо отдельно взятой детали (булавы, флажка в руках участника, обруча, весла и т.д.), ибо не привлекает внимания зрителей. Другое дело, когда эта же деталь тысячекратно одновременно появлялась у всех участников массовой сцены, производя на зрителей порой ошеломляющее впечатление. Такая реакция была закономерной, так как значительно размноженная и тем самым укрупненная, рожденная приемом гиперболы деталь становилась весьма эффектным выразительным, зрелищным, образным элементом действия. Более того, если вдуматься, то мы имеем право говорить, что такой прием становился в руках режиссера средством зрелищного выражения поэтической метафоры. Если вспомнить массовые представления второй половины XX века, то в каждом из них можно было увидеть какую-либо режиссерскую находку. То это были гимнасты, выполняющие свои упражнения на вершинах осветительных мачт стадиона, то работающие на мчащихся по беговой дорожке машинах каскадеры, то конкур на бе* говой дорожке стадиона, то для мгновенной переброски какого-либо персонажа с одного места на значительно удаленное другое использование дублеров, то это были вспыхнувшие на поле костры, то превращение стягов в противотанковые ежи, то забившие по всему краю беговой дорожки водяные фонтаны и т.п. (Не говоря уже о всевозможных принципах использования фейерверка). ВОСПРИЯТИЕ Несколько слов об особенностях восприятия массового представления зрителями. Как известно, одна nj особенностей сценического искусства заключается и гом, что любое его произведение окончательно рождается на зрителях, лишь на встрече со зрителями. По существу, зритель наряду с другими слагаемыми — одна из составляющих любого произведения сценического искусства. Оно (это произведение) предназначено для него. Но зритель, вернее, его реакция, восприятие произведения сценического искусства, в частности массового представления, тоже имеет свои особенности. Понятно, что любое зрелище вызывает у зрителей определенные эмоции. В сценическом искусстве они связаны с действием исполнителей и другими составляющими его элементами на всем его протяжении. Причем сила восприятия, сила реакции зрителя впрямую зависит от того, что и как происходит в сценическом пространстве. Вот почему режиссер, строя действие, заботится и о том, чтобы зрительский интерес к массовому представлению нарастал от эпизода к эпизоду (кстати, это относится не только к массовым представлениям). И уж во всяком случае, не ослабевал. Не случайно режиссер, чаше всего подсознательно, думает о том, как зритель будет реагировать на то, что он увидит. Недаром существует суждение: пусть зритель аплодирует, пусть свистит, лишь бы не был равнодушным. Зная особенности восприятия, которое, как известно, богаче, когда оно подсознательно (вызвано эмоциями), режиссер ищет в решении образа представления такие выразительные средства, которые обращены не только к глазам и разуму зрителя, но и к его душе. Более того, смею утверждать, что если то, что находит, делает режиссер, не волнует его самого, если он не вкладывает в дело своих рук частицу своего сердца, своей души, вряд ли такое представление вызовет у зрителей какие-либо эмоции, кроме отрицательных. Именно у зрителей. Ибо зрительская эмоция — штука весьма заразительная. Вообще же, следует заметить, что возможности зрительских восприятий, их диапазон, но сравнению с тем, что было лет двадцать назад, значительно расширился. Как мне представляется, это связано с изменениями в мире, стране, в самосознании людей. Само собой разумеется, что восприятие зрителем массового представления — это сложный процесс приема и преобразования определенной информации, (ведь зршель массовою представления, следя за развитием его сюжета, попадает ц возникающий перед ним видеоряд, выражающий тему события), который, как говорят специалисты, «обеспечивает отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире». Хорошо известно, чю основа коллективного зрительского восприятия, имеющего открыты и характер (поскольку у отдельного человека среди огромной массы зрителей возникает ощущение «безопасности, затерянности», которая расковывает его), во многом зависит от жизненного опыта, эстетическою вкуса зрительской аудитории и, конечно, от красоты, яркости зрелища и изобретательности постановщиков. Но в массовых представлениях прежде всего действует закон «эмоционального заражения». Режиссер-постановщик массового представления, помня о законе «эмоционального заражения», в то же время учитывает, что, несмотря на разнородность аудитории, обычно присущую зрителям массового представления, восприятие происходящего действия вызывает у них общность чувств. АКТИВИЗАЦИЯ К числу особенностей работы режиссера над массовым представлением относится не только то, что его создатель проявляет богатейшую постановочную фантазию и изобретательность, но, что весьма существенно и характерно для этого вида Театра массовых форм, постоянно находит приемы, активизирующие зрителей, превращая тем самым их (зрителей) в соучастников постановки. Ибо — и это тоже идущая от площадного театра особенность массового представления — зритель — его активно действующий соучастник. Зритель как бы «изнутри» включается в действие, дорисовывая его в своем воображении глазами участника. Между прочим, знаменитое выражение Н.П. Охлопкова «зритель — актер!», свидетельствующее, что театральная условность, которую он (Охлопков) определял как способ выражения режиссерской мысли, тоже восходит к принципам площадного театра. Надо признаться, что в руках режиссера-постановщика есть ряд проверенных многолетней практикой приемов активизации зрителя, вовлечения его в действие массового представления. Здесь и перенос действия в зал или на трибуны стадиона. Кстати, этот прием довольно часто используется и в театральных постановках. Так это было, скажем, в спектакле Ю. Любимова «10 дней, которые потрясли мир» или в «Виндзорских проказницах», Ю. Завадского, или ранее в спектакле «Мать», осуществленном Н. Охлопковым в Реалистическом театре, в котором Ниловна просила сидящих в зрительном зале помочь ей нарезать хлеб, а Находка передавал находящимся в зале привет от Павла. Здесь и размещение исполнителей среди зрителей, в проходах. Здесь и раздача по ходу действия различных листовок, прокламаций «прочти и передай дальше». Здесь и игра среди зрителей с вовлечением в нее окружающей публики. Не меньшим успехом пользовались всевозможные интервью, которые брались у зрителей; различные голосования; росписи пришедших на представление на специально установленных у входов соответствующим образом оформленных щитах; проводимые со зрителями физзарядки, соревнования трибун (были весьма распространены в спортивных представлениях на стадионах) и т.д. Довольно часто употреблялся, и употребляется до сих пор, прием «подсадки», когда зритель не догадывался, что рядом с ним сидит или стоит актер, который в нужный момент «неожиданно вмешивался» в действие. Так. например, на открытии Дня города Москвы на Красной площади, о котором я уже не раз упоминал, нужно было, чтобы в определенный момент вся площадь запела. Понимая, что сами по себе зрители, пусть даже на настоятельную просьбу возникшего в центре площади дирижера, все равно не запоют, было решено расположить среди них небольшие группы артистов. Причем, чтобы стоящие на площади не поняли, что это «подсадка», что в действительности -это артисты (иначе они не запели бы, а остались зрителями), участники «подсадки» не только внешне ничем не отличались от стоящих рядом с ними, но и вышли на площадь вместе, в их рядах. Естественно, что каждый из стоящих на площади невольно подумал: «Раз они поют, почему бы и мне не запеть». Такова психология зрительской массы, законы ее восприятия массового действия, чем, зная это, и воспользовался постановщик. Само собой разумеется, что в конце концов какой бы ни был использован прием, «заманить» зрителя на участие в действии удается, потому что в душе каждого человека, по моему глубочайшему убеждению, до глубокой старости сидит ребенок. Каждый человек в глубине своей души любит играть. И если ему интересно, он с радостью готов включиться в игру, будь это маскарад, карнавальное шествие, хоровод или какое-нибудь другое захватившее его действо. Ведь в игре человек как бы живет вместе с другими, он вместе с другими что-то творит доброе, чаще всего веселое, и тем самым, по законам заразительности, усиливает своим участием степень этой игры. Не случайно еще Жан-Жак Руссо придавал огромное значение вовлечению зрителя в действие: «Вовлекая зрителей в зрелище, — писал он, — сделайте их самих актерами; устройте так, чтобы каждый узнавал и любил себя и других и чтобы все сплотились от этого сильней»110. Л уже в паши дни, точнее, в конце прошлого XX века один из выдающихся знатоков игры как рода человеческой деятельности — режиссер и создатель телевизнойной игры «Что? Где? Когда?» В.Я. Ворошилов в интереснейшем исследовании «Феномен игры» писал: «Игра как особый род человеческой деятельности... воспитывает творческое отношение к действительности...»зд ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Конечно, чтобы это произошло, чтобы зритель включился в действие массового представления, режиссер уже на подходе к этому месту намеренно создает соответствующую окружающую среду, тем самым помещая зрителя (вместе с актерами, участниками действия) в специально организованное пространство. Создание окружающей среды (термин, который, надо полагать, заимствован у экологов) для режиссера-постановщика означает необходимость решать целый ряд непривычных, более того, по сути других, неведомых традиционному театру задач. Здесь и оформление (не сценография!) всего, окружающего место действия пространства. (Вспомним неожиданно созданную режиссером Клодом Лелюшем радугу трибун при помощи заранее розданных цветных накидок зрителям зимней Олимпиады в Гренобле.; Или игровая встреча зрителей уже на подходах к месту действия (скажем, продавцы газет того времени или солдатские патрули, проверяющие билеты у входящих). Нередко использовались плакаты, рисунки, огромные фотографии, «перетяжки» и всякий другой изобразительный материал. Часто специально придуманные и оформленные билеты (например, в виде солдатских треугольников времен Отечественной войны), программки, рекламный материал и т.д., и, конечно, музыка, освещение... Перечислить все придуманное за многие послевоенные годы режиссерами-постановщиками и художниками невозможно. Но то, что создание окружающей среды является важной составной частью, важным элементом Театра массовых форм, думаю, бесспорно. Кстати, создание окружающей среды не только облегчает зрителю воспринимать действие (он, как не трудно понять, уже подготовлен к этому), но и, как уже было отмечено, создает условия для последующего вовлечения зрителя в действие. Словом, создание окружающей среды ешедо начала действия, на подходе к территории, не только погружает зрителей, но и вовлекает их в соответствующую атмосферу, помогая им отрешиться от психологии безучастного наблюдателя и почувствовать себя соучастником предстоящего действия. Как, например, это было однажды во время представления-реквиема на Пискаревском кладбище в годовщину блокады Ленинграда, когда подходящие к кладбищу проходили мимо установленных на щитах огромных подлинных (значительно увеличенных) фотографий погибших в те страшные дни. ПРАЗДНИЧНАЯ АТМОСФЕРА Но у режиссера-постановщика массового действа помимо сказанного существует еще одна забота, влияющая на восприятие представления зрителем — создание еще до его начала определенной, нужной ему (постановщику) соответствующей праздничной атмосферы. В традиционном театре сама архитектура здания еще до начала спектакля создает у зрителя соответствующее, как правило, праздничное настроение. Но поскольку место, где осуществляется массовое представление, как нетрудно понять, имеет свои особенности, причем, чаще всего не создающие сами по себе нужную для данного представления атмосферу, то, естественно, режиссер-постановщик стремится восполнить этот недостаток созданием окружающей среды, которая, является немаловажной составляющей праздничной атмосферы. Чаше всего начинает она ощущаться будущими зрителями еще на подходе к месту массового представления. Здесь и звучание специально подобранной музыки, и празднично украшенные флагами, рисунками, транспарантами пути, ведущие к месту действия представления, и различная иллюминация, и огромные шиты с афишами, и различные «перетяжки» и т.д. Естественно, что все эти перечисленные (и неперечисленные) приемы, окружающие пришедшего на представление, погружают его в особую, созданную усилиями постановщиков праздничную атмосферу. Нередко режиссеры массовых представлений, дли того чтобы подчеркнуть необычность, неординарность предстоящего зрелища, заранее, порой за несколько дней, а то и ранее, помимо расклеенных по городу афиш, перетяжек, летучек, разбрасываемых с самолета листовок, поднятия воздушных шаров, аэростатов и других различных наглядных средств начинают оповещать о будущем прелставлении по радио, телевидению, давая интервью в периодической печати и т.д. А что это, если вдуматься, как не заблаговременное создание праздничной атмосферы? Думаю, что не так уж трудно понять из всего сказанного, что не только в совокупности текста, музыки, шумов, света, сценической атмосферы в сочетании с мизансценами и пластикой и другими выразительными средствами — наиболее действенного способа создания художественного образа — возникает то, что называется массовым представлением. И это действительно так Постановочный план и партитура, массового представления Само собой разумеется, что успех массового представления не приходит, не рождается сам по себе. Ему обычно предшествует продолжительная и напряженная самостоятельная работа режиссера. Причем последняя начинается ешс задолго до первой репетиции, до включения в работу всех участвующих в создании массового представления. К числу такой, как может показаться, рутинной, но необходимой работы я отношу многое, в том числе и создание так называемого постановочного планами партитуры представления. После рождения замысла представления и создания окончательного варианта сценария режиссер, прежде чем приступить к осуществлению задуманного, как правило, начинает свою работу именно с продумывания и изложения на бумаге подробного или не очень подробного (все зависит от свойства его памяти, привычки, опыта и т.д.) режиссерского видения, того, что в дальнейшем будет им воплощено в жизнь. Именно в постановочном плане и партитуре представления закладывается судьба будущего массового представления. ПОСТАНОВОЧНЫЙ ППАН Собственно, создавая постановочный план, режиссер отвечает для себя на два главных вопроса: J) зачем я ставлю (что хочу сказать зрителю)? и 2) Как я ставлю (способ решения)? В отличие от театрального режиссера, который должен себе ответить и на третий вопрос: что я ставлю (анализ драматургического материала)? Дело в том, что режиссер массового представления, являясь автором его замысла, уже в процессе создания сценария, как я уже не раз подчеркивал, невольно отвечает на jtot вопрос. Если вдуматься, то становится ясно, что, отвечая на второй вопрос «Как я ставлю?» — режиссер тем самым определяет для себя план действий по осуществлению постановки массового представления. Действительно, постановочный план всегда является для режиссера, если можно так выразиться, основой для создания партитуры представления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|