И все же об актере-личности в массовом представлении 6 глава
Как правило, в такую группу входят: Главный художник В размышлениях о художнике-сценографе я уже говорил о его роли и значении в работе по осуществлению массового представления. Остается только добавить: при всем главенстве режиссера он самостоятельная личность, которая творит в русле принятого им режиссерского замысла. Кстати, это относится ко всем главным творческим руководителя, да и вообще ко всем членам постановочной группы. Весьма примечательная вещь: работа с художником-сценографом (не только представления, но и спектакля) — это, по сути, начало реализации режиссером своего художественного замысла, выраженного в данном случае сценарием представления. Но это ни в какой мере не означает, что встреча художника с режиссером происходит тогда, когда уже сценарий создан. Считать так — глубокое заблуждение. Для первой встречи, которая обычно решает многое, ему (художнику) достаточно знания режиссерского замысла, образного режиссерского видения будущего представления. Помимо установления творческого контакта, живого восприятия задуманного режиссером, его пожеланий такая встреча становится для художника толчком для работы его фантазии в поиске собственного образа представления, его концепции. Если задуматься, то нетрудно попять, что эта задача не из легких. Ведь при поиске зримого образа представления художнику приходится учитывать, чтобы решение: во-первых, было удобным для работы в сценическом пространстве коллективам и исполнителям самых различных жанров (хорам, танцевальным коллективам, оркестрам и т.д.), как правило, требующих взаимоисключающих условий; во-вторых, поскольку в представлении занято большое, а порой огромное количество участников, создать такое оформление, которое давало бы возможность наиболее выразительно строить пластическое и ритмическое движение масс, их мизансценирование. При этом строить мизансцены не только на плоскости сцены (по горизонтали), а и по вертикали; в-третьих, происходящее действие должно быть хорошо видно всем зрителям (особенно при круговом их расположении); в-четвертых, придумать такое решение, которое давало бы возможность быстрого выхода и ухода со сценического пространства исполнителей... Перечисление сложностей можно было бы продолжить, но и сказанного достаточно, чтобы согласиться: задача художника-сценографа массового представления архисложная.
По сложившейся за многие годы практике помимо образного сценографического решения представления (притом что декоративное решение представления, как правило, подвижно) после конкретного нахождения материально-вещественного оформления174, зафиксированного художником-сценографом в согласованных с режиссером эскизах декораций, костюмов17", реквизита, бутафории и других зрительно-вещественных элементов оформления, сдачи их в производство с указанием особенностей изто-товления в производство, им (художником-сценографом) разрабатывается своя партитура зрительно-пластического движения (изменения) формы, циста и света. Понятно, что главный художник осуществляет наблюдение и контроль за работой техническо-постановочной части (а порой и руководство ею), которая практически, вещественно реализует все задуманное художником. Композитор Выбор и приглашение композитора для создания музыки к задуманному представлению не так прост, как может показаться на первый взгляд. Обычно, исходя из замысла, темы, идеи, характера, жанра задуманного представлении, приходится перебирать в уме множество имен. Как правило, свой выбор останавливаешь на том, чей не только стиль и характер творчества, особенности музыкального языка, музыкальной образности, содержательности совпадает с задуманным тобою, но (и это порой бывает решающим) на том, кого может увлечь предложенный ему сценарий. Но... — опять проклятое «но»... Многолетний опыт показывает, что в силу разных причин (в том числе и тех, которые я уже упоминал, размышляя о выразительных средствах) привлечение композитора остается мечтой. Практически легче добиться их согласия на написание музыки к какому-либо номеру.
Музыкальный руководитель Исходя из режиссерского замысла и изученного сценария, музыкальный руководитель продумывает и обговаривает с режиссером: общее решение всего представления и каждого его эпизода, характер музыки (как, в каком качестве и где она будет использована, ее форма — лейтмотив, фон, обозначение эпохи), ее монтаж. От него зависит интерпретация музыки, темпы, динамика и другие ее нюансы; продолжительность звучания, взаимосвязь с происходящим в тот или другой момент представления действием и т.д. Он определяет (создает) как звуковую, так и шумовую партитуру представления. Поскольку используемая в представлении музыка чаше всего подбирается из уже существующей, то, естественно, закономерно, что эту работу осуществляет музыкальный руководитель. Безусловно, что качество такого подбора, его точность, характер и стиль целиком зависят не только от понимания им стоящих перед ним задач, но — и это, пожалуй, основное — от его, назовем это так, музыкальной культуры, от знания и умения разбираться в музыкальной литературе и, наконец, от вкуса. Причем не только его, но и режиссера. Я не случайно вспомнил об этом. Если разобраться, то именно отсутствие этих качеств приводило к тому, что из представления в представление кочевали увертюра А. Петрова к кинофильму «Укрощение огня», последняя часть сюиты Г. Свиридова «Время, вперед!», «День Победы» Д. Тухманова и другие. Мелодии этих произведений действительно стали символами эпохи, события. Но неплохо вспомнить и о мере использования символов, ибо, как говорит Нароков в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники», «Мера и есть искусство!»1"7
Музыкальный руководитель обьединяет усилия всех участников создания музыкального звучания представления. Именно он проводит репетиции с музыкантами, в частности, если это предусмотрено сценарием, репетиции сводных номеров (сводного хора, сводного оркестра) и других музыкальных кусков. Любопытное наблюдение: обычно музыкальным руководителем становится (назначается) либо руководитель хора (одного из хоров), либо дирижер одного из оркестров, принимающих участие в представлении.'7* Опыт подсказывает, что в массовых представлениях принимают участие оркестры самых разнообразных направлений, не говоря уже о хорах. Так, например, в представлении «Увенчанные славой» принимали участие и симфонический, и духовой, и народный оркестры Что касается хоров, вряд ли найдется представление, в котором не были бы задействованы народные, академические и особенно в последнее время детские хоры. Вот почему в больших, масштабных массовых представлениях помимо музыкального руководителя представления в художественно-постановочную группу входяг главный дирижер и главный хормейстер, которые создают сводные коллективы и репетируют с ними. Все это, безусловно, не означает, что роль музыкального руководителя, как можно полумать, сводится только к выполнению заданий режиссера. Создание музыкальной ткани представления, ее содержания, ее компонентов (в том числе и шумов) — дело музыкального руководителя. Друюе дело, что окончательный вариант рождается в результате обоюдного согласия сторон, которое достигается в процессе совместной работы. Достшается в спорах, доказательствах, в совместном поиске лучшего решения всею тою, что связано с музыкой, за коюр>ю в одинаковой степени с режиссером (если не в большей) отвечает музыкальный р>ководигель. Главный балетмейстер Естественно, что все связанное в представлении с хореографией, и в первую очередь со здание сводных хореографических номеров, хореографических сюит (чаше всего по жанрам: классика, характерный, народный, бальный и т.д.) — епархия этого человека. Обычно шкой балетмейстер обладает особым композиционным даром, видением многофигурных композиции. Ему присуще умение не только выстраивать сложную драматур!ию танцевальных линий, поз и т.д., но и находшь, исходя из режиссерского замысла, яркое образное решение танца, в котором, как правило, участвуют все задействованные в представлении хореографические коллективы. Такое умение создавать блистательные танцевальные композиции, отдельные хореографические сюиты всегда отличало творчество М.С. Годенко, Т.Л. Устиновой, Л.Е. Обранта, да и многих других замечательных балетмейстеров второй половины XX века, много и плодотворно участвующих в создании самых различных массовых представлений. Само собой разумеется, что судьба включенных в представление танцевальных коллективов (классических, народных, бальных и т.п.) находится в руках ыавного балетмейстера, отвечающего за всю хореографическую часть представлепим. Разбираясь сейчас в пиленных мною самых различных по масштабу массовых представлениях, да и вспоминая собственные, невольно понимаешь, что успех хореографической части этих представлений в какой-то степени зависел не только от таланта балетмейстера, но и еще от одной его особенности — при всех присущих руководителям танцевальных коллективов амбициях, а это действительно так, от умения человека на этой «должности» находить общий язык с руководителями танцевальных коллективов, умения выработать с ними общую творческую платформу еще до начала репетиций.
Режиссер по пантомиме Сегодня реже, но еще совсем недавно в массовых представлениях можно было видеть отдельные эпизод].!, решенные средствами пантомимы. Так, например, в одном из массовых представлений, состоявшемся на одной из площадей Москвы, можно было увидеть пантомиму «Труд», которую с большим успехом исполнял увеличенный состав пластическою коллектива, которым руководил Гердрюс Мацкявичус (он был и постановщиком этого эпизода). Это была сложно динамически развивающаяся картина единого, работающего, как часовой механизм, коллектива. Нередко в массовых представлениях пантомимические сцены использовались в качестве связок между эпизодами. Несомненно, такая постановка, как и вообще постановка предусмотренного сценарием какого-либо выраженного средствами пантомимы куска представления, требовала наличия в художественно-постановочной группе такого специалиста. Что обычно и происходило. Оттого, насколько точно и подробно будут обговорены с главным балетмейстером и режиссером по пантомиме все стороны, касающиеся создания сводных номеров и связок, в конечном счете зависит их успех. А это означает, что результат работы главного балетмейстера и режиссера по пантомиме в значительной степени зависит не только от их профессионального мастерства, но и от знания режиссером основных законов, «условии игры», специфики искусства пантомимы и хореографического искусства. Как, кстати, и «условий игры» и других видов и жанров искусства, с которыми режиссеру приходится сталкиваться в процессе создания массового представления, на что я уже не раз обращал внимание.
Кинорежиссер Функции этого члена художественно-постановочной части заключаются прежде всего в создании согласно сценарию кинороликов и другого проекционного материала (слайдов, диапозитивов и т.п.), то есть всех моментов представления, решенных видеосредствами. Исходя из реальных возможностей технического и специального оборудований, их создание осуществлялось и осуществляется либо съемками необходимых сюжетов (по специально созданному режиссером киносценарию), либо необходимыми досъемка-ми к уже существующему киноматериалу, либо подбором (монтажом) существующих кинокадров. Но в любом случае режиссер по кино обязательно не только обсуждает с режиссером содержание каждого киносюжста, но и вместе с ним просматривает и утверждает его. Обычно только после этого проводится окончательный монтаж киноролика (или кинороликов). Вспоминая опыт работы с кинорежиссером при осуществлении и проведении представления, следует добавить: наиболее эффективное использование подготовленного проекционного материала возникает тогда, когда режиссер по кино, помимо того что он возглавляет всю киногруппу (монтажеров, киномехаников и т.д.), берет на себя организацию и четкую работу киномехаников и других лиц, связанных с проекционной аппаратурой. Если это предусмотрено сценарием и постановочным планом, то в художественно-постановочную группу входят: либо режиссер по слайд-фильмам, либо телевизионный режиссер, а то и оба. В свою очередь, у каждого из специалистов есть штат своих ассистентов и других помощники, которые, подчиняясь и выполняя задания ведущих специалистов, организационно входят в производственно-техническую группу. Если сценарием представления предусмотрены цирковые, оригинальные и спортивные моменты, сложные трюки каскадеров, то, естественно, это означает, что в художественно-постановочной группе обычно есть, во всяком случае должны быть, специалисты этих направлений (режиссер, тренер и т.д.). Говорить об их обязанностях, думаю, нет нужды. Кстати, количество ведущих (главных) творческих специалистов и других, входящих ц художественно-постановочную группу участников не чем-то раз и навсегда установившимся, обязательным и У1еизменяемым. Состав художественно-постановочной группы определяется режиссерским замыслом и сценарием. Осуществить постановку и проведение массового представления невозможно и без участия в художественно-постановочной группе ассистента или ассистентов режиссера — первых помощников режиссера-постановшика по нсем организационно-творческим вопросам и помрежей (помощников режиссера), которые обеспечивают во время репетиций и представления своевременный выход и уход участников со сиены и порядок в закулисном пространстве. Любопытное наблюдение: обычно \\\ количество определяется числом выходов на сцену (поле стадиона), к которым добавляется еще один — помощник, ведущий представление. Именно он во время представления руководит всем ходом представления, всеми службами. Когда-то, по существующей до сих пор легенде, в Художественном театре на время спектакля этот помощник режиссера становился главным лицом в театре. Без его разрешения никто не имел права вмешиваться в его работу. И в знак его власти ему на это время вручались ключи от театра. Так это или нет, но по опыту знаю, что в этой легенде скрыт большой смысл. Вообще-то число ассистентов и помощников режиссера напрямую зависит от масштабов и места проведения массового представления. В состав художественно-постановочной группы^ что немаловажно, входит и заведующий постановочной частью. Часто помимо перечисленных помощников, в целях более четкой организации и проведения самого представления, используются люди, обеспечивающие непрерывную связь со всеми находяшимися за сценическим пространством группами исполнителей и всеми техническими службами. Само собой разумеется, что работает постановочная группа по единому плану-графику, который предварительно создается режиссером-постановщиком. Поскольку у входящею в художественно-постановочную группу специалиста при всем единомыслии есть свой взгляд не только на предстоящую работу, но и вообще на массовые представления, то, несмотря на личное доброжелательное, а порой и дружеское отношение к постановщику, все равно сплотить их и создать из них единый механизм — задача для режиссера не из легких. Конечно, режиссер-постановщик массового представления, как и любой режиссер, должен в достаточной мере обладать способностью эмоционально-волевого воздействия на других людей. Собственно, это качество позволяет ему увлекать за собою людей, заинтересовать их предстоящей работой. Вот почему так важна первая встреча режиссера-постаноищика с художественно-постановочной группой, когда он не только знакомит се участников со сценарием представления, по и, что очень важно, подробно рассказывает о своем видении будущего представления, раскрывает свой замысел и псе то, что не вошло, да и не могло войти, в текст сценария.17" Умение хорошо объяснить, увлечь задуманным, направить фантазию коллег в нужном направлении значительно облегчает всю дальнейшую работу режиссера. Важно только направить их фантазию в нужное режиссеру русло, но при этом ни в коем случае не насиловать се (фантазию). Наоборот, дать им полную свободу в поиске и решении своих действии и, само собой разумеется, не требовать от них сиюминутных решений. Вообще, для режиссера первая истреча с постановочной частью — серьезное творческое испытание. Не так-то просто выслушать суждения своих коллег о сценарии с нередко справедливыми замечаниями и дельными предложениями и дополнениями. Но прислушиваться необходимо: как говорится, «один ум хорошо, а два лучше». В результате обычно вырабатывается общая точка зрения на предстоящую работу, обговариваются, исходя из режиссерского замысла, общие и частные задачи каждого: художника'4", композитора, балетмейстера и т.д. (кто и что делает и кто за что отвечает). Как показывает опыт, в дальнейшем художественно-постановочная группа собирается ежедневно {на летучку, после или перед репетициями), а иногда в случае необходимости и чаше. Вообще же, помимо этого режиссер в неурочное время работает с каждым мастером по отдельности. Остается добавить, что весьма плодотворным является присутствие если не на первом, то на одном из первых совещаний художественно-постановочной группы всех заинтересованных лиц, в том числе и руководителей художественных, спортивных и других участвующих в представлении коллективов и, конечно, директора или представителя административной группы. Вызвано это тем что, как правило, на первой встрече вырабатывается предварительный варианттворческо-орпшизаниошюи работы: обговариваются сроки и места просмотров коллективов и других будущих участников представления согласно предварительно созданному режиссером-постановщиком плану-графику, предусматривающему весь ход работы от первого до последнего дня (просмотров, репетиций и т.д.) над созданием и выпуском представления.1"1 ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧАСТЬ Параллельно с созданием художественно-постановочной группы для осуществления всей творчески технической работы, связанной с подготовкой и проведением массового представления, создается производственно-техническая группа или, как ее чаще всего называют (как в любом театре), постановочная часть. В ее главе стоит так называемый заведующий постановочной частью, которому подчиняются все службы, связанные с созданием, а затем и проведением массового представления. Ее состав порой бывает oi ромен и всегда весьма разнообразен по профессиям. Но все они непосредственно связаны с созданием, а затем и с обеспечением проведения представления. Обычно в нее входят: звукорежиссер, который помимо работы за пультом во время представления по согласованию с музыкальным руководителем создает музыкальную и шумовую своеобразную «звуковую фантазию» — основу звуковой атмосферы представления, одного из важнейших выразительных средств. Следует заметить, что звукорсжиссура — эго весьма значимая и в то же время сложная область пюрчесгпа. Во-первых, очень часто сценическое пространство, особенности места проведения представления вносят в создание звуковой атмосферы дополнительные, а порой и неожиданные трудности. Скажем, существующая система ра-диоуселения Красной площади не позволяет пользоваться дополнительными микрофонами без помех, без «завязки» звука. Во-вторых, подготовка и запись фонограммы, в которой существуют свои закономерности и без которой, насколько я могу вспомнить, не обходится ни одно представление, требует значительных усилий. Скажем, определение и выделение в ней ыавных смысловых кусков, которые при монтаже фонограммы придают ей особую звуковую динамику Любопытно, что такое звучание фонограммы становится не только частью сценической атмосферы представления, но и его смысловой и эмоциональной линей Вообще, следует заметить, что в работе звукорежиссера запись и монтаж фонограммы — весьма непростой и важный этап По существу, он завершает всю подготовительную работу по созданию звуковой ai-мосферы представления. В то же время было бы ошибкой умолчать о том, что не все режиссеры — сторонники записи всей сопровождающей музыки на магнитную пленку. Не только потому, что никакое механическое звучание не заменит живою исполнения, живого звучания, а еще и потому, что перед режиссером и музыкальным руководителем возникает серьезнейшая проблема соединения живого микрофонного звучания с механическим. Правда, если еще недавно это было серьезным препятствием, которое разные режиссеры и музыкальные руководители так или иначе преодолевали, то в последнее время с совершенствованием звуковой аппаратуры, и прежде всего записывающей, эта проблема практически исчезла. Естественно, что звукорежиссер руководит работой всех радистов и звукооператоров. В постановочную часть входит и художник по свег>. ведающий разработкой схем освещения. Именно он создает световую партитуру, осуществляя световое решение представления. Он же руководит работой электриков-осветителей, которые обеспечивают ее воплощение. Само собой разумеется, что в постановочную часть входят и специалисты других, причем самых разных профессий, без которых немыслимо вещественное воплощение представления. Это художники-исполнители, макетчики, тренеры по видам спорта (если есть такая необходимость), репетиторы (балетмейстеры и хормейстеры), концертмейстеры (для вокалисюв и танцоров), ор-кестровщики, настройщики музыкальных инструментов, переписчики нот. Я не могу представить себе современную постановочную часть без техников-радистов, операторов звукозаписи, киномехаников, машинистов сцены, монтировщиков декорации, костюмеров, бутафоров, реквизиторов, гримероп-постижеров и т.д. В состав постановочной части иногда входят и инженеры по разработке конструкции, электронному оборудованию (в зависимости от технических условии представления), по конструированию больших кукол, по разработке надувных конструкции, по монтажу и эксплуатации телепроекционного оборудования, пиротехники. У каждою из них могут быть свои помощники, техники, операторы, рабочие и т.д. Как это ни странно, перечислить всех специалистов, могущих войти в постановочную часть, просто невозможно Невозможно предугадать, какие понадобя!ся специалисты для постановочной части данного представления. Важно другое; в любом случае число специалистов и их профессии определяются для каждого представления исходя из режиссерского замысла, его сценария и режиссерского постановочного плана Естественно, что каждая служба постановочной части, как и каждый член художественно-постановочной группы, исходя из общего плана-графика, разрабатывает свои собственные графики работы Правда, практика говорит, что чаще всего эти планы-графики из-за объективных причин редкоточно выполняются. Хотя — и это тоже правда — все стремятся не нарушать его. Любопытно, что еще в 1920-е годы при постановке первых массовых представлений тоже создавалась специальная группа -«штаб», которая, правда, состояла из трех отделов: «Мобилиза-ционно-учетный отдел штаба», который занимался организацией, сбором участников представления; «Продовольственный отдел», занимавшийся питанием, а все участники представления получали паек (селедку, осьмушку хлеба, иногда леденцы) и «Строительно-технический отдел», который добывал прожектора, налаживал пиротехнику, строил сценические площадки и трибуны для зрителей (если последние были нужны). В работе постановочной части (думаю, как и раньше, так и теперь) есть, с моей точки зрения, одна, но очень важная особенность. Поэтому позволю себе небольшое, но примечательное для меня как режиссера отступление. Если я, создавая сценарий, а затем его воплощая, нахожу какие-то новые, неожиданные сюжетные ходы, повороты действия, приемы, решения, то, как правило, все технические службы — от радистов, электриков и до макетчиков и подсобных рабочих, -увлеченные работой, стараются, как говорится, «не щадя живота своего», не только выполнить задание в срок, но и обычно подходят творчески к порученному им делу. Но не дай Бог, если режиссер идет проторенными дорогами, пользуется трафаретными ходами и приемами, то постановочная часть, ее службы, конечно, выполняют задания, но относятся к своей работе без особого энтузиазма. Им просто скучно выполнять давно известную, виденно-перевиден-ную, изрядно надоевшую им работу. Ловлю себя на мысли: а ведь то же самое, такое же отношение возникает и у членов художественно-творческой группы. Если вдуматься, то даже в гораздо большей степени. И тогда становится ясно, что никакие режиссерские разглагольствования о новаторстве, о самостоятельном, оригинальном видении будущего представления и т.п. не вызовут интереса у тех, с кем режиссеру приходится осуществлять постановку, если в режиссерском замыеле, в сценарии массовою представления нет не лежащих на поверхности ходов, неожиданных поворотов, нестандартных приемов. Азбучная истина? Может быть. Но она справедлива. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА В представлениях, особенно масштабных, где занято большое количество коллективов и исполнителей, как правило, создается и административная группа во главе с директором-администратором. Если вдуматься, то уже ее название говорит о содержании работы и обязанностях этой группы. Именно она обеспечивает материально-техническую сторону представления, размещает заказы на изготовление оформления, костюмов, реквизита, бутафории, рекламы, пригласительных и других билетов и иной печатной продукции; контролирует процесс их изготовления к сроку, определенному планом-графиком, обеспечивает доставку транспортом коллективов и исполнителей на репетиции и само представление; их размещение в месте проведения репетиций; организует, если нужно, питание участников представления, обеспечивает условия для отдыха, дежурство врача, санитарные условия для зрителей, так и для участников. Эта же группа с помощью соответствующих организаций обеспечивает общественный порядок, меры противопожарной безопасности и т.д. и т.п. Но, пожалуй, надо было бы начать с того, что, собственно, в ее руках находится решение всех финансовых вопросов. И прежде всего составление сметы расходов и доходов. Хотя в XX веке в нашей стране, не в пример дням сегодняшним, создатели массовых представлений не ставили перед собой коммерческих задач. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ XX век в искусстве массовых форм театра знаменателен еще и тем, что именно в эти годы выработалась оправдавшая себя определенная последовательность осуществления массовых действ, и в частности массовых представлений. Если внимательно рассмотреть процесс осуществления того или другого массового действа, то можно увидеть, что он (этот процесс) для режиссера-постанов-шика обычно делится на три части, три этапа: - первый — организационный, в который входит помимо соз - второй — работа нал созданием окончательного варианта - третий — с начала рспсшции и до выпуска, до дня премье Такая последовательность, конечно, не догма, по практика доказала плодотворность именно такой последовательности. ОТБОР Если вдуматься, казалось бы, втакое несложное яело, как отбор номеров, коллективов и исполнителей-^, то выясняется, что это не совсем так. Только правильное осмысление темы и идеи представления помогает режиссеру отобрать из всего многообразия материалов, связанных с событием, которому посвящено представление, и из репертуара коллективов и исполнителей все то, что наиболее точно и ярко их (идею и тему) выражает. Кто бы и что бы ни утверждал, что, мол, отбор материала, и в том числе коллективов и исполнителей, процесс не столько творческий, сколько технический, особенно при возможности широкого выбора, я с этим не могу согласиться. Ведь не только тема и идея определяют отбор, скажем, коллективов и исполнителей. Режиссер отбирает то, что не только по репертуару, по и по художественным достоинствам соответствует его режиссерскому замыслу и может с наибольшей точностью его выразить. Из множества возможных номеров решающую роль в выборе того, какими художественными средствами будут выражены тема и идея, играет образное решение представления, его замысел и форма его воплощения. Немаловажным для режиссера является и эмоциональная заразительность номера, и элемент неожиданности, и возможность включения его в пластическое решение представления. Нет нужды говорить о том, чю только после просмотров для режиссера происходит окончательный отбор номеров и исполнителей и их репертуара. Окончательный вариант сценария Вот почему, я считаю, ч го только после этого и внесения в сценарий других поправок и уточнении, рожденных в результате обсуждения с участниками посгановочиои фумпы и по их предложению (а порой — по настоянию), и, естественно, с которыми постановщик согласен, рождается его окончательный вариант. Правда, скажу опять: в конце концов, ценное ib этих поправок и замечаний напрямую зависит не только от степени дарования и профессионализма каждого входящего в постановочную группу, но и от того, насколько они говорят на одном творческом языке с режиссером-постановщиком и насколько он сумел увлечь их своим видением будущего представления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|