Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, история становления и принципы волонтерского движения




М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова

Педагогическое стимулирование волонтерской деятельности школьников

Методические рекомендации

 

Ярославль - 2009

ББК 74.200.52

УДК 376.64

 

Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Педагогическое стимулирование волонтерской деятельности школьников [Текст]: методические рекомендации / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. – Ярославль: Изд-во..., 2009. – 64 с.

 

В книге раскрываются сущность волонтерской деятельности, ее принципы и воспитательный потенциал.

С позиции экзистенциальной педагогики дается авторское понимание педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников, раскрываются его способы и условия эффективности. Теоретико-методические рассуждения авторов сочетаются с практическими примерами, заимствованными из практики образовательных учреждений Ярославской области.

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов, социальных педагогов общеобразовательных школ.

При разработке методических рекомендаций использованы материалы И.В. Быстровой, Т.Г. Киселевой, А.Н. Логиновой, Л.Р. Строгаловой, Т.А. Табуновой.

 

 

 

 

© Департамент образования Ярославской области, 2009

© Рожков М.И., Сапожникова Т.Н., 2009

Оглавление

Вступительное слово....................................................................... Глава 1. Теоретические основы педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников...... 1. Сущность, история и принципы волонтерского движения....... 2. Воспитание эмоциональной отзывчивости школьников в истории отечественной педагогики.............................................. 3. Сущность педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников............................................................. 4. Принципы педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников............................................................. Глава 2. Средства педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников.................................... 1. Педагогическое сопровождение процесса становления личности школьников.................................................................... 2. Педагогическое сопровождение жизненных событий ребенка как средство актуализации потребности в благотворительности и добровольничестве................................ 3. Формирование готовности к социально значимой деятельности через педагогическое сопровождение ученического самоуправления...................................................... 4. Педагогическое сопровождение принятия решения школьниками об участии в волонтерской деятельности...........   Глава 3. Опыт педагогического стимулирования волонтерской деятельности подростков в образовательных учреждениях Ярославской области................................................ 1. Опыт включения подростков в волонтерскую деятельность в сфере профилактики употребления психоактивных веществ.... 2. Традиция фестивалей как средства стимулирования волонтерской деятельности подростков в сфере профилактики употребления ПАВ среди сверстников............... 3. Педагогическое стимулирование волонтерской деятельности школьников-участников детских объединений на базе Некрасовской школы..................................................................... 4. Самореализация школьников в деятельности Международного детского общественного движения «Добрые Дети Мира»…………………………………………….         5-25           29-45               45-66              

Вступительное слово

Уважаемый читатель! Вы держите в руках книгу о педагогическом стимулировании волонтерской деятельности школьников. Ее название, вероятно, вызовет некоторые противоречия: «Можно ли побуждать к милосердию, благотворительности, добровольничеству? Какими должны быть «инструменты» воздействия на сознание человека, чтобы он захотел дарить людям добро, отзывчивость и заботу?».

Традиционно педагогическое стимулирование рассматривается как средство воздействия учителя на ребенка, побуждающее его к активным действиям в какой-либо сфере.

Выделяется особая группа методов стимулирования поведения и деятельности, психологической основой которой являются переживание, самооценка воспитанника, осмысление им совершенного или предполагаемого поступка, вызванные оценкой учителя или товарищей, что опирается на идею о том, что человеку свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения со стороны общества.

Так, принято считать, что поощрение (похвала благодарность, награждение) способно вызывать в подростке чувство удовлетворения, уверенность в своих силах, положительную самооценку, стимулирующую к самовоспитанию. Наказание (осуждение, порицание, неодобрение) направлено на то, чтобы вызвать в воспитаннике чувство стыда, неудовлетворенность, желание осознать и исправить свою ошибку

Относительно данной темы, поощрение, конечно, способно побудить школьников к социально значимой деятельности, но при этом возникает опасность того, что добро делается для внешней оценки, а не по зову собственного сердца. Наказание как метод стимулирования волонтерской деятельности не рассматривается вообще (по своей сущности).

Для того чтобы включить подростков в волонтерство необходимо вызвать внутреннюю потребность в нравственных поступках, убежденность в том, что это надо, прежде всего, самому себе для самоуважения и личностного становления.

Идеи экзистенциальной педагогики, положенные в основу данной книги, позволяют педагогическое стимулирование волонтерской деятельности рассматривать в качестве компонента педагогического сопровождения жизненного самоопределения школьников: экзистенциального выбора человеком смысла собственной жизни на основе рефлексивно-ценностного осмысления ее событий. В этом случае педагог не прибегает к прямым воспитательным воздействиям, а создает условия для становления личности школьников, приобретения ими опыта морально-нравственных поступков, активизирует переживания в момент жизненных событий и направляет их в личностно и социально значимое русло.

Ценно, что в образовательных учреждениях Ярославской области много талантливых специалистов, реализующих эту миссию!

 

Глава 1. Теоретические основы педагогического стимулирования волонтерской деятельности школьников

Сущность, история становления и принципы волонтерского движения

Слово «волонтёр» произошло от латинского «voluntarius» и французского «volontaire», в дословном переводе означающих «доброволец, желающий». В современном употреблении оно относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную работу в свое свободное время и без финансового вознаграждения.

Добровольничество и благотворительность – особая страница отечественной истории. Их основа была заложена русскими князьями, открывавшими на свои средства образовательные учреждения для детей знати, среднего состояния и убогих, и православной церковью, создавшей систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально.

Самым распространенным деянием благотворительности была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

Постепенно благотворительность становится традицией царского двора. При Петре I были учреждены первые воспитательные дома для детей-подкидышей. На собственные средства и пожертвования состоятельных москвичей Екатерина II открыла Воспитательный дом.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях.

Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души.

Так, супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годами движение благотворительности приобрело размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось. К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказались купцы и промышленники, постепенно выходившие на историческую арену. Многие из них посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения П.М. Третьякова, который писал, что с юных лет мечтал, чтобы «нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика М.Л. Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища.

Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье.

Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях, в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300000 руб. Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей.

Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории В.Ф. Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. В настоящее время это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству. Представители разных сословий отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы и служения Отечеству.

После революции 1917 г. добровольный труд граждан был массовым благодаря поддержке государственно-партийных структур. Появились такие формы социально значимой деятельности, как субботники, безвозмездная просветительская деятельность, создание добровольных дружин для контроля над соблюдением общественного порядка, тимуровское движение. Именно в этот период стимулирование безвозмездной помощи людям стало рассматриваться в качестве компонента социального воспитания подростков (правда, с ярко выраженной идеологической направленностью).

Весьма заметным педагогическим явлением конца 30-х и начала 40-х годов стало тимуровское движение.

Большую помощь члены движения оказывали детским учреждениям, обеспечивая их литературой, учебниками и учебными пособиями, подарками. Особое значение тимуровское движение приобрело в осажденном врагом Ленинграде. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, тимуровцы заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие.

В конце 50-х начале 60-х годов тимуровское движение подростков «передало эстафету» «коммунарскому движению», основоположником которого был И.П. Иванов (об этом несколько подробнее в следующем параграфе).

В современной России понятие, содержание и формы волонтерского труда начинают формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

В настоящее время деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», дающий юридическое определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости[1].

В Декларации подчеркивается, что добровольчество – способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

В основу волонтерской деятельности положены следующие принципы:

1) признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

2) уважение достоинства и культуры всех людей;

3) оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

4) признание равных важностей личных и коллективных потребностей, создание условий для коллективного обеспечения этих потребностей;

5) превращение волонтерства в элемент личного процветания, приобретение новых знаний и навыков, совершенствование способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

6) стимулирование чувства ответственности, поощрение семейной, коллективной и международной солидарности.

Исходя из этих основных принципов, волонтеры должны:

1) способствовать тому, чтобы индивидуальное участие преобразовывалось в коллективное действие;

2) активно поддерживать свои ассоциации, быть преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности;

3) стремиться, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы;

4) сотрудничать со своими коллегами по ассоциации в духе взаимопонимания и взаимного уважения;

5) не уклоняться от новых знаний;

6) не разглашать конфиденциальную информацию, если таковая предполагается характером деятельности.

Обращение к этимологии слова, к истории благотворительности и добровольничества в России позволили раскрыть основные идеи волонтерского движения. Очевидно, что оно имеет большой воспитательный потенциал, поскольку предоставляет возможность подросткам реально включаться в жизнь общества, проявлять свою гражданскую позицию, самоопределяться в жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...