Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если человек исчезнет, есть ли надежда для гориллы? 4 глава




— А-а... Сверху. Из космоса.

— А что ты там делаешь?

— Не знаю.

— Почему ты не внизу, не на Земле?

— Ну... Человека ведь не должно быть... Я про­сто посетитель, чужак.

— Что ж, спустись на Землю.

— Хорошо, — сказал я, но через минуту продол­жил: — Любопытно... Пожалуй, я предпочел бы туда не спускаться.

— Почему? Что происходит внизу? Я рассмеялся:

— Там всюду джунгли.

— Понятно. Ты хочешь сказать, что, как выразил­ся лорд Альфред Теннисон, «с клыков природы каплет кровь, в болотах ящеры друг друга рвут на части».

— Именно.

— И что случится, если ты все же отправишься туда?

— Я стану добычей одного из ящеров в болотах. Я открыл глаза как раз вовремя, чтобы заметить, как Измаил кивнул.

— Вот теперь мы и начинаем понимать, какое ме­сто человек занимает в божественных предначерта­ниях. Боги не собирались оставить мир джунглям, верно?

— Ты хочешь сказать, что это так, согласно нашей мифологии? Безусловно.

— Итак, без человека мир оставался незавершен­ным, был всего лишь дикой природой, с клыков кото­рой каплет кровь. Мир был хаосом, находился в состо­янии первобытной анархии.

— Да. Совершенно верно.

— Так чего не хватало миру?

— Мир нуждался в ком-то, кто придет и... кто при­дет и наведет порядок.

— А что собой представляет существо, которое на­водит порядок? Кто борется с анархией и берет управ­ление миром в свои руки?

— Ну... Правитель, царь.

— Конечно. Мир нуждался в правителе. Мир нуж­дался в человеке.

— Да.

— Так, теперь мы имеем более ясное представле­ние о том, что говорит нам эта сказка: мир был создан для человека и человек был создан для того, чтобы править миром.

— Да. Теперь это совершенно очевидно. Это пони­мают все.

— Так что это такое?

— Ты о чем?

— Сказанное — факт?

— Нет.

— Так что же?

— Мифология, — ответил я.

— Та самая мифология, следа которой невозможно обнаружить в вашей культуре?

— Да.

Измаил угрюмо посмотрел на меня сквозь стекло.

— Послушай, — сказал я через некоторое вре­мя, — то, что ты мне показываешь, то, что раскрыва­ешь... в это почти невозможно поверить, я это прекрас­но понимаю. Но пойми: я не способен подпрыгивать в кресле, хлопать себя по лбу и вопить: «Боже мой, по­трясающе!»

Измаил задумчиво наморщил лоб и озабоченно спросил:

— Что же с тобой не в порядке?

Его беспокойство было столь искренним, что я не сдержал улыбки:

— Я весь заморожен внутри. Настоящий айсберг. Он покачал головой, сочувствуя мне.

 

 

Если возвратиться к нашей теме... Как ты ска­зал, человеку потребовалось очень-очень долгое время, чтобы понять: ему предназначены более великие свершения, чем то, чего он может достичь, если будет жить как лев или вомбат. Примерно три миллиона лет он был просто частью анархического мира, еще одним из со­зданий, барахтающихся в болотной жиже.

— Верно.

— Только около десяти тысяч лет назад человек на­конец понял, что его место — не в болоте. Он должен был подняться над природой и навести в мире порядок.

— Верно.

— Однако мир не подчинился покорно правлению человека, не так ли?

— Так.

— Нет, мир противился. То, что человек строил, разрушали дожди и ветры. Поля, которые он расчищал под пашню и жилища, снова захватывали джунгли. Се­мена, которые он сеял, склевывали птицы. Корневища, посаженные им, съедали насекомые. Урожай, собран­ный человеком, пожирали мыши. Прирученные живот­ные, которых он пытался разводить, становились до­бычей лис и волков. Горы, реки, океаны оставались на своих местах и вовсе не спешили отступать перед чело­веком. Землетрясения, наводнения, ураганы, морозы, засухи и не думали усмиряться по его приказу.

— Верно.

— А раз мир не желал покорно подчиниться вла­дычеству человека, что должен был с ним сделать че­ловек?

— Что ты имеешь в виду?

— Если царь является в город, который не призна­ет его власти, что ему приходится делать?

— Завоевывать город.

— Конечно. Чтобы стать владыкой мира, человек должен сначала покорить его.

— Боже мой! — воскликнул я и чуть не выпрыгнул из кресла, хлопнув-таки себя по лбу.

— В чем дело?

— Такое слышишь по пятьдесят раз на день! Дос­таточно включить радио или телевизор, и тебе будут докладывать об этом во всех новостях. Человек поко­ряет пустыни, человек покоряет океаны, человек поко­ряет атом, человек покоряет стихии, человек покоряет космос...

Измаил улыбнулся.

— Ты не поверил мне, когда я сказал, что эта сказ­ка пронизывает всю вашу культуру. Теперь ты видишь, что я имел в виду. Созданная вашей культурой мифоло­гия звучит у вас в ушах постоянно, так что никто уже не обращает на это внимания. Конечно, человек поко­ряет пустыни, океаны, атом, стихии, космос. Согласно вашей мифологии, для этого он и был рожден.

— Да. Теперь это совершенно очевидно.

 

— Теперь первые две части твоего рассказа объеди­нились. Мир был создан для человека, а человек был со­здан для того, чтобы покорить его и править им. Так что вторая часть твоего рассказа добавляет к объяснению того, как случилось, что все сложилось именно так?

Дай мне подумать... Приходится снова испод­тишка свалить вину на богов. Они создали мир для че­ловека, и они создали человека, чтобы он покорил мир и правил им, — что он в конце концов и сделал. Вот так и случилось, что все сложилось, как сложилось.

— Ты на правильном пути. Загляни еще чуть глубже.

Я закрыл глаза и несколько минут размышлял, но так ни к чему и не пришел.

Измаил кивнул в сторону окон:

— Все это — все ваши триумфы и трагедии, чуде­са и кошмары — прямой результат... чего?

Я обдумал и эти его слова, но не понял, к чему он клонит.

— Попробуй посмотреть на вещи с такой точки зре­ния, — сказал Измаил. — Все было бы иначе, если бы боги предначертали человеку такую же жизнь, как льву или вомбату, верно?

— Конечно.

— Предназначение человека — покорить мир и править миром, так что все сложилось именно так в ре­зультате... чего?

— В результате того, что человек выполнил свое предназначение.

— Конечно. И он должен был выполнить свое пред­назначение, да?

— Несомненно.

— Так о чем же теперь волноваться?

— Ну да, вроде и не о чем...

— Ну да, вроде и не о чем...

— С точки зрения Согласных, просто такова цена того, что человек стал человеком.

— Что ты имеешь в виду?

— Человек не мог в полной мере стать человеком, живя вместе с ящерами в болотах, разве не так?

— Да...

— Чтобы в полной мере стать человеком, он дол­жен был вытащить себя из болота. Все остальное — только следствие. С точки зрения Согласных, боги пре­доставили человеку тот же выбор, что олимпийцы Ахиллу: прожить короткую жизнь, полную славы, или жить долго, но в безвестности. И Согласные выбрали корот­кую славную жизнь.

— Да, все именно так и понимают происходящее. Люди просто пожимают плечами и говорят: «Что ж, такова цена канализации, центрального отопления, конди­ционирования воздуха, автомобилей и всего остального», — Я бросил на Измаила насмешливый взгляд. — А что скажешь ты?

— Я скажу, что цена, уплаченная вами, уплачена не за то, чтобы стать людьми. Это даже не цена всего, что ты только что перечислил. Это цена разыгрывае­мой сказки, в которой человек оказывается врагом мира.

 

Часть 5

 

 

— Мы теперь объединили начало и середину истории, — сказал Измаил, ког­да на следующий день мы встретились сно­ва. — Человек наконец начал выполнять свое предназначение. Завоевание мира идет полным ходом. Но как кончается история?

— Пожалуй, мне стоило вчера досказать все до конца. Я, кажется, потерял нить...

— Может быть, тебе поможет, если ты послушаешь, чем кончается вторая часть.

— Хорошая мысль. — Я перемотал часть пленки в диктофоне и включил его.

«...Человек наконец освободился от всех тех уз, которые... Ограничения образа жиз­ни охотника и собирателя сковывали его на протяжении трех миллионов лет. С появле­нием земледелия эти ограничения исчезли и взлет оказался феерическим. Оседлость привела к разделению труда. Разделение труда вызвало развитие технологии. Благо­даря развитию технологии появились торговля и финан­сы. Потребности технологии и торговли стимулировали развитие математики и других наук. Человечество на­конец сдвинулось с мертвой точки, и отсюда, как гово­рится, началась история».

— Понятно, — сказал я. — О'кей. Предназначе­ние человека было покорить мир и править им, и имен­но так он и сделал — почти. Полностью покорить мир ему не удалось, и похоже на то, что это его и погубит. Дело в том, что, завоевывая мир, человек его разорил. И какого бы могущества мы ни достигли, мы недоста­точно могущественны, чтобы остановить это разорение или исправить тот вред, который мы уже причинили. Мы выплескивали в мир ядовитые отходы своей жиз­недеятельности, как будто он бездонная пропасть, и мы продолжаем это делать. Мы тратили невосполнимые ресурсы, как будто они никогда не иссякнут, и мы продолжаем их тратить. Трудно представить себе, как в таких условиях мир переживет следующее столетие, но никто на самом деле ничего не делает, чтобы предотв­ратить несчастье. Эту проблему предстоит решать нашим детям или детям наших детей.

Спасти нас может только одно. Мы должны увели­чить свое могущество. Весь причиненный вред был следствием нашего завоевания мира, но мы должны про­должать его покорять, пока наша власть не станет абсолютной. Вот тогда, когда мы научимся повелевать всем, ситуация исправится. Мы овладеем энергией ядер­ного синтеза — не будет больше загрязнения окружа­ющей среды; мы по своей воле станем вызывать и пре­кращать дожди; мы на квадратном сантиметре начнем выращивать бушель пшеницы. Мы превратим океаны в фермы; мы сможем управлять погодой — никаких боль­ше ураганов, никаких торнадо, никаких засух и не­своевременных заморозков. Мы заставим облака ув­лажнять землю, вместо того чтобы бессмысленно проливаться над океанами. Все процессы на Земле бу­дут проходить там, где следует, там, где им предписы­вали боги, — в наших руках. И мы станем управлять ими так же, как программист управляет компьютером.

Вот так обстоят дела. Мы должны продолжать за­воевание. И наше завоевание или окончательно разру­шит мир, или превратит его в рай, — тот самый рай, которому было суждено возникнуть под властью чело­века.

Если нам это удастся, если мы наконец сумеем стать абсолютными владыками мира, тогда нас ничто не оста­новит. Тогда начнется эра «Звездного пути». Человек выйдет н космос, чтобы завоевать и подчинить своей вла­сти всю Вселенную. Может быть, это и есть главное пред­назначение человека: завоевать и подчинить своей влас­ти Вселенную. Вот как великолепен человек!

 

 

К моему изумлению, Измаил взял ветку из своей груды и восторженно и одобрительно замахал ею.

— Должен сказать, что твой рассказ просто вели­колепен, — сказал он, ловко обгрызая с ветки листья. — Но ты понимаешь, конечно, что, если бы слу­чилось так, что ты все это рассказывал сто или хотя бы пятьдесят лет назад, ты говорил бы.о будущем мире только как о рае. Само предположение, что завоева­ние мира человеком может быть не только благотвор­ным, представлялось бы немыслимым. Только трид­цать или сорок лет назад люди вашей культуры начали сомневаться в том, что все идет лучше и лучше и так будет продолжаться всегда. Они не видели возмож­ного конца.

— Да, это так.

— Впрочем, есть один упущенный момент в твоем рассказе, а он необходим для того, чтобы объяснение, которое дает ваша культура тому, как случилось, что все сложилось именно так, было полным.

— Что же это за момент?

— Думаю, ты и сам можешь догадаться. Пока что мы получили вот какой результат:мир был создан для того, чтобы человек им владел и правил, и его пред­назначение — стать раем под властью человека. За этим утверждением неизбежно должно следовать «но», и так было всегда. Дело в том, что Согласные всегда считали мир гораздо более несовершенным, чем тот рай, которым ему было предначертано стать.

— Правильно. Дай-ка мне подумать... Не подой­дет ли, например, такое дополнение: мир был создан для того, чтобы человек покорил его и властвовал, од­нако завоевание оказалось гораздо разрушительнее, чем предполагалось.

Ты меня не слушаешь. «Но» появилось задолго до того, как завоевание вами мира стало угрожать самому его существованию. «Но» всегда использовалось для объяснения всех несовершенств рая: войн и жесто­кости, нищеты и несправедливости, коррупции и тира­нии. Такое объяснение голода и угнетения, распростра­нения ядерного оружия и загрязнения окружающей среды и до сих пор в ходу. Этим «но» оправдывалась Вторая мировая война и будет оправдана, если потре­буется, третья мировая.

Я с недоумением смотрел на Измаила.

— Да это же общеизвестно! Любой школьник мог бы назвать «но», о котором я говорю.

— Не сомневаюсь, что ты прав, и все равно не вижу...

— Подумай как следует! Что в мире пошло не так? Что всегда происходит не так? Под властью человека мир должен был стать раем, но...

— Но человек завалил работу.

— Конечно. Но почему он ее завалил?

— Не знаю. Так почему?

— Завалил ли человек работу потому, что не хотел, чтобы мир стал раем?

— Нет. На мой взгляд, он был обречен ее завалить. Человек хотел сделать мир раем, но, будучи человеком, не мог не завалить работу.

— Но почему? Почему именно человек не мог не завалить работу?

— Потому что в человеческой природе есть какой-то фундаментальный изъян, нечто постоянно противо­действующее созданию рая. Нечто делающее человека глупым, жадным, недальновидным разрушителем.

— Конечно. Это знают все представители вашей культуры. Человек был рожден для того, чтобы сде­лать мир раем, однако трагедия заключается в том, что он был рожден с изъяном. В результате создаваемый им рай всегда оказывается чем-то подпорчен: глупос­тью, жадностью, недальновидностью, разрушитель­ностью.

— Верно.

 

 

Поразмыслив немного, я посмотрел на Измаила дол­гим взглядом, с трудом осознавая тот вывод, к которо­му пришел.

— Уж не хочешь ли ты сказать, что такое объясне­ние неверно?

Измаил покачал головой:

— Спорить с мифологией бесполезно. Было время, когда представители вашей культуры верили, будто их родной мир — центр мироздания. Если Вселенная была создана ради человека, здравый смысл говорит, что его родина должна быть ее столицей. Последователи Ко­перника не стали с этим спорить. Они не стали, указуя на людей, вещать: «Вы заблуждаетесь!» Они просто показали на небо и предложили: «Посмотрите, что там на самом деле творится».

— Что-то я не понимаю, к чему ты клонишь.

— Каким образом Согласные пришли к выводу о том, что в человеческой природе наличествует фунда­ментальный изъян? Какие свидетельства этому они на­шли?

— Не знаю.

— Мне кажется, что ты намеренно проявляешь ту­пость. Они рассматривали свидетельства истории че­ловечества.

— Понятно.

— А когда началась история человечества?

— Ну... около трех миллионов лет назад. Измаил с отвращением посмотрел на меня.

— Эти три миллиона лет только совсем недавно были присоединены к истории человечества, как ты прекрасно знаешь. А как считали до этого: давно ли началась человеческая история?

— Э-э... Несколько тысячелетий назад.

— Именно. Более того, среди представителей вашей культуры принято считать, что вся история — это ваша история. Никто и не подозревает, что жизнь человече­ства простирается за пределы вашего царствования.

— Это так.

— Так на какие же свидетельства опирались представители вашей культуры, когда решили, что человеческая природа имеет фундаментальный изъян?

— Они нашли такие свидетельства в собственной истории.

— Правильно. Они рассмотрели примерно полпро­цента доказательств, принадлежащих к тому же един­ственной культуре. Не такая уж представительная вы­борка, чтобы основывать на ней столь категорическое заключение.

— Согласен.

— У человека нет никакого фундаментального изъя­на. Если бы людям пришлось разыгрывать сказку, согласно которой они должны жить в согласии с миром, так они и жили бы. Однако преподнесенная им сказка требует, чтобы они с миром враждовали, и в соответствии с вашей культурой вы с миром враждуете. Если сказка, которую людям придется разыгрывать, потребует, чтобы они ста­ли повелителями мира, они будут себя вести как повели­тели. И если в разыгрываемой ими сказке мир окажется врагом, которого нужно покорить, люди его покорят, и в один прекрасный день мир неизбежно ляжет к их ногам, истекая кровью, как это и происходит сейчас.

 

— Несколько дней назад, — сказал Измаил, — я назвал твое объяснение того,как случилось, что все сложилось именно так, мозаикой. Пока что мы рас­сматривали лишь набросок мозаики, ее общий контур. Сейчас мы не станем заполнять его деталями. Ты с этим легко справишься и сам, когда мы закончим.

— О'кей.

— Однако один существенный элемент мозаики нуждается в прорисовывании, прежде чем мы двинем­ся дальше... Одной из самых удивительных особенно­стей культуры Согласных является страстная и непоко­лебимая вера в пророков. Влияние таких личностей, как Моисей, Гаутама Будда, Конфуций, Иисус Христос, Мухаммед в человеческой истории просто огромно. Не сомневаюсь, что это тебе известно.

— Да.

— Особенно удивительной эту особенность делает тот факт, что ничего подобного в культуре Несогласных нет, если не считать последствий катастрофичес­ких контактов с цивилизацией Согласных, в результате чего появились Вовока, Пляска духа, культы Джона Фрамма или карго в южных районах Тихого океана. Если не считать этих случаев, среди Несогласных не существует традиции поклонения пророкам, которые являются, чтобы наставить род людской на путь истин­ный или дать человечеству новые законы.

— Я смутно что-то такое себе представлял. Навер­ное, так случается с каждым. По-моему, это... Впро­чем, не знаю.

— Все-таки продолжай.

— Мне кажется, все думают так: «Что за черт, какое значение имеют эти людишки?» Я имею в виду вот что: неудивительно, что у дикарей нет пророков. Бог не особенно интересовался человечеством, пока не появились эти симпатичные белые неолитические земледельцы.

— Да, ты уловил самую суть. Однако сейчас я хочу рассмотреть не вопрос отсутствия пророков у Несог­ласных, а то огромное влияние, которым пророки пользуются среди Согласных. Миллионы людей гото­вы защищать свой выбор пророка ценой собственной жизни. Что придает пророкам такое невероятное зна­чение?

— Это чертовски хороший вопрос, но не думаю, что знаю на него ответ.

— Хорошо, попробуй задуматься вот о чем. Что пророки пытаются совершить в мире? Ради чего они являются?

— Ты сам сказал это минуту назад. Они нужны, чтобы исправить нас и научить, как нам следует жить.

— Это, похоже, жизненно важная информация. Стоящая того, чтобы ради нее умереть.

— Очевидно.

— Но почему? Почему вам требуются пророки, что­бы научить вас этому? Почему вообще кто-то должен указывать, как вам следует жить?

— А-а, теперь я понимаю, к чему ты клонишь. Про­роки нужны, чтобы наставить нас на путь истинный, потому что иначе мы не знали бы, как жить.

— Конечно. Вопрос о том, как людям следует жить, всегда в конце концов приобретает среди Согласных ре­лигиозное значение, всегда кончается спором между пророками. Например, когда в этой стране впервые ле­гализовали аборт, это сначала рассматривалось как чи­сто гражданское дело. Однако когда у людей возникли сомнения на сей счет, они обратились к своим проро­кам, и вскоре началась религиозная перепалка, в кото­рой обе стороны ищут поддержки представителей той или иной церкви. Точно так же вопрос легализации нар­котиков вроде героина или кокаина сейчас обсуждается в чисто практических аспектах, но, если когда-нибудь такая возможность сделается вероятной, люди опреде­ленного склада немедленно начнут искать в Писании указания на то, как смотрели на это пророки.

— Наверняка. Такое поведение сделалось настоль­ко автоматическим, что его принимают как нечто само собой разумеющееся.

Ты только что сказал: «Пророки нужны, чтобы исправить нас и научить, как нам следует жить». По чему так? Почему без пророков вы не знали бы, как вам следует жить?

— Хороший вопрос... Я сказал бы... Вот посмот­ри на пример с абортами. Мы можем спорить о них хоть тысячу лет, но никогда не найдется аргумента доста­точно весомого, чтобы положить конец спорам, потому что на каждый довод найдется опровержение. В резуль­тате остается неизвестным, как следует поступать. По­этому-то и нужен пророк. Пророк знает.

— Да, думаю, так и есть. Однако вопрос остается: вы-то почему не знаете?

— Думаю, что вопрос остается потому, что отве­тить на него я не могу.

— Вы знаете, как расщеплять атом, как посылать исследователей на Луну, как пересаживать гены, но не знаете, как вам следует жить.

— Верно.

— Так все-таки почему? Что на этот счет говорит Матушка Культура?

— Да... — пробормотал я и закрыл глаза. Мину­ты через две я сказал: — Матушка Культура говорит, что возможно точное знание о таких вещах, как рас­щепление атома, космические путешествия или гены, но точного знания, как людям следует жить, не существу­ет. Оно просто недостижимо, поэтому мы его и не име­ем.

— Понятно. А теперь, выслушав Матушку Куль­туру, что скажешь ты?

— В данном случае я соглашусь с ней. Точного зна­ния о том, как людям следует жить, просто не суще­ствует.

— Другими словами, лучшее, что вы могли бы сде­лать, поскольку точного знания нет, — это посовето­ваться с собственным разумом. Именно это и происхо­дит при обсуждении легализации наркотиков. Обе стороны апеллируют к разумным доводам, и какое бы решение вы в конце концов ни приняли, правильное ли оно, вы так и не узнаете.

— Совершенно верно. Тут не будет идти речь о том, чтобы сделать то, что должно, потому что способа уз­нать это не существует. Решение придется принимать просто большинством голосов.

— Ты абсолютно уверен в том, что говоришь? Что просто нет способа получить точное знание о том, как людям следует жить?

— Абсолютно уверен.

— Откуда у тебя такая уверенность?

— Не знаю. Точное знание того, как следует жить... не может быть получено теми же способами, какими мы получаем точное знание в науке. Как я уже говорил, его просто нет.

— А искал ли его кто-нибудь из вас? Я хихик­нул. — Говорил ли кто-нибудь: «Раз у нас есть точное знание обо всех этих научных вещах, не поискать ли нам точного знания того, как следует жить?» Делал ли кто-нибудь такое?

— Сомневаюсь.

— А тебе это не кажется странным? Учитывая то обстоятельство, что данная проблема — самая важ­ная для человечества, можно было бы предположить, что существует целый комплекс паук, решающих ее. Вместо этого мы обнаруживаем, что ни один из вас никогда не поинтересовался, можно ли получить такое знание.

— Мы же знаем, что его не существует.

— Ты хочешь сказать, что вы это знаете до попытки найти?

— Именно.

— Не очень-то научный подход для так уважаю­щих науку людей, тебе не кажется?

— Что ж, верно.

 

— Мы теперь знаем о людях две очень важные вещи, — продолжал Измаил, — по крайней мере если основываться на мифологии Согласных. Первое: че­ловек несет в себе какой-то фундаментальный изъян, и второе: человек не имеет точного знания о том, как следует жить, и никогда не будет его иметь. Похоже на то, что между двумя этими вещами существует связь.

— Да. Если бы люди знали, как следует жить, они сумели бы справиться с изъяном, заложенным в чело­веческой природе. Я вот что имею в виду: знание, как следует жить, включало бы знание о том, как следует жить несовершенным существам, иначе оно не было бы подлинным. Ты понимаешь, что я хочу ска­зать?

 

— Мне кажется, понимаю. Другими словами, зная, как следует жить, вы смогли бы взять под кон­троль человеческие недостатки. Если бы вы знали, как жить, вы не запарывали бы постоянно работу по управлению миром. Может быть, то, о чем мы гово­рили как о двух разных вещах, на самом деле являет­ся единым целым. Может быть, изъян в человеке как раз и заключается в том, что он не знает, как следует жить.

— Да, что-то в твоих словах есть...

 

— Теперь у нас имеются все главные элементы объяснения, которое твоя культура дает тому, как слу­чилось, что все сложилось именно так. Мир был дарован человеку, чтобы он превратил его в рай, но человек постоянно заваливал работу из-за фундамен­тального изъяна человеческой природы. Он мог бы что-то исправить, если бы знал, как ему следует жить, но он этого не знает и никогда не узнает, потому что такого знания не существует. Таким образом, как бы человек ни трудился ради того, чтобы превратить мир в рай, он, наверное, и дальше будет заваливать эту работу.

— Да, похоже на то.

Это очень печальная сказка, где говорится о безнадежности и напрасных усилиях, — сказка, ко­торая учит, что сделать ничего нельзя. Человеческая природа несовершенна, поэтому человек продолжает портить мир, который должен был превратить в рай, и поделать с этим вы ничего не можете. Вот и полу­чается, что вы мчитесь к катастрофе и все, на что вы способны, — просто наблюдать, как она приближа­ется.

— Да, так все выглядит.

— Разве можно удивляться тому, что, не зная ни­чего, кроме этой безнадежной сказки, которую че­ловечеству предстоит разыгрывать и дальше, столько людей глушат себя наркотиками, алкоголем, телеви­дением? Нет ничего странного в том, что так много людей сходит с ума или кончает жизнь самоубий­ством.

— Правда. Но есть ли другая?

— Ты о чем?

— Есть ли другая сказка, в которой можно было бы жить?

— Да, другая сказка есть, но Согласные делают все, что могут, чтобы уничтожить ее вместе со всем осталь­ным.

 

 

— Много ли тебе приходилось во время путеше­ствий осматривать достопримечательности?

Я глупо заморгал:

— Осматривать достопримечательности?

— Прилагал ли ты все усилия для того, чтобы уви­деть местные памятники культуры?

— Пожалуй... Иногда.

Уверен, ты замечал: только туристы на самом деле осматривают местные чудеса природы и объекты исторического интереса. На практике достопримеча­тельности невидимы для местных жителей — именно потому, что они всегда на виду.

— Да, это так.

— Так обстоит дело и в нашем путешествии. Мы бродим по твоему культурному ландшафту и рассмат­риваем достопримечательности, которых местные жи­тели в упор не видят. Посетитель с другой планеты на­шел бы их замечательными, даже поразительными, но люди вашей культуры принимают их за само собой ра­зумеющееся и даже не замечают.

— Так и есть. Тебе пришлось бы взять меня за го­лову, повернуть в нужном направлении и сказать: «Раз­ве ты не видишь этого?» А я спросил бы: «Чего? Там и смотреть не на что».

— Мы сегодня потратили много времени на осмотр одного из самых впечатляющих монументов вашей куль­туры — аксиомы, согласно которой не существует спо­соба получить точное знание о том, как людям следует жить. Матушка Культура предлагает принять ее на веру без доказательств, поскольку аксиомы по определению недоказуемы.

— Верно.

— И какой же вывод можно сделать из этой акси­омы?

— Что нет смысла искать подобное знание.

— Совершенно верно. Согласно вашим картам, мир мысли не выходит за границы вашей культуры, и, если ты рискнешь за эти границы выйти, ты просто упадешь с края земли. Ты понимаешь, что я хочу сказать?

— По-моему, да.

— Завтра мы наберемся храбрости и пересечем эту границу и, как ты увидишь, вовсе не упадем с края зем­ли. Мы просто окажемся на новой территории, — тер­ритории, которую никогда не исследовал ни один пред­ставитель вашей культуры, поскольку ваши карты говорят, что ее просто не существует, да и существовать не может.

 

Часть 6

 

 

—Ну и как мы себя сегодня чувствуем? Ладошки вспотели? Сердечко колотится?

Я задумчиво посмотрел на Измаила сквозь разделяющее нас стекло. Подмиги­вание и игривость были чем-то новым, и не могу сказать, что это мне понравилось. У меня возникло искушение напомнить ему, что он всего-навсего горилла, но я сдержал­ся и буркнул:

— Пока что я довольно спокоен.

— Прекрасно. Как Второй убийца из «Макбета», ты так на целый свет в обиде, тебя ожесточила так судьба, что ты пойдешь на все, чтоб за несчастья отмстить другим.

— Безусловно.

— Тогда начнем. Перед нами стена, воз­двигнутая на границе мира мысли в вашей культуре. Вчера я назвал ее монументом, но ведь не существует ничего, что помешало бы стене быть мону­ментом, верно? Как бы то ни было, эта стена — та ак­сиома, которая гласит: точное знание о том, как людям следует жить, недостижимо. Я отвергаю эту аксиому и перелезаю через стену. Нам не нужны пророки, кото­рые учили бы нас, как следует жить: мы можем выяс­нить это сами, узнав, что на самом деле лежит за пре­делами стены.

Сказать на это было нечего, так что я просто пожал плечами.

— Ты, конечно, настроен скептически. Если верить Согласным, во Вселенной можно найти любую полез­ную информацию, но только не о том, как людям сле­дует жить. Изучая Вселенную, вы узнали, как летать по воздуху, как расщепить атом, как со скоростью све­та послать весть на далекие звезды и так далее, но, сколько бы вы ни изучали Вселенную, самого важного и необходимого знания — знания о том, как вам жить, — вы не получите.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...