Результаты оптимизации ассортимента
По результатам проведенной оценки структуры ассортимента можно сделать вывод, что продажи товара А должны составить 38% от общего объема продаж, товара В — 33% и товара С — 29%. Другой способ определения оптимальной структуры ассортимента - использование математических методов, в частности, метода линейного программирования. Использование такого подхода требует выполнения ряда условий: · внедрение на предприятии системы бюджетирования; · неизменность производственной программы месяца; · высокий уровень загрузки производственных мощностей; · качественные прогнозы поведения рынка и поставщиков. Преимущество использования метода экспертных оценок заключается в том, что он позволяет учитывать и оценивать неформализуемые факторы, например перспективность товара. К тому же использование строгих математических методов требует наличия точных объективных данных. Кроме этого, в литературе рассматривается несколько методик, использование которых может помочь менеджерам при принятии решения о включении товара в ассортимент либо о прекращении работы с ним. Естественно, каждая компания должна подбирать и адаптировать методику с учетом конкурентной ситуации на рынке, особенностей рынка конкретной продукции и стратегии развития компании. Рассмотрим несколько таких методик. 1. АВС-анализ (разработчики — С. Дибб, Л. Симкин ). Получаемая в результате данного анализа классификация товаров позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции (включающей только переменные затраты, без учета постоянных затрат). На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из четырех групп (рис. 6):
Финансовый вклад в покрытие затрат = Выручка от реализации - Переменные затраты (либо учетная стоимость). Группа А — это наиболее ценная для предприятия группа; товары, входящие в данную группу, могут служить эталонами при выборе нового товара для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в данной группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия. Рис. 6 Классификация товаров Группа В1 — это продукция, при производстве и продаже которой необходимо выявлять пути повышения ее доходности (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли предприятия в целом. Группа В2 — это продукция, для которой необходимо искать возможности увеличения продаж. Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы темпы роста прибыли предприятия будут выше темпов роста продаж этих товаров. Группа С— это наименее ценные для предприятия товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из данной группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров. Для анализа структуры ассортимента необходимо сравнить долю каждой из групп (А, В и С) вобщей прибыли (или товарообороте) с долей группы в ассортименте по числу позиций. Согласно принципу Парето, 20% товаров приносят предприятию 80% прибыли. Классической считается структура ассортимента, представленная в табл. 5. Таблица 5
2. Анализ ассортимента (разработчик — Д. Боровинский).Данный анализ позволяет определить характеристики товаров, оказывающие наибольшее влияние на объем продаж, определить прибыльные и хорошо продаваемые товары, спрогнозировать объемы продаж нового товара. Методика анализа заключается в следующем: 1. Составляется таблица оценок товаров по заданным параметрам, таким, как уровень цен, наличие рекламы, упаковка и т.д. Для оценки каждого параметра вводится шкала оценок (более высокий балл присваивается пункту, соответствующему более высокому уровню продаж). Например, шкала для уровня цен будет такой: высокий уровень цен — 1 балл; средний уровень цен — 2 балла; низкий уровень цен — 3 балла. Для учета влияния на уровень продаж параметров вводятся весовые коэффициенты по каждому параметру. Чем выше весовой коэффициент, тем большее влияние оказывает данный параметр на объем продаж. Сумма всех весовых коэффициентов должна быть равна: 1
2. Рассчитывается итоговый рейтинг каждого товара: где рij — оценка j-го товара по i-му товару. 3. Для оценки точности определения весовых коэффициентов и полноты учета параметров рассчитывается коэффициент корреляции между получившимися рейтингами Ri. и уровнем продаж товаров: где X— значение рейтинга; У— уровень продаж; п — число пар данных. Теснота связи оценивается по шкале Чеддока (табл. 6). Таблица 6 4. Подбор оптимальных весовых коэффициентов для параметров путем решения задачи оптимизации: Если коэффициент корреляции при оптимальных коэффициентах указывает на слабую связь между рейтингом и объемом продаж, то факторы, влияющие на объем продаж, учтены не все, и необходимо пересмотреть параметры, по которым производилась оценка продукции. Для принятия решения о включении в ассортимент нового товара можно рассчитать его рейтинг и сравнить с рейтингом уже имеющихся товаров; если рейтинг нового товара выше уже имеющегося схожего товара, то следует заменить существующий товар новым. Рейтинг нового товара можно использовать для определения соответствующего уровня продаж при вводе товара в ассортимент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|