Составляющие процесса продажи продукции
Основные этапы цикла продаж товарной продукции представлены на рис. 1. Рис. 1 Цикл продажи товарной продукции
Поиск потенциального покупателя -это поиск и привлечение покупателей на перспективу. Здесь очень важно определить покупателя, которому нужен продукт и который может себе позволить его купить. Следовательно, разработка системы (анализ и изучение) выбора пригодной для этой цели продукции является важным компонентом работы менеджера по продажам. Источниками поиска потенциальных клиентов, как правило, выступают результаты изучения рынка, статьи и объявления в средствах массовой информации, клиенты конкурентов и т.д. Одной из важнейших составляющих цикла продаж является планирование продаж. В плане продаж фиксируются ключевые показатели, которых организация должна достичь за определенный период работы. Уровень продаж, ожидаемый компанией, может быть определен с помощью анализа рынка в целом, на основании чего достижимый потенциал продаж должен соответствовать целям, возможностям и ресурсам компании. Подход (сбор данных о покупателе) представляет собой этап сбора данных, используемых для получения сведений о покупателе, его нуждах и ситуации в отношении проблем или успехов фирмы, существующей покупательской практики, а также информации о людях, несущих ответственность за решения, касающиеся приобретения продукции.
Показ / презентация является важным этапом процесса продаж, в котором торговый представитель показывает продукт и его выгодные качества потенциальному покупателю. Многие фирмы достигли успехов, используя подготовленные торговые показы, которые обеспечивают торгового представителя поэтапным планом установления торгового контакта. Преодоление возражений -важная часть цикла продажи продукции. Перспективные покупатели будут высказывать претензии почти при каждом показе продукции. Главное, что нужно при этом сделать - это разделить фактические и эмоциональные составляющие претензии. Для того чтобы отреагировать на фактические составляющие претензий, необходимо хорошо знать характеристики продукции и нужды перспективного покупателя. Для учета эмоциональной составляющей торговый представитель должен слушать, не перебивая, и применять соглашательно-противопоставительный метод ведения разговора, при котором он соглашается с аргументом покупателя, а затем, в свою очередь, выдвигает альтернативный аргумент. В продолжение всего процесса продажи торговый представитель думает об одной цели - получении заказа. Ключом к завершению продажи является получение устных или физических сигналов к покупке. Для успешного завершения продажи могут быть использованы различные методы: • просьба заказать товар. Прямой вопрос «Вы хотите это купить?» может стать завершением продажи; • уступка при завершении. С помощью предложения уступки, например 10%-й скидки в цене, продавец может убедить нерешительного покупателя купить товар;
• принятие соглашения. В ряде ситуаций неуместно пытаться завершать продажу, так как это может рассердить покупателя; тогда завершение может быть заменено соглашением. С помощью этого метода достигается сохранение отношений сторон, которые могут быть использованы на начальном этапе обсуждения при следующей встрече. Строгий контроль исполнения заказа после его размещения является основой для эффективного управления взаимоотношениями, обеспечивающими удовлетворение потребностей покупателей. Контролируя доставку, установку, эксплуатацию продукции и обучение персонала, продавец демонстрирует покупателю, что он заинтересован в удовлетворении его запросов, а не только в выполнении заказа. Таким образом, продажа - процесс убеждения потенциальных покупателей приобрести товар или услугу для удовлетворения их потребностей. Существуют различные виды продаж. Продажа в рассрочку -это продажа с внесением оплаты за проданный товар отдельными взносами в течение определенного периода времени, от года до нескольких десятков лет; одна из форм кредитования покупателей. Продажа в убыток -это продажа товара или услуги в убыток себе, т.е. по цене ниже собственных издержек. Применяется для привлечения покупателей в надежде, что с увеличением спроса можно будет повысить цену, окупить потери и получить прибыль. Продажа по образцам - это прием в маркетинге, при котором потенциальный покупатель получает сначала образец товара, а лишь затем составляется контракт на поставку всей партии, а также продажа на выставках, с помощью телемаркетинга. Продажа по телефону - это прием прямого маркетинга, который предполагает использование в контрактах с потенциальными покупателями телефона с целью сокращения времени, которое потребовалось бы для нанесения личных визитов. Продажа с премией - это продажа с небольшим подарком, обычно невысокой стоимости, прилагаемым к основной покупке. Множество различных ситуаций, связанных с покупками, неизбежно означает, что существуют разные виды работ, связанных с продажами, типы которых варьируются в зависимости от сущности решаемых задач. На рис. 2 перечислены участники продаж товарной продукции. Приемщики заказов отвечают за взаимодействие с уже имеющимися потребителями. Специалисты, которые помогают размещению заказов, сами непосредственно не получают заказы, поскольку общаются не столько с покупателями, сколько с теми лицами, которые вырабатывают требования к необходимой продукции; в то время как торговые представители, работающие на местах, непосредственно пытаются убедить потребителей разместить заказ в их организации.
Рис. 2 Участники продаж
В условиях постоянно растущей конкуренции недостаточно произвести товар лучше, чем конкуренты, нужно уметь его и выгодно продать. Сегодня выигрывает тот производитель, который ориентирован на решение проблем клиента, на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с ним. Рост внимания к продажам обусловлен тем, что они становятся необходимым условием устойчивого развития компаний, фактором их конкурентоспособности. Именно продажи выступают индикатором результативности предпринимательской деятельности компаний. Если компания имеет высокий уровень продаж, постоянный их рост, то можно утверждать, что она эффективно управляет процессами, связанными с продажами товарной продукции. Вместе с тем прибыльные продажи возможны лишь тогда, когда успешно решается целый комплекс задач, охватывающий не столько внутрифирменные проблемы, сколько проблемы внешнего окружения компании. Это подтверждается тем, что современная парадигма управления основана на организационной концепции, в соответствии с которой процесс управления направлен как на решение задач повышения организационного уровня системы управления, так и на снижение неопределенности функционирования объекта управления, что предполагает системное и комплексное изучение рыночной среды компании (внутренних и внешних факторов). Это является методологической основой управления продажами, следовательно, чтобы добиться более значимых результатов в продажах товарной продукции, необходимо серьезное внимание уделять внешнему окружению компании.
Рыночное окружение многочисленно и неоднородно по своему составу, оно включает большое количество компонентов, которые оказывают различное по степени, характеру и периодичности влияние на управление продажами, предоставляют или благоприятные условия и возможности, или создают соответствующие угрозы. По отношению к компании рыночное окружение может рассматриваться как пассивное (не оказывающее существенного влияния на продажи); активное (оказывающее существенное влияние на продажи); позитивное (способствующее достижению поставленных целей); противодействующее (замедляющее развитие продав). Пассивное окружение не требует дополнительных усилий компании для изучения среды, активную позитивную обстановку нужно умело использовать, а при противодействующих факторах нужно принимать меры по их компенсации. Таким образом, успешные продажи требуют изучения потенциальных возможностей компании и условий внешней среды, что в совокупности называется окружающей (рыночной) средой продаж. Оптимальное воссоединение этих двух направлений в единое целое возможно только в случае, если компания располагает соответствующей системой управления продажами. В данном контексте управление продажами следует рассматривать как один из видов организационной (маркетинговой) деятельности, направленной на установление и достижение целей продаж, посредством адаптации и гибкого реагирования на изменения условий внешней среды. Причем при этом необходимо учитывать не саму рыночную среду как таковую, а способность компаний работать в ней, оперативно реагировать на ее изменения. Успех в продажах будет сопутствовать тем компаниям, чьи стратегии нацелены на активное использование потенциала для изменения рыночного окружения, а не приспособления к нему. Только в этом случае компания обеспечит нужные объемы продаж товарной продукции и получит запланированную прибыль. Таким образом, рыночная среда имеет исключительное значение для управления продажами, так как она выступает в качестве первичной информации, сбор и учет которой определяет направления развития системы управления продажами, обеспечивает достижение запланированных уровней продаж продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|