Достоинства и недостатки разных методов прогнозирования продаж
Решение, каким из этих методов следует воспользоваться в том или ином случае, далеко не всегда бывает очевидным. В типичной компании такое решение, скорее всего, будет зависеть от уровня его технической сложности, наличия данных о продажах в прошлом и предлагаемого использования прогноза.
Назначение и характеристики квот продажи Цели, которые ставятся перед торговым персоналом компании, называются квотами. Квоты - один из наиболее ценных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджера по продажам, для планирования сбытовой деятельности низового торгового персонала (полевого персонала). Кроме того, они используются для оценки эффективности его работы и помогают менеджерам планировать объемы продаж и прибыль на конец планового периода, а также прогнозировать деятельность торгового персонала. Квоты часто используются для мотивации торгового персонала и, как таковые, они должны быть, по возможности, разумными и реалистичными. Квоты на объемы продажи устанавливаются, как правило, на уровне ниже потенциала продажи на соответствующей территории, но при этом он должен быть равен (или несколько выше) прогнозу продаж на данной территории, хотя их можно устанавливать и ниже прогноза продаж, если это продиктовано сложившимися условиями. Квоты продажи действуют в течение определенного времени и могут устанавливаться в денежном или натуральном выражениях. Таким образом, руководство может указывать квоты на квартал, год или более продолжительный период времени для каждого торгового представителя компании, работающего на местах, в денежном или натуральном выражениях. Руководство может даже указывать эти цели по отдельным товарам или потребителям. Товарные квоты могут систематически меняться, отражая, таким образом, рентабельность разных элементов товарной линии. Изменение же потребительских квот должно отражать относительный уровень обслуживания конкретных клиентов, который они желают получить. Назначение квот Использование квот облегчает планирование и контроль за деятельностью торгового персонала на местах. Положительные особенности квот продажи заключаются: 1) в создании стимулов для торговых представителей компании; 2) в возможности оценки эффективности работы, производительности труда сотрудников торгового персонала.
Квоты служат стимулами для продажи. По сути, они являются целью, которую необходимо достичь, и задачей, которую необходимо решить. Например, вполне конкретная цель - продать в этом году товар X на общую сумму 200 тыс. долл. (особенно учитывая возможность получить желанное вознаграждение, если указанная квота будет выполнена или перевыполнена) - является для большинства сотрудников торгового персонала более мощной мотивацией, чем весьма расплывчатая задача "постараться продать как можно больше товара X". Никто и не сомневается, что любой работник будет стараться продать как можно больше. Квоты также играют для сотрудников торгового персонала роль стимула в ходе проведения соревнований на звание "лучшего продавца". Суть таких соревнований заключается в том, что тот, кому присваивается звание "лучшего продавца", получает приз. Квоты могут также служить стимулами за счет своей ключевой роли в системах оплаты труда большинства фирм. Многие фирмы используют специальный план комиссионных или премиальных выплат - иногда в сочетании со своим планом базовой заработной платы. При использовании подобных схем, размер оплаты труда сотрудников торгового персонала прямо пропорционально зависит от того, сколько товаров им удалось продать (план комиссионных выплат), либо они получают определенную процентную надбавку за продажу товаров сверх установленного для них показателя (план премиальных выплат). Как правило, подобные планы увязываются непосредственно с квотами продажи. Даже когда оплата труда сотрудников торгового персонала осуществляется исключительно в форме жалованья (фиксированной заработной платы), квоты могут служить стимулом, если увеличение жалованья зависит от выполнения квот продажи в предыдущем году. Квоты продажи также выполняют роль количественного (объективного) стандарта, который позволяет оценивать производительность труда отдельных торговых представителей компании или других маркетинговых единиц. Квоты продажи дают возможность руководству фирмы выявлять работников, которые трудятся особенно эффективно, а также тех, чья производительность труда оставляет желать лучшего. Квоты продажи могут служить основой для разработки мер (как менеджером, так и соответствующим сотрудником торгового персонала), направленных на повышение производительности труда в будущем.
Наконец, используемая система квот должна обеспечивать своевременное доведение до продавцов результатов их работы. Квоты продажи, рассчитанные на определенный сбытовой период, должны быть своевременно рассчитаны и доведены до торговых работников. Задержки не только сводят на нет преимущества использования квот, но и порождают неопределенность, поскольку работник начинает очередной период своей деятельности, не зная даже, как была оценена его деятельность в предыдущем периоде. Характеристики квот Эффективное использование квоты предусматривает, что она должна быть реально достижимой, понятной, полной и своевременной. Существует мнение, что квоты нужно устанавливать на достаточно высоком уровне, чтобы для их реализации торговый персонал должен был приложить сверхусилия. Несмотря на то, что в этом случае большинство торговых сотрудников могут не справиться с установленными для них квотами, сторонники такого подхода утверждают, что завышенные квоты стимулируют работников к более напряженному труду, чем в случае использования более щадящих квот. Несмотря на внешнюю привлекательность подобного подхода, завышенные квоты могут порождать серьезные проблемы. В частности, между продавцами иногда возникают отношения недоброжелательства и враждебности. Завышенные квоты могут толкать работников на неэтичные поступки по отношению друг к другу, вызванные стремлением, во что бы то ни стало выполнить свою квоту. Одной из основных причин, породивших несколько лет тому назад серьезные проблемы в деятельности автоцентров компании Sears, были именно нереалистичные квоты продажи, которые побуждали работников автоцентров навязывать своим клиентам услуги, в которых те совершенно не нуждались. Использование завышенных квот - это все-таки скорее исключение, чем правило, и в целом оно не рекомендуется. Преобладающий подход заключается в том, что квоты должны быть все же реалистичными и представлять реально достижимые цели, которых можно добиться, прилагая "нормальные" или "разумные" усилия. Именно в этом случае у сотрудников торгового персонала возникают оптимальные мотивации. Квоты продажи должны быть не только реалистичными - они должны быть понятными. Сложные планы квот могут порождать подозрительность и недоверие среди торговых представителей компании и, таким образом, расхолаживать, а не мотивировать их. Очень важно, чтобы торговым работникам было четко показано, "откуда взялись" предлагаемые им квоты продажи. Они гораздо охотнее согласятся с квотами, увязанными с потенциалом рынка, если их ознакомят с ходом рассуждений при переходе от оценки потенциала рынка к сбытовым целям.
Еще одной необходимой характеристикой плана квот является его полнота. Он должен включать в себя все критерии, по которым будет оцениваться деятельность торговых представителей компании. Таким образом, если предполагается, что все торговые представители компании должны принимать участие в разработке новых клиентов, важно указать, о каком количестве клиентов идет речь. В противном случае, этому виду деятельности будет отведена второстепенная или даже третьестепенная роль, а главной целью работника будет наращивание объемов продаж и обеспечение прибыли. Аналогично цели, связанные с достижением определенных объемов продаж и обеспечением прибыли, необходимо скорректировать так, чтобы у работника оставалось время на выявление и привлечение новых клиентов. Устанавливая квоты, менеджер по продажам сначала принимает решение об используемых типах квот. Затем он должен установить конкретные уровни квот. Существуют три основных типа квот: 1. квоты, связанные с объемом или определенным аспектом продаж; 2. квоты, связанные с видами деятельности, в которых предполагается участие торговых представителей компании; 3. квоты, в которых учитываются финансовые критерии, такие как валовая прибыль или вклад в накладные расходы. Наиболее популярны квоты на объем продаж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|