Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «безработные» в соответствии с законодательством Украины.




Безработица относится к таким социально-экономических явлений, присущих общественному производству, которое базируется на государственной, частной, коммунальной и смешанных формах собственности на средства производства и использовании наемного труда. Внешним проявлением безработицы ситуация, когда часть трудоспособного населения трудоспособного возраста имеет желание работать, но не может найти работу и таким образом не может использовать свою способность к труду в общественном производстве, пополняя резерва армию труда. Это незанятость части трудоспособного населения в общественном производстве, которое желает иметь работу с целью удовлетворения личных и общественных потребностей. Отсутствие работы лишает безработного возможности получать заработную плату или другие формы оплаты расходов его труда и таким образом подрываются экономические основы существования такого лица.

Впервые безработицы появилось в Великобритании в начале XIX в. Однако к концу этого века оно не приобрело массового характера, вырастая лишь во время экономических кризисов. В ХХ в. безработицы приобретает массовый и хронический характер, охватывая национальную экономику развитых стран мира даже в фазе оживления и подъема экономики.

Среди значительного количества социально-экономических проблем, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной экономической системы, безработица относится к тем из них, которые непосредственно влияют на экономическое и социально-психологическое состояние человека. Отсутствие работы для большинства людей означает не только потерю главного источника доходов, но и сопровождается значительными социально-психологическими травмами и потерями. Ведь работа дает человеку надежду на материальное и социальное благополучие. Детям, человек семейный, она обеспечивает более благоприятные стартовые условия жизни. Вместе с тем ее наличие позволяет жить в нищете, преодолевать гендерные и другие социальные барьеры. Трудовая деятельность человека - это своеобразный пропуск для лица к свободе и лучшей жизни. Лишить людей работы - это значит вычеркнуть их из нашего общества.

По мнению американского ученого-экономиста П. Самуэльсона, потеря работы - это психическая травма для человека, уступает уровню вызванного ею стресса только смерти близкого родственника или лишения свободы.

В наиболее ярко выраженных проявлениях безработицы в масштабах всего общества сопровождается:

· отставанием фактически произведенного объема валового внутреннего продукта от потенциально возможного. Ведь, когда в экономической системе не создаются рабочие места для всех, кто хочет и может работать, то потенциальное производство товаров теряет ться обществом безвозвратно;

· необходимостью экономического содержания определенного количества безработных, не вносят свою долю в создание валового внутреннего продукта;

· ростом демоекономичного нагрузки на занятую рабочую силу, причем за счет населения трудоспособного возраста, чьи потребности превышают аналогичные потребности детей или летних людей (уровень демоекономичного нагрузки измеряется соотношением нетрудоактивних или нетрудоспособных лиц в соответствии трудоактивного или трудоспособных контингентов населения);

· существенным усилением социальной напряженности, обусловленной существованием в обществе маргинальных групп населения, основную часть которых пополняют прежде безработные.

Рост масштабов безработицы в экономически развитых странах мира, острота социальных конфликтов, имевших место в ХХ в. и в большей или меньшей степени были связаны с безработицей, усиление борьбы трудящихся за свои права, привели к осознанию необходимости системного подхода к регулированию занятости населения и уровня безработицы среди него.

При этом, рассматривая влияние безработицы на социально-экономическое состояние общества, следует отметить, что наличие среди экономически активного населения определенной прослойки безработных - это неизбежный, обязательный элемент системы рыночного хозяйствования, ориентированной на динамичное, эффективное развитие экономики. Оно считается, с одной стороны, важным стимулятором трудовой активности трудоспособного населения, а с другой - большим общественным бедствием, социально-экономические потери от которого столь значительны, что во всем мире прилагается много усилий для его минимизации путем использования, экономических, административно-организационных и правовых рычагов.

Понимание объективного характера существования и многоаспектности безработица, его значительных негативных социально-экономических последствий особенно для общества, которое стало на путь перехода от административно-командной к рыночной экономической системы, привело к тому, что одним из первых законодательных актов, которые были приняты Верховной Радой Украины был Закон «О занятости населения». Он был введен в действие в марте 1991г. И с определенными изменениями и дополнениями действует по сей день.

В соответствии со ст. 2 этого Закона безработными признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые из-за отсутствия работы не имеют заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, готовые и способные приступить к подходящей работе. Итак, понятие «безработные» в Законе Украины «О занятости населения» содержит следующие основные аспекты:

· отсутствие заработка или других предусмотренных законодательством в ходов из-за отсутствия работы;

· потребность человека в труде, стремление безработного работать, но невозможность реализовать эту по требу-за отсутствия работы;

· безработный должен искать работу, в том числе и с помощью государственных й службы занятости населения;

· человек должен быть трудоспособного возраста (женщины 16-60 лет мужчины 16-62 года) и находиться в работоспособном состоянии, то есть на момент предложений им подходящей работы, она не может находиться на больничном или по другим причинам различного характера не может выполнять предлагаемую работу;

· безработными признаются только граждане, зарегистрированные в базовых центрах занятости Государственной службы занятости Украина и соответственно в законодательно установленных норм и совершенными процедурами, получили статус безработного.

Более широкое понимание понятия безработные заключается в его определение Международной Организацией Труда. В соответствии с ним к безработным относятся лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно отвечают трем основным условиям:

· не имели работы (доходного занятия);

· активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних 4-х недель, предшествовавших опросу, то есть предпринимали конкретные шаги в течение последних четырех недель с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии;

· были готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель, то есть начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение следующих двух недель.

К категории безработных относятся также лица, которые не ищут работу, потому что уже ее нашли и имеют договоренность о начале работы через определенный промежуток времени, а также проходят обучение по направлению государственной службы занятости населения.

Очень важным для безработного лица является то, что работа, которая ему предлагается должна быть подходящей для нее в соответствии с теми требованиями, которые определены в ст. 7 Закона Украины «О занятости населения».

В ней подходящей для граждан, потерявших работу и заработок (трудовой доход) считается работа, которая соответствует образованию, профессии (специальности), квалификации работника и предоставляется в той же местности, где он проживает. При этом заработная плата должна соответствовать уровню, который гражданин имел по прежней работе с учетом ее среднего уровня, сложившегося в области соответствующей области за прошлый месяц.

При предложении подходящей работы безработному работники государственной службы занятости должны учитывать трудовой состояние безработного по специальности, его предыдущей деятельности, возраст, опыт, положение на рынке труда, продолжительность периода безработицы.

Среди безработных попадаются такие, которые не работали или имеют перерыв в трудовой деятельности. Для тех из них, которые впервые ищут работу, не имеющих профессии, подходящей считается работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, или оплачиваемая работа (с работой временного характера включительно), которая не требует профессиональной подготовки.

Если базового центра занятости обращается лицо, желающее восстановить трудовую деятельность после перерыва более шести месяцев, то для него подходящей считается работа по специальности, требующая предварительной переподготовки или повышения квалификации, а в случае невозможности их предоставления - другая оплачиваемая работа за родственной профессии (специальности). Требование переподготовки или повышения квалификации после перерыва в трудовой деятельности более шести месяцев вызвана потерей таким лицом определенных навыков и прочего, связанного с выполнением производственных операций. И если человек работал перед получением статуса безработного не по профессии (специальности) более шести месяцев, то подходящей для нее считается та работа, которую она выполняла на последнем рабочем месте.

Работа же по основной профессии (специальности) может быть подходящим только после предварительной переподготовки или повышения квалификации и с учетом потребности рынка труда в такой профессии (специальности). Если граждане не возможности предоставить работу по профессии (специальности) в течение шести месяцев безработицы, то подходящей для него считается работа, которая требует изменения профессии (специальности) с учетом способностей, здоровья гражданина и бывшего опыта, доступных для него видов обучения, потребностей рынка работы в этой профессии (специальности).

При изменении гражданами профессии (специальности) по направлению государственной службы занятости подходящей считается работа как по новой, так и по предыдущей профессии (специальности) по последнему месту работы.

Очень важным для трудоустройства безработного лица есть возможность своевременно добраться до места работы. В связи с этим по решению местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов может устанавливаться транспортная доступность и другие критерии подходящей работы, которые усиливают социальную защиту населения.

Таким образом, для того, чтобы предложить безработному подходящую работу базовые центры занятости должны в каждом конкретном случае учитывать значительное количество параметров. Это не всегда возможно в связи с тем, что согласование интересов безработного и работодателя является достаточно сложной задачей. Кроме того, распространенным явлением в нынешних условиях является несоответствие квалификации претендента на рабочее место тем требованиям, которые к ней предъявляет работодатель, низкая заработная плата и тому подобное.

Правовой статус безработных граждан определяется Законом Украины «О занятости населения» (ст. 2). В части материального обеспечения безработных граждан их права как застрахованных лиц определены в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (ст. 21).

Вместе с тем законодательством Украины о занятости населения определен целый ряд правовых норм, касающихся прав безработных. Среди них следует выделить государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности. Под гарантиями понимаются условия, обеспечивающие успех чего-либо, обязательно выполнение субъектами общественных отношений взятых на себя функций, обязанностей, обязательств, задач. Они представляют собой совокупность правовых норм и правил, с помощью которых структурируются и направляются отношения и взаимодействие между членами общества по поводу нормативно установленного уровня обеспечения параметров жизнедеятельности людей.

В сфере социально-трудовых отношений гарантом обеспечения части указанных параметров выступает государство, которое взяло на себя ряд обязательств и функций по обеспечению целого ряда прав трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

В соответствии с Законом Украины «О занятости населения», прежде всего, определены государственные гарантии права на выбор профессии и вида деятельности. Они включают:

· добровольность труда, выбор или изменение профессии и вида деятельности;

· защиту от необоснованного отказа в принятии на работу и незаконного увольнения, а также содействие в сохранении работы;

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, с учетом общественных потребностей, всеми доступными средствами, включая профессиональную ориентацию и переподготовку;

· компенсацию материальных затрат в свя связи с направлением на работу в другую местность;

· выплату выходного пособия работникам, которые потеряли постоянную работу на предприятиях, в учреждениях и организациях, в случаях и на условиях, предусмотренных действующим законодательством;

· бесплатное обучение безработных новым профессиям, переподготовку в учебных заведениях или в системе государственной службы занятости с выплатой материальной помощи;

· выплату безработным в установленном порядке пособия по безработице, материальной помощи по безработице и других видов помощи;

· включение периода переподготовки и обучения новым профессиям, участия в оплачиваемых общественных работах, получения помощи по безработице в общий трудовой стаж, а также в непрерывный трудовой стаж;

· предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений государства, ранее заявленных предприятиями, учреждениями, организациями.

Такая государственная гарантия в качестве компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность практически не обеспечивается. Значительные трудности возникают с предоставлением работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений государства, ранее заявленных предприятиями, учреждениями, организациями.

Для трудоспособных граждан трудоспособного возраста, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда (женщины, имеющие детей в возрасте до шести лет; одиноким матерям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов, молодые, которая закончила или прекратила обучение в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических или высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и которой предоставляется первое рабочее место, детям (сиротам), которые остались без попечения родителей, а также лицам, которым исполнилось пятнадцать лет и с согласия одного из родителей или лица, которое их заменяет, могут, как исключение, приниматься на работу, лицам, уволенным после отбытия наказания или принудительного лечения ) местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости устанавливают квоту рабочих мест для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от форм собственности и организационных форм с численностью работающих более 20 человек для бронирования ими до 5 процентов общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости.

Иногда имеет место такая ситуация, что предприятие с численностью более 20 работников имеет в составе своего персонала лиц, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда и нуждаются в социальной защите численности, которая соответствует пяти процентам от общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости. В таком случае квота для таких предприятий не устанавливается. Численность работающих, относящихся к гражданам, указанным в пункте 1 ст. 5 Закона Украины «О занятости населения» учитывается при установлении квоты для таких предприятий, учреждений, организаций. Если сокращается численность или штат работников предприятия, учреждения, организации в размере, превышающем установленную квоту, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов уменьшают или вообще не устанавливают для них квоты.

Порядок квотирования и бронирование рабочих мест и трудоустройство на них указанных категорий граждан устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Нарушение указанных норм путем отказа в приеме на работу в пределах установленной брони граждан, нуждающихся в социальной защите и не могут на равных конкурировать на рынке, вызывает применение к таким предприятиям, учреждений, организаций штрафных санкций. В таком случае государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан. Полученные средства направляются к местной части Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочие места для этих категорий насел ения сверх установленной квоты.

Порядок квотирования и бронирование рабочих мест и трудоустройство на них указанных категорий граждан устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Нарушение указанных норм путем отказа в приеме на работу в пределах установленной брони граждан, нуждающихся в социальной защите и не могут на равных конкурировать на рынке, вызывает применение к таким предприятиям, учреждений, организаций штрафных санкций. В таком случае государственная служба занятости взимает штраф за каждый такой отказ в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан. Полученные средства направляются к местной части Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и могут использоваться для финансирования расходов предприятий, учреждений и организаций, которые создают рабочие места для этих категорий населения сверх установленной квоты.

Таким образом, законодательством Украины о занятости населения предусмотрено целый ряд государственных гарантий для трудоспособных граждан трудоспособного возраста в виде права на выбор профессии и вида деятельности. Для трудоспособных граждан трудоспособного возраста, которые не могут на равных конкурировать на рынке труда и нуждаются в социальной защите, предусмотрены дополнительные государственные гарантии по трудоустройству.

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...