Глоссарий (Терминологический словарь).
⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48 Адаптация трудовая - процесс активного приспособления индивида к трудовой изменившейся ситуации. Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида, группы к условиям социальной среды, в общественных условий жизни, меняются или уже изменились. В адаптации социальной выделяют две формы: а) активное, когда субъект стремится влиять на среду с целью ее изменения (например, изменения ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); б) пассивную, когда субъект не стремится к такому воздействию и изменению. Активность трудовая - характеристика трудовой деятельности, выражает меру реализации интеллектуального и физического потенциала работника. Аппарат управления - это сукушгисть управленцев, в пределах определенной организационной структуры управления осуществляют управленческие функции, разрабатывают методы менеджмешу, принимающих управленческие решения и на основе власти и лидерства влияют на подчиненных пра-ков. Ассоциация - договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права втруча-ся в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников. Безработица (незанятость) - отсутствие работы для трудоспособных граждан. Бизнес - предпринимательская деятельность с целью получения прибыли путем создания и реализации продукции, работ или услуг; независимая коммерческая деятельность человека, выступает для нее как способ существования. Бизнесмен - предприниматель, владелец капитала, находящегося в обороте и приносит доход. Им может быть деловой человек, у которого не имеет подчиненных, или владелец, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является обладателем ее акций, или является членом ее правления.
Бюрократизм - формальное выполнение должностных обязанностей или уклонения от них аппаратом управления, администрацией или служащими. Ответственность - это обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их положительное решение. Фактически индивид заключает контракт с организацией на выполнение определенных задач в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность корпоративная - это ответственность перед работниками и учредителями предприятия по использованию ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, энергетических, информационных и т.п.), распределения прибыли, выдвижения на руководящие должности и тому подобное. Исполнительская дисциплина - выполнение приказов, распоряжений, указаний руководителя, которое забезпечусться квалификацией, опытом, творчеством и инициативой исполнителей. Производственная структура организации совокупность производственных подразделений и подразделений обеспечения, взаимосвязанных через производственные процессы или сукушгисть технологически связанных в процессе виробницгва элементов (рабочее место - производственный участок - цех - предприятие). Производственная среда - совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления приспособлены к потребностям организации. Власти - желание, последовательное стремление и возможность осущест-нять реальное влияние на развитие сшуации или поведения других людей с какой-то целью, кошролюваты их, брать на себя ответственность; возможность влиять на поведение других. Власть в менеджменте - реальная возможность влиять на поведение других, изменять ее в определенном направлении. Власть в организации - наличие соответствующих полномочий, ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и использовать усилия подчиненных с целью достижения поставленных задач.
Власть вознаграждения - это разновидность форм власти, заключается в том, что воздействие на подчиненных осуществляется через применение вознаграждений, то есть используется желания подчиненных получить ценную для них вознаграждение в исполнении действия или определенное поведение. Власти дисциплинарная - это разновидность форм власти, заключается в том, что исполнитель находится под влиянием определенного режима. Гипотеза - в переводе с греческого «предположение», истинность которого следует доказать. Любая гипотеза той или иной мере обоснована с помощью обращения к одной или нескольких теорий. Гипотеза проверяется различными способами и, в частности, путем обращения к фактам, полученным в ходе исследования. Гуманизация труда - изменение форм организации труда, направленная на обогащение ее содержания для повышения удовлетворенности ею. Группа неформальная - это группа работников, которая створюсться спонтанно на основе социального взаимодействия, объединяя людей по интересам, для удовлетворения потребностей в причастности, взаимопомощи, взаимозащиты, тесном общении и тому подобное. Группа формальная - это группа работников, которая создана с определенной целью керивницгвом организации и утворюсться в результате вертикального или горизонтального разделения труда, деятельность которой сознательно планируется, организуется, мотивируется, контролируется и регулируется для достижения определенных целей. Группа целевая - это формальная группа, которая объединяет специалистов соответствующей специализации, работающих для достижения конкретных организационных целей. Делегирование - это передача знаний и полномочий конкретному лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Децентрализация управления - делегирование высокими уровнями управления ниже уровням своих полномочий и ответственности. Экономические стимулы - факторы, побуждающие экономическое поведение индивидов, групп в сфере экономики на решение конкретных производственно-хозяйственных задач в соответствии с целью организации.
Этика - нормы поведения, совокупность общепринятых юры-методических и моральных правил, требований, которые человек ставит перед собой, или которых требует от нее окружение. Этика социологической деятельности - совокупность моральных принципов, которыми должен руководствоваться социолог во время своей деятельности. Эти принципы являются делом его совести, проявлением нравственной позиции. Они, однако, не должны быть препятствием для получения объективного, беспристрастного знания. Занятость населения - социально-экономическая категория, характеризующая включенность населения в общественное производство. Задача - это виды работ, которые необходимо выполнить определенным способом и в срок. Предполагается работу с предметами труда, орудиями труда, информацией, людьми и тому подобное. Задача организации - способы реализации целей путем управления хозяйственной активностью организации. Заработная плата - это вознаграждение или заработок, рассчитанные в денежном исчислении, которое по трудовому договору работодатель платит работнику за работу, которая выполнена или должна быть выполнена. Поощрение - это одобрение действий и рассуждений клиента с целью закрепления положительных действий и рассуждений. Индустриальная социология - отрасль американской социологии, изучающая социальную структуру и социально-трудовые отношения в индустриальном производстве. Информация - сведения об окружающем мире, процессы, которые в нем происходят, события, явления, которые получают и которыми обмениваются люди непосредственно или с помощью определенных устройств. Инфраструктура - совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих различные сферы экономики (финансовые инстшуции, транс-тные сообщения, связь, услуги службы, коммунальное хозяйство, здравоохранение и т.д.). Климат социально-психологический - социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.
Коллектив трудовой - организованная общность людей, объединенных общей работой, осуществляемой в рамках определенной формы собственности и отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Руководитель - это лицо, которое возглавляет организацию, ее структурно обособленное производственное или функциональное подразделение и наделена полномочиями принимать решения по распоряжению выделенными ему материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Руководство - вид управленческой деятельности, на основе лидерства и власти обеспечивает выполнение функций менеджмента. Компетентность работника - это уровень его общей и профессиональной подготовки, а также широта профессионального мировоззрения, что позволяет ему адекватно реагировать на требования конкретного рабочего места или выполняемой работы, которые постоянно меняются. Коммуникация - это обмен информацией между людьми, с помощью слов, букв, символов, жестов, через которые выражается отношение одного работника к знаниям и соображений другой, достигается доверие и взаемоприйнятгя взглядов. Контроль - это процесс обеспечения организацией своих целей. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или больше сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Кризис - это ситуация, событие, когда человек сталкивается с препятствием на пути осуществления важных жизненных целей, и это препятствие нельзя преодолеть некоторое время с помощью общепринятых методов решения проблем. Кризис организации - это крайне обостренное противоречия в социально-экономической системе организации, которое угрожает ее житгедияльности в окружающей среде. Звено управления (менеджмента) - реальное первичное организационное образование управляющей системы (структурное подразделение или отдельный исполнитель на определенном уровне менеджмента). Лидер - личность, которая пользуется безоговорочным авторитетом и уважением в связи со своими личными выдающимися человеческими, интеллектуальными или профессиональными качествами. Лидерство - это способность за счет личных качеств осуществлять влияние на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей путем рационального. Менеджер - это наемный профессиональный управляющий, не является владельцем предприятия; это управленец рыночной ориентации, активно внедряет эффективные условия хозяйствования, нововведения и достижения научно-технического прогресса, взвешенно учитывает изменения во внешней среде, своевременно влияет на конъюнктуру и динамику Попшу и предложения, умело перестраивает производственно-хозяйственную деятельность с учетом требований рынка.
Менеджеризм - управленческая доктрина, раскрывает роль управленцев в общественном развитии, разделяя функции собственности и управления. Метод - запад (прием) или совокупность мероприятий (приемов) в определенной сфере человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения любой задачи, выполнения определенной операции. Методы менеджмента социально-психологические - это способы и приемы воздействия управляющей системы организации на управляемую систему, которые используют индивидуальную и групповую сознание, психологию, основанные на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях, воспитанные и призваны повышать трудовую активность работников и создавать соответствующие социально психологические условия для их трудовой деятельности. Мотив - это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом. Мотивация - это процесс побуждения людей к труду, который предусматривает использование мотивов поведения человека для достижения личных целей или целей организации. Мотивация к труду - внутренние силы человека, опреде-ляют уровень, направление и настойчивость рабочего усилия. Мотивировка - вид управленческой деятельности, обес-печивает процесс побуждения себя и других работников на деятельность, направленную на достижение личных целей и целей организации. Научное знание - вероятно, «беспристрастное» знание, которое достигается с помощью специфических способов, средств, обеспечивающих нейтрализацию субъективности и предвзятости. Совокупность этих средств и критерии научности меняются в результате эволюции науки и общества. Научное управление - сознательное использование субъектом управления отношений власти, материальных и человеческих ресурсов, научных знаний для получения результатов, в которых наиболее полно реализуется цель. Норма управления - это количество работников, которые находятся в непосредственном подчинении менеджера. Процесс контроля - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля, направленных на достижение наиболее эффективным способом поставленных целей путем реализации определенных задач и применения соответствующих принципов, методов, технических средств и технологии контроля. Текущий контроль - это контроль, осуществляемый в про-процессе производственно-хозяйственной деятельности с целью выявления и устранения препятствий, недостатков, ошибок текущего характера, которые могут помешать достижению целей организации, внедрения по-ходов, которые объективно способствуют достижению этих целей. Планирование социального развития - метод социального управления, который призван учесть социально-экономические последствия техно-экономического развития, определить перспективы изменений, выявить резервы производства, способствовать достижению социальных целей. Текучесть кадров - социально-экономический процесс изменения персонального состава трудовых организаций, влияет на жизнь трудовых коллективов, общества в целом. Обыденное знание - формируется в процессе повседневной жизни людей, их практической деятельности. Обыденное знание характеризуется эмоциональностью и часто противоречивостью. Оно не отделено от оценки и отношения людей к объекту знания. В отличие от специализированного знания, знания повседневную не требует для его получения овладение специальными опознавательными средствами, которые используют в процессе обучения. Разделение труда - дифференциация видов трудовой деятельности, что происходит в обществе в процессе исторического развития. Работа - фундаментальная форма деятельности человека, создает всю совокупность предметов, необходимых для удовлетворения его потребностей. Пример - это показ действий других людей в подобных обстоятельствах. Проблема - это вопрос, на который следует ответить, но знаний для ответа не хватает. Не случайно «проблема» в переводе с греческого буквально означает «препятствие, осложнения». Засадовим по проблеме является противоречие между фактами, фактами и способами их объяснения, между потребностями и возможностями их удовлетворения и тому подобное. Промышленная социология - одно из направлений социологии труда, изучает проблемы работы в специфической сфере материального производства - промышленности. Регламентирование - это процесс установления совокупности правил, положений, которые определяют порядок деятельности организаций, структурных подразделений, отдельных работников. Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Социальная политика - деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Социология способствует выработке С. п., Альтернативных вариантов решения в этой области, обоснованию социальных приоритетов. Социальная работа как вид деятельности - вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые помогают восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Социальный работник - человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей предоставляет все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой людей возникших у них. Социальная защищенность - целостная система законодательно-закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни, прежде всего таким, как безработица, инфляция, бедность. Самоконтроль - контроль работником собственных действий, операций, продукции и тому подобное. Система - это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных-вязаных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое и совместно действуют для достижения поставленной цели. Стимул - внешняя причина, которая побуждает человека действовать для достижения поставленной цели. Стимулирование - это применение по отношению к человеку стимулов, действующих на его усилия, стоящие перед организацией и включают соответствующие мотивы. Стимулирование труда - способ воздействия на трудовое поведение работника через удовлетворение различных потребностей личности, выступает в качестве вознаграждения за трудовую усилия. Стиль управления - это совокупность характерных методов, приемов и способов осуществления управленческой деятельности, форм взаимоотношений и личного поведения руководителя к подчиненным, для достижения целей организации. Стресс - это эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Структура организации - это логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных связей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно досяггы целей организации. Структура социально-профессиональная - социальная форма разделения труда, рассматривается со стороны ее материально-вещественного содержания. Структура управления - это упорядоченная совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Социология в Украине - социологическая мысль, которая функционирует на территории Украины как в советский период, так и в период существования независимого Украинского государства. Непосредственными предпосылками развития социологии в Украине были работы украинских философов, а также этнографов-фольклористов и историков. Социология труда и управления - отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, закономерности, формы и методы целенаправленного действия на социальные структуры и процессы, имеющие место в организациях и обществе. Теория - комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты. Теорию считают высшей формой организации знания. Она играет важную роль в формулировке проблемы и гипотезы, а также при анализе первичной социологической информации. Теории мотивации - совокупность положений, принципов, законов, закономерностей, отражающих содержание и анализ потребностей человека, процесс стимулирования, условия обеспечения эффективного мотивирования и установления обоснованных вознаграждений для достижения ожидаемых результатов. Управленческое решение - это результат творческого цилеспрямо-ного анализа проблемной сшуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью системы менеджмента. Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях его адаптации к стрессовой сшуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации. Управление социальное - один из основных видов управления, функции которого заключаются в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем. Факторы влияния - это движущие силы, которые влияют на производственно-хозяйственную деятельность организации и обеспечивают запланированный результат. Функции организации - это комплексы действий и операций, которые осуществляет организация в целом или делегированные им работники, во внутреннем и внешнем средах для функционирования и развития организации. Цель - это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого добивается добиться группа, работая вместе. Качество управления - это степень соответствия поведения системы управления конкретной ситуации, которая позволяет организации уверенно держаться при быстрых изменениях во внутренней и внешней средах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|