Ведическая религия-reды 235 16 глава
19* 292 ВОСКАНЯН —ВОСПРИЯТИЕ в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц., ВОСКАНЯН, Степан (1825—23 февр. 1901) — арм. публицист и философ. Род. в Смирне (Турция), образование получил в Париже, где принимал активное участие в революции 1848. В. боролся за освобождение армян из-под турецкого ига. В Париже В. издавал прогрессивные, известные в Армении газ. «Аревелк» («Восток», 1855 — 56) и «Аревмутк» («Запад», 1859), на страницах к-рых выступал против феодально-клерикального лагеря, отстаивал идею отстранения духовенства от нар. просвещения. По своим филос. взглядам В.— идеалист, последователь философии Канта. В соч. «Огюст Конт в Смирне. Атеизм» (1878) и «Литтре и атеизм» (Смирна, 1879, изд. на франц. яз.) В. выступил с критикой материа-листич. произведения Костандяна «О методе...». В 1866 В. вернулся на родину, где с 1867 редактировал газ. «La Keforme». Лит.: lb л, 1/шЬфшЬ ПиЬшЬ, lTnLP£, fi-p$lPu_, 1901, Л? 11, U. и ш т п L p Z р* О^/иГшит^ЬрЬЬр, lj, Щп^и, 1921, 1Г ш I) ш р j ш Ь Ь\. 1905 —1907 pp. ппшш^шЬ шпшгрЬ nLnijnLgpujjfi wpAu/tfujbpbhpp btf.fiufujuj'^ujj а-шп^т.рти, Zuijtf. ufhtn. Shnuiljuj Jiublj. pb~uifi П-pm. ui^fuu/ujnLPjnLb-bbpp dnqntluj&nl, bpLuih, Л? 2, ufpiul/ 1, 1955, Z n l[4 ш Ь-Ъ р и j ш Ь U,,, Ъш1ршЬгщшЬр и. Ърш <1ши*шЬш1{р, 4шт, 1, ЬркшЪ, 1955. ВОСПРИЯТИЕ — отражение человеком и животными предметов, при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. В. у человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. В. человека формируется в процессе общественной практики на основе ощущений. Объективной основой В. как целостного образа является единство различных сторон и свойств объекта, который воздействует как комплексный раздражитель.
По своей физиологич. основе В. является условно-рефлекторным процессом, представляющим собой анализ и синтез сложных (комплексных) раздражителей и отношений между ними. В процессе В. участвует весь отражающий действительность нервный аппарат (от его периферич. концов до соответств. клеток коры головного мозга), названный Павловым анализатором. Образы В. строятся совместным действием и взаимодействием неск. нервных аппаратов одного и того же анализатора или неск. анализаторов. Совместная работа различных нервных аппаратов в В. служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отражающих связи предметов и делающих возможным использование в В. предшествующего опыта, что обусловливает узнавание вещей и их категориальное осмысление. Всякое повторное возбуждение одного периферического конца связи может вызвать «оживление» в коре мозга всей связи в целом. Поэтому прямое возбуждение только одного воспринимающего нервного аппарата может дать такой же или почти такой же образ, как если бы имело место прямое возбуждение всех нервных аппаратов, необходимых для создания соответств. образа предмета. При этом в построении образа участвуют и корковые, и периферич. концы анализаторов. Периферия анализатора участвует в процессе построения образа не только как рецепторное, но и как эффекторное звено рефлекторного акта. Анализатор работает как система с обратной связью (см. Афферен-тация), и анализ образа как рефлекторного эффекта (а не только как центрального звена рефлекса) позволяет обнаружить в состоянии взаимодействия анализатора с объектом изображения основу предметной структуры образа и его проекции. Образ предмета осознается как находящийся перед субъектом, т. е. вне субъекта, — там, где расположен предмет, вызывающий данный образ. На эту особенность В., заключающуюся в вынесении образа вовне, указали Маркс и Сеченов. «...Световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 78). «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внешнюю причину ощущения — стоящий перед нами (т. е. вне нас) предмет» (С е ч е-н о в И. М., Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 433).
Это вынесение образа вовне обусловлено всем ходом эволюции животного мира и обществ, практикой человечества. Важным условием адекватности В. является включение его в активную трудовую деятельность. Чтобы лучше воспринять предмет зрительно, приходится не просто смотреть на него, а рассматривать, словно ощупывая предмет взором. При осязании предмета человек пользуется ощупывающими движениями рук. Процесс познания, отправным пунктом которого является В. предмета в некоторой совокупности его свойств и отношений, неизбежно начинается как с различения и обособления вещей в пространстве, так и со связывания, соотнесения их в пространстве. Конституирующую роль в построении образа предмета играет отражение формы и контура вещей. С помощью В. человек отражает, напр., внеположность вещей, т. е. то, что данный предмет находится вне другого, отделен и отграничен от него и в то же время не только сосуществует одновременно с ним, но и может находиться с ним в положении взаимного прикосновения или прилегания. Невозможно В. материального объекта вне В. его пространств, признаков: протяженности, внеположности, формы, размера, отдаленности предметов друг от друга, а также от воспринимающего субъекта. Зрит. В., напр. формы предметов, осуществляется в тесной связи с движением глаз, как бы ощупывающих контуры предмета, и вместе с тем требует сложного устройства оптич. анализатора, способного точно различать границы света и тени и объединять отд. ощущения в сложный образ предмета. Для В. формы предмета, так ж% как и для В. его величины, характерно то, что, несмотря на изменения в положении предмета, мы воспринимаем его форму относительно неизменной, т. е. константно. Константность В. является результатом предшествовавшей практики и играет огромную роль в узнавании тех предметов, с к-рыми мы постоянно имеем дело в жизни, и регулировании действий с предметами.
Пространств, свойства вещей воспринимаются также и посредством осязат. и т. н. двигат. ощущений. Осязат. чувствительность кожи дает возможность воспринимать количество, размер, форму и место прикасающихся к ней поверхностей. Присоединяющиеся к чисто осязательным ощущениям ощущения от движения наших членов (в случаях активного ощупывания предмета или передвижения всего нашего тела по отношению к нему) лежат в основе осязат. восприятий третьего измерения. Для зрячих данные ося-зательно-двигат. В. пространства тесно ассоциированы со зрительным пространств. В. В. времени позволяет оценивать последовательность и продолжительность явлений. Осн. моментом В. времени является переживание длительности совершающихся событий, последовательная смена явлений. В. смены событий, осуществляемое человеком в про- ВОСПРИЯТИЕ 293 цессе его практич. деятельности, составляет ту объективную основу, на к-рой возникают в сознании человека представления о времени. Для образования представления о времени необходимо, далее, установление связи между различными моментами последовательности изменений явлений, что осуществляется в форме последовательности смены моментов самого процесса В. и образование в коре головного мозга условной нервной связи между соответств. очагами возбуждения. В. времени носит дискретный характер. Отправным пунктом в В. времени является «настоящее», к-рое как бы рассекает бесконечное время на две стороны — предшеств. ему прошлое и послед, за ним будущее. Психологически «настоящее» не есть отвлеч. момент, обозначающий лишь грань прошлого с будущим, но всегда известный, конечный по продолжительности отрезок времени. Это «настоящее» может (в зависимости от обстоятельств) объективно охватывать различные периоды времени: при внимат. вслушивании в дикцию певца «настоящее» равняется неск. секундам, в течение к-рых поется одно слово; при погруженности в решение той или иной умств. задачи «настоящее» может длиться десятки минут. В случаях подобной объективной продолжительности психологич. «настоящего» оно, очевидно, допускает и внутри себя временные различения локализации. Наибольшая продолжительность, к-рую можно охватить как целое единым актом внимания, равняется приблизительно 3—5 сек.
Точность непосредств. сравнения заполненных к.-н. непрерывными ощущениями интервалов времени в очень большой степени зависит как от продолжительности самих этих интервалов времени, так и от величины паузы между ними. Воспроизведение и узнавание коротких, не заполненных раздражением промежутков обнаруживает, что наиболее точно нами оцениваются продолжительности в 0,5—0,8 сек., более краткие промежутки времени субъективно удлиняются, а более длинные — укорачиваются. При оценке более продолжительных периодов времени мы производим сравнение уже не на основании непосредств. впечатления, но косвенно, учитывая количество и качество впечатлений, испытанных нами в течение этого времени, и характер воспроизводимых по поводу их образов. При этом оказывается, как правило, что богатые разнообразными впечатлениями периоды представляются нами в воспоминании сравнительно более долгими, при самом же протекании их, напротив, длительность их кажется нам краткой. «Время бежит незаметно»,— говорится в таких случаях. И обратно: бедное впечатлениями время «тянется невыносимо долго», впоследствии же, при воспоминании, рисуется нам очень коротким. В основе В. времени лежат сложные биохимич. процессы в нервной системе, особенности к-рых определяются длительностью действия внешних раздражителей. Физиология, основой В. времени являются условные рефлексы на отношения. При продолжит, воздействии раздражителя возбуждение нервных клеток усиливается, а при прекращении этого воздействия — затухает. В силу этого определенное состояние нервных клеток выступает как сигнал времени, что лежит в основе образования условных рефлексов на время. Значит, место в В. времени принадлежит мышечным ритмич. движениям, тесно связанным с различными трудовыми действиями человека. Весьма существ, влияние на оценку длительности данного отрезка времени при непосредств. В. его оказывает характер деятельности человека. В. движения находится в зависимости как от пространств., так и от временных факторов: от удаленности предметов, скорости их перемещения, а также от перемещения самого наблюдателя. При этом В.
движения предметов достигается не во всех случаях их фактич. перемещения. При очень медл. движениях предмета человек узнает о них лишь путем сопоставления места, занимаемого предметом в данный момент, с тем местом, в к-ром он находился ранее, при предшествующем его В. При больших скоростях движения образ В. движущегося предмета оказывается «смазанным» или вовсе перестает быть видимым в силу краткости вызванного им раздражения сетчатки. Непосредств. В. движения предмета возможно лишь в тех случаях, когда он движется со скоростью, к В. к-рой приспособлен зрительный анализатор. В. движения предметов носит дискретный характер и вместе с тем оно отражает непрерывные в определ. интервал времени процессы. Впечатление непрерывности движения предмета возникает не только при непрерывном перемещении его изображения на сетчатке, но и в том случае, когда на сетчатку воздействуют отд. порции движения, воспринимаемые через определ., небольшие промежутки времени. Существ, роль в В. движения предметов, перемещающихся перед взором в фронтальной плоскости, играют двигат. ощущения, получаемые благодаря работе мышц глаза и головы. В. удаляющихся и приближающихся предметов связано с участием в нем двигат. ощущений, вызываемых работой мышц глаза. Осн. моментом воспринимаемого движения является перемещение, т. е. изменение положения ч пространстве одного воспринимаемого объекта относительно другого. Движение может восприниматься как посредством зрения, так и посредством осязания. В. представляет собой результат эволюции животного мира и обществ, истории человечества. Морфо-логич. и функциональные особенности органов чувств и мозга являются продуктом развития нервной системы живых организмов в результате их взаимодействия с окружающей средой. Это развитие состояло в биологич. приспособлении органов чувств и мозга к наиболее адекватному отражению внешнего мира. Игнорирование процесса развития нервной системы и всех ее функций, рассмотрение ее как готовой и неизменной, полное противопоставление ее окружающей действительности, абсолютизация ее специфич. особенностей приводят к выводу, что В. зависит полностью или решающим образом лишь от нервной орг-ции субъекта, что воздействия внешних предметов являются лишь поводами для спонтанной специфич. деятельности нервных аппаратов (ка^ утверждают сторонники физиологического идеализма) или что характер этих воздействий до такой степени видоизменяется и искажается нервной орг-цией субъекта, что В. можно считать лишь знаками внешних предметов, но отнюдь не их образами (как утверждают сторонники иероглифов теории). Жизненный смысл образа В. заключается в том, что В., будучи образом объекта познания, выполняет в жизни животного и человека сигнальную функцию. Образ информирует организм не только о самих по себе свойствах объекта, но и об их отношениях к потребностям организма, вызывая благодаря рефлекторной связи возбуждения с рабочими органами целесообразные формы поведения, направленные на удовлетворение потребности. В. служит для различения предметов, их свойств и отношений, т. е. тех условий, в к-рых осуществляется деятельность организма. В. регулирует отношения организма с окружающим миром. Формируясь и развиваясь в действии, В. вместе с тем является необходимой предпосылкой деятельности. В. человека развиваются в процессе его активного практич. воздействия на внешний мир. Благодаря этому В. человека непрестанно расширяются и характер В. значительно видоизменяется. Это находит свое выражение в том, что человеч. В. отражают 294 ВОСПРИЯТИЕ мир, по сравнению с животными, в неизмеримо более широком диапазоне, выходящем за пределы огра-нич. круга предметов, окружающих организм и имеющих непосредств. биологич. значение для поддержания его жизни. В. человека отражают не только предметы природы в их естеств. виде, но и предметы, созданные трудом самого человека, во всем многообразии их форм. В. отражают мир не только в меру биологич. способностей органов чувств, но и с помощью многочисл. спец. приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В. направляются целями и задачами практич. деятельности и приобретают активный характер, выражающийся в устойчивом внимании и интересе к тем или иным предметам, в стремлении к их ясному и точному осмысливанию в связи с предшеств. опытом. Активность субъекта в процессе В. выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наилучшим образом и с различных сторон. Многообразие окружающей человека действительности является продуктом обществ.-историч. развития, практич. деятельности, творчества людей. С изменением объекта В. и отношения к нему изменяется и характер самого В. Отсюда понятно, что «человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо —иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). Успехи обществ, произ-ва создали условия, в известной степени освобождающие человека от необходимости непосредств. биологич. приспособления органов чувств к окружающей среде. Поэтому человек стал уступать нек-рым животным в той односторонне развитой чувствительности отд. органов, к-рая определялась действием естеств. отбора (напр., дальнозоркость и острота зрения птиц, острота обоняния собаки и т. п.). Однако в целом, в связи с усложнением и дифференциацией предметов окружающей человека среды и влиянием мышления, речи и художеств, творчества, В. человека становятся более развитыми, совершенными. Известно, напр., что ткачи, работающие с черными тканями, различают десятки оттенков черного цвета, между тем как глаз других может различать не более трех-четырех. Человеч. В. имеют сознат. характер; это связано с тем, что мы воспринимаем большей частью предметы, в возникновении и преобразовании к-рых мы так или иначе участвовали и к-рые имеют для нас определ. значение; и это настолько характерно для человеч. В., что и естеств. явления природы (сияние солнца, шторм на море, жаркая погода, дождь и т. д.) воспринимаются человеком, так или иначе преломляясь через его практич. жизнь, связываясь прямо или косвенно с тем, что нужно человеку, с его отношением к действительности. Развитие обществ, практики и науки сделало возможным непрестанное расширение границ человеч. В. Подобно тому как в своем воздействии на природу человек не ограничился естеств. органами своего тела и присоединил к ним искусств, орудия практич. воздействия на природу (орудия труда), подобно этому и в В. природы он перестал ограничиваться своими органами чувств и стал присоединять к ним искусств, средства: телескопы, микроскопы, спектроскопы, рентгеновские аппараты, сейсмографы, телеф. и телегр. аппараты, радио-и телевизионные установки и т. п. Благодаря применению спец. приборов стало возможным не только прямое усиление и обострение нашей восприимчивости, но и косвенное В. таких явлений, к-рые непосредственно вообще не воспринимаются. Известно, напр., что инфракрасные, ультрафиоле- товые, рентгеновские лучи не воспринимаются глазом, инфра- и ультразвуки не воспринимаются ухом, электрич. и магнитные явления не воспринимаются никакими органами чувств и т. д. Однако спец. приборы оказываются «чувствительными» к воздействию указанных явлений и передают нам эти воздействия уже в другой, доступной нашему В. форме. Напр., ультрафиолетовые лучи обнаруживаются благодаря флюоресценции, фосфоресценции и вызываемым ими фотохимич. действиям; рентгеновские лучи обнаруживаются с помощью экранов из синеродистой двойной соли бария и платины, к-рые преобразуют их в световую энергию, или путем фотографирования. Открытие фотохимич. действия этих невидимых лучей создало возможность делать видимым то, что непосредственно невидимо, проникать взором в глубь предметов, отыскивать любые повреждения и глубоко скрытые дефекты в человеч. организме, заглядывать внутрь важнейших деталей машин и станков и выявлять в них скрытые изъяны. С помощью инфразвука выявляются чрезвычайно отдаленные гео-логич. колебания, производится разведка полезных ископаемых и т. д. Благодаря полупроводникам, электрич. сопротивление к-рых находится в зависимости от темп-ры, можно установить изменение темп-ры даже в 0,001 долю градуса; это дает возможность обнаружить присутствие человека на расстоянии 0,5 км только благодаря излучаемому им теплу. С помощью электронного микроскопа, дающего увеличение в 100 000 раз, были открыты фильтрующиеся вирусы, возбудители гриппа, сыпного тифа и др. забо* леваний, а также бактериофаги. Посредством спец. электронных микропроекторов, дающих увеличение до 2 000 000 раз, сделалось уже возможным наблюдение нек-рых молекул. Т. о., чувств, познание вещей осуществляется индивидуумом с помощью средств, являющихся результатом обществ, практики и мышления. Все эти приборы опосредуют В. человека опытом общества, истории. Опосредств. методы В. неисчерпаемы в своих возможностях. Поскольку все явления в мире находятся во взаимодействии друг с другом, постольку нет в мире явления, к-рое не могло бы, хотя бы через многочисл. посредствующие звенья, воздействовать на органы чувств и тем самым раньше или позже стать доступным В. Начинаясь с ощущений и В. и поднимаясь на уровень теоретич. мышления, познание представляет собой единый процесс. Вместе с тем теоретич. мышление и чувств. В. действительности не только не совпадают, но нередко вступают в прямое противоречие, и некритическое доверие показаниям В. может служить источником всевозможных заблуждений (напр., В. движения Солнца вокруг Земли, принятие временной последовательности явлений за причинную и т. п.). В. составляют первую и необходимую ступень познания как в истории знаний всего человечества, так и в индивидуальном развитии знаний отд. человека. Развитие знаний во всех областях науки начинается с В., наблюдения и описания предметов, явлений природы и общества. Только на основе В. накапливается тот фактич. материал, экспериментальное исследование и теоретич. обобщение к-рого затем приводит к открытию законов природы. Точно также и в индивидуальном развитии человека, начиная с младенч. возраста, В. составляют первонач. источник сведений об окружающей действительности. Кроме того, человек и на ступени абстрактного мышления продолжает опираться на чувственно воспринимаемый материал, относящийся к предмету исследования, к воспроизводящим его структуру моделям, наглядным схемам и т. д. Наконец, сам процесс мышления происходит в форме языка, т. е. особой системы звуковых, чувст- ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ 295 венпо воспринимаемых носителей смысла. Вот почему человек во всей своей практич. и познават. деятельности никогда не покидает почву В. окружающих явлений, исходит из В., опирается на него. Вместе с тем посредством слова, в к-ром аккумулирован обществ, опыт, в В. человека включается обобщенное знание о вещах. По мере того как воспринимаемое включается в систему уже имеющихся знаний, оно выступает во все более глубоком содержании. При этом весь процесс познания, включая его мыслит, содержание, постоянно как бы возвращается на ступень В., в свою очередь подымая его на уровень мысли. В., по существу, опосредовано всей историей развития обществ, практики и познания. Человек воспринимает мир как мыслящее обществ, существо. См. Теория познания, Мышление. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних про ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ — метод исследования действительности, основным средством к-рого является переход от абстрактного к конкретному знанию. Другие логич. средства (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, обобщение, классификация, умозаключение и т. п.) используются в зависимости от особенностей того или иного этапа перехода от абстрактного к конкретному знанию в качестве условий осуществления этого перехода. Этот метод в общей форме впервые выяснен Гегелем, к-рый, однако, дал ему идеалистич. толкование: он представил его как закон, в согласии с к-рым «чистое» логич. мышление рождает все многообразие явлений природы и общества путем саморазличений исходного понятия. Диалектико-материалистич. объяснение и применение этого метода впервые дал Маркс. Процесс науч. познания действительности осуществляется двумя диалектически взаимосвязанными и взаимопредпола-гающими путями; путем восхождения от частного к общему, от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. «На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12. с. 727). Маркс при этом строго различает конкретное как изучаемый предмет, чувственное восприятие его и конкретное как науч. знание, понятие о нем. В первом смысле конкретное есть исходная предпосылка исследования. С т. зр. основных принципов теории познания диалектич. материализма оно является первичным и определяющим по отношению к знаниям о нем, оно «представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого,.также исходный пункт созерцания и представления» (там же). Конкретное же во втором смысле есть результат науч. исследования. Оно есть отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретич. осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Метод В. от а. к к., при к-ром абстрактные определения, понятия выступают лишь как моменты движения знания в глубь объекта, Маркс и определяет как метод правильный в науч. отношении. Этот метод, согласно Марксу, есть «способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное» (там же). Конкретное знание, будучи результатом процесса познания на основе практики, выступает уже вторично, производно и опосредованно как исходный пункт для более эффективного практич. преобразования мира. Переход от теории к практике есть также движение от абстрактного (мысленного, идеального) к конкретному, но уже в другом смысле. Блестящим образцом применения Марксом- метода В. от а. к к. является «Капитал». «Кажется правильным,— писал Маркс,— начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Между тем при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население—это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы — опять-таки пустой звук, если я не знаю основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д. Эти последние предполагают обмеА, разделение труда, цены и т. д. Капитал, например,— ничто без наемного труда, без стоимости, денег, цены и т. д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями. Первый путь — это тот, по которому политическая экономия исторически следовала в период своего возникновения. Экономисты XVII столетия, например, всегда начинают с живого целого, с населения, нации, государства, нескольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определяющие абстрактные всеобщие отношения, как разделение труда, деньги, стоимость и т. д. Как только эти отдельные моменты были более или менее зафиксированы и абстрагированы, стали возникать экономические системы, которые восходят от простейшего — как труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость — к государству, международному обмену и мировому рынку. Последний метод,— подчеркивает Маркс,— есть, очевидно, правильный в научном отношении» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, е. 726—27). Значение абстракции Маркс определяет так: «...При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции» («Капитал», т. 1,. 1955, с. 4). Сущность метода Маркса заключается не просто в «замене микроскопа и химических реактивов силой абстракции», а в особенностях содержания и приема применения этого метода — в том, к ч е м у и к а к он применялся. При пользовании абстракциями необходимо было предварительно решить принципиальный методологич. вопрос о пределах абстрагирования: от чего можно и нужно абстрагироваться и от чего абстрагироваться нельзя. Абстракция 296 ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ должна быть, с одной стороны, проведена последовательно до конца, а с другой — не дальше известного предела, определяемого существом предмета исследования, выделением в нем ведущего момента внутренних противоречий. Метод В. от а. к к. обязывает начинать исследование конкретного с анализа простейшей формы экономпч. системы, с анализа исходной «клеточки». Товарная форма продукта труда, или форма стоимости товара, и есть экономич. клеточка буржуазного общества. Вот эта экономич. клеточка бурж. общества и есть тот предел, до к-рого абстракция должна дойти, но за пределы к-рого она идти не может.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|