Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 16 глава





19*


292 ВОСКАНЯН —ВОСПРИЯТИЕ


в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц.,
М., 1953. Н. Катримспая. Москва.

ВОСКАНЯН, Степан (1825—23 февр. 1901) — арм. публицист и философ. Род. в Смирне (Турция), образование получил в Париже, где принимал ак­тивное участие в революции 1848. В. боролся за осво­бождение армян из-под турецкого ига. В Париже В. издавал прогрессивные, известные в Армении газ. «Аревелк» («Восток», 1855 — 56) и «Аревмутк» («Запад», 1859), на страницах к-рых выступал против феодально-клерикального лагеря, отстаивал идею отстранения духовенства от нар. просвещения. По своим филос. взглядам В.— идеалист, последователь философии Канта. В соч. «Огюст Конт в Смирне. Ате­изм» (1878) и «Литтре и атеизм» (Смирна, 1879, изд. на франц. яз.) В. выступил с критикой материа-листич. произведения Костандяна «О методе...». В 1866 В. вернулся на родину, где с 1867 редакти­ровал газ. «La Keforme».

Лит.: lb л, 1/шЬфшЬ ПиЬшЬ, lTnLP£, fi-p$lPu_, 1901,

Л? 11, U. и ш т п L p Z р* О^/иГшит^ЬрЬЬр, lj, Щп^и, 1921,

1Г ш I) ш р j ш Ь Ь\. 1905 —1907 pp. ппшш^шЬ шпшгрЬ nLnijnLgpujjfi wpAu/tfujbpbhpp btf.fiufujuj'^ujj а-шп^т.рти, Zuijtf. ufhtn. Shnuiljuj Jiublj. pb~uifi П-pm. ui^fuu/ujnLPjnLb-bbpp dnqntluj&nl, bpLuih, Л? 2, ufpiul/ 1, 1955, Z n l[4 ш Ь-Ъ р и j ш Ь U,,, Ъш1ршЬгщшЬр и. Ърш <1ши*шЬш1{р, 4шт, 1,

ЬркшЪ, 1955.

ВОСПРИЯТИЕ — отражение человеком и животны­ми предметов, при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. В. у человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. В. человека формируется в про­цессе общественной практики на основе ощущений. Объективной основой В. как целостного образа является единство различных сторон и свойств объек­та, который воздействует как комплексный раздра­житель.

По своей физиологич. основе В. является условно-рефлекторным процессом, представляющим собой анализ и синтез сложных (комплексных) раздражи­телей и отношений между ними. В процессе В. участ­вует весь отражающий действительность нервный ап­парат (от его периферич. концов до соответств. клеток коры головного мозга), названный Павловым анали­затором. Образы В. строятся совместным действием и взаимодействием неск. нервных аппаратов одного и того же анализатора или неск. анализаторов.

Совместная работа различных нервных аппара­тов в В. служит основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, отражающих связи предметов и делающих возможным использование в В. предшествующего опыта, что обусловливает узна­вание вещей и их категориальное осмысление. Вся­кое повторное возбуждение одного периферического конца связи может вызвать «оживление» в коре мозга всей связи в целом. Поэтому прямое возбужде­ние только одного воспринимающего нервного аппа­рата может дать такой же или почти такой же образ, как если бы имело место прямое возбуждение всех нервных аппаратов, необходимых для создания соот­ветств. образа предмета. При этом в построении образа участвуют и корковые, и периферич. концы анализато­ров. Периферия анализатора участвует в процессе по­строения образа не только как рецепторное, но и как эффекторное звено рефлекторного акта. Анализатор работает как система с обратной связью (см. Афферен-тация), и анализ образа как рефлекторного эффекта (а не только как центрального звена рефлекса) позво­ляет обнаружить в состоянии взаимодействия ана­лизатора с объектом изображения основу предметной структуры образа и его проекции.


Образ предмета осознается как находящийся пе­ред субъектом, т. е. вне субъекта, — там, где распо­ложен предмет, вызывающий данный образ. На эту особенность В., заключающуюся в вынесении обра­за вовне, указали Маркс и Сеченов. «...Световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимает­ся не как субъективное раздражение самого зри­тельного нерва, а как объективная форма вещи, на­ходящейся вне глаз» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 78). «Когда на наш глаз падает свет от ка­кого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изменение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы сле­довало ожидать, а внешнюю причину ощущения — стоящий перед нами (т. е. вне нас) предмет» (С е ч е-н о в И. М., Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 433).

Это вынесение образа вовне обусловлено всем хо­дом эволюции животного мира и обществ, практикой человечества. Важным условием адекватности В. яв­ляется включение его в активную трудовую деятель­ность. Чтобы лучше воспринять предмет зрительно, приходится не просто смотреть на него, а рассматри­вать, словно ощупывая предмет взором. При осязании предмета человек пользуется ощупывающими движе­ниями рук.

Процесс познания, отправным пунктом которого является В. предмета в некоторой совокупности его свойств и отношений, неизбежно начинается как с различения и обособления вещей в пространстве, так и со связывания, соотнесения их в пространстве. Кон­ституирующую роль в построении образа предмета играет отражение формы и контура вещей. С помощью В. человек отражает, напр., внеположность вещей, т. е. то, что данный предмет находится вне другого, от­делен и отграничен от него и в то же время не только сосуществует одновременно с ним, но и может на­ходиться с ним в положении взаимного прикосно­вения или прилегания. Невозможно В. материаль­ного объекта вне В. его пространств, признаков: протяженности, внеположности, формы, размера, от­даленности предметов друг от друга, а также от вос­принимающего субъекта. Зрит. В., напр. формы пред­метов, осуществляется в тесной связи с движением глаз, как бы ощупывающих контуры предмета, и вместе с тем требует сложного устройства оптич. анализатора, способного точно различать границы света и тени и объединять отд. ощущения в сложный образ предмета. Для В. формы предмета, так ж% как и для В. его величины, характерно то, что, несмотря на изменения в положении предмета, мы воспринимаем его форму относительно неизменной, т. е. константно. Константность В. является результатом предшество­вавшей практики и играет огромную роль в узна­вании тех предметов, с к-рыми мы постоянно имеем дело в жизни, и регулировании действий с пред­метами.

Пространств, свойства вещей воспринимаются так­же и посредством осязат. и т. н. двигат. ощущений. Осязат. чувствительность кожи дает возможность воспринимать количество, размер, форму и место при­касающихся к ней поверхностей. Присоединяющиеся к чисто осязательным ощущениям ощущения от дви­жения наших членов (в случаях активного ощупы­вания предмета или передвижения всего нашего те­ла по отношению к нему) лежат в основе осязат. вос­приятий третьего измерения. Для зрячих данные ося-зательно-двигат. В. пространства тесно ассоцииро­ваны со зрительным пространств. В.

В. времени позволяет оценивать последовательность и продолжительность явлений. Осн. моментом В. времени является переживание длительности совер­шающихся событий, последовательная смена явлений. В. смены событий, осуществляемое человеком в про-


ВОСПРИЯТИЕ 293


цессе его практич. деятельности, составляет ту объек­тивную основу, на к-рой возникают в сознании чело­века представления о времени. Для образования пред­ставления о времени необходимо, далее, установление связи между различными моментами последователь­ности изменений явлений, что осуществляется в форме последовательности смены моментов самого процесса В. и образование в коре головного мозга услов­ной нервной связи между соответств. очагами воз­буждения. В. времени носит дискретный характер. Отправным пунктом в В. времени является «настоя­щее», к-рое как бы рассекает бесконечное время на две стороны — предшеств. ему прошлое и по­след, за ним будущее. Психологически «настоящее» не есть отвлеч. момент, обозначающий лишь грань прошлого с будущим, но всегда известный, конеч­ный по продолжительности отрезок времени. Это «настоящее» может (в зависимости от обстоятельств) объективно охватывать различные периоды времени: при внимат. вслушивании в дикцию певца «настоя­щее» равняется неск. секундам, в течение к-рых поется одно слово; при погруженности в решение той или иной умств. задачи «настоящее» может длиться десятки минут. В случаях подобной объективной продолжительности психологич. «настоящего» оно, очевидно, допускает и внутри себя временные разли­чения локализации. Наибольшая продолжительность, к-рую можно охватить как целое единым актом вни­мания, равняется приблизительно 3—5 сек.

Точность непосредств. сравнения заполненных к.-н. непрерывными ощущениями интервалов времени в очень большой степени зависит как от продол­жительности самих этих интервалов времени, так и от величины паузы между ними. Воспроизведение и узнавание коротких, не заполненных раздражением промежутков обнаруживает, что наиболее точно на­ми оцениваются продолжительности в 0,5—0,8 сек., более краткие промежутки времени субъективно уд­линяются, а более длинные — укорачиваются. При оценке более продолжительных периодов времени мы производим сравнение уже не на основании не­посредств. впечатления, но косвенно, учитывая ко­личество и качество впечатлений, испытанных нами в течение этого времени, и характер воспроизводи­мых по поводу их образов. При этом оказывается, как правило, что богатые разнообразными впечатле­ниями периоды представляются нами в воспомина­нии сравнительно более долгими, при самом же про­текании их, напротив, длительность их кажется нам краткой. «Время бежит незаметно»,— говорится в та­ких случаях. И обратно: бедное впечатлениями время «тянется невыносимо долго», впоследствии же, при воспоминании, рисуется нам очень коротким.

В основе В. времени лежат сложные биохимич. про­цессы в нервной системе, особенности к-рых определя­ются длительностью действия внешних раздражителей. Физиология, основой В. времени являются условные рефлексы на отношения. При продолжит, воздейст­вии раздражителя возбуждение нервных клеток уси­ливается, а при прекращении этого воздействия — затухает. В силу этого определенное состояние нерв­ных клеток выступает как сигнал времени, что лежит в основе образования условных рефлексов на время. Значит, место в В. времени принадлежит мышечным ритмич. движениям, тесно связанным с различными трудовыми действиями человека. Весьма существ, влияние на оценку длительности данного отрезка вре­мени при непосредств. В. его оказывает характер деятельности человека.

В. движения находится в зависимости как от про­странств., так и от временных факторов: от удален­ности предметов, скорости их перемещения, а также от перемещения самого наблюдателя. При этом В.


движения предметов достигается не во всех случаях их фактич. перемещения. При очень медл. движениях предмета человек узнает о них лишь путем сопоставле­ния места, занимаемого предметом в данный момент, с тем местом, в к-ром он находился ранее, при предше­ствующем его В. При больших скоростях движения образ В. движущегося предмета оказывается «смазан­ным» или вовсе перестает быть видимым в силу крат­кости вызванного им раздражения сетчатки. Непо­средств. В. движения предмета возможно лишь в тех случаях, когда он движется со скоростью, к В. к-рой приспособлен зрительный анализатор. В. движения предметов носит дискретный характер и вместе с тем оно отражает непрерывные в определ. интервал времени процессы. Впечатление непрерывности движения пред­мета возникает не только при непрерывном перемеще­нии его изображения на сетчатке, но и в том случае, когда на сетчатку воздействуют отд. порции движения, воспринимаемые через определ., небольшие проме­жутки времени. Существ, роль в В. движения предме­тов, перемещающихся перед взором в фронтальной плоскости, играют двигат. ощущения, получаемые благодаря работе мышц глаза и головы. В. удаляю­щихся и приближающихся предметов связано с уча­стием в нем двигат. ощущений, вызываемых работой мышц глаза.

Осн. моментом воспринимаемого движения являет­ся перемещение, т. е. изменение положения ч про­странстве одного воспринимаемого объекта относи­тельно другого. Движение может восприниматься как посредством зрения, так и посредством осязания.

В. представляет собой результат эволюции живот­ного мира и обществ, истории человечества. Морфо-логич. и функциональные особенности органов чувств и мозга являются продуктом развития нервной си­стемы живых организмов в результате их взаимодей­ствия с окружающей средой. Это развитие состояло в биологич. приспособлении органов чувств и мозга к наиболее адекватному отражению внешнего мира. Игнорирование процесса развития нервной системы и всех ее функций, рассмотрение ее как готовой и неизменной, полное противопоставление ее окружа­ющей действительности, абсолютизация ее специфич. особенностей приводят к выводу, что В. зависит полностью или решающим образом лишь от нерв­ной орг-ции субъекта, что воздействия внешних предметов являются лишь поводами для спонтанной специфич. деятельности нервных аппаратов (ка^ ут­верждают сторонники физиологического идеализма) или что характер этих воздействий до такой степени видоизменяется и искажается нервной орг-цией субъек­та, что В. можно считать лишь знаками внешних пред­метов, но отнюдь не их образами (как утверждают сторонники иероглифов теории).

Жизненный смысл образа В. заключается в том, что В., будучи образом объекта познания, выполняет в жизни животного и человека сигнальную функцию. Образ информирует организм не только о самих по себе свойствах объекта, но и об их отношениях к потребно­стям организма, вызывая благодаря рефлекторной свя­зи возбуждения с рабочими органами целесообразные формы поведения, направленные на удовлетворение потребности. В. служит для различения предметов, их свойств и отношений, т. е. тех условий, в к-рых осуществляется деятельность организма. В. регули­рует отношения организма с окружающим миром. Формируясь и развиваясь в действии, В. вместе с тем является необходимой предпосылкой деятельности.

В. человека развиваются в процессе его активного практич. воздействия на внешний мир. Благодаря этому В. человека непрестанно расширяются и ха­рактер В. значительно видоизменяется. Это находит свое выражение в том, что человеч. В. отражают


294 ВОСПРИЯТИЕ


мир, по сравнению с животными, в неизмеримо бо­лее широком диапазоне, выходящем за пределы огра-нич. круга предметов, окружающих организм и име­ющих непосредств. биологич. значение для поддер­жания его жизни. В. человека отражают не только предметы природы в их естеств. виде, но и предметы, созданные трудом самого человека, во всем много­образии их форм. В. отражают мир не только в меру биологич. способностей органов чувств, но и с помощью многочисл. спец. приборов, значительно расширяю­щих сферу воспринимаемых явлений. В. направля­ются целями и задачами практич. деятельности и приобретают активный характер, выражающийся в устойчивом внимании и интересе к тем или иным пред­метам, в стремлении к их ясному и точному осмысли­ванию в связи с предшеств. опытом. Активность субъ­екта в процессе В. выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наи­лучшим образом и с различных сторон.

Многообразие окружающей человека действитель­ности является продуктом обществ.-историч. раз­вития, практич. деятельности, творчества людей. С изменением объекта В. и отношения к нему изме­няется и характер самого В. Отсюда понятно, что «человеческий глаз воспринимает и наслаждает­ся иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, чело­веческое ухо —иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). Успехи обществ, произ-ва создали условия, в извест­ной степени освобождающие человека от необходи­мости непосредств. биологич. приспособления орга­нов чувств к окружающей среде. Поэтому человек стал уступать нек-рым животным в той односторонне развитой чувствительности отд. органов, к-рая опре­делялась действием естеств. отбора (напр., дально­зоркость и острота зрения птиц, острота обоняния собаки и т. п.). Однако в целом, в связи с усложнением и дифференциацией предметов окружающей человека среды и влиянием мышления, речи и художеств, твор­чества, В. человека становятся более развитыми, совершенными. Известно, напр., что ткачи, работаю­щие с черными тканями, различают десятки оттенков черного цвета, между тем как глаз других может различать не более трех-четырех. Человеч. В. имеют сознат. характер; это связано с тем, что мы воспри­нимаем большей частью предметы, в возникновении и преобразовании к-рых мы так или иначе участ­вовали и к-рые имеют для нас определ. значение; и это настолько характерно для человеч. В., что и естеств. явления природы (сияние солнца, шторм на море, жаркая погода, дождь и т. д.) воспринима­ются человеком, так или иначе преломляясь через его практич. жизнь, связываясь прямо или косвенно с тем, что нужно человеку, с его отношением к дей­ствительности.

Развитие обществ, практики и науки сделало воз­можным непрестанное расширение границ человеч. В. Подобно тому как в своем воздействии на природу человек не ограничился естеств. органами своего тела и присоединил к ним искусств, орудия практич. воз­действия на природу (орудия труда), подобно этому и в В. природы он перестал ограничиваться своими органами чувств и стал присоединять к ним искусств, средства: телескопы, микроскопы, спектроскопы, рент­геновские аппараты, сейсмографы, телеф. и телегр. аппараты, радио-и телевизионные установки и т. п. Благодаря применению спец. приборов стало возмож­ным не только прямое усиление и обострение нашей восприимчивости, но и косвенное В. таких явлений, к-рые непосредственно вообще не воспринимаются. Известно, напр., что инфракрасные, ультрафиоле-


товые, рентгеновские лучи не воспринимаются гла­зом, инфра- и ультразвуки не воспринимаются ухом, электрич. и магнитные явления не восприни­маются никакими органами чувств и т. д. Однако спец. приборы оказываются «чувствительными» к воз­действию указанных явлений и передают нам эти воздействия уже в другой, доступной нашему В. форме. Напр., ультрафиолетовые лучи обнаружи­ваются благодаря флюоресценции, фосфоресцен­ции и вызываемым ими фотохимич. действиям; рент­геновские лучи обнаруживаются с помощью экранов из синеродистой двойной соли бария и платины, к-рые преобразуют их в световую энергию, или путем фото­графирования. Открытие фотохимич. действия этих невидимых лучей создало возможность делать види­мым то, что непосредственно невидимо, проникать взором в глубь предметов, отыскивать любые поврежде­ния и глубоко скрытые дефекты в человеч. организме, заглядывать внутрь важнейших деталей машин и стан­ков и выявлять в них скрытые изъяны. С помощью инфразвука выявляются чрезвычайно отдаленные гео-логич. колебания, производится разведка полезных ископаемых и т. д. Благодаря полупроводникам, электрич. сопротивление к-рых находится в зависимо­сти от темп-ры, можно установить изменение темп-ры даже в 0,001 долю градуса; это дает возможность обнаружить присутствие человека на расстоянии 0,5 км только благодаря излучаемому им теплу. С помощью электронного микроскопа, дающего уве­личение в 100 000 раз, были открыты фильтрующиеся вирусы, возбудители гриппа, сыпного тифа и др. забо* леваний, а также бактериофаги. Посредством спец. электронных микропроекторов, дающих увеличение до 2 000 000 раз, сделалось уже возможным наблю­дение нек-рых молекул.

Т. о., чувств, познание вещей осуществляется инди­видуумом с помощью средств, являющихся резуль­татом обществ, практики и мышления. Все эти при­боры опосредуют В. человека опытом общества, исто­рии. Опосредств. методы В. неисчерпаемы в своих возможностях. Поскольку все явления в мире нахо­дятся во взаимодействии друг с другом, постольку нет в мире явления, к-рое не могло бы, хотя бы через многочисл. посредствующие звенья, воздействовать на органы чувств и тем самым раньше или позже стать доступным В.

Начинаясь с ощущений и В. и поднимаясь на уро­вень теоретич. мышления, познание представляет собой единый процесс. Вместе с тем теоретич. мышле­ние и чувств. В. действительности не только не сов­падают, но нередко вступают в прямое противоречие, и некритическое доверие показаниям В. может слу­жить источником всевозможных заблуждений (напр., В. движения Солнца вокруг Земли, принятие времен­ной последовательности явлений за причинную и т. п.). В. составляют первую и необходимую ступень позна­ния как в истории знаний всего человечества, так и в индивидуальном развитии знаний отд. человека. Развитие знаний во всех областях науки начинается с В., наблюдения и описания предметов, явлений при­роды и общества. Только на основе В. накапливается тот фактич. материал, экспериментальное исследо­вание и теоретич. обобщение к-рого затем приводит к открытию законов природы. Точно также и в инди­видуальном развитии человека, начиная с младенч. возраста, В. составляют первонач. источник сведений об окружающей действительности. Кроме того, человек и на ступени абстрактного мышления продолжает опираться на чувственно воспринимаемый материал, относящийся к предмету исследования, к воспроизво­дящим его структуру моделям, наглядным схемам и т. д. Наконец, сам процесс мышления происходит в форме языка, т. е. особой системы звуковых, чувст-


ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ 295


венпо воспринимаемых носителей смысла. Вот почему человек во всей своей практич. и познават. деятель­ности никогда не покидает почву В. окружающих явлений, исходит из В., опирается на него. Вместе с тем посредством слова, в к-ром аккумулирован обществ, опыт, в В. человека включается обобщенное знание о вещах. По мере того как воспринимаемое включается в систему уже имеющихся знаний, оно выступает во все более глубоком содержании. При этом весь процесс познания, включая его мыслит, содержание, постоянно как бы возвращается на сту­пень В., в свою очередь подымая его на уровень мысли. В., по существу, опосредовано всей историей развития обществ, практики и познания. Человек воспринимает мир как мыслящее обществ, существо. См. Теория познания, Мышление.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних про­
изведений, М., 1956; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в
кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М.,
1955; Маркс К., Капитал, т. 1—3, М., 1955; Энгельс
Ф, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материа­
лизм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же,
Философские тетради, там же, т. 38; Сеченов И. М., Избр.
философские и психологические соч., [М. J, 1947; Павлов
И. П.. Полн. собр. трудов, т. 3, М.—Л., 1949; Кравков
С. В., Глаз и его работа, 4 изд., М.—Л., 1950; Теплое
В. М.. Психология музыкальных способностей, М.—Л., 1947;
Ананьев Б. Г., Пространственное различение, Л., 1955;
Зрительные ощущения и восприятия, [Сб. статей], М.—Л.,
1935; Исследования по психологии восприятия, [Сб. статей],
М.—Л., 1948; Психология (учебник под ред. А. А. Смирнова
[и др.]), М., 1956; Рубинштейн С. Л., Бытие и созна­
ние, М., 1957; Проблемы психологии, [Сб. статей], Л., 1948;
Формирование восприятия пространства и пространственных
представлений у детей, [Сб. статей], Изв. Акад. пед. наук
РСФСР, т. 86, М., 1956; Соколов Е. Н., Восприятие и
условный рефлекс, М.. 1958. А. Спиркин. Москва.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОН­КРЕТНОМУ — метод исследования действительности, основным средством к-рого является переход от абстрактного к конкретному знанию. Другие логич. средства (анализ, синтез, индукция, дедукция, опреде­ление, обобщение, классификация, умозаключение и т. п.) используются в зависимости от особенностей того или иного этапа перехода от абстрактного к конкретному знанию в качестве условий осущест­вления этого перехода. Этот метод в общей форме впервые выяснен Гегелем, к-рый, однако, дал ему идеалистич. толкование: он представил его как за­кон, в согласии с к-рым «чистое» логич. мышление рождает все многообразие явлений природы и об­щества путем саморазличений исходного понятия.

Диалектико-материалистич. объяснение и примене­ние этого метода впервые дал Маркс. Процесс науч. познания действительности осуществляется двумя диалектически взаимосвязанными и взаимопредпола-гающими путями; путем восхождения от частного к общему, от конкретного, данного в восприятии и пред­ставлении, к абстракциям и путем восхождения от аб­страктного к конкретному. «На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного оп­ределения, на втором пути абстрактные определения ве­дут к воспроизведению конкретного посредством мыш­ления» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12. с. 727). Маркс при этом строго различает конкрет­ное как изучаемый предмет, чувственное восприятие его и конкретное как науч. знание, понятие о нем. В первом смысле конкретное есть исходная предпосылка исследования. С т. зр. основных принципов теории по­знания диалектич. материализма оно является первич­ным и определяющим по отношению к знаниям о нем, оно «представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого,.также исходный пункт со­зерцания и представления» (там же). Конкретное же во втором смысле есть результат науч. исследования. Оно есть отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретич. осмысленное единство многообразного в объекте исследования.


Метод В. от а. к к., при к-ром абстрактные опреде­ления, понятия выступают лишь как моменты движения знания в глубь объекта, Маркс и определяет как метод правильный в науч. отношении. Этот метод, согласно Марксу, есть «способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное» (там же).

Конкретное знание, будучи результатом процесса познания на основе практики, выступает уже вторич­но, производно и опосредованно как исходный пункт для более эффективного практич. преобразования мира. Переход от теории к практике есть также дви­жение от абстрактного (мысленного, идеального) к конкретному, но уже в другом смысле.

Блестящим образцом применения Марксом- метода В. от а. к к. является «Капитал». «Кажется правиль­ным,— писал Маркс,— начинать с реального и кон­кретного, с действительных предпосылок, следова­тельно, например в политической экономии, с на­селения, которое есть основа и субъект всего об­щественного процесса производства. Между тем при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибоч­ным. Население—это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы — опять-таки пустой звук, если я не знаю основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т. д. Эти последние пред­полагают обмеА, разделение труда, цены и т. д. Капи­тал, например,— ничто без наемного труда, без стои­мости, денег, цены и т. д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое пред­ставление о целом, и только путем более близких опре­делений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстрак­циям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями. Первый путь — это тот, по которому политическая экономия исторически следовала в период своего возникновения. Экономи­сты XVII столетия, например, всегда начинают с жи­вого целого, с населения, нации, государства, не­скольких государств и т. д., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют некоторые определя­ющие абстрактные всеобщие отношения, как разде­ление труда, деньги, стоимость и т. д. Как только эти отдельные моменты были более или менее зафиксиро­ваны и абстрагированы, стали возникать экономиче­ские системы, которые восходят от простейшего — как труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость — к государству, международному обмену и мировому рынку. Последний метод,— подчеркивает Маркс,— есть, очевидно, правильный в научном отно­шении» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, е. 726—27).

Значение абстракции Маркс определяет так: «...При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции» («Ка­питал», т. 1,. 1955, с. 4).

Сущность метода Маркса заключается не просто в «замене микроскопа и химических реактивов силой абстракции», а в особенностях содержания и при­ема применения этого метода — в том, к ч е м у и к а к он применялся.

При пользовании абстракциями необходимо было предварительно решить принципиальный методологич. вопрос о пределах абстрагирования: от чего можно и нужно абстрагироваться и от чего абстрагироваться нельзя. Абстракция


296 ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ


должна быть, с одной стороны, проведена последова­тельно до конца, а с другой — не дальше известного предела, определяемого существом предмета исследо­вания, выделением в нем ведущего момента внутренних противоречий. Метод В. от а. к к. обязывает начинать исследование конкретного с анализа простейшей формы экономпч. системы, с анализа исходной «клеточки». Товарная форма продукта труда, или форма стоимо­сти товара, и есть экономич. клеточка буржуазного общества. Вот эта экономич. клеточка бурж. общества и есть тот предел, до к-рого абстракция должна дойти, но за пределы к-рого она идти не может.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...