Ведическая религия-reды 235 17 глава
Классики бурж. политпч. экономии исходным моментом делали труд, производство, но они брали производство вообще, а не исторически обусловленное производство. Поэтому Лни не могли построить свободное от логич. противоречий экономич. учение о буржуазном производстве. Специфич. особенность абстракций, к-рые вырабатывал и применял Маркс, состоит в том, что они, во-первых, объективны по своему источнику и содержанию. Под «абстрактным» идеалисты понимают только нечто от разума, но не от практики, не от действительности, а конкретное отождествляют с действительным, данным в опыте. При таком понимании этих категорий требование В. от а. к к. противоречило бы сущности марксизма. Противопоставление разума действительности — совершенно чуждо марксизму. Во-вторых, марксовы абстракции конкретны в том смысле, что относятся к определенной, исторически обусловленной экономич. формации, а не к обществу вообще. Логика науч. мышления Маркса строго воспроизводит объективные взаимоотношения различных сторон капиталистич. общества как целостной системы. Только, напр., раскрытие производственных отношений, скрывающихся за товаром и товарообращением, подготовляет предпосылки и возможности анализировать производственные отношения, овеществленные в капитале, прибыли, заработной плате. Производственные отношения капиталистич. системы располагаются как бы ступенчато: одни возвышаются над другими, опираясь на них. В этом и состоит объективное основание В. от а. к к. .. В реальной действительности материал — объект изучения —«расположен», конечно, не так: все особенности, составляющие сущность его, неотделимы друг от друга; они выступают и проявляются как единое целое. Товар, к-рый движется нз одного капиталистич. предприятия в другое (напр., машина или промышленное сырье), «овеществляет» собой все производственные отношения капиталистич. системы. Тут имеются и отношения товаропроизводителей (продавца и покупателя), и отношения между трудом и капиталом, т. к. указанный товар не есть только продукт труда, организованного на началах обмена, но он и продукт наемного труда; он имеет не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Последняя, реализуясь в акте обмена и превращаясь в прибыль, распадается в то же время на прибыль промышленную, торговую, процент на капитал, ренту. Но в целях тео-ретич. исследования все эти моменты схватываются при помощи силы абстракции, расчленения отдельных сторон изучаемой системы производственных отношений.
Этот теоретич. охват отображает историч. возникновение и развитие изучаемого способа производства и возникающих на его базисе надстроечных образований. Учение о базисе и надстройке, о производительных силах и производственных отношениях, об их диалектическом развитии и о противоречиях, в к-рые они вступают на известной ступени развития, опре- делило, как и в какую сторону направить силу абстракции, чтобы правильно отобразить капиталистическую систему. Исторический материализм подсказал необходимость абстрагирования базиса от надстройки, производственных отношений от отношений вещей, «общественных функций вещей» от самих вещей. Отличая производственные отношения от выражающих их вещей, Маркс увидел в капиталистической системе систему фетишизированных производственных отношений. Поэтому необходимо было выделить — опять-таки силой абстракции — наиболее общие отношения, трудовые отнсшэния, принимающие форму отношений товаров и находящие свое выражение в стоимости. И стоимость при таком рассмотрении товарно-капиталистической системы оказывается наиболее общим ее началом. Распространяясь на владельцев рабочей силы и владельцев средств производства, при наличии определенных условий (экспроприации и пролетаризации трудящихся масс), они (товарные отношения) тем самым преобразуются, превращаясь в капиталистич. отношения, в отношения эксплуатации. Основа — стоимость, с одной стороны, остается той же (ведь и рабочая сила продается по закону стоимости), но, с другой — она (эта основа) уже не та: капиталист в результате этой сделки получает прибавочную стоимость, продукт неоплаченного труда. Это диалектич. противоречие, являющееся основой всех противоречий капитализма и так классически изображенное Марксом в «Капитале», является ключом к пониманию остальных сторон производственных отношений.
Т. о., применение Марксом принципов диалектиче О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному. Под абстрактным и конкретным знаниями имеются в виду суждения или совокупности суждений об одном и том же предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе — при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, т. е. создание, выбор или допущение реальной ситуа-ций7 в к-рой эти связи имеют место. Примером изоляции при выработке абстрактного знания может служить исключение влияния изменения температуры при выяснении характера связи объема и давления газа (закон Бойля — Мариотта) и исключение влияния изменениядавленияпривыясне-нии характера связи объема газа и температуры (закон Гей-Люссака). В обоих случаях требовалось опытное исследование изолированных связей. Добытые при этом знания имеют приближенный (в отношении индивидуальных случаев) характер. Вывод знания о связи объема, давления и температуры газа в условиях действия обеих связей (уравнение Клапейрона) представляет собой построение конкретного сравнительно с указанными выше законами знания. Как показала опытная проверка, оно точно так же является приближенным.
Изоляция существенно отличается от той формы абстракции, к-рая имеет место при мысленном выделении общего и образовании общей терминологии: в последнем случае сама абстракция как таковая не выражает факта расчленения изучаемой ситуации и исключение нек-рых ее компонентов. Изоляция, ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ 297 далее, как момент построения конкретного знания отличается от изоляции как средства упрощения решения той или иной научной проблемы или построения теории (напр., абстракция материальной точки, абсолютно упругой жидкости, абсолютно однородного пространства и т. п.); изоляция в первом случае осуществляется не как упрощение проблемы, а как средство изучения отдельных связей, сторон, свойств иек-рого сложного целого с целью последующего вывода на этой основе таких знаний, к-рые могут быть использованы при решении более или менее широкого класса задач, относящихся к разнообразным индивидуальным ситуациям. Следует особо подчеркнуть, что конкретное знание не есть просто результат непосредственного наблюдения данной ситуации (ситуации, в к-рой одновременно действуют обе рассмотренные выше экономия. связи, обе физич. связи и т. п.). Оно получается косвенным путем, в результате анализа данных ситуаций, изучения их отдельных связей отвлеченно друг от друга и построения синтетич. знания из абстрактных знаний логич. путем. Это обстоятельство чрезвычайно важно с точки зрения возможности построения теории. Оно избавляет от необходимости непосредственного изучения каждой индивидуальной ситуации, сводя задачу изучения к отбору и исследованию сравнительно небольшого числа связей и к выявлению правил соединения отдельных знаний теории применительно к особенностям того или иного индивидуального случая. Сопоставление же получаемых этим путем знаний с индивидуальными ситуациями позволяет судить, насколько удачно произведен отбор связей и насколько правила их соединения соответствуют действительности.
Процесс построения абстрактного знания и выяснение путей построения конкретного сравнительно с ним знания в ходе научного исследования называется переходом или восхождением от абстрактного к конкретному знанию (или просто конкретизацией). Осн. требование, предъявляемое к такому переходу, состоит в следующем: выбрать такие связи и такой способ соединения знаний о них, чтобы получающееся конкретное знание удовлетворяло предъявляемым требованиям, было бы истинным для данных индивидуальных ситуаций (или для класса таких ситуаций), имело бы достаточную степень, приближения, было бы достаточно полным и т. д., что выясняется опытным путем, практич. проверкой. Построение знаний с использованием перехода от абстрактного к конкретному знанию имеет место в науках, основывающихся на наблюдении и эксперименте и рассматривающих свой предмет как сложную изменчивую систему связей большого числа предметов. При этом как абстрактное, так и конкретное знания не обязательно (не во всех случаях) должны получаться как приближенные или вероятные. Возможны случаи, когда они являются точными. Это имеет место тогда, когда требуется выяснить качество или структурные характеристики связей, общие тенденции изменений и развития предметов и т. п. Т. о., переход от абстрактного знания к конкретному включает в себя как момент переход от одностороннего знания об изучаемой ситуации к многостороннему, но не сводится к нему. Если абстрактные знания получены, то переход к конкретному знанию можно представить как дедуктивный процесс, т. е. как совокупность умозаключений. Интересным при этом является то обстоятельство, что базу для умозаключений дают содержательные предположения. Так, в приведенных выше примерах предполагается, что характер влияния двух факторов на третий не меняется от того, действуют эти факторы по отдельности или нет. Это предположение дает возможность получить конкретное суждение из-абстрактных суждений чисто математическим расчетом. Если же, в свою очередь, учитывается взаимодействие этих факторов, то это осуществляется как новый акт конкретизации. В истории науки исследование новых, ранее не изученных или вновь возникших связей, учет к-рых оказывается важным для теории изучаемого предмета, выступает как конкретизация (если этот учет не ведет к перестройке основ уже построенной теории или к замене ее новой). Примером такой конкретизации является развитие Лениным марксистской политич. экономии на основе изучения империализма, развитие советскими физиологами учения Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.
Т. о., целые этапы в развитии теории могут быть оценены с т. зр. их взаимоотношения как абстрактное и конкретное знания. Однако история науки не сводится к такому отношению, как не сводится к нему вообще богатство логич. переходов в исследовании предметов и построении теорий. Напр., такие логич. операции, как обобщение, ограничение, экстраполяция, интерпретация и т. п., являются операциями, отличными от конкретизации, а такие факты истории науки, как замена одних теорий другими, построение более общих теорий, соединение теорий, установление изоморфизма теорий и т. п., ни в какой мере нельзя представить в качестве конкретизации старых теорий. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к др. знанию. Если же знание взято вне такого отношения, то оно просто оценивается как истинное (с той или иной степенью приближения или вероятности) при данных условиях, в данной ситуации. Из относительности оценки знаний как абстрактного и конкретного вытекает, что одно и то же знание может быть оценено как абстрактное по отношению к одному и как конкретное по отношению к др. знанию. Так, уравнение Клапейрона само оказывается абстрактным по отношению к уравнению Ван-дер-Ваальса, к-рое получено с учетом сил притяжения между молекулами (в первом случае этим пренебрегали). В таких случаях говорят о большей или меньшей степени абстрактности (или конкретности). С фактами такого рода приходится иметь дело тогда, когда знание о к.-л. предмете уточняется или пополняется путем последоват. * учета все большего числа его связей. В случае, если изучаемый предмет представляет собой сложную систему большого числа разнообразных связей, построение знания о нем оказывается, в свою очередь, сложным с логич. т. зр. процессом, включающим большое число различных актов перехода от абстрактного к конкретному знанию. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, широко использующий рассмотренный логич. переход, сложился в науках, опирающихся на эксперимент и на систематическое наблюдение (т. е. наблюдение, предполагающее рациональный отбор фактов, их сопоставление и т. п.), при изучении сложных систем связей, в к-рых общие законы проявляются в форме множества разнообразных и изменчивых явлений, непосредственно не совпадающих с ними. В экспериментальных науках (физике, биологии и др.> операции исследователя, обеспечивающие возможность построения знаний об изучаемых предметах, осуществляются в организации эксперимента. Их логическая природа поэтому в силу непосредственной очевидности остается вне поля внимания. В общественных науках эксперимент затруднен или вообще невозможен. Поэтому научное исследование здесь опирается на систему взаимосвязанных абстракций и предпо- 298 ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ - ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ ложений, на закономерную последовательность наблюдения. Операции исследователя по изучению предмета здесь явно выступают как операции логич. порядка. В. от а. к к. имеет нек-рые общие черты с методом аксиоматическим. Построенная посредством его теория содержит исходные (первичные) понятия, не определяемые друг через друга. Прочие ее понятия определяются через исходные или через др. понятия теории. Исходные утверждения не выводятся друг из друга. Каждое утверждение теории связано отношением следования с к.-л. другим утверждением теории; теория должна быть логически непротиворечивой. Однако метод В. от а. к к. отнюдь нельзя отождествлять с аксиоматич. методом. Если при построении теории аксиоматич. методом исходных понятий и аксиом и заданных правил вывода достаточно для получения прочих утверждений теории, то при построении теории методом В. от а. к к. дело обстоит принципиально иначе. Задача этого метода состоит не в постулировании исходных понятий и утверждений, а в выявлении в данной системе связей таких связей в качестве исходных, лишь на основе изучения (в конечном счете, опытного) к-рых вводятся исходные понятия и утверждения. Этот метод, далее, требует изучения исходных (и др.) связей при определ. условиях, а именно — в чистом виде, и последующей конкретизации полученного знания. Переход от одних утверждений к другим при этом совершается не в силу заранее заданных логич. правил с целью доказательства, а с целью найти такой способ соединения отдельных знаний в целое, чтобы последнее отражало действительно существ, связи. При этом, конечно, используются правила вывода. Но сам переход от одних знаний к другим, раз он является переходом от абстрактного к конкретному знанию, представляет собой лишь фиксирование в логич. форме нек-рой реальной связи. Теория, построенная посредством метода В. от а. к к., представляется на первый взгляд как чисто логич. конструкция. Однако ее опытное происхождение и связь с историей науки немедленно обнаруживаются, как только возникает вопрос о ее практич. проверке и использовании, а также о генезисе ее понятий и утверждений. «...При этом методе логическое развитие вовсе не обязано держаться только в чисто абстрактной области. Наоборот, оно нуждается в исторических иллюстрациях, в постоянном соприкосновении с действительностью. Поэтому здесь (т. е. в работе Маркса «К критике политической экономии» — Ред.) приводится много таких разнообразных примеров, как в виде указаний на действительный исторический ход вещей на разных ступенях общественного развития, так и в виде указаний на экономическую литературу, имеющих целью проследить с самого начала отчетливый процесс выработки ясных определений экономических отношений» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 334). Т. о., метод В. от а. к к. знанию но исключает наблюдение фактов действительности, выработку абстракций на основе восприятий и представлений, обобщение и т. д., а, наоборот, основывается на этом. Результат его применения — «это ни в коем случае не продукт понятия, размышляющего и саморазвивающегося вне созерцания и представления, а переработка созерцания и представлений в понятия» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 727). Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, М., 1959; его же, Введение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов) там же, т. 12, М., 1958; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. 1—2—, М., 1955—57—; то же, т. 1—3, 4 изд., [Л.], 1936; е г о ж е, Капи- тал, т. 1—3, М.. 1955; Маркс К., Энгельс Ф., Письма о «Капитале», [Л.], 1948; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 4 изд., т. 22; его ж е, Философские тетради, там же, т. 38; Розенталь М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса, М., 1955; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; Г р у ш и н Б. А., Логические и исторические приемы исследования в «Капитале» К. Маркса, там же, 1955, № 4; Z i n о v ё v A. A., Kvpro-Ыёгаи abstraktniho a konkretniho poznatku, «Filosoficky Caso-pis», 1958, № 2; A p с е н ь е в А. С, Некоторые методологические вопросы космогонии, «Вопр. философии», 1955, № 3; Категории материалистической диалектики, М., 1956, гл. 9. А. Зиновьев. Москва. ВРЕМЯ — одна из основных (наряду с пространством) форм существования материи. Материалистич. понимание В. противостоит ложным идеалистич.воззрениям, ставящим существование В. в зависимость от индивидуального сознания (Беркли, Юм, Кант, Мах), от мирового разума (Гегель), от интуиции и мистич. «творческого порыва» (Бергсон). В противоположность как идеализму, так и метафизич. взглядам, согласно к-рым В. есть нечто самостоятельное, существующее якобы независимо от материальных вещей и отдельно от них, диалектич. материализм считает, что В. существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. Процессы отличаются друг от друга не только тем, когда они начинаются, но и тем, как долго они длятся. В. неразрывно связано с пространством, к-рое имеет три измерения, а В.— одно: движение материи во В. идет только в одном направлении — от прошлого к будущему. В. необратимо. Оно бесконечно. Как бы много ни прошло В. до какого-либо события ему предшествовало неисчислимое множество других. Цепь событий нигде не оборвана. Звеньям ее нет числа. Совр.наука, подтвердив учение диалектич. материализма о В., показала, что длительность процессов зависит от скорости движения материальных объектов; при изменении скорости тела изменяются как его пространственные размеры, так и продолжительность совершающихся в нем процессов. См. Пространство и время, Относительности теория и лит. при этих статьях. ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ — понятие идеалистич. гносеологии, утверждающее независимость нек-рых принципов человеч. познания от опыта. Учение о В. и.— результат искаженного понимания происхождения общих понятий и принципов познания из исторически накапливающихся фактов человеч. опыта, практики. Родоначальником учения о В. и. является Платон. В понятии «анамнезиса» (воспоминания,) он рассматривал человека, как обладающего с рождения истинными знаниями, к-рые в дальнейшей жизни лишь пробуждаются под воздействием внешних обстоятельств и т. о. осознаются («Федон», 72Е и ел., «Менон», 80 А и др.). По Аристотелю, человеч. познание, к-рое в целом происходит из чувств, опыта, обладает высшими основоположениями (законы мышления, а также исходные положения всех наук, напр. аксиомы в геометрии) независимо от опыта («Перфя Аналитика», I 30, 46 а 17; «Вторая Аналитика», I 7, 75 а 39). В дальнейшем различные варианты учения о В. и. фигурируют в произведениях стоиков (Arnim, SVF, III, fr. 69), Цицерона (De nat. deor. II, 12; De leg. I, 8, 24; Tusc. disp. I, 24, § 57), Юстина (Justinus, Apol. II, 6, 8), Арнобия (Arnobius, Adv. gent. I, 33), Иоанна Скота Эриугены (Jon. Scotus, Div. nat. IV, 7f), Ибн-Сины, Фомы Аквинского (De ver. 11, 1), Марси-лио Фичино (Theol. Plat. XI, 3). Систематич. разви-тпр учение о В. и. получило в произведениях Декарта (•Метафизические размышления», ПН «Начала философии», I, 39; переписка), к-рый подразделял их на врожденные понятия (напр., понятия бытия, длительности, протяженности, числа, фигуры, движения) и врожденные аксиомы, представляющие собой связь первых (напр., «из ничего не может произойти ВРОНЬСКИЙ-ХЁНЕ - ВСЕЛЕННАЯ 249 ничто», «мыслящий субъект не может не существовать, если он мыслит» и т. п.). Врожденность понятий и аксиом понимается Декартом как совокупность задатков, или потенций, проявляющихся и развивающихся в соответствующих условиях внешней среды. Учение Декарта о В. и. было развито основоположником англ. деизма Черберн, англ. платониками Кедвортом и Г. Мором, а также Мальбраншем. Локк в 1-й ки. «Опыта о человеческом разуме» (1690, рус. пер. 1898) с позиций эмпиризма и сенсуализма отрицал существование в душе В. и. Локк опирался в критике В. и. на то, что эти идеи не являются общепризнанными, что они неизвестны детям, что они познаются лишь в результате рассуждений, что некоторые из них так и остаются неизвестными многим людям, и т. п. догоды. В полемике против него Лейбниц в 1-й кн. «Новых опытов о человеческом разуме» (1765; рус. пер., М., 1936) развивал декартовское учение о В. и. Врожденность идей, по Лейбницу, означает существование в душе неосознанных представлений, потенциальных восприятий. Идеи истины врождены человеку как склонности, предрасположения, естественные возможности. В противоположность Локку, утверждавшему, что ум новорожденного представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), Лейбниц считал, что человеч. духу присущи врожденные понятия. Гипотеза о существовании В. и. лежала в основе учения Лейбница о «вечных истинах». Кант, отвергший учение о В. и., вместе с тем, по существу, продолжал его в теории об априорных формах чувственности, рассудка и разума (см. Априори). С решит, отрицанием В. и. выступали Кондильяк (в «Трактате о системах...», М., 1938), Гельвеций, Гольбах, Фейербах. Теорию В. и.подвергли критике рус. мыслители—Радищев (Полное собр. соч., т. 2, 1941, с. 92), Белинский (Полное собр. соч., т. 10, 1956, с. 145), Добролюбов (Полноесобр.соч., т. 3, 1936, с. 104 —106, 241) и др. Спенсер, решая проблему В. и., заявлял, что априорное для познающего индивида, для всего человеч. рода — апостериорно. Диалектич. материализм отвергает учение о В. и., потому что, как ни велика роль разума в их выработке, «иначе, как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» (Л е н и н В. И., Соч.,4изд., т. 14, с. 288). Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном зна ВРОНЬСКИЙ-ХЁНЕ (Wroriski-Hoene), Юзеф Мария (24 авг. 1778 — 9 авг. 1853) — польский математик и филссоф-мистик. В Германии изучал философию (особенно Канта) и математику. С 1800 до конца жизни жил во Франции. В математике именем В.-Х. назван введенный им функциональный определитель, имеющий большое значение в теории линейных дифференц. уравнений. В.-Х.— автор идеалистич. соч. «Мессианизм как конечное объединение философии и религии, образующее абсолютную философию» («Messianisme. Union finale de la philosophie et de la religion, constituent la philosophie absolue», pt. 1—2, 1831—47), «Метаполи-тика мессианизма» («Metapolitique messianique», 1840) и др. Филос. система В.-Х., оказавшая влияние на теорию польского мессианизма, носит характер туманных спиритуалистич. спекуляций: теоретич. и практич. разум составляют две стороны единого творч. разума, прообразом к-рого является бог. Историю человечества В.-Х. рассматривал как поиски путей возвращения к абсолюту. В.-Х. был врагом демократии и революц. движения, и его произведения были использованы фашистской пропагандой в Польше перед второй мировой войной. Соч.: Philosophie critique decouverte par Kant, t. 1—3, Marseille—P., 1803; Introduction a la philosophie des mathe- matiques..., P., 1811; Philosophie absolue de I'histoire..., pt. 1—2, P., 1852. Лит.: Ujejski J., О cenie absolutu, Warsz., 1925; Б о б ы- ВСЕЛЁННАЯ — весь мир, бесконечный во времени и в пространстве и безгранично разнообразный по тем формам, к-рые принимает материя в процессе своего развития. Исходным пунктом, принципиальной основой изучения В. является признание ее материальности, объективности, независимости от человеч. сознания. В широком смысле В. является предметом изучения всего естествознания, каждая отрасль к-рого изучает одну из сторон В. В более узком смысле наукой о В. является астрономия, изучающая пространственно-временное распределение материи во В., строение и развитие небесных тел и их систем. Вопрос о В. в целом составляет предмет космологии. Развитие представлений о строении В. прошло неск. этапов, к-рые характеризуются как расширением и углублением знаний о В., так и изменением содержания самого понятия «В.». В древнейшую эпоху исследование ограничивалось ближайшими окрестностями населенных местностей. Именно с этим ранним этапом связана этимология слова «В.», к-рое представляет собой церк.-слав. перевод греч. слова «ocxouu.f\7]», т. е. населенная, обитаемая часть Земли. Следующий этап связан с установлением шарообразности Земли и отдаленности небесных светил (Пифагор, 6 в. до н. е., Аристотель, 4 в. до н. э., Эратосфен, 3 в. до п. э.). Опираясь на признание шарообразности Земли, Филолай (5 в. до н. э.) и Аристарх Самосский (3 в. до н. э.) высказали предположение о движении Земли. Но эта мысль настолько противоречила традиции, что не встретила поддержки и была вскоре забыта. На долгое время утвердилась геоцентрич. система мира Птолемея (2 в. до н. э.), поддержанная авторитетом христианской церкви. Книга Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) произвела переворот в науке и заложила основы для науч. подхода к изучению В. Развив мысль Коперника о том, что Земля — рядовое небесное тело, Дж. Бруно пришел к выводу о бесконечности звездной В. С 17 в. началось интенсивное изучение Солнечной системы и обоснование гелиоцентрич. идей Коперника (Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон, Кант, Лаплас и др.). В 19 в. началось детальное исследование звездной системы Млечного пути, нашей Галактики; 20 в. ознаменовался доказательством существования * др. галактик и переходом к изучению Метагалактики, т. е. известной нам совокупности галактик. Такое стремит, расширение границ астрономич. В. сопровождалось углублением знаний о ее осн. закономерностях. Если до 20 в. в основе астрономич. представлений лежали законы всемирного тяготения Ньютона и геометрия Эвклида, то совр. наука иЪпользует для своих построений общую теорию относительности (см. Относительности теория) и неэвклидову геометрию. Новый этап в исследовании В. открыла сов. наука, осуществив запуск первых искусств, спутников Земли и создание первой искусств, планеты. В. является сложным структурным единством кос-мич. систем разных порядков. Простейшую из известных нам космич. систем составляет планета с ее спутниками. Физич. характеристики и число спутников различных планет весьма разнообразны. Напр., объем Юпитера превышает объем Земли в 1295 раз; Земля имеет один спутник — Луну, а вокруг Юпитера движутся 12 спутников. Планеты с их спутниками включаются в систему более высокого порядка, центром к-рой является звезда. Примером подобной системы служит Солнце с девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн. Уран, Нептун, Плутон) и с большим количеством 300 ВСЕЛЕННАЯ астероидов, комет и метеорного вещества. Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптич. орбитам, находящимся почти в одной плоскости. Диаметр Солнечной системы — 10 млрд. км. Солнце — раскаленный газовый шар — является источником энергии i: определяет гравитационное поле (см. Поле физическое), в к-ром движутся планеты и др. тела Солнечной системы. Вся система движется по отношению к ближайшим звездам со скоростью 20 км\сек и вместе с ними участвует во вращении вокруг центра Галактики со скоростью ок. 230 км/сек. Солнечная система не представляет какого-то исключит, явления в природе. Данные астрономии позволяют утверждать, что имеются и др. планетные системы. Более высокими структурными единицами В. являются огромные скопления звезд, пылевых и газовых туманностей, примером чего служит наша Галактика. Рассматриваемая как единое целое, Галактика характеризуется как несколько сжатый сфероид с экваториальным диаметром порядка 26000 парсек (1 парсек = 3,26 световых лет = 3,08-10'3 км) и периодом собств. вращения порядка 200—240 млн. лет. Относительно ближайших галактик она движется со скоростью 250 км!сек. Галактика имеет два спутника — Малое и Большое Магеллановы облака, каждое из к-рых представляет собой небольшую галактику. Число звезд, входящих в Галактику, достигает порядка 10й, осн. масса их концентрируется в плоскости Млечного пути. Галактика неоднородна. Составляющие ее образования группируются в различные взаимопроникающие подсистемы. Особенностью галактик является отсутствие центр, тела, подобного Солнцу. Гравитац. поле определяется всей совокупностью галактич. образований и поэтому движение звезд носит гораздо более сложный характер, чем движение планет вокруг Солнца. Число галактик, к-рые в наст, время доступны наблюдению, достигает 1 млрд. В изученной части пространства галактики расположены относительно равномерно, образуя иногда скопления, архипелаги галактик. Существует предположение, что все эти галактики входят в систему более высокого порядка— Метагалактику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|