Ведическая религия-reды 235 12 глава
3. Мелещенко. Ленинград. Эпоха В. в области эстетики не оставила за-конч. систем. Однако выдающиеся художники и поэты В. в трактатах, посвященных отд. искусствам, разрабатывали и более общие теоретич. вопросы (Леонардо да Винчи, Трактат о живописи, 1561, в рус. пер.— Книга о живописи, 1934; А. Дюрер, Четыре книги о пропорциях, 1528, рус. пер. 1957; Л. Б. Аль-берти, Десять книг о зодчестве, 1485, рус. пер., т. 1—2, 1935; Л. Пачоли, Ф. Сидней, Ж. Дю Белле, Дж. Фра-касторо, М. Сервантес и др.). В эпоху В. происходила секуляризация искусства и освобождение художника от опеки церкви. В отличие от ср.-век. учений, искусство уже не рассматривалось как аллегорич. форма истины. Возродилась антич. теория подражания — мимезиса (в 1545 Пеллетье перевел на франц. яз. «Искусство поэзии» Горация, а Робортелло в 1548— «Поэтику» Аристотеля), направленная против канонов ср.-век. традиционализма и академизма. «Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину» (Леонардо да Винчи). Это было обоснованием новаторского духа всякого живого искусства. Даже фантастическое в искусстве в конечном счете подпадает под закон «подражания» (Сервантес, Микеланджело). Художник должен изучить анатомию, чтобы найти объективные основания прекрасного (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер), а также математику как основу пропэрций. Математик Пачоли, друг Леонардо да Винчи, открыл закон «золотого сечения». Трактат о живописи Альберти строился на математич. определениях точки, линии, поверхности, круга, угла и т. д. Художник Пьеро делла Франческа, изучая законы перспективы, положил начало начертат. геометрии. Эстетика В. периода расцвета враждебна субъективизму и манерности («маньеризм» возник только на кризисной фазе культуры В.).
18* 276 ВОЙНА Объективность искусства сближается с научной («Наука живописи», по Леонардо да Винчи, включает в себя не только анатомию, но и зоологию, все естествознание, математику, астрономию как «дочь перспективы» и т. д.). Но это ни в какой мере не означает умаления чувств, природы искусства. Позднейшие антиномии разумного и чувственного, общего и личного, прекрасного и характерного и т. д. еще не присущи эстетике В. «Подражание природе» сочеталось с культом художеств, наследия, в особенности античного, достижения к-рого, однако, по общему убеждению, можно превзойти. Отсюда защита прогресса и неогранич. возможностей искусства (трактат Дго Белле, Прославление и защита французского языка— Du Bellay, Defense et illustration de la langue franchise, 1549). С гуманистич. природой эстетики В. связан и характер идеализации, к-рая составляет не менее важное положение учения о прекрасном, чем принцип «подражания природе». Человек, составляющий средоточие этого искусства, взят в героич. масштабе. Типическое чуждается эмпирич. среднего и натура-листич. индивидуализации. Нормальные пропорции — результат отбора «лучшего и благородного» (Дюрер, Альберти, Фиренцуола). Эстетика В. тяготела к идеализирующему реализму и по существу сводилась к учению о прекрасном, к-рое, согласно Петрарке, Альберти, Микеланджело, Кампанелле, тождественно с добрым. Передовое мировоззрение В. нанесло удар по ср.-век. феод.-клерик. идеологии и расчистило путь науч. знанию. Философия В. была важнейшим этапом в развитии передовой филос. мысли и явилась подготовкой бурж. материализма 17 — 18 ВВ. Л. Пинский. Москва. Лит.: История философии, т. 2, [М.], 1941; История философии, т. 1, М., 1957; Всемирная история, т. 4, М., 1958, с. 137—44; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Корелин М., Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1—4, СПБ, 1914; Луначарский А. В., Литература эпохи Возрождения, в его кн.: Статьи о литературе. М., 1957; Д ж и в е л е-гов А. К., Начало итальянского Возрождения, 2 изд., М., 11925]; его ж е, Очерки итальянского Возрождения, М., 1928; ГуковскийМ. А., Итальянское Возрождение, т. 1, Л., 1947; его же, Новые работы по истории платонизма итальянского Возрождения, «Вопр. философии», 1958, №10; А б р а м с о н М. Л., Обсуждение проблем истории Возрождения и гуманизма, «Вопр. истории», 1955,.№2; Соколов В. В., Натурфилософия XVI— начала XY11 века как предыстория материализма нового времени, «Вопр. философии», 1960, № 1; S a i t t a G., 11 pensiero italianonell'nmanesi-mo e nel Rinascimento, v. 1—3, Bologna,1949—51; F i 1 i p o-vic V., Filozofija Renesanse i odabrani tekstovi filozofa, Zagreb, 1956; Toffanin G., L'nomo antico nel pensiero del Rinascimento, Bologna, 1957; Rice Eugene F., The Renaissance idea of wisdom, Camb. (Mass:), 1958.
ВОЙНА — организованная вооруж. борьба между государствами (или группами гос-в), нациями (нацио-налыю-освободит. или колониальная) или классами (гражд. В.), свойственная антагонистич. классовому обществу. «„Война есть продолжение политики" того и л и иного класса; и в каждом классовом обществе, п в рабском, и в крепостническом, и в капиталистическом, бывали войны, продолжавшие политику угнетательских классов, а также бывали войны, продолжавшие политику угнетенных классов» (Л е н и н В. П., Соч., 4 изд., т. 26, с. 135-36). К области социологич. исследований относятся вопросы о сущности В., ее причинах и классовой природе; о месте В. в ряду других обществ, явлений и ее роли в истории; о В. прогрессивных и реакционных, справедливых и несправедливых; о возможностях и средствах предотвращения В. и условиях полного устранения ее из жизни общества. Другие аспекты исследования В. составляют предмет специальных воен. дисциплин. Уже в глубокой древности формируется взгляд на В. как на социальное зло. В древнсгреч. мифологии, гегхозаветной книге «Бытия», книге «Лицзи», скандинавской «Эдде» протест против В. облекается в форму мечтаний о безвозвратно минувшем «золотом веке», когда все люди были братья и не знали В. Как социальный идеал прекращение В. и установление вечного мира выдвигается в древнейших народных восстаниях: Аристоника в Пергаме, «желтых повязок» в древнем Китае. Как моральное зло В. осуждается в надписях, сделанных по приказу древнеиндийского царя Ашоки (3 в. до н. э.).
Идеологи рабовладельч. общества (в т. ч. Платон и Аристотель) принимают В. как законное и нормальное явление естественного порядка вещей. По мнению Гераклита, «война — отец всего и царь всего... одних она сделала рабами, других — свободными» («Материалисты древней Греции», М., 1955, с. 46). Аристотель выступает в защиту В. рабовладельцев против «варваров», рассматривая эти В. как «естественное средство для приобретения собственности», как охоту за рабами (см. «Политика», I 3,8, 1256 в 24; рус. пор., СПБ, 1911). Древнегреч. философы (Платон, Аристотель) сделали значит, шаг в анализе социальной природы В., рассматривая ее как «часть искусства политического» (Платон, Прота-гор, 322В; Аристотель, указ. соч.). В период Римской империи в среде правящего класса возникает концепция космополитич. Pax Romana —насильственного империалистского мира, поддерживаемого военным могуществом Рима. На рубеже 2—3 вв. Климент, Ориген и отчасти Тер-туллиан развивают теологич. аргументацию против В. Но уже в 325 принцип о несовместимости В. с «учением Христа» отвергается церковью. Августин и впоследствии Фома Аквипский обосновывают концепцию «священной» В. в защиту церкви и веры. В период феодализма требование прекратить феод, междоусобные В. выдвигается как политич. лозунг в борьбе горожан за гор. самоуправление (коммуну), в восстаниях: Жакерии, Уота Тайлера, гуситских В., Крест. В. в Германии, в восстании япон. крестьян в 15 в. Гуманисты 16 в. (гуманист и утопич.коммунистТомас Мор, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень)выстунают с резким осуждением феодальных В. В 17 в. начиная с Гуго Гроция выдвигаются идеи ограничения разрушит, действия В. нормами междунар. права. Примерно с 17 в. появляются т. н. проекты вечного мира. Они либо предвосхищают идею коллективной безопасности равноправных суверенных государств (Крюсе 1623, Беллерс 1710, Кант 1795, Малиновский 1803), либо же выдвигают па первый план интересы обеспечения гегемонии какой-либо державы*, сохранения монархич. форм правления, подавления народных восстаний в Европе (проекты Сюлли, Сен-Пьера и др.). Представители прогрессивной обществ, мысли 18 в. (Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер) критикуют В. как пережиток «варварской эпохи», осуждают завоевания и насилие, отстаивают принцип равноправия народов. Все просветители и бурж. демократы 18 в. полагают, что ликвидация феод, устоев приведет к «вечному миру». Эта мысль рельефно выражена Кондорсе и Джозефом Пристли. В отличие от этих идеологов, утопич. коммунисты 18 в. Морелли, Мабли, бабувисты развивали мысль о том, что для ликвидации войн надо установить обществ, собственность (Г. Мабли, Сомнения, предложенные философам-экономистам..., Письмо 1-е, в его кн.: Избр. произв., М.—Л., 1950).В 19 в. Оуэн и Фурье прибегают к антивоенной аргументации как к одному из основных доводов, говорящих в пользу принятия их утопич. системы (Р.Оуэн, О новом нравственном мире, гл. 6, в его кн.: Избр. соч., т. J, M.—Л., 1950).
Революц. демократ Чернышевский делает следующий шаг вперед в раскрытии социальной природы В.; ВОЙНА 277 он считает, что, когда «трудящийся класс» приобретет решающее влияние в гос-ве, «исчезнет всякая возможность войн» («О некоторых условиях, способствующих уменьшению народного капитала...», в его кн.: Избр. филос. соч., т. 2, 1950, с. 199). Апология В. как некоей целительной силы в жизни народов присуща социально-политическому учению Гегеля, к-рый обосновывал необходимость В. тем, что она «предохраняет» народы от нравственного упадка, поскольку-де лишь во время В. люди практически постигают непрочность, суетность и непостоянство всего земного, а нации, раздираемые антагонизмами, «обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам» (см. Соч., т. 7, М.—Л., 1934, с. 344—45). Важный шаг на пути социологич. анализа В. был сделан в 1-й пол. 19 в. Клаузевицем, связавшим вопрос о сущности В. с вопросом о политике гос-в. Однако политику Клаузевиц трактует вслед за Гегелем лишь «как представительницу всех интересов общества в целом», как разум «олицетворенного государства». Этот антиисторический взгляд явился отправным пунктом для создания наукообразных апологетич. теорий о В., где «общенародная политика», якобы продолжающаяся во всякой В., получила свое теология. (Жозеф де Местр), биология. (Вернгарди, Г. Кокс, Пенделл, Бэрч, Фокс), психологич. (Мак-Дугалл, Сраун, Гловер, Дурбин, Баулби), этич. (Штейнмец, Леер), геополитич. (Ратцель, Спикмен, Киффер) «обоснование». В эпоху капитализма складываются два направления в бурж. обществ, мысли в отношении к В.: пацифистское и милитаристское. Пацифисты, прибегая либо к религиозпо-морализующим проповедям о «греховности» В., либо к моральной теории «международной справедливости», согласно к-рой бурж. республики должны быть «братскими», «федерированными» и «миролюбивыми», либо, наконец, к своеобразной «милитаристской» теории о том, будто накопление вооружений делает В. невозможной, проповедуют возможность мира на почве сохранения и развития капиталистических отношений и военной машины.
Марксизм-ленинизм рассматривает В. как социаль-но-политич. явление, имеющее исторически преходящий характер. Существование В. ограничено строго определенными историч. рамками — условиями классового эксплуататорского общества. Элементы В. вызревают еще в недрах первобытнообщинного строя. Но если в этот период насильств. столкновения между племенами выступали по отношению к внутр. организации племени как чисто случайное явление и не носили политич. характера, то с возникновением классов В. выступает как орудие политики, т. е. внеэкономич. принуждения, обусловленного внутренним строем классового общества, становится одним из способов насильств. отчуждения как предметов непосредств. потребления и средств производства, так и самих производителей. Способ ведения В. определяется прежде всего достигнутой в данный момент ступенью экономического развития и людским составом армий (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 155—63). Решающее значение для исхода В. имеет отношение к ней нар. масс. Для разных эпох развития классового антагони-стич. общества характерны различные историч. типы В. В эпоху разложения первобытнообщинного строя наибольшее распространение получают грабительские походы возникающих рабовладельч. гос-в против соседних племен и племенных союзов; в период стабилизации рабовладельч. общества — В. рабовладельч. империй (Рим—Карфаген); в эпоху феодализма — междоусобные В. феодалов, крестовые цоходы, династич. В., крестьянские В.; в эпоху перехода от феодализма к капитализму и поднимающегося капитализма — революц. и контрреволюц. В., нац. В., т. н. колониальные В.; в эпохи империализма и перехода от капитализма к социализму—империали-стич., мировые В., а также нац.-освободит., антиимпе-риалистич. В. колоний и полуколоний, отечественные В. миролюбивых стран, ставших объектом империалистам, агрессии, революц. гражданские войны, дролета-риата в союзе с трудящимися массами против империа-листич.буржуазии. Обычно В. облекаются в различные пдеологич. формы—религ., юридич. или политич. (в зависимости от того, какая форма идеологии выступает на первый план в пределах данной эпохи). Однако от этого материальный классовый интерес, выражающийся в политике классов, не перестает быть решающей причиной В. Поэтому В.,как учит марксизм, является продолжением политики классов. «... Такова,—как писал Ленин,— была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав — и разных классов внутри них—в данное время» (Соч., 4 изд., т. 21, с. 195). Основы всякой В. заложены в характере экономия., социального и гос. строя данной страны. Источник В.— антагонизмы, присущие общественно-экономич. формациям, основанным на эксплуатации человека человеком и одной нации др. нациями. Такое понимание впервые в истории филос. и общественно-нолитич. мысли привело к науч. объяснению природы и сущности В. Развивая и углубляя марксистское понимание сущности В., Ленин (в борьбе с Каутским и другими теоретиками 2-го Интернационала) доказал, что при оценке каждой данной В. следует иметь в виду не только внешнюю политику государств, предшествующую их вооруж. конфликту, но их политику в целом. Политика классов эксплуататорского общества, выражающаяся прежде всего в их взаимоотношениях внутри каждой данной страны и затем в отношениях наций и государств, представляет ту историч. почву, на которой вырастают В. Война ненрекращает ранее существовавших политич. отношений между враждебными сторонами и тем более не меняет их классового характера. В. бывают двоякого рода. В., служащие продолжением политики угнетения и порабощения народов, являются несправедливыми В. Эти В. представляют собой средство укрепления господства реакц. эксплуататорских классов, их обогащения за счет ограбления народов; они сопровождаются усилением классового и нац. гнета, способствуют сохранению отживающего строя, тормозят постулат, развитие общества. Продолжением политики освобождения народа от классового и национального угнетения, а также защиты народа от попыток его порабощения являются В. справедливые. Сов. Россия, находясь в капиталистич. окружении, не могла быть гарантированной от интервенции извне. Предвидя возможность интервенции, В. И. Ленин говорил: «В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии» (там же, т. 23, с. 67). Классич. примером справедливых В. стран социализма являются В. трудящихся Сов. страны против сил междунар. империализма и внутр. контрреволюции (1918—20) и Великая Отечеств, война сов. народа против фашистских захватчиков (1941—45). В ходе развития та или иная В. может изменить свой характер: справедливая В. может перерасти в несправедливую и наоборот. Это происходит, когда в ходе В. одерживают верх интересы иных, чем на прежнем этапе, классовых и социальных групп. Так, справедливая В. франц. республики конца 18 в. в защиту 278 ВОЙНА завоеваний бурж.-демократия, революции, отвечавшая интересам нар. масс, переросла в результате перегруппировки классовых сил и после контрреволюц. переворота в несправедливую, захватнич. войну Наполеона I, отвечавшую интересам крупной французской буржуазии. Причины совр. В. неотделимы от самого существования капитализма, особенно на его последней, импе-риалистич. стадии. Они коренятся в капиталистич. собственности на средства произ-ва, приведшей в ходе своего развития к всевластию фин. капитала, гигантских монополий в экономике, политике и идеологии империалистич. стран. Господство монополистич. капитала чрезвычайно усиливает неравномерности и противоречия внутри мировой капиталистич. системы, периодически приводит к резкому изменению соотношения сил между империалистич. державами. Это обусловливает империалистич. политику борьбы за экономич. и политич. раздел и передел мира. В. неотделима от империализма; монополистич. круги прибегают к искусственному «взбадриванию» экономики путем ее милитаризации, увеличения капиталовложений на военные цели. В условиях, когда империализм был всеохватывающей системой, а миролюбивые силы были разобщены и слабо организованы, В. были исторически неизбежны. Возникновение и развитие первого в мире социали-стич. гос-ва, а затем и мировой системы социализма коренным образом изменило междунар. обстановку ст. зр. перспектив борьбы против новых В. В социалистическом обществе не существует общественных антагонизмов, составляющих источник В., нет здесь и общественных сил—классов,социальных групп,заинтересованных в В. «Война вообще противна стремлениям партии коммунистов» (Л е н и н В. И., там же, т. 27, с. 453). Социализм в силу коренных закономерностей его экономики органически тяготеет к миру. Вместе с ростом сил социализма растут и перспективы успешной борьбы за мир во всем мире. Ревизионисты утверждают, будто опасность В. порождена наличием «двух блоковых формаций». Однако источником воен. опасности является не сосуществование двух систем, а внутр. антагонизмы и противоречия, присущие капиталистич. строю. Эти противоречия и антагонизмы, являющиеся объективной основой стремления империалистич. гос-в к В. против лагеря социализма, могут в совр. условиях не привести к В. КПСС по-новому поставила проблемы мира и В. в совр. условиях. Как указал XX съезд КПСС, В.— не только экономич. явление. Вопрос о том, быть или не быть В., во многом зависит от соотношения обществ, и политич. сил: ныне агрессивным стремлениям империалистов противодействует мощное влияние на междунар. развитие лагеря социализма, решительно поддерживающего своей последоват. борьбой за мирное сосуществование двух систем усилия всех гос-в, партий, организаций и отдельных лиц, выступающих за мир, против новой В. На мощь социалистич. лагеря опираются страны, идущие по пути мирного развития. Благодаря всему этому уже нет фатальной неизбежности В. и имеются реальные возможности ее предотвращения. Для того чтобы возможность предотвращения новой В. превратить в действительность, нужны усилия миролюбивых гос-в и народов, нужна высокая бдительность народов в отношении происков империалистич. сил. Ревизионисты пытаются усыпить бдительность народов, доказывая, будто бы совр. империализм изменил свою природу, стал «миролюбивым»; они отрицают, что борьба передовых обществ, и политич. сил, организованность и сознат. воля людей играют ныне решающую роль в деле предотвращения новой В. Марксисты ко всякому явлению подходят исторически, с учетом конкретных условий, с учетом соотношения сил. Ленинский вывод о неизбежности войн в условиях империализма был сделан на основе анализа агрессивной природы империализма и соотношения сил В. и мира, когда народы еще не в состоянии были предотвратить развязывание В. Образование мировой социалистич. системы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых событий, на судьбы В. и мира, распад колониальной системы империализма и возникновение независимых миролюбивых государств, составляющих вместе с социалистич. странами обширную зону мира, рост революц. рабочего движения во всех капиталистических странах, крепнущее движение народов за мир впервые в истории открыли реальную возможность обуздания агрессивных сил и предотвращения новой мировой В. XX съезд КПСС на основе анализа новой обстановки сделал имеющий всемирно-историч. значение теоретич. и политич. вывод о возможности предотвращения В. в совр. эпоху. Этот вывод был одобрен и подтвержден в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих парпмй социалистических стран и Манифесте мира в ноябре 1957. «В настоящее время,— говорится в Декларации,— силы мира настолько выросли, что имеется реальная возможность предотвращения войны...». (Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, 1957, с. 10). Коммунистич. партии выступают в совр. условиях наиболее последоват. защитниками мира и рассматривают борьбу за мир как свою первостепенную задачу. Необходимо заставить империалистич. правящие круги отказаться от В. Мощное развитие производит, сил в СССР и др. социалистич. странах обеспечивает материальные возможности для того, чтобы воспрепятствовать империалистич. стремлениям к развязыванию новых В. Лагерь социализма достаточно силен, чтобы нанести сокрушит, ответный удар любому агрессору. Сознание этого неоспоримого факта удерживает агрессивные силы империалистич. стран от военных авантюр. Если империалисты все же осмелятся навязать В. человечеству, миролюбивые народы и гос-ва, сплотившись, покончат навсегда с системой, порождающей В.В настоящих условиях «война вообще не может более служить способом решения международных споров» (Декларация государств — участников Варшавского договора от 4 февр. I960, «Правда», 1960, 5 февр., с. 1). Совр^ В., в связи с применением ядерного и ракетного оружия, по сноим разрушит, последствиям превзошла бы все, что до сих пор испытало человечество, и надолго затормозила его социальный, экономич. и культурный прогресс. Чудовищная истребительная сила совр. оружия чрезвычайно повышает социальную ответственность перед человечеством не только правительств, военачальников, но и каждого воина. Готовность применить это оружие в агрессивной В. предполагает обработку офицеров и солдат с помощью доведенной до изуверства и высшей степени антигуманности военной идеологии. Такая идеология, усиленно пропагандируемая милитаристскими кругами, представляет сегодня наибольшую опасность для человечества, борьба с ней — одна из важнейших задач в современных условиях. Радикальной программой устранения В. из жизни общества являются советские предложения о полном и всеобщем разоружении. «Только через мирное сосуществование, подкрепленное разоружением,— указывает Хрущев,— идет столбовая дорога к прочному миру, к избавлению человечества от кошмара истребительных мировых войн» («Правда», 1960, 15 янв., с. 5). ВОЛГИН — ВОЛЬТЕР 279 Дальнейшее развитие Советского Союза и всей мировой системы социализма открывает новые перспективы борьбы за мир. Осуществление народнохозяйств. планов социалистич. стран создает непреодолимые препятствия на пути агрессоров. В результате этого обеспечивается решающий перевес в соотношении сил на мировой арене в пользу мира: создаются реальные возможности для того, чтобы вообще устранить В. как средство решения междунар. споров, парализовав империалистич. тенденции к развязыванию новых В. «Таким образом, еще до полной победы социализма на земле, при сохранении капитализма в части мира возникнет реальная возможность исключить мировую войну из жизни человеческого общества» («Резолюция XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза по докладу товарища Н. С. Хрущева,0 контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы"», 1959, с. 34). Лит.: Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1956; ВОЛГИН, Вячеслав Петрович [р.2 (14) июня 1879] — сов. ученый, академик (с 1930). Член КПСС с 1920. С 1899 участвовал в революц. движении, неоднократно подвергался арестам, был в ссылке. В 1908 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та. В это же время начинается науч. деятельность В. В 1916—17 В. сотрудничал в журнале М. Горького «Летопись», в 1917 был редактором «Известий Моск. Совета рабочих депутатов». В 1918 принимал участие в организации Социалистической (впоследствии Коммунистической) академии. В 1919 стал проф. Моск. ун-та по кафедре истории социализма; в 1921—25 был ректором ун-та. В 1930— 1935 В.— непременный секретарь, в 1942—53 — вице-президент АН СССР. Осн. предмет науч. исследований В.— история социалистич. идей, особенно во Франции и в Англии. В. осуществил обширное издание рус. переводов соч. классиков утопич. социализма с комментариями и вступит, статьями. Соч.: Революционный коммунист XVIII в., 2 изд., М.—Л., 1924; Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; История социалистических идей, ч. 1—2, М.—Л.. 1928—31; Очерки по истории социализма, 4 изд., М., 1935: Пеккёр, «Исторические записки», 1948. т. 25; Гуманизм и социализм, М., 1955; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958. ВОЛЬНЕЙ, В о л ь н е (Volney), Константен Франсуа (3 февр. 1757 — 25 аир. 1820)— франц. бурж. просветитель. При Наполеоне I В. получил графский титул, в период Реставрации стал пэром Франции.
Исходя из сенсуализма Локка и Кондилъяка, вплотную подошел к материализму, оставаясь сторонником деизма и утверждая, что познание божества должно происходить через познание природы. Путь к истине и критерий истинности В. видел в ощущениях. Основой человеческих поступков В. вслед за Гельвецием считал интерес, себялюбие, стремление к удовольствию, отвращение от страдания. Под влиянием этих стимулов человечество, по В., впало в анархию, неравенство, деспотизм, к-рые будут устранены благодаря тому, что все люди осознают необходимость соблюдать общее благо. Будучи идеалистом в понимании истории, В. в произведении «Руины, или Размышления о революциях империй» («Les Ruines, он Meditations sur les Revolutions des Empires», 1791, рус. пер. [1928]) пытался выяснить причины роста и упадка гос-в и критиковал церковь и религию как оплот феод, деспотизма. Социальный идеал В.— бурж. общество во главе с просвещ. монархом. В. выдвигал идею объединения народов в «Генеральные штаты Европы», где французы стали бы «народом-законодателем»; восхвалял захватнич. войны Наполеона I. Соч.: Oeuvres completes, t. 1—8, P., 1821; La loi naturelle, ou Catechisme du citoyen francais, P., 1934; Lecons d'liistoire, prononcees a l'Ecole Normale en l'an 111 de la Republique francaise (1795>, 3 ed., P., 1822; Discoure sur l'etude philoso-phiques des langues, 4 ed., P., 1821. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 436—38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 593. ВОЛЬНОДУМСТВО — см. Свободомыслие. ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевдоним; наст, фамилия— А р у э (Arouet)], Франсуа Мари (21 нояб. 1694 — 30 мая 1778)—франц. писатель, публицист и философ, страстный борец с религ. мракобесием, один из вождей франц. Просвещения. Родился в семье парижского нотариуса. Дважды был заключен в Бастилию. Большое влияние на формирование филос. взглядов В. имело его пребывание в Англии (1726— 1729),в то время передовой ка-питалистич. стране. В 1734— 1749 (с перерывами) В. проживал в замке Сире, на границе Лотарингии, а в 1750— 1753 находился в Пруссии при дворе короля Фридриха II. В 1758 В. поселился на границе Швейцарии и Франции, в замке Ферне, за неск. месяцев до своей смерти переехал в Париж, где и умер. В. активно сотрудничал в «Энциклопедии», возглавлявшейся Дидро, и поддерживал тесную связь с молодым поколением просветителей-материалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|